Научная статья на тему 'Применение метода интерпретации на уроках литературы: на примере педагогических концептов К. Д. Ушинского'

Применение метода интерпретации на уроках литературы: на примере педагогических концептов К. Д. Ушинского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерпретация / кинотекст / педагогические идеи К. Д. Ушинского / общественная нравственность / interpretation / cinema text / K. D. Ushinsky’s pedagogical ideas / public morality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аникина Екатерина Александровна

Требования, предъявляемые к современному уроку литературы, обусловливают потребность не только в высоко квалифицированных специалистах, но и в изменении стратегии обучения. Данная проблема формирует у педагогов необходимость постоянного поиска таких методов и приёмов, которые способны повысить эффективность образовательного процесса и развить творческие способности и критическое мышление обучающихся. Этим требованиям, на наш взгляд, отвечает метод интерпретации. Кроме того, он является одним из основных способов работы с литературными текстами. В представленной статье описывается механизм интерпретирования педагогических идей К. Д. Ушинского на примере литературных текстов Ф. М. Достоевского средствами киноискусства. Нами разработаны системы заданий, транслирующих педагогические концепты К. Д. Ушинского в современное образовательное пространство, а также описано теоретическое осмысление и практическое использование концепций К. Д. Ушинского в современном образовательном и нормативно правовом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE INTERPRETATION METHOD IN LITERATURE LESSONS: USING THE EXAMPLE OF PEDAGOGICAL CONCEPTS BY K. D. USHINSKY

The requirements for a modern literature lesson determine the need not only for highly qualified specialists, but also for a change in the learning strategy. This problem creates the need for teachers to constantly search for such methods and techniques that can increase the effectiveness of the educational process and develop students’ creative abilities and critical thinking. In our opinion, the interpretation method meets these requirements. In addition, it is one of the main ways to work with literary texts. The article describes the mechanism of interpretation of K. D. Ushinsky’s pedagogical ideas on the example of F. M. Dostoevsky’s literary texts by means of № 4 2024 [СПО] 76 cinematography. We have developed task systems that translate K. D. Ushinsky’s pedagogical concepts into the modern educational space, and also described the theoretical understanding and practical use of K. D. Ushinsky’s concepts in the modern educational and regulatory space.

Текст научной работы на тему «Применение метода интерпретации на уроках литературы: на примере педагогических концептов К. Д. Ушинского»

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Применение метода интерпретации на уроках литературы: на примере педагогических концептов К.Д. Ушинского

Аникина Екатерина Александровна,

магистрант Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, учитель первой квалификационной категории E-mail: anikinaea647@mgpu.ru

Требования, предъявляемые к современному уроку литературы, обусловливают потребность не только в высоко квалифицированных специалистах, но и в изменении стратегии обучения. Данная проблема формирует у педагогов необходимость постоянного поиска таких методов и приёмов, которые способны повысить эффективность образовательного процесса и развить творческие способности и критическое мышление обучающихся. Этим требованиям, на наш взгляд, отвечает метод интерпретации. Кроме того, он является одним из основных способов работы с литературными текстами. В представленной статье описывается механизм интерпретирования педагогических идей К.Д. Ушинского на примере литературных текстов Ф.М. Достоевского средствами киноискусства. Нами разработаны системы заданий, транслирующих педагогические концепты К.Д. Ушинского в современное образовательное пространство, а также описано теоретическое осмысление и практическое использование концепций К.Д. Ушинского в современном образовательном и нормативно правовом пространстве.

Ключевые слова: интерпретация, кинотекст, педагогические идеи К.Д. Ушинского, общественная нравственность.

