Научная статья на тему 'Использование новых информационных технологий обучения для проведения олимпиады по английскому языку в университете'

Использование новых информационных технологий обучения для проведения олимпиады по английскому языку в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕСТИРУЮЩАЯ СИСТЕМА / FOREIGN LANGUAGE / MONITORING OF EDUCATION QUALITY / NEW INFORMATION TECHNOLOGIES / COMPUTER TESTING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесова Татьяна Валерьевна

В статье описан опыт применения компьютерной тестирующей системы для выявления уровня владения студентами неязыковых специальностей английским языком в соответствии со своим профилем обучения на определенном этапе обучения. Подробный анализ результатов тестирования позволяет провести более объективное оценивание уровня владения студентами лексики, грамматики, аудирования, чтения при изучении ими английского языка в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of new information technologies of education for holding English Olympiad at the university

The article describes the experience of using a computer testing system «MARSU English Olympiad 2015» for the revealing the level of proficiency of the English language of the students of non-linguistic specialties in accordance with their specialization at a given stage of education. Detailed analysis of testing enables to conduct more objective estimation of the level of students’ mastery of lexis, grammar, listening, reading while studying English at the university.

Текст научной работы на тему «Использование новых информационных технологий обучения для проведения олимпиады по английскому языку в университете»

24

Педагогические науки

УДК [004:37.022:802/809]: 37 8

Т. В. Колесова

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

Использование новых информационных

ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УНИВЕРСИТЕТЕ

В статье описан опыт применения компьютерной тестирующей системы MARSU English Olympiad - 2015 для выявления уровня владения студентами неязыковых специальностей английским языком в соответствии со своим профилем обучения на определенном этапе обучения. Подробный анализ результатов тестирования позволяет провести более объективное оценивание уровня владения студентами лексики, грамматики, аудирования, чтения при изучении ими английского языка в университете.

Ключевые слова: иностранный язык, мониторинг качества образования, новые информационные технологии, компьютерная тестирующая система.

Без преувеличения можно сказать, что сегодня усиление конкуренции в условиях нарастающей глобализации привело к тому, что владение английским языком, языком международной значимости, является непременным условием успешной профессиональной карьеры. В условиях недостаточного количества часов, выделяемых вузам на преподавание дисциплины «Иностранный язык», похвальное стремление студентов к углубленному изучению английского языка можно отнести не только к показателю их желания овладеть им как одним из учебных предметов, включенных в образовательную программу, но и свидетельствует об их стремлении к самообразованию и саморазвитию.

Одним из прогрессивных инструментов развития у студентов стремления к самообразованию и саморазвитию в ходе изучения иностранного языка является проведение языковой олимпиады, поскольку в процессе подготовки и участия в ней студент в полной мере осознает себя субъектом своей учебной деятельности, что способствует развитию рефлексии, позволяющей фиксировать состояние своего саморазвития.

Анализ научно-практической литературы и ресурсов сети Интернет свидетельствует о том, что:

• в России интернет-технологии для организации олимпиад по иностранному языку широко применяются сегодня только для учащихся школ. Интересно, что организаторами и разработчиками таких олимпиад являются вузы: ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена» (г. Санкт-Петербург), ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (г. Москва),

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» (г. Москва), ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» (г. Москва), ФГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» (г. Москва) и др.;

• в настоящее время в вузах организация олимпиад по иностранному языку на основе интернеттехнологий осуществляется только для студентов языковых специальностей. Организаторами и разработчиками являются ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск), ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» (г. Йошкар-Ола) и ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь).

Следовательно, применение средств НИТО для организации олимпиад по иностранному языку среди студентов неязыковых специальностей является в настоящий момент перспективным направлением.

На наш взгляд, организация языковой олимпиады для студентов неязыковых специальностей является неоспоримым фактором для разработки качественно нового информационного продукта, создаваемого на основе новых информационных технологий.

Основными целями олимпиады являются выявление и развитие творческих способностей и интереса к научной деятельности молодых талантов, пропаганда научных знаний, создание условий для интеллектуального развития и поддержки одаренных студентов, в том числе содействия им в профессиональной деятельности и продолжении образования.

