УДК 378
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ОЛИМПИАДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Елена Викторовна Кирпичева1
кандидат филологических наук [email protected] Александра Андреевна Кирпичева2
студент
kirpichevasasha-05@mail. т 1Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия 2Аграрно-технологический техникум п. с-за Селезневский, Тамбовская область, Россия
Аннотация. Статья представляет собой итог изучения мотивационной структуры личности участника предметных олимпиад школьников на муниципальном этапе.
Авторами представлены результаты диагностического исследования уровня притязаний и его влияния на олимпиадную конкурентоспособность обучающихся старших классов в условиях онлайн-участия.
Ключевые слова: олимпиада, мотивационная структура личности, уровень притязаний.
Наиболее востребованной соревновательной площадкой в последние годы стала Всероссийская олимпиада школьников (далее - ВсОШ). Результаты олимпиады - важнейший независимый показатель качества образования.
Это интеллектуальное состязание как отмечается в «Приказе Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» от 27.11.2020 № 678» «... проводится в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний, отбора лиц, проявивших выдающиеся способности, в составы сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам» [1, с. 4]. На этапе школьной предметной олимпиады участвовать могут все желающие, независимо от учебных достижений и уровня успеваемости. Этот уровень рассчитан на учеников 5-11 классов (задания по русскому языку и математике могут выполнять ученики уже с 4 класса); муниципальный этап рассчитан на школьников 7-11 классов; региональный этап, как и заключительный всероссийский, - для обучающихся 9-11 классов. Традиционно соревнования начинаются со школьного этапа, проводимого в конце сентября, и длятся до июня.
В соответствии с приказом управления народного образования администрации г. Мичуринска от 19.10.2021 №460 «О подготовке и проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2021-2022 учебном году», «в период с 09 ноября по 13 декабря 2021 года был проведен муниципальный этап ВсОШ по 22 учебным предметам.» [2].
Приказ управления народного образования администрации города Мичуринска от 15.12.2021 № 565 отражает следующие статистические данные.
В Олимпиаде на муниципальном этапе приняли участие 1612 учащихся (39,2% от участников школьного этапа) 7-11 классов из 10 МБОУ СОШ города, а также ТОГАОУ «Мичуринский лицей-интернат» [3] (рис. 1).
3000 2500 2000 1500 1000 500 0
-V
сч4
280 8?
437 1509 1424 1 61 2
^ Л4 #
Рисунок 1 - Динамика количества участников МЭ ВсОШ на территории г. Мичуринска.
Победителями Олимпиады стали 133 человека [3] (рис. 2).
200 150 100 50 0
115
122
187
116
Т33"
-V
/ # # #
Рисунок 2 - Динамика количества победителей МЭ ВсОШ на территории г. Мичуринска.
Призерами Олимпиады стал 321 человек [3] (рис.3).
600 500 400 300 200 100 0
573 -
31 2 31 0 299 21
-
Л-
сч\
^ #ч #
ж ^У
Рисунок 3 - Динамика количества призеров МЭ ВсОШ на территории г. Мичуринска.
Обратим внимание на то, что 2020-2021 учебный год стал рекордным за последние пять лет по всем трем показателям, представленным на диаграммах. Вспомним, что этот год - год начала обострения эпидемиологической
обстановки в связи с вирусом COVID-19 и все образовательные мероприятия, в том числе и соревнования ВсОШ, проводились с помощью информационно-коммуникационных образовательных технологий в онлайн-формате.
Вполне естественно, что не все школьники имеют склонности и способности к получению и обнаружению углублённых знаний. Однако, мотивация получения дополнительных баллов при поступлении в престижный вуз стимулирует учащихся демонстрировать повышенные интеллектуальные показатели. Но иногда даже очень успешные дети не чувствуют уверенности в себе, в своих талантах, возможностях олимпиадной конкурентоспособности.
Ответы, реакции и действия участников олимпиадных состязаний определяются не только объективными, но и эмоционально-субъективными факторами, обучающиеся действуют в соответствии со своими внутренними склонностями и учебными потребностями, уровнем притязаний (стремлением к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным), но также и в соответствии с требованиями извне. Поэтому, соревнования в онлайн-формате способны значительно повысить самооценку и уровень притязаний обучающихся, так как проводятся в психологически комфортных для участника условиях; являются доступными для всех школьников (например, в 2021-2022 учебном году во время проведения муниципального этапа ВсОШ несколько классов были закрыты на карантин, но дети все равно имели возможность выполнять олимпиадные задания); дают возможность полностью погрузиться в задание, не отвлекаться, не думать, глядя на других участников, что они выполнили задания лучше, быстрее, правильнее.
