Научная статья на тему 'Контроль качества обучения иностранному языку студентов при использовании информационных технологий обучения'

Контроль качества обучения иностранному языку студентов при использовании информационных технологий обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / КОНТРОЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / EDUCATION CONTROL / EDUCATION INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесова Татьяна Валерьевна

Организация обучения на основе комплексного применения дидактических средств информационных технологий обучения способствует повышению качества обучения английскому языку в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесова Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality assurance of education to the foreign language students at use informational technologies of education

The article reports that the organization of education on the basis of integrated use of didactic means of education information technologies facilitates the quality of English teaching at universities.

Текст научной работы на тему «Контроль качества обучения иностранному языку студентов при использовании информационных технологий обучения»

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Т.В. Колесова

Кафедра иностранных языков Марийский государственный университет пл. Ленина, 1, Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424002

Организация обучения на основе комплексного применения дидактических средств информационных технологий обучения способствует повышению качества обучения английскому языку в высшей школе.

Ключевые слова: качество обучения, контроль обучения, информационные технологии обучения.

Образование — важнейшая сфера социальной жизни, формирующая интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества. Качество образования — востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни [3].

Анализ научно-методической литературы, основных нормативных документов и программ, касающихся качества современного образования в общеобразовательной школе и вузе свидетельствует о том, что ключевым фактором, влияющим на качество образования, является качество обучения основных участников образовательного процесса — преподавателя и обучаемого [3; 7; 9; 10].

Проблема качества обучения, в частности, иностранному языку, с нашей точки зрения, является одной из важнейших задач образования на современном этапе в свете изменений в законодательстве в области образования и перехода отечественной высшей школы в 2011 г. на «уровневую» систему высшего профессионального образования (ВПО) и новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которые, с одной стороны, были вызваны желанием Российской Федерации как участницы Болонского процесса войти в единое пространство высшего образования, а с другой стороны, стремлением согласования целей и результатов образования с реальными потребностями студентов, выпускников вузов, работодателей и общества [2].

Подтверждением тому, что качество образования зависит прежде всего от качества подготовки преподавателя, служит выписка из действующего в настоящее время ФГОС ВПО (пункт 4) о рекомендациях по обеспечению гарантии качества в высших учебных заведениях [9].

Стандарт среднего (полного) общего образования включает следующие требования, предъявляемые к выпускнику школы по предмету «Иностранный язык» на базовом уровне: выпускник должен знать/понимать разноплановую лексику; грамматику в расширенном объеме и владеть страноведческой информацией, по-

лученной из аутентичных источников; уметь общаться, используя разнообразные стили общения и владея правилами речевого этикета; понимать иноязычную речь и, критически оценивая ситуацию, высказывать свою точку зрения; читать аутентичные тексты различных стилей, используя основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи; обладать навыками письменной речи, а также использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни [10].

Однако, как показывает наше исследование, перечисленные знания и умения выпускников школ находятся на недостаточно высоком уровне.

Нами было обследовано 200 студентов Марийского государственного университета факультета педагогики и психологии, факультета начальных классов и физико-математического факультета. Студенты были распределены на экспериментальные и контрольные группы: 100 студентов (10 групп по 10 человек в каждой) в экспериментальных и 100 студентов (10 групп по 10 человек) в контрольных группах.

Наша цель заключалась в том, чтобы выявить эффективные условия изучения иностранного языка в вузе в течение двух учебных лет 2008/2009 гг. и 2009/2010 гг. (в конце каждого семестра зачет; в конце второго года обучения итоговый экзамен) и наряду с этим выявить причины неудовлетворительного уровня обучен-ности английскому языку студентов, только что поступивших на неязыковые факультеты вуза.

В экспериментальных и контрольных группах нами были созданы определенные условия обучения. В экспериментальных группах обучение происходило на основе комплексного применения компьютерных средств в рамках информационных технологий обучения (ИТО), а в контрольных — только с помощью традиционных средств обучения.

Известный американский ученый Э. Деминг обращал внимание на особое значение управляющих воздействий и показал, что менее 15% отклонений в качестве обучения зависит от непосредственных исполнителей, а более 85% дефектов определяется недостатками управления.

Контроль выполняет несколько основных взаимосвязанных дидактических функций:

— диагностическую — выявление состояния знаний и умений обучающихся, фиксация и локализация пробелов в знаниях;

— оценочную — определение уровня обученности;

— обучающую — совершенствование проверяемых знаний путем систематизации, обобщения, коррекции;

— организующую — организация и управление процессом обучения на основе принятых форм и способов контроля;

— воспитывающую — формирование у обучающихся ответственности за результаты своего труда, стимулирование обучения [4].

