Научная статья на тему 'Идеи К.Д. Ушинского в отечественной образовательной практике: опыт прошлого и современность'

Идеи К.Д. Ушинского в отечественной образовательной практике: опыт прошлого и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогический процесс / антропология / духовные ценности / социокультурная среда / национально-ориентированная система образования / педагогическое наследие / патриотическое воспитание / pedagogical process / anthropology / spiritual values / sociocultural environment / nationally oriented education system / pedagogical heritage / patriotic education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысова Ирина Ивановна, Витохина Ольга Алексеевна, Волкова Ольга Владимировна

Педагогическое наследие К.Д Ушинского сохраняет свою значимость в контексте формирования у подрастающего поколения целостного представления о закономерностях становления человека, позволяет преподавателям принципиально переосмыслить не только суть педагогического процесса, но и самого понятия «образование» как философско-антропологическую категорию, включающую основополагающие жизненные установки человека. Сформированные К.Д. Ушинским требования к воспитанию и учению предполагают крепкую взаимосвязь этих двух процессов, которая, согласно исследованиям современных ученых, ослабевает, создавая проблему превращения воспитания и обучения в параллельные процессы. Целью исследования является подтвердить актуальность идей К.Д. Ушинского о роли воспитания и его неразрывной связи с обучением для достижения целей образования. Обоснована необходимость обновления содержания образовательного и воспитательного процессов в условиях меняющейся антропологической реальности, подтверждена его тесная связь с культурно-историческими событиями; рассмотрены примеры воспитательной работы в молодежной среде. Сделан вывод, что только комплексное решение задач образования и воспитания на каждом занятии или внеаудиторном мероприятии позволит обеспечить целостность педагогического процесса. Практическая значимость исследования состоит в том, что воспитание представлено как фундаментальная часть образовательного процесса на примере реализации проекта патриотического воспитания «Я Zнаю. Я помню. Я горжусь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лысова Ирина Ивановна, Витохина Ольга Алексеевна, Волкова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

K.D. Ushinsky’s Ideas in Russian Educational Practice: Past Experience and Modernity

Today, the pedagogical heritage of K.D. Ushinsky retains its significance in the context of formation in the younger generation a holistic understanding of the laws of human development, helps teachers fundamentally rethink not only the essence of the pedagogical process, but also the very concept of “education” as a philosophical and anthropological category that includes personal fundamental life attitudes. K.D. Ushinsky formed upbringing and teaching requirements which presuppose a strong relationship between these two processes. According to modern scientists’ research these links are weakening, creating the problem of transforming upbringing and teaching into parallel processes. The purpose of the study is to confirm the relevance of K.D. Ushinsky’s ideas about the role of upbringing in the context of achieving educational goals. The need to update the content of educational and upbringing processes under the conditions of a changing anthropological reality is substantiated, its close connection with cultural and historical events is confirmed; examples of educational work among youth are considered. It is concluded that only a comprehensive solution to the problems of education and upbringing in each lesson or extracurricular event will ensure the integrity of the pedagogical process. The practical significance of the study lies in the fact that education is presented as a fundamental part of the educational process on the example of the patriotic education project “I Know. I remember. I'm proud".

Текст научной работы на тему «Идеи К.Д. Ушинского в отечественной образовательной практике: опыт прошлого и современность»

УДК 37.013:37.022

Б01 10.52575/2712-7451-2023-42-4-632-644

Идеи К.Д. Ушинского в отечественной образовательной практике: опыт прошлого и современность

Аннотация. Педагогическое наследие К.Д Ушинского сохраняет свою значимость в контексте формирования у подрастающего поколения целостного представления о закономерностях становления человека, позволяет преподавателям принципиально переосмыслить не только суть педагогического процесса, но и самого понятия «образование» как философско-антропологическую категорию, включающую основополагающие жизненные установки человека. Сформированные К.Д. Ушинским требования к воспитанию и учению предполагают крепкую взаимосвязь этих двух процессов, которая, согласно исследованиям современных ученых, ослабевает, создавая проблему превращения воспитания и обучения в параллельные процессы. Целью исследования является подтвердить актуальность идей К.Д. Ушинского о роли воспитания и его неразрывной связи с обучением для достижения целей образования. Обоснована необходимость обновления содержания образовательного и воспитательного процессов в условиях меняющейся антропологической реальности, подтверждена его тесная связь с культурно-историческими событиями; рассмотрены примеры воспитательной работы в молодежной среде. Сделан вывод, что только комплексное решение задач образования и воспитания на каждом занятии или внеаудиторном мероприятии позволит обеспечить целостность педагогического процесса. Практическая значимость исследования состоит в том, что воспитание представлено как фундаментальная часть образовательного процесса на примере реализации проекта патриотического воспитания «Я 2наю. Я помню. Я горжусь».

Ключевые слова: педагогический процесс, антропология, духовные ценности, социокультурная среда, национально-ориентированная система образования, педагогическое наследие, патриотическое воспитание

Благодарности: авторы выражают благодарность доктору педагогических наук, профессору Исаеву И.Ф., доктору педагогических наук, профессору Шеховской Н.Л., доктору педагогических наук, профессору Ирхиной И.В. и всему коллективу кафедры педагогики БелГУ за сотрудничество.

Для цитирования: Лысова И.И., Витохина О.А., Волкова О.В. 2023. Идеи К.Д. Ушинского в отечественной образовательной практике: опыт прошлого и современность. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 42(4): 632-644. БОТ: 10.52575/2712-7451-2023-42-4-632-644

K.D. Ushinsky's Ideas in Russian Educational Practice: Past Experience and Modernity

Irina I. Lysova, Olga A. Vitokhina, Olga V. Volkova

Belgorod University of Cooperation, Economics & Law, 116a Sadovaya St, Belgorod 308023, Russia wolga bel@mail.ru

Abstract. Today, the pedagogical heritage of K.D. Ushinsky retains its significance in the context of formation in the younger generation a holistic understanding of the laws of human development, helps

Лысова И.И., Витохина О.А., Волкова О.В.

