ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ _ОБРАЗОВАНИЯ)_
Использование кейс-технологий на уроках информатики
Куделькина С. А.
Куделькина Светлана Александровна / Kudel'kina Svetlana Aleksandrovna - учитель
информатики,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Школа № 31, г. Рязань
Аннотация: в статье представлены современные технологии и методы, которые можно использовать на различных этапах урока по любому предмету. Одними из таких технологий являются кейс-технологии. Кейс-технологии - это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа.
Abstract: the article presents the modern technologies and methods that can be used at different stages of the lesson on any subject. Some of these technologies are case-technologies. The case-technologies are the general name of the learning technologies that represent methods of analysis.
Ключевые слова: кейс, кейс-технология, кейс-метод. Keywords: case, case-technology, case-study.
Одной из современных образовательных технологий, включающей активные методы обучения является кейс-технология.
При изучении отдельных разделов курса информатики и информационных технологий возможно применение этого метода.
Суть кейс-технологии состоит в том, что обучающимся дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Обучающиеся должны накануне или в начале занятия ознакомиться с проблемой и обдумать способы ее решения. В группе происходит коллективное обсуждение приведенного случая из практики.
Кейс-технология - это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа. К кейс-технологиям относятся: метод ситуационного анализа; ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных ситуаций (кейс-стадии); метод кейсов; метод инцидента; метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод дискуссии [3].
Что из себя представляет кейс? Кейс - это полный комплект учебно -методических материалов разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач. Можно сказать, что кейс - это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Кейс может быть представлен в бумажном виде, электронном или в форме видео-документации [2].
Кейс активизирует слушателей и позволяет выполнить практическую работу, развивая аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых «один на один» с реальными ситуациями.
Использование кейсов при изучении информационных технологий позволяет научиться организовывать изучение объекта, работать с данными, уметь понимать, создавать, анализировать и обрабатывать их, а также работать с неструктурированной
информацией - ее поиском, проверкой, формализацией, обработкой и хранением. У обучаемых быстро развиваются необходимые навыки, позволяющие им осуществлять действия и процедуры в сфере тех информационных технологий, с которыми им придется сталкиваться во время своей практической деятельности [5].
Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке учеников [4]. В процессе обучения информатике и информационным технологиям кейс выступает как объект изучения (ученики сами разрабатывают их мультимедийные разновидности) и как эффективное средство обучения.
Первый пример. В 10 классе, работая по учебнику И. Семакина, когда обучающиеся освоили темы: информационные модели, обработка данных в электронных таблицах, проводя урок «Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков» можно использовать ситуационно-ролевую игру с использованием case-метода.
Цели данного урока:
1. Закрепить навыки работы в текстовом и табличном процессоре;
2. Познакомить учащихся с возможностью применять на практике свои знания и умения в профессии статиста;
3. Сформировать навыки создания графических моделей: диаграмм, графиков, гистограмм в электронных таблицах;
4. Научить учащихся корректно общаться и работать на общий результат.
Всех ребят класса делим на пары случайным или специальным образом. Участники всех пар являются сотрудниками статистического бюро. Все пары получают кейсы с заданием проанализировать ситуацию в садовом хозяйстве, структурировать представленный материал, представить данные в виде таблицы и создать диаграммы. Для урока кейс был представлен в бумажном виде. Он содержал: описание ситуации, вопросы кейса, приложение 1, приложение 2, и инструкцию по оформлению работы.
Дальнейшая работа состоит из трех этапов:
1 этап. Начальная дискуссия. Учащиеся под руководством учителя обсуждают задание и материалы кейса. Преподаватель обращает внимание учащихся на материалы о профессии статиста. Помогает учащимся оценить сложившуюся ситуацию, подводит учащихся к вариантам решения, не навязывая своего мнения.
2 этап. Практическая работа. Учащиеся выполняют задания. Они, как статисты анализируют и структурируют данные, которые получили в виде текста. Используя приложение, учащиеся учатся строить диаграммы, исследуя, какие диаграммы более полно будут отражать данные представленные ими в таблице.
3 этап. Общая дискуссия. Учащиеся представляют полученные варианты решений и подготовленные пакеты документов. Все учащиеся под руководством учителя обсуждают и оценивают варианты решения проблем.
Данный урок я проводила с учащимися 10 класса. Подавляющему большинству учащихся понравился данный урок. Они были довольны тем, что полученные ими знания и умения, смогли пригодиться для решения реальных задач, с которыми им, возможно, придется столкнуться в жизни. Многие не очень четко представляли себе профессию Статиста и узнали о ней что-то новое. Детям было интересно примерить на себя роль профессионала и самостоятельно выполнить сложное задание. Цели урока были достигнуты.
Второй пример. В 8 классе после изучения текстового редактора и электронных таблиц можно рассмотреть ситуации в кредитном отделе банка или магазина. Каждая группа получает задание с просьбой о кредите от некоего гражданина. В результате дискуссии учащиеся знакомятся с задачами кредитного отдела и обязанностями
менеджеров и специалистов кредитного отдела. Принимают решение о предоставлении кредита. Готовят договор и график платежей. Кейс может содержать:
• Задачи кредитного отдела;
• Должностные обязанности специалиста по кредитованию;
• Расчет кредитного предложения;
• Расчет графика платежей;
• Электронный текст договора;
• Бумажный образец договора.
Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс - технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения данной технологии обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс -технологий, их подготовки и проведения [1].
Подводя итог использования кейс-технологии в обучении, необходимо отметить, что данный метод способствует активизации и развитию познавательных возможностей и творческих способностей обучающихся на уроках информатики [6].
Литература
1. Бершадский М. Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии, 2009. № 4. С. 89-94.
2. Веденина В. Деловая игра и ее возможности // В. Веденина // HR-Portal. Сообщество профессионалов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/delovaya-igra-i-ee-vozmozhnosti/ (дата обращения: 14.11.2016).
3. Гайдамак Е. С. Реализация компетентностного подхода в процессе обучения студентов информатике и информационным технологиям на основе применения кейс-метода / Е. С. Гайдамак // Информационные технологии в образовании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ito.edu.rU/2003/II/3/H-3-2577.html/ (дата обращения: 14.11.2016).
4. Зайцев В. Формирование ключевых компетенций учащихся / В. Зайцев // Сельская школа, 2009. № 5. С. 28-35.
5. Земскова А. С. Использование кейс-метода в образовательном процессе / А. С. Земскова // Совет ректоров, 2008. № 8. С. 12-16.
6. Харламова Т. Компетентное обсуждение / Т. Харламова // Школьный психолог, 2002. № 20. С. 57-62.