Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ К ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО ИСКУССТВУ (МХК) НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН'

ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ К ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО ИСКУССТВУ (МХК) НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ШКОЛЬНИКИ / ТИПОЛОГИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ / СРЕДСТВА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябова С. В., Искужина Н. Г.

Одним из перспективных направлений работы с одаренными школьниками традиционно считаются ежегодные Всероссийские олимпиады. В последнее время из-за недостаточно высоких баллов учащиеся Республики Башкортостан не входят в число лидеров среди регионов Российской Федерации по этому показателю. Данную ситуацию можно рассматривать как маркер эффективности работы системы образования в целом, а также имеющихся проблем в эффективности подготовки школьников к мероприятиям такого уровня. Возникла необходимость в исследовании причин и определении основных направлений работы с одаренными школьниками. В статье проведен количественный и качественный анализ результатов регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК) в Республике Башкортостан в 2020-2021 учебном году. Изучены имеющиеся методологические и теоретические походы к составлению олимпиадных заданий как средству диагностики сформированности предметных компетенций. Количественный анализ реультатов выполнения олимпиадных заданий на региональном этапе выявил сформированность учебно-познавательной и информационно-коммуникативной компетенций у обучающихся 9-11 классов на уровне 50 %-60 %. Самый низкий уровень подготовки отмечается по исследовательской и творческой компетенциям, которыми владеют только 30 % учащихся данной возрастной категории. Причины сложившейся ситуации связаны с сокращением учебного времени на изучение дисциплин предметной области «Искусство (МХК)» и перевод их в статус элективных предметов. На основе полученных результатов авторы пришли к выводу о необходимости внедрения новых подходов для повышения эффективности подготовки одаренных школьников в предметной области «Искусство (МХК)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябова С. В., Искужина Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF INCREASING THE EFFICIENCY OF TRAINING GIFTED SCHOOLCHILDREN FOR THE ALL-RUSSIAN OLYMPIAD IN ARTS (WORLD ART CULTURE) THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN EXPERIENCE

The annual All-Russian Olympiads are traditionally considered one of the most promising areas of work with gifted schoolchildren. Recently, due to insufficiently high scores of learners, the Republic of Bashkortostan is not among the leaders among the regions of the Russian Federation in this indicator. This situation can be viewed as a marker of the effectiveness of the education system in general, as well as existing problems in the effectiveness of preparing schoolchildren for events of this level. It became necessary to study the causes and determine the main directions of work with gifted schoolchildren. The article provides a quantitative and qualitative analysis of the results of the regional stage of the All-Russian Olympiad for Schoolchildren in Arts (World art culture) in the Republic of Bashkortostan in 2020-2021 academic year. The methodological and theoretical approaches to the compilation of Olympiad tasks as a means of diagnosing the formation of subject competencies have been studied. A quantitative analysis of the results of completing the Olympiad tasks at the regional stage revealed the formation of educational, cognitive, information and communication competencies among learners in grades 9-11 at the level of 50% - 60%. The lowest level of training is noted for research and creative competence, which only 30% of learners of this age level possess. The reasons for this situation are associated with the reduction of study time for the study of disciplines of the subject area "Art (World art culture)" and their transfer to the status of elective subjects. Based on the results obtained, the authors came to the conclusion that it is necessary to introduce new approaches to increase the efficiency of training gifted schoolchildren in the subject area "Art (World art culture)".

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ К ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО ИСКУССТВУ (МХК) НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

УДК: 372.87 + 37.026.1

Светлана Владимировна Рябова,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий аспирантурой, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (г. Уфа).

E-mail: [email protected]

Наиля Гайфулловна Искужина,

доктор филологических наук, заведующий кафедрой гуманитарного образования, Институт развития образования РБ (г. Уфа).

E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ К ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО ИСКУССТВУ (МХК) НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Ключевые слова: одаренные школьники, типология олимпиадных заданий, средства диагностики уровня сформированности предметных компетенций обучающихся.

Аннотация. Одним из перспективных направлений работы с одаренными школьниками традиционно считаются ежегодные Всероссийские олимпиады. В последнее время из-за недостаточно высоких баллов учащиеся Республики Башкортостан не входят в число лидеров среди регионов Российской Федерации по этому показателю. Данную ситуацию можно рассматривать как маркер эффективности работы системы образования в целом, а также имеющихся проблем в эффективности подготовки школьников к мероприятиям такого уровня. Возникла необходимость в исследовании причин и определении основных направлений работы с одаренными школьниками. В статье проведен количественный и качественный анализ результатов регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК) в Республике Башкортостан в 2020-2021 учебном году. Изучены имеющиеся методологические и теоретические походы к составлению олимпиадных заданий как средству диагностики сформированности предметных компетенций. Количественный анализ реультатов выполнения олимпиадных заданий на региональном этапе выявил сформированность учебно-познавательной и информационно-коммуникативной компетенций у обучающихся 9-11 классов на уровне 50 %-60 %. Самый низкий уровень подготовки отмечается по исследовательской и творческой компетенциям, которыми владеют только 30 % учащихся данной возрастной категории. Причины сложившейся ситуации связаны с сокращением учебного времени на изучение дисциплин предметной области «Искусство (МХК)» и перевод их в статус элективных предметов. На основе полученных результатов авторы пришли к выводу о необходимости внедрения новых подходов для повышения эффективности подготовки одаренных школьников в предметной области «Искусство (МХК)».