Белгородский университет кооперации, экономики и права, Россия, 308023, г. Белгород, ул. Садовая, д. 116а •о1аа bel@mail.ru

© Лысова И.И., Витохина О.А., Волкова О.В., 2023 632

teachers fundamentally rethink not only the essence of the pedagogical process, but also the very concept of "education" as a philosophical and anthropological category that includes personal fundamental life attitudes. K.D. Ushinsky formed upbringing and teaching requirements which presuppose a strong relationship between these two processes. According to modern scientists' research these links are weakening, creating the problem of transforming upbringing and teaching into parallel processes. The purpose of the study is to confirm the relevance of K.D. Ushinsky's ideas about the role of upbringing in the context of achieving educational goals. The need to update the content of educational and upbringing processes under the conditions of a changing anthropological reality is substantiated, its close connection with cultural and historical events is confirmed; examples of educational work among youth are considered. It is concluded that only a comprehensive solution to the problems of education and upbringing in each lesson or extracurricular event will ensure the integrity of the pedagogical process. The practical significance of the study lies in the fact that education is presented as a fundamental part of the educational process on the example of the patriotic education project "I Know. I remember. I'm proud".

Keywords: pedagogical process, anthropology, spiritual values, sociocultural environment, nationally oriented education system, pedagogical heritage, patriotic education

Acknowledgements: the authors express gratitude to Doctor of Pedagogical Sciences, Professor I.F. Isaev, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor N.L. Shekhovskaya, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Irkhina I.V. and the entire staff of the Department of Pedagogy of BelSU.

For citation: Lysova I.I., Vitokhina O.A., Volkova O.V. 2023. K.D. Ushinsky's Ideas in Russian Educational Practice: Past Experience and Modernity. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 42(4): 632-644 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-7451-2023-42-4-632-644

Введение

В конце 20 века в России начались коренные преобразования - отход от советской плановой экономики и развитие рыночных отношений. Эти процессы повлекли за собой формирование новой не только экономической, но и образовательной системы [Ибрагимов, 2023]. Задача формирования гармонически развитой личности уступила место воспитанию человека-прагматика, ориентированного на ценностные установки западного мира: феминизм, толерантность, индивидуализм, свобода не верить ни во что. Во вновь сложившихся условиях вопросы воспитания отошли на второй план, наметился «разрыв обучения и воспитания, подход к ним как к двум параллельным процессам» [Сластенин и др., 2002, с. 346].

В последние десятилетия система образования в России, к сожалению, во многом отступила от своих национальных постулатов, обратившись к европейским философско-педагогических течениям, где человеку отводится роль «винтика» для функционирования общегосударственного механизма. Как результат на первый план вышла задача формирования тех качеств личности, которые представляются целесообразными в экономическом и политическом контексте. Реагируя на существующие в социуме идеологические, экономические, финансовые, политические, экологические трудности, которые зеркально проецируются на педагогические процессы всех уровней, образовательная политика, как практика власти, в значительной степени ориентируется на политико-экономические приоритеты.

В мировых педагогических и философских исследованиях большое место отводится обсуждению того, каким должно быть образование XXI века. Сегодня мы становимся свидетелями осознанного отхода от многих навязанных коллективным Западом шаблонов и стереотипов в образовании и возвращения к истокам российской педагогики, при сохранении приобретенного положительного опыта.

Обозначившиеся за последние десятилетия противоречия современной системы образования (содержание учебников, неоправданно большой объем информации,

оторванный от практической составляющей, установка на узкую квалификацию, недостаточная направленность на формирование системной картины мира, постоянное редактирование образовательных стандартов) требуют переосмысления философско-антропологических принципов образовательного и воспитательного процессов через обращение к гуманной пелагической мысли, в частности к трудам К.Д. Ушинского. Назревшая необходимость в переменах нашла свое отражение в Указе Президента от 12 мая 2023 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования», который предусматривает постепенный переход к обновленной системе высшего образования как инструменту духовного и практического освоения мира обучающимися в традициях российской культуры и истории, что является поводом для переосмысления трудов великих отечественных педагогов, одним из которых является К.Д. Ушинский.

Исследования трудов К.Д. Ушинского объемны и многогранны. Русские и советские ученые обращались к творчеству К.Д. Ушинского, начиная со второй половины XIX века. Вопросы дидактических основ обучения детей анализировали М.А. Данилов [Данилов, 1960], Л.Н. Исаев [Исаев, 2001], П.Ф. Каптерев [Каптерев, 1897], Л.Н. Модзалевский [Модзалевский, 2000а, 2000б], М.Л. Песковский [Песковский, 1895], В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и Е.Н. Шиянов [Сластенин и др., 2002], А.В. Хуторской [Хуторской, 2005] и другие. Реализация дидактических идей К.Д. Ушинского в высшем педагогическом образовании России нашла свое отражение в работах Е.П. Белозерцева [Белозерцев, 2013], И.В. Ирхиной [Ирхина, 2007] и других исследованиях. Наследие Константина Дмитриевича в области психологии обучения стало предметом исследований Б.Г. Ананьева [Ананьев, 1980], М.В. Богуславского [Богуславский, 1994], В.П. Зинченко, Б.И. Пружинина, Т.Г. Щедриной [Зинченко и др., 2010], В.М. Кларина [Кларин, 1989], Н.И. Лифинцевой [Лифенцева, 2001], А.А. Никольской [Никольская, 1995] и других ученых.

В связи с актуальностью проблемы превращения воспитания и обучения в тождественные процессы [Сластенин и др., 2002, Ибрагимов, 2023] была определена цель исследования - подтвердить актуальность идей К.Д. Ушинского о роли воспитания в контексте достижения целей образования, поскольку данная установка во многом утратила свою значимость, превратив воспитание и образование в тождественные процессы.

