Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конобеева Т.А., Попова Т.И., Гусева С.Ю.

В статье рассмотрены значение профессионального самоопределения школьников. С позиции выработанных в отдельных предметных областях, необходимых специальных практик представлены условия профессионального самоопределения. Они дают возможность ориентироваться в быстро меняющейся реальности. Необходимо начинать на этом этапе формировать компетенции через включение обучающихся в соответствующую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING CONDITIONS FOR CONSCIOUS PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOLCHILDREN

The article examines the importance of professional self-determination of schoolchildren from the perspective of the necessary special practices developed in certain subject areas. They make it possible to navigate in a rapidly changing reality. It is necessary to begin at this stage to form competencies through the inclusion of students in the relevant activities.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 159.0

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Татьяна Анатольевна Конобеева1

кандидат педагогических наук konobeevata@mgpu. т Татьяна Ивановна Попова2 кандидат педагогических наук kro.7@yandex.ru Светлана Юрьевна Гусева3 педагог-психолог guseva. svetlana@mail. т Московский городской педагогический университет

г. Москва, Россия

2Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия 3ГБПОУ МО «Колледж«Коломна» г.Коломна, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены значение профессионального самоопределения школьников. С позиции выработанных в отдельных предметных областях, необходимых специальных практик представлены условия профессионального самоопределения. Они дают возможность ориентироваться в быстро меняющейся реальности. Необходимо начинать на этом этапе формировать компетенции через включение обучающихся в соответствующую деятельность.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, углубленное изучение уровня учебных предметов гуманитарного цикла, исследовательская и проектная деятельность, формирование необходимых компетенций.

Мир меняется. Меняются его характерные черты. Все чаще стали говорить о BANI-мире (Brittle (Хрупкий), Anxious (Тревожный), Nonlinear (Нелинейный), Incomprehensible (Непонятный/ непостижимый)). Появилась новая норма жизни, к которой необходимо адаптироваться. Для этого необходимо хрупкость мира компенсировать развитием устойчивости, тревогу и беспокойство по поводу будущего ослабевать вниманием к настоящему, для преодоления нелинейности развивать гибкость мышления, непостижимость требует критического мышления, интуиции. Для решения задач, поставленных современными социально-экономическими условиями, требуется новое содержание образования. Предметные знания все сильнее уступают главенствующую роль универсальным компетенциям. Достичь нового результата можно при изменении форм и методов работы. О компетенциях нельзя просто рассказать, их нужно формировать, включая в деятельность. Одной из задач среднего общего образования является профессиональное самоопределение. Но в новых условиях и профессиональное самоопределение должно происходить иначе. Традиционно в рамках профессиональной ориентации проводились встречи с интересными людьми, которые рассказывали об особенностях своей профессии. Не меньшей популярностью обладают такие профориентационные мероприятия, как экскурсии на предприятия, мастер-классы и выставки.

Часть регионов пошли по пути создания предпрофессиональных классов. Так, в Москве в настоящий момент действует более 10 проектов предпрофессионального образования. В 2019 году среди предпрофессиональных классов появился «Новый педагогический класс в московской школе» (далее - проект НПК, проект).

Данный проект был инициирован МГПУ в 2016 году. По замыслу проектировщиков он ориентирован не на психолого-педагогические специальности, а на достаточно широкий круг профессий типа «человек-человек», формирование компетенций, обеспечивающих успешность в данных профессиях. [1, с 114]. Достижение поставленной цели возможно как

посредством углубленного уровня изучения учебных предметов гуманитарного цикла, элективных курсов и курсов внеурочной деятельности; исследовательской и проектной деятельности социальной и социокультурной направленности; школьных и сетевых образовательных событий.

Для реализации поставленной цели недостаточно только лишь знаний из различных областей науки и культуры, умений и навыков, выработанных в отдельных предметных областях, необходимы специальные практики, дающие возможность ориентироваться в быстро меняющейся реальности, формировать необходимые компетенции, поэтому в рамках проекта особая роль отводится волонтерству и профессиональным пробам в школе, приютах, организациях дополнительного образования, учреждениях культуры . Именно здесь и должно появиться учебное действие, которое «направлено не на преобразование вещи, а на «самопреобразование». Ученическое, а шире - образовательное достижение рассматривается как собственное продвижение, преодоление старых схем и открытие в себе новых возможностей, а не как локальное и самодостаточное построение чего-либо[2]. Организация волонтерства в образовательной организации обычно не вызывает проблем. Организация профессиональных проб, которые позволят школьников познакомить с кругом ежедневных задач, решаемых тем или иным специалистом, атмосферой и структурой учреждения, приобрести первый личный опыт в решении профессиональных задач, освоить новые инструменты или технологии, требует создания условий для осуществления учебных «профессиональных» действий. Для этого недостаточно заключить соглашение о сотрудничестве с предприятием или учреждением, необходима заинтересованность предприятия или учреждения в организации профессиональных проб обучающихся, а также необходима программа.

