Научная статья на тему 'Опыт проведения всероссийской олимпиады школьников по иностранному языку в контексте интеграционных процессов в российском образовании'

Опыт проведения всероссийской олимпиады школьников по иностранному языку в контексте интеграционных процессов в российском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
559
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ (ФРАНЦУЗСКИЙ / НЕМЕЦКИЙ АНГЛИЙСКИЙ) / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ / ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТЫ / FOREIGN LANGUAGES (FRENCH / ENGLISH) / NATIONAL RUSSIAN SCHOOLCHILDREN CONTEST / CONTENT / PROCEDURAL / PERSONAL ASPECT / GERMAN / INTEGRATION PROCESSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матиенко Анжелика Валерьевна

В настоящей статье рассмотрен опыт проведения в Иркутском государственном лингвистическом университете заключительного этапа всероссийских олимпиад школьников по немецкому, французскому и английскому языкам, показана объединяющая роль олимпиадного движения в реализации различных интеграционных процессов в российском образовании. На примере олимпиад по иностранному языку проанализированы интеграционные процессы на уровне содержания олимпиадных заданий, организационно-методического сопровождения этапов олимпиад, участников олимпиадного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт проведения всероссийской олимпиады школьников по иностранному языку в контексте интеграционных процессов в российском образовании»

как-то.

Привлекая в свои произведения такое количество прецедентных имен, А.Я. Розенбаум, безусловно, обращается к определенной публике, которая способна понять отсылки к прецедентным текстам. Так как в рассматриваемом нами тексте в основном использовались персонажи древнегреческой мифологии, то мы можем предположить, что основной аудиторией являются деятели искусства или те, кто связан с этой сферой.

Библиографический список

1. Захаренко, И. В. Русское культурное пространство [Текст] / И.В. Захарченко. - М. : Гнозис, 2004. - 315 с.

2. Кун, Н. А. Мифы Древней Греции [Текст] / Н.А. Кун. - М. : Эксмо, 2009. - 192 с.

3. Розенбаум, А. Я. Затяжной прыжок [Текст] / А.Я. Розенбаум. - М. : Эксмо, 2004. - 336 с.

4. Сугоняева, Л. П. Роль прецедентных текстов в формировании языковой личности [Электронный ресурс] / Л. П. Сугоняева. - ШЬ : http://www.mstu. edu.ru/publish/conf/11ntk/section3/section3_2.html. (дата обращения: 19.05.2012).

ВНИМАНИЕ: ОПЫТ Матиенко Анжелика Валерьевна

Кандидат филологических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков, декан факультета европейских языков Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет», г. Иркутск, Россия

УДК 372.8 ББК 81.411.2 - 916

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОМ

ОБРАЗОВАНИИ

В настоящей статье рассмотрен опыт проведения в Иркутском государственном лингвистическом университете заключительного этапа всероссийских олимпиад школьников по немецкому, французскому и английскому языкам, показана объединяющая роль олимпиадного движения в реализации различных интеграционных процессов в российском образовании.

На примере олимпиад по иностранному языку проанализированы интеграционные процессы на уровне содержания олимпиадных заданий, организационно-методического сопровождения этапов олимпиад, участников олим-пиадного движения.

Ключевые слова: всероссийская олимпиада школьников; иностранные языки (французский, немецкий английский); интеграционные процессы; содержательный, процессуальный, личностный аспекты.

NATIONAL RUSSIAN FOREIGN LANGUAGE CONTEST VIEWED TROUGH EDUCATIONAL INTEGRATION PROCESSSES

The article views the experience of Irkutsk state linguistic university in organizing the final stage of the National Russian Schoolchildren Contest in German, French and English. It demonstrates different educational integration processes realized through such Contests and analyzes integration on the level of content, organization and participants.

Key words: National Russian Schoolchildren Contest, Foreign languages (French, German, English), integration processes; content, procedural, personal aspect.

Сегодня человечество реально вступило в исторически новое состояние, когда главным ресурсом развития становится сам человек, его образованность и компетентность. В жизнедеятельность человечества интенсивно входят так называемые высокие технологии, стратегически ориентирующие на инновационный путь развития. Выступая на расширенном заседании Государственного совета Российской Федерации, В.В. Путин подчеркнул: «Переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал»

rhttp://president.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159528.shtmll. Это объясняет повышенный интерес к проблемам качества и эффективности образования. Образование становится стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность, о конкурентоспособности страны начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения.