Литературные тексты - это прежде всего тексты культуры; условием их существования является традиция, передаваемая от поколения к поколению. Именно она транслирует культурную память, расширяя и углубляя культурное пространство и приращивая его новыми смыслами, значимыми для современного общества. Одним из важнейших компонентов культурной памяти русского народа являются педагогические идеи К.Д. Ушин-ского, до настоящего времени не потерявшие своей актуальности. Именно они составляют основу отечественного образования, находя свое воплощение в классической литературе и классическом кинематографе. Интерпретация педагогических идей К.Д. Ушинского средствами киноискусства представляется нам особенно интересным приемом, поскольку, с одной стороны, она открывает новое звучание культурной традиции, актуализируя ее в соответствии с запросами общества, а с другой, повышает эффективность образовательного процесса, развивая творческие способности школьников, помогая развитию нестандартного мышления через синтез основных средств воздействия киноматериалов (звука, игры актеров, монтажа, сценарной работы и пр.).

К.Д. Ушинский по праву является одним из основоположников научной педагогики в России, идеи которого не потеряли актуальности и сегодня. Никто не сомневается в том, что современное общество нуждается в пополнении его добрыми и воспитанными людьми, в формировании которых важнейшую роль играет школа.

Великий русский педагог считал процесс воспитания человека самым важным для общественного развития. При этом педагог справедливо подчёркивал, что в шестнадцать лет воздействие на душу подрастающего человека особенно важно, потому что именно в таком возрасте у человека формируются убеждения. Поэтому автор «Писем о воспитании наследника русского престола» придаёт большое значение тому человеку, который будет осуществлять руководство данным процессом на основе полученного им опыта жизни. При этом К.Д. Ушинский обращает особое внимание на то, что необходимо воспитывать «полезного русского человека», то есть любящего родную землю и родной народ [10, с. 192].

Обращаясь к вопросу о неразрывности процессов воспитания и образования, автор отмечает, что общественные науки должны способствовать развитию правильных убеждений в юном человеке. Автор приводит множество примеров, свидетельствующих о том, что отсутствие единства

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

убеждений в обществе приводило к трагическим последствиям, потому что такие воспитанники становились себялюбцами или людьми, которые увлекались губительной для них утопией.

При этом К.Д. Ушинский справедливо отмечает, что тот, кто руководит своими соотечественниками, должен быть примером для людей. Этому способствует изучение многих наук, среди которых автор обращает внимание и на эстетические науки, ведь, изучая их, человек получает «одушевление, которое подвигает человека на хорошее дело и иногда придает полезному делу привлекательный художественный оттенок» [10, с. 218]. Такой подход к воспитанию человека предполагает благотворное влияние на его внутренний мир, ведь художественные образы обращены к душе и уму человека.

Л.Н. Аверьянова, рассматривая труды К.Д. Ушин-ского в контексте развития современной педагогики, отмечает, что, по мнению великого русского педагога, искусство воспитания требует научной основы. Единство теории и практики способствует продуктивности рассматриваемого процесса.

Обращаясь к работе К.Д. Ушинского «О пользе педагогической литературы», современный исследователь замечает, что медицине человек доверяет своё тело, воспитателю же - ум и нравственность детей, которые, став взрослыми, определяют будущность своего отечества. Поэтому от усилий воспитателей зависит духовное здоровье общества. В понимании К.Д. Ушинского нравственное развитие ребёнка важнее умственного, ведь только познание принесёт немного пользы без твёрдых нравственных устоев.

Великий педагог был убеждён в том, что обучение должно строиться на первоначальной базе знаний. При этом в процессе обучения учитель должен создавать условия для развития мышления своего ученика. Соглашаясь с идеями К.Д. Ушинского, необходимо заметить, что в современной школе особое внимание уделяется интеллектуальному развитию обучающегося, то есть формированию у ребёнка способности к овладению и пользованию эмпирическим, образным, теоретическим, конкретно-историческим и диалектическим мышлением в их единстве.

Н.А. Дацковская отмечает, что идеи К.Д. Ушинского развивались далее И.А. Горячевой и Л.Н. Мод-залевским, которые «своими трудами способствовали совершенствованию и развитию методики обучения устной и письменной речи» [2, с. 15]. Названные последователи теории развивающего обучения считают, что в образовательном процессе необходимо реализовать всестороннее развитие личности школьника - носителя национальной культуры.

