Научная статья на тему 'Применение кейс-технологий в полной средней школе в контексте ФГОС'

Применение кейс-технологий в полной средней школе в контексте ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1825
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MODERN SCHOOL EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / GENERAL COMMUNICATIVE LEARNING OPERATIONS / "КЕЙС-СТАДИ" / КЛАССИФИКАЦИИ КЕЙСОВ / ТРЕБОВАНИЯ К КЕЙСАМ / REQUIREMENTS TO CASES / "CASE-STUDY" / CLASSIFICATIONS OF CASES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Репинецкая Юлия Соломоновна

В статье анализируется одна из современных образовательных школьных педагогических технологий «кейс-стади», направленная на развитие у старшеклассников на уроках истории критического мышления, умения самостоятельно оценивать информацию и формулировать выводы по приобретённым знаниям, что способствует более качественному формированию универсальных коммуникативных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASE TECHNOLOGIES IN SENIOR SECONDARY SCHOOL IN THE CONTEXT OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDT

The article presents one of the latest educational technologies in the modern school – «case-study». It is used to develop senior students’ critical thinking, enables them to make independent information estimations and conclusions on the knowledge they have gained. As a result, the process of general communicative learning operations becomes more effective.

Текст научной работы на тему «Применение кейс-технологий в полной средней школе в контексте ФГОС»

Л.В. Панфилова

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ...

INTERACTIVE LEARNING TOOLS AND THEIR IMPACT ON THE QUALITY OF FUTURE

CHEMISTRY TEACHER TRAINING

© 2013

L.V. Panfilova, doctor of pedagogical science, professor of «Chemistry, geography and teaching methods»

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: Interactive technologies are widely used in today's educational process. Interactive whiteboard helps to use class time to maximum effect and provide high quality education in general.

Keywords: interactive technology, interactive board, chemistry, virtual chemistry experiment, organic chemistry, alcoholic acids, optical isomerism.

УДК 371

ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЛНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

В КОНТЕКСТЕ ФГОС

©2013

Ю.С. Репинецкая, кандидат исторических наук, доцент «Центрразвития образования», Самара (Россия)

Аннотация: В статье анализируется одна из современных образовательных школьных педагогических технологий - «кейс-стади», направленная на развитие у старшеклассников на уроках истории критического мышления, умения самостоятельно оценивать информацию и формулировать выводы по приобретённым знаниям, что способствует более качественному формированию универсальных коммуникативных учебных действий.

Ключевые слова: современное школьное образование, образовательная технология, универсальные коммуникативные учебные действия, «кейс-стади», классификации кейсов, требования к кейсам.

В современной педагогической практике, в услови- ситуации. Он может содержать разнообразную инфор-

ях перехода от информационно-объяснительной модели обучения к деятельно-развивающей, крайне актуальным становится не только усвоение знаний, но и прежде всего способы их переработки, развитие познавательного и творческого потенциала учащихся.

Одной из современных педагогических технологий, удачно соединившей в себе: элементы развивающего и проблемного обучения, группового сотрудничества, дискуссионного метода, метода работы с источниками информации, - стал кейс-метод. В него могут быть интегрированы такие компоненты методик, как:

- моделирование (построение модели ситуации),

- описания (создание описания ситуации),

- системный анализ (системное представление и анализ ситуации),

- мысленный эксперимент (способ получения знаний о ситуации посредством её мысленного преобразования),

- игровые методы (представление вариантов поведения героев ситуации),

- «Мозговой штурм» (генерирование идей относительно поиска решения).

Появившись в США, в России достаточно долго технология применялась на практических занятиях при подготовке юристов и менеджеров, когда студентам для анализа предлагались конкретные ситуации из профессиональной практики, способствующие более глубокому пониманию основ специальности.

В современных школьных условиях кейс-технологии являются группой образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблемных ситуаций и задач, максимально приближенных к жизненным реалиям. В России данная группа методик получила название - «анализ конкретных ситуаций» (АКС). Они относятся к интерактивным методам обучения, поскольку позволяют взаимодействовать всем участникам учебного процесса, где учитель выступает не только координатором деятельности учеников, но и их партнёром. Название технологии произошло от латинского «casus» - запутанный, нестандартный случай. В переводе с английского, case - портфель для офиса, кейс, чемоданчик для бумаг. Происхождение терминов отражает сущность самой технологии, где «кейс» рассматривается в качестве комплекта учебно-методических материалов, которыми нужно снабдить каждого учащегося, как в печатном, так и в электронном виде. Это целостный информационный комплекс, дающий полное представление о предлагаемой учебной

мацию: документальные данные, сведения из газет, научно-популярных изданий, исторические факты, видеоролики, фрагменты художественных и документальных фильмов.

