Научная статья на тему 'РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ'

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / РОДИТЕЛИ: АВТОРИТАРНЫЕ / ЛИБЕРАЛЬНЫЕ / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СЕМЬЯ / СМЫСЛОВОЙ БАРЬЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обносов Владимир Николаевич

В статье говорится об основных принципах установления психологически грамотных отношений с родителями, основанных на объективной и полной информации о семье и ребенке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING WITH PARENTS AS AN IMPORTANT CONDITION FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF THE CLASS TEACHER

The article talks about the basic principles of establishing psychologically competent relationships with parents based on objective and complete information about the family and the child.

Текст научной работы на тему «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

УДК 37.018

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО

РУКОВОДИТЕЛЯ

Владимир Николаевич Обносов

кандидат психологических наук, доцент vladimirobnosov@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье говорится об основных принципах установления психологически грамотных отношений с родителями, основанных на объективной и полной информации о семье и ребенке.

Ключевые слова: классный руководитель, родители: авторитарные, либеральные, демократические отношения, семья, смысловой барьер.

Работа с родителями является одним из важнейших направлений деятельности классного руководителя. Без знания семейного положения учащихся, без контактов с их родителями и учебная, и воспитательная работа педагога может оказаться недостаточно эффективной.

Основой и началом деятельности классного руководителя является сбор и анализ полной и достоверной информации о семьях учащихся. Важно знать материально-бытовые условия семьи, ее насущные проблемы, знать, какими возможностями обладает семья для нормального обучения и воспитания ребенка. Внимательное изучение этой сферы семейной жизни может дать ответы на следующие вопросы:

- в какой степени ребенок обеспечен всем необходимым для учебы;

- есть ли у него место и другие необходимые условия для выполнения домашних заданий;

- в какой степени он загружен домашними делами, постоянными обязанностями, достаточен ли резерв времени для выполнения школьных заданий, для любимых занятий, для отдыха;

- может ли кто-то из членов семьи оказать ему реальную, достаточно квалифицированную помощь в учебе в случае затруднений;

- насколько упорядочена жизнь ученика и семьи в целом, существует ли стабильный уклад жизни, предусматривающий нормальное регулярное питание ребенка, достаточный для его возраста сон и отдых, разумный режим дня.

Классному руководителю важно иметь представление о морально -психологическом климате семьи, в частности, насколько доброжелательными, или напротив, жесткими и конфликтными являются отношения в семье. В этом плане выделяют семьи авторитарного типа, в которых кто-то безраздельно господствует над всеми остальными членами семьи, пользуясь либо методом запугивания, морального подавления и даже физическими наказаниями, физическим превосходством. Господство может достигаться и за счет материальной зависимости членов семьи о того, кто их обеспечивает. Предъявляемые требования главы семьи здесь неукоснительно выполняются,

непослушание является крайне редким явлением, за что следует обязательное и порой очень жесткое наказание. В таких семьях развитие ребенка или идет по типу пассивного, безвольного подчинения любым, даже неразумным требованиям или рождает ответную агрессию и стремление не мириться ни с какими запретами, что в дальнейшем может стать основой противоправного поведения [4, с. 28].

В семьях либерального типа детям предоставляется большая свобода, им очень многое позволяется, непослушание является обычным явлением. Родители злоупотребляют всевозможными нотациями, уговаривают, увещевают детей и редко прибегают к наказаниям. В наказаниях они непоследовательны, часто только угрожают, но не наказывают, жалеют детей. В таких семьях дети могут вырасти капризными, своевольными, эгоистичными, не умеющими замечать других и считаться с их мнением и интересами, что в дальнейшем может стать причиной их отверженности в классе [5, с. 360].

В семьях демократического типа руководящая роль родителей сохраняется, однако они не вмешиваются в жизнь детей там, где дети способны к самостоятельности. В авторитарных семьях, напротив, ребенком постоянно управляют и могут контролировать в каждой мелочи, в либеральных родители грешат назойливой, навязчивой опекой и часто делают за ребенка то, что он вполне мог бы сделать сам. В демократических семьях у детей большие права, но в тоже время и постоянные обязанности, круг которых с каждым годом расширяется, он несут за них ответственность, никто кроме них не выполняет эту работу. В тоже время в демократических семьях все готовы придти на помощь друг другу. Родительское «нет» здесь объясняется, обосновывается, но является для ребенка обязательным. Именно такой тип родительского воспитания наиболее благоприятен для формирования ответственности как черты личности [3, с. 54].

Естественно, работа классного руководителя с разными типами семей строится по-разному. Трудно воздействовать на семьи авторитарного типа, нужен особый подход, особый тон, чтобы семья не «закрылась» от педагога,

чтобы на классного руководителя не возникла негативная установка, которую в дальнейшем очень трудно преодолеть, хотя это правило верно и для других типов семей. В своей работе классный руководитель должен дорожить добрыми отношениями с родителями, в противном случае между ними может возникнуть смысловой барьер. В этом случае все, что педагог говорит родителям даже из самых добрых побуждений ими либо не воспринимается, либо воспринимается превратно, вызывает подозрения. В словах классного руководителя родителям видится насмешка, желание показать свое превосходство, унизить ребенка по сравнению с другими, свести какие-то личные счеты. Родители могут думать, что педагог не справляется со своими обязанностями - научить и воспитать их ребенка - и пытается переложить эти обязанности на них. Иногда вполне объективная, необходимая требовательность педагога понимается родителями как желание получить от них материальное вознаграждение. Полезно здесь вспомнить слова Ф.И. Тютчева о том, что «нам не дано предугадать как слово наше отзовется», всегда надо уточнять, правильно ли нас поняли.

