УДК 372.881.111.1
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
EDUCATIVE VALUE OF ALL-RUSSIAN ENGLISH LANGUAGE SCHOOL OLYMPIAD
© 2022
О.А. Максимчик О. А. Maximtchik
В статье анализируются особенности, закономерности включения воспитания в образовательный процесс в соответствии с недавними изменениями в Законе об образовании. Предпринята попытка рассмотреть школьную олимпиаду по иностранным языкам в качестве воспитательной составляющей системы образования. Автор отмечает, что воспитательный потенциал Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку (ВсОШ АЯ) до сих пор оставался за рамками изучения, и пытается восполнить данный пробел. На основе анализа официальных документов (Закона об образовании, ФГОС, методических рекомендаций по организации олимпиады) были сделаны выводы о воспитательных возможностях ВСОШ АЯ и приведены примеры собственных олимпиадных заданий, обладающих воспитательным потенциалом, на примере окружного (муниципального) этапа в Самарской области. Задания воспитательного характера включены во все разделы олимпиады: конкурс понимания устной речи (Listening), конкурс понимания письменной речи (Reading), лексико-грамматический тест и задания на проверку сформированности социокультурной компетенции (Use of English), конкурс письменной речи (Writing). Было показано, что подобные задания могут быть востребованы не только на уроках английского языка и в рамках внеурочной деятельности, но и в качестве основы для организации проектной и учебно-исследовательской деятельности, а также более масштабных воспитательных мероприятий. Был сделан вывод, что ВсОШ АЯ способствует не только интеллектуальному, но и духовно-нравственному развитию учащихся, а значит, обладает значительным воспитательном потенциалом.
Ключевые слова: воспитание; образование; ценности; духовно-нравственное развитие; патриотическое воспитание; воспитательный потенциал; иностранный язык; английский язык; олимпиада; Всероссийская олимпиада школьников; Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку; окружной (муниципальный) этап; олимпиадные задания.
The article deals with the problem of school children's moral education as part of modern education. The focus on educative element of modern education results in revision of school curriculum and school subjects content. The author attempts to consider educative value of language Olympiads as part of school education system and emphasizes absence of comprehensive research into the problem. All-Russian English Language School Olympiad from the point of view of its educative value is considered in the article. The relevance of the study is determined by the author's experience as an Olympiad tasks designer at municipal stage of the Olympiad. Following a brief analysis of official documents, the article reveals how the Olympiad regulations regarding materials about Russia are observed in municipal level Olympiad tasks. Such tasks can be found in all parts of the Olympiad: Listening, Reading, Use of English, Writing. Comments on their thematic and sociocultural relevance are given. The article discloses their educative value outlining their possible development into discussions, role plays, more comprehensive projects and educative activities and events. As a result of the study, a significant educative value of All-Russian English Language School Olympiad tasks is emphasized.
Keywords: moral education; school education; values; moral consciousness, moral development; patriotic education; educative value; a foreign language; the English language; Olympiad; All-Russian School Olympiad; All-Russian English Language School Olympiad; municipal stage of the Olympiad; Olympiad tasks.
Современный этап развития школьного образования во многом связан с изменениями в Законе «Об образовании в Российской Федерации», предложенными Президентом РФ В.В. Путиным в 2020 году [1]. Необходимость органичного включения воспитания в образовательный процесс привела
к изменению содержания школьных образовательных программ, призванному укрепить воспитательную составляющую системы школьного образования. Воспитание подрастающего поколения становится обязательной составляющей образовательного процесса. Помимо знаний, умений и навыков, в образо-
вательных организациях развивается личность обучающихся, формируется система его ценностей, воспитываются качества гражданина своей страны, который уважительно относится к истории, культуре и традициям Родины, чтит память предков, защитников отечества, подвиги героев. Очевидна потребность в переосмыслении ценностных ориентиров, которые разделяются различными национальными культурами и способны объединить российское общество. Возрастает роль учителя, задающего вектор нравственных ориентиров, осуществляющего помимо обучения задачу воспитания гармоничной личности, и прежде всего это, безусловно, относится к преподавателям гуманитарных дисциплин.
