Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК КАК СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК КАК СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирпичева Е.В., Кирпичева А.А.

В статье представлены результаты педагогического мониторинга духовно-нравственного воспитания первокурсников через организацию культурных практик. Педагогический мониторинг основан на критериях и показателях духовно-нравственного воспитания первокурсников в условиях культурных практик. Выявлены представления и духовно-нравственные качества первокурсников, сделан вывод об использовании сетевого взаимодействия в организации культурных практик студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF CREATING CULTURAL PRACTICES AS A MEANS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article presents the results of pedagogical monitoring of the spiritual and moral education of first-year students through the organization of cultural practices. Pedagogical monitoring is based on the criteria and indicators of the spiritual and moral education of first-year students in the context of cultural practices. Representations and spiritual and moral qualities of first-year students are revealed, a conclusion is made about the use of network interaction in the organization of students' cultural practices.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК КАК СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 37.017

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК КАК СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Елена Викторовна Кирпичева1

кандидат филологических наук titdino1@mail.ru Александра Андреевна Кирпичева2

обучающийся к±рюЬеуававЬа-05 @тай. ги 1Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия 2Аграрно-технологический техникум п. с-за Селезневский, Тамбовская область, Россия

Аннотация. В статье представлены результаты педагогического мониторинга духовно-нравственного воспитания первокурсников через организацию культурных практик. Педагогический мониторинг основан на критериях и показателях духовно-нравственного воспитания первокурсников в условиях культурных практик. Выявлены представления и духовно-нравственные качества первокурсников, сделан вывод об использовании сетевого взаимодействия в организации культурных практик студентов.

Ключевые слова: педагогическая технология, культурная практика, духовно-нравственное воспитание, сетевое взаимодействие.

Духовно-нравственное воспитание - целенаправленный процесс взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Культурный диалог «отцов» и «детей» - сущность любого воспитания.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников и студентов обращает внимание на то, что «основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика - организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре».

Чтобы духовно-нравственное воспитание молодого поколения стало результативным, надо параллельно создавать условия для создания системы многообразных свободных культурных практик школьников и студентов, ориентированных на проявление социальной самостоятельности и творческой активности в разных видах деятельности.

Под культурными практиками понимаются разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах виды самостоятельной и совместной деятельности обучающихся и педагогов, поведения и опыта. Это обычные для обучающихся способы и формы самоопределения и самореализации, тесно связанные с экзистенциальным содержанием их бытия и СО-бытия с другими людьми.

Культурные практики могут включать педагогические игры, ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта, работу в творческих мастерских, музыкально-театрализованную деятельность и литературные гостиные, коллективную и индивидуальную трудовую деятельность, организованный досуг, сенсорный и интеллектуальный тренинг. Базами для реализации культурных практик и создания благоприятных условий для духовно-нравственного воспитания школьников и студентов могут стать, как отмечает К.Е. Дымовских, «ресурсы социальных партнеров при условии

применения высокоэффективной технологии сетевого взаимодействия» [2, с. 122].

Нами был организован педагогический мониторинг уровня духовно-нравственного воспитания обучающихся, поступивших на первый курс Социально-педагогического института ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ по критериям и показателям, разработанным Е.П. Дударенко [1, с. 15].

В работе нами использовались методы сравнения и анализа данных начального и заключительного этапов диагностики уровня духовно-нравственного воспитания первокурсников.

Результаты педагогического мониторинга показали, что у многих обучающихся 1 курса все еще недостаточно сформированы духовные и нравственные ориентиры, а сформированные представления, как выяснилось на предварительно-диагностическом этапе педагогического мониторинга (анкетирование обучающихся), имеют субъективный характер: велико значение воспитательной деятельности образовательной организации, где студенты 1 курса обучались ранее (школа, система СПО), семьи, общественных организаций, ближайшего окружения, направленных на формирование мировоззрения и всестороннее развитие человека (рисунок 1).

□ Семья □ Ближайшее окружение

□ Образовательные организации □ Общественные организации

Рисунок 1 - Совокупность представлений первокурсников об источниках духовно-нравственного воспитания.

Как показало исследование, проведенное кураторами студенческих групп, большинство обучающихся отмечают негативные примеры поведения

взрослых; современная молодежь очень зависима от чужого влияния, молодые люди подражают чужому поведению, некритичны к своим поступкам, затрудняются устанавливать причинно-следственные связи и не «просчитывают» последствий своих поступков и привычек, очень доверчивы или наоборот - враждебны к окружающим (рисунок 2).

□ Негативные примеры поведения взрослых

□ Зависимость от чужого влияния

□ Подражают чужому поведению

□ Некритичны к своим потупкам

□ Не видят причинно-следственных связей

□ Доверчивы

□ Враждебны

Рисунок 2 - Совокупность духовно-нравственных характеристик первокурсников.

Полученные результаты показали, что в Социально-педагогическом институте не в полной мере используются существующие в педагогической практике воспитательные технологии по духовно-нравственному направлению; не определен потенциальный вектор использования технологии культурных практик в духовно-нравственном воспитании первокурсников.

В связи с этим была отмечена необходимость в пересмотре технологий воспитательной работы и в качестве средства развития базовых духовно-нравственных ценностей первокурсников была намечена перспектива использования технологии культурных практик. Данная технология предполагает использование метода проекта, который направлен на предоставление обучающимся возможности самостоятельно приобретать профессиональные знания при решении практических задач, а также осуществлять, по мнению Е.В. Корепановой «... воздействие [на педагога] в

целях изменения, уподобления и адаптации в ходе учебной деятельности» [4, с. 94]. В процессе культурных практик возможно создание атмосферы свободы выбора, творческого обмена , сотрудничества профессионалов и новичков в педагогической профессии.

Все формы культурных практик в различных сочетаниях располагают к формированию благоприятных условий для индивидуального профессионального и личностного развития будущих учителей, способствуют постижению основ педагогического мастерства и обогащению образовательного процесса.

Список литературы:

1. Дударенко Е.П. Педагогический мониторинг духовно-нравственного воспитания старшеклассников посредством внеурочной экскурсионной деятельности // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. № 3(11). С. 13-18. Электронный ресурс. Режим доступа: www.gramota.net/materials/472018/3/ (дата обращения - 17.10.2022)

2. Дымовских К.Е., Кирпичева Е.В. Организация сетевого взаимодействия образовательной организации с музеями г. Мичуринска как условие воспитания эмоциональной отзывчивости младших школьников // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 122.

3. Корепанова Е.В., Кирпичева Е.В. Диалогическое общение в психологическом сопровождении учебной деятельности обучающихся // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2020. №4(78). С. 91-99.

4. Сидорова И. В. Инновационная деятельность педагога в свете проблемы теории и практики // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 99. -БЭК О^АОТ.

UDC 37.017

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF CREATING CULTURAL PRACTICES

AS A MEANS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

Elena V. Kirpicheva1

Ph.D., Associate Professor titdino1@mail.ru Alexandra A. Kirpicheva2

student

kirpichevasasha-05 @mail .ru 1Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia Agricultural Technology College s-behind Seleznevsky, Tambov Region, Russia

Abstract. The article presents the results of pedagogical monitoring of the spiritual and moral education of first-year students through the organization of cultural practices. Pedagogical monitoring is based on the criteria and indicators of the spiritual and moral education of first-year students in the context of cultural practices. Representations and spiritual and moral qualities of first-year students are revealed, a conclusion is made about the use of network interaction in the organization of students' cultural practices.

Keywords: pedagogical technology, cultural practice, spiritual and moral education, networking.

Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.