Для цитирования: Рябова, С.В. Проблема повышения эффективности подготовки одаренных школьников к Всероссийской олимпиаде по искусству (МХК) на примере Республики Башкортостан / С.В. Рябова, Н.Г. Искужина // Педагогический журнал Башкортостана. - 2021. - № 2(92). - С.45-61.

Svetlana V. Ryabova, Сand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Head of Postgraduate Studies, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla (Ufa).

E-mail: [email protected]

Nailya G. Iskuzhina,

Dr. Sc. (Philology), Head of Department on Humanities education, Institute for the Development of Education of the Republic of Bashkortostan (Ufa).

E-mail: [email protected]

THE PROBLEM OF INCREASING THE EFFICIENCY OF TRAINING GIFTED SCHOOLCHILDREN FOR THE ALL-RUSSIAN OLYMPIAD IN ARTS (WORLD ART CULTURE) THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN EXPERIENCE

Keywords: gifted schoolchildren, typology of Olympiad tasks, means of diagnosing the level of formation of subject competencies of students.

Abstract. The annual All-Russian Olympiads are traditionally considered one of the most promising areas of work with gifted schoolchildren. Recently, due to insufficiently high scores of learners, the Republic of Bashkortostan is not among the leaders among the regions of the Russian Federation in this indicator. This situation can be viewed as a marker of the effectiveness of the education system in general, as well as existing problems in the effectiveness of preparing schoolchildren for events of this level. It became necessary to study the causes and determine the main directions of work with gifted schoolchildren. The article provides a quantitative and qualitative analysis of the results of the regional stage of the All-Russian Olympiad for Schoolchildren in Arts (World art culture) in the Republic of Bashkortostan in 2020-2021 academic year. The methodological and theoretical approaches to the compilation of Olympiad tasks as a means of diagnosing the formation of subject competencies have been studied. A quantitative analysis of the results of completing the Olympiad tasks at the regional stage revealed the formation of educational, cognitive, information and communication competencies among learners in grades 9-11 at the level of 50% - 60%. The lowest level of training is noted for research and creative competence, which only 30% of learners of this age level possess. The reasons for this situation are associated with the reduction of study time for the study of disciplines of the subject area "Art (World art culture)" and their transfer to the status of elective subjects. Based on the results obtained, the authors came to the conclusion that it is necessary to introduce new approaches to increase the efficiency of training gifted schoolchildren in the subject area "Art (World art culture)".

For citing: Ryabova S.V., Iskuzhina N.G. The problem of increasing the efficiency of training gifted schoolchildren for the All-Russian Оlympiad in arts (world art culture) the Republic of Bashkortostan experience. Pedagogical journal of Bashkortostan. No. 2(92): 45-61.

DOI: 10.21510/1817-3292-2021-92-2-45-61

Введение. В марте-апреле 2021 года прошли завершающие этапы Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) по основным

образовательным областям и школьным предметам. В феврале 2021 года этому событию предшествовал региональный этап, а в ноябре-декабре 2020 года - муниципальный. Итоги Всероссийской олимпиады ежегодно становятся объектом для составления неофициального рейтинга регионов России, который можно считать одним из показателей эффективности региональной системы образования в целом, отражающим результаты организации работы с одаренными учениками [1]. К тому же предметные олимпиады являются не только одним из способов выявления и поддержки одаренных учащихся, но и площадкой для апробации различных типов творческих и исследовательских заданий. Рейтинг региона рассчитывается на основе двух показателей - общего количества школьников 7-11 классов и общего количества победителей и призеров на заключительном этапе Всероссийской олимпиады по всем предметам и отражает число победителей и призеров на 100 тыс. школьников [2, с.85].

Динамика олимпиадного рейтинга Республики Башкортостан за последние 5 лет оптимизма не внушает. Сведения на информационном сайте об олимпиадах и других мероприятиях для школьников Olimpiada. ru за 5 лет (2015-2019 гг.) показывают, что Башкортостана занимает в среднем 35 место из 83 регионов Российской Федерации [1]:

2015 2016 2017 2018 2019

1,15 1,06 0,86 0,71 0,74

Статистика на основе результатов Всероссийской олимпиады школьников приводится на информационно-аналитическом портале Л^^иуБ^. В 2019 году Башкортостан занимал 38 место из 85 регионов с общим количеством 30 дипломов на 168360 школьников, с итоговым рейтингом 1,78. У лидера - Республики Мордовия - 14,56 (второе место в рейтинге после г. Москвы). Почти все регионы Приволжского федерального округа имеют достаточно высокие рейтинги: Республика Татарстан -4 место, Республика Удмуртия - 5 место, Кировская область - 7 место, Республика Чувашия - 13 место, Пермский край - 15 место, Республика Марий Эл - 20 место, Пензенская область - 22 место, Нижегородская область - 26 место, Ульяновская область - 37 место. Только Самарская (40 место) и Оренбургская (47 место) оказались ниже нашего региона [3].