Согласно Закону об образовании [1], «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, на формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». Необходимость рассматривать воспитание как стратегический национальный приоритет привела к организации научных площадок, где педагоги, методисты, воспитатели обсуждают актуальные подходы к воспитанию подрастающего поколения, воспитательный потенциал современных уроков, лучшие воспитательные практики, вопросы гражданско-патриотиче-ского воспитания [см., например: 2 ; 3]. С 1 января 2021 года при участии Минпросвещения России началась реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание» в рамках нацпроекта «Образование» [4]. Усиливается воспитательный компонент в содержании учебных предметов, в учебной и учебно-
методической литературе, во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования. В связи с вышеизложенным нам представляется необходимым рассмотреть возможности школьных олимпиад в качестве воспитательной составляющей системы образования.
Предметные олимпиады, в том числе в рамках общероссийского движения олимпиад школьников, способствуют выявлению и дальнейшему развитию одаренных в определенной области учащихся. Так, Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку (далее - ВсОШ АЯ) выполняет задачу отбора и поддержки обучающихся, которые демонстрируют развитые интеллектуальные способности в области иностранных языков, страноведения и лингвострановедения, линг-вокультурологии и межкультурной коммуникации. В задачу школьных олимпиад входит повышение мотивации к изучению предмета, стимулирование интереса к процессу обучения, к самообразованию и саморазвитию, а также профориентация школьников. В связи со становлением стратегии воспитания в российской школе возрастает и интерес к воспитательным возможностям интеллектуальных конкурсов и олимпиад, что и определяет проблематику исследования.
Актуальность исследования обусловлена закреплением воспитания в качестве стратегического национального приоритета и последующим в связи с этим переосмыслением воспитательных возможностей отдельных предметов. Предметная область «Иностранные языки» не стала исключением. Интерес исследователей обусловлен становлением стратегии развития иноязычного образования в целом [5 ; 6], переосмыслением воспитательного потенциала предмета «Иностранный язык» [7], современного урока иностранного языка [8], проектной и внеклассной деятельности [9-11] в российской школе. Ряд исследований посвящен вопросам подготовки будущего учителя иностранных языков к воспитанию школьников [12-19].
Олимпиады по отдельным предметам как инструмент воспитания обучающихся
неоднократно попадали в поле зрения исследователей (см., напр., [20-28 и др.]). Однако, несмотря на то, что Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку продолжает оставаться в фокусе современных исследований [29-35], ее воспитательный потенциал до сих пор оставался за рамками изучения. Попытаемся восполнить данный пробел.
Цель статьи - проанализировать воспитательный потенциал Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку. Автором были изучены Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» [1]; ФГОС основного общего и среднего общего образования [36 ; 37]; методические рекомендации, которые регламентируют проведение ВсОШ АЯ [38]. На основе опыта разработчика олим-пиадных заданий муниципального (окружного) этапа ВсОШ АЯ в Самарской области в 2015-2022 учебном году были сделаны выводы о воспитательных возможностях ВсОШ АЯ и приведены примеры олимпиад-ных заданий, обладающих воспитательным потенциалом.
Смещение российской образовательной и воспитательной парадигмы в сторону всестороннего развития личности и создания условий для формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей, чувства гражданственности и патриотизма, уважения к памяти предков и бережного отношения к культуре и национальным традициям выводит воспитание в приоритетный проект не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях. Мы считаем, что участие в олимпиадах способствует не только интеллектуальному, но и духовно-нравственному развитию учащихся и собираемся описать это на примере заданий муниципального (окружного) этапа ВсОШ АЯ в Самарской области.
ФГОС основного общего [36] и среднего общего образования [37] оценивает выпускника школы как человека, который любит свою страну и малую Родину, уважает
культуру и духовные традиции своего народа, осознает ценности семьи и общества. Требования в части личностных результатов освоения программы образования подчеркивают наличие системы ценностно-смысловых установок, осознание своей идентичности, гражданственности, патриотизма, знание истории и культурных традиций многонационального народа России, гордости за прошлое и настоящее России. Изучение иностранного языка, помимо формирования иноязычной коммуникативной компетенции как инструмента межкультурного общения, ставит задачу приобщения к культурному наследию стран изучаемого языка, знаниям об их социокультурной специфике. Это становится возможным только через призму своей культуры, через развитие национального самосознания, осознания своего места в глобальном поликультурном мире. Такое мировоззрение основано на диалоге культур, на умении выделять общее и различное в родной и изучаемой культурах, готовности учитывать социокультурное, духовное, ценностное, языковое многообразие современного мира.
