УДК 159.923
МАНИПУЛЯЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Елена Викторовна Кирпичева1
кандидат филологических наук titdino1@mail.ru Валерия Витальевна Федулова1
студент
vvaleriaffedulova@gmail .сот Александра Андреевна Кирпичева2
студент
kirpichevasasha-05 @mail. ги 1Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск, Россия 2Аграрно-технологический техникум п. с-за Селезневский, Тамбовская область, Россия
Аннотация. Современный мир сложно представить без такого явления как манипуляция. Практически в любой сфере жизни мы сталкиваемся с данным явлением в работе, учёбе, обыденной жизни. В данной статье рассматриваются манипуляции в педагогическом процессе, плюсы и минусы этого явления, сделаны выводы, приносят они вред или все же пользу для обучающихся.
Ключевые слова: манипуляция, педагогический процесс, педагогическое управление.
Каждый человек за всю свою жизнь сталкивался или же был тем, кто осознанно или неосознанно осуществлял манипуляции по отношению к окружающим. Большинство людей используют манипуляции для достижения полезных для себя целей, но не все они идут во вред человеку. В сложных педагогических ситуациях при помощи манипулятивных действий с целью коррекции можно стимулировать у подопечного "ложные" намерения, не совпадающие с его актуальными желаниями, но придающие ситуации положительный вектор.
Такого рода "полезные" манипуляции можно использовать именно в педагогическом процессе, когда при реализации положений педагогики авторитета можно наблюдать столкновение требований педагога и воли воспитанников/обучающихся и, как следствие, отказ от прямого воздействия и обращение к воздействию косвенному. При этом, педагог использует различного рода манипуляции как в общении с учениками, так и с родителями, коллегами и даже с администрацией. Именно поэтому проблема педагогических манипуляций является актуальной.
По определению Н.М. Козлова под манипуляцией понимают «... скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей» [1, с. 43]. При этом манипулятор с необыкновенной ловкостью и точностью слов, интонаций и средств невербального общения должен добиться того, чтобы оппонент считал, что все мысли, идеи и действия были продуктом его собственных маневров, а не навязанными ему кем-то. То есть человек перекладывает ответственность за совершенное по его научению на другого. Именно поэтому к манипуляции относятся так настороженно. Но в педагогике манипуляции могут принести неоценимый вклад в развитие детской личности, так как все действия происходят без ущемления интересов ребенка.
Педагог не навязывает ребенку своих мыслей, взглядов ради достижения каких-то своих целей, а обязан ради реализации собственных целей ученика
выстраивать образовательные ситуации таким образом, чтобы условия принятия учеником предложенных учителем учебных задач воспринимались как свободно выбранные. Он не должен стремиться к тому, чтобы ребенок был занят только репликацией личности учителя или стремился подтвердить в себе идеальную модель ученика. Через педагогическое манипулирование учитель должен стремиться решать проблемы, связанные с формированием познавательной активности и учебной самостоятельности школьников, формировать и развивать стремление ребенка к идеалу образования -самообразованию.
Для этого должны быть организованы специальные педагогические условия, поддающиеся педагогическому управлению. Здесь следует указать, что существует систематизация разных групп условий по разным признакам. Например, по характеру воздействия выделяют объективные и субъективные условия; по объекту воздействия - общие и специфические и др. В каждой отдельной педагогической ситуации, естественно, следует опираться на условия, специально аргументированные и организованные обстоятельствами и направлениями педагогической деятельности, а также систематизированные по ряду подходящих для конкретной ситуации признаков.
Поэтому можно рассматривать как синоним «манипуляции» понятие «управление». Педагог не манипулирует ребенком, а управляет педагогическим процессом, т.е. направляет гарантирующие личностный успех обучающихся педагогические действия в нужное русло.
Некоторые педагоги, стремясь манипулировать учеником, превышают разумные пределы. Многие и не задумываются, какой психологический вред они могут нанести детям, злоупотребляя властью над ними [3, с. 27]. Кроме вреда психическому здоровью учащихся, манипуляции также служат примером для подражания, т.е. манипулируя детьми, педагог способствует формированию макиавеллизма (склонность человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях) у подрастающего поколения. Именно поэтому педагог должен правильно выстраивать педагогический процесс, заботясь о
здоровом развитии психики ученика. Поэтому особое место в педагогическом общении отводится созданию таких условий, которые позволят ребенку в наибольшей степени раскрыться и проявить свою индивидуальность [2, с. 81].
Мы живём в мире, где все строится на манипуляциях, и использовать их в своем педагогическом процессе или же нет, решает только сам учитель. Однако конструктивная манипуляция может стать позитивным средством личностного развития ребенка, причем развития значительно более продуктивного и интенсивного, позволяющего ребенку с большей глубиной осознавать свое "я", чем обеспечивает педагогика авторитета.
Подводя итоги можно сказать, что манипуляции в педагогическом процессе полезны, когда они направлены на ученика и его успех, а не на удовлетворение педагогом своих амбиций, разрушающих неокрепшую психику ребенка.
Список литературы:
1. Козлов Н.М. Психология взаимоотношений. М.: АСТ-пресс, 2001.
125 с.
2. Попов А.С., Попова Т.И., Обносов В.Н. Формирование культуры профессионального общения у будущих бакалавров педагогического образования // Альманах мировой науки. 2016. № 2-2 (5). С. 79-81.
3. Шостром Э. Анти-Карнеги. Минск: Ridero, 1999. 96 с.
UDC 159.923
MANIPULATIONS IN THE PEDAGOGICAL PROCESS
Elena V. Kirpicheva1
Ph.D., Associate Professor titdino1@mail.ru Valeria V. Fedulova1
student
vvaleriaffedulova@gmail.com Alexandra A. Kirpicheva2
student
kirpichevasasha-05 @mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia 2Agricultural Technology College s-behind Seleznevsky, Tambov Region, Russia
Abstract. It is difficult to imagine the modern world without such a phenomenon in psychology as manipulation. In almost every area of life, we encounter this phenomenon in work, study, and everyday life. This article discusses manipulations in the pedagogical process, the pros and cons of this phenomenon, conclusions are drawn whether they bring harm or still benefit to students.
Keywords: manipulation, pedagogical process, pedagogical management.
Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.
The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.