В 2020-2021 учебном году. на региональном этапе Всероссийской олимпиады по искусству (МХК) наивысший балл, который смогли набрать учащиеся из нашей республики, составил 202 балла. Проходной балл на заключительный этап - 270 баллов из 300 возможных. Ни один школьник из республики по результатам регионального этапа не прошел на заключительный этап олимпиады. Конечно, представленные данные являются «средней температурой по больнице», по другим школьным дисциплинам наши учащиеся принимают участие в заключительном этапе. Но в целом регион не входит даже в первую двадцатку по результатам

предметных олимпиад, находится в последних рядах субъектов Приволжского федерального округа.

Указанная проблема актуальна и для других регионов Российской Федерации [2, с.84-85; 4, с. 56]. В научных публикациях отмечается, что отличительной особенностью регионов, успешно выступающих в финале ВсОШ, является систематическая командная работа с высокомотивированными и одаренными обучающимися, разработка научно-методического обеспечения мероприятий по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся [2, с. 85; 5, с.161]. В последние годы Министерство образования и науки Республики Бошкортостан уделяет большое внимание этому направлению. Создан Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Республики Башкортостан «Аврора», который обеспечивает научно-методическое, организационно-информационное сопровождение ВсОШ, других олимпиад и конкурсов, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и т.п.

Для повышения эффективности в подготовке одаренных школьников необходим научный анализ результатов выполнения олимпиадных заданий как инструмента диагностики подготовки одаренных школьников и определение на этой основе направлений работы с ними в масштабах региона.

Методология исследования. Проблема эффективности подготовки одаренных школьников на примере дисциплин предметной области «Искусство (МХК)» была исследована нами на основе количественных и качественных методов.

Во-первых, был проведен статистический анализ результатов выполнения учащимися 9-11 классов заданий на региональном этапе Всероссийской олимпиады по Искусству (МХК) в 2020-2021 уч. году. В региональном этапе приняли участие 147 учеников 9-11 классов, отобранных региональным жюри из тех, кто получил более 60 % от максимального количества баллов по результатам выполнения всех заданий на муниципальном этапе, проходившем в ноябре 2020 года (Таблица 1).

Таблица 1. Распределение участников регионального этапа Всероссийской олимпиады по искусству (МХК) в Республике Башкортостан в 2020-2021 уч. году _по возрастным ступеням_

Возрастная ступень Количество участников

9 класс 37

10 класс 37

11 класс 73

Общее количество участников

147

Региональный этап в каждом классе включал выполнение семи заданий разного типа и уровня сложности. Для оценки результатов выполнения заданий была разработана шкала расчета максимально возможного количества баллов. Для каждой возрастной ступени учащихся и конкретного типа задания установлено количество баллов, характеризующее низкий (до 49%), средний (от 50 до 69 %) и высокий (от 70 до 100 %) уровни выполнения (Таблица 2).

Таблица 2. Ш кала оценки результатов выполнения заданий

Возрастная ступень (класс) № задания Общее количество баллов Низкий уровень (баллы) Средний уровень (баллы) Высокий уровень (баллы)

9 класс 1 44 до 21 22-30 31-44

2 26 до 12 13-18 19-26

3 33 до 16 17-23 24-33

4 48 до 23 24-33 34-48

5 70 до 34 35-48 49-70

6 36 до 17 18-25 26-36

7 43 до 21 22-30 31-43

10 класс 1 50 до 24 25-35 36-50

2 29 до 14 15-20 21-29

3 10 до 5 6-7 8-10

4 48 до 23 24-33 34-48

5 22 до 11 12-15 16-22

6 62 до 30 31-43 44-62

7 77 до 37 38-53 54-77

11 класс 1 49 до 24 25-34 35-49

2 22 до 10 11-15 16-22

3 21 до 10 11-14 15-21

4 57 до 28 29-39 40-57

5 25 до 12 13-17 18-25

6 50 до 24 25-34 35-50

7 76 до 38 39-52 53-76

По количеству полученных баллов за каждое задание все участники олимпиады были распределены на три группы - с низким, средним или высоким уровнем результатов выполнения (таблицы 3,4).

Таблица 3. Результаты выполнения олимпиадных заданий учащимися по возрастным ступеням

Возрастная ступень (класс) № задания Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. %

9 класс 1 16 43 18 49 3 8

2 6 17 22 59 9 24

3 14 38 19 51 4 11

4 32 86 4 11 1 3

5 19 52 12 32 6 16

6 23 63 12 32 2 5

7 35 95 2 5 0 0

10 класс 1 17 46 13 35 7 19

2 37 100 0 0 0 0

3 31 84 3 8 3 8

4 37 100 0 0 0 0

5 1 2 11 30 25 68

6 18 48 11 30 8 22

7 25 66 9 24 3 10

11 класс 1 48 66 19 26 6 8

2 63 86 10 14 0 0

3 58 80 14 19 1 1

4 18 24 23 32 32 44

5 46 63 26 36 1 1

6 54 74 10 14 9 12

7 72 99 1 1 0 0

Качественным инструментом исследования проблемы эффективности подготовки школьников по дисциплинам образовательной области «Искусство (МХК)» стала типология олимпиадных заданий, являющихся важным средством диагностики уровня сформированности знаний, умений и, в целом, личностных, междисциплинарных и предметных компетенций обучающихся.