Переосмысление содержания языкового образования в части усиления изучения культурного наследия своей страны находит отражение и в методических рекомендациях по организации ВсОШ АЯ [38, с. 34-93], где содержатся требования о включении материалов о «России (истории, культуре, географии), наряду с текстами об англоязычных странах» [38, с. 48] и о связи текстов с «актуальной социокультурной ситуацией в России и/или странах изучаемого языка» [38, с. 48]. Считаем, что включение материалов о родной стране при их правильном отборе в олимпиадные задания обладает значительным воспитательным потенциалом, а разработанные задания могут быть востребованы не только на уроках английского языка и в рамках внеурочной деятельности, но и в качестве основы для организации проектной и научно-исследовательской деятельности, а также более масштабных воспитательных мероприятий.
Проиллюстрируем возможности олим-пиадных заданий в решении задач воспитательного характера на примере окружного (муниципального) этапов ВсОШ АЯ для учащихся 7-8 и 9-11 классов в 2017/182021/22 учебном году в Самарской области.
Подчеркнем: задания, имеющие воспитательный потенциал, включены во все олимпиадные конкурсы: конкурс понимания устной речи (Listening), конкурс понимания письменной речи (Reading), лексико-грамматический тест и задания на проверку сформированности социокультурной компетенции (Use of English), конкурс письменной речи (Writing).
Так, в пакете заданий для 7-8 классов в 2017/18 учебном году в разделе «Reading» предлагался текст о современных исследователях, в том числе о знаменитом российском путешественнике Федоре Конюхове (Fedor Filippovich Konyukhov is a Russian explorer. <...> By the age of fifty he had accomplished more than forty amazing trips and climbs. These included crossing the Atlantic Ocean fourteen times, once in a rowing boat). Текст задания на чтение для учащихся 9-11 классов в 2017/18 учебном году был посвящен ученым и изобретателям, в том числе русскому физику и исследователю Александру Богданову. (Alexander Bogdanov was a Russian physician, philosopher, economist, science fiction writer, and revolutionary.) Задание раздела "Use of English" предлагало сопоставить известных российских и британских ученых и их достижения. (Match the name of the British or Russian scientist in the first column with what they are most famous for in the second column.) Среди российских представителей научного сообщества, в частности, были Н. Лобачевский, Н. Пирогов, Н. Вавилов, И. Павлов, А. Фридман, А. Попов, А. Туполев.
Отметим, что задания, в которых используются тексты о великих гражданах страны, способствующие осознанию ценности образования, труда, науки, могут стать основой для осуществления более масштабного учебно-исследовательского или творческого проекта.
Вопросам истории родной страны был посвящен текст задания раздела «Reading» в 2018/19 учебном году для учащихся 78 классов об истории Советского Союза (The Rise and Fall of the Soviet Union). Выполнение задания можно продолжить обсуждением значимых вех в истории отечества, а также сделать обращение к памятным датам в календаре регулярным, что будет способствовать формированию осознанного и уважительного отношения к истории России.
Второе задание было связано с социокультурными различиями в поведениях русских, американцев и британцев. (Read the three texts about the differences between Russian, American and British manners.) В частности, рассматривались вопросы различий в категории вежливости. (Anyway at home we now have an agreement. If we 're speaking Russian, he can say 'Pour me some tea', and not say 'thank you' when I give it to him. But when we 're speaking English, he has to add a please, a thank you, and... a smile.)
Известное выражение «Доверяй, но проверяй» в изложении американского президента Р. Рейгана содержится в задании на соотнесение частей цитат на тему «Peace and Trust» раздела «Use of English» 2020/21 учебного года для учащихся 9-11 классов. (We have listened to the wisdom in an old Russian maxim. And I'm sure you 're familiar with it, Mr General Secretary. The maxim is... 'trust, but verify'. Ronald Reagan, American 40th President.)
Такие задания могут стать отправной точкой для круглого стола, посвященного социокультурным особенностям и национальным стереотипам, способствующего осознанию национальной идентичности на основе уважительного, доброжелательного, толерантного отношения к ценностям народов мира, готовности достигать взаимопонимания в межкультурном диалоге.
