Научная статья на тему 'БУДУЩИМ ПЕДАГОГАМ О СТАНОВЛЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗНАЧЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА'

БУДУЩИМ ПЕДАГОГАМ О СТАНОВЛЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗНАЧЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМСКИЕ ШКОЛЫ / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ / ИНДУКТИВНЫЙ МЕТОД В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Т.И., Гусева С.Ю., Солодова Е.Н.

Ключевые слова: земские школы, церковно-приходские школы, индуктивный метод в изучении русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE TEACHERS ABOUT THE FORMATION OF NATIONAL EDUCATION AND THE IMPORTANCE OF HISTORICAL EXPERIENCE

The article discusses the importance of knowledge of the history of the formation of national education for future teachers. This is of great importance in fostering a sense of patriotism and love for the Motherland. Preparing themselves for the teaching profession, it is important to know the stages of formation of education in our country and the results of each of them in the life of the state. The role and significance of the activity of the founder of Russian pedagogy K.D.Ushinsky are noted.

Текст научной работы на тему «БУДУЩИМ ПЕДАГОГАМ О СТАНОВЛЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗНАЧЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА»

УДК 37.034

БУДУЩИМ ПЕДАГОГАМ О СТАНОВЛЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗНАЧЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА

Татьяна Ивановна Попова1

кандидат педагогических наук, доцент

kro.7@yandex.ru Светлана Юрьевна Гусева2 Педагог-психолог guseva. svetlana@mail. т Екатерина Николаевна Солодова3

педагог

ekaterina.solodova2017@ yandex.ru 1Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия 2ГБПОУ МО «Колледж «Коломна»» г. Коломна, Россия 3МБДОУ «Детский сад №29 «Журавушка»

Г.Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается значение знания истории становления отечественного образования будущими педагогами. Это имеет большое значение в воспитании чувства патриотизма и любви к Родине. Готовящим себя к педагогической профессии, важно знать этапы становления образования в нашей стране и результаты каждого из них в жизни государства. Отмечены роль и значение деятельности основоположника отечественной педагогики К.Д.Ушинского.

Ключевые слова: земские школы, церковно-приходские школы, индуктивный метод в изучении русского языка.

Есть абсолютная уверенность в том, что чувство патриотизма и любви к Родине у человека формируется, прежде всего, со знания им истории страны в которой он родился и живет. Здесь не только его представления о героических подвигах на местах сражений за честь, достоинство, независимость страны, знание истории родного края, того места, где он родился и вырос. Если мы говорим о формировании личности будущего педагога, то на наш взгляд, большое внимание следует уделить становлению образования в нашей стране.

Этот путь был сложный, иногда своеобразный, но всегда целеустремленный, он позволял всем, кто имел склонность к образовательной деятельности получить образование и реализоваться в разных областях профессионального, научного знания.

Важно то, чтобы у будущего педагога сформировались четкие представления о становлении, развитии образования, которые должны быть не только для самообразования, а прежде всего для педагогического предвидения того, как будет развиваться образование в дальнейшем.

Предвидение того, что ждет его учеников в будущем. Считаем целесообразным на первом этапе знакомства с историей образования России обратить внимание на ставшие хрестоматийными истинами этапы его активного развития и становления. Как велит сама всезнающая история, своего рода прорывным моментом стал девятнадцатый век, а точнее период, после отмены крепостного права.

Так уж случилось, что в 1861 году, после отмены крепостного права, многие крестьяне стали покидать свои деревни и отправляться на заработки в города, где без элементарной грамотности было просто невозможно не только выжить, но и работать. Свободные, конечно относительно люди, стали обращать внимание на то, что детей нужно учить. Но как это было организовать в условиях, где не хватало прежде учителей, самих зданий школ для осуществления хотя бы начального образования.

