УДК 372.881.111.1
ОСОБЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 2019/2020 УЧЕБНОМ ГОДУ
ALL-RUSSIAN ENGLISH LANGUAGE SCHOOL OLYMPIAD IN 2019/2020: MUNICIPAL STAGE
© 2020
О.А. Максимчик O.A. Maximtchik
Статья рассматривает особенности Всероссийской олимпиады школьников (далее - ВсОШ) по английскому языку (далее - ВсОШ АЯ или Олимпиада) как одного из конкурсов, целью которого является выявление интеллектуально развитых, лингвистически, и творчески одаренных школьников. Автор отмечает важность предметных олимпиад в качестве одного из наиболее эффективных способов определения уровня знаний учащихся, а также повышения их мотивации к углублению знаний по отдельным предметам, способствующему осознанному профессиональному выбору.
Автор констатирует, что, несмотря на наличие научно-методических трудов, посвященных различным интеллектуальным конкурсам и работе с одаренными детьми, отсутствуют комплексные исследования, посвященные теоретическим вопросам обоснования принципов организации олимпиад по иностранным языкам и практическим аспектам составления заданий.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания практических рекомендаций для молодых учителей по подготовке учащихся к ВсОШ АЯ и начинающих разработчиков Олимпиады по составлению олимпиадных заданий.
Руководствуясь документами, регламентирующими проведение ВсОШ, и опираясь на опыт разработки заданий Олимпиады, автор на примере заданий муниципального этапа Олимпиады анализирует цели, задачи, принципы составления и форматы заданий ВсОШ АЯ, их уровень сложности и тематику. Делается вывод об отсутствии строгих требований, регламентирующих содержание и структуру каждого конкурса, и о необходимости ежегодно включать в Олимпиаду новые, относительно оригинальные задания для поддержания познавательного интереса школьников, побуждения их к самообразованию и самостоятельной исследовательской деятельности в области лингвистики, лингвострановедения и межкультурной коммуникации.
Ключевые слова: Всероссийская олимпиада школьников; Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку; английский язык; иноязычная коммуникативная компетенция; социокультурная и социолингвистическая компетенция; лингвистически, социокультурно и творчески одаренные школьники; мотивация; олимпиадные задания; муниципальный этап олимпиады; лингвистика; лингвострановедение; межкультурная коммуникация.
The article considers the essential features of All-Russian English Language School Olympiad (ARELSO) as one of the contests aiming at revealing intellectually, linguistically, socioculturally and creatively gifted and talented children in the sphere of foreign languages. The author emphasizes the importance of subject-related Olympiads as one of the most effective means of assessing students' knowledge as well as motivating them to extend their knowledge of a certain subject area, thus helping them to identify their career orientation and make their future vocational choice.
Despite the existing articles and research papers on intellectual contests and work with gifted and talented children, the author has to admit the absence of comprehensive full-scale research covering theoretical and practical aspects of designing English language Olympiad tasks. The relevance of the study is determined by the need of offering thorough guidance and practical tips to inexperienced teachers aiming at preparing students for ARELSO or designing Olympiad tasks.
Guided by the regulations of All-Russian School Olympiad (ARSO) and her own experience of designing the Olympiad, the author considers the objectives, principles, tasks and formats, complexity and possible topics of All-Russian English Language School Olympiad. She also focuses on the reasoning behind ARELSO tasks based on her analysis of municipal level of the Olympiad. As a result of the study, the author concludes that there are no strict guidelines specifying each contest tasks and emphasizes the necessity of designing new original tasks with the aim of maintaining students' interest, motivating self-study and independent research in the sphere of linguistics, country studies and cross-cultural communication.
Keywords: All-Russian School Olympiad; All-Russian English Language School Olympiad; the English language; foreign language communicative competence; sociocultural and sociolinguistic competence; linguistically, socioculturally and creatively gifted children; motivation; Olympiad tasks; municipal stage of the Olympiad; linguistics; country studies; cross-cultural communication.
Организация предметных олимпиад -один из наиболее эффективных способов определения уровня знаний учащихся, повышения их мотивации к углублению знаний по отдельным предметам. Основной целью олимпиад, как нам представляется, является создание условий для выявления одаренных в определенной предметной области детей и их дальнейшего интеллектуального развития, а также создание моти-вационного пространства для будущего осознанного профессионального выбора [см., например: 1 ; 2]. Наиболее известной олимпиадой для учащихся школ, лицеев и гимназий является Всероссийская олимпиада школьников (далее - ВсОШ).