С вопросами культурных и религиозных различий связано задание на чтение для учащихся 9-11 классов в 2016/17 учебном году, содержащем текст о трагической ситуации с подменой детей при рождении, в результате которой две девочки выросли не
в семьях своих биологических родителей. Один из родителей, выходец из Таджикистана, воспитал чужую девочку мусульманкой, его родная дочь выросла в христианской семье.
Тематика текста подходит для обсуждения религиозных и культурных особенностей различных национальностей, населяющих РФ, например, в рамках фестиваля народов РФ, что способствует осознанию традиционных ценностей семьи; развитию взаимного уважения к особенностям многонациональных народов, населяющих РФ; формированию доброжелательного отношения к их культуре, вере, традициям, способности противостоять националистической идеологии и дискриминации по религиозным и иным признакам.
Задание раздела «Reading» в 2018/19 учебном году для учащихся 9-11 классов способствовало возникновению разговора об исчезающих языках, о ситуации с национальными языками в РФ, для анонсирования тематической выставки плакатов, посвященных национальным языкам. (Attempting to draw attention to the critical loss of indigenous languages, the UN has proclaimed 2019 as the International Year of Indigenous Languages.) Думается, задание способствует формированию осознанного отношения к языкам народов РФ.
Задания на аудирование (раздел «Listening») также допускают обращение к национальной тематике.
Один из текстов на аудирование для учащихся 9-11 классов в 2017/18 учебном году был посвящен Мэри Хобсон, которая очарована Россией, регулярно посещает Москву в холодное время года, получила диплом в области изучения русского языка в возрасте 60+, заинтересовавшись «Войной и миром» и пожелав прочитать роман в оригинале.
Задание раздела «Listening» для учащихся 9-11 классов в 2018/19 учебном году рассказывало о паре, планирующей путешествие на мотоциклах зимой по Сибири. В тексте говорится об огромных пространствах России и особенностях погодных
условий. Задание может стать основой для конкурсного проекта, описывающего природные особенности разных регионов РФ. Подобные задания способствуют развитию гордости за свою Родину, формированию основ экологической культуры и экологического мышления, бережного отношения к природе и окружающей среде.
Большим воспитательным потенциалом обладают задания раздела «Writing». В 2017/18 учебном году учащимся 7-8 классов предлагалось написать пост о создании временной капсулы с тремя предметами, характерными для природы родной страны, достопримечательностей, спорта или развлечений, культуры или традиций. (Imagine your school is making a time capsule about life in your country now. What things do you think should be inside a time capsule.)
Воспитательная ценность задания заключается в том, что оно помогает школьникам осознать свою этническую принадлежность, а также национальные символы родной страны. Задание может быть продолжено проектным заданием «Images of Russia».
Тематика письменного задания для учащихся 7-8 классов в 2018/19 учебном году была связана с только что прошедшим в России чемпионатом мира по футболу. (Russia hosted the 2018 FIFA World Cup this year. You had a class discussion about how this important sporting event 'has totally changed the worlds of sport, tourism and leisure '. ) Задание предлагало участникам олимпиады порассуждать, как подобные международные события разрушают культурные стереотипы (how international events break stereotypes about cultures), и, надеемся, помогло осознать себя жителем огромного поликультурного мира и формированию готовности вести диалог и достигать взаимопонимания на доброжелательной основе.
Задание 2019/20 учебного года для учащихся 7-8 классов в формате статьи поднимало вопросы трудности проживания иммигрантов в зарубежной стране (Many people are unprepared for the reality of living full-time in a different environment). Участникам предлагалось ответить на три вопроса,
осветив общее и различное в двух коммуникативных культурах: родной и британской/американской. (What do you think might be difficult for British / American immigrants in your country? What do both cultures (foreign and your own) have in common?)
Задание позволяет проверить знания социокультурного характера и умение выделять общее и различное в двух коммуникативных культурах.
В 2021/22 учебном году учащимся 78 классов предлагалось написать конкурсное задание по принципу диалога культур (Fou were offered to participate in a competition entitled "The 50 Greatest Russians and Britons "), выбрав две исторические фигуры, или двух политиков, или двух писателей и т.д., заслуживающих называться величайшими россиянином и британцем.
