Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОЛЛЕДЖЕ'

К ВОПРОСУ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОЛЛЕДЖЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КЛЮЧЕВЫЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Т.И., Гусева С.Ю., Солодова Е.Н.

В статье рассматриваются особенности воспитательной составляющей целостного педагогического процесса современного колледжа. Основные задачи деятельности куратора группы обучающихся направлены на культуру жизненного самоопределения и профессиональную самостоятельность, при адекватной самооценке. Приоритетным должно быть направление по формированию потребности в продолжении получения высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THEORY AND PRACTICE OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN COLLEGE

The article discusses the features of the educational component of the holistic pedagogical process of a modern college. The main tasks of the activity of the curator of the group of students are aimed at the culture of life self-determination and professional independence, with adequate self-assessment. Priority should be given to the direction of forming the need for continuing higher education.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОЛЛЕДЖЕ»

УДК 37.034

К ВОПРОСУ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОЛЛЕДЖЕ

Татьяна Ивановна Попова1

кандидат педагогических наук, доцент

kro.7@yandex.ru Светлана Юрьевна Гусева2 педагог-психолог guseva. svetlana@mail. т Екатерина Николаевна Солодова3

педагог

ekaterina. solodova2017@ yandex.ru 1Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия 2ГБПОУ МО «Колледж «Коломна» г.Коломна, Россия 3МБДОУ «Детский сад №29 «Журавушка»

Г.Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются особенности воспитательной составляющей целостного педагогического процесса современного колледжа. Основные задачи деятельности куратора группы обучающихся направлены на культуру жизненного самоопределения и профессиональную самостоятельность, при адекватной самооценке. Приоритетным должно быть направление по формированию потребности в продолжении получения высшего образования.

Ключевые слова: целостный педагогический процесс, самоопределение, ключевые квалификации, формирование коллектива.

В отечественной системе профессионального образования колледж представляет собой не только организацию повышенного образовательного уровня, но и может быть структурным подразделением университета. По своей структуре он является инновационным учебным заведением, которое аккумулирует в себе подготовку специалистов, отвечающим современным требованиям, при этом готовым к непрерывному образованию.

Такие серьезные задачи обязывают преподавателей колледжа пристальное внимание уделять всему целостному педагогическому процессу, сосредотачивая усилия на воспитательной составляющей, способствуя разностороннему развитию обучающихся, совершенствованию профессионального мастерства самих педагогов и кураторов групп.

Как любая образовательная организация, колледж имеет свои особенности, учет которых необходим. Прежде всего, обозначение движущих сил и закономерностей, сосредотачиваясь на том, что процесс воспитания должен быть направлен на руководство развитием личности - с одной стороны, включая ее психологическую поддержку, что крайне необходимо в период ранней юности на этапе самоопределения. С другой стороны - подготовка к жизни и труду во благо своей будущей семьи, государства. На этом возрастном этапе необходимо развивать профессиональные склонности и формировать интересы к избранной профессии [1,с. 163].

В решении данной задачи педагогам среднего профессионального образования, особенно тем, у кого нет педагогического образования, важно четко определить содержание согласно избранной профессии, выбор форм и методов организации внеаудиторной деятельности с обучающимися колледжа.

Прежде всего, необходимо создание гуманистической воспитательной среды, предполагающей создание условий, позволяющих проявить активность не только на учебных занятиях и подготовки к ним, но во вне аудиторной работе. Успех этой деятельности возможен, когда на основе личностно-ориентированного подхода и педагогики сотрудничества создается атмосфера творческого сотрудничества в коллективе обучающихся [2, с.230].

Естественно, в колледж обучающиеся пришли с опытом жизнедеятельности в школьном коллективе. Задача преподавателя колледжа, особенно куратора группы, заключается в формировании коллектива, в организации быстрого прохождения первых двух стадий развития коллектива и его успешном переходе в третью стадию развития учебного коллектива, члены которого получают профессию.

