УДК 004:37.022:802/809:378
Т. В. Колесова
ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ
ОЛИМПИАД В ВУЗЕ
Проведение языковых олимпиад в вузе с помощью новых информационных технологий способствует мо-ниторированию учебного процесса, объектами которого являются развитие личности обучаемых, развитие их учебной и учебно-профессиональной деятельности.
Описана авторская разработка мультимедийной тестирующей системы, осуществляемой с помощью мультимедийных и телекоммуникационных технологий, для проведения олимпиад по английскому языку среди студентов факультета иностранных языков. Уточнены основные цели, компоненты и технические, дидактические, методические, психолого-педагогические характеристики данной тестирующей системы. Система позволяет осуществить качественный анализ уровня иноязычной речевой коммуникации студентов факультета иностранных языков по таким видам речевой деятельности, как чтение, письмо, аудирование.
Ключевые слова: иностранный язык, новые информационные технологии, телекоммуникационные технологии, мультимедийные технологии, авторская мультимедийная тестирующая система, мониторинг обучения, высшее образование.
Обучение иностранному языку сегодня невозможно представить без применения новых информационных технологий (мультимедийных, телекоммуникационных, компьютерных и др.), основой которых являются новые инфологические компьютерные средства получения, хранения и актуализации информации, знаний.
На взгляд авторов, отличительной чертой развития новых информационных технологий сегодня является активное вовлечение непрофессионалов в области вычислительной техники и программирования в процесс разработки продуктов данных технологий. К таким «непрофессионалам» вполне можно отнести и преподавателей иностранного языка даже при условии имеющейся у них некоторой соответствующей данному виду работы квалификации (компьютерные курсы и т. п.). Разработка и использование компьютерных средств обучения в вузе сегодня все еще претерпевают значительные трудности, поскольку создание данных средств обучения требует от их разработчиков знания разнородных наук: иностранного языка, психологии, педагогики, математики, кибернетики, информатики и т. д., следовательно, над созданием компьютерных средств обучения должен трудиться коллектив авторов, обладающий этими знаниями.
В настоящее время применение готовых продуктов новых информационных технологий в обучении и проверке качества обучения иностранному языку в вузе не редкость, но, с точки зрения авторов, разработка и применение авторских мультимедийных тестирующих систем для проведения языковых олимпиад, позволяющих полноценно оценить уровень иноязычной компетенции студентов, считается достаточно новым и своевременным явлением.
Анализ передовой педагогической практики опыта применения новых информационных техно-
логий в системе высшего профессионального образования (М. В. Бирюкова [1], К. А. Балышева [2], О. В. Иванова [3], А. Л. Коляго [4], М. А. Серебрякова [5] и др.), а также результаты собственной практики разработки и применения авторских мультимедийных тестирующих систем [6-8] в Марийском государственном университете (20132015 гг.) позволили установить, что проведение языковых олимпиад является одним из средств мониторинга процесса обучения иностранному языку, поскольку для системы высшего образования высокую значимость имеет мониторинг, объектами которого выступают развитие личности обучаемых, развитие их учебной и учебно-профессиональной деятельности.
Цели проведения олимпиады по иностранному языку - выявление студентов, владеющих английским языком на высоком уровне; создание условий для интеллектуального развития и поддержки одаренных студентов; развитие таких волевых качеств личности, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность; развитие образовательной, учебно-познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, общекультурной компетенций.
Разработанная «Мультимедийная тестирующая система для организации олимпиад по английскому языку в вузе» [7] обладает рядом технических характеристик: система разработана на языке программирования php Version 5.3.6; работа с данной системой осуществляется в сети Интернет; система имеет дружественный интерфейс, возможность редактирования; дидактических характеристик: дифференцированная оценка знаний (учет времени выполнения заданий, учет количества и уровня сложности заданий); контроль знаний с осуществлением обратной связи; развитие внимания, памя-
Подробный отчет
Раздел: Listening Task 1
Вопрос Правильный Ответ
ответ пользователя
Today is the kind of day that 4) 4)
makes Vicky happy because... her life was different four months her life was
ago different four
months ago
Рис. 1. Задание по лексике на сопоставление (4-й курс)
Рис. 3. Подробный анализ результатов
ти, способности анализировать; развитие образовательной, иноязычной и информационной компетенций; обеспечение индивидуализации обучения (индивидуальный временной режим работы и выбор алгоритма выполнения заданий); обеспечение учебной автономии; обеспечение интерактивности обучения; методических характеристик: наличие методических указаний для выполнения заданий; комплексная проверка владения различными видами речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) и сторонами речи (лексика, грамматика); модульная структура; психолого-педагогическими характеристиками: выявление и развитие творческих способностей молодых талантов; создание условий для интеллектуального развития студентов; развитие познавательной потребности и стремления студентов к самообразованию; мотивация студентов к изучению английского языка.