В одном из текстов задания 2021/22 учебного года для учащихся 7-8 классов рассказывается о Яне Флеминге, авторе книг о Джеймсе Бонде, герои которых часто представляют Россию и отражают противостояние Великобритании и Запада в целом и Советского Союза в холодной войне. Оно может быть продолжено обсуждением причин охлаждения российско-британских и российско-американских отношений на настоящем этапе развития межгосударственных взаимоотношений и поиском тем для диалога в рамках дискуссии или ролевой игры.
Подобные задания призваны проверить не только сформированность иноязычной коммуникативной письменной компетенции, но компетентность в области страноведения, лингвокультурологии и межкультурной коммуникации, а также могут развиться в полноценный исследовательский проект, тематический вечер или иное воспитательное мероприятие.
В письменном задании для учащихся 9-11 классов в 2017/18 учебном году участникам нужно было написать развернутое письменное высказывание на тему мульти-культурной России и вклада отдельных народов в российское общество, а также на тему сохранения национальной идентично-
сти. (What contribution do the different nationalities living in the Russian Federation make to a multicultural society? How far do you think it is possible to be part of a federation like Russia, and still preserve your national identity?)
Обсуждение поликультурной тематики на уроках английского языка или в виде внеурочной деятельности может быть продолжено в рамках декады национальной культуры народов РФ, призванной способствовать осознанию российской идентичности в многонациональном, поликультурном мире.
В 2018/19 учебном году учащимся 911 классов предлагалось высказать свое мнение на тему национальной и общемировой культуры и попытаться ответить на вопрос, должны ли быть возвращены национальные богатства, выставленные в музеях других стран. Задание может быть расширено за счет обсуждения списка общенациональных и общечеловеческих достижений и подготовки посвященных им тематических постеров. Такой творческий проект, направленный на освоение национального и общемирового художественного наследия, способствует осознанию ценности творчества и развитию эстетического самосознания.
Письменное задание 2020/21 учебного года для учащихся 9-11 классов было вновь обращено к реалиям РФ. Участникам предстояло написать конкурсное задание в формате раздела путеводителя о возможностях национального туризма. (The world's largest country, spanning two continents, Russia is a particularly intriguing market for the global travel and tourism industry. After hosting the 2014 Winter Olympic Games in Sochi and the 2018 FIFA World Cup, Russia increased its popularity among international tourists. <...> Is there a potential of tourism growth within the country?) Предлагалось осветить тему национального туризма, приведя примеры природного объекта, исторического или культурного объекта и региональной достопримечательности (a natural attraction of Russia; a place of historical or architectural interest; a tourist attraction from your region).
Подобные задания, которые могут превратиться в более масштабный проект, способствуют развитию гордости за свой край и свою Родину, формированию экологической культуры и экологического мышления, бережного отношения к природе и окружающей среде.
Ежегодно международные организации, такие, как ООН, посвящают год определенной тематике; в РФ также выбирают определенную тематику, которая будет определять культурные и другие события этого года в стране. В связи с этим при составлении заданий олимпиады мы рекомендуем ориентироваться на объявленную тематику определенного года в РФ и мире.
Как мы уже отмечали, считаем необходимым включать в олимпиаду тематические материалы, отвечающие задачам гражданско-патриотического воспитания, направленные на формирование у школьников уважения к историческому и культурному наследию, гордости за великих россиян, защитников и героев отечества. Для этого в олимпиадных заданиях рекомендуем использовать тексты о героях, которые с детства знакомы каждому россиянину.
Всемирной организацией здравоохранения 2020 год был объявлен International Year of Nurse and Midwife (Международным годом медицинской сестры и акушерки), а в РФ - Годом памяти и славы (Year of Memory and Glory) в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. В олимпиадных заданиях 2019/20 учебного года для учащихся 78 классов предлагался текст о деятельности основоположницы сестринского дела Флоренс Найтингейл и основательницы американского Красного Креста Кларе Бартон, а для учащихся 9-11 классов - текст о роли советских женщин (в том числе медсестер) в Великой Отечественной войне. (2020 is declared the Year of Memory and Glory in Russia to preserve historical memory and is timed to the 75th anniversary of the Great Victory, which has a great global significance.)
2021 год объявлен Годом науки и технологий (Year of Science and Technology). Также в 2021 году мы праздновали 60-летие
первого полета человека в космос и 800-летие со дня рождения князя Александра Невского.
