Научная статья на тему 'САМООЦЕНКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

САМООЦЕНКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обносов В.Н., Милосердова А.О.

В статье описываются данные эмпирического исследования представлений о профессии учителя старшеклассников и студентов педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ASSESSMENT OF PEDAGOGICAL ABILITIES AND ATTITUDE TO CHILDREN IN HIGH SCHOOL STUDENTS AND STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article describes the data of an empirical study of ideas about the profession of a teacher of high school students and students of a pedagogical university.

Текст научной работы на тему «САМООЦЕНКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

УДК 378.1

САМООЦЕНКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Владимир Николаевич Обносов

кандидат психологических наук, доцент vladimirobnosov@yandex.ru Алина Олеговна Милосердова

студент

miloserdovaalina@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье описываются данные эмпирического исследования представлений о профессии учителя старшеклассников и студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: педагогическая профессия, педагогические способности, профессиональная рефлексия.

Наличие педагогических способностей является необходимым условием успешной педагогической деятельности. В тоже время для педагога важно реально оценивать свои возможности, видеть, в какой области профессиональной деятельности он проявляет себя наилучшим образом, а где у него имеются недостатки. Способность к профессиональной рефлексии надо формировать уже в педагогическом вузе, а также у старшеклассников, планирующих связать свое будущее с педагогической деятельностью. Развитие рефлексии является важным компонентом профессионального становления педагога [3, с. 24].

Начинать эту работу целесообразно с первичной психодиагностики, поэтому мы предложили учащимся 9 класса, а также студентам 2-го и 4-го курсов социально-педагогического вуза оценить уровень развития своих педагогических способностей по шкале от 1 до 20 баллов. В опросе принимали участие студенты двух учебных групп на 2-м курсе, двух учебных групп на 4 курсе и учащиеся двух 9-х классов.

На 2-м курсе самооценка своих педагогических способностей колебалась в диапазоне от 4 до 15 баллов. Никто из студентов не поставил себе самые высокие баллы - 18, 19, 20. Средняя самооценка педагогических способностей по курсу оказалась равной 9-и баллам. Можно сказать, что студенты второго курса довольно сдержанно и осторожно оценивают свои педагогические способности.

На 4 курсе разброс оценок колебался в диапазоне от 8 до 17 баллов, средняя оценка по курсу составила 11 баллов. Представляется логичным, что на старших курсах, когда пройдены многие учебные дисциплины и проведена большая работа в ходе производственных практик, этот показатель должен повышаться, но в данном случае общий уровень самооценки своих педагогических способностей остался в рамках средних значений.

У школьников оценка колебалась в диапазоне от 1 до 12 баллов, средний показатель составил 6 баллов. Ученики этих классов не хотят связывать свое

будущее с педагогической профессией и невысоко оценивают свои педагогические способности.

Одним из важнейших качеств педагога является любовь к детям. Испытуемым было предложено оценить по 10-балльной шкале выраженность этого качества у их школьных учителей.

В группах студентов 2-го курса оценка этого качества колебалась от 2 до 10 баллов, средний показатель по курсу составил 7 баллов.

На 4-м курсе средняя оценка также равнялась 7-и баллам, разброс оценок наблюдался в диапазоне от 4 до 10 баллов.

Опираясь на эти данные, можно предположить, что большинство опрошенных нами студентов чаще встречались в своей жизни с доброжелательными и приветливыми педагогами. Это, наряду с другими факторами, могло повлиять на выбор ими педагогической профессии. Напротив, негативные качества педагога, которые замечают и испытывают на себе ученики, могут создать значительный барьер на пути выбора профессии учителя.

У учащихся 9-го класса средняя оценка этого качества педагога (любовь к детям) равнялась 5-и баллам (разброс оценок - от 4 до 10 баллов). Школьники оказались более критичными, чем студенты, они считают своих педагогов не столь доброжелательными.

В дальнейшем студентам и учащимся был предложен вопрос «Как Вы оцениваете любовь к детям у себя?».

Студенты 2 курса дали ответы в диапазоне от 3 до 10 баллов. Средняя оценка этого качества составила 6 баллов, т.е. второкурсники считают, что это качество выражено у них в несколько меньшей степени, чем у их школьных учителей, получивших среднюю оценку 7 баллов.

На 4-м курсе разброс оценок составил от 6 до10 баллов, средняя оценка степени выраженности данного качества составила 8 баллов (при максимуме в 10 баллов). Такой показатель превышает оценку этой черты у своих педагогов,

т.е. студенты 4 курса считают, что любят детей в большей степени, чем их бывшие учителя.