В связи с планируемым вступлением в силу новых образовательных стандартов (ФГОС) и введением обязательного единого государственного экзамена по иностранным языкам (ЕГЭ) специалисты в области иностранных языков неоднократно обращались к вопросам стимулирования мотивации учащихся к обучению и самообразованию, в том числе посредством участия в интеллектуальных конкурсах. В российской школе идет становление стратегии развития иноязычного образования, в рамках которой переосмысляется предметная область «Иностранные языки» [3]. Ряд исследований в современной педагогике, психологии и методике посвящен выявлению и поддержке одаренных детей и дальнейшему развитию их способностей, в том числе путем включения их в олимпиадное движение; оценке качества и эффективности школьного образования [4 ; 5]; интеллектуальным соревнованиям школьников [6]; роли вузов в работе с одаренными детьми [2 ; 7 ; 8]; выстраиванию системы работы с одаренными детьми [9]; аспектам развития одаренности обучающихся [10]; лингвистической одаренности детей [11 ; 12]; «олимпиадной компетенции» [13]. Представляется возможным прийти к заключению, что участие в олимпиадах способствует формированию познавательной мотивации, творческой активности и готовности учащихся к самообразованию
[14-16], что, в свою очередь, может стать предметом отдельного исследования.
Однако, отмечая важность вышеупомянутых исследований, мы вынуждены признать, что на настоящий момент не существует комплексного исследования школьных олимпиад по иностранным языкам, в частности Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку (далее -ВсОШ АЯ или Олимпиада), посвященного теоретическим вопросам обоснования принципов организации олимпиад и практическим аспектам составления заданий и разработки системы деятельности учителя и учащихся по подготовке к интеллектуальным конкурсам в области иностранных языков.
Цель исследования - изучение специфики заданий ВсОШ АЯ на примере заданий муниципального этапа. Цель достигалась при решении ряда задач. Нами были проанализированы официальные документы, регламентирующие проведение ВсОШ АЯ, в том числе методические рекомендации по составлению заданий; на основе опыта разработки заданий в составе предметно-методической комиссии окружного (муниципального) этапа ВсОШ в Самарской области в 2015-2020 годах сделаны выводы об общих принципах составления и особенностях заданий Олимпиады.
Смещение российской образовательной парадигмы в сторону индивидуализации образования и личностно-ориентированного обучения, развития у учащихся духа соревновательности и креативных способностей, в сторону саморазвития, самообразования и самостоятельности повысило значимость социально-гуманитарного направления в школьном олимпиадном движении. Постоянно расширяется список гуманитарных и общественных дисциплин в Перечне олимпиад Минпросвещения РФ [17] и Перечне, утвержденном Министерством науки и высшего образования РФ [18]. В документы вошли 80 олимпиад по различным профилям, но, несомненно, именно ВсОШ остается наиболее приоритетной и почетной для
школьников и в полной мере содействует выбору образовательного маршрута.
Мы рассматриваем Всероссийскую олимпиаду школьников по английскому языку как один из конкурсов (предметных олимпиад), целью которого является выявление интеллектуально развитых, лингвистически и творчески одаренных школьников. Порядок проведения ВсОШ АЯ регламентируется Приказом Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» и изменений, внесенных в Порядок приказами Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 249, от 17 декабря 2015 г. № 1488, от 17 ноября 2016 г. № 1435) [19]. Также разработчики заданий и организаторы Олимпиады на местах опираются на методические рекомендации по организации и проведению различных этапов ВсОШ АЯ, подготовленные Центральной предметно-методической комиссией ВсОШ АЯ (ЦПМК АЯ) [20] и доступные на методическом сайте ВсОШ [21].
Олимпиада проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный (его еще иногда называют окружной), региональный и заключительный. На каждом этапе Олимпиады основным объектом контроля является степень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции учащегося. Задания на этапах Олимпиады составляются на основе содержания образовательных программ; но представляется очевидным, что это программы основного общего и среднего общего образования углубленного уровня.
Согласно методическим рекомендациям, подготовленным ЦПМК АЯ, основными целями и задачами Олимпиады являются: «выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к английскому языку, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда лингвистических и социокультурных знаний, связанных с историей и современным функционированием различных вариантов английского языка и историей и культурой англоязычных стран.
Задания Олимпиады должны носить проблемно-поисковый характер и выявлять творческий потенциал участников. Задания олимпиады не должны повторять формат ГИА-9 и ГИА-11 по английскому языку, однако должны соответствовать всем требованиям тестовых заданий» [20, с. 6] [здесь и далее выделено нами. - О.М.].