В пакете заданий для учащихся 78 классов в 2020/21 учебном году одно из заданий для чтения основывалось на рассказе о космонавте Ю.А. Гагарине (Yuri Gagarin, the National Hero). Учащимся 9-11 классов в 2020/21 учебном году предлагалось задание на основе текста о великом русском герое Святом Александре Невском, названном основным героем русотой истории и величайшим русским в опросах 2008 года (Alexander Nevsky, the Greatest Russian in History).
2022 год в РФ - год празднования 350-летия со дня рождения российского императора Петра I. Юбилей Петра I нашел свое отражение в заданиях 2021/22 учебного года для обеих возрастных групп: для учащихся 7-8 классов в разделе «Reading» предлагался текст, рассказывающий о великом российском императоре (Peter I, the Great), а участникам старшей возрастной категории в разделе «Use of English» было необходимо соотнести достопримечательности Санкт-Петербурга, связанные с именем Петра, с их описаниями (match the names of Petersburg sights connected with Peter I and their descriptions).
Задания, посвященные тематике года, всегда предваряются указанием на это обстоятельство. (The 60th anniversary of the first human spaceflight will be in 2021. Read the text below about the first cosmonaut, Yuri Gagarin...; 2021 is the 800th anniversary of the great Russian hero and saint Alexander Nev-sky.; 2022 is the 350th anniversary of the great Russian emperor Peter I, the Great.)
Такие задания призваны стать элементом более масштабных школьных воспитательных мероприятий и патриотических проектов, посвященных отмечаемым событиям, цель которых - воспитывать гражданина своей страны в уважении к ее истории, к памяти предков.
2022 год в РФ - Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ. Этот факт нашел свое отражение
в задании раздела «Writing» для учащихся 911 классов в 2021/22 учебном году. Учащимся предлагалось представить свое видение понятия культурного наследия, привести примеры материального и нематериального культурного наследия родной страны и подчеркнуть необходимость его сохранения. Задание предварялось обоснованием тематики года (2022 was declared by President Vladimir Putin the Year of Folk Art and Intangible Cultural Heritage. It will be devoted to promoting folk art and preserving our rich cultural heritage. We have always been proud of our heritage and the unique cultural identity of every nation within the former USSR) и описанием понятия нематериального культурного наследия с официального сайта Юнеско.
Цель подобных проектов, в том числе более масштабных воспитательных мероприятий, - формирование бережного отношения к природному и культурному наследию страны.
Итак, мы показали, как требования к составлению олимпиадных заданий в части обращения к национальной тематике реализуются в конкретных заданиях ВсОШ АЯ на окружном (муниципальном) этапе в Самарской области; обосновали общие принципы включения определенных заданий в олимпиадные, в том числе на основе материалов о России, ее истории, географии, культуре; подчеркнули их тематическую и социокультурную значимость; наметили их возможное дальнейшее использование на уроках английского языка и в рамках внеурочной деятельности в качестве основы для проектной и учебно-исследовательской работы и организации более масштабных воспитательных проектов и мероприятий.
Мы считаем, что приведенные примеры олимпиадных заданий могут не только
служить объектом контроля сформирован-ности иноязычной коммуникативной компетенции и отбора наиболее одаренных в области иностранных языков школьников, но и решать задачи воспитательного характера, а также стимулировать учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, дальнейшей проектной и научно-исследовательской деятельности. Следовательно, ВсОШ АЯ способствует не только интеллектуальному, но и духовно-нравственному развитию учащихся [дополнительные идеи по организации внеурочной деятельности по иностранным языкам и по работе с одаренными детьми см., например: 6, с. 17-20].
Задания воспитательного характера, используемые на окружном этапе ВсОШ АЯ, могут быть востребованы разработчиками олимпиад школьного и муниципального этапов, а также учителями, осуществляющими подготовку участников олимпиады. Продолжением исследования могут стать дальнейшие изыскания, направленные на создание концепции всероссийской олимпиады школьников по английскому языку с учетом изменений в Законе об образовании и усиления ее воспитательного потенциала, а также на развитие системы подготовки обучающихся к различным языковым олимпиадам. Расширение воспитательных возможностей предмета «Иностранный язык» за счет пересмотра его содержания в сторону увеличения материалов, посвященных родной стране, ее истории и культуре, также представляется достаточно перспективным направлением. Эту задачу возможно выполнить только усилиями многих исследователей, педагогов и методистов, и мы планируем внести посильный вклад в ее осуществление.