] Современный исследователь отмечает, что с= К.Д. Ушинский считал необходимым в процес-— се обучения сопровождение учебного материа-g ла наглядностью. В связи с этим нужно отметить, ~ что современный образовательный процесс име-5в ет возможность использовать множество спосо-

бов визуализации. Наглядность с использованием электронных средств и простота их применения не могут не улучшать учебный процесс, способствуя развитию творческих способностей, вызывая живой интерес у учащихся, находящихся в подростковом возрасте. И.А. Терских пишет, что К.Д. Ушинский подчёркивал значимость сократической беседы, которая поможет ученику прийти к нужным выводам; эвристической беседы, которая на основе имеющихся знаний с помощью заданий или вопросов учителя позволяет открыть новые понятия, и т.д.

Всё это даёт возможность полагать, что идеи великого педагога можно обнаружить в технологии интерактивного обучения, которое является активным способом познания. Обе стороны образовательного процесса обмениваются учебной информацией, ищут ответы на сложные вопросы, моделируют ситуации, дают оценку деятельности, в том числе собственной деятельности. Данную обстановку можно охарактеризовать как деловое сотрудничество. Поэтому учитель может проводить дидактические игры, дискуссии, в которых ученики могут аргументированно высказывать свою точку зрения; организовывать работу в группах, для того чтобы учащиеся совместно обсуждали проблему. Подобное обучение способствует тому, чтобы школьники приобретали опыт, применяли полученные знания, что позволяет ученикам взаимообучаться и взаимообогащаться.

Таким образом, как показывает анализ источников, великий русский педагог К.Д. Ушинский придавал первостепенное значение воспитанию подрастающего поколения. Поэтому процесс обучения необходимо сопровождать воспитанием школьников. При этом обучение должно способствовать развитию ребёнка и подростка. Современные требования к уроку, такие как использование наглядности, введение интерактивных методов обучения и другие, можно заметить в концепциях К.Д. Ушинского. Это свидетельствует о том, что многие идеи педагога снова сегодня востребованы.

Согласно Распоряжению от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» предполагается полноценное использование воспитательного потенциала в образовательных программах учебных дисциплин [7]. При этом необходимо понимать, что поэт, писатель и драматург в России всегда был не только талантливым пишущим человеком, но и тем его представителем народа, который давал ответы на важнейшие вопросы человеческого бытия. Поэтому, можно заметить, что и в распоряжении подчёркивается необходимость использования чтения «для познания мира и формирования личности» [7]. При этом нужно понимать, что чтение не является простым процессом для читателя любого возраста.

Данный документ рекомендует развитие различных форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, художественно-эс-

тетическую и игровую деятельность. Поэтому учитель на уроках может литературы может использовать мизансценирование, когда определяется расположение актеров на сцене и их перемещение в условиях развития действия; проектирование декорационного оформления, костюмов и грима, светового и музыкально-шумового оформления, в процессе которого ученики вводят свои интерпретации образов, ситуаций и т.д., ролевые игры: «Актерский кастинг», когда учащиеся пробуют себя в том или ином образе и т.д.

Другой формой включения учащихся в деятельность может быть кинематографическое прочтение произведений литературы, которое основывается на композиционно-стилистическом анализе эпизода или сцены. Реализуя его, ученики могут составить киносценарий, провести сравнительно-сопоставительный анализ фрагментов литературного образца с представленным кинотекстом.

