Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 1
Л.А. Городецкая
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО АУДИРОВАНИЮ И ЧТЕНИЮ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПАХ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1
В статье рассматривается оригинальный тип тестового задания, специально разработанного для Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку и ежегодно используемого при составлении материалов регионального и заключительного этапов. Это интегрированное задание по аудированию и чтению, отличительными качествами которого являются межпредметный и метапредметный характер, связь с академическим английским, коммуникативно-когнитивная основа вопросов, быстрота и объективность проверки. Этот тест моделирует типичную ситуацию изучения научных дисциплин в вузе: студенты слушают лекции, читают литературу по теме и обнаруживают, что в них не только освещаются разные аспекты темы, но и нередко выражаются противоположные точки зрения. Выполняя интегрированное задание на олимпиаде или готовясь к нему по материалам прежних лет, старшеклассники развивают многие полезные качества, неразрывно связанные с обработкой интеллектуальной информации: критическое мышление, установление причинно-следственных связей, нахождение сходств и различий не только в самих явлениях, но и в их интерпретации специалистами.
Подробно рассмотрен пример такого задания, использовавшегося на заключительном этапе олимпиады весной 2018 г. Делается вывод о том, что интегрированные задания необходимы в масштабных конкурсах такого рода благодаря их эффективности как измерительных инструментов, а также быстроте и объективности проверки. Однако характер их в дальнейшем может меняться для сохранения одного из важных качеств олимпиад и конкурсов -новизны и неожиданности, которые необходимы, чтобы хорошо подготовленные участники могли проявить языковую и внелингвистическую догадку.
Ключевые слова: Всероссийская олимпиада школьников; интегрированное задание по аудированию и чтению; академический английский; обработка интеллектуальной информации; межпредметные и метапредметные навыки; новизна и неожиданность.
Городецкая Людмила Александровна - доктор культурологии, профессор, профессор факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: [email protected]).
Всероссийская олимпиада школьников - главная и самая престижная олимпиада всей страны, которая проводится по 24 предметам. Ежегодно в ней участвуют более семи миллионов школьников. Ее организатором является Министерство образования и науки Российской Федерации и органы образования в регионах. Олимпиада состоит из четырех этапов: школьного, муниципального, регионального и заключительного. Задачей школьного этапа является повышение мотивации учащихся к изучению данного предмета, но в последующих этапах возрастает дух соревнования и желание участников выйти в финал, хотя даже победа в школьном или муниципальном (районном) туре много значит для ребенка, являясь своеобразной гимнастикой для ума, смекалки, выносливости и других важных когнитивных и психологических качеств личности учащегося, помимо владения иностранным языком.
Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку начала проводиться в 1998 г., и в 2018 г. отмечает свой 20-летний юбилей. Заключительный этап - наиболее важный и престижный для участников, поскольку он дает победителям и призерам определяемые Министерством льготы при поступлении в профильные вузы. В разные годы он проводился в Смоленске, Нижнем Новгороде, Казани, Элисте, Рязани, Волгограде, Санкт-Петербурге и ряде других городов.
Центральная методическая комиссия, состоящая из доцентов и профессоров нескольких профильных московских вузов, все эти годы неизменно следовала определенным научно-методическим принципам при разработке заданий олимпиады. К этим принципам относятся: объективное измерение языковых компетенций школьников, максимально возможная аутентичность используемого языкового материала, оценивание владения всеми видами речевой деятельности (аудирование, чтение, устная и письменная речь, лексико-грамматический тест), коммуникативный характер заданий, уровневый подход к оцениванию компетенций в соответствии с Европейской шкалой, соблюдение четко прописанных критериев при оценивании устных и письменных работ. Важными принципами являются также познавательный характер текстов, многие из которых относятся к научно-популярному или публицистическому жанрам, их соответствие интересам соответствующей возрастной группы, межпредметный и метапредметный характер заданий. Следует отметить, что задания школьного и муниципального уровней разрабатываются на местах олимпиадными комиссиями, а ор-
ганизационной работой руководят местные органы образования. Они получают рекомендации по организации конкурсов и примеры заданий от Центральной методической комиссии, но не могут непосредственно пользоваться присылаемыми заданиями, поскольку эти материалы находятся в широком доступе. В школьном и муниципальном этапах могут участвовать ученики 5-11 классов, на усмотрение местных олимпиадных комиссий. Задания регионального и заключительного этапов непосредственно разрабатываются Центральной методической комиссией с учетом высокой степени конфиденциальности и надежности их хранения при соблюдении единого дня проведения олимпиады во всех регионах и других организационных принципов. Они предназначены для учащихся 9-11 классов всех типов школ.