В 9-м классе оценка учениками своего собственного доброго отношения к детям колеблется в диапазоне от 3 до 8 баллов, а средняя оценка составила 4 балла. Девятиклассники считают, что педагоги не слишком любят своих учеников (5 баллов из 10-и), однако учащиеся и у самих себя такой любви не видят, оценивают степень выраженности этого качества в 4 балла из 10-и возможных. Одной из причин недостаточно доброжелательных отношений между педагогами и школьниками является отсутствие корректного диалогического общения [1, с 94; 5, с.80], особенно с учащимися подросткового возраста, когда вероятность конфликтов намного возрастает [2, с. 24]. Следует помнить, что состояние взрослых легко передается детям и не может не влиять на характер их взаимоотношений [4, с. 271].

В нашем исследовании мы попытались изучить мнение студентов о том, как влияет педагогический опыт на отношение к детям. Для этого был задан вопрос: «Как Вы считаете, с возрастанием педагогического опыта любовь к детям усиливается или, наоборот, ослабляется?».

Студенты 2 курса ответили следующим образом:

- наверное, усиливается - 46%;

- конечно, усиливается - 33%;

- остается без изменений -13%;

- наверное, ослабляется - 6%.

Мы видим, что явное большинство опрошенных студентов 2-го курса (79%) полагают, что педагогический опыт все же способствует развитию любви к детям, а категорически это утверждают 33% студентов. Всего лишь 6% студентов полагают, что работая в качестве педагога, можно потерять любовь к детям.

Студенты 4 курса дали следующие ответы:

- наверное, усиливается - 70%;

- конечно, усиливается - 10%;

- наверное, ослабляется - 10%;

- остается без изменений - 10%;

В данном случае также высказывается мнение, что педагогический опыт способствует развитию любви к детям (80% студентов), однако степень уверенности в этом меньше, чем на 2-м курсе (10% против 33%-х).

Школьники 9-го класса дали такие ответы:

- конечно, усиливается - 15%;

- наверное, усиливается - 25%;

- наверное, ослабляется - 15%;

- остается без изменений - 25%.

Школьники менее чем студенты убеждены в том, что педагогический опыт усиливает любовь к детям (так думают 40%учащихся по сравнению с 70% студентов 2 курса и 80% студентов 4 курса).

Студентам и школьникам было предложено оценить степень привлекательности педагогической профессии по 20- балльной шкале. На втором курсе социально-педагогического института средний показатель оказался равным 14-и баллам.

На 4-м курсе средний рейтинг педагогической профессии составил 12 баллов, здесь наблюдается некоторое падение привлекательности педагогической профессии. Мы полагаем, что после педагогической практики студенты стали более реалистично воспринимать свою специальность, увидели трудности и проблемы, с которыми сталкивается педагог.

У школьников рейтинг педагогической профессии оказался равным 8-и баллам из 20-и возможных, эта профессия представляется им недостаточно престижной.

Мы отдаем себе отчет в том, что данное исследование имеет предварительный, пилотажный характер. Мы полагаем, что анализ условий его проведения и анализ полученных результатов позволят конкретизировать и продолжить работу в этом направлении.

Список литературы:

1. Корепанова Е.В., Кирпичева Е.В. Диалогического общение в психологическом сопровождении учебной деятельности обучающихся // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2020. № 4 (78). С. 91-99.

2. Костюшина Е.В., Парусова Н.Н. Проблема конфликтов в подростковом возрасте // Наука и Образование. 2018. Т. 2. № 3- 4. С.24

3. Манаенкова М.П. Педагогические основы личностного профессионального становления специалиста // Наука и Образование. 2021. Т.4. № 1. С. 151.

4. Обносов В.Н., Беляева О.В., Свиридова Л.В. Влияние психических состояний на характер общения детей и взрослых // Наука и Образование. 2021. Т.3. № 4. С.271.

5. Попов А.С., Попова Т.И. Обносов В.Н. Формирование культуры профессионального общения у будущих бакалавров педагогического образования // Альманах мировой науки. 2016. № 2 - 2 (5) // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: по материалам Международной научно-практической конференции 29.02.2016 г. Часть 2. С. 79 - 81.

UDC 378.1

SELF-ASSESSMENT OF PEDAGOGICAL ABILITIES AND

ATTITUDE TO CHILDREN IN HIGH SCHOOL STUDENTS AND STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Vladimir N. Obnosov

cand. psychol. Sciences Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology

vladimirobnosov@yandex.ru Alina O. Miloserdova

student

miloserdovaalina@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation: The article describes the data of an empirical study of ideas about the profession of a teacher of high school students and students of a pedagogical university.

Key words: pedagogical profession, pedagogical abilities, professional reflection.

Статья поступила в редакцию 21.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2022; принята к публикации 30.03.2023.

The article was submitted 21.02.2023; approved after reviewing 20.03.2022; accepted for publication 30.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.