* * *
1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"» по вопросам воспитания обучающихся». URL: https://rg.ru/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html (дата обращения: 15.11.2021).
2. Международный научно-образовательный форум «Воспитание как стратегический национальный приоритет» : сборник публикаций. Ч. 1. Екатеринбург : УрГПУ, 2021. 366 с.
3. Проектные практики в области гражданского образования : сборник материалов II между-нар. пед. онлайн-конференции. М., 2020. 780 с.
4. Федеральный проект «Патриотическое воспитание». URL: https://edu.gov.ru/national-pro-ject/projects/patriot/ (дата обращения: 16.11.2021).
5. Биболетова М.З. Концепция предметной области «Иностранные языки как стратегия развития иноязычного образования в российской школе» // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Вып. 40. Межкультурная коммуникация и обучение иностранным языкам. Актуальные проблемы образования. Н. Новгород : НГЛУ, 2017. С. 195-204.
6. Методические рекомендации по преподаванию предметной области «Иностранный язык в условиях реализации ФГОС основного общего образования в 2021/2022 учебном году». Саратов : СОИРО, 2021. 22 с.
7. Клецкина Р.Г. Воспитательный потенциал предмета «Английская и американская литература» // Международный научно-образовательный форум «Воспитание как стратегический национальный приоритет». Екатеринбург, 2021. Ч. 1. С. 131-135.
8. Паньшина Е.Ю. Воспитательный потенциал современного урока английского языка // Международный научно-образовательный форум «Воспитание как стратегический национальный приоритет». Екатеринбург, 2021. Ч. 1. С. 187-190.
9. Старкова Д.А., Казакова О.П. Воспитание самостоятельности школьников в проектной деятельности на иностранном языке // Международный научно-образовательный форум «Воспитание как стратегический национальный приоритет». Екатеринбург, 2021. Ч. 1. С. 217-220.
10. Литвиненко Е.В. Внеклассная воспитательная работа как фактор повышения эффективности процесса формирования мотивации к изучению иностранного языка // Международный научно-образовательный форум «Воспитание как стратегический национальный приоритет». Екатеринбург, 2021. Ч. 1. С. 328-332.
11. Косинова Н.И. Внеклассная работа по иностранному языку как фактор развития социально-проектной деятельности обучающихся // Проектные практики в области гражданского образования : сборник материалов. М., 2020. С. 110-115.
12. Деменкова Н.Д. Реализация системы воспитательной внеаудиторной работы в профессиональной подготовке учителя иностранного языка : дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2007. 210 с.
13. Дашкевич Л.Ф. Подготовка учителя иностранного языка к воспитанию культуры межнационального общения : дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2009. 220 с.
14. Саломов У.А. Особенности профессионально-педагогической подготовки будущих учителей английского языка к нравственному воспитанию школьников : дис. ... канд. пед. наук. Душанбе, 2011. 155 с.
15. Жекибаева Б.А., Цай Е.Н. О критериях, показателях и уровнях готовности будущих учителей иностранного языка к этническому воспитанию школьников // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 8. С. 20-23.
16. Умеренков С.Ю. Духовно-нравственное развитие будущего учителя иностранного языка // Ученые записки : электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4(32). URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/duhovno -nravstvennoe-razvitie -buduschego-uchitelya-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 16.11.2021).
17. Никитиенко З.Н. Подготовка учителя иностранного языка к духовно-нравственному воспитанию младших школьников // Преподаватель XXI век. 2016. № 1-1. С. 112-120.
18. Саперова Д.А. Проблема формирования готовности студентов к духовно-нравственному воспитанию младших школьников в процессе начального иноязычного образования // Преподаватель XXI век. 2016. № 3-1. С. 100-106.
19. Ходыко Т.И. Подготовка будущих учителей иностранного языка к патриотическому воспитанию школьников в контексте компетентностного подхода // Личностное и профессиональное развитие детей, молодежи, взрослых: проблемы и решения : сборник статей XIII междунар. науч.-практ. конференции / под ред. Л.М. Митиной. М. : Ин-т психологии РАО, 2017. С. 202-205.