Образовательная система вбирает в себя самые современные знания и технологии. Это проявляется, прежде всего, в интеграции науки и образования, в появлении междисциплинарных учебных курсов, интеграции разных ступеней образования, разработке новых форм и методов обучения. Предметные олимпиады школьников - одна из наиболее перспективных инновационных технологий в современном образовании. В апреле 2012 г. на факультете европейских языков Иркутского государственного лингвистического университета впервые проводились заключительные этапы 3-х Всероссийских олимпиад по французскому, английскому и немецкому языкам. К основным характеристикам данных олимпиад следует отнести их высокую практическую и социокультурную ориентированность: в качестве материалов для олим-пиадных заданий были использованы современные аутентичные тексты, ставились задачи, требующие адекватного коммуникативного решения. Олимпиада проводилась в 4 тура. Заданием первого тура было написание лексикограмматического теста, второй тур был нацелен на понимание устного и письменного текста (аудирование и чтение), третий тур предполагал написа-

ние эссе на заданную тему, четвертый тур был посвящен оцениванию уровня владения устной речью (говорение).

На сегодняшний день нет единого мнения о месте олимпиад школьников в системе российского образования [Ситаров, 2004]. Будучи внеклассной и внешкольной формой обучения, работа с высокомотивированными, одаренными школьниками рассматривается в контексте дополнительного образования. При этом нельзя забывать о взаимодействии основного и дополнительного образования. Предметные олимпиады, несомненно, являются мощным фактором интеграции в образовании. Остановимся сначала на внутренних интеграционных процессах в олимпиадном движении. Здесь можно выделить следующие аспекты [Лунин, 2007]:

- содержательный;

- процессуальный;

- личностный.

В последние годы все в большей степени реализуются принципы горизонтальной и вертикальной интеграции в системе олимпиады, касающиеся всех вышеперечисленных аспектов.

Рассмотрим принцип единого содержательного сопровождения всех этапов олимпиады. Система олимпиады представляет собой вертикаль из этапов (школьный, региональный, заключительный всероссийский) и горизонталь туров, различающихся по степени сформированности иноязычной коммуникативной компетенции.

Эволюционное нарастание сложности заданий, совершенствование системных знаний в области грамматики и умений в овладении всеми видами речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение) - все это нашло отражение в примерной программе содержания олимпиадных заданий, разработанных ведущими преподавателями Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (Бубнова Г.И., Курасовская Ю.Б., Тер-Минасова С.Г. и др.). В качестве примера можно привести образец задания по говорению. Участникам олимпиады предлагалось просмотреть видео сюжет и прокомментировать его в реальном времени в формате новостей. При этом предполагалось наличие фоновых знаний в области страноведения (в разных вариантах - Австралия, США, Франция, Тайвань), навыков владения компьютером (включить видео, остановить, перемотать и т.д.) и умений решить поставленную коммуникативную задачу: развернуто логично и точно передавать информацию, освещать события в виде репортажа с места событий, комментировать их.

При выполнении любого олимпиадного задания необходимо иметь базовые знания, достаточно высокий уровень сформированности всех составляющих компонентов коммуникативной компетенции (Б1-Б2 согласно европейской шкале), а также навыки продвинутого пользователя компьютером. По мере усложнения заданий (от этапа к этапу, от одного тура к другому) все более важным становится вопрос о систематизации лингвострановедческих, социокультурных знаний и умении их использовать в процессе выполнения практических заданий по отдельным видам речевой деятельности.

Например, в процессе выполнения заданий на понимание устного и письменного текста необходимо погружение в информационное поле текста, что требует, помимо базовых и фоновых знаний, наличие развитых интеллектуальных умений: анализировать, выделять главную и второстепенную информацию, устанавливать логическую взаимосвязь между представленными фактами и фрагментами текста. Таким образом, реализуется внутрипредмет-ная и межпредметная интеграции в содержании олимпиадных заданий.