В процессе исследования авторы использовали системный подход, аналитическое наблюдение и сопоставление данных, что позволило получить объективный результат через восприятие и анализ изучаемых явлений в целостности и динамике. Объект исследования - способы вовлечения молодежи в учебно-воспитательный процесс.

Обращение к истокам национального воспитания

Современные условия запустили активный процесс переосмысления текущих педагогических реалий, связанный с реформированием системы высшего образования, чтобы «обеспечить междисциплинарный, практико-ориентированный подход к подготовке кадров» [Исаев и др., 2021; Ирхин, 2002]. В России для успешности процесса реформирования образования важна системная стратегия, опирающаяся на национальную идею, связанную с обращением к истокам национального воспитания. Именно такой подход позволит говорить о преображении не отдельного человека, но и культуры, способной воспроизводить матрицу бытия.

Имя выдающегося отечественного ученого Константина Дмитриевича Ушинского занимает достойное место в ряду первых отечественных ученых, признавших необходимость сочетания педагогических успехов с достижениями иных наук о человеке. Кроме того, по мнению великого педагога, образ общественного и культурного бытия человека напрямую связан с процессом воспитания, который едва ли можно описать только с помощью религии, или философии, или науки. В труде «Человек как предмет воспитания...» (1868) К.Д. Ушинский, изучив и проанализировав накопленные к тому

времени мировой наукой материалы, дал глубокое обоснование актуальности антропологического подхода в педагогике, что, безусловно, является его теоретическим достижением: «Педагогика находится еще не только у нас, но и везде, в полном младенчестве, и такое младенчество ее очень понятно, так как многие из наук, из законов которых она должна черпать свои правила, сами еще недавно только сделались действительными науками и далеко еще не достигли своего совершенства» [Ушинский, 1950, с. 199].

К.Д. Ушинский показал необходимость рассмотрения человека в целостно-личностном формате, придавая особое значение непосредственно деятельности человека [Рубинштейн, 2000, с. 81]. Именно он является основателем отечественной педагогической психологии как отрасли, призванной искать и выявлять наиболее эффективные способы осуществления процессов обучения и воспитания. Новаторскими стали размышления К. Ушинского о том, что педагогическая психология может развиваться как опытная наука. Именно в данном контексте следует актуализировать воспроизведение подлинной картины развития национальной истории педагогики, что, подчеркиваем, деятельно воплощается в наши дни. То, что сегодня нам представляется очевидным и воспринимается как общие принципы построения учебно-воспитательного процесса, для педагогов XIX века не было основополагающим. Несколько поколений отечественных и зарубежных ученых тщательно изучали психическую природу личности, описывали результаты своих наблюдений и внедряли результаты экспериментальных исследований в учебно-воспитательную практику, чтобы доказать их базовое значение.

Константин Дмитриевич рассматривал человека как предмет воспитания, в результате которого происходит его формирование и развитие. Процесс воспитания, включающий в себя развитие личности, позволяет относиться к воспитаннику как к субъекту, а не только объекту педагогической деятельности учителя. Он писал: «...мы советуем педагогам изучать, возможно, тщательней физическую и душевную природу человека вообще, изучать своих воспитанников и окружающие их обстоятельства, изучать историю различных педагогических мер... выработать себе ясную положительную цель воспитания и идти неуклонно к достижению этой цели, руководствуясь приобретенным знанием и своим собственным благоразумием» [Ушинский, 2004, с. 219].

Необходимо отметить, что в историческом контексте западной педагогики подход к процессу воспитания можно условно разделить на педагогический и антипедагогогический. Такие теоретики антипедагогики, как Рапп-Вагнер, Г. фон Шенебек, считают: воспитание - это всегда насилие и дрессура, воспроизводящие властные структуры [Schoenebeck, 1989; Rapp-Wagner, 1997]. Э. Браунмюллер полагал, что воспитательный акт подобен смерти, так как преследует промывку мозгов и души человека [Braunmuhl, 1975, s. 84].

Педагогическая концепция К.Д. Ушинского, в том числе и педагогическая антропология, пронизана идеей об особом воспитательном значении труда для становления личности, которую он рассматривал в единстве ее психического и воспитательного смыслов. Педагог толковал труд как деятельность, причем деятельность целенаправленную: «Труд, как мы его понимаем, есть такая свободная и согласная с христианской нравственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости ее для достижения той или другой истинно-человеческой цели в жизни. Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ей возможность найти для себя труд в жизни» [Ушинский, 1905, с. 13].

Заложенные Константином Дмитриевичем смыслы требуют гармонизации знаний о человеке из различных научных антропологических областей: философской - о смыслах жизни; психологической - об истоках и особенностях взаимодействии культурных и ментальных процессов; педагогической - о развитии личности в процессе взаимодействия с окружающим миром в универсуме образования [Ирхина, 2007]. Антропология образования рассматривается как относительно новая дисциплина, объединяющая теорию и методы

антропологических и этнографических исследований с методами педагогики. Современная антропологическая реальность задает новые смыслы, ценности, жизненные интересы и стратегии. Очевидно, что педагогическому сообществу необходимо поступательно, шаг за шагом, раскрывать человеческий потенциал личности в контексте культурной и национальной идентичности, поскольку антропологический подход в образовании тесно связан с проблемой культурного разнообразия, гуманистической направленностью воспитания и ориентацией на личностный приоритет. Для оптимизации учебно-воспитательного процесса надо учитывать закономерности личностного развития обучающихся. В этом случае можно более успешно наполнять содержание учебной дисциплины, использовать соответствующие технологии и методы обучения и воспитания, разрабатывать учебно-методические материалы, подбирать средства грамотного воздействия на развитие личности.

