Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ПОСТРОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО КУРСУ "УЧИТЕЛЬ - МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ"'

К ВОПРОСУ ПОСТРОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО КУРСУ "УЧИТЕЛЬ - МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УЧЕБНО-ПРОФИЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Т.И., Конобеева Т.А., Гусева С.Ю.

В статье рассмотрены особенности организации профессиональных проб с учащимися-девятиклассниками в рамках освоения программы курса «Учитель - моя будущая профессия». Обучающиеся должны глубже понять особенности педагогического труда, обрести представления о своих профессиональных возможностях, осознать роль и значение самообразования и самовоспитания для всех и каждого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF BUILDING PROFESSIONAL TESTS FOR SCHOOLCHILDREN ON THE COURSE "TEACHER IS MY FUTURE PROFESSION"

The article discusses the features of the organization of professional tests with ninth-graders in the framework of the development of the course program "Teacher is my future profession". Students should better understand the peculiarities of pedagogical work, gain an understanding of their professional capabilities, realize the role and importance of self-education and self-education for everyone.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ПОСТРОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО КУРСУ "УЧИТЕЛЬ - МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ"»

УДК 159.0

К ВОПРОСУ ПОСТРОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО КУРСУ «УЧИТЕЛЬ - МОЯ БУДУЩАЯ

ПРОФЕССИЯ»

Татьяна Ивановна Попова1

кандидат педагогических наук kro .7@yandex.ru Татьяна Анатольевна Конобеева2

кандидат педагогических наук konobeevata@mgpu.ru Светлана Юрьевна Гусева3

педагог-психолог guseva. svetlana@mail. т 1Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия ^Московский городской педагогический университет

г. Москва, Россия 3ГБПОУ МО «Колледж «Коломна» г.Коломна, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены особенности организации профессиональных проб с учащимися-девятиклассниками в рамках освоения программы курса «Учитель - моя будущая профессия». Обучающиеся должны глубже понять особенности педагогического труда, обрести представления о своих профессиональных возможностях, осознать роль и значение самообразования и самовоспитания для всех и каждого.

Ключевые слова: определение профессиональной направленности, профессиональные пробы, деятельность с педагогическим содержанием, учебно-познавательная компетенция, учебно-профильная компетентность.

Возросший спрос на педагогические профессии, определяется не только сохранением бюджетных мест в педагогических вузах, что говорит о внимании государства к данной проблеме, а так же и активная реализация государственной программы «Земский учитель». Все это обязывает и саму школу активизировать работу по воспитанию у подрастающего поколения интереса к учительскому труду.

Опыт работы показывает, что наряду с традиционными педагогическими классами весьма результативными в определении профессиональной направленности являются профессиональные пробы. Они позволяют девятиклассникам определиться не только в поиске профессии, но и увидеть, насколько им интересна деятельность, к которой они прикоснулись, ещё обучаясь в школе. Успешному осуществлению профессиональных проб в педагогической деятельности, как показал наш опыт, результативным оказался курс «Учитель - моя будущая профессия»

Не смотря на то, что это на уровне монографического и эмпирического экспериментов, но нам всё-таки, удалось увидеть результаты. Многие девятиклассники, обучавшиеся по курсу, после основной школы пошли учиться в колледж на специальность дошкольная педагогика, а кто пошёл учиться в среднюю школу, после её окончания, пожелали стать студентами социально-педагогического института Мичуринского ГАУ. Профессиональные пробы проводились преподавателями на базе института, куда еженедельно приезжали школьники из городских и близлежащих сельских школ.

Наша работа со школьниками-девятиклассниками строилась не только на основе знакомства с теоретическими вопросами, но и включения их в деятельность с педагогическим содержанием.

Освоение программы «Учитель - моя будущая профессия» включало не только расширение представлений о профессии педагога, которую каждый из них наблюдал в школе, но и определенное, доступное их возрастным возможностям видение педагогики, как науки, интереса к её познанию и, что

самое важное - попробовать себя в деятельности с педагогическим содержанием.