Т. В. Колесова

25

Организация олимпиады в вузе на основе средств НИТО преследует решение следующих задач:

- возможность организации учебного материала в различных информационных средах;

- совершенствование программного и научнометодического обеспечения; возможность индивидуализации процесса выполнения заданий;

- обеспечение итогового контроля выполнения заданий посредством обратной связи;

- возможность объективной оценки качества знаний студентов; мотивация студентов к изучению иностранного языка средствами НИТО;

- развитие образовательной, иноязычной и информационной компетенций студентов.

В целях мониторинга качества обучения английскому языку на неязыковых факультетах ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» в 2015 году нами в сотрудничестве с отделом ТиПР ИВЦ ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» под руководством П. В. Горшкова была разработана компьютерная тестирующая система MARSU English Olympiad -2015 на языках программирования php (Yii Framework), javascript (JQuery), mysql (DAO) для проведения олимпиады на знание профессионального иностранного языка (английского) среди студентов 1-4 курсов неязыковых специальностей.

Первый тур олимпиады на основе данной тестирующей системы был проведен с 24 по 31 марта 2015 г. в рамках Недели иностранных языков, которая ежегодно проводится кафедрой иноязычной речевой коммуникации (ФИЯ). В первом туре участвовали все студенты, изучающие английский язык в МарГУ. В тестировании приняло участие 1014 человек. Во втором туре олимпиады приняли участие те студенты, которые стали финалистами первого тура. Второй тур проводился в устной форме. Студентам предлагалось осуществить сопоставительный анализ двух фотографий.

При разработке, внедрении и апробации данной компьютерной программы нами были использованы методы теоретического исследования (анализ литературы и обобщение передового педагогического опыта применения информационных технологий для организации языковой олимпиады в вузе) и методы эмпирического исследования (тестирование, анкетирование, методы предъявления информации, методы контроля, методы статистической обработки результатов исследования).

Компьютерная тестирующая система MARSU English Olympiad - 2015 разработана для проверки знаний студентов гуманитарного и технического профилей.

Система обладает следующими свойствами:

• таймер на общее время выполнения заданий;

• рандомный алгоритм выбора блока олимпи-адных заданий;

• линейный алгоритм выполнения заданий в определенном блоке олимпиадных заданий;

• типы заданий: закрытые (выбор ответа) и открытые (самостоятельный ввод ответа), на сопоставление;

• предоставление результатов олимпиады студентам сразу после выполнения (результаты мгновенно отсылаются на указанный студентом при регистрации адрес электронной почты);

• всесторонний анализ (рейтинг результатов по курсам и по профилям; общий и детальный результат выполнения заданий каждого студента; предъявление результатов в диаграммах) и сохранение результатов;

• анкетирование студентов после выполнения заданий олимпиады на предмет выяснения их отношения к предмету «Иностранный язык» в университете и к выполнению олимпиады в новой для них форме;

• дифференцированное оценивание заданий (шкала от 1 до 2 баллов).

• форматы предъявления информации: текст, аудио, видео, графика.

Максимальное время выполнения заданий олимпиады составляет 90 минут. При превышении данного лимита студент без предупреждения, но с сохранением своих результатов, выходит из системы. Максимально возможное количество баллов за все задания олимпиады составляет 100 баллов.

Компьютерная тестирующая система MARSU English Olympiad - 2015 состоит из следующих блоков:

1) регистрация участников;

2) методические указания для студентов для выполнения заданий;

3) тестовый блок (Video Testing, Reading, English in Use (рис. 1), Cross-country-study);

4) словарь (только для раздела video testing);

5) статистические данные результатов тестирования по рейтингу (курс, профиль), анализ выполнения каждого задания в отдельности (курс, профиль, факультет/институт) (рис. 2) и всех заданий в целом (курс, профиль, факультет/инсти-тут) и анкетирования (рис. 3);

6) информация об использованных источниках информации;

7) информация о разработчиках;

8) редактирование заданий олимпиады.

26

Педагогические науки

MARSU English Olympiad-2015

01:29:22

Choose (DO NOT CHANGE) the words from the list so that they fit into the sentences. The words are given in random order.

opportunities, improved, rediscovered, achievements, gifted, society, tolerant,creativity,

trading, art

1. In the 15th century, the Italian city of Florence was to undergo a frenzy of

as the cradle of the Renaissance,

2. Outstanding painters and sculptors like Botticelli, Donatello and later Michelangelo and Leonardo da Vinci classical traditions.