Гуманитарно-антропологическая составляющая отечественного образования

Сегодня мы переживаем непростое время, когда, с одной стороны, рушатся выстраиваемая десятилетиями системы межгосударственных отношений, международное право, а с другой стороны, ослабевают связи между поколениями, распадаются семейные скрепы, вызывая отчуждение и противостояние в социокультурной среде. Данная ситуация подрывает как национальные, так и образовательные смыслы. Здесь полезным «нововведением» для российского образования могла бы стать национально ориентированная система образования, построенная с учетом положительного опыта других народов, который рассматривался Учителем учителей К.Д. Ушинским в качестве драгоценного наследия для всех [Чапаев, Верещагина, 2012].

В этой связи представляется особенно важным обратиться к тем трудам К.Д. Ушинского, в которых он высветил принцип прямой зависимости между степенью зрелости самосознания народа и объемом педагогических заимствований, что находит отражение во взаимоотношениях национального и общечеловеческого. При доминировании национальных черт в образовании, заимствования из систем других народов могут осуществляться относительно свободно, и главное - безвредно для подрастающих поколений. Для внедрения педагогических заимствований должны быть созданы соответствующие условия, новое должно основываться на педагогическом опыте, накопленном предшествующими поколениями, и коррелироваться с образовательно-культурными ценностями и нормами. «...Но дух школы, ее направление, ее цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характера, его религии», - подчеркивает педагог [Ушинский, 1945, с. 34].

Такой подход в отечественном образовании должен опираться на гуманитарно-антропологическую составляющую, когда на первый план выходит не наполнение учащихся разрозненными знаниями, не формирование умений и компетенций, а становление самого человека, развитие в нем духовных и душевных качеств; превращение его в жизнеспособного члена общества, готового задавать траекторию собственной жизни и деятельности. В современном мире потребления пророческими предстают слова К.Д. Ушинского: «Окружите человека всеми этими благами, и вы увидите, что он не только не сделается лучше, но даже не будет счастливее, и что-нибудь одно из двух: или будет тяготиться самой жизнью, или быстро пойдет понижаться до степени животного» [Ушинский, 1905, с. 216].

В нашем понимании педагогическое наследие К.Д. Ушинского имеет экзистенциальное значение в той части, которая касается морального и ментального воспитания. Основу ментальности составляет не сознание отдельного индивидуума, а сформировавшиеся в различные эпохи обобщенные представления поколений о традициях и верованиях, закрепившиеся в сознании общие ценности и модели поведения. События,

происходящие в современном мире в реальном времени, подтверждают, что отход от ценностно-смысловой доминирующей идеи может негативно отразиться на развитии одного или нескольких поколений людей, привести к формированию нового типа личности -циничного и агрессивного [Смирнов, Ткаченко, 2004].

Находясь на очередном резком вираже нашей истории, по нашему мнению, как никогда важно беречь и сохранять национальные традиции и культуру [Белозерцев, 2013]. И воспитанию отводится приоритетная роль в передаче и сохранении национальных ценностей. Нация, объединяющая сильные и самобытные личности, ярче выражает и транслирует общечеловеческое, а сама становится духовно богаче и своеобразнее благодаря сохранению своей индивидуальности.

Национальная культура как основа воспитательного процесса

Воспитание в национальном духе должно пронизывать весь педагогический процесс, аудиторную деятельность и внеурочную активность. Особое место в решении этих задач отводится дисциплинам гуманитарного цикла, преподавание которых в вузе позволяет использовать потенциал предмета для разностороннего развития обучаемого, формирования активной личности с устойчивой гражданской позицией, способной достойно осуществлять межкультурную коммуникацию в контексте уважительного отношения к окружающим. Согласно учению К.Д. Ушинского, изучение родного языка, национальной культуры и истории должно стать основой воспитательного процесса.

Следует отметить, что сегодня все более четко формируется тенденция расширения форм и методов воспитательной работы со студенческой молодежью в высшей школе и с ученической молодежью. Актуальность идей великого педагога находит разные формы воплощения в современных условиях. Так, например, концепция воспитательной деятельности Белгородского университета кооперации, экономики и права (БУКЭП) [Острикова, 2012] ориентирована на духовно-нравственное воспитание; гражданско-патриотическое воспитание; правовое воспитание; экологическое воспитание; профессиональное воспитание; культурно-эстетическое воспитание, развитие творческого потенциала студентов; физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студенческой молодежи; антитеррористическое воспитание, формирование толерантности в студенческой среде; развитие органов студенческого самоуправления; волонтерское направление; социально-психологическую поддержку студентов; формирование корпоративной культуры; воспитательную работу в студенческих общежитиях вуза.

По каждому направлению деятельности ведется систематический мониторинг, предусмотрено своевременное размещение на официальном сайте Белгородского университета кооперации, экономики и права [Белгородский университет..., 2023] и на официальных страницах в социальных сетях [БУКЭП, 2017-2023; Официальная страница., 2023] информации о проведенных мероприятиях [В коворкинге патриотического., 2023; За Сталинград, 2023; Застывшие навек, 2023; Знакомимся с Белгородом., 2022; К 80-летию Сталинградской., 2023; Конкурс эссе., 2023; Моя страна., 2023; Мы должны., 2023; Нам есть., 2023; Нюрнберг. Свидетели, 2023; О неизвестных героях., 2023; Письма - это., 2023; Помните! Какой., 2023; Чтоб снова., 2023; Шаги по Белгороду., 2023]. Одним из показателей мониторинга качества воспитательной работы является наличие «обратной связи» с обучающими (в вузе ежегодно проводится анкетирование «Куратор глазами студентов», опрос психологом вуза об адаптации первокурсников и др.). Один из ключевых показателей - это положительная динамика численности обучающихся, включенных в добровольческую, трудовую, экологическую, творческую деятельность, спортивные секции, занимающихся в коллективах Центра культурно-массовой работы.