Здесь, прежде всего, стоит посмотреть историю создания церковноприходских школ и педагогическую деятельность К.Д. Ушинского - учителя

русских учителей. Очень важно обратить внимание на то, что сама система всеобщего образования России относительно молода. Так сложилось, что через год, после отмены крепостного права в России, К.Д. Ушинский, уже будучи, достаточно известным педагогом в России, успешно работавшем в Смольном институте, вынужден в 1862 году отправиться в Швейцарию для знакомства с тем, как устроены там народные школы. В поле его зрения было народное образование в Германии, Италии и Франции. Вернувшись в 1867 году в Петербург, он выпускает уникальный труд - «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», который в дальнейшем стал своего рода руководством по организации образовательного процесса в школах России [1].

В основе первоначального обучения, по мнению великого педагога, главное внимание необходимо уделять русскому языку, но при этом, руководствуясь индуктивным методом он призывает давать детям знания из жизни, которая их окружает, о природе, естественно - грамоте, счете. Основы религии были во внимании школьного обучения, что поручалось приходским священникам.

Изданный императором Александром III Указ от 25 июня 1884 года учреждаются церковно-приходские школы (ЦПШ), они функционировали параллельно с земскими школами, которые активно открывались с 1864 года. Образовательные идеи ЦПШ и земских школ, строились на теоретических обоснованиях К.Д. Ушинского.

Если следовать логике, своего рода педагогической закономерности, что результаты образования сказываются на жизнедеятельности государства через тридцать лет, то мы можем увидеть, что с некоторой математической погрешностью, какие события происходят в России в 1905 году.

Дальнейшая череда эпохальных событий в историческом развитии России синхронизируется с развитием образования через каждые тридцать лет[2,с 312]. Случайность это или закономерность - время покажет. Но будущие педагоги должны иметь определенное представление и об этом историко-педагогическом явлении. После октябрьской революции 1917 года, когда

вдохновители и организаторы этого небывалого исторического переворота в жизни Российского государства, одним из лозунгов революции обозначили ликвидацию безграмотности. Надо отметить, что в 1930 году Советское правительство, осмыслив не только предыдущий опыт образования народа России, но и опять же, изучив опыт образования народа в Европе, что успешно сделала Н.К.Крупская, принимает Закон об обязательном начальном образовании в сельских, и семилетнем образовании в городских школах. Вдумчивый взгляд на историческую ретроспективу позволяет заметить, что через тридцать лет, опять с незначительной математической погрешностью -1957 год, запуск первого искусственного спутника Земли Советским союзом, 1961 год - полёт пилотируемого Ю.А. Гагариным космического корабля, учитывая то, что на этот исторический период пришлось стране пережить Великую Отечественную войну. Научно-технические достижения, связанные с полетами в космос вызывают много вопросов на предмет того, как удалось советам сделать такой прорыв. Ответ, на наш взгляд, очевиден - это организация образования в стране. Что вызвало интерес у наших идеологических противников в то время и желание познакомиться с нашей системой образования на месте.

На условиях обмена делегациями, группа советских педагогов в начале семидесятых годов отправляется знакомиться с опытом образовательной системы США, в свою очередь, группа американских педагогов, приезжает в СССР. Поражены образованием в посещенных странах были обе делегации. Американцев поразил в советском образовании высокий уровень его организованности и преемственности между звеньями системы, от дошкольного до высшего. Советских участников делегации удивило отсутствие единых программ, учебников, своего рада, как бы сейчас сказали -стандартизации, но в то же время обратили внимание на демократический стиль общения педагогов и воспитанников. На тот период наше образование было достаточно авторитарным.

У нас была естественная гордость за имеющиеся достижения, но всё-таки, решили, что не повредит - убрать, иногда излишнюю авторитарность, и включить элементы демократии в воспитательно-образовательный процесс. Сегодня мы можем сказать, что те нововведения «успешно» сработали. Нам в девяностые годы удалось увидеть демократические «преобразования» на всём постсоветском пространстве, вплоть до развала Советского союза.

Что мы видим тридцать лет спустя, после событий девяностых годов -события в современной России и бывших советских республиках. Конечно, анализ этих явлений и событий - дело политиков, экономистов, но мы чётко видим здесь и педагогическую составляющую.

В связи с этим, считаем целесообразным остановиться на опыте работы отечественного образования, не с точки зрения его возрождения, а с позиции осмысления его достижений в лучшие годы исторического развития, с целью использования опыта образования и воспитания подрастающего поколения.