Говоря о процессуальном аспекте интеграционных процессов, основное внимание необходимо сосредоточить на принципах организационнометодического сопровождения всех этапов олимпиады, учитывающих специфику каждого этапа, но при этом объединяющих все этапы олимпиады в целое. Ключевым принципом является равенство условий, в которых находятся участники олимпиад каждого уровня. Это, прежде всего, единые задания, одно и то же время выполнения заданий, разработанные одинаковые критерии при проверке письменных работ и оценивании устной речи, компьютерная проверка лексико-грамматических работ и заданий по чтению и аудированию, обязательный показ работ и разбор заданий, одна и та же методика подведения итогов (определение победителей и призеров). Методика проведения олимпиад всероссийского уровня детально разработана и прописана в «Требованиях к проведению заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому (немецкому, французскому) языку в 2011/2012 учебном году», утвержденных на заседании Центрального оргкомитета Всероссийской олимпиады школьников

Помимо содержательного и процессуального аспектов интеграции, в олимпиаде необходимо выделить личностный аспект. Интеграция предполагает открытость образовательных систем, включение в образовательный процесс специалистов различных сфер науки и образования. Говоря о любом образовательном процессе, надо постоянно помнить о его действующих лицах: школьниках, их родителях, педагогах, представителей органов управления образования различного уровня, научно-педагогических работниках вузов. При этом олимпиада, имеет, кроме соревновательной функции, развивающую, обучающую и, несомненно, воспитательную, и должна рассматриваться как творческий интеллектуальный форум, который возможен только при суммировании вкладов всех действующих лиц олимпиады. Поэтому необходимо рассматривать интеграционные процессы при подготовке и проведении столь массовых мероприятий, как олимпиады школьников различного уровня.

Важным является осознание каждым действующим лицом своего места в этой сложной полифункциональной системе от школьника и его учителя-наставника до представителя органов управления образования различного уровня. Велика роль круглых столов с участием педагогов-наставников, членов методических комиссий, жюри, оргкомитетов по актуальным проблемам российского образования. Ведь обсуждения, обмен опытом между представителями различных методических школ РФ приводят в итоге к принятию

важных решений по усовершенствованию образовательного процесса, внедрению в него инноваций и поддержанию лучших традиций.

Проведение олимпиад в различных городах России способствует знакомству школьников, учителей-наставников, членов жюри и оргкомитетов с историей Родины. Участники олимпиады узнают историю и нынешний день своей Родины не со страниц учебников, а воочию знакомясь с ними. В нашем случае, состоялось знакомство с уникальной мировой жемчужиной - озером Байкал, его флорой и фауной, народностями, населяющими Прибайкальский регион. Это, несомненно, способствует патриотическому воспитанию граждан нашей страны.

Учет личностного аспекта, вклада всех действующих лиц в организацию и проведение олимпиады в полной мере показывает сущность антропоцентрического характера интеграции, когда в центр педагогической системы поставлены личности обучаемого и обучающего, создаются условия для их саморазвития и самореализации. Именно такая интеграция способствует тому, что олимпиады становятся интеллектуальным творческим форумом, а не аналогом спортивного мероприятия, где есть только три победителя.

Мы рассмотрели внутренние интеграционные процессы в олимпиадном движении. С другой стороны, олимпиада, представляющая собой единое целое, является неотъемлемой частью российского образования. Олимпиада играет роль одного из весомых системообразующих факторов российского образования и способствует сохранению и развитию единого образовательного пространства.

Таким образом, олимпиады задают высокий уровень образования, способствуя появлению и поддержанию мотивации школьников и учителей-наставников к саморазвитию, созданию условий для профессионального и личностного роста всех действующих лиц олимпиады.

Методическая работа ведется в нескольких направлениях:

- работа с одаренными школьниками;

- работа с учителями-наставниками;

- работа с организаторами олимпиад;

- работа с разработчиками заданий.

Для создания единой образовательной среды, которая способствовала бы эффективной работе по перечисленным направлениям, используются интернет-технологии: интернет-порталы и средства современной связи. Портал (http://www.rusolymp.ru/) объединяет Всероссийские олимпиады по всем предметам, в частности, по иностранным языкам. Эти интернет-ресурсы являются, в первую очередь, информационными, т.е. предоставляющими актуальную информацию о текущих событиях. С другой стороны, они являются ценными творческими базами заданий олимпиад за много лет.

Кроме сети Интернет широко используется печатная продукция. По предложению издательства «Просвещение» авторами-разработчиками олимпиад-ных заданий регулярно с 2008 г. выпускаются сборники из серии «Пять колец», включающие материалы прошедших Всероссийских олимпиад школь-

ников по французскому, английскому и немецкому языкам [Бубнова, 2010; Курасовская, 2008; Радченко, 2008; Тер-Минасова, 2010].