Бесспорно, надежным помощником структурных подразделений в воспитательном процессе являются студенческие организации. В БУКЭП студенческое самоуправление имеет следующую структуру: студенческий совет университета, студенческие советы факультетов, студенческие советы общежитий, профсоюзный комитет студентов, студенческие клубные объединения университета, волонтерский студенческий отряд университета, экологический молодежный отряд университета, студенческий трудовой отряд университета, оперативный студенческий отряд охраны правопорядка «Щит». Следует учитывать особую значимость внеаудиторной деятельности через воспитательные и профессиональные клубы, кураторские часы, внеурочные занятия «Разговоры о важном».

Рассмотрим насколько перекликаются идеи великого педагога с тематическим и содержательным наполнением воспитательной работы в рамках одного события -реализации гранта, предоставляемого некоммерческим организациям на реализацию социально-значимого проекта на 2022-2023 годы. Формой реализации проекта стал коворкинг патриотического воспитания «Я Zнаю. Я помню. Я горжусь». Все кафедры и студенческие группы включились в разработку и реализацию плана. Интересен формат мероприятий, который включал: конкурс эссе, виртуальные экскурсии, круглые столы, просмотр документальных и художественных фильмов, заседания историко-краеведческих и профессиональных клубов, дискуссии, лекции, семинары, интерактивные викторины, интерактивные встречи и встречи-презентации, патриотические игры и игры-викторины, историко-патриотические квизы, конкурсы плакатов.

Однако больший интерес вызывает содержание мероприятий, нравственная и идеологическая наполненность событий в разрезе наследия К.Д. Ушинского. Идеи великого педагога о необходимости изучать «воспитанников и окружающие их обстоятельства» [Ушинский, 2004, с. 219], строить национально-ориентированную систему образования, заниматься моральным и ментальным воспитанием молодого поколения, осуществлять образовательную деятельность «сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характера, его религии» [Ушинский, 1945, с. 34] отчетливо перекликались с тематическим и содержательным наполнением проведенных мероприятий.

Константин Дмитриевич сокрушался, что его современники зачастую лучше осведомлены о событиях французской революции, но с трудом могут сказать, в каком веке жил Иоанн Грозный [Ушинский, 1948, с. 307]. Какова же ситуация сегодня? Насколько у молодежи велик интерес к истории и культуре нашего государства? Какой отклик в их душах находят события наших дней в борьбе за православные ценности, сохранение государственности и самого существования единой, неделимой России? В поисках ответа на данные вопросы мы предлагаем подробнее остановиться на наиболее интересных мероприятиях, отдающих дань памяти историческим и современным событиям нашей великой Родины.

В число участников и гостей патриотического мероприятия вошли студенты, преподаватели и выпускники БУКЭП, учащиеся школ, студенты Белгородского педагогического колледжа и Белгородского техникума промышленности и сферы услуг, представители Белгородского регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов «Российский Союз ветеранов», преподаватели и студенты БелГУ, сотрудники МЧС России г. Белгорода, участники СВО, ветераны войн XX-XXI вв. Названия мероприятий говорят сами за себя, кристаллизуя основную идею встреч. Присутствующие вспомнили «Культурные коды России», участвовали в викторине «Хочу все знать о бирже», посвященной 320-летию Первой биржи в России, основанной по инициативе Петра I, приняли участие в дискуссии «Государственная символика РФ и ее воспитательная роль».

Приоритетными стали страницы военной летописи 1941-1945 годов. Героические события были живо представлены в студенческих эссе «Герои Великой Отечественной войны», прочитанных «Письмах из военного архива», остались в памяти участников

программы «Патриоты России. Диалог поколений», встречи «Моя страна - моя Россия», заседания клуба «Кооператор» на тему «Солдаты Отечества».

При разработке интерактивных встреч были учтены возрастные особенности молодежной аудитории. Студенты и учащиеся школ стали участниками историко-патриотического квиза «Наша Победа», историко-патриотической игры «Забвению не подлежит!», викторин «Нам есть чем гордиться!» и «Что я знаю о войне?». Не меньший интерес вызвал просмотр и обсуждение кинофильмов военной тематики «Офицеры», «Белое солнце пустыни», «Неизвестные герои войны», «Битва за Севастополь», «Небо», «Нюрнберг. Свидетели» о том, что в самое тяжелое для страны время, в годы войн и лихих испытаний, великих событий и побед всегда было и остается место отважным людям и их подвигам.

История родного края неразрывно связана с судьбой отечества. Теме Белгородчины, ее истории, героическим страницам и культурному наследию были адресованы многие мероприятия: беседа «Знакомимся с Белгородом - Городом воинской славы», виртуальная экскурсия по улицам Белгорода, носящим имена героев Великой Отечественной войны, по памятникам города, отражающим события Великой Отечественной войны, «Застывшие навек» (в рамках работы историко-краеведческого клуба «Шаги по Белгороду»), семинар «Без срока давности. Белгородчина в период оккупации в 1941-1943 гг.», викторина «Нацистская оккупация и коллаборационизм на территории Белгородской области».

Обращаясь к современным дням, участники тематических событий рассказали об общественно значимой деятельности студентов БУКЭП, осуществляемой на добровольной основе - «Волонтерское движение в рамках городских и областных праздничных мероприятий», поучаствовали в викторине с элементами дискуссии «Перспективы историко-патриотического туризма в России и Белгородской области, встретились с выпускником университета, поэтом С.Н. Бобрышевым, который рассказал о героях России и Белгородчины; познакомились с историей возникновения флага и герба Белгородской области, узнали о крупнейшей в Европе диораме «Курская битва», любимом празднике белгородцев - День города, отмечаемый 5 августа в честь освобождения г. Белгорода от немецко-фашистских захватчиков, - и смогли представить масштабы «Бессмертного полка», прониклись идеей создания «Аллеи Героев» в Парке Победы, где в граните и меди увековечена память 25 белгородцев - Героев Советского Союза и России. Теперь прогулки по белгородским улицам, экскурсии по памятным местам, мероприятия и традиции города, а также слова «крепость», «защитники», «победа», «память» наполнятся для студентов особым смыслом.