Кинематографическая интерпретация может осуществляться как обсуждение работы режиссера, актеров и оператора, в процессе которого заполняется специальная таблица, содержащей разделы: номер кадра, содержание кадра, речь актера или группы актеров, звучащая в кадре, игра актеров с комментариями актёров и режиссера. Можно составить план съемки: крупный портретный, средний, общий с комментариями оператора; освещение кадра с комментариями оператора и художника экранизации; музыкально-шумовое оформление кадра, включающее речь, звучащую за кадром. Обсуждение экранизации эпизода учитель может провести уроке, в домашнем задании ученики завершат работу, начатую в классе, работая индивидуально или в творческих группах. Всё это важно, так как Распоряжение рекомендует эффективно использовать «уникальное российское культурное наследие, в том числе литературное, музыкальное, художественное, театральное и кинематографическое» [7].

Более того, в Приказе Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» утверждается: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества и старшему поколению, закону и правопорядку, труду, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию

и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [6].

Так, важным личностным результатом освоения программы является формирование внутренней позиции личности. Эта же идея подчёркивалась и К.Д. Ушинским, ведь знания, умения и навыки, сформированные школой, ещё не являются свидетельством зрелости личности. Нормативный документ подчёркивает также значимость ценностных ориентаций учащегося, ведь во все времена человечество интересовали одни и те же вопросы: что такое ценности, какие ценности являются для человека главными, а какие второстепенными, из чего складываются ценностные ориентации. При этом подчёркивается важность позитивных убеждений, которые соответствуют традициям нашего общества.

Изучение нормативно-правовых документов, разработанных и внедрённых в современный образовательный процесс, а также предлагаемого для рассмотрения документа показывает, согласно идеям К.Д. Ушинского, предполагается активное включение в учебные программы их воспитательного потенциала. Особая роль отводится такой гуманитарной дисциплине, как литература, внутри который появляется абсолютно новое ответвление - киноинтерпретация и кинотекст. И чтобы развивать юную душу в духовном пространстве литературного образования школе важно формировать внутреннюю позицию своего ученика. Вместе с тем нужно понимать, что современный ученик живёт в более сложном, быстро меняющемся мире, поэтому концепции великого педагога требуют творческого подхода, отвечающего требованиям нашей реальности.

Перейдём к сопоставлению концепции общественного общественного блага в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в аспекте педагогических идей К.Д. Ушинского для старшей школы (на примере кинотекста Д. Светозаро-ва «Преступление и наказание», 2007 г.). Многими учёными, критиками и исследователями давно доказано, что главнейшей особенностью творчества Фёдора Михайловича Достоевского является глубокий психологизм, выражающийся в уникальном анализе ситуаций и человеческого сознания в них. Не даром Достоевского сравнивали с «рентгеном», проникающим во внутренний мир своих персонажей и с максимальной точностью прослеживающим их психологическое состояние. Поэтому не сложно понять, что в экскурсе школьной программы изучение Ф.М. Достоевского является достаточно сложным относительно понимания учащимися подобного психологизма, в котором также прослеживается наличие философских категорий гностицизма.

Будучи передовым мыслителем своего времени, «писатель человеческой личности» писал: «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой» [3, с. 8]. Писатель утверждал,

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

что для истинного реалиста мир вокруг невероятно многогранен, а для того, чтобы изобразить все глубины человеческой души не хватит и вечности.

Фёдор Михайлович, сам того не подозревая, дал мировой литературе концепцию изображения абсолютно реального и психологически достоверного человека. Это является своего рода новаторством и главной особенностью творческого метода писателя. Достоевский признавал реализм, как основной метод изображения действительности в своих произведениях. Но каждый, кто изучает его творчество, невооружённым взглядом может увидеть то, что для реализма Достоевского характерно уравновешение внутри одного изображаемого героя диаметрально противоположных категорий. Так, духовный и материальный мир, божественное и демоническое начало, корыстное и бескорыстное и многие другие категории соединены в каждом герое, что даёт право отмечать глубокий психологизм и бездонную метафизику русского духа, передавая ту многогранную огненную, таинственную, загадочную и бездонную человеческую природу, одновременно направляя читателя задуматься о том, что же такое общественное благо в условиях описанных духовных странствий человека.

