ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
КЕЙС-МЕТОД НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ Восканова Е.М. Email: Voskanova673@scientifictext.ru
Восканова Елена Михайловна - учитель истории и обществознания, Муниципальное автономное образовательное учреждение Лицей № 121 им. Героя Советского Союза С.А. Ахтямова Советского района города Казани Республики Татарстан, г. Казань
Аннотация: федеральные государственные образовательные стандарты требуют применения таких педагогических технологий, которые обеспечивают не только усвоение знаний, но и приобретение навыков и умений учиться. Добиться этого можно только используя деятельностный подход при организации учебно-воспитательного процесса. В статье представлен опыт использования на уроках истории и обществознания кейс-технологий, позволяющих реализовать деятельностный метод на практике. Отмечены особенности данной технологии и ее возможности в формировании универсальных учебных действий. Приведена классификация кейс-технологий по видам и формам. Особое внимание уделено методу разбора деловой корреспонденции, методу инцидента и методу ситуационного анализа. В статье приведены алгоритмы деятельности учащихся и учителя, пример распределения функций между учащимися в учебной группе во время работы над кейсом. Также в статье проанализированы возможные риски применения кейс-технологий и пути их преодоления. Статья сопровождается примерами работы с кейсами из практической деятельности автора в процессе преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе. Ключевые слова: деятельностный метод, кейс-технологии и их особенности, алгоритмы деятельности учащихся на кейс-уроках.
CASE-METHOD OF HISTORY AND SOCIETY LESSONS AS A METHOD FOR IMPLEMENTING AN ACTIVITY APPROACH IN SCHOOLCHILDREN EDUCATION Voskanova E^.
Voskanova Elena Mikhailovna - History and Social studies Teacher, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION LYCEUM № 121 NAMED AFTER THE HERO OF THE SOVIET UNION S.A. AKHTYAMOV SOVETSKY DISTRICT OF THE CITY OF KAZAN, REPUBLIC OF TATARSTAN, KAZAN
Abstract: federal state educational standards require the use of such pedagogical technologies that provide not only the assimilation of knowledge, but also the acquisition of skills and abilities to learn. This can only be achieved by using an active approach to the organization of the educational process. The article presents the experience of using case technologies in the lessons of History and Social science, which make it possible to implement the activity method in practice. The features of this technology and its capabilities in the formation of universal educational actions are noted. The classification of case technologies by types and forms is given. Particular attention is paid to the method of parsing business correspondence, the method of incident and the method of situational analysis. The article presents the algorithms of students and teachers, an example of the distribution of functions between students in a study group while working on a case. The
article also analyzes the possible risks of using case technologies and ways to overcome them. The article is accompanied by examples of working with cases from the practical activities of the author in the process of teaching History and Social studies in a comprehensive school.
Keywords: activity method, case technologies and its features, algorithms of students' activity in case-studies.
УДК 372.8
Проблема усвоения знаний всегда беспокоила учителей. Ведь практически все действия человека в жизни, не только учеба, связаны с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, той или иной информации. Понятно, что знания будут усвоены тогда, когда учащиеся смогут воспользоваться ими, применить полученные знания на практике или в незнакомых ситуациях. Но, как правило, учащиеся не всегда знают, как это сделать, поэтому умение применять знания является одним из видов общеучебных умений, которому на разных предметах из урока в урок необходимо обучать.
Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию - главный тезис деятельностного подхода к обучению. Для его реализации ФГОС предусматривают широкое использование активных, в том числе ситуативных методов обучения. Именно к таким относится кейс-метод.
Кейс-метод - это метод анализа ситуации, предполагающий осмысление реальной ситуации, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и активизирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить для усвоения данной проблемы. Практическая значимость этого метода заключается еще и в том, что содержание контрольно-измерительных материалов ГИА требует показать умения работы с текстом, знаковыми системами и навыки решения учебных задач. Именно кейс-метод может помочь эти навыки сформировать и закрепить. Впервые метод был применен в Гарвардской бизнес школе в 20-е гг. XX века. В 1920 году был издан сборник кейсов, после чего вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на case study - обучение на основе реальных ситуаций. Методические основы кейс-технологий освещаются в работах Л. Барнса, Э. Хансена, А.В. Хуторского, Л.В. Рейнгольд, М.В. Рыжакова, В.В. Гузеева, О.Г. Смоляниновой.