Таблица 4. Выполнение олимпиадных заданий регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по Искусству (МХК)

Клас с Кол- во участ нико Количество участников, которые не выполнили задание теоретического тура (по каждому заданию) Количество участников, которые набрали максимальное количество баллов (по каждому заданию)

в 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7

9 37 00 0 00 00 00 00 44 00 00 00 00 00 00 00

10 37 00 21 33 32 00 00 00 00 0 0 00 00 00 00 00

11 73 00 87 1 00 22 55 66 00 00 00 00 00 00 00

ИТО ГО 147 00 88 4 22 22 55 110 00 00 00 00 00 00 00

Анализу содержания олимпиадных заданий по МХК уделяют внимание многие специалисты. Д.С. Василиной проведен анализ олимпиадных заданий по МХК за 2010-2017 гг. и предложена их типология [6, с. 54-56]. Она выделяет тестовые задания на группировку художественных произведений и составление смысловых рядов, на соотнесение информации, альтернативные задания на выбор правильного утверждения, а также творческие задания (рассуждения, рекламный текст, проект выставки, написание эссе и т.п.). Все выделенные типы заданий в основном ориентированы на предметное содержание МХК и познавательные учебные действия разного типа.

Н.Г. Куприна, исследуя вопросы диагностики детской одаренности на основе олимпиадных заданий за тот же период, выделила три типа заданий по содержанию - информативные, аналитические и творческие. Третий тип представлен наиболее сложными заданиями творческого характера, являющимися маркерами способностей учащихся к осмыслению взаимосвязей между художественными произведениями, жанрами, видами искусства, к пониманию содержаний произведений искусства как носителей нравственных ценностей и идеалов прошлого и современности. Сюда включены задания, требующие раскрытия связи между явлениями

художественной культуры и внутренним миром ученика, выявляющие его способности к художественно-критическому творчеству [7, с. 123].

В последние годы, по мнению Е.С. Медковой, типология олимпиадных заданий изменилась, и это свидетельствует о смене подходов к предметному содержанию и методике преподавания МХК с перенесением акцентов на деятельностные основы обучения - обучение методами анализа [8, с. 159]. Она видит плюсы в том, что в заданиях предлагаются все виды художественного анализа произведений искусства применительно к неизвестным учащимся артефактам искусства - сравнительно-исторический, сравнительно-сопоставительный, формальный, иконологический и т.п. Все типы художественного анализа можно отнести к логическим учебным действиям. Но если это применяется к неизвестным художественным объектам, то для учащихся данное учебное действие превращается в проблему и становится по типу исследовательским. Е.С. Медкова отмечает, что ни в одном из предлагаемых учебников по МХК нет методики самостоятельного проведения художественного анализа для учащихся [8, с. 156]. Следовательно, это становится одной из задач учителя при подготовке школьников к олимпиаде.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В обобщающей работе В.В. Кузнецовой приводится классификация олимпиадных заданий и отмечается, что при выполнении второго типа заданий «требуется владение искусствоведческой терминологией», а «четвертый тип заданий выявляет компетенцию проведения сравнительно -сопоставительного анализа произведений искусств заданного ряда с учетом специфических средств выразительности каждого вида искусств» [9, с.77].

Таким образом, можно констатировать, что за последние 3 года произошла смена парадигмы содержания и типологии олимпиадных заданий по МХК от культурно-исторической (теоретической) к практико-ориентированной и деятельностной (искусствоведческой). Этот процесс должен стать объектом специального исследования педагогов и методистов, не является предметом данной статьи. Но в целом можно согласиться с тем, что внедрение в последние 3 года деятельностного подхода в обучении МХК и изменение олимпиадных заданий следует оценить положительно в современных условиях реализации предметной области «Искусство (МХК)». Параллельно с этим в системе основного и общего среднего образования происходит сокращение учебного времени на изучение мировой художественной культуры, что приводит к сокращению объема предметных знаний у обучающихся и снижению баллов на олимпиаде по этому показателю. Деятельностный подход позволяет компенсировать недостаток предметных знаний формированием умений по изучению произведений искусства.

На практическом уровне типология олимпиадных заданий предложена в методических рекомендациях по проведению Всероссийской олимпиады на школьном и муниципальном этапе, где присутствует подробное описание четырех типов заданий в соответствии с компетентностным подходом. Их

теоретической основой стала концепция формирования универсальных учебных действий (УУД), разработанная коллективом авторов под руководством А.Г. Асмолова [10, с.7-8]. В данной концепции была предложена система, включающая группы личностных, регулятивных, познавательных (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативных учебных действий, на основе которых формируются личностные, межпредметные и предметные компетенции.

В соответствии с указанным подходом предметная компетенция описывается через УУД с учетом специфики учебного материала, которые определяют типы заданий на региональном и (с усложнением) заключительном этапах. Так, первый тип заданий нацелен на диагностику уровня сформированности учебно-познавательной компетенции. Второй тип заданий диагностирует развитие эмоционально-личностной и коммуникативной компетенций. Через третий тип заданий выявляются исследовательская и творческая компетенции в виде соответствующих учебных действий, а четвертый тип заданий направлен на диагностику информационно-коммуникативной компетенции, которая определяется через самостоятельное структурирование и осмысление нужной информации, связанной с МХК, умение ориентироваться в обширном материале и придавать ему заданную форму и т.п. [11].