Контроль будет эффективным и выполнит свои функции лишь в том случае, когда он организуется и проводится с учетом специфики учебного предмета и при правильном определении объекта контроля, которым в нашем случае является овладение речевыми умениями в разных видах речевой деятельности.

Как отмечают многие педагоги и психологи, среди всех видов контроля — входного, текущего, промежуточного и итогового — особенно эффективен текущий контроль, поскольку в ходе его выявляется степень владения и понимания материала, что чрезвычайно важно для коррекции и постановки целей обучения.

Исследования показывают, что средства ИТО способны [6]:

— создавать оптимальные условия для организации контроля и самоконтроля за ходом учебного процесса;

— реализовывать эффективную обратную связь, диагностику и коррекцию ошибок;

— восполнять отсутствие естественной иноязычной среды;

— реализовывать различные способы предъявления учебного материала;

— создавать широкий диапазон стимулов для вовлечения обучаемых в иноязычную речевую деятельность.

Наше экспериментальное обучение проходило при соблюдении следующих условий.

1. Обучение осуществляли высококвалифицированные педагоги, имеющие опыт преподавания на соответствующих факультетах и организации обучения различными средствами (в том числе ИТО).

2. Проводилось обязательное входное тестирование. Выявление уровня владения письменной и устной коммуникацией на иностранном языке было осуществлено нами по нескольким направлениям:

— лексико-грамматическое тестирование с помощью компьютерных (экспериментальные группы) и традиционных (контрольные группы) средств обучения; беседа на определенную тему; написание эссе;

— определение типа памяти, мышления и свойств внимания студентов с помощью тестов, анкет, наблюдений в ходе всего курса обучения.

3. Мотивация студентов к изучению иностранного языка. Формированию у обучающихся ответственности за результаты своего труда и стимулированию их к изучению языка способствовало использование нами разнообразных видов работы с иноязычным материалом: создание игровых и проблемных ситуаций, ролевые игры, проектная деятельность, конкурсы, викторины, олимпиада, а также чтение литературы и обсуждения темы значимости английского языка в мире. Прожить без знания иностранных языков можно, но стать конкурентоспособным специалистом — нет [1].

4. В экспериментальных группах обучение проводилось на основе комплексного применения следующих компьютерных средств в рамках ИТО:

— интернет-сайтов: http://www1.voanews.com/, http://www.royal.gov.uk/, http://www.woodlands-junior.kent.sch.uk/, http://www.native-english.ru/, http://www.study.ru/, http://usefulenglish.ru/ и др.;

— интернет-тренажеров (2009—2010 гг.);

— обучающих компакт-дисков: English Platinum 2000, Bridge to English, TOEFL, English. Way to Best и др.;

— электронного учебно-методического комплекса;

— авторской компьютерной тестовой программы Test Yourself [5];

— электронных учебников, словарей, справочников, хрестоматий;

— мультимедийных презентаций в Power Point;

— учебников, учебно-методических пособий, раздаточного материала в печатной форме.

В контрольных группах обучение проводилось с помощью традиционных средств обучения: учебников, учебных и учебно-методических пособий, словарей, раздаточных материалов в печатной форме, карт, таблиц, (видео-)магнитофона.

5. В экспериментальных группах применялся в основном автоматизированный контроль обучения, в меньшей степени — неавтоматизированный контроль, а также самоконтроль.

Автоматизированный контроль обучения осуществлялся с применением ресурсов ИТ (компьютерное тестирование).

Неавтоматизированный контроль (индивидуальная и фронтальная формы) применялся нами в силу некоторых ограничений компьютера, связанных с синтезом и обработкой звучащей речи, а также для того, чтобы обучающийся не испытывал недостатка в «живом», непосредственном общении на иностранном языке.

Поскольку самоконтроль — это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний, которые предполагают наличие эталона в форме субъективных представлений или критериев и возможность получения представления о контролируемых действиях и состояниях, дидактические средства ИТО как нельзя лучше способствуют развитию данного вида контроля [8].

В контрольных группах применялся неавтоматизированный контроль обучения и самоконтроль.

Неавтоматизированный контроль (индивидуальная, фронтальная, групповая формы) является здесь одним из основных видов контроля. Следует отметить, что исходя из специфики предмета «Иностранный язык», где текущему контролю уделяется особое внимание, осуществление его традиционным способом (особенно контроль групповой работы) вызывало затруднения, поскольку это требует огромных затрат усилий и времени преподавателя.