В языковой олимпиаде по английскому языку, которая проводилась в 2013-2015 гг., приняли участие студенты 1-5-го курсов факультета иностранных языков Марийского государственного университета (137 студентов в 2013/14 учебном году; 130 - в 2014/15 учебном году).
В соответствии с функциональным назначением «Мультимедийная тестирующая система для организации олимпиад по английскому языку в вузе» включает в себя следующие компоненты:
- организационно-методический модуль: регистрация участников олимпиады, методические рекомендации для студентов по работе с системой;
- практический модуль, состоящий из заданий открытого и закрытого типов, заданий на сопоставление (рис. 1);
- модуль мониторинга: статистика результатов работы (рис. 2), подробный анализ результатов (рис. 3);
- модуль редактирования, позволяющий вносить изменения в задания олимпиады (рис. 4);
- информационный модуль: информация об участниках олимпиады и о разработчиках, источники литературы.
В заключение следует отметить, что проведение языковых олимпиад в данном электронном формате позволяет преподавателям иностранного языка своевременно корректировать содержание образования, что, в свою очередь, положительно отражается на качестве образования.
«Главная Отчеты Результаты тестирования
Мониторинг тестирования
Результаты тестирования
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс Перерасчет результатов для курса
Фамилия Имя Группа Факультет Отделение Продолжительность Результат
llya Mamaev 13 ФИЯ Англонемецкое 37 min.33 sec. 89
Удалить пользователя
Рис. 2. Статистика результатов работы студентов (1-й курс)
Рис. 4. Модуль редактирования
Список литературы
1. Бирюкова М. В. Обучение иноязычному общению на основе мультимедийных технологий // Экономика и социум. 2014. № 3-4 (12). С. 413-425.
2. Балышева К. А. Использование интернет-ресурсов при обучении практической фонетике в вузе // Использование современных технологий обучения иностранному языку в учебно-воспитательном процессе при реализации ФГОС нового поколения в школе и вузе: сборник материалов I Республиканской научно-практической конференции. Йошкар-Ола, Марийский гос. ун-т, 2013. С. 28-31.
3. Ivanova O. V., Kazantseva I. V., Kolyago A. L., Serebryakova M. A., Zaburdaeva T. I. Control of Competences Formation of Foreign Language Bachelor Students on the Basis of LMS Moodle // Review of European Studies. 2015. Vol. 7, № 8. Special Issue. Р. 295-307. DOI: 10.5539/res. v7n8p295.
4. Коляго А. Л. Использование информационных технологий при формировании социолингвистической компетенции в вузе // Языки, культуры, этносы: формирование языковой картины мира: филологический и методический аспекты: сборник научных статей по материалам X Всероссийской научно-практической конференции. Йошкар-Ола, Марийский гос. ун-т, 2015. С. 161-165.
5. Серебрякова М. А. Использование технологии веб-квеста на занятиях по английскому языку в вузе // Языки, культуры, этносы: формирование языковой картины мира: филологический и методический аспекты: сборник научных статей по материалам X Всероссийской научно-практической конференции. Йошкар-Ола, Марийский гос. ун-т, 2015. С. 201-207.
6. Колесова Т. В., Ангаев А. В. Мультимедийная тестирующая система English Olympiad for university students // Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2014610994 от 22 января 2014 г.
7. Колесова Т. В., Курагина А. А., Шестакова О. Б., Астанкова Т. П., Балышева К. А., Ефимова Н. И., Серебрякова М. А., Горшков П. В., Корсаков П. Ю., Смышляев О. В. Мультимедийная тестирующая система для организации олимпиад по английскому языку в вузе // Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2015615220 от 13 мая 2015 г.
8. Колесова Т. В., Сарычев И. И. Мультимедийная тестирующая система English Olympiad for the Students of Non-linguistic Specialties // Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2014663230 от 22 декабря 2014 г.
Колесова Т. В., кандидат педагогических наук, доцент. Марийский государственный университет.
Пр. Ленина, 1, Йошкар-Ола, Марий Эл, Россия, 424000. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 12.01.2016.
T. V. Kolesova
APPLICATION OF NEW INFORMATION TECHNOLOGIES FOR HOLDING LANGUAGE OLYMPIADS AT UNIVERSITY
Holding language olympiads at university with the help of new information technologies encourages conduction of educational process monitoring, the objects of which are the development of personalities of students, the development of their educational and professional activity. It should be noted that high quality monitoring of educational process allowes teachers timely to correct the contents of education, which positively results in the quality of education at the university.