В историю нашей страны неразрывными нитями вплетена история миллионов простых людей и их семей. В программе патриотической работы нашлось место для конкурса эссе «Военная летопись моей семьи», тематического вечера «Я в бой иду за русские березы, за Сталинград, за Волгу, за семью.». В рамках этих мероприятий студенты представляли семейные фотографии родственников, принимавших непосредственное участие в военных действиях, тружеников тыла. Воссозданная атмосфера военного времени позволила прочувствовать всю тяжесть происходящих событий. Представленные творческие работы проникнуты гордостью за боевое прошлое родных людей, осознанием того факта, что в семье каждого присутствующего есть родственники, участвовавшие в Великой Отечественной войне, и память о тех событиях и наших близких людях - это то, что нас объединяет и делает сильнее, подтверждая слова маршала Победы К.К. Рокоссовского: «Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим».

Сегодня в эпоху поистине глобальных перемен, изменения глобального мироустройства, разрушения западноевропейских ценностей мы иначе воспринимаем

бессмертные слова М. Горького: «В жизни всегда есть место подвигу». Героизм - понятие многовекторное, комплексное, раскрывающееся через проявление отваги и самоотверженности, преданности Родине и долгу. Героизм участников, прошедших через горячие точки - Афганскую войну и СВО, выполнивших и выполняющих свой ратный долг, -это история, в которой живут современные россияне. Самоотверженные поступки бойцов нашего времени перекликаются с самыми невероятными событиями героев Великой Отечественной войны.

Студенты инициировали конкурс плакатов тематической направленности «Мы вместе!», слушали интерактивную лекцию «Права человека и государственный суверенитет России во взаимодействии с международными организациями», приняли активное участие в заседании круглого стола «Роль информационной войны в переустройстве мировой системы», беседовали с выпускником юридического факультета БУКЭП, сотрудником МЧС России по г. Белгороду на тему «Героические профессии (работа, от которой захватывает дух), встретились с участником специальной военной операции на Украине в рамках диалога «Долг. Честь. Родина» и с выпускником вуза, ветераном войны в Афганистане А.И. Удовидченко «Афган прошел по нашим душам. (встреча, посвященная студентам БУКЭП, выполнявшим интернациональный долг в Афганистане»). От лица участников героических событий Анатолий Иванович Удовидченко сказал: «Куда бы Родина нас ни направила, мы должны выполнять свой долг. Нам выпала доля попасть в Афганистан. Было страшно, война принесла туда разрушения и смерть, но мы многое сделали для этой страны: строили школы, их молодежь училась в наших вузах. Сейчас я занимаюсь поиском информации об участниках-афганцах и сохраняю память о той войне».

Заключение

Сегодня мы по-новому понимаем слова «сохранять память о войне», «любить и защищать Родину», «беречь историю», «знать свои истоки». Хочется верить, что в современных условиях новый отклик и восприятие находят в душе педагогического сообщества идеи великого педагога о неразрывности воспитания и обучения.

Невозможно в одночасье исправить последствия «лихих 1990-х» с их рыночными отношениями, превратившими образование в сферу услуг, отказаться от навязанной западом образовательной модели. Де-факто выход из Болонской системы образования не влечет за собой гарантированного повышения качества образования. Государство вносит изменения на законодательном уровне, запускает пилотный проект, направленный на изменение уровней профессионального образования для подготовки востребованных обществом специалистов, однако то, насколько тесно их профессионализм будет связан с гражданской позицией, пронизан национальным сознанием, во многом зависит от работы педагогов на всех уровнях образования, их желания и умения опираться в своей учебно -воспитательной деятельности на заветы выдающихся российских педагогов.

Безусловно, в рамках учебных и воспитательных мероприятий будут новые события, встречи и герои, в числе которых возможно окажутся и те, кто сегодня заново открывает для себя исторические вехи России, прочитывает доблестную летопись государства, точно так же как педагогическое сообщество в очередной раз убеждается в жизненной силе наследия великого Учителя.

Таким образом, задачей педагогического сообщества является работа на благо своего Отечества, обучение и воспитание граждан - патриотов своей Родины, своей страны, своего города. Поэтому так близки современным педагогам размышления К.Д. Ушинского о воспитании и обучении подрастающих поколений.

Список источников

Белгородский университет кооперации, экономики и права. 2023. URL: www.bukep.ru (дата обращения: 28.01.2023).

БУКЭП. 2017-2023. URL: https://vk.com/bukepofficial (дата обращения: 28.01.2023).

В коворкинге патриотического воспитания провели кинопоказ. 2023. БУКЭП, 23 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114 8804 (дата обращения: 11.05.2023).

В Минобрнауки рассказали о новой системе высшего образования. 2023. РИА Новости, 19 апреля 2023 г. URL: https://ria.ru/20230419/obrazovanie-1866291666.html (дата обращения: 19.04.2023).

Держим строй! Ни шагу назад! 2023. БУКЭП, 27 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114 8844 (дата обращения: 11.05.2023).

За Сталинград! 2023. БУКЭП, 1 февраля 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114 8882 (дата обращения: 21.04.2023).

Застывшие навек. 2023. БУКЭП, 23 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114 8803 (дата обращения: 12.05.2023).

Знакомимся с Белгородом - Городом воинской славы. 2022. БУКЭП, 28 декабря 2022 г. URL: https://vk.com/wall-138634114 8703 (дата обращения: 12.05.2023).

Ибрагимов Г.И. Проблема единства обучения и воспитания в работах К. Д. Ушинского. URL: https://kpfu.ru/staff files/F45456565/Ibragimov G.I. Ibragimov M G. St. Ob Ushinsko m K. D..pdf(дата обращения: 28.10.2023).