Итак, результаты, полученные в ходе экспериментального обучения, позволили сделать следующие выводы:

— входное тестирование выпускников школ с целью определения обучен-ности английскому языку и определению типа памяти, мышления и свойств внимания в экспериментальных группах было проведено нами более объективно и позволило в кратчайшие сроки сформулировать цели и задачи обучения в отдельно взятой группе, а также добиться более высоких результатов на итоговом экзамене;

— в экспериментальных группах у студентов наблюдался повышенный интерес к таким творческим видам работы, как разработка проектов, мультимедийных презентаций, участие в конкурсах и т.п., в то время как в контрольных группах студенты охотнее выполняли предоставленные преподавателем учебные задания, чем сами занимались их разработкой;

— приоритет средств ИТО в экспериментальных группах показал, что студенты более заинтересованно использовали их в обучении, чем традиционные средства обучения;

— в экспериментальных группах на всех этапах обучения контроль осуществлялся более оперативно, объективно и позволял своевременно скорректировать процесс обучения, что, несомненно, положительно повлияло на качество обучения в этих группах;

— в ходе обучения с помощью ИТ у студентов наблюдалось значительное улучшение памяти (особенно слуховой), улучшение концентрации внимания, развитие алгоритмического и критического мышления, в то время как в контрольных группах значительно улучшилась зрительная память по сравнению со слуховой, несколько улучшилось внимание и критическое мышление;

— уровень самоконтроля как в экспериментальных, так и в контрольных группах значительно повысился по сравнению с начальным уровнем, но с перевесом в сторону экспериментальных групп, что свидетельствует о том, что студент, использующий ИТО, имеет больше перспектив роста и развития в современном обществе.

Таким образом, нам удалось выявить эффективные условия изучения иностранного языка в вузе и предположить, что обучение ему в школах будет также осуществляться более эффективно при соблюдении следующих условий:

— обучении высококвалифицированными педагогами;

— приоритете в обучении эффективных методов контроля и ИТО;

— изучении и учете особенностей психики обучающихся;

— мотивации обучающихся к изучению дисциплины;

— развитии навыков самоконтроля.

Реализация описанного подхода при изучении иностранного языка в вузе позволяет сделать вывод о том, что в условиях информатизации высшей школы он является перспективным и может быть рекомендован в качестве основы для организации учебного процесса в вузах России.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Алтынова Т.А., Доброскокина И.А. Практические рекомендации по организации контроля знаний студентов по дисциплине «Иностранный язык». URL: http://festival.1september.ru:8080/articles/314539

[2] Гудков А.Л., Устич В.И. О переходе на уровневую систему и федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. URL: http://www.klgtu.m/ra/about/nms/urovn/index.php?phrase_id=437143

[3] Ильенкова С.Д. Показатели качества образования. URL: http://www.elitarium.ru/2006/ 08/04/pokazateli_kachestva_obrazovanija.html

[4] Исмаилов М.А. Мониторинг качества подготовки студентов с учетом европейских подходов. URL: http://expert-edu.ru/sbornik/articles_doc/Ismailov.doc

[5] Колесова Т.В. Test yourself: Учебно-методическое пособие для высших учебных заведений с мультимедийным приложением. — Йошкар-Ола, 2007.

[6] Колесова Т.В., Коляго А.Л. Развитие конкурентоспособной личности средствами информационных технологий обучения // Мониторинг качества образования и творческого

саморазвития конкурентоспособной личности: Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. — Казань—Йошкар-Ола, 2007. — С. 155—160.

[7] Примерная программа дисциплины «Иностранный язык» в вузах неязыковых специальностей. — М., 2000. URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/progs/hf.01.01.htm

[8] Учайкина М. Самоконтроль / Содружество психологов «Помощь душе». URL: http://www.loghelp.ru/samokontrol.html

[9] Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm

[ 10] Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 2 / Стандарт среднего (полного) общего образования по иностранному языку (базовый уровень). URL: http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487

QUALITY ASSURANCE OF EDUCATION TO THE FOREIGN LANGUAGE STUDENTS AT USE INFORMATIONAL TECHNOLOGIES OF EDUCATION

T.V. Kolesova

Chair of foreign languages Mari state university

Lenin's square, 1, Ioshkar Ola, Mary El's Republic, 424002

The article reports that the organization of education on the basis of integrated use of didactic means of education information technologies facilitates the quality of English teaching at universities.

Key words: quality of education, education control, education information technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.