Задачей муниципального этапа ВсОШ АЯ является «отбор наиболее одаренных школьников для участия в последующих этапах олимпиады, поэтому уровень сложности заданий на этом этапе должен быть выше, чем на школьном этапе, но ниже, чем на последующих этапах; задания должны быть интересными для учащихся соответствующих возрастных групп» [20, с. 7]. При подготовке заданий рекомендуется «сочетать задания разного уровня сложности (т.е. сочетать более сложные и менее сложные задания, чтобы участники могли выполнить хотя бы одно олимпиадное задание)» [20, с. 9].
В муниципальном этапе ВсОШ АЯ принимают участие учащиеся двух возрастных групп: 7-8-х и 9-11 классов. ЦПМК АЯ для разработки пакетов заданий муниципального этапа ВсОШ АЯ рекомендует следующие уровни сложности в соответствии с общеевропейским стандартом по шкале Совета Европы (CEFR - Common European Framework of Reference): B1 - B1+ для 7-8 классов и B2 - B2+ для 9-11 классов. Это означает, что большинство заданий имеет уровень сложности B1 (B2), а дополнительно к ним возможно включение 2-3 заданий уровня B2 (C1 соответственно) [20, с. 9]; что значительно превосходит уровень владения иностранным языком, необходимый для освоения школьной программы (B1/B1+/B2 для 9-11 классов).
Чтобы обеспечить комплексный характер проверки уровня иноязычной коммуникативной компетенции участников Олимпиады, в муниципальный этап рекомендуется включать 5 конкурсов: обязательные для всех этапов конкурсы понимания устной речи (Listening), понимания письменной речи (Reading), лексико-
грамматический тест (Use of English), конкурс письменной речи (Writing), а также конкурс устной речи (Speaking) (для 78 классов) [20, с. 7]. Решение о проведении/непроведении конкурса устной речи принимает организатор муниципального этапа, учитывая технические возможности школ, на базе которых проходит Олимпиада. Из-за технических сложностей этого конкурса (проведение в отдельный день, обеспечение видеозаписи и т.д.) в Самарской области на протяжении нескольких последних лет он не проводится.
При составлении заданий для конкурсов понимания устного и письменного текста и лексико-грамматического теста рекомендуется использовать связные тексты, а не отдельные предложения. Отбор материала регулируется следующими рекомендациями: тексты должны быть «современными, аутентичными, тематически и социокультурно адекватными», в них не должна использоваться ненормативная лексика. «Языковая сложность текстов должна соответствовать выбранному уровню сложности, а интеллектуальная сложность предложенных для решения экстралингвистических задач - возрасту участников олимпиады» [20, с. 9]. В случае выбора для учащихся 7-8 классов текста со слишком высоким уровнем лингвистической (языковой) сложности возможны пре-текстовая обработка (адаптация), сокращение объема, которые не приводят к искажению общего смысла. Для 9-11 классов рекомендуются неадаптированные тексты. Возможно пояснение специфической социокультурной информации, если, конечно, задания не проверяют социолингвистическую и социокультурную компетенцию (задания такого рода традиционно включаются в конкурс Use of English на муниципальном и последующих этапах).
Тематика текстов должна вписываться в круг интересов возрастной группы, на которую они ориентированы. Так, неприемлемы тексты о смерти, расовой и религиозной нетерпимости. Наоборот, тематика может быть связана с «образованием, выбо-
ром профессии и жизнью молодого поколения, а дискурсивные и прагматические параметры - с социокультурной ситуацией в России и/или странах изучаемого языка». При подборе материалов в 2019/2020 учебном году рекомендуется включать «материал о России (истории, культуре, географии), наряду с текстами об англоязычных странах» [20, с. 9-10]. Это требование последних лет, по всей видимости, связано с разработкой новой концепции содержания образования. В январе 2018 года стало известно, что Минобрнауки РФ совместно с Минкультуры РФ формируют рабочую группу по созданию стандарта для изучения на уроках гуманитарного цикла в рамках раздела «Циви-лизационное наследие России» культурного наследия страны [22]. Предлагается изменить программу преподавания иностранных языков: на уроках школьники должны изучать в первую очередь историю России и ее культуру [см., например: 23].
