Использование дидактических возможностей ИКТ
ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ
Колесова Татьяна Валерьевна ([email protected])
ГОУВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола
В статье говорится о том, что в условиях модернизации российской высшей школы использование дидактических возможностей ИКТ при обучении иностранному языку является целесообразным и насущным для формирования у студентов мотивации в изучении английского языка.
In the article it is said that under the conditions of modernization of Russian high school the use of didactic capacities of ICT is reasonable and urgent for forming students’ motivation while studying the English language.
Переход российской высшей школы в 2010 году на «уровневую» систему высшего профессионального образования (ВПО) и новые «федеральные» государственные образовательные стандарты (ФГОС) с целью воспитания и обучения более конкурентоспособной личности вызвал увеличение количества часов, выделяемых на самостоятельную работу студентов при изучении иностранного языка. Резонно полагать, что эти изменения приводят также и к увеличению объема знаний, которые обучающиеся должны усваивать. В связи с этим организация самостоятельной работы в новых условиях обучения приобретает особую актуальность.
Как показывает многолетний опыт ведущих теоретиков-практиков в области применения средств ИКТ в обучении иностранному языку (М. Ю. Бухаркина, Е. И. Дмитриева, В. Я. Ляудис, Е. И. Машбиц, Е. С. Полат и др. ), они действительно способны качественно повлиять на ситуацию обучения в целом и на изучение отдельного учебного предмета, в частности, интенсифицируя и оптимизируя этот процесс.
Средства обучения ИКТ обладают на настоящий день мощным дидактическим потенциалом для организации эффективной самостоятельной работы студентов при изучении ими иностранного языка, поскольку они:
- создают среду актуализации самостоятельной творческой активности, вызывая потребность в самопознании и самообучении;
- выступают специфичным сопровождением, позволяющим студенту осуществлять выбор видов и режимов работы;
- развивают информационную и образовательную компетентность студентов;
- позволяют реализовать мультимедийность учебного материала;
- позволяют студентам гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
- интенсифицируют усвоение лексики и грамматики при аудировании, говорении, чтении, письме.
Специфические дидактические возможности ИКТ - это дидактические возможности, связанные со свойством телекоммуникации, способностью ИКТ осуществлять дистанционный доступ к пространственно удаленным источникам дидактической информации:
- доступность для любого пользователя;
- возможность систематического редактирования;
- возможность пользоваться информацией дискретно, по мере необходимости;
- адаптация к индивидуальным особенностям пользователя;
- возможность интеграции с любым курсом;
- наличие обратной связи при выполнении заданий [2].
Контроль и оценка степени сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, уровня владения видами речевой деятельности в ходе самостоятельной работы всегда был и будет, на наш взгляд, самым трудным аспектом организации данной формы учебной работы, но как говорил К. Д. Ушинский: «Самостоятельность головы учащегося - единственное прочное основание всякого плодотворного учения».
Наличие сильной учебной мотивации студента для развития навыков самостоятельной работы при изучении иностранного языка, с нашей точки зрения, является очень значимым фактором.
Как известно, существуют такие виды учебной мотивации, как внутренняя и внешняя.
Внешняя мотивация, в отличие от внутренней, не связана непосредственно с содержанием предмета, а обусловлена внешними обстоятельствами:
- стремлением человека достигать успехов и высоких результатов в любой деятельности, в том числе и в изучении иностранного языка;
- стремлением к самоутверждению, получению определенного статуса в обществе;
- стремлением человека быть похожим на другого человека, а также быть ближе к своим кумирам и героям;
- стремлением к общению с другими людьми;
- стремлением к самоусовершенствованию, саморазвитию.
Несмотря на то, что внутренняя мотивация связана непосредственно с самим предметом, действие внешних мотивов может усиливать ее, но эти мотивы не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, поэтому внутреннюю мотивацию часто называют процессуальной.
Проблема мотивированности проявляется особенно остро в изучении иностранного языка из-за особой специфики данного предмета, требующей от студента наличия определенной базы и коммуникативных способностей. Иногда при возникновении у студентов определенных сложностей мотивированность исчезает, поэтому если рассматривать мотивацию как основную движущую силу в изучении иностранного языка, можно отметить, что мотивы определяются внутренними побуждениями. Другими словами, человек сможет выучить иностранный язык только тогда, когда сам будет чувствовать необходимость в этом [1].
При организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы, способствующей формированию, развитию и поддержанию внутренней и внешней мотивации при обучении английскому языку в Марийском государственном университете (2005-2011) нами используются такие ресурсы информационных и коммуникационных технологий обучения, как:
- веб-сайты;
- обучающие CD («English.Way to Best», «English Platinum 2000», «English grammar in use» и др.);
- интернет-тренажер (с 2009 г.);
- педагогические тесты он-лайн;
- презентации в Power Point;
- авторские компьютерные обучающие и тестирующие программы [3, 4].
Рассмотрим более подробно дидактические возможности различных веб-сайтов. Сайты для изучения иностранного языка, на наш взгляд, можно разделить на две общие категории: моно/билингвальные информационные и моно/билингвальные обучающие сайты.
Цель моно/билингвальных информационных сайтов - ознакомить своих пользователей с актуальными событиями, происходящими в странах изучаемого языка и в России, повышая их социокультурный уровень. Информация, получаемая в ходе работы с данными сайтами, актуальна, наглядна и всегда находит свое применение в обучении и изучении иностранного языка.