Цель программы нами обозначалась как - формирование интереса к педагогической деятельности с одной стороны, и включение старшеклассников в доступные им виды деятельности педагогического процесса своей школы. Для себя мы обозначали, что осваивая программу, девятиклассники должны не только глубже понять особенности педагогического труда, но обрести представления о своих профессиональных возможностях, осознать роль и значение самообразования и самовоспитания для всех и каждого. Цель уточнили в следующих задачах: расширить представление о педагогической профессии, её социальном значении; познакомить с яркими личностями отечественных и зарубежных педагогов, показать вклад великих русских педагогов в становление педагогики как науки; помочь девятиклассникам увидеть свои данные для педагогической деятельности, вызвать стремление к их развитию; обратить внимание обучающихся на разнообразные виды педагогической деятельности.

В организации своей деятельности, мы исходили из того, что нам необходимо вести работу по теоретической подготовке в рамках ознакомления с первоначальными, общепедагогическими представлениями, при формировании интереса к деятельности с педагогическим содержанием.

Таким образом, профессиональная проба нами представляется как средство, актуализирующее профессиональное самоопределение школьников, но и как своего рода условие позволяющее активизировать творческий потенциал личности.

Наши профессиональные пробы проходили в форме учебных занятий, позволяющих девятиклассникам не только в какой-то мере прикоснуться к традициям отечественного и зарубежного опыта организации образования и воспитания, но и осмыслить значение изучения опыта предшествующих поколений в разностороннем развитии личности. При этом, мы, обращали внимание обучающихся на то, что знания в области педагогики и психологии необходимы человеку, потому что каждый выступает в определённое время

отцом или матерью. Активно развивающийся в современном образовании компетентностный подход, был положен и в основу нашей деятельности. Мы обратили своё внимание на следующие компетенции, конечно, полагая, что за ограниченное время взаимодействия с детьми в условиях профессиональных проб на базе социально-педагогического института, должным образом сформировать их весьма сложно, но намеченные пути благодаря самообразованию и самосовершенствованию учащихся позволят раскрыться им в дальнейшем. В поле нашего зрения были следующие компетенции: учебно-познавательная, отражающая, прежде всего, смысловые ориентации, знания на педагогическую деятельность; учебно-профильная компетентность, заключается в осознанном самостоятельно смотивированном приобретении знаний, которые необходимы для самовыражения в педагогической деятельности; учебно-профильная компетентность, нацелена на выработку готовности продолжать профессиональное обучение в сфере педагогической деятельности.

В завершении профессиональной пробы, обучающимся предлагается по методике коллективного творческого дела разработать для младших школьников яркое мероприятие, которое они проводят в классе своей первой учительницы их школы.

Объём часов на программу «Учитель - моя будущая профессия» небольшой, всего лишь - восемь. Форма занятий представляет собой проведение уроков-лекций, бесед, обсуждение литературы педагогического содержания доступного девятиклассникам.

Содержание профессиональной пробы состоит из занятий, которые, на наш взгляд, позволят решать обозначенные задачи и формировать представленные компетенции.

Считаем целесообразными в назывном порядке представить проводимые занятия на профессиональных пробах.

Занятие 1. Содержание педагогического труда. Знакомство с педагогикой как наукой о воспитании человека на разных этапах его жизненного развития. Своеобразие средств труда учителя, воспитателя. Преобладающая часть

педагогической деятельности от изучения учащихся до организаторской работы, включая планирование, общение. Каким видит современного педагога наше общество [1,с.32].

Занятие 2. Характеристика педагогической деятельности. Обучение, воспитание, просвещение доступными для каждого возраста средствами в деятельности учителя. Раскрытие творческого потенциала и способностей, помощь в проявлении творческой активности и творческой самореализации, творческом развитии личности всех и каждого ученика. Развивать у детей стремление к освоению новых знаний и помогать им в этом.

Занятие 3. Практическая работа Организация досуговой деятельности дошкольников и младших школьников. Разработка прогулки-экскурсии в осенний или зимний парк для дошкольников. Подготовка эскизов для оформления творческих дел, подборка стихов поэтов-классиков и современных поэтов, создание буриме по предложенной тематике.

