Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ВОПРОСЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина К. П.

В статье освещены вопросы патриотического воспитания дошкольников, которое направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмина К. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN THE MODERN SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATION

The article highlights the issues of patriotic education of preschoolers, which is aimed at the formation and development of a person who has the qualities of a patriot citizen of the Motherland and is able to successfully perform civic duties.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 373.21

ВОПРОСЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кристина Павловна Кузьмина

воспитатель кпБ.кигш^О [email protected] МБДОУ ЦРР-Д/с «Сказка» г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье освещены вопросы патриотического воспитания дошкольников, которое направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины.

Ключевые слова: мораль, духовность, духовно-нравственное развитие.

« Образованию ума всегда должно

предшествовать воспитание сердца» святитель Иннокентий (Вениаминов), Митрополит Московский и Коломенский Вопросы духовно-нравственного воспитания являются значимыми и важными во всех ступенях современного образования, как дошкольного, так и дошкольного. Актуальной данная проблема является в связи с тем, что настоящее поколение растёт без устойчивых нравственных ценностей и ориентиров, в атмосфере безразличия и равнодушия к происходящим событиям и окружающей действительности.

Несомненно, все педагоги, как дошкольного, так и начального и среднего образования, отводят особое значение, именно дошкольному периоду, то есть духовно-нравственному развитию ребёнка от рождения до 7 лет. Именно в этот, важный для формирования личности период, происходит осознание ребёнком себя в этом огромном мире, формируются первоначальные представления морали, нормах поведения в обществе, закладываются механизмы социальной адаптации. Именно в этот благоприятный для духовно -нравственного развития период необходимо приобщать ребёнка к культуре родного народа, знакомить с историей малой Родины, учить замечать красоту родного края и формировать представление о разнообразии народностей, обычаев, традиции родной страны.

Очень важно, по нашему мнению, ранее духовно-нравственное воспитание является основным в формировании высоконравственной личности, которая является носителей моральных ценностей поступков. От того, что будут вкладывать педагоги в ребёнка на данном этапе развития, зависит, как формирующаяся личность выстроит отношение с обществом, насколько приняты этой личностью будут нравственные и культурные ценности. Но при всей значимости дошкольного учреждения в воспитании подрастающего поколения, особую роль в нравственном развитии играет семья, ведь именно происходящее в семье получает в сердце ребёнка наиболее эмоциональный

отклик. Но в современном обществе существует ряд трудностей, с которыми сталкиваются педагоги при взаимодействии с семьями воспитанников в вопросах духовно-нравственного воспитания. А именно:

1. Отсутствие семейных ценностей;

2. Отсутствие преемственности поколений;

3. Низкий уровень духовно-нравственной культуры родителей;

4. Отсутствие достаточного уровня компетенции в вопросах духовно-нравственного воспитания ребёнка;

Учитывая наличие вышеизложенных проблем, и низкий уровень ответственности со стороны родители в вопросах нравственного воспитания, педагогам необходимо организовать правильное и квалифицированное педагогическое сопровождение и просвещение родителей в данном вопросе.

Работа по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств, стала эффективной, благодаря созданной системе работы с родителями через индивидуальные консультации, беседы, родительское собрание, через средства наглядной агитации.

Необходимо отметить, что задача развития и воспитания имеет особое значение и отмечена на государственном уровне, основным приоритетом которой является воспитание активного и любознательного поколения. Существуют методы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Среди них самыми эффективными являются: метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание, приучение, упражнение, показ и воспроизведение воспитывающих ситуаций, внушение, этическая беседа. Но широкое распространение и применение получил метод проектной деятельности.

Данный метод является актуальным и очень эффективными, так как проектная деятельность предполагает активное вовлечение родителей в образовательный процесс, что позволяет достигнуть положительных результатов.

Метод проектов позволяет восполнить недостатки духовно-нравственного воспитания, организуя тесное сотрудничество с семьями воспитанников. Проект позволяет проработать в тесном сотрудничестве семьи и дошкольной образовательной организации актуальные для данного периода и данной семьи вопросы духовно-нравственного воспитания. Метод проекта способствует формированию любви к малой Родине, родному краю. Метод проекта позволяет формировать семейные ценности и традиции и наладить так необходимую преемственность поколений. Наряду с проектной деятельностью широко применяется сотрудничество с социальными партнёрами в вопросах духовно-нравственного воспитания.

Так, дошкольные образовательные учреждения организует сотрудничество с патриотическим клубом и музыкально-литературным музеем. В учреждении ежегодно проходит конкурс чтецов, посвящённых защитникам Отечества.

Широко освещаются вопросы духовно-нравственного воспитания на страницах сайта организации. Родители или законные представители, имеют возможность ознакомиться с консультациями и рекомендациями, касающимися данного вопроса. На страницах сайта освещаются мероприятия, проводимые с детьми, их цели, задачи желаемый результат.

Активно используется такая форма педагогического просвещения, как электронная рассылка. Данный формат позволяет адресно и вовремя оказать консультативную помощь или организовать индивидуальную работу с семьями воспитанников.

Ещё один способ информирования и повышения педагогической компетенции родительского сообщества - это персональный сайт педагога (воспитателя). Своевременно размещая материал на страницах своего персонального сайт в интересной и доступной как для детей, так и для родителей форме, педагог является куратором процесса нравственного воспитания, так как родители зачастую имеют желание воспитать достойного

члена общества, с высокоморальными качествами, привить любовь к Родине, но не имеют достаточной компетенции в данном вопросе. Педагог же, подбирает обучающие презентации, видеоматериалы и разрабатывает комплекс игровых заданий с учётом интереса ребёнка, его возрастных и индивидуальных возможностей.

Таким образом, решая проблемы духовно-нравственного воспитания детей, мы гарантируем свое светлое будущее. Заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы детям дошкольного возраста станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

Список литературы:

1. Акинина, Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. Духовно -нравственное и гражданское воспитание. М.: Перспектива, 2012. 248 с.

2. Гогиберидзе, Г.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. М.: академия, 2013. 160 с.

3. Гусев Д. А., Васильева К. В. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. 2014. № 21.1. С. 170-173.

4. Духовное воспитание. М.: Сфера, 2013. 144 с.

5. Нищева, Н.В. Растим патриотов России. М.: Учитель, 2016. 288 с.

UDC 373.21

QUESTIONS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN THE MODERN SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATION

Kristina P. Kuzmina

educator

[email protected] MBDOU CRR-D\s "Fairy Tale"

Michurinsk, Russia

Annotation. The article highlights the issues of patriotic education of preschoolers, which is aimed at the formation and development of a person who has the qualities of a patriot citizen of the Motherland and is able to successfully perform civic duties.

Keywords: morality, spirituality, spiritual and moral development.

Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.