Основные её идеи можно сформулировать следующим образом:

- расстановка акцентов на выработку навыков коммуникации, сотворчество учителя и учащихся, демократические отношения в процессе получения знаний, что означает равноправие каждого учащегося как между собой, так и с учителем в процессе обсуждения проблемы;

- с включением в учебный процесс данного метода имеет место формирование и развитие эмоциональной сферы школьников, создание атмосферы здоровой конкуренции, духа борьбы, комфортного психологического климата;

- результатом применения метода являются в первую очередь полученные в процессе обучения практические навыки исследовательской, дискуссионной и познавательной деятельности.

Непосредственно целью метода ситуационного обучения выступает коллективное или внутригрупповое обсуждение и анализ школьниками реальной социальной, общественно-политической или исторической ситуации, возникающей в конкретно-исторических условиях и поиск оптимально-приемлемого решения. Процесс считается завершённым после презентаций группами своих решений, а если это коллективное обсуждение, то озвучивание максимального количества выходов из предложенной ситуации, и соответственно, выбор лучшего в контексте обсуждаемой проблемы.

Дидактическими задачами «кейс-стади», таким образом, являются:

- применение правильных решений в условиях неопределённости;

- разработка алгоритма принятия решений;

- составление плана деятельности для достижения результата;

- применение полученных теоретических знаний, в том числе и по другим предметам, для решения практических задач и разбора проблемных ситуаций;

- учёт всех возможных научных позиций и взглядов на рассматриваемую проблему при принятии окончательного решения.

Каждое занятие по предмету должно формировать универсальные учебные действия (УУД), которые в совокупности позволяют старшеклассникам полноценно использовать весь объём знаний, получаемый в курсе

Ю.С. Репинецкая

ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЛНОЙ СРЕДНЕЙ .

полной средней школы. Предлагаемая технология наиболее полноценно реализует формат коммуникативных УУД, куда входят:

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- навыки и готовность работать в команде;

- навыки общения;

- планирование учебного сотрудничества с одноклассниками и учителем;

- выявление и идентификация учебных задач;

- поиск и оценка альтернативных способов разрешения гипотетического конфликта;

- принятие решения и его реализация;

- построение речевых высказываний.

Технологическими особенностями метода анализа

конкретных ситуаций выступают:

- разновидность исследовательской деятельности, включающей в себя аналитические процедуры;

- коллективное обучение: работа в микро и макро группах, взаимообмен информацией;

-элементы синергетической технологии: подготовка процедур погружения группы в моделируемую ситуацию, формирование эффекта приращения знаний, «ин-сайт», обмен открытиями;

- разновидность проектной технологии - формирование проблемы и путей её решения происходит на базе «кейса», являющегося одновременно и техническим заданием, и источником информации;

- интеграция развивающего обучения (индивидуальное, групповое, коллективное развитие), формирование многообразных личностных качеств младших и старших подростков;

-стимулирование и активизация учебно-познавательной и творческой деятельности для достижения успеха, постоянное подчёркивание успешных действий учеников. Методика успеха является движущей силой личностного развития школьников и условием для формирования устойчивой позитивной мотивационной составляющей.

Учитель, выбирая данную технологию, обязан чётко представлять и строго придерживаться правил выполнения своих обязанностей. Он из главного действующего лица учебного процесса, становится его координатором или консультантом. Он может выбрать одну из трёх стратегий поведения: дать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов, или информации; в определённых ситуациях самому предложить вариант ответа; выступить в роли модератора.

В любом случае, его задача - создать максимально комфортные условия для вовлечения всех школьников в рабочий процесс и раскрытия их интеллектуального и творческого потенциала.

Действия педагога заключаются, на предварительном этапе, в подготовке материалов кейса, раздаче их каждому ученику, определении сроков сдачи, проведении консультаций по выполнению предложенных заданий, знакомство учащихся с критериями оценивания результатов решения предлагаемой ситуации. Для себя педагог должен продумать модель будущего занятия и примерно его схронометрировать. Во время занятия, в течение работы над ситуацией, звучит вступительное слово учителя и постановка вопросов, решения к которым нужно будет предложить. Далее класс делится на группы, и школьники получают задания, систему оценок и сроки выполнения. Во время работы в малых группах идет обсуждение текстов кейса, определение докладчиков и формирование презентации решения. После истечения срока обсуждения каждая группа получает возможность выступить и показать своё решение. В завершении занятия учитель организует коллективную дискуссию, в процессе которой выбирается оптимальный вариант решения. Завершается урок рефлексивным блоком, где подводятся итоги и выставляются оценки.