В последние годы все большее внимание уделяется интеграции двух или более видов речевой деятельности в рамках одного задания в обучающих материалах для детей и взрослых раёееуа, 2017]. Интегрированные виды речевой деятельности в обучении иностранным языкам являются естественным следствием коммуникативного подхода - в реальном общении неизбежна мультифункциональ-ность большинства речевых взаимодействий, например, слушающий является говорящим в рамках быстро чередующихся интеракций. В иных случаях интегрируются задания на чтение и письменную речь, что также соответствует естественным коммуникативным потребностям обучаемых [Ершова, Коренев, 2016].
Впервые Центральная методическая комиссия включила интегрированное задание по аудированию и чтению в тестовые материалы отборочного и заключительного этапов в 2011 г. Этот тип заданий включался в олимпиады все последующие годы, так как показал высокую надежность и дискриминативность, т.е. способность отделять участников, обладающих более развитыми компетенциями в перечисленных видах речевой деятельности, от тех, чьи успехи скромнее. Поскольку на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников выходят очень сильные старшеклассники из всех регионов страны, и необходимо отобрать из них самых одаренных и подготовленных, то задания финала должны быть или повышенного уровня сложности, или необычного для школьников формата, чтобы они проявили смекалку. В заданиях полуфинала и финала встречаются оба эти типа усложнения заданий.
В интегрированном задании конкурсанты должны прослушать отрывок из лекции и прочесть отрывок из статьи на одну и ту же тему, представляющие разные аспекты рассматриваемого явления
или противоположные взгляды говорящего и пишущего. В этом проявляются важные черты научного общения, которые выпускникам школ придется осваивать в университетах: критическое мышление, в том числе умение сравнивать и противопоставлять явления и идеи [Gorodetskaya, 2017], уважение к противоположной точке зрения, совпадение одних и несовпадение других позиций в очной или заочной научной дискуссии, умение вежливо выражать несогласие по спорным вопросам [Городецкая, 2018].
Темы интегрированных заданий должны быть таковы, чтобы по ним была возможна дискуссия в научном сообществе или студенческой среде. Например, на олимпиадах разных лет такими темами были возможность прогнозирования землетрясений на основе поведения животных, объяснение странных кругов на полях, образующих огромные геометрические фигуры1, способность приматов понимать человеческий язык2, место зарождения человека как вида и дальнейшее заселение континентов и др. В ходе разработки заданий приходилось опираться на ряд аутентичных материалов, но тип задания уникален и создан именно для Всероссийской олимпиады школьников. После прочтения и прослушивания текстов конкурсанты должны оценить предлагаемые утверждения с точки зрения их соответствия прослушанному или прочитанному материалу, обоим источникам или ни одному из них. На прочтение текста (отрывок из статьи размером около 300 слов) отводится семь минут, аудиозапись (отрывок из лекции) прослушивается два раза. После этого участники должны оценить 10 утверждений, определив, содержится ли каждое из них в обоих текстах, только в аудиозаписи, только в тексте для чтения или ни в том, ни в другом. Ни одно из утверждений не совпадает по форме с имеющимися в текстах, поскольку для формулирования совпадающих по смыслу утверждений использовались синонимические замены, менялись грамматические и синтаксические конструкции, использовались и другие способы перефразирования. Опытный читатель, знакомый с форматами международных экзаменов, может заметить, что интегрированные задания используются в TOEFL (Test of English as a Foreign Language), который содержит Integrated Listening and Speaking, а также Integrated Listening and Writing, в ходе которых тестируемый должен прослушать отрывок из лекции, прочесть отрывок из статьи
1 Всероссийская олимпиада. Английский язык. Вып. 7. М., 2016
2 Всероссийская олимпиада. Английский язык. Вып. 4. М., 2013.
3 Всероссийская олимпиада. Английский язык. Вып. 6. М., 2015.