Смысловой барьер может существовать годами, его очень тяжело преодолеть, но легко создать. Поэтому существует обязательное правило работы с родителями: как можно меньше негативной информации об их ребенке. Это правило тяжело выполнить, если его поведение, учеба, казалось бы, не дают никаких поводов для похвалы. Но даже в этом случае следует говорить прежде всего о достоинствах ребенка, обязательно находить что-то положительное, вспоминать даже малейшие его достижения, хорошие поступки. Похвала педагога должна быть искренней, уважительной, чтобы родители не восприняли ее как попытку посластить горькую пилюлю или как лицемерное желание педагога скрыть свою недоброжелательность по отношению к их ребенку, да и к ним самим. Даже когда приходится перейти к обсуждению проблем и недостатков, говорить о них надо не с критикой, не с осуждением: «Вот видите, какой он у вас, до чего докатился!». Напротив, в тоне педагога должно звучать искренне сожаление, тревога, желание найти

правильный выход из трудной ситуации: «Как нам быть? Как помочь ребенку, чтобы ему не было плохо, чтобы он не сбился с правильного пути». Здесь мы видим реализацию принципа педагогического сотрудничества, когда классный руководитель видит в родителях своих союзников, надеется на их позитивный личностный потенциал [6, с. 12].

Некоторые родители, после того, как классный руководитель в полном объеме выложил им все, чем «отличился» их ребенок, придя домой, тут же вымещают на него всю свою злобу, прибегая к оскорблениям, болезненным запретам, телесным наказаниям. Ребенок может воспринимать эти наказания не как расплату за свое действительно недопустимое поведение, а как следствие того, что это классный руководитель нажаловался, «настучал». Ему легче считать, что не его собственное поведение, а именно слова педагога являются главной причиной родительского гнева. Такое понимание ситуации не только не сближает классного руководителя и ученика, но напротив, вызывает у ученика ненависть, является серьезной причиной для возникновения конфликтных ситуаций, особенно, в подростковом возрасте [1, с. 24]. Поэтому, побеседовав с родителями и рассказав им о том, что вряд ли их порадует, классный руководитель обязательно должен обсудить с ними план дальнейших действий: как надо поговорить с ребенком после этой беседы, какие слова педагога ему передать, а о чем умолчать. Конечно, надо учитывать степень педагогической и психологической грамотности родителей, особенности их характера, темперамента, возраст, род занятий и т.д [2].

Одним из самых важных вопросов во взаимодействии классного руководителя и родителей является вопрос о здоровье ребенка. Есть дети, которые физически ослаблены, астенизированы, которые перенесли родовые травмы, имеют хронические заболевания, недостатки зрения, слуха, слабую и крайне чувствительную нервную систему, искривления позвоночника, страдают из-за полноты или реальных или кажущихся недостатков внешности. Классный руководитель должен знать о состоянии здоровья каждого ученика, об имеющихся у них проблемах. В корректной, тактичной форме эти сведения

надо доводить до учителей-предметников, чтобы они учитывали их в своей работе. Надо обязательно предупредить их о неразглашении подобной информации. Классному руководителю нужно знать о тех требованиях, которые предъявляют учителя-предметники к детям, ясно представлять объем их обшей учебной нагрузки и соотносить этот объем с физическими возможностями каждого ребенка.

Предметом особой заботы классного руководителя могут стать неполные семьи, семьи матерей-одиночек, семьи, где детей воспитывают дедушки и бабушки, приемные родители. Здесь в работе нужен особый такт, хотя и полная семья сама по себе еще не гарантирует правильного воспитания и не избавлена от многих проблем. К сожалению, классный руководитель, который обычно является еще и учителем-предметником с большой учебной нагрузкой, далеко не всегда располагает и необходимым временем и необходимыми условиями для выполнения своих воспитательных задач, которые являются очень сложными.

Список литературы:

1. Костюшина Е.В., Парусова Н.Н. Проблема конфликтов в подростковом возрасте // Наука и Образование. 2018. Т. 2. № 3- 4. С.24

2. Манаенкова М. П., Бозоева Я.М. Семейное воспитание - основа формирования личности ребенка // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1. - EDN KITQOW.

3. Невзорова М.С. Воспитание ответственности личности как готовности к реализации свободного выбора // Молодежь: свобода и ответственность: материалы IV Владимирских духовно-образовательных чтений / сост. Р.С. Леонов. Мичуринск: Изд-во Мичуринского ГАУ. 2019. С.52 - 56.

4. Обносов В.Н. Социально-психологический анализ девиантного поведения // Наука и Образование. 2019.Т.2. № 2. С. 28.

5. Обносов В.Н., Свиридова Л.В. Причины популярности и отверженности в детском коллективе // Наука и Образование. 2020. Т.3 № 4. С. 360.

6. Попова Т.И. Попов А.С. Педагогика сотрудничества как условие психологически безопасной среды // Наука и Образование. 2018. Т.2. № 3 - 4. С. 12

UDC 37.018

WORKING WITH PARENTS AS AN IMPORTANT CONDITION FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF THE CLASS TEACHER

Vladimir N. Obnosov

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

vladimirobnosov@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article talks about the basic principles of establishing psychologically competent relationships with parents based on objective and complete information about the family and the child.

Key words: class teacher, parents, relationships, authoritarian, liberal, democratic families, semantic barrier.

Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.