В последние годы в наших школах наметилась тенденция к активному использованию кейс-метода в предметном обучении, в том числе по гуманитарным дисциплинам. Сложность и неоднозначность самого понятия приводит к наличию большого числа подходов к классификации кейсов. Однако, наиболее часто используются метод инцидента, метод разбора деловой корреспонденции и метод ситуационного анализа.
По своей форме кейс - это единый информационный комплекс и обычно он состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Источниками кейса могут быть различные сферы жизни общества: образования, экономика, политика. Они могут быть представлены как:
- печатный кейс (тексты, документы, графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации);
- мультимедиа - кейс (презентации, слайд-шоу, ЦОР, ЭОР);
- видео кейс (фильмы, аудио и видео материалы).
Кейс-метод имеет следующие особенности:
• метод предназначен не для получения знания по точным наукам, а по тем дисциплинам, в которых может быть представлен несколько вариантов решения представленных проблем, например, в истории и обществознании;
• основной акцент переносится не на овладение готовым знанием, а на сам процесс его выработки и на сотворчество учителя и ученика;
• результатом применения метода являются не только знания, но и навыки учебной деятельности необходимые для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ;
• технология метода заключается в том, что по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких до нескольких десятков страниц, который и называют "кейсом". Обучающиеся предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому различные источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в различных ролях: ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса совместной деятельности;
• огромным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыком, но и развитие системы ценностей, жизненных установок.
Перед началом кейс-урока необходимо ознакомить учащихся с алгоритмом работы. Он может выглядеть примерно так:
• записать цель, над которой предстоит работать группе;
• выписать вопросы, сформулированные для данной темы;
• по каждому вопросу кратко высказать мнения, а кому-либо из участников их записывать (например, модератору);
• сформулировать обобщенное групповое мнение, которое будет являться вариантом решения поставленной цели;
• представить результаты работы. Это может быть резюме в виде выводов на одной странице (текст, графики, таблицы), выступление модератора пределах 10 минут, при этом предварительно на доске (плакате) записываются основные результаты работы.
Кроме этого, необходимо научить работать в группе примерно по следующему алгоритму:
• 1. шаг. Распределение ролей в группе:
о «координатор» (модератор), организует работу в группе. Роль модератора состоит в том, что на нем лежит ответственность за организацию работы группы, распределение вопросов между участниками и за принимаемые решения;
о «секретарь», фиксирующий результаты работы группы;
о «спикер», представляющий итог работы всей группы.
• 2. шаг. Обсуждение вводной информации, содержащейся в кейсе.
• 3. шаг. Обмен мнениями и составление плана работы над проблемой.
• 4. шаг. Работа над проблемой (дискуссия).
• 5. шаг. Выработка решений проблемы.
• 6. шаг. Дискуссия для принятия окончательных решений.
• 7. шаг. Подготовка сообщения о выработанных гипотезах.
• 8. шаг. Краткий доклад о результатах работы.
Подобный подход к организации урока вызывает у школьников большой интерес, активность и дает возможность добиться формирования умений универсальных учебных действий именно через познавательную деятельность. Конечно, применение данной технологии не исключает наличие рисков, которые могут не позволить достичь поставленных целей. Риски, с которыми мы столкнулись в практической деятельности:
- Недостаточная подготовленность учащихся к новым формам работы и новым требованиям. В этом случае старались создать ситуацию успеха, поработать индивидуально.
- Сложившийся у учащихся стереотип, что учитель сам дает вариант решения проблемы. Чтобы преодолеть такую ситуацию, максимально алгоритмизировали действия ребят, включали в процесс анализа имеющихся материалов кейса, знакомили с критериями оценок за виды работы и результаты.