В обучении нами используются такие моно/билингвальные информационные сайты, как:
- http://www1.voanews.com/ («VOA Learning English») - актуальные материалы о политике, экономике, искусстве, науке, спорте США и других стран;
- http://www.royal.gov.uk/ («The official website of the British monarchy»);
- http://www.thecommonwealth.org/ («Commonwealth secretariat»); http://www.parliament.uk/ («The UK Parliament website») - богатый страноведческий материал о Британии и о других странах Содружества;
- http://www.woodlands-junior.kent.sch.uk/ («British life and culture») - материал о культуре, традициях, обычаях Соединенного Королевства;
- http://rt.com/ («Russia Today») - актуальная информация о России и о других странах.
В структуре моно/билингвальных образовательных сайтов, целью которых является обучение английскому языку как родному и как иностранному, можно выделить следующие блоки:
- грамматический блок (теоретический материал, упражнения, тесты);
- фонетический блок (характеристика английских звуков и интонации, видеоуроки правильного произношения);
- блок чтения (пословицы, поговорки, тексты песен, выдержки из художественных произведений, тексты различной тематики);
- блок аудирования (аутентичные аудиотексты, аудиоуроки);
- блок письма (орфография, пунктуация, деловая переписка);
- коммуникационный блок (форум, методическое сопровождение обучения);
- блок дополнительных учебных материалов (разговорники, словари, справочная литература и т. д.).
В обучении нами используются такие моно/билингвальные образовательные сайты, как:
http://www.native-english.ru/ («Native-English.ru»); http://www.study.ru/ («Study.ru»);
http://englishtexts.ru/english-grammar/abc («English Texts.ru»);
http://abc-english-grammar.com/ («English online»);
http://usefulenglish.ru/ («Useful English»);
http://grammar.ccc.commnet.edu/grammar/ («Guide to Grammar and Writing» - разнообразные упражнения, направленные на обучение различным видам речевой деятельности, а также сторонам речи (лексика, грамматика);
http://englishforbusiness.ru («English for business»);
http://www.english.ru/ («English.ru») - правила английской деловой переписки и делового общения.
Вышеуказанные категории веб-сайтов обладают огромными дидактическими возможностями при организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы по английскому языку:
- самостоятельное изучение английского языка;
- использование ресурса в любое удобное время;
- работа в индивидуальном режиме обучения;
- мониторинг качества выполнения заданий;
- качественный тренинг;
- обучение различным видам речевой деятельности, а также сторонам речи (лексика, грамматика);
- представление информации в различных информационных средах;
- методическое сопровождение обучения (аутентичные материалы);
- дополнительная информационная поддержка (дополнительные учебные и информационно-справочные материалы).
Результаты анкетирования, проведенного в Марийском государственном университете среди студентов педагогических специальностей, изучающих английский язык в начале (2009 год) и в конце (2011 год) курса обучения иностранному языку, свидетельствуют о значительном укреплении их мотивов изучения английского языка в ходе аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы при активном включении в обучение обучающих средств ИКТ (табл.):
Внутренние и внешние мотивы изучения английского языка в ходе аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы при активном включении в обучение обучающих средств ИКТ 2009 год 2011 год
1 чтобы знать именно английский, поскольку - это международный язык 52 % 77 %
2 чтобы понимать англоязычные фильмы и песни 55 % 80 %
3 чтобы общаться с людьми из других стран 47 % 78 %
4 чтобы успешно учиться по предмету «Английский язык» 73 % 84 %
5 чтобы устроиться на хорошую работу, построить успешную карьеру с использованием английского языка 33 % 66 %
6 чтобы путешествовать за границей, общаться с иностранцами 51 % 63 %
7 чтобы узнать культуру, традиции и обычаи стран изучаемого языка 42 % 78 %
8 потому что мне нравится именно этот язык (его грамматика, фонетика, лексика и т. п.) 36 % 58 %
9 для саморазвития и самосовершенствования себя как личности 43 % 68 %
10 для развития моей памяти, внимания, мышления 52 % 87 %
11 для формирования правильной гражданской позиции 39 % 48 %
12 чтобы быть конкурентоспособным и достичь успехов в карьере, иметь высокий статус в обществе 45 % 69 %
13 хочу быть похожим на своих англоязычных кумиров, на другого человека, хорошо владеющего английским языком 37 % 48 %
14 чтобы читать литературу по специальности в оригинале 40 % 60 %
Переход российской высшей школы на «уровневую» систему ВПО и новые ФГОС, несомненно, потребует как от преподавателей, так и от студентов переосмысления подходов к обучению и изучению иностранного языка. Нам представляется, что в этой ситуации опора на эффективные, проверенные многолетней практикой методы и технологии обучения сделает этот переход менее трудоемким, а более того, позволит построить перспективные стратегии обучения и воспитания специалистов, бакалавров и магистров, обладающих достаточной мотивацией для знания и дальнейшего изучения иностранного языка.
Литература
1. Данилова О. А., Конова Д. В., Дукин Р. А. Роль мотивации в изучении иностранных языков. - Режим доступа: http://www.study-english.info/article018.php
2. Колесова Т. В. Использование Интернет в целях оптимизации обучения иностранному языку. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2010. - Режим доступа: http://csfm.marstu.net/publications. html
3. Колесова, Т. В., Юркин С. И. English Olympiad. - Йошкар-Ола, 2007. - 42 с.
4. Колесова, Т. В., Брекоткин А. С. Test yourself. - Йошкар-Ола, 2007. - 90 с.