К 80-летию Сталинградской битвы. 2023. БУКЭП, 30 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114 8862 (дата обращения: 02.05.2023).

Каптерев П.Ф. 1897. Новая русская педагогия, её главнейшие идеи, направления и деятели. СПб., изд. «Русская школа», 146 с.

Конкурс эссе «Военная летопись моей семьи». 2023. БУКЭП, 3 февраля 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114 8896 (дата обращения: 19.03.2023).

Модзалевский Л.Н. 2000а. Очерк истории воспитания и обучения. С древнейших до наших времен. В 2-х ч. Ч. 1. Под ред. М.В. Захарченко. СПб., Алетейя, 429 с.

Модзалевский Л.Н. 2000б. Очерк истории воспитания и обучения. С древнейших до наших времен. В 2-х ч. Ч. 2. Под ред. М.В. Захарченко. СПб., Алетейя, 496 с.

Моя страна - моя Россия. 2023. БУКЭП, 27 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114 8846 (дата обращения: 05.05.2023).

Мы должны помнить свою историю! 2023. БУКЭП, 2 февраля 2023 г. URL: https: //vk.com/wall -138634114 8890 (дата обращения: 19.03.2023).

Нам есть чем гордиться. 2023. БУКЭП, 31 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114 8873 (дата обращения: 21.04.2023).

Наша Победа. 2023. БУКЭП, 30 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114 8867 (дата обращения: 02.05.2023).

Нюрнберг. Свидетели. 2023. БУКЭП, 30 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114 8861 (дата обращения: 05.05.2023).

О неизвестных героях войны. 2023. БУКЭП, 19 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114 8791 (дата обращения: 12.05.2023).

Острикова С.А. 2012. Концепция воспитательной деятельности Белгородского университета кооперации, экономики и права. Белгород, Издательство БУКЭП, 138 с.

Официальная страница АНО ВО "БУКЭП". 2023. URL: https://ok.ru/group/68933882675250 (дата обращения: 18.02.2023).

Письма - это живая история. 2023. БУКЭП, 19 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114 8789 (дата обращения: 12.05.2023).

Помните! Какой ценой завоевано счастье ... 2023. БУКЭП, 22 февраля 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114 8990 (дата обращения: 12.03.2023).

Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2023 № 343 • Официальное опубликование правовых актов. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305120005 (дата обращения: 28.10.2023).

Ушинский К.Д. 1905. Труд в его психическом и воспитательном значении. Собрание педагогических сочинений К.Д. Ушинского. Санкт-Петербург, тип. М. Меркушева. URL:

https://viewer.rusneb.ru/ru/000199 000009 003731139?page=7&rotate=0&theme=white (дата обращения: 12.05.2023).

Ушинский К.Д. 1945. Избранные педагогические сочинения. Под ред. Е.Н. Медынского, И.Ф. Свадковского. Москва, Учпедгиз, 566 с.

Ушинский К.Д. 1948. О необходимости сделать русские школы русскими. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 3. Педагогические статьи 1862-1870. Под ред. А.М. Еголина. Москва, Ленинград, АПН РСФСР: 306-314.

Ушинский К.Д. 1950. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Том первый. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 8. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Том первый. Под ред. А.М. Еголина. Москва, Ленинград, АПН РСФСР, 776 с.

Ушинский К.Д. 2004. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Москва, Гранд-Фаир, 576 с.

Чтоб снова на земной планете не повторилось той войны, нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы! 2023. БУКЭП, 21 апреля 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114 9533 (дата обращения: 02.03.2023).

Чтобы мы могли жить на этой Земле ... 2023. БУКЭП, 20 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114 8796 (дата обращения: 12.05.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шаги по Белгороду. Застывшие навек. 2023. БУКЭП, 25 января 2023 г. URL: https://vk.com/wall-138634114 8816 (дата обращения: 11.05.2023).

Список литературы

Ананьев Б.Г. 1980. Проблемы педагогической антропологии. В кн.: Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 2. Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой. Москва, Педагогика, 286 с.

Белозерцев Е.П. 2013. Образ и смысл русской школы: очерки прикладной философии образования. Курск, Мечта, 464 с.

Белозерцев Е.П., Каменецкая С.Б., Лифинцева Н.И. и др. 1994. К.Д. Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге. Под ред. Е.П. Белозерцева. Москва, Роман-газета, 191 с.

Богуславский М.В. 1994. Развитие общего среднего образования: проблемы и решения. Из истории отечественной педагогики 20-х годов XX века. Москва, Изд-во ИТП и МИО РАО, 182 с.

Булгакова И.А. 2012. Антропология воспитания в русской культуре. Автореф. дис. ... канд. философ. наук. Тюмень, 20 с.

Данилов М.А. 1960. Процесс обучения в советской школе. Москва, Учпедгиз, 299 с.

Зинченко В.П., Пружинин Б.И., Щедрина Т.Г. 2010. Истоки культурно-исторической психологии: философско-гуманитарный контекст. Москва, РОССПЭН, 415 с.

Ирхин В.Н. 2002. Педагогическая система школы здоровья: генезис, принципы и закономерности развития. Автореф. дис. ... докт. пед. наук. Барнаул, 38 с.

Ирхина И.В. 2007. Развитие дидактической системы учителя в профессиональной деятельности Дис. ... докт. пед. наук. Белгород, 428 с.

Исаев И.Ф. 1993. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Дис. ... докт. пед. наук. Москва, 469 с.

Исаев Л.Н. 2001. К.Д. Ушинский - основатель русской дидактической и методической школы. Автореф. дис. ... докт. пед. наук. Пятигорск, 15 с.

Кларин М.В. 1989. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. Москва, Знание, 77 с.

Лифинцева Н.И. 2001. Формирование профессионально-психологической культуры учителя. Дис. ... докт. пед. наук. Москва, 467 с.

