Научная статья на тему 'Применение метода кейса в обучении'

Применение метода кейса в обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1031
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД КЕЙСОВ / CASE STUDY / КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДА КЕЙСОВ / CLASSIFICATION METHOD CASES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Сахаяна Николаевна

Данная статья посвящена применению метода кейса в обучении учащихся. Рассмотрен пример применения данного метода на уроках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение метода кейса в обучении»

Литература

1. Гнесина Е. Воспоминания современников / Е. Ф. Гнесина, Изд. 2-е, перераб. и доп. / Ред., сост., коммент. М. Э. Риттих. Подготовка второго изд. В. В. Троппа и И. П. Шеховцовой. М.: Практика, 2003. С. 38.

2. Гнесина Е. Воспоминания современников / Е. Ф. Гнесина, Изд. 2-е, перераб. и доп. / Ред., сост., коммент. М. Э. Риттих. Подготовка второго изд. В.В. Троппа и И.П. Шеховцовой. М.: Практика, 2003. С. 54.

3. Булатова Л. Педагогические принципы Е. Ф. Гнесиной / Л.Б. Булатова. М.: Музыка, 1976. 80 с. С. 31.

4. Антонова М. А., Белоконь И. А. Специфика интерпретации переложения для фортепиано органной хоральной прелюдии // Наука, техника и образование, 2015. № 10 (16). С. 186-188.

5. Белоконь И. А., Овакимян Е. Ю. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия педагога со студентом на практических занятиях. // Вестник науки и образования, 2015. № 8 (10). С. 92-94.

6. Антонова М. А., Печерская А. Б. К вопросу развития самостоятельности студентов на уроках фортепиано // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М., 2015. № 4-4. С. 96-99.

Application of the method of case study in education Nazarova S. Применение метода кейса в обучении Назарова С. Н.

Назарова Сахаяна Николаевна /Nazarova Sakhaiana - студент, кафедра методики преподавания математики, Институт математики и информатики Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация: данная статья посвящена применению метода кейса в обучении учащихся. Рассмотрен пример применения данного метода на уроках.

Abstract: this paper focuses on the application of the method of case study in teaching students. The example of application of this method in the classroom.

Ключевые слова: метод кейсов, классификация метода кейсов. Keywords: case study, classification method cases.

В течение многих десятилетий учеников в школах обучали лишь овладению основных знаний, однако сегодня целью современного образования является умение осваивать и использовать новые знания для решения стоящих перед ним проблем. Исходя из этого, современные технологии обучения должны отвечать нескольким требованиям:

1. Создание условий для самостоятельной деятельности учащихся.

2. Мотивирование учащихся к различным видам деятельности.

3. Обеспечение познавательной деятельности в нескольких областях.

4. Работа с разными источниками информации.

Всем этим требованиям отвечает относительно новая технология в России - метод кейсов. Метод кейса или метод анализа ситуаций. Суть его заключается в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию [1], усвоение знаний, развитие умений, формирование компетенций это есть результат активной самостоятельной деятельности ученика. Кейс должен иметь: реальная жизненная ситуация, которая заинтересует учащегося и подходящая ему по возрасту, информацию, которая предназначена для анализа, и задание, развивающее определенные навыки у учащегося. Название метода происходит от английского case - случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.

Итак, рассмотрим основные цели и особенности данной технологии:

Такой метод призывает учащихся к самостоятельной познавательной, активной деятельности, приобретать навыки анализировать сложные ситуации, а также планировать свою деятельность и их осуществления, умение слушать остальных.

Она выступает как технология групповой работы, т.е. предполагает наличие общения и взаимосвязи между учащимися, общим обменом информации, выдвижение различных точек зрения и выбор наиболее оптимального варианта для данной ситуации. Содержит теоретическую, информационную, а также практическую части.

В ходе решения проблемной ситуации, поставленной учителем, у учащихся идёт развитие системы ценностей, их жизненных установок и формирование практических навыков: ученики учатся аргументировать, анализировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, учатся работать в коллективе и принимать общее решение. Кейс-метод позволяет увидеть учащимся неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовыми соотносить изученный материал с практикой.

