ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 378
ИНТЕРНЕТ КАК ИНТЕРАКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ
ЯЗЫКАМ
Л.В. ЕЩЕРКИНА, ст. преподаватель ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и
экономики», e-mail: [email protected]
О.А. БУЛКОВ, студент ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики»,
e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются определенные виды Интернет-ресурсов, используемые в процессе обучения иностранным языкам
Ключевые слова: Интернет-ресурсы, средства обучения, дидактические возможности, иностранные языки.
На современном этапе развития общества сеть Интернет играет важную роль в процессе обучения. Это обусловлено высокой эффективностью передачи информации различных форм, которые могут успешно использоваться в качестве учебно-методических средств. В процессе использования Интернет-ресурсов предоставляются необходимые учебные пособия, электронные тесты, интерактивные системы и другие виртуальные учебные средства.
Сегодня Интернет стал неотъемлемым интерактивным средством обучения с огромным информационным многообразием. Среди базового спектра Интернет-ресурсов следует отметить: электронную почту (e-mail); социальные сети и мессенджеры; телеконференции (usenet); видеоконференции; форумы; возможность создания домашней странички (homepage) и размещения ее на веб-сервере; справочные каталоги Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy; поисковые системы google, yandex, bing.
Одной из популярных коммуникационных технологий, обеспечивающих обмен информационными сообщениями, стала электронная почта (е-mail). Она может быть широко использована в процессе обучения для проведения консультаций, пересылки учебно-методических материалов, контрольных работ. Имеется также возможность проведения с ее помощью электронного занятия в асинхронном виде, с предварительной рассылкой заданий в электронном виде и последующими консультациями по электронной почте1.
Следующим эффективным способом организации процесса обучения могут служить «виртуальные учебные классы», посредством которых необходимые материалы рассылаются участникам определенной учебной группы.
Другим распространенным сервисом, осуществляющим обмен информацией в учебном процессе, являются телеконференции, своего рода сетевой форум с целью ведения дискуссии по определенной учебной тематике.
При организации учебных занятий целесообразно использование групп новостей, модерируемых преподавателем в соответствии с направлением обучения.
Повышению качества обучения способствуют возможности и преимущества Интернет-методик:
- дидактические;
- культурно-социологические;
- когнитивно-гносеологические;
- коммуникативные;
- аналитические.
Одним из наиболее важных преимуществ Интернет-обучения является предоставление широкого спектра дидактических возможностей, связанных с обучением иностранному языку.
Специфика предмета «Иностранный язык» обусловливает активное и уместное применение ИКТ на уроках. Интернет дает прекрасную возможность преподавателю предварительно подобрать те или иные аутентичные материалы по различным аспектам преподавания иностранного языка, необходимую информацию страноведческого характера, а также актуальные новости из СМИ. Обучающие могут принимать участие в тестировании, викторинах, конкурсах, видеоконференциях, олимпиадах, проводимых в Сети. Существуют разнообразные образовательные ресурсы для изучения иностранных языков, использование которых возможно на разных устройствах: от стационарных компьютеров до мобильных устройств:
- Образовательный ресурс по изучению английского языка https://lingualeo.com/ru;
- Education Systems Anri. Интернет_программа для изучения английского языка (http://www.anriintern.com);
- Материалы для изучения немецкого языка (http://www.grammade.ru);
- Обучение немецкому языку на разных уровнях (http://german.about.com).
Компьютерные обучающие программы имеют целый ряд преимуществ перед
традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в различных комбинациях; помогают осознать языковые явления, формировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации; автоматизировать языковые и речевые действия; а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы студента2.
Приведем некоторые примеры успешного применения ресурсов Интернета в рамках практических занятий по иностранному языку.
Для введения нового грамматического материала и закрепления полученных знаний были использованы материалы и тренинги с обучающих сайтов:
- «Лингвалео. Покори язык» (http://lingualeo.com/ru/ grammar/rules?from=top-
menu)
- «Correctenglish. Интерактивные уроки» (http:// www.correctenglish.ru/exercises/)
- «Native-english. Грамматика английского языка» (http://www.native-english.ru/grammar)
- «Usefulenglish» (http://usefulenglish.ru/grammar/)
- «Study-english» (http://study-english.info/grammar.php)
Данные ресурсы обеспечивают как полное ознакомление с теоретическим материалом, так и последовательную активизацию грамматических навыков по уровням сложности и с учетом тематического планирования занятий.