На наш взгляд, бесспорным считаем знакомство с деятельностью пионерской организации, и её принципом самодеятельности в сочетании с педагогическим руководством [3,с.67]. В частности, опыт патриотического воспитания, знакомство с географией и историей родного края, вкладом его в становление и развитие нашей Родины. Вовлечение всех пионеров в спортивную деятельность, к участию в военно-спортивных играх, массовое участие всех и каждого в делах художественно-эстетической, экологической направленности. Туристические походы по родному краю. Коллективные поездки в города нашей Родины с учителями и одноклассниками. Что-то, из перечисленного, проводится, но носит не традиционной, а эпизодический характер. Наша задача показать будущим педагогам важность того, что каждый ученик начальной, основной и средней школы должен быть задействован в важных делах, согласно, своим возможностям, где четко прослеживалась шефская работа старших над младшими при увлеченном сотрудничестве и сотворчестве. Представляется важным знакомство будущих педагогов с героическим опытом пионеров-героев в годы Великой

Отечественной войны. Нам представляется, что опыт советских школ по сбору металлолома и макулатуры, мог бы быть полезным сегодня по сбору для утилизации пластика. С чем могли бы справляться младшие и старшие подростки от сбора пластиковых упаковок дома, в подъезде.

Конечно, вне всякого сомнения, в школах должны быть специальные сотрудники по поддержанию надлежащего порядка и санитарного состояния школьных зданий и прилегающих к ним территорий. Привлечение к помощи этим сотрудникам самих школьников, опираясь, опять же на опыт пионерской организации, будет полезным и важным делом, как в приобщении детей к труду, так и воспитании у них уважения к труду других людей.

Знакомство с обозначенными видами деятельности, в которые активно включались младшие школьники, младшие и старшие подростки в рамках деятельности пионерской организации, позволит будущим педагогам строить воспитательную работу со школьниками плодотворно - с одной стороны, и с другой обогащать свой профессиональный кругозор.

Список литературы:

1. В мире мудрых мыслей Константина Дмитриевича Ушинского: материалы международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов / науч. ред. В.Г. Рындак; отв. за вып. А.А. Черемисина; Мин-во науки и высшего образования Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2019.

2. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет / действ. чл. АПН проф. Н.А.Константинов, проф. Е.Н.Медынский; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. М.: Учпедгиз. 1948. 472 с.

3.Книга вожатого / сост. В.А. Таборко. М.: Молодая гвардия. 1972. 352 с.

4. Попова Т. И., Попов А.С., Рожнова А.А. Будущим педагогам о становления педагогической мысли по воспитанию малолетних детей в России // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 180. - EDN BZRIUV.

5. Попова Т. И., Попов А.С. Будущим учителям о педагогических взглядах И.В. Мичурина // Актуальные проблемы науки и образования: Сборник статей по итогам научно-исследовательской и инновационной работы Социально-педагогического института ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ за 2017 год / Под общей редакцией В.Я. Никульшина. Мичуринск: Мичуринский государственный аграрный университет. 2017. С. 152-155. - EDN YTGSPQ.

УДК 37.034

FUTURE TEACHERS ABOUT THE FORMATION OF NATIONAL EDUCATION AND THE IMPORTANCE OF HISTORICAL EXPERIENCE

Tatiana I. Popova1

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

kro.7@yandex.ru Svetlana Y. Guseva2 Teacher-psychologist guseva.svetlana@mail.ru Ekaterina N. Solodova3

Teacher

ekaterina. solodova2017@ yandex.ru 1Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia 2GBPOU MO "CoUege"Kolomna" Kolomna, Russia 3MBDOU "Kindergarten No.29 "Zhuravushka"

Michurinsk, Russia

Abstract. The article discusses the importance of knowledge of the history of the formation of national education for future teachers. This is of great importance in

fostering a sense of patriotism and love for the Motherland. Preparing themselves for the teaching profession, it is important to know the stages of formation of education in our country and the results of each of them in the life of the state. The role and significance of the activity of the founder of Russian pedagogy K.D.Ushinsky are noted.

Keywords: zemstvo schools, parish schools, inductive method in the study of the Russian language.

Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.