The article describes the author's multimedia testing system being carried out with the help of multimedia and telecommunication technologies for conducting language olympiads at the university among the students of the Faculty of foreign languages. Specifies the main aims, components and technical, didactic, methodical, psychological-pedagogical characteristics of this testing system. The system makes it possible to carry out high-quality analysis of the level of foreign language competence of the students in such kinds of speech activity as reading, writing and listening.
Key words: foreign language, new information technologies, telecommunication technologies, multimedia technologies, author s multimedia testing system, monitoring of education, higher education.
References
1. Biryukova M. V. Obucheniye inoyazychnomu obshcheniyu na osnove mul'timediynykh tehknologiy [Learning foreign language communication based on multimedia technology]. Ekonomika I sotsium - Economy and Society, 2014, no. 3-4 (12), pp. 413-425 (in Russian).
2. Balysheva K. A. Ispol'zovaniye internet-resursov pri obuchenii prakticheskoy fonetike v vuze [The use of Internet resources in teaching practical phonetics at the university]. Ispol'zovaniye sovremennykh tekhnologiy obucheniya inostrannomu yazyku v uchebno-vospitatel'nom protsesse pri realizatsii FGOS novogo pokoleniya vshkole i vuze. Sbornik materialov I Respublikanskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Modern technologies of foreign language teaching in the educational process in the implementation of a new generation of Federal state educational standart at school and university. Proceedings of I Republican scientific-practical conference]. Yoshkar-Ola, Mariyskiy gos. un-t Publ., 2013. Pp. 28-31 (in Russian).
3. Ivanova O. V., Kazantseva I. V., Kolyago A. L., Serebryakova M. A., Zaburdaeva T. I. Control of Competences Formation of Foreign Language Bachelor Students on the Basis of LMS Moodle. Review of European Studies, 2015, vol. 7, no. 8, pp. 295-307. DOI: 10.5539/res.v7n8p295.
4. Kolyago A. L. I spol'zovaniye informatsionnykh tekhnologiy pri formirovanii sotsiolingvisticheskoy kompetentsii v vuze [Use of information technology in the formation of sociolinguistic competence at higher school]. Yazyki, kul'tury, etnosy: formirovaniye yazykovoy kartiny mira: filologicheskiy i metodicheskiy aspekty. Sbornik nauchnykh statey po materialam X Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Languages, cultures, ethnic groups: the formation of a language picture of the world: the philological and methodical aspects. The collection of scientific articles on the Proceedings of X All-Russian scientific-practical conference]. Yoshkar-Ola, Mariyskiy gos. un-t Publ., 2015. Pp. 161-165 (in Russian).
5. Serebryakova M. A. Ispol'zovaniye tekhnologii "veb-kvesta" na zanyatiyakh po angliyskomu yazyku v vuze [Using the technology of "Web Quest" for English classes at higher school]. Yazyki, kul'tury, etnosy: formirovaniye yazykovoy kartiny mira: filologicheskiy i metodicheskiy aspekty. Sbornik nauchnykh statey po materialam X Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Languages, cultures, ethnic groups: the formation of a language picture of the world: the philological and methodical aspects. The collection of scientific articles on the Proceedings of X All-Russian scientific-practical conference]. Yoshkar-Ola, Mariyskiy gos. un-t Publ., 2015. Pp. 201-207 (in Russian).
6. Kolesova T. V., Angaev A. V. Mul'timediynaya testiruyushchaya sistema "English Olympiad for university students" [Multimedia testing system "English Olympiad for university students"]. Svidetel'stvo o gosudarstvennoy registratsii programmy dlya EVM 2014610994 ot 22 yanvarya 2014 g. [Certificate of state registration of the computer program no. 2014610994 from 22 January 2014].
7. Kolesova T. V., Kuragina A. A., Shestakova O. B., Astankova T. P., Balysheva K. A., Efimova N. I., Serebryakova M. A., Gorshkov P. V., Korsakov P. Yu., Smyshlyaev O. V. Mul'timediynaya testiruyushchaya sistema dlya organizatsii olimpiad po angliyskomu yazyku v vuze [Multimedia testing system for the organization of the olympiads in the English language at higher school]. Svidetel'stvo o gosudarstvennoy registratsii programmy dlya EVM № 2015615220 ot 13 maya 2015 g. [Certificate of state registration of the computer program no. 2015615220 from 13 May 2015].
8. Kolesova T. V., Sarychev I . I . Mul'timediynaya testiruyushchaya sistema "English Olympiad for the Students of Non-linguistic Specialties" [Multimedia testing system "English Olympiad for the Students of Non-linguistic Specialties"]. Svidetel'stvo o gosudarstvennoy registratsii programmy dlya EVM [Certificate of state registration of the computer program no. 2014663230 from 22 December 2014].
Kolesova T. V.
Mari State University.
Pr. Lenina, 1, Yoshkar-Ola, Mari El, Russia, 424000.
E-mail: [email protected]