Технологию работы с использованием кейс-метода

можно представить следующим образом:

Фазы работы Деятельность учителя Деятельность учащихся

До занятия 1. Разработка и комплектация кейса. 2.Определение основных и дополнительных материалов. 3. Проектирование сценария урока. 1. Получают кейс и список литературы. 2. Самостоятельно готовятся к занятию.

Вовремя 1 .Организует обсуждение материалов. 2. Делит класс на труппы. 3. Руководит обсуждением кейса в группах, при необходимости предлагая учащимся дополнительною информацию. 1.Задают вопросы,углубляющее понимание как содержания кейсов, так и проблемы в целом. 2. Разр абатывают варианты 3.Участвуютв обсуждении и принятии решений.

По еле занятия 1. Оценивает работу учеников.

Центральным звеном технологии выступает сам «кейс» - комплекс информационно-методических материалов, подобранных и скомпонованных педагогом. Он должен состоять из следующих компонентов: содержания, методических рекомендаций, заданий для самостоятельной работы, информационно-справочного материала, инструкций учителя по выполнению заданий, списка литературы и электронных источников и глоссария. Крайне важен раздел с заданиями для самостоятельной работы. Необходимо проектировать такие варианты, которые способствовали бы формированию системы знаний, умений, навыков и компетенций в определённом порядке, а каждый последующий блок учебного материала логически был связан с остальными. Задания должны выдаваться с нарастающей степенью сложности и постоянно в них надо включать элементы уже изученного материала. Тогда в процессе подготовки учащихся к занятиям всегда будет иметь место регулярное повторение и закрепление пройденного. Соответственно, такая система способна обеспечить не только восприятие, но и осмысление, и прочное осознанное усвоение изученного программного содержания.

Кейс - это единый информационный комплекс, состоящий из трёх блоков:

- сюжетный, содержащий вспомогательный материал, дающий возможность всесторонне проанализировать предлагаемую ситуацию;

- информативный блок, призванный воссоздать очерёдность действий внутри ситуации, оценить проблему и отношение к ней разных участников событий, проанализировать предпринятые действия по выходу из ситуации и их результаты, а также ресурсы, выделенные на её решение;

- методический блок, разъясняющий место кейса в учебном плане, чётко формулирующий все виды заданий, в него включённые, и предлагающий методические рекомендации для учителя.

Сюжетный и информативный блоки могут быть как самостоятельными частями, так и выступать единым учебным массивом. Эта часть комплекса в электронном или печатном формате отдаётся школьникам для последующей работы. В ней содержится текст ситуации, приложения и необходимые вопросы и задания. Методический блок предназначен только педагогу. В нём - конкретные рекомендации по разбору и обсуждению ситуации, авторский вариант разбора ситуации, ключ, рекомендуемая методика проведения занятия.

Деятельность педагога в процессе работы в режиме ситуационного метода обучения состоит из двух этапов:

1. Предварительная сложная творческая работа по формированию комплекса вопросов для его анализа осуществляется во внеурочное время и включает научно-исследовательскую, методическую, конструирующую деятельность учителя.

2. Деятельность учителя в классе определяется выступлением с вступительным и заключительным словом, формированием группы и организацией дискуссии, поддержанием деловой атмосферы, оперативной оценкой работы старшеклассников, поиском и выработкой решений.

В результате применения кейс-технологии в учебном процессе происходит формирование навыков аналитического мышления, работы с текстовыми источниками; расширение информационной базы; освоение

Ю.С. Репинецкая

ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЛНОЙ СРЕДНЕЙ ...

метода сбора, классификации и ранжирования данных; соотнесение теоретических и практических знаний. В широком образовательном контексте учащиеся приобретают опыт принятия решений и действий в незнакомых ситуациях; поиска альтернативных и определение оптимальных ответов на поставленные задачи; создания и получения авторского интеллектуального продукта; образования и достижения личных целей; повышения уровня коммуникативных навыков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Козырева Л. Д. Метод кейс-стади и его применение в процессе обучения учащихся. М.: Просвещение, 2005. 106 с.

2. Логунова Н. И. Обучение как общение и сотворче-

ство // Высшее образование в России. № 3. 2000. С.18-24.

3. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения: реферативный обзор/ Под ред. Н. О. Комиссаровой. М.: Финансовая академия при правительстве РФ, 2005. 243 с.