На этом этапе формирования коллектива важное место отводится обозначению системы перспективных линий, организации коллективной деятельности на основе учёта, как цели коллективной деятельности, так и формирования её мотивов. Так как куратор в колледже, по существу дела является членом коллектива, особенно на завершающей стадии его развития, этапом которого является получение профессии его членами. Учитывая то, что обучающиеся колледжа в отличии от своих сверстников, обучающихся в школе, уже активно готовятся к определению своего жизненного пути. Следовательно, необходимо больше внимания уделять обучению их самоуправлению в коллективе, то есть расширение представлений путем включения в актив группы, и по возможности стараться, чтобы за время учебы, каждый побывал и в роли активиста коллектива, и роли исполнителя. В этом направлении помогут традиционные и эпизодические мероприятия, организуемые в группе[3, с.75].

Куратор в колледже, по сравнению со школьным классным руководителем, должен видеть свою деятельность, прежде всего ориентированную на развитие познавательных и профессиональных интересов. Особое место отводится воспитанию культуры поведения и сознательной дисциплины. Взаимодействие с активом имеет установку на формирование у обучающихся организаторских способностей с целевой установкой - на развитие самоорганизации и самоуправления [4,5].

Куратору, необходимо четко представлять, какие требования предъявляются к кадрам, окончившим колледж от коммуникабельности до гибкости мышления; от технологической культуры до умения взаимодействовать с производственным коллективом. В поле его зрения должны

быть и профессионально обусловленные ключевые квалификации от социально-профессиональной способности, заключающейся в готовности к кооперации до социальной ответственности; от социально-правововой до персональной компетентности; от профессиональной самостоятельности до профессиональной мобильности и стрессоустойчивости.

Следовательно, куратор должен быть осведомлен и в содержании ключевых компетенций, которыми должны овладеть в той или иной степени, обучающиеся его группы. Здесь целесообразно не только обозначить группы компетенций, но дать им характеристику. Социальная компетенция представляется, как своего рода сопряжение личных интересов с задачами производства. Коммуникативная видится в умении свободного устного и письменного общения. Информационная компетенция у выпускника колледжа должна проявляться, прежде всего, в критичном отношении к полученной информации. Специальная - предполагает, своего рода готовность, самостоятельно и творчески выполнять профессиональные функции и умение адекватно оценивать результаты своего труда. Когнитивная, вне всякого сомнения, должна доводиться для сведения обучающихся, как стремление самостоятельно приобретать знания при стремлении к саморазвитию и самосовершенствованию.

Согласно педагогическим закономерностям, результаты своей деятельности куратору колледжа увидеть в процессе осуществления своей профессиональной деятельности не представляется возможным, даже у обучающихся с высоким образовательным уровнем. Здесь нужно опираться на важнейшее профессиональное качество - профессиональный оптимизм, основанный на вере в потенциальные возможности всех и каждого.

Список литературы:

1. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. 287 с.

2. Попова Т.И. Мосолова С.Ю. Преодоление конфликтных ситуаций в образовательном учреждении - условие сохранения здрорового психологического климата // в сборнике: Здоровье как социокультурный феномен Материалы 1-ой электронной Международной научной конференции. 2011.С.327-332.

3. Баранова В.А. Имидж личности как социально-психологическое явление // Магистр. 1994. № 2. С. 72-79.

4. Манаенкова М. П. Педагогические основы личностного и профессионального становления специалиста // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1. - EDN HDVLKT.

5. Гусева М. Н., Попова С.В. Современные подходы к формированию профессионального имиджа будущего управленца в образовательном процессе вуза // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 4. - EDN UCVQLO.

УДК 37.034

TO THE QUESTION OF THEORY AND PRACTICE OF EDUCATIONAL

ACTIVITY IN COLLEGE

Tatiana I. Popova1

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

kro.7@yandex.ru Svetlana Y. Guseva2 Teacher-psychologist guseva.svetlana@mail .ru Ekaterina N. Solodova3

Teacher

ekaterina.solodova2017@ yandex.ru

1Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia 2GBPOU MO "College"Kolomna" Kolomna, Russia 3MBDOU "Kindergarten No.29 "Zhuravushka"

Michurinsk, Russia

Abstract: The article discusses the features of the educational component of the holistic pedagogical process of a modern college. The main tasks of the activity of the curator of the group of students are aimed at the culture of life self-determination and professional independence, with adequate self-assessment. Priority should be given to the direction of forming the need for continuing higher education.

Keywords: holistic pedagogical process, self-determination, key qualifications, team formation.

Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.