Согласно педагогической концепции процесса воспитания по К.Д. Ушинскому, русскому воспитаннику стоит обратить внимание на правильное христианское, европейское и русское мировоззрение, где сосредоточены разносторонние подходы, в которых необходимо сделать так, чтобы дети «отбросивши эгоистические расчёты, примирялись к идее общественного блага» [9, с. 12]. По мнению отечественного педагога именно такой подход в воспитании будущих «наследников» позволит им обрести истинно правильные общественные ориентиры в обществе.

Так, сопоставляя вышеуказанную мысль К.Д. Ушинского и творчество Ф.М. Достоевского мы предлагает учителю в десятом классе использовать после прочтения романа фрагмент из сериала «Преступление и наказание» 2007 года Д. Светозарова. Это 5 серия на 42 минуте 23 секунде. Смотреть нужно до конца серии - 7 минут 36 секунд. После просмотра осуществляется беседа по следующим вопросам:

- Какое впечатление произвел на вас просмотр фрагмента? Ученики могут сказать понравился им этот эпизод или нет, так ли представляли себе эту встречу героев, когда читали роман, и т.д.

- Почему создатели фильма: художники-постановщики Юрий Пашигорев, Михаил Суздалов и режиссёр выбирают столь скупое цветовое решение? Как вы думаете? Ученики могут сказать, что Соня живёт бедно, в её комнате нет уюта. Яркие, светлые краски не помогали бы передать мрачного настроения от сложных размышлений, которое владело персонажами фильма.

- Что изменили создатели фильма в данном эпизоде, если сравнивать его с романом? Ученики скажут, что в тексте Раскольников поцелует ногу Сони, после того как, искушая её, он будет спрашивать её о том, не напрасна ли была её жертва, что будет с детьми, если Катерина Ивановна умрёт, и т.д. Твёрдость Сони в вере, несмотря на тяжесть испытаний, через которые ей приходится пройти заставила его так выразить своё уважение к ней. В фильме же Раскольников приходит уже с этим чувством к Соне.

- Почему почти весь эпизод операторы снимают актёров крупным планом? Ученики заметят, что создателям фильма важнее всего показать чувства и мысли героев в эту их встречу, потому что Соня влюблена в Раскольникова и поэтому и ждала, и боялась их встречи, а он близок к тому, чтобы ей открыться, признавшись в двойном убийстве.

- Как показана двойственность внутреннего мира героя? Ученики отметят, что одна половина внутри героя искушает Соню вопросами и выражает вслух мысль об отсутствии Бога, однако он меняется в лице, услышав о Лизавете, потому что, несмотря на случившееся, от внутренне ужасается своему преступлению.

- Как музыка помогает передать идейное содержание? Сначала напряжённая музыка передаёт тревожное состояние Раскольникова, затем она переходит в молитвенную, когда Соня читает библейскую притчу о воскрешении Лазаря, но о своём решении герой говорит почти в полной тишине, что подчёркивает важность происходящего в сознании героя.

- Как вы считаете, какую мысль хотели передать авторы фильма зрителю? Во время просмотра фрагмента и обсуждения предыдущих вопросов ученики замечали, что в главное герое фильма, сыгранного В. Кошевым, подчёркнуты интеллект, воля и в то же время своевольный эгоизм, приведшие его сначала к созданию бесчеловечной теории, а потом к реализации её пробы.