Занятие 4. Педагогические способности и педагогическое мастерство

В чем проявляется педагогическое мастерство и его элементы. Как выражаются профессиональные знания, умения, способности к деятельности педагога. Первостепенные, общезначимые профессионально личные качества педагога. Фундамент педагогического мастерства - любовь к детям, склонность к педагогической работе. Решение и анализ педагогических ситуаций. Моделирование: «Идеал учителя».

Занятие 5. «Преемственность дошкольного и начального образования»

Формирование представления о готовности дошкольника к обучению в школе. В чем заключается самостоятельность ребенка, готовность к выполнению требований учителя, умение сотрудничать с незнакомым взрослым (учителем) и новыми сверстниками без защиты и поддержки родителей.

Представить, что воспитатель в детском саду - это вторая мама, а в школе ребёнку предстоит соблюдать дистанцию между собой и учителем. Как успешно осуществить адаптацию ребенка к школе.

Занятие 6. Учитель начальных классов - добрый друг малышей.

Особенность деятельности учителя начальных классов по организации детского коллектива. Педагогический такт, предполагающий не только уважение к ребёнку, но и любовь к маленькому человеку, приступающему к обучению в школе. Какие личностные качества формирует у своих учеников первый учитель. Дифференцированный подход к ученикам в деятельности учителя начальных классов на уроке и во вне учебной деятельности.

Занятие 7. Конкурс разработок, технологических приёмов будущих учителей начальных классов. Лучшая работа по каллиграфии, лучшая подборка стихов о предстоящем обучении в школе. Лучшее сочинение-миниатюра «Впечатление о моей начальной школе и в моей школе сейчас». Коллективная работа «Наш профессиональный портрет учителя начальных классов» [2,с.126].

Наряду с рассмотрением теоретических вопросов в наши профессиональные пробы мы включали и практические работы, которые предполагали чтение детских стихотворений разных авторов нравственной направленности, подготовка фрагмента этической беседы по методике коллективных творческих дел для дошкольников и младших школьников.

Уделяли внимание изготовлению дидактического материала по организации ориентирования в пространстве, изготовлению несложных пособий, позволяющих формировать представление у дошкольников о взаимооднозначном соответствии. Для определения воспитательно-образовательного значения текстов осуществлялась работа с малыми литературными жанрами, детскими поэтическими произведениями. Разработка фрагмента беседы по этической и эстетической проблематике на основе опыта педагогических представлений обучающихся [3,с.147].

Профессиональные пробы дают базовые представления, в нашем случае о деятельности воспитателя детского сада и учителя начальной школы. Они позволяют моделировать доступные возрасту и знаниям учащихся элементы педагогической деятельности. В определенной мере они показывают некоторый уровень готовности девятиклассников к педагогической деятельности.

Список литературы:

1. Попова Т.И., Тюняева Т.В., Невзорова Т.В. Введение в педагогику: элективный курс предпрофильной подготовки. Тамбов: Изд. ТИПКРО 2006. 83с.

2. Профильная подготовка старшеклассников к педагогической деятельности: монография. Мичуринск: МГПИ. 2006. 183 с.

3. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб: Издательство "Речь". 2001. 346с.

UDC 159.0

ON THE ISSUE OF BUILDING PROFESSIONAL TESTS FOR SCHOOLCHILDREN ON THE COURSE "TEACHER IS MY FUTURE

PROFESSION"

Tatiana I. Popova1

Candidate of Pedagogical Sciences cro .7@yandex.ru Tatiana A. Konobeeva2 Candidate of Pedagogical Sciences konobeevata@mgpu. ru Svetlana Y. Guseva3 Teacher-psychologist guseva.svetlana@mail.ru 1Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia 2Moscow City Pedagogical University

Moscow, Russia 3GBPOU MO "College"Kolomna" Kolomna, Russia

Abstract. The article discusses the features of the organization of professional tests with ninth-graders in the framework of the development of the course program "Teacher is my future profession". Students should better understand the peculiarities of pedagogical work, gain an understanding of their professional capabilities, realize the role and importance of self-education and self-education for everyone.

Keywords: definition of professional orientation, professional tests, activities with pedagogical content, educational and cognitive competence, educational and profile competence.

Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.