В сборники включены олимпиадные задания, разработанные для регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады. Каждый этап содержит пять конкурсов: лексико-грамматический тест, понимание устного и письменного текстов, продуцирование устной и письменной речи. Все тестовые задания снабжены ключами. Отдельные выпуски содержат главы, посвященные анализу работ конкурсантов, участвовавших в предыдущих олимпиадах, включают новые варианты заданий по подготовке к всероссийской олимпиаде, описание процедуры проведения конкурсов, методические рекомендации по решению олимпиадных задач и подготовке школьников к олимпиаде. Разделы по страноведению могут использоваться с целью проверки социокультурной компетентности учащихся. Аудиоматериалы к сборникам размещены на сайте издательства «Просвещение». Пособия являются хорошими помощниками для учителей иностранного языка, руководителей методических объединений, а также могут быть полезны учащимся общеобразовательных школ и учебных заведений с углубленным изучением французского, английского, немецкого языков для самостоятельной подготовки к олимпиадам.

Таким образом, олимпиадное движение является важным интеграционным стержнем отечественного образования. Оно является уникальным сплавом лучших традиций отечественного образования и инноваций; способствует поддержанию единого образовательного пространства; является объединяющим началом для школьников, интересующихся наукой и их учителей-наставников, преподавателей, работников различного уровня; средством повышения квалификации; сильным стимулом для саморазвития личности и для стремления ее к самосовершенствованию и использованию своих потенциальных возможностей. Содержательно развитие таких качеств следует соотносить с формированием ключевых компетентностей [Емельянов, 1991], т. е. обеспечением уровня обученности социальным и индивидуальным формам активности, который позволит индивиду в рамках своих способностей и статуса успешно функционировать в обществе.

Библиографический список

1. Бубнова, Г. И. Французский язык. Всероссийские олимпиады [Текст] / Г. И. Бубнова. - Вып.2, серия «Пять колец». - М. : Просвещение, 2010. - 159 с.

2. Емельянов, Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности [Текст] : автореф. дис. ... д-ра псх. наук / Ю. Н. Емельянов. - Л., 1991.

3. Курасовская, Ю. Б. Английский язык. Всероссийские олимпиады [Текст] / Ю.Б. Курасовская, А.И. Усманова, Л.А. Городецкая. - Вып.1, серия «Пять колец». - М. : Просвещение, 2008. - 175 с.

4. Лунин, В. В. Роль химических олимпиад школьников в развитии образования и науки [Текст] / В. В. Лунин, О. В. Архангельская, М. В. Павлова, И.

А. Тюльков // Современные тенденции развития химического образования: работа с одаренными детьми. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2007. - с. 34-52.

5. Путин, В. В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля 2008 года [Электронный ресурс] / В. В. Путин. - URL : http://president.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159528. shtml (дата обращения: 23.04.2011).

6. Радченко, О. А. Немецкий язык. Всероссийские олимпиады [Текст] / О.А. Радченко, Д. К. Бартош, М. Д. Бузоева. - Вып.1, серия «Пять колец». -М. : Просвещение, 2008. - 143 с.

7. Ситаров, В. А. Дидактика [Текст] / В. А. Ситаров. - М. : Академия, 2004.- 345 с.

8. Тер-Минасова, С. Г. Английский язык. Всероссийские олимпиады [Текст] / С. Г. Тер-Минасова, Ю. Б. Курасовская. - Вып.2, серия «Пять колец».- М. : Просвещение, 2010. - 175 с.

Карповская Наталья Олеговна

Учитель английского языка МБОУ «СОШ «№13», г.Братск, Россия

УДК 37.015.31.

ББК 74

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА

ОСНОВЕ ИКТ

В статье на основе анализа источников и результатов предварительного эмпирического исследования обосновываются педагогические условия, способствующие формированию индивидуального стиля учащегося в образовательном процессе с применением ИКТ.

Ключевые слова: результат образования; компетентность; индивидуальность; индивидуальный стиль; условия развития стиля; информационные технологии.

PEDAGOGICAL CONDITIONS TO FORM STUDENT’S INDIVIDUAL STYLE IN STUDYING USING INFORMATION TEXNOLOGIES

The article deals with the pedagogical conditions to form student’s individual style in studying with the help of information technologies. The purpose is to give proof of the conditions based on the analysis of sources and results of the preliminary empirical study.

Key words: Result of education; competence; individuality; individual style; style development conditions; information technologies.

В современных условиях перед системой образования поставлен ряд кардинально новых задач, содержание которых фокусируется в основном на двух аспектах: с одной стороны, на создании условий для развития индивидуальности учащегося, его самоактуализации, с другой стороны, на прагма-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.