При разработке пакетов заданий ВсОШ АЯ рекомендуем также ориентироваться на тематику соответствующего года в России и мире. Так, 2020 год был объявлен ООН Международным годом здоровья растений (International Year of Plant Health -IYPH); а Всемирной организацией здравоохранения - Годом медицинской сестры и акушерки (International Year of Nurse and Midwife). В России 2020 год объявлен Годом памяти и славы (Year of Memory and Glory) в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, а также Годом Антарктиды (Year of Antarctica), в связи с 200-летием открытия континента российскими мореплавателями Ф. Беллингсгаузе-ном и М. Лазаревым. Включение материалов соответствующей тематики представляется разумным и желательным, что необходимо учитывать как при разработке пакетов заданий, так и в процессе подготовки учащихся к ВсОШ.
Что касается типов заданий для отборочных туров ВСОШ АЯ, их разработчикам можно ориентироваться на перечень видов заданий, рекомендованных для включения в письменную часть Олимпиады [см.,
например: 20, с. 10-11 ; 24, с. 11-12]. С одной стороны, отсутствие строгих требований, которые бы регламентировали содержание и структуру каждого из четырех письменных конкурсов, рассматриваем как возможность для разработчика заданий проявить творческие способности и нестандартность мышления. С другой - ежегодное включение новых, относительно оригинальных заданий помогает вносить элемент новизны и неожиданности, а значит, стимулирует развитие познавательного интереса, самообразование и самостоятельную исследовательскую деятельность участников Олимпиады в области лингвистики, линг-вострановедения и межкультурной коммуникации.
Необходимо обратить внимание на корректность формулировки заданий: «Формулировка должна быть законченной, простой, доступной. Проверяемые единицы должны иметь коммуникативную ценность (не должны носить экзотического характера)» [20, с. 11]. При составлении заданий для конкурса письменной речи рекомендуется формулировать задания в виде конкретной коммуникативной задачи.
В соответствии с рекомендациями ЦПМК АЯ общая продолжительность 4 письменных конкурсов на школьном и муниципальном этапах одинакова: от 60 до 90 минут для 7-8 классов, от 90 до 120 минут для 9-11 классов [20, с. 11]. На муниципальном этапе рекомендуем ориентироваться на максимальное время, так как общая продолжительность конкурсов на нем должна быть не меньше, чем на школьном. Более того,
ЦПМК АЯ допускает увеличение времени письменных конкурсов для учащихся 911 классов до 180 минут, что, по нашему мнению, является вполне обоснованным с учетом количества и сложности предлагаемых заданий и увеличения на региональном этапе общей продолжительности письменного тура до 4 часов [25, с. 4].
Таким образом, нами были проанализированы документы, регламентирующие проведение муниципального этапа ВсОШ АЯ, высказаны соображения об особенностях заданий Олимпиады, уровне их сложности и тематике текстов и обоснованы общие принципы их составления. Продолжением исследования станет детальный разбор заданий для учащихся обеих возрастных групп, которые в 2019-2020 учебном году были предложены участникам ВсОШ АЯ в Самарской области.
Результаты анализа специфики заданий муниципального этапа ВсОШ АЯ могут помочь начинающим учителям не только в подготовке школьников к этому и другим уровням Олимпиады, но и в составлении пакета заданий для школьного этапа ВсОШ АЯ. Знакомство с содержанием Олимпиады и принципами разработки заданий будет способствовать созданию в общеобразовательных учреждениях собственного алгоритма действий по разработке концепции любой олимпиады по иностранным языкам, предназначенной для определённого контингента учащихся, а также системы подготовки к олимпиадам разного уровня.
* * *
1. Абрамова Л.А. Повышение роли профориентации участников олимпиад школьников в их дальнейшем образовании и профессиональном самоопределении // Высшее образование сегодня. М. : Российский новый университет, 2019 С. 47-51.
2. Фролова И.В., Переверткина М.С., Шегай Н.А. Олимпиады школьников по иностранным языкам в парадигме современного образования «Школа - вуз» // Universum: Вестник Герценовско-го университета. 2015. № 1-2. С. 41-45.
3. Биболетова М.З. Концепция предметной области «Иностранные языки» как стратегия развития иноязычного образования в российской школе // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А.Добролюбова. Вып. 40. Межкультурная коммуникация и обучение иностранным языкам. Актуальные проблемы образования. Нижний Новгород : НГЛУ, 2017. С.195-204.
4. Екимова Н.А. Оценка эффективности школьного образования на основе данных общероссийских олимпиад // Экономика образования. 2014. № 1. С. 33-47.
5. Николаева В.В., Соколова Е.И. Роль предметных олимпиад школьников в совершенствовании МСОКО // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2018. № 2(5). С. 45-53.