4. Методические рекомендации по организации повышения квалификации учителей истории и обществоведения/ Под ред. Т. В. Болотина. Волгоград: Учитель, АПК и ППРО, 2008. 189 с.

5. Справочник учителя истории и обществознания./ Авторы-составители Т.И. Сечина и др. Волгоград: Учитель, 2013. 219 с.

6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли/ Под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 224 с.

©2013

CASE TECHNOLOGIES IN SENIOR SECONDARY SCHOOL IN THE CONTEXT OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDT

J.S. Repinefchi, candidate of historical sciences, associate professor

"Education Development Center", Samara (Russia)

Annotation-. The article presents one of the latest educational technologies in the modern school - «case-study». It is used to develop senior students' critical thinking, enables them to make independent information estimations and conclusions on the knowledge they have gained. As a result, the process of general communicative learning operations becomes more effective.

Keywords: modern school education, educational technology, general communicative learning operations, «case-study», classifications of cases, requirements to cases.

УДК 93/94(091)

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРЕПИСЕЙ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ

А.И. Репинецкий, доктор исторических наук, профессор кафедры «Отечественной истории и археологии»

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: В статье показана динамика населения Самарского региона с конца XIX - до начала XXI вв. Рассмотрена общая численность населения, соотношение городских и сельских жителей, национальный состав и уровень образования.

Ключевые слова: население, переписи, городское и сельское население, мужчины, женщины, национальный состав, уровень образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

©2013

Численность населения различных регионов страны начала интересовать российское правительство с момента формирования налоговой системы. Долгое время эти данные были далеко не полными и не точными, так как правительство интересовалось, прежде всего, численностью мужского податного населения, а не их общей численностью. Самарский край не был исключением. Учёт населения значительно улучшился с момента образования Самарской губернии и создания губернского статистического комитета.

Первые достоверные сведения о численности населения Самарской губернии были получены в результате проведения Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. Перепись была проведена по состоянию на 9 февраля. Численность населения губернии составила 2 млн. 751 тыс. 336 человек. В губернии проживало 1 млн. 351 тыс. 438 мужчин (49,1%) и 1 млн. 399 тыс. 898 женщин (50,9%). Основная масса населения проживала в сельской местности - 2 млн. 550 тыс. человек, что составило 92,7%. Самым крупным городом был губернский центр Самара с населением 89 тыс. 999 человек; численность населения остальных 6 уездных городов составила 68 тыс. 843 человек. Всего в городах проживало 158 тыс., что составило 5,6% населения губернии. Этот показатель был значительно ниже, чем в стране в целом, где он составлял 13,4% .

Перепись показала многообразие национального состава населения. Большинство населения составляли русские - 64,5%, мордва - 8,7%, немцы - 8,2%, татары- 7,9%, украинцы - 4,3%, чуваши - 3,3%, башкиры - 2,1%, вотяки (устаревшее название удмуртов) - 0,08%,

поляки - 0,07%, эстонцы - 0,06%, евреи - 0,06%, литовцы/латыши - 0,03, белорусы - 0,01%.[1].

Уровень грамотности населения губернии также находился на уровне среднестатистических показателей страны и составил 22,1%. Этот показатель среди городского населения был выше - 41,4%, но малая численность горожан не повлияла на изменение этого показателя в сторону увеличения.

Материалы переписи показывают и социальный состав населения. Наибольшей социальной группой населения губернии были крестьяне, которых насчитывалось 2550 тыс. чел. или 92,7% населения. Второй по численности группой населения были мещане - 157 тыс. человек (5,7 %). Дворян, потомственных и личных, насчитывалось 11тыс. чел. (0,7%), лиц духовного звания насчитывалось 10 тыс. чел. (0,4%). Менее одного процента составляли почётные граждане - 4 тыс. чел. (0,2%), инородцы - 3 тыс. чел. (1%). Купцов, во многом определявших лицо города, было немногим менее 3 чел. (0,1%) [1]. Таким образом, перепись показала, что губерния являлась типичной аграрной губернией с многонациональным составом населения.

Первая перепись советской России была проведена по состоянию на 28 августа 1920 г. Она проводилась вскоре после окончания мировой и гражданской войн. Однако она не зафиксировала снижение численности населения. Напротив, согласно материалам переписи, в Самарской губернии проживало 2 млн. 884 тыс. человек. Рост населения губернии определялся относительно благополучным положением губернии, связанным с обеспечением продовольствием. Страшный голод 1921

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.