Одним из интерактивных средств лексико-грамматической и коммуникативной направленности могут служить различные видеоматериалы, видеоролики, учебные фильмы, как сюжетного, так и описательного характера, демонстрация которых и их последующее обсуждение предоставляют возможность воспринимать аутентичную речь, расширять словарный запас, запоминать конструкции предложений, характерные для живой, разговорной речи3/
Следующие сайты содержат необходимые видеоматериалы, которые могут быть использованы для развития коммуникативных навыков:
- https://puzzle-english.com/#_utmzi_1_=1;
- http://englishtexts.ru/category/video;
- http://www.lookatme.ru/mag/live/inspiration-lists/213255-learning-english.
При изучении темы «Рабочий день студента» в качестве интерактивного средства обучения английскому языку был использован учебный фильм «London Central», состоящий
из нескольких коротких серий, объединенных общими героями и повествующий о жизни студентов в Лондоне (http://englishfox.ru/serial-london-central.html). Увлекательный, динамичный сюжет, живая разговорная речь позволили обучающимся успешно, в непринужденной форме усвоить новую лексику по теме и в форме дискуссии применить ее практически. Вследствие универсального характера данный фильм может быть рекомендован для студентов всех направлений обучения.
Следующим результативным средством обучения иностранным языкам являются Power point презентации, применение которых на различных этапах работы (введение новой лексики, объяснение грамматического материала, обобщение знаний по изученной теме) позволяет представлять необходимую информацию более наглядно, обеспечивая тем самым высокую мотивацию к изучению предмета4.
Например, при изучении темы «Великобритания» как дополнительный иллюстративно-дидактический материал были использованы различные презентации с сайта slideshare.net:
- http://www.slideshare.net/kaumenovayelena/great-britain-11332674;
- http://www.slideshare.net/guestde70fa2/history-great-britain?qid=1f672a98-c041-459e-b891 -a937f8af1 cdb&v=&b=&from_search=2;
- http://www.slideshare.net/Lovenokia/ss-25171284.
Высокая эффективность в изучении лексико-грамматического материала, в развитии навыков письменной речи, а также в расширении знаний по теме «Экология» была достигнута в процессе применения функции телеконференции. Данный вид учебной деятельности стимулировал у обучающихся активизацию навыков самостоятельной работы с Интернетом, с иноязычными текстами, справочной литературой, а также способствовал развитию коммуникативных навыков в процессе проведения дискуссии по данной учебной тематике. Данные сайты могут быть полезны для подготовки информации:
- http://www.native-english.ru/topics/category/planeta-zemlya-klimat-i-okruzhayuschaya-
sreda;
- http://www.alleng.ru/english/top_04.htm;
- http://www.homeenglish.ru/Topic.htm.
Одним из эффективных средств контроля знаний обучающихся служат электронные тесты, которые позволяют усовершенствовать процесс проверки лексико-грамматических, текстовых работ студентов, экономить время, объективно показывать результат, способствовать развитию навыков самооценки и самоконтроля. При работе с тестами важно наличие обратной связи, под которой понимается возможность осуществления коррекции самим студентом с опорой на консультативную информацию. Консультирующая информация выбирается из памяти компьютера самим студентом либо на основе автоматической диагностики ошибок, в ходе работы, в зависимости от типа учебной компьютерной программы 5.
Основной задачей обучения иностранным языкам является развитие всех видов речевой деятельности, и Интернет-ресурсы способствуют выполнению этой задачи в полном объеме:
- расширение словарного состава, активного и пассивного вокабуляра при помощи разнообразных мультимедийных проектов;
- для развития навыков чтения: интернет предоставляет широкий спектр учебных текстов, как адаптированных, так и оригинальных, информативно-познавательной направленности, с коммуникативным, аналитическим подходом, представленных как в гипертекстовом, так и мультимедийном формате, подобранных с учетом специфики направления обучения, а также уровня подготовленности обучающихся;
- для обучения грамматическому материалу. Наличие разнообразных упражнений позволяет активизировать и закрепить материал, а также в тестовом режиме проверить знания обучающихся. ИКТ предоставляет огромные возможности тестирования уровня владения иностранным языком;
- совершенствование навыков письменной речи, например, при индивидуальной работе по подготовке личной и деловой корреспонденции, рефератов, эссе совместно с носителями иностранного языка;
- развитие навыков аудирования, устной диалогической речи. С помощью ресурсов Интернета появляется возможность предоставления необходимых актуальных аудио- и видеоматериалов6.