на похожую тему, а затем передать сходства и различия позиций авторов по обсуждаемым вопросам в устной или письменной форме4. Это очень эффективные задания, однако, они проверяют владение продуктивными навыками в академическом английском, что может быть слишком трудным для старшеклассников как с когнитивной, так и с языковой точки зрения. Такие навыки необходимы студентам, которые планируют участвовать в международных образовательных программах в своей стране или за рубежом. В связи с этим прямое заимствование данных типов заданий из TOEFL гораздо менее соответствовало бы целям олимпиады школьников, продуктивные навыки в которой проверяются в рамках других разделов (Speaking и Writing) на более привычном для российских старшеклассников языковом материале. В то же время, как указывалось выше, на последних двух этапах олимпиады, в условиях серьезного соперничества, участники должны проявлять языковую догадку, активизировать межпредметные и метапредметные навыки и, тем более в рецептивных видах речевой деятельности, быть готовыми к необычным форматам заданий - этим, собственно, и отличаются олимпиады от стандартных экзаменов. Не менее важная причина использования интегрированного задания с выбором ответов, а не открытого типа, состоит в возможности быстрой проверки и объективного сравнения результатов, чем при оценивании устной и письменной речи, для которых разработана непростая система критериев, и каждую работу оценивают два экзаменатора.
Рассмотрим пример интегрированного задания по аудированию и чтению, использовавшегося на заключительном этапе олимпиады в 2018 г. Нумерация заданий в нем начинается с 16, так как задания 1-15 относятся к аудированию (как правило, это аудиоматериал исторического или культурологического характера с вопросами на множественный выбор).
Integrated listening and reading
Read the text, then listen to part of the lecture on the same topic. You will notice that some ideas coincide and some differ in them. Answer questions 16-25 by choosing A if the idea is expressed in both materials, B if it can be found only in the reading text, C if it can be found only in the audio-recording, and D if neither of the materials expresses the idea.
Now you have 7 minutes to read the text.
4 Gear J., Gear R. Cambridge Preparation for the TOEFL Test, 4th ed. Cambridge University Press, 2006.
Formation of stars and planets
A nebula is an interstellar cloud consisting of dust, hydrogen, helium and other ionized gases. Originally, nebula was a name for any diffuse astronomical object including galaxies beyond the Milky Way. Some nebulae can be viewed with the naked eye due to fluorescent effect caused by the embedded hot stars, while others are so diffuse they can only be detected with the help of powerful telescopes as they are extended and contain no well-defined boundaries.
All nebulae in the Milky Way Galaxy are forms of interstellar matter - namely, the gas between the starts that is almost always accompanied by solid grains of cosmic dust. Their appearance differs widely, depending not only on the temperature and density of the material observed but also on how the material is spatially situated with respect to the observer. Their chemical composition, however, is fairly uniform and corresponds to the composition of the universe in general.
According to our current understanding, a star and its planets form out of collapsing cloud of dust and gas, i.e. nebulae are often star-forming regions. In these regions the formations of gas, dust, and other materials stick together to form denser regions, which attract further matter, and eventually will become dense enough to form stars. The remaining material is believed to form planets.
The birthplace of planets is the so-called proto-planetary disk. As the proto-planetary disk spins, the material contained within it travels around the new star in the same direction forming various celestial objects. Many of the celestial objects eventually become planets, and as they form, they "sweep up" other material that surrounds them. However, to be classified as a planet, an object must orbit a star, have sufficient mass in order to acquire a nearly round shape, and have enough gravitational power to attract smaller objects.
Now listen to part of the lecture on the same topic and then do the task (questions 16-25), comparing the text above and the lecture. You will hear the lecture twice.
16. In the past, the term nebula was used to denote any diffuse astronomical object.
17. Some nebulae cannot be seen with a naked eye.
18. Stars are formed as a result of collapse.
19. High-speed computers can be used for modelling the processes which cannot be observed in natural conditions.
20.The formation of planets is believed to follow the formation of a new star.
21. Planets are formed in a proto-planetary disk.
22. Some planets in other solar systems can be inhabited by living organisms.
23. Interstellar matter always has fluorescent effect due to diffuse gas and dust.
24.Our solar system belongs to Milky Way Galaxy. 25. To be considered a planet, a celestial object must meet several conditions.
Чтобы выполнить это задание, необходимо прослушать отрывок из лекции, который здесь приводится в виде аудиоскрипта:
Newer high-speed computers have allowed us to perform experiments by modelling events that would be very difficult to duplicate under natural conditions. And we have been able to do some interesting research with models of the collapse of an interstellar cloud under the influence of its own gravitational pull. The modelling has led to a general consensus that stars form in that way - a process of collapse, I mean. So, although the experiments are not definitive, they lead us to the logical conclusion that when a star is born, it will probably have a circumstellar nebula with conditions that are very favorable to the formation of planets. In effect, we have been able to watch the conditions that existed at the beginning of the formation of the solar system, and observe how the planets were formed. And that's pretty amazing. Furthermore, the modelling suggests that the planetary formation seems to be a natural consequence of the process that initiates the formation of a star. So, this suggests that planetary systems are the rule, rather than the exception. And that means that an organized search for other planetary systems should yield some rather interesting results. We may find that the nebular hypothesis is valid not only for our solar system but also for other systems in the universe. Besides that, when we do the math, we have to assume that at least some of the stars would produce solar systems with planets that could support life.