В научно-педагогической литературе отмечается ряд серьезных затруднений в реализации концепции УУД на практике. Главные из них -отсутствие педагогических технологий внедрения, проблемы контроля уровня сформированности УУД в условиях, когда каждая образовательная организация разрабатывает свою программу их формирования и оценки, а единая стандартизованная система отсутствует. В рамках каждой предметной области существует мало апробированных методик и по формированию УУД [12, с.5-6].

Предложенные в методических рекомендациях требования к составлению олимпиадных заданий по искусству (МХК) являются одной из таких методик оценки уровня сформированности предметных компетенций обучающихся, которая тоже не лишена недостатков. Олимпиадные задания по структуре имеют две части: условие (художественные тексты -иллюстрации произведений, фото, тексты художественной литературы, искусствоведческие тексты и т.п.) и учебное действие, которое определяет тип задания и диагностирует владение предметной компетенцией.

В предложенных разработчиками методических рекомендациях типологии олимпиадных заданий можно обнаружить дублирование учебных действий в нескольких предметных компетенциях. Например, владение общими и специальными искусствоведческими знаниями одновременно относится к учебно-познавательной и к информационно-коммуникативной компетенциям. А учебное действие - «способность прочитывать произведение искусства, находить черты авторского замысла» - содержится в учебно-познавательной компетенции. Его также можно рассматривать как

первый этап учебного действия «художественный анализ произведения», который фигурирует в исследовательской компетенции. Полагаем, что за термином «умение прочитывать произведение искусства» скрывается навык восприятия художественного образа как этапа сбора собственных впечатлений для последующего анализа [11].

Кроме того, все предметные компетенции (учебно-познавательная, информационно-коммуникативная, исследовательская и творческая), заявленных авторами методических рекомендаций по составлению олимпиадных заданий по А.Г. Асмолову соответствуют только одному типу УУД, познавательным действиям (общеучебным или логическим). Третий тип заданий представлен познавательными УУД логического типа, но определен авторами как маркер исследовательской и творческой компетенций. Последним больше соответствует тип познавательных УУД по постановке проблем, который отсутствует в олимпиадных заданиях.

Особенно сложно, следуя предложенной авторами методических рекомендаций формулировке, определить через учебные действия первый и четвертый типы заданий для проведения диагностики подготовки учащихся в предметном поле МХК. Многие учебные действия, характеризующие задание первого типа, так или иначе, присутствуют в характеристике задания четвертого типа и отличаются только сложностью выполнения одного и того же познавательного учебного действия - логического или общеучебного.

Указанный недостаток приводит к проблеме формулировки заданий на муниципальном этапе олимпиады, так как по требованиям к составлению заданий в комплекте должно быть по два задания первого, второго и четвертого типа, и одно задание третьего типа. В аспекте нашего исследования это затрудняет определение олимпиадных заданий как средства диагностики подготовки обучающихся к предметной олимпиаде. Из -за отсутствия четких признаков УУД достаточно сложно распределить предлагаемые олимпиадные задания по типам и проверяемым компетенциям.

В результате, с учетом вышеизложенного, мы разработали следующую типологию предложенных заданий для диагностики подготовки школьников к выполнению заданий на региональном этапе олимпиады, представленную в таблице 5.

Таблица 5. Распределение олимпиадных заданий по типам на основе компетентностного подхода

Тип задания № задания 9 класс № задания 10-11 классы Типовые признаки (УУД)

Первый тип заданий Учебно- познавательная компетенция 1 1 - наличие общих знаний по предмету; - понимание в произведении искусства авторского замысла через

6 7

Второй тип заданий Эмоционально-личностная и коммуникативная компетенции 3 4 - определение своего эмоционального отношения к произведению искусства; - использование образного языка для передачи своего эмоционального впечатления; - передача своего эмоционального впечатления в предложенной художественной или публицистической форме.

5 5

Третий тип заданий Исследовательская и творческая компетенция 4 6 - анализ конкретного произведения искусства: определение его по фрагменту, определение названия и его автора, описание и анализ общей композиции произведения, основных художественных средств; - знание творчества автора произведения и культурно-исторической среды его формирования: способность назвать другие произведения автора или произведения других авторов на ту же тему или сюжет, отметить характерные особенности творческого почерка художника, рассказать о культурно-исторической эпохе, жанре, стиле и т. п.

Четвертый тип заданий Информационно- коммуникативная компетенция 2 2 - соотнесение определений с рядами названий явлений искусства, - знание специальных терминов, относящихся к разным видам искусства, - продолжение ряда признаков или названных явлений; - исключение из ряда признаков или названий, не соответствующих ряду.

7 3

Материалы и методы исследования. Анализ данных выполнения учащимися четырех типов заданий на региональном этапе Всероссийской олимпиады по искусству (МХК) позволяет констатировать типичные ошибки и определить, какие учебные действия вызывают затруднения обучающихся. Так, за выполнение заданий первого типа, направленных на выявление познавательных учебных действий по оперированию общими знаниями по предмету и пониманию в произведении искусства авторского замысла через восприятие художественных средств, получили наименьшее количество

баллов (низкий уровень) 53% учащихся 9-х классов, 56% учащихся 10-х классов и 82% учащихся 11 классов. Типичные ошибки связаны с отсутствием необходимых знаний по истории мировой художественной культуры, умений по атрибуции художественных произведений (авторство, эпоха, стиль и т.п.) и в отсутствии умений сравнительного анализа сюжетов, образов и других художественных средств. У учащихся, выполнивших задания на низком уровне, часто не сформирована способность к художественному восприятию и способность определять сюжет и авторский замысел.