Всё это близко к содержанию третьего письма К.Д. Ушинского о воспитании наследника русского престола, в котором великий педагог размышляет о «гибельных крайностях» [9, с. 12], способных подстерегать умного, образованного человека без должного воспитания, не давшего убеждений, оберегающих его от подобного внутреннего хаоса. Именно после изучения романа «Преступление и наказание» можно дать детям поразмышлять над мыслью отечественного педагога об общественном благе: «Неужели русскому остается ... кидаться в безумные утопии? Нет, выход есть, но это выход один только: правильные христианские, европейские и русские общественные убеждения, в которых бы правительство могло честно сходиться с подданными, в которых бы и правительство и подданные, отбросивши эго-

истические расчеты, примирялись в идее общественного блага» [9, с. 12]

Таким образом, анализ работ К.Д. Ушинско-го и исследований его наследия показывает, что великий отечественный педагог рассматривает образование и воспитание как единый процесс. Значимую роль в данном процессе играют эстетические науки с их воздействием на ум и душу человека. В представлении К.Д. Ушинского учитель оказывает влияние на ценностные ориентации ученика. В связи с этим необходимо заметить, что в двадцать первом веке учитель перестал быть единственным источником информации. Более того, сегодня школа стимулирует ребёнка к тому, чтобы он учился работать с информацией: собирать её, классифицировать и т.д., однако это не означает, что образовательное учреждение должно устраниться от своей роли. Поэтому нужно искать различные способы развития интереса к таким философским вопросам, как жизненные ценности, ценность родной земли и т.д.

Идея К.Д. Ушинского о том, что учитель должен создавать условия для развития мышления своего ученика, сегодня значима, потому что современная методика обучения рекомендует расширение умственного кругозора ученика, формирование гибкости в оценках того, что он наблюдает вокруг, готовности принимать противоречивую информацию и т.д. Педагог подчёркивает важность наглядности для успешности обучения. В современной школе развитие техники позволяет широко использовать визуализацию, чтобы ученик мог наглядно представить понятия или явления теоретического характера, задействовать слуховые и зрительные каналы восприятия и усвоения информации одновременно. В связи с этим необходимо заметить, что на уроках литературы интегрирование кинофильмов выступает продуктивным обучающим приёмом.

Мы полагаем, что данный материал поможет наполнить современный образовательный процесс новыми смыслами и даст традиции новую жизнь, раскрыв ее вневременную актуальность для современного общества средствами киноискусства.

Литература

1. Аверьянова, Л. Н. К.Д. Ушинский и современная педагогика / Л.Н. Аверьянова. - Текст: непосредственный // Педагогический журнал Башкортостана. - Башкортостан, 2010. - № 4 -C. 92-105.

2. Дацковская, Н.А. Становление теории развивающего обучения в педагогическом наследии К.Д. Ушинского второй половины XIX века и ее реализация в современной школе: автореферат кандидата педагогических наук / Дацковская Наталья Александровна. - Оренбург, 2007. - 175 с. - Текст: непосредственный.

3. Достоевский, Ф.М. Дневник писателя / Ф.М. Достоевский. - Москва: Т8 RUGRAM, 2018. -

544 с. - ISBN 978-5-521 -07236-1. - Текст: непосредственный.

4. Иванова, Е. О. К.Д. Ушинский и развитие современного педагогического образования / Е.О. Иванова. - Текст: непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. -2014. - № 2 (17). - С. 101-106.

5. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с. - в Текст: непосредственный.

6. Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413». - Текст: электронный // Гарант.ру. - URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/405172211/?ysclid (дата обращения: 24.05.2023).

7. Проект «Концепции воспитания и развития личности гражданина России в системе образования». - Текст: электронный // Институт воспитания РАО. - URL: - https://институтвоспита-ния.рф/upload/iЫock/c63/h9nuxx7no9vq6hytw9f-gg1sy2qr1jgts/Проект%20%20концепция%20 воспитания.pdf (дата обращения: 07.06.2023).

8. Распоряжение от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». -Текст: электронный // Консультант Плюс. -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_180402/400951e1 bec44b76d470a1 d-eda8b17e988c587d6/ (дата обращения: 16.05.2023).

9. Терских, И.А. Дидактические требования к уроку К.Д. Ушинского / И.А. Терских. - Текст: непосредственный // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. - 2018. - № 2. - С. 94-99.