Рис. 1. Задание на самостоятельный ввод ответа из раздела English in Use (Lexis) (гуманитарный профиль)

Анализ выполнения Video testing по профилю

10 ----------------------------------------------

7.5

CJ

ГЪ

>

<

2.5

Technical (438 people)

Humanitarian (565 people)

Average

Highdiarts.com

Рис. 2. Анализ выполнения заданий олимпиады по разделу Video testing по профилю

27

Т. В. Колесова

Понравилась ли Вам форма проведения олимпиады по английскому языку на основе интернет-технологий?

затрудняюсь ответить

Рис. 3. Фрагмент анализа анкетирования студентов

Результаты анкетирования позволяют сделать следующие выводы:

1. Студентов 1-4 курсов, изучавших английский язык в сельских и городских школах, практически одинаковое количество (54,8 % и 40,2 % соответственно).

2. 2,4 % изучали язык в частных городских школах 1,2 % не изучали английский ранее (международные студенты).

3. В основном все студенты имели в аттестате по предмету «Английский язык» оценку «хорошо» (61,8 %); оценку «отлично» и «удовлетворительно» имеют практически одинаковое количество студентов (20,2 % и 16,8 % соответственно).

4. Большинству студентов нравится изучать английский в МарГУ (72,6 %); остальные затрудняются ответить (22,4 %) и лишь меньшинству студентов не нравится изучать данный предмет в университете (5 %).

5. Мнение студентов о том, хотели бы они изучать английский язык на дополнительных языковых курсах, разделилось практически на три равные доли («да» - 36,3 %, «нет» - 30,9 %, «затрудняются ответить» - 32,8 %).

6. Большинству студентов понравилась форма проведения олимпиады на основе новых информационных технологий (рис. 3).

7. Студенты неоднозначно охарактеризовали олимпиаду. На вопрос, что они более всего ценят в данной олимпиаде, ответили:

• содержание заданий олимпиады - 24 %;

• возможность выполнения заданий олимпиады в индивидуальном темпе - 18,6 %;

• форма предъявления заданий олимпиады -17,5 %;

• возможность незамедлительного ознакомления с результатом выполнения заданий - 14,6 %;

• объективность оценивания выполнения заданий олимпиады - 9,9 %;

• осуществление проверки знаний профессионального иностранного языка - 6,1 %;

• уровень сложности выполнения заданий олимпиады - 4,3 %;

• видимо, тем же 5 % студентов, которым не нравится изучать английский в университете (пункт 4), также не понравилось ничего в данной олимпиаде.

8. Наиболее трудным студенты определили раздел Video Testing и English in Use (37,6 % и 23,4 % соответственно), наиболее интересным и легким -Cross Country Study (57,1 % и 46,8 % соответственно).

Результаты проведения олимпиады на знание профессионального иностранного языка (английского) позволяют нам сделать следующие выводы:

1) по профилю:

- результат выполнения заданий олимпиады по профилям примерно одинаковый (максимальное количество баллов - 100 = 100 %): гуманитарный профиль - 59 %, технический профиль - 56 %;

2) по курсам:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- выполнение заданий по курсам получился достаточно контрастным, но в данном случае следует учесть, что количество участников по курсам также очень разнится: 3 курс (13 участников) -96 %, 4 курс (4 участника) - 95 %, 2 курс (352 участника) - 59 %, 1 курс (634 участника) - 56 %;

- лучшие результаты по курсам:

1 курс - Вероника Ефимова (ФМФ (гр. ОС-17, 74 балла), Алина Магомедэминова (ИЭУФ (гр. ЭК-11, 68 баллов);

28

Педагогические науки

2 курс - Елена Алексеева (ФМФ (гр. ИП-25, 78 баллов), Сергей Лягущенко, Григорий Волков (ФМФ (гр. ПИ-23, 75 и 69 баллов соответственно));

3 курс - Зульфия Нигмадзянова (ИЭУФ (гр. БС-31, 88 баллов), Альмира Ахмедзянова (ИФФ (гр. ФР-34, 80 баллов));

4 курс - Екатерина Секретарева (ИЭУФ (гр. МН-42, 56 баллов);