После завершения муниципального этапа ВсОШ 2020-2021 учебного года в декабре 2020 г. нами с использованием опросника «Оценка уровня притязаний» (автор В.К. Гербачевский), предназначенного для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности, было проведено исследование мыслей, чувств и желаний Екатерины Р. (9 класс, 15 лет) - участника олимпиады в
момент, когда работа над заданиями прерывается. В соответствии с авторской методикой опросник заполнялся по завершении одного из этапов (муниципального этапа) ВсОШ, когда один из уровней олимпиадных заданий уже пройден и вскоре предстоит начать работу над следующей, более сложной частью, т.е. участвовать в региональном этапе олимпиады.
По результатам тестирования определилась мотивационная структура личности испытуемого, состоящая из компонентов условно разделенных на четыре блока (рис.4).
Инициативность Закономерность результатов Ожидаемый уровень результатов Намеченный уровень мобилизации усилий Оценка своего потенциала Оценка уровня достигнутых результатов Волевое усилие Сложность задания Значимость результатов Мотив самоуважения Мотив смены деятельности Состязательный мотив Мотив избегания Познавательный мотив Внутренний мотив
0 5 10 15 20 25
Рисунок 4 - Мотивационная структура личности обучающегося - участника ВсОШ.
Первые шесть компонентов составляют ядро мотивационной сферы личности и выступают в роли факторов, непосредственно побуждающих обучающегося к дальнейшему участию в этапах ВсОШ, а компонент самоуважения соразмерно отражает полученную оценку довольно высокого уровня притязаний личности. Это говорит об отсутствии внутренней напряженности при выполнении олимпиадных заданий в онлайн-формате, хорошем уровне саморегуляции и саморуководстве, удовлетворенности собой и своими возможностями, понимании ценности собственной личности, одобрении своих учебных планов, стремлении к улучшнию своих достижений, решению задач более сложного уровня (региональный и всероссийский этапы ВсОШ) и отсутствии сомнений в получении высоких баллов.
15 20
20
-1-1-1-
Из полученных данных можно сделать вывод, что высокий уровень самопринятия, сформированный в процессе онлайн-участия в олимпиадных мероприятиях, влечет за собой формирование высокого уровня притязаний личности, адекватную самооценку, повышает мотивацию к успеху и олимпиадную конкурентоспособность старших школьников. При таком построении подготовки к предметным олимпиадам, по мнению Е.В. Корепановой, «... мотивационно-потребностный аспект ... позволяет проникнуть в личностное содержание отношений, поскольку вся система взаимоотношений педагога и обучающегося «вращается на оси» «потребности - мотивы»» [4, с. 94].
Список литературы:
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» от 27.11.2020 № 678 // Электронный ресурс. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202103050027?index=0&range Size=1 (дата обращения - 19.10.2022)
2. Приказ управления народного образования администрации г. Мичуринска от 19.10.2021 № 460 «О подготовке и проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2021-2022 учебном году» // Электронный ресурс. Режим доступа: https://unomich.68edu.ru/mdex.php/vsosh-2021-22 (дата обращения - 19.10.2022)
3. Приказ управления народного образования администрации города Мичуринска от 15.12.2021 № 565 «Об итогах проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2021-2022 учебного года» // Электронный ресурс. Режим доступа: https://unomich.68edu.ru/mdex.php/vsosh-2021-22 (дата обращения - 19.10.2022)
4. Корепанова Е.В., Кирпичева Е.В. Диалогическое общение в психологическом сопровождении учебной деятельности обучающихся //
Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2020. №4(78). С. 91-99.
UDC 378
OLYMPIAD MOVEMENT AS A RESOURCE OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER
Elena V. Kirpicheva1
Ph.D., Associate Professor [email protected] Alexandra A. Kirpicheva2
student
kirpichevasasha-05 @mail .ru 1Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia Agricultural Technology College s-behind Seleznevsky, Tambov Region, Russia
Abstract. The article is the result of studying the motivational structure of the personality of a participant in the subject Olympiads of schoolchildren at the municipal stage.
The authors present the results of a diagnostic study of the level of claims and its impact on the Olympiad competitiveness of high school students in terms of online participation.
Keywords: olympiad, motivational structure of personality, level of aspirations.
Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.
The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.