УДК 373.21
ВОПРОСЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кристина Павловна Кузьмина
воспитатель кпБ.кигш^О [email protected] МБДОУ ЦРР-Д/с «Сказка» г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье освещены вопросы патриотического воспитания дошкольников, которое направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины.
Ключевые слова: мораль, духовность, духовно-нравственное развитие.
« Образованию ума всегда должно
предшествовать воспитание сердца» святитель Иннокентий (Вениаминов), Митрополит Московский и Коломенский Вопросы духовно-нравственного воспитания являются значимыми и важными во всех ступенях современного образования, как дошкольного, так и дошкольного. Актуальной данная проблема является в связи с тем, что настоящее поколение растёт без устойчивых нравственных ценностей и ориентиров, в атмосфере безразличия и равнодушия к происходящим событиям и окружающей действительности.
Несомненно, все педагоги, как дошкольного, так и начального и среднего образования, отводят особое значение, именно дошкольному периоду, то есть духовно-нравственному развитию ребёнка от рождения до 7 лет. Именно в этот, важный для формирования личности период, происходит осознание ребёнком себя в этом огромном мире, формируются первоначальные представления морали, нормах поведения в обществе, закладываются механизмы социальной адаптации. Именно в этот благоприятный для духовно -нравственного развития период необходимо приобщать ребёнка к культуре родного народа, знакомить с историей малой Родины, учить замечать красоту родного края и формировать представление о разнообразии народностей, обычаев, традиции родной страны.
Очень важно, по нашему мнению, ранее духовно-нравственное воспитание является основным в формировании высоконравственной личности, которая является носителей моральных ценностей поступков. От того, что будут вкладывать педагоги в ребёнка на данном этапе развития, зависит, как формирующаяся личность выстроит отношение с обществом, насколько приняты этой личностью будут нравственные и культурные ценности. Но при всей значимости дошкольного учреждения в воспитании подрастающего поколения, особую роль в нравственном развитии играет семья, ведь именно происходящее в семье получает в сердце ребёнка наиболее эмоциональный
отклик. Но в современном обществе существует ряд трудностей, с которыми сталкиваются педагоги при взаимодействии с семьями воспитанников в вопросах духовно-нравственного воспитания. А именно:
1. Отсутствие семейных ценностей;
2. Отсутствие преемственности поколений;
3. Низкий уровень духовно-нравственной культуры родителей;
4. Отсутствие достаточного уровня компетенции в вопросах духовно-нравственного воспитания ребёнка;
Учитывая наличие вышеизложенных проблем, и низкий уровень ответственности со стороны родители в вопросах нравственного воспитания, педагогам необходимо организовать правильное и квалифицированное педагогическое сопровождение и просвещение родителей в данном вопросе.
Работа по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств, стала эффективной, благодаря созданной системе работы с родителями через индивидуальные консультации, беседы, родительское собрание, через средства наглядной агитации.
Необходимо отметить, что задача развития и воспитания имеет особое значение и отмечена на государственном уровне, основным приоритетом которой является воспитание активного и любознательного поколения. Существуют методы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Среди них самыми эффективными являются: метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание, приучение, упражнение, показ и воспроизведение воспитывающих ситуаций, внушение, этическая беседа. Но широкое распространение и применение получил метод проектной деятельности.
Данный метод является актуальным и очень эффективными, так как проектная деятельность предполагает активное вовлечение родителей в образовательный процесс, что позволяет достигнуть положительных результатов.
Метод проектов позволяет восполнить недостатки духовно-нравственного воспитания, организуя тесное сотрудничество с семьями воспитанников. Проект позволяет проработать в тесном сотрудничестве семьи и дошкольной образовательной организации актуальные для данного периода и данной семьи вопросы духовно-нравственного воспитания. Метод проекта способствует формированию любви к малой Родине, родному краю. Метод проекта позволяет формировать семейные ценности и традиции и наладить так необходимую преемственность поколений. Наряду с проектной деятельностью широко применяется сотрудничество с социальными партнёрами в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Так, дошкольные образовательные учреждения организует сотрудничество с патриотическим клубом и музыкально-литературным музеем. В учреждении ежегодно проходит конкурс чтецов, посвящённых защитникам Отечества.
Широко освещаются вопросы духовно-нравственного воспитания на страницах сайта организации. Родители или законные представители, имеют возможность ознакомиться с консультациями и рекомендациями, касающимися данного вопроса. На страницах сайта освещаются мероприятия, проводимые с детьми, их цели, задачи желаемый результат.
Активно используется такая форма педагогического просвещения, как электронная рассылка. Данный формат позволяет адресно и вовремя оказать консультативную помощь или организовать индивидуальную работу с семьями воспитанников.
Ещё один способ информирования и повышения педагогической компетенции родительского сообщества - это персональный сайт педагога (воспитателя). Своевременно размещая материал на страницах своего персонального сайт в интересной и доступной как для детей, так и для родителей форме, педагог является куратором процесса нравственного воспитания, так как родители зачастую имеют желание воспитать достойного
члена общества, с высокоморальными качествами, привить любовь к Родине, но не имеют достаточной компетенции в данном вопросе. Педагог же, подбирает обучающие презентации, видеоматериалы и разрабатывает комплекс игровых заданий с учётом интереса ребёнка, его возрастных и индивидуальных возможностей.
Таким образом, решая проблемы духовно-нравственного воспитания детей, мы гарантируем свое светлое будущее. Заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы детям дошкольного возраста станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.
Список литературы:
1. Акинина, Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. Духовно -нравственное и гражданское воспитание. М.: Перспектива, 2012. 248 с.
2. Гогиберидзе, Г.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. М.: академия, 2013. 160 с.
3. Гусев Д. А., Васильева К. В. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. 2014. № 21.1. С. 170-173.
4. Духовное воспитание. М.: Сфера, 2013. 144 с.
5. Нищева, Н.В. Растим патриотов России. М.: Учитель, 2016. 288 с.
UDC 373.21
QUESTIONS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN THE MODERN SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATION
Kristina P. Kuzmina
educator
[email protected] MBDOU CRR-D\s "Fairy Tale"
Michurinsk, Russia
Annotation. The article highlights the issues of patriotic education of preschoolers, which is aimed at the formation and development of a person who has the qualities of a patriot citizen of the Motherland and is able to successfully perform civic duties.
Keywords: morality, spirituality, spiritual and moral development.
Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.
The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.