90 -|-----------------------------------------

ИЭУиФ ЮрФ ФМФ ИФФ ФФКСиТ ЭЭФ ИПП ИМиЕН АТИ

Рис. 4. Средний балл выполнения заданий олимпиады по факультетам / институтам (ИЭУиФ - Институт экономики, управления и финансов, ЮрФ - юридический факультет,

ФМФ - физико-математический факультет, ИФФ - историко-филологический факультет, ФФКСиТ - факультет физической культуры, спорта и туризма, ЭЭФ - электроэнергетический факультет, ИПП - Институт психологии и педагогики (гуманитарный и технический профили),

ИМиЕН - Институт медицины и естественных наук, АТИ - Аграрно-технологический институт)

3) по факультетам/институтам:

- выполнение заданий по факультетам/институтам получилось также достаточно контрастным (рис. 4); на настоящий момент средний балл выполнения заданий олимпиады студентами 1-4 курсов всех факультетов/институтов составляет 60 %;

4) по специальностям:

- поскольку средний балл выполнения заданий олимпиады студентами 1-4 курсов всех факуль-тетов/институтов составляет 60 %, мы приняли решение в данном параметре анализировать только результаты студентов, выполнивших задания олимпиады не ниже чем 60 баллов (табл. 1).

Включение олимпиады по иностранному языку на основе компьютерной тестирующей системы в общую схему мониторинга качества обучения в вузе позволяет более точно выявлять текущий уровень обученности студентов иностранному языку, повышая и корректируя тем самым качество обучения данного учебного предмета в вузе.

Таблица 1

Средний балл лучших результатов студентов 1-4 курсов

№ п/п Факультет/ институт Специальность Средний балл лучших результатов

1 ИЭУиФ Бизнес-информатика 78,25

2 ФМФ Педагогическое образование (физика и математика) 69

3 ФМФ Прикладная информатика 67,6

4 ИЭУиФ Экономика предприятий и организаций 65,3

5 ФМФ Математическое обеспечение и администрирование информационных систем 64,5

6 ЮрФ Юриспруденция 62,5

Т. В. Колесова

29

1. Бирюкова Н. А. Особенности реализации функций классического университета в современных условиях // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2010. Т. 2. № 3 (67). С. 33-39.

2. Колесова Т. В. Мультимедиа как средство интенсификации самостоятельной работы студентов в неязыковом вузе: дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2004. 240 с.

3. Колесова Т. В. Условия эффективного использования электронной образовательной платформы MOODLE для повышения качества самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 1 (16). С. 19-22.

4. Национальный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р 53620-2009) «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы». URL: http://docs.cntd.ru/document/1200082196 (дата обращения: 10.04.2015).

1. Birjukova N. A. Osobennosti realizacii funkcij klassicheskogo universiteta v sovremennyh uslovijah // Vestnik Chuvashskogo go-sudarstvennogo pedagogicheskogo universitet im. I. Ja. Jakovleva. 2010, t. 2, No. 3 (67), pp. 33-39.

3. Kolesova T. V. Mul'timedia kak sredstvo intensifikacii samostojatel'noj raboty studentov v nejazykovom vuze: dis. ... kand. ped. nauk, Joshkar-Ola, 2004, 240 p.

2. Kolesova T. V. Uslovija jeffektivnogo ispol'zovanija jelek-tronnoj obrazovatel'noj platformy MOODLE dlja povyshenija ka-chestva samostojatel'noj raboty studentov pri obuchenii inostranno-mu jazyku, Vestnik of the Mari State University, 2015, No. 1 (16), pp. 19-22.

4. Nacional'nyj standart Rossijskoj Federacii (GOST R 536202009) «Infoimacionno-kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii. Jelektronnye obrazovatel'nye resursy». URL: http://docs.cntd.ru/ document/1200082196 (data obrashhenija: 10.04.2015).

T. V. Kolesova

Mari State University, Yoshkar-Ola

Application of new information technologies of education

FOR HOLDING ENGLISH OLYMPIAD AT THE UNIVERSITY

The article describes the experience of using a computer testing system «MARSU English Olympiad 2015» for the revealing the level of proficiency of the English language of the students of non-linguistic specialties in accordance with their specialization at a given stage of education. Detailed analysis of testing enables to conduct more objective estimation of the level of students’ mastery of lexis, grammar, listening, reading while studying English at the university.

Keywords: a foreign language, monitoring of education quality, new information technologies, a computer testing system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.