Профессиональные пробы, например, в социально-педагогическом институте Мичуринского ГАУ, имеют целью не только выявить склонности к деятельности «человек-человек», но помочь обучающимся на основе деятельностного подхода, проявить себя в избранном направлении работы. Для

этого, на доступном уровне осуществляется знакомство с педагогикой, как наукой, раскрывающей возможности формирования личности человека в процессе его жизненного развития. Предлагаемая и организуемая деятельность педагогического содержания, в своей основе направляется на развитие творческого потенциала, стимулирование желания и стремления к приобретению новых знаний к работе с людьми разных возрастных групп. Определенная работа проводится по формированию и расширению представлений о понятиях «эмпатия», «рефлексия», вызывается интерес к решению всевозможных педагогических задач, разбору разнообразных педагогических ситуаций. Осуществляется знакомство с доступными технологическими приёмами деятельности «человек-человек» [3, с. 143 ].

Реализацией программы профессиональных проб должен заниматься специально подготовленный сотрудник, хорошо знающий, как структуру предприятия/учреждения, так и профессиограмму специальности, с которой предстоит познакомиться обучающимся, умеющий разрабатывать задания различных уровней, а также критерии оценки выполнения профессиональных проб.

Программа профессиональных проб может включать несколько этапов:

1. Проведение профессионального тестирования, выявление способностей и опыта в конкретной сфере деятельности.

2. Знакомство обучающихся с содержанием профессиональных проб и организацией их выполнения.

3. Знакомство со структурой организации/учреждения/предприятия, с требованиями к профессиональной деятельности изучаемой специальности

4. Выполнение пробного действия

При разработке содержания профессиональных проб важно учитывать:

• направленность содержания деятельности обучающихся на развитие их склонностей и способностей к изучаемой специальности;

• ориентация на интересы обучающихся;

• учет уровня подготовленности школьников к выполнению заданий различной степени сложности;

• оперативный контроль и корректировка процесса выполнения профессиональной пробы;

• сочетание индивидуальных и групповых форм выполнений заданий пробы.

Таким образом, осознанное профессиональное самоопределение требует создания специальных условий, которые бы обеспечивали не только необходимый уровень соответствующих предметных знаний, знаний специфики профессии, но возможности «примерить» профессию на себя. Организация профессиональных проб требует заинтересованности в проведении данной работы, как на уровне образовательной организации, так и на уровне предприятий/учреждений - базы профессиональных проб, подготовки специалистов, обладающих необходимыми компетенциями для проектирования и реализации программы профессиональных проб.

Список литературы:

1. Конобеева Т.А. Новый педагогический, или зачем московскому школьнику предпрофессиональное образование //UniverCity: Города и Университеты. Москва, 2022. - С. 109-122.

2. Эльконин Б.Д. Действие как единица развития Электронный ресурс: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP012004/Edk-001.htm#$p35

3. Попова Т.И. Профильная подготовка старшеклассников к педагогической деятельности: монография. - Мичуринск: МГПИ. 2006. 183 с.

UDC 159.0.

CREATING CONDITIONS FOR CONSCIOUS PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOLCHILDREN

Tatiana A. Konobeeva1

Candidate of Pedagogical Sciences konobeevata@mgpu. ru Tatiana I. Popova2 Candidate of Pedagogical Sciences kro.7@yandex.ru Svetlana Y. Guseva3 Teacher-psychologist guseva.svetlana@mail.ru 1Moscow City Pedagogical University

Moscow, Russia 2Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia 3GBPOU MO "College"Kolomna" Kolomna, Russia

Abstract. The article examines the importance of professional self-determination of schoolchildren from the perspective of the necessary special practices developed in certain subject areas. They make it possible to navigate in a rapidly changing reality. It is necessary to begin at this stage to form competencies through the inclusion of students in the relevant activities.

Keywords: professional self-determination, in-depth study of the level of subjects of the humanities cycle, research and project activities, formation of necessary competencies.

Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.