- Часто ребята, особенно 5-8 классов, еще не в состоянии самостоятельно сформулировать проблему, заложенную в материалах кейса. Необходимо было пояснять, что может являться противоречием в той или иной ситуации, показать разные формы фиксации проблем. При настойчивом и систематическом научении, как правило, такие навыки появлялись.
- Информационная составляющая кейса всегда очень субьективна, потому что отражает уровень развития самого учителя. Поэтому необходимо подвергать рефлексии собственную деятельность, заниматься самообразованием, более глубоко изучать данную технологию, знакомиться с опытом коллег, обмениваться мнениями.
Таким образом, кейс - метод действительно может рассматриваться как один из способов достижения новых образовательных результатов в условиях внедрения ФГОС и является ярким примером реализации деятельностного метода при изучении истории и общесвознания.
Пример № 1. Кейс по истории.
Тема: «Мир на пути ко второй мировой войне». 9 класс. Базовый уровень.
Задание № 1. А. Прочитайте информацию о своей стране. Б. Сформулируйте письменно 2-3 основные внешнеполитические задачи данной страны. В. Объясните, почему именно эти задачи актуальны для этой страны.
Задание № 2
Сформулируйте вывод по основной заданной проблеме (1-2 предложения): «Можно ли было предотвратить начало второй мировой войны?»
Материалы для кейса:
Особенности внешней и внутренней политики стран Европы в 20-30 ее гг. XX века (Франция, Великобритания, США. Германия, СССР). Одна страна - одна группа.
Пример № 2. Кейс по обществознанию.
Тема: Защита прав несовершеннолетних. 9 класс. Работа с документами:
«Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации
Предьявляем учащимся ситуацию: 16-летний подросток попросил бизнесмена установить над ним патронаж, поскольку его родители неделями находятся в запоях, нигде не работают и не предоставляют ребенку содержания и питания. Бизнесмен обратился к адвокату за консультацией о порядке установления данного патронажа с его стороны над подростком. Какое разъяснение следует дать бизнесмену?
Учащиеся изучают ситуацию в подробностях и выводят проблему. Схема выглядит следующим образом: кейс состоит из четырёх «П»:
- причина проблемы;
- проблема;
- план решения проблемы;
- преимущества плана.
В ходе работы в группах учащиеся понимают, что необходимо обратиться к имеющимся в кейсе документам - Гражданскому и Семейному кодексам РФ.
Кейс содержит тексты: ГК РФ: Ст.40,41 . Патронаж может быть установлен только в отношении совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может осуществлять свои права (п.1 ст.40 ГК РФ). В
соответствии со ст. 21 ГК РФ 16-летний подросток не является дееспособным, т.е. из-за данного возраста патронаж в отношении его исключен. СК РФ: ст. 76,77,78 Выводы:
1. Установление патронажа над данным подростком со стороны бизнесмена юридически недопустимо.
2. Из условий задачи не усматривается, что подросток имеет инвалидность или иное неблагополучное состояние здоровья, вследствие которого он не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.
Вариант оказания помощи подростку: обратится к Уполномоченному по правам ребенка по месту жительства, к педагогам образовательного учреждения с целью оказания помощи в решении проблемы.
Список литературы /References
1. Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
2. Варданян М.Р., Палихова Н.А., Черкасова И.И., Яркова Т.А. Практическая педагогика: учебно-методическое пособие на основе метода case-stude. Тобольск: ТГСПА им. Д.А. Менделеева, 2009. 188 с.
3. Кейс-технологии: теория и практика. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.sites.google.eom/a/mgpt.gomel.by/case/ (дата обращения: 3 октября 2019).
4. Метод кейсов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 28.09.2019).
5. ФГОС общего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.standart. edu. Ru/ (дата обращения: 29.09.2019).
6. Что такое кейс-метод? Взгляд теоретика и практика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.casemethod.ru/ (дата обращения: 07.10.2019).