Второй тип заданий выполнили на низком уровне 45% учащихся 9-х класов, 51% учащихся 10-х классов и 43,5% учащихся 11-х классов. К типичным ошибкам относятся затруднения в лексике для описания собственных впечатлений, сюжета, художественных средств и отсутствие способностей восприятия эмоционального состояния персонажей художественных произведений, для формирования которых необходим опыт наблюдения произведений.

Третий тип заданий был самым сложным и требовал от учащихся исследовательских действий по применению знаний и умений в новых условиях по изучению незнакомого произведения искусства - определение его композиции, художественных средств, а также умений сравнительно-исторического и сравнительно-сопоставительного анализа нескольких произведений искусства. С данным типом задания на низком уровне справились 86% девятиклассников, 48% десятиклассников и 74% одиннадцатиклассников. К типичным ошибкам относятся плохая ориентация в художественных средствах (вместо композиции описание сюжета), отсутствие умений сравнительного анализа двух и более произведений, отсутствие знаний для атрибуции произведений по творческой манере художника, по стилю, по характеристикам исторической эпохи и т.п. Многие учащиеся не могут привести примеры произведений с тем же сюжетом или образом из творчества других художников, скульпторов и т.п.

Наконец, четвертый тип заданий на владение информационно-коммуникативной компетенцией выполнили на низком уровне 56% девятиклассников, 92% десятиклассников, 83% одиннадцатикласников. Интересно, что объем эрудиции по предмету снижается в старших классах по сравнению с 9 классом. Данные по этому типу заданий имеют корреляцию с результатами выполнения заданий первого и третьего типов, поскольку для них тоже требуется достаточно высокий уровень предметных знаний.

Подводя итоги, можно сделать выводы о том, что региональный этап олимпиады диагностирует низкий уровень сформированности учебно-познавательной компетенции и владения общими знаниями по искусству (МХК). Средний показатель по классам - 64% учащихся имеют низкий уровнем. Подобную ситуацию при анализе результатов олимпиады по МХК отмечают специалисты и по другим регионам Российскй Федерации [13, 166; 4, 56]. Многие из них видят причины в сокращении учебного времени на

мировую художественную культуру при реализации образовательной программы в общеобразовательной школе, в вариативности требований и условий реализации этой дисциплины в учебных заведениях разных регионов, в отсутствии культурологической квалификации у преподавателей, которые совмещают преподавание основной дисциплины (история, литература, музыка, ИЗО) и МХК [4, с. 57-58].

Примерно такой же результат (около 50% учащихся) показывает сформированность эмоционально-личностной и коммуникативной компетенции, которая также связана с учебным временем реализации дисциплины, поскольку формирование опыта восприятия художественных произведений имеет кумулятивный характер. Самым низким оказался уровень сформированности исследовательской и информационно -коммуникативной компетенций (показали около 30% учащихся). Большинство олимпиадных заданий связано с различными видами художественного анализа, что требует системной и поэтапной работы с обучающимися: узнавание произведений по изображению, по текстовому описанию; выявление основных стилистических черт в художественном произведении по изображению и по памяти; переход к сравнению и сопоставлению произведений искусства по тематике, стилю, к выявлению основных идей и смыслов произведения искусства, стилистических черт и индивидуального почерка художника [14, с. 7].

Выводы. Выявленные проблемы в содержании подготовки учащихся 9-11 классов к предметной олимпиаде по искусству (МХК) позволяют разработать программу соответствующих курсов для одаренных учащихся. В ряде регионов Российской Федерации реализуется подобный опыт. Например, в Омске базе Института развития образования Омской области (ИРООО) организована дистанционная круглогодичная школа для одаренных детей в целях подготовки к Всероссийской олимпиаде по искусству (МХК) [15, 196-198]. В Республике Башкортостан авторами статьи на базе Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Республики Башкортостан «Аврора» в 20202021 учебном году была разработана программа и организованы курсы подготовки к олимпиаде для учащихся 9-11 классов. Обучение включало два этапа и разнообразные занятия - классические уроки, онлайн-лекции, практические занятия, проводимые в художественном музее и мультимедийном парке «Россия - Моя история», тренинги, дискуссии, видеоуроки и т.п.

Первый этап в ноябре 2020 года по известным причинам проходил дистанционно. Были поставлены задачи повышения общего уровня знаний учащихся 9-11 классов в предметном поле МХК и обучения художественному анализу произведений разных видов искусства. Каждая задача решалась с помощью организации теоретического изучения учебного материала и последующего тренинга при выполнении практических заданий на оперирование знаниями по истории художественных стилей, на

художественный анализ произведений, в том числе сравнительно -исторический и сравнительно-сопоставительный. В целом этот этап был направлен на формирование учебно-познавательных и информационно-коммуникативных компетенций.