Правильные ответы: 16 B, 17 B, 18 A, 19 C, 20 A, 21 B, 22 C, 23 D, 24 D, 25 B.
Комментарии к ответам:
16. Правильный ответ B, так как в тексте для чтения сказано: Originally, nebula was a name for any diffuse astronomical object.
17. Правильный ответ B, так как в тексте для чтения сказано: Some nebulae can be viewed with the naked eye due to fluorescent effect caused by the embedded hot stars, while others are so diffuse that they can only be detected with the help of powerful telescopes.
18. Правильный ответ A, так как в тексте для чтения сказано: ... a star and its planets form out of collapsing cloud of dust and gas. В тексте для аудирования сказано: ... stars form in that way - a process of collapse.
19. Правильный ответ С, так как в тексте для аудирования сказано: Newer high-speed computers have allowed us to perform experiments by modelling events that would be very difficult to duplicate under natural conditions.
20. Правильный ответ A, так как в тексте для чтения сказано: ... gas, dust, and other materials stick together . and eventually . form stars. The remaining material is believed to form planets. В тексте для аудирования сказано: . the planetary formation seems to be a natural consequence of the process that initiates the formation of a star.
21. Правильный ответ B, так как в тексте для чтения сказано: The birthplace of planets is the so-called proto-planetary disk.
22. Правильный ответ С, так как в тексте для аудирования сказано: . we have to assume that at least some of the stars would produce solar systems with planets that could support life.
23. Правильный ответ D, так как ни в тексте для чтения, ни в тексте для аудирования подобного утверждения нет.
24. Правильный ответ D, так как ни в тексте для чтения, ни в тексте для аудирования подобного утверждения нет.
25. Правильный ответ B, так как в тексте для чтения сказано: ... to be classified as a planet, an object must orbit a star, have sufficient mass in order to acquire a nearly round shape, and have enough gravitational power to attract smaller objects.
Анализ данного теста и других интегрированных заданий, опубликованных в олимпиадных сборниках, показывает, что они моделируют типичную ситуацию изучения научных дисциплин в вузе: студенты слушают лекции, читают литературу по теме и обнаруживают, что в них не только освещаются разные аспекты темы, но и нередко выражаются противоположные точки зрения. Выполняя интегрированное задание на олимпиаде и готовясь к нему по материалам прежних лет, старшеклассники развивают многие полезные
качества, неразрывно связанные с обработкой интеллектуальной информации. Это подтверждает правоту Татьяны Андреевны Комовой, писавшей, что «по-прежнему современно звучат слова о необходимости воспитания и подготовки «думающего» учителя и «думающего» ученика» [Комова, 2016]. Можно предположить, что все больше думающих участников Всероссийской олимпиады будут выходить на региональный и заключительный этап уже подготовленными к интегрированному заданию рассмотренного типа, благодаря их думающим и ответственным учителям. В таком случае, через какое-то время может потребоваться новый тип интегрированного задания, которое будет «связано с процессом когнитивного освоения языковой и внелингвистической действительности» [Вишнякова, Климанова, 2017], но уже по-другому.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Всероссийская олимпиада. Английский язык. Вып. 4. М., 2013.
2. Всероссийская олимпиада. Английский язык. Вып. 6. М., 2015.
3. Всероссийская олимпиада. Английский язык. Вып. 7. М., Университетская книга, 2016.
4. Вишнякова О.Д., Климанова М.В. Лингводидактический дискурс как область реализации культурно значимых концептов // Вестн. Моск. ун-та. Сер 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 3. С. 50-61.
5. Городецкая Л.А. Научная дискуссия в обучении академическому английскому // Взаимодействие языков и культур. Материалы Международной научной конференции 28-30 мая 2018 г. Т. 2. 2018. С. 166-169.
6. Ершова Т.А., КореневА.А. Использование интегрированных заданий на чтение и письменную речь для развития профессионально-коммуникативных и когнитивных умений студентов педагогических специальностей // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 1. С. 159-168.
7. Комова Т.А. Язык и знание как ключ к формированию личности // Вестн. Моск. ун-та. Сер 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 4. С. 55-60.