10. Ушинский, К.Д. Письма о воспитании наследника русского престола / К.Д. Ушинский. - Москва: Директ-Медиа, 2012. - 33 с. - URL: https:// biblioclub.ru/index.php?page=book&id=97504 (дата обращения: 09.06.2023). - Текст: электронный.

APPLICATION OF THE INTERPRETATION METHOD IN LITERATURE LESSONS: USING THE EXAMPLE OF PEDAGOGICAL CONCEPTS BY K.D. USHINSKY

Anikina E.A.

Moscow City Pedagogical University

The requirements for a modern literature lesson determine the need not only for highly qualified specialists, but also for a change in the learning strategy. This problem creates the need for teachers to constantly search for such methods and techniques that can increase the effectiveness of the educational process and develop students' creative abilities and critical thinking. In our opinion, the interpretation method meets these requirements. In addition, it is one of the main ways to work with literary texts. The article describes the mechanism of interpretation of K.D. Ushinsky's pedagogical ideas on the example of F.M. Dostoevsky's literary texts by means of

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

cinematography. We have developed task systems that translate K.D. Ushinsky's pedagogical concepts into the modern educational space, and also described the theoretical understanding and practical use of K.D. Ushinsky's concepts in the modern educational and regulatory space.

Keywords: interpretation, cinema text, K.D. Ushinsky's pedagogical ideas, public morality.

References

1. Averyanova, L. N. K.D. Ushinsky and modern pedagogy / L.N. Averyanova. - Text: direct // Pedagogical Journal of Bashkortostan. - Bashkortostan, 2010. - No. 4 - P. 92-105.

2. Datskovskaya, N.A. Formation of the theory of developmental education in the pedagogical heritage of K.D. Ushinsky in the second half of the 19th century and its implementation in a modern school: abstract of a candidate of pedagogical sciences / Natalya Aleksandrovna Datskovskaya. - Orenburg, 2007. - 175 p. - Text: direct.

3. Dostoevsky, F.M. Diary of a Writer / F.M. Dostoevsky. - Moscow: T8 RUGRAM, 2018. - 544 p. - ISBN 978-5-521-07236-1. -Text: direct.

4. Ivanova, E. O. K.D. Ushinsky and the development of modern pedagogical education / E.O. Ivanova. - Text: direct // Domestic and foreign pedagogy. - 2014. - No. 2 (17). - P. 101-106.

5. Kodzhaspirova, G.M., Kodzhaspirov, A. Yu. Pedagogical dictionary: for students of higher and secondary pedagogical ed-

ucational institutions. - Moscow: Publishing Center "Academy", 2000. - 176 p. - in Text: direct.

6. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated August 12, 2022 No. 732 "On amendments to the federal state educational standard of secondary general education, approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated May 17, 2012 No. 413." - Text: electronic // Garant.ru. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/405172211/?ysclid (date of access: 05/24/2023).

7. Project "Concepts for the education and development of the personality of a Russian citizen in the education system." - Text: electronic // Institute of Education of the Russian Academy of Education. - URL: - https://institute of education.rf/upload/ iblock/c63/h9nuxx7no9vq6hytw9fgg1sy2qr1jgts/Project%20 %20concept%20education.pdf (date of access: 06/07/2023).

8. Order No. 996-r dated May 29, 2015 "Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period until 2025." - Text: electronic // Consultant Plus. - URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/400951e-1bec44b76d470a1deda8b17e988c587d6/ (date of access: 05/16/2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Terskikh, I.A. Didactic requirements for the lesson of K.D. Ushinsky / I.A. Terskikh. - Text: direct // Bulletin of the Taganrog Institute named after. A.P. Chekhov. - 2018. - No. 2. - pp. 94-99.

10. Ushinsky, K.D. Letters on the education of the heir to the Russian throne / K.D. Ushinsky. - Moscow: Direct-Media, 2012. - 33 p. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=97504 (access date: 06/09/2023). - Text: electronic.

o d

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.