20. Гусев А.А. Олимпиада как средство патриотического воспитания школьников // Дошкольное и начальное образование: расширение образовательной среды : материалы междунар. конференции пед. ф-та ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Ярославль : ЯГПУ, 2017. С. 164-167.
21. Традиционные олимпиады как инструмент воспитания обучающихся / Н.В. Муха [и др.] // Правильное воспитание сегодня - залог благополучного завтра : материалы I межрегион. форума педагогических инициатив / отв. ред. Д.В. Чупрова, Н.Н. Волнина, К.А. Стародубцев. Чита : ЧГМА, 2019. С. 64-66.
22. Коннова А.С. Творческие конкурсы и олимпиады как неотъемлемая часть процесса художественно-эстетического воспитания и развития творческих способностей детей // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-3. С. 48-51.
23. Слепа К.А. Воспитание личности ребенка через проведение межрегиональной олимпиады по краеведению и родным языкам // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2019. № 4(20). С. 24-28.
24. Алешина И.В. Экологическое образование и воспитание школьников как часть патриотического воспитания // Колпинские чтения по краеведению и туризму : материалы межрегион. с меж-дунар. участием науч.-практ. конференции. В 2 ч. СПб. : ЛОИРО, 2019. С. 203-206.
25. Истомина Е.А. Реализация патриотического воспитания через задания краеведческого направления на муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по географии // Кол-пинские чтения по краеведению и туризму : материалы межрегион. с междунар. участием науч.-практ. конференции. В 2 ч. СПб. : ЛОИРО, 2019. С. 224-228.
26. Ценюга И.Н., Ценюга С.Н. Роль предметных олимпиад по истории в научном и профессиональном становлении и патриотическом воспитании молодежи // Актуальные вопросы истории России: проблемы и перспективы развития : материалы V национ. науч.-практ. конференции, посв. 75-летней годовщине Великой Победы / ред. коллегия: И.Н. Ценюга (отв. ред.), В.В. Буланков, Л.Э. Мезит, С.Н. Ценюга. Красноярск : КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. С. 5-9.
27. Волкова С.С., Присяжнюк Т.В. Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности как инструмент гражданско-патриотического воспитания // Образование 2020: актуальные вопросы и современные аспекты : сборник статей III междунар. науч.-практ. конференции. Пенза : Наука и просвещение, 2020. С. 88-90.
28. Осокина Т.В., Абржина Е.А. Педагогическая олимпиада как фактор воспитания будущих педагогов // Инновационные технологии в современном образовательном пространстве школы и вуза : материалы всерос. науч-практ. конференции. Чебоксары : ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2021. С. 488-493.
29. Курасовская Ю.Б., Махмурян К.С. Всероссийская олимпиада школьников как показатель качества обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2018. № 11. С. 32-47.
30. Мамонтова А.К., Переверткина М.С. Всероссийская олимпиада по английскому языку как эффективный инструмент развития лингвистической одаренности учащихся // Лингводидактика и межкультурная коммуникация: актуальные вопросы и перспективы исследования : сборник науч. статей / отв. ред. Н.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева. Чебоксары : ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2018. С. 211-219.
31. Городецкая Л.А. Интегрированные задания по аудированию и чтению на региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников по английскому языку // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 1. С. 51-61.
32. Шварц Е.Д. Как создаются конкурсные задания по говорению (всероссийские олимпиады для школьников по английскому языку) // Учитель. Ученик. Учебник : материалы IX междунар. науч.-практ. конференции. М. : Университетская книга, 2019. С. 482-487.
33. Симонян Т.А., Борисова А.Ю. Задания на проверку социокультурной компетенции в рамках олимпиады по английскому языку // Иностранные языки в школе. 2020. № 2. С. 68-73.
34. Архангельская С.В., Матренина Е.И., Секирина И.А. Особенности выполнения заданий по письму и подготовки обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку // Молодой ученый. 2021. № 13(355). С. 243-245.
35. Курасовская Ю.Б. Трансформация формата заданий ЕГЭ в заданиях всероссийской олимпиады школьников // Педагогические измерения. 2021. № 1. С. 71-79.
36. ФГОС Основное общее образование : приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 18.11.2021).
37. ФГОС «Среднее общее образование» : приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 11.12.2020). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/ (дата обращения: 12.11.2021).
38. Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников в 2021/2022 учебном году. М., 2021. 1211 с.