С внедрением Интернет-обучения пересматривается и организация занятия: увеличивается самостоятельная и творческая работа студентов, которая носит поисковый и научно-исследовательский характер. Часто используется проектная форма деятельности, которая предполагает самостоятельную исследовательскую работу студентов, решение комплексных задач'.
Интернет-материалы позволяют ознакомиться, изучить и проанализировать особенности коммуникативной среды страны изучаемого языка, а также решить непосредственные лингвистические задачи: развитие навыков устной речи, актуализацию знаний. Немаловажной особенностью Интернет-ресурсов является наличие оригинальных языковых материалов, предоставленных на веб-сайтах носителями языка и содержащих разнообразные фразеологизмы, пословицы, неологизмы, демонстрирующие развитие языка в
о
динамике8.
В сфере изучения иностранных языков сеть Интернет может быть использована чрезвычайно широко, т. к. она представляет собой:
- уникальный материал культурологического и страноведческого характера;
- большое количество справочной литературы, толковых и специализированных словарей, используемых в научно-методической работе;
- целый спектр образовательных программ;
- оперативную информацию;
- самые свежие новости общественно- политических программ, что может быть использовано при углубленном изучении иностранного языка.
Интерактивный характер сети Интернет позволяет преподавателю и обучающемуся быстрее и качественнее осваивать определенные дидактические цели:
- активизация познавательного интереса обучающихся;
- ознакомление с разнообразным по своей тематике материалом;
- расширение кругозора;
- обеспечение практической направленности благодаря возможностям общения с носителями языка;
- развитие практических навыков межкультурной коммуникации;
- обеспечение доступности материалов для обучающихся с различным уровнем материального благосостояния.
Таким образом, Интернет как интерактивное средство обучения является неотъемлемым фактором в изучении иностранных языков. Применение Интернет-ресурсов делает возможным реализацию всего спектра современных информационных технологий для решения образовательных задач, в частности, управления процессом обучения, автоматизации деятельности по осуществлению контроля учебной деятельности, создания условий для самостоятельной работы обучающихся, для их самообразования, самореализации. Грамотное использование телекоммуникационных технологий в процессе обучения является залогом успешной учебной деятельности и повышения эффективности и качества обучения.
Примечания
1 Использование ИКТ на уроках иностранного языка. СибАК. 2016. -URL: http://sibac.info
2 Иванова Е.В., Тумбруки Н.В. Информационно-коммуникативные технологии как ресурс самостоятельной и творческой работы иностранных студентов. URL: http://fspi.opu.ua/upload/files/fspi/KUR70-71 IvanovaTumbr2015ONPU.pdf
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.
6 Топчиян Э.П. Система Интернет как «культурологическое окно» при обучении английскому языку// Ученые записки Орловского государственного университета. Орел. 2014. С. 400. -URL: http://univ-orel.ru
7 Иванова Е.В., Тумбруки Н.В. Информационно-коммуникативные технологии как ресурс самостоятельной и творческой работы иностранных студентов. - URL: http://fspi.opu.ua/upload/files/fspi/KUR70-71IvanovaTumbr2015ONPU.pdf
8 Особенности организации воспитательно-образовательного процесса по предмету «Иностранный язык». 2014. -URL: http://pandia.ru
INTERNET AS MEANS OF INTERACTIVE TEACHING OF FOREIGN
LANGUAGES
L.V. ESCHERKINA, O.A. BULKOV South-Ural Institute of Management and Economics
Abstract
The article deals with certain kinds of Internet resources used in the learning process of foreign languages, taking into account the specifics of teaching of the subject.