6. Гдалина Т.Г., Гдалин Д.А. Интеллектуальные соревнования школьников как форма выявления и поддержки талантливой молодежи // Universum: Вестник Герценовского университета, РГПУ. 2013. № 4. С. 138-148.
7. Кобзева Н.И., Кобзева М.А. Работа с одаренными школьниками как приоритетное направление деятельности университета // Стратегические направления развития образования в Оренбургской области : материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием. 29 сент. 2017 г. Оренбург : ОГУ, 2017. С. 115-120.
8. Матвеева И.В., Сухарева Т.В. Олимпиады по иностранным языкам: традиции и инновации // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2015. № 31. С. 161-168.
9. Фиошкина Т.А., Егорова Е.В. Работа с одаренными детьми как одно из приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» // Методист. 2014. № 4. С. 8-11.
10. Турилова В.А. Некоторые аспекты развития одаренности обучающихся в современном образовательном пространстве // Развитие одаренности обучающихся в современном образовательном пространстве : сборник трудов. Саратов : Саратовский областной институт развития образования, 2015. С.121-131.
11. Раевская Г.Д. Работа с одарёнными детьми лингвистической направленности // Вестник науки и образования. 2018. Т. 2, № 4(40). С. 78-83.
12. Щербатых Л.Н. Методические особенности обучения иностранному языку лингвистически одарённых старшеклассников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, Психология. 2013. № 3(14). С. 288-292.
13. Сказочкина Т.В., Креер М.Я. Формирование олимпиадной компетенции в рамках концепции «Навыки XXI века» // Иностранная филология. Социальная и национальная вариативность языка и литературы : материалы IV междунар. научного конгресса / под ред. Е.В. Полховской. Симферополь : Ариал, 2019. С. 406-412.
14. Грекова В.А. Особенности формирования познавательной мотивации старшеклассников в условиях соревновательной деятельности : дис. ... канд. псих. наук. Ростов-на-Дону, 2009. 234 с.
15. Маскаева М.А. Опыт стимулирования творческой активности учащихся старших классов учителями гуманитарного цикла : дис.....канд. пед. наук. СПб, 2010. 205 с.
16. Борисова Е.А. Формирование готовности учащихся к самообразованию в процессе обучения иностранному языку : дис.....канд. пед. наук. Самара, 2013. 247 с.
17. Приказ Минпросвещения России от 24.07.2019 № 390 «Об утверждении перечня олимпиад и(или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений на 2019/2020 уч. год». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 72615960/ (дата обращения: 02.10.2019).
18. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 30.08.2019 № 658 «Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2019/20 учебный год». URL: https://4ege.ru/materials_podgotovka/58146-perechen-olimpiad-shkolnikov-2019-2020-uchebnogo-goda.html (дата обращения: 11.09.2019).
19. Приказ Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1252 (ред. от 17.11.2016) «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» и изменений, внесенных в Порядок (приказы Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. №249 и от 17 декабря 2015 г. №1488, 17 ноября 2016 г. № 1435). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158227/f9edc5a8e3c4b63 8082f3d122659c97eac61ff8e/ (дата обращения: 20.10.2019).
20. Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2019/2020 уч. г. / под общ. ред. Ю.Б. Курасовской. М. : [б.и], 2019. URL: http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/files/gb-sm-2020.pdf (дата обращения: 14.09.2019).
21. Методический сайт всероссийской олимпиады школьников. URL: http://vseros-olymp.rudn.ru/; http://vserosolymp.rudn.ru/lecture/gb.php; http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/gb.php (дата обращения: 20.09.2019).
22. В образовательном стандарте появится модуль «Цивилизационное наследие» - Минобр-науки России // Российское образование : федеральный портал. URL: http://www.edu.ru/news/ education/v-obrazovatelnom-standarte-poyavitsya-modul-civili/ (дата обращения: 20.09.2019).
23. «Цивилизационное наследие России»: нужен ли в школьных стандартах новый раздел? // Учительская газета. 2018. № 6. URL: http://www.ug.ru/archive/73354 (дата обращения: 20.09.2019).
24. Подготовка школьников к олимпиадам по иностранным языкам: теория и практика : методическое пособие / под общ. ред. И.В. Фроловой, О.И. Трубициной. СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2013.128 с.
25. Требования к проведению регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2019/2020 учебном году (для организаторов и членов жюри). М. : [б.и], 2019. URL: http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/gb.php(дата обращения: 20.09.2019).