8. Fadeeva V.A. VoiceThread as an Online Tool for Developing Listening and Speaking Skills Outside the Language Classroom // Вестн. Моск. ун-та. Сер 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 2. С. 19-26.
9. Gear, J., Gear R. Cambridge Preparation for the TOEFL Test, 4th ed. Cambridge University Press, 2006.
10. Gorodetskaya L.A. Critical Thinking and Teaching Academic English // Вестн. Моск. ун-та. Сер 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 4. С. 32-40.
Ludmila A. Gorodetskaya
INTEGRATED LISTENING AND READING TASKS AT THE REGIONAL AND FINAL STAGES OF THE ALL-RUSSIA OLYMPIAD OF SCHOOLCHILDREN IN ENGLISH
Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991
The original test type considered in this paper has been specially developed for the All-Russia Olympiad of schoolchildren in English and used every year in the materials for regional and final stages of the contest. It is integrated listening and reading task whose specific features are interdisciplinary and meta-cognitive character, Academic English content, communicative and cognitive type of questions, easy and objective assessment. The task simulates a common feature of studying scientific disciplines at a university: students listen to lectures, read recommended literature on the same topic and find out that lecturers and authors not only cover different aspects of the topic, but often express opposite views on it. When doing the test at the Olympiad or preparing for it with the materials of previous years, upper-secondary schoolchildren develop many useful skills related to information processing: critical thinking, discovering cause and effect chains, determining similarities and differences not only between various phenomena, but also between their interpretations by scholars.
The example of listening and reading integrated task used at the final stage of 2018 Olympiad is thoroughly analyzed in the paper. The conclusion is made that integrated tasks are indispensable at big and high-stakes contests because they are effective and objective assessment tools. However, the character of integrated tasks can change with time to preserve an important feature of language contests - their novelty and challenge that help well-prepared students to use their linguistic and extra-linguistic knowledge and intuition.
Key words: All-Russia Olympiad of Schoolchildren; integrated listening and reading task; Academic English; information processing; interdisciplinary and meta-cognitive skills.
About the author: Ludmila A. Gorodetskaya - Dr. habil in Cultural Studies, Professor, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: [email protected]).
REFERENCES
1. Vserossiyskaya olympiada. Angliysky yazyk. 2013. [All-Russia Olympiad. The English Language] Vyp. 4. Moscow. (In Russ.)
2. Vserossiyskaya olympiada. Angliysky yazyk. 2015. [All-Russia Olympiad. The English Language] Vyp. 6. Moscow. (In Russ.)
3. Vserossiyskaya olympiada. Angliysky yazyk. 2016. [All-Russia Olympiad. The English Language] Vyp. 7. Moscow. (In Russ.)
4. Vishniakova O.D., Klimanova M. V. 2017. Linguodidakticheskiy diskurs kak oblast' realizatsii kulturno znachimykh kontseptov [Linguodidactical Discourse as an Area of Realization of Culturally Significant Concepts]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics andIntercultural Communication, no. 3, pp. 50-61. (In Russ.)
5. Gorodetskaya L.A. 2018. Nauchnaya diskussiya v obuchenii akademicheskomu angliyskomu [Scientific Discussion in Teaching Academic English]. Proceedings of International Scientific Conference "Interaction of Languages and Cultures" in South Urals State University. Vol. 2, pp. 166-169. Chelyabinsk. (In Russ.)
6. Ershova T.A., KorenevA.A. 2016. Ispol'zovanie integrirovannykh zadanii na chtenie I pis'mennuyu rech dlya professional'no-kommunikativnykh I kognitivnykh umen-ii studentov pedagogicheskikh spetsial'nostei [Integrated Reading and Writing Tasks for the Development of Trainee Teachers' Communicative and Cognitive Skills]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 1, pp. 159-168. (In Russ.)
7. Komova T.A. 2016. Yazyk i znanye kak kl'uch k formirovaniyu lichnosti [Language and Knowledge as the Fundamentals of Personal Identity]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 4, pp. 55-60. (In Russ.)
8. Fadeeva V.A. 2017. VoiceThread as an Online Tool for Developing Listening and Speaking Skills Outside the Language Classroom. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 2, pp. 19-26.
9. Gear J., Gear R. 2006. Cambridge Preparation for the TOEFL Test, 4th ed. Cambridge University Press.
10. Gorodetskaya L.A. 2017. Critical Thinking and Teaching Academic English. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 4, pp. 32-40.