Классификацию Case study можно представить в виде таблицы 1:

Таблица 1. Классификация Case study

Основная задача кейса Содержание кейса

Обучающий Обучение, отработка навыков поиска решений. Учебные ситуации.

Практический Отработка навыков использования предметных знаний и умений в реальной жизни. Жизненные, реальные ситуации.

Научно-исследовательский Осуществление исследовательской деятельности. Исследовательские ситуации.

Кейсы можно представить в печатном виде или на электронных носителях, наличие в тексте фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным, что вызывает наибольшего интереса со стороны учащихся.

Для лучшего понимания сути данного метода рассмотрим пример его применения на уроке:

1. Организационный момент, в этом этапе ученикам предоставляется кейс. Основная задача этого этапа: мотивация учащихся. Учителю необходимо обучить учеников правильному использованию интернета, объяснить, что такое плагиат. В результате, ученики должны быть уже настроены на дальнейшую работу. На этом этапе учителю необходимо провести обучение для правильного использования интернет-ресурсов, объяснить, что такое плагиат. Могут использоваться следующие методы и приемы: информационный, стимулирующий мотивацию. В результате этого этапа учащиеся должны настроиться на работу и готовность решить проблемную задачу (15 мин).

2. Работа в группах по поиску решений поставленной работы: учитель должен консультировать учеников, ученики же обсуждают возможные пути решения поставленной проблемы, анализируют информацию и вырабатывают единую позицию, которую затем оформляют на бумаге. Основная задача: организация деятельности для разрешения проблемной ситуации. Используется следующие методы и приемы: словесный, наглядный, вычислительный, самоконтроль, анализ. В результате у учащихся определяется граница знаний, совместное решение задачи (40 мин).

3. На следующем этапе учитель организует и направляет на обсуждение вариантов решений групп. В процессе дискуссии очень важно, чтобы мог высказаться каждый участник, но при этом его позиция должна быть аргументирована и уточнена. Также подразумевается и активизация тех участников, которые занимают в обсуждении пассивную позицию, и сдерживание наиболее активных. Основная задача: организация и создание условий для обсуждения решения. В ходе этого этапа используется следующие методы и приемы: обсуждение, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, конспект. В результате этого этапа учащиеся должны выбрать наиболее оптимальный вариант решения проблемы и обосновать свой выбор (20 мин).

4. Следующий этап посвящен подведению итогов, который проводит учитель. Основной задачей этого этапа является создание условий для рефлексии. Используемые методы и приемы: словесный, рефлексия, наглядный, оценка практической значимости. В результате этого этапа должно произойти осмысление практического применения знаний по пройденной теме в жизненной, реальной ситуации (10 мин).

5. Домашнее задание: дается индивидуальное задание для каждого ученика с такой же ситуацией, но с другими условиями. Основная задача этапа: инструктаж к выполнению

домашней работы. Используется такой метод, как информационный метод и стимулирование к решению домашнего задания.

6. Рефлексия (самооценка своей деятельности на уроке): этот этап можно провести как в устной, так и в письменной форме. Ученики должны ответить для себя на следующие вопросы: что нового я сегодня узнал? С чем не было трудно справиться? Что надо учесть в следующий раз? Поставь оценку своей деятельности на уроке.

При работе над кейсом прослеживается взаимосвязь учителя с учеником - они равноправны в процессе обсуждения проблемы. При использовании данной технологии им необходимо постоянно взаимодействовать, выбирать определённые формы поведения. Главное для учителя в этой ситуации - не навязывать свою точку зрения, уметь слушать своих учеников, дать учащимся возможность аргументировано высказать свои предположения и самим найти пути решения проблемы. Но для этого ученики должны быть готовы к такой работе, иначе существует риск поверхностного обсуждения темы и формального ведения дискуссии

Применение метода кейса в обучении повышает интерес к предмету, а также мотивирует обучающегося на изучение предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, отбора и анализа информации, что способствует лучшему пониманию пройденной темы. При использовании данного метода в процессе обучения у учащихся развиваются творческие навыки, он учится работать в команде, уметь сл ушать других и формулировать свою точку зрения.

Литература

1. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода: Под ред. д-ра социологических наук, профессора Сурмина Ю. П. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.