На втором этапе, который проходил оффлайн в феврале-марте 2021 года, в программе курсов основное внимание уделялось тренингу исследовательских и творческих, эмоционально-личностных и коммуникативных компетенций. Проводились практические занятия, направленные на тренировку художественного восприятия и умение находить ассоциации художественным образам, на формирование умений формулировать собственную точку зрения и подтверждать ее аргументами. Часть учебного времени отводилась изучению мировой и российской культуры. Итогом курсов стала подготовка учащимися мини-проекта «Живописный ремейк», при работе над которым необходимо было творчески осмыслить тему и сюжет известного произведения живописи, воссоздать его на фото с помощью разнообразных средств, а затем представить как часть сценария художественного фильма.

Таким образом, разработанная система организации дополнительной подготовки школьников к предметной олимпиаде с учетом выявленных проблем по результатам выполнения олимпиадных заданий после дальнейшей апробации может стать одним из средств повышения эффективности подготовки одаренных школьников к предметной олимпиаде по Искусству (МХК).

1. Olimpiada.ru: официальный сайт об олимпиадах и других мероприятиях для школьников. - URL: https://olimpiada.ru/article/895 (дата обращения: 17.04.2021).

2. Вдовина, Т.О. Всероссийская олимпиада школьников как показатель эффективности работы с одаренными учащимися / Т. Вдовина, С.А. Карасев // Вестник Саратовского областного института развития образования. - № 1 (13) - 2018. - С. 82-87.

3. Блинов, С. Олимпиадный рейтинг регионов: лидеры и аутсайдеры 2019 года / С. Блинов // Портал ActivityEdu. - URL: https://activityedu.ru/Blogs/analytics/olimpiadnyy-reyting-regionov-lidery-i-autsaydery-2019-goda/ (дата обращения: 19.04.2021).

4. Кондрашкина, А.А. Общекультурная компетентность учащихся: состояние и перспективы: на материалах предметной олимпиады для школьников по искусству (МХК) / А.А. Кондрашкина // Культура и образование. - 2018. - № 3 (30). - С. 52-59.

5. Комлева, В.В. Критерии оценки олимпиад и конкурсных мероприятий / В.В. Комлева // Педагогика искусства. - 2019. - № 3. - С. 161-169. - URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal. (дата обращения: 10.04.2021).

6. Василина, Д.С. Организация олимпиады школьников по искусству (мировой художественной культуре) в Республике Башкортостан / Д.С. Василина // Педагогический журнал Башкортостана. - 2017. - № 1 (68). - С. 51-57.

7. Куприна, Н.Г. Школьная олимпиада как форма выявления и поддержки детской одаренности / Н.Г. Куприна // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2013. - № 7 (11). - С. 121-125.

8. Медкова, Е.С. Проблемы подготовки школьников к олимпиадам по мировой художественной культуре / Е.С. Медкова // Педагогика искусства. - 2019. - №4. - С. 153161. - URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal (дата обращения 16.04.2021).

9. Кузнецова, В.В. Задания Всероссийской олимпиады школьников по «Искусству» (МХК) как способ выявления одарённости / В.В. Кузнецова // Современное художественное образование: сохраняя и развивая традиции: сборник материалов международной научно-практической конференции. - Москва: ФГБОУ ВО «Академия акварели и изящных искусств С. Андрияки», 2019. - С. 75-78.

10. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - Москва: Просвещение, 2010. - 159 с.

11. Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников в 2020-2021 учебном году по Искусству (Мировой художественной культуре) // Министерство просвещения РФ: официальный сайт. - 2021.- URL : https://docs.edu.gov.ru/document/06931b1e98aa0ba3830bedaaeb09e893/ (дата обращения 16.02.2021).

12. Турчен, Д.Н. Концепция формирования универсальных учебных действий в современном российском образовании / Д.Н. Турчен // Науковедение: Интернет-журнал. -2014. -Выпуск 1. - Идентификационный номер статьи в журнале 07PVN114. - URL: http://publ.naukovedenie.ru (дата обращения 19.04.2021).

13. Бербаш, Т.Б. Содержательно-методические особенности разработки заданий для олимпиадной подготовки школьников по искусству (МХК) / Т.Б. Бербаш, А.В. Акиньшина // Региональная культура как компонент содержания непрерывного образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 70-летию ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. - Липецк, 2019. - С. 166-171.

14. Ежкова, О.А. Проблемы и перспективы преподавания мировой художественной культуры в вузе и школе / О.А. Ежкова // Вестник Северо-Восточного государственного университета. - 2016. - № 25. - С. 6-7.

15. Носкова, Н.И. Приемы и способы актуализации знаний при подготовке учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по МХК / Н.И. Носкова // Лепта. -2020. - Выпуск 5. - С. 196-200.

References

1. Olimpiada.ru: the official website about Olympiads and other events for schoolchildren. - URL: https://olimpiada.ru/article/895 (date of access: 17.04.2021). (In Russ).

2. Vdovina T.O., Karasev S.A.(2018) Vserossiyskaya olimpiada shkol'nikov kak pokazatel' effektivnosti raboty s odarennymi uchashchimisya [All-Russian Olympiad for schoolchildren as an indicator of the effectiveness of work with gifted students] . Bulletin of the Saratov Regional Institute for Education Development. - No. 1 (13): 82-87. (In Russ).

3. Blinov S. Olimpiadnyy reyting regionov: lidery i autsaydery 2019 [Olympic rating of regions: leaders and outsiders of 2019]. In: ActivityEdu portal. - URL: https://activityedu.ru/Blogs/analytics/olimpiadnyy-reyting-regionov-lidery-i-autsaydery-2019-goda/ (date of access: 19.04.2021). (In Russ).

4. Kondrashkina A.A. (2018) Obshchekul'turnaya kompetentnost' uchashchikhsya: sostoyaniye i per-spektivy: na materialakh predmetnoy olimpiady dlya shkol'nikov po iskusstvu [General cultural competence of students: state and prospects: based on the materials of the subject Olympiad for schoolchildren in art] . Culture and Education. No. 3 (30): 52-59. (In Russ).

5. Komleva V.V. (2019) Kriterii otsenki olimpiad i konkursnykh meropriyatiy [Criteria for Evaluating Olympiads and Competitive Events] . Pedagogy of Art. No. 3: 161-169. - URL: http://www.art-education.ru/electronic-journa l (date of access: 10.04.2021). (In Russ).

6. Vasilina D.S. (2017) Organizatsiya olimpiady shkol'nikov po iskusstvu (mirovoy khudo-zhestvennoy kul'ture) v Respublike Bashkortostan [Organization of the Olympiad for schoolchildren in art (world art culture) in the Republic of Bashkortostan]. Pedagogical journal of Bashkortostan. No. 1 (68): 51-57. (In Russ).

7. Kuprina N.G. (2013) Shkol'naya olimpiada kak forma vyyavleniya i podderzhki detskoy odarennosti [School Olympiad as a form of identifying and supporting children's giftedness]. XXI century: the results of the past and the problems of the present plus. No. 7 (11): 121-125. (In Russ).

8. Medkova E.S. (2019) Problemy podgotovki shkol'nikov k olimpiadam po mirovoy khudo-zhestvennoy kul'ture [Problems of Preparing Schoolchildren for Olympiads in World Art Culture] . Pedagogy of Art. No. 4: 153-161. - URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal (date of access 04.16.2021). (In Russ).

9. Kuznetsova V.V. (2019) Zadaniya Vserossiyskoy olimpiady shkol'nikov po «Iskusstvu» (MKHK) kak sposob vyyavleniya odaronnosti [Tasks of the All-Russian Olympiad for Schoolchildren in "Art" (MHC) as a way to identify giftedness]. In: Contemporary art education: preserving and developing traditions: collection of materials of the international scientific and practical conference. Moscow: FGBOU VO "Academy of watercolors and fine arts of S. Andriyaki". Pp. 75-78. (In Russ).

10. Formirovaniye universal'nykh uchebnykh deystviy v osnovnoy shkole: ot deystviya k mysli. Sistema zadaniy: posobiye dlya uchitelya [Forming universal educational actions in primary school: from action to thought. System of tasks: a guide for teachers] / A.G. Asmolov, G.V. Burmenskaya, I.A. Volodarskaya and others; ed. by A.G. Asmolova. Moscow: Education, 2010. 159 p. (In Russ).

11. Metodicheskiye rekomendatsii po provedeniyu shkol'nogo i munitsipal'nogo etapov Vserossiyskoy olimpiady shkol'nikov v 2020-2021 uchebnom godu po Iskusstvu [Guidelines for conducting the school and municipal stages of the All-Russian Olympiad for schoolchildren in the 2020-2021 academic year in Art (World art culture)]. In: Ministry of Education of the Russian Federation: official website. - 2021. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/06931b1e98aa0ba3830bedaaeb09e893/ (date of access 02.16.2021). (In Russ).

12. Turchen D.N. (2014) Kontseptsiya formirovaniya universal'nykh uchebnykh deystviy v sovre-mennom rossiyskom obrazovanii [The concept of the formation of universal educational actions in modern Russian education] . Science: Internet journal. Issue 1. - ID number of the article in the journal 07PVN114. - URL: http://publ.naukovedenie.ru (date of access 04/19/2021). (In Russ).

13. Berbash T.B., Akinshina A.V.(2019) Soderzhatel'no-metodicheskiye osobennosti razra-botki zadaniy dlya olimpiadnoy podgotovki shkol'nikov po iskusstvu (MKHK) [Substantive and methodological features of the development of tasks for the Olympiad preparation of schoolchildren in art] . In: Regional culture as a component of the content of lifelong education: materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, dedicated to the 70th anniversary of the Leningrad State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shanskiy. Pp. 166-171. (In Russ).

14. Ezhkova 0.A.(2016) Problemy i perspektivy prepodavaniya mirovoy khudozhestvennoy kul'tury v vuze i shkole [Problems and prospects of teaching world art culture in the university and school]. Bulletin of the North-Eastern State University. No. 25: 6-7. (In Russ).

15. Noskova N.I. (2020) Priyemy i sposoby aktualizatsii znaniy pri podgotovke uchashchikhsya k Vserossiyskoy olimpiade shkol'nikov po MKHK Techniques and methods for

updating knowledge in preparing students for the All-Russian Olympiad for schoolchildren in World art culture . Lepta. Issue 5. Pp. 196-200. (In Russ).

Вклад соавторов. Авторы внесли равный вклад в подготовку статьи. Contribution of the authors. The authors contributed equally to the article.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.