Никольская А.А. 1995. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. Дубна, Феникс, 336 с.

Песковский М.Л. 1895. Обязательный минимум образования. СПб., тип. И.Н. Скороходова, 98 с.

Рубинштейн С.Л. 2003. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., Питер, 508 с.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. 2002. Педагогика. Под ред. В.А. Сластенина. Москва, Академия, 576 с.

Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. 2004. Социальное партнерство: Чего ждет работодатель? (Итоги пилотного Всероссийского социологического исследования). Москва, ООО «Аспект», 32 с.

Хуторской А.В. 2005. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Москва, Изд-во УНЦ ДО, 222 с.

Чапаев Н.К., Верещагина И.П. 2012. Современные проблемы ментального воспитания в свете педагогических идей К. Д. Ушинского. Историко-педагогический журнал, 1: 118-125.

Alam A., Mohanty A. and Alam Sh. 2020. Anthropology of Education: Discourses and Dilemmas in Analysis of Educational Patterns and Cultural Configurations towards Pursuit of Quality Education. Palarch's Journal of Archaeologyof Egypt/Egyptology, Netherlands, 17(9): 7893-7924.

Braunmühl E. 1975. Antipädagogik: Studien zur Abschaffung der Erziehung. Weinheim und Basel, Beltz Verlag, 277 s.

Rapp-Wagner R. 1997. Postmoderne Denken und Pädagogik: eine kritische Analyse aus philosophischanthropologischer Perspektive. Bern, 458 s.

Schoenebeck H. 1989. Antipädagogik im Dialog: eine Einführung in antipädagogische Denken. Beltz, 222 s.

References

Anan'ev B.G. 1980. Problemy pedagogicheskoy antropologii [Problems of Educational Anthropology]. In: Izbrannye psikhologiche-skie Trudy [Selected Psychological Works]. In 2 volumes. Vol. 2. Ed. A.A. Bodalev, B.F. Lomov, N.V. Kuz'mina. Moscow, Publ. Pedagogika, 286 p.

Belozertsev E.P. 2013. Obraz i smysl russkoy shkoly: ocherki prikladnoy filosofii ob-razovaniya [The Image and Meaning of the Russian school: Essays on Applied Philosophy of Education]. Kursk, Publ. Mechta, 464 p.

Belozertsev E.P., Kamenetskaya S.B., Lifintseva N.I. i dr. 1994. K.D. Ushinskiy i russkaya shkola: Besedy o velikom pedagoge [K.D. Ushinsky and the Russian School: Conversations About the Great Teacher]. Ed. E.P. Belozertsev. Moscow, Publ. Roman-gazeta, 191 p.

Boguslavskiy M.V. 1994. Razvitie obshchego srednego obrazovaniya: problemy i resheniya. Iz istorii otechestvennoy pedagogiki 20-kh godov XX veka [Development of General Secondary Education: Problems and Solutions. From the History of Domestic Pedagogy of the 20s of the XX century]. Moscow, Publ. ITP i MIO RAO, 182 p.

Bulgakova I.A. 2012. Antropologiya vospitaniya v russkoy kul'ture [Anthropology of Education in Russian Culture]. Abstract. dis. ... cand. philosop. sciences. Tyumen, 20 p.

Danilov M.A. 1960. Protsess obucheniya v sovetskoy shkole [The Learning Process in the Soviet School]. Moscow, Publ. Uchpedgiz, 299 p.

Zinchenko V.P., Pruzhinin B.I., Shchedrina T.G. 2010. Istoki kul'turno-istoricheskoy psikho-logii: filosofsko-gumanitarnyy kontekst [Origins of Cultural-Historical Psychology: Philosophical and Humanitarian Context]. Moscow, Publ. ROSSPEN, 415 p.

Irkhin V.N. 2002. Pedagogicheskaya sistema shkoly zdorov'ya: genezis, printsipy i zakono-mernosti razvitiya [Pedagogical System of the Health School: Genesis, Principles and Patterns of Development]. Abstract. dis. ... doc. ped. sciences. Barnaul, 38 p.

Irkhina I.V. 2007. Razvitie didakticheskoy sistemy uchitelya v professional'noy deyatel'nosti [Development of the Teacher's Didactic System in Professional Activities]. Dis. ...doc. ped. sciences. Belgorod, 428 p.

Isaev I.F. 1993. Teoreticheskie osnovy formirovaniya professional'no-pedagogicheskoy kul'tury prepodavatelya vysshey shkoly [Theoretical Foundations for the Formation of Professional and Pedagogical Culture of a Higher School Teacher]. Dis. ... doc. ped. sciences. Moscow, 469 p.

Isaev L.N. 2001. K.D. Ushinskiy - osnovatel' russkoy didakticheskoy i metodicheskoy shkoly [K.D. Ushinsky is the Founder ofthe Russian Didactic and Methodological School]. Abstract. dis. ... doc. ped. sciences. Pyatigorsk, 15 p.

Klarin M.V. 1989. Pedagogicheskaya tekhnologiya v uchebnom protsesse. Analiz zarubezhnogo opyta [Pedagogical Technology in the Educational Process. Analysis of Foreign Experience]. Moscow, Publ. Znanie, 77 p.

Lifintseva N.I. 2001. Formirovanie professional'no-psikhologicheskoy kul'tury uchitelya [Formation of Professional Psychological Culture of a Teacher]. Dis. ... doc. ped. sciences. Moscow, 467 c.

Nikol'skaya A.A. 1995. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya v dorevolyutsionnoy Rossii [Developmental and Educational Psychology in Pre-Revolutionary Russia]. Dubna, Publ. Feniks, 336 p.

Peskovskiy M.L. 1895. Obyazatel'nyy minimum obrazovaniya [Compulsory Minimum Education]. St. Petersburg, Publ. tip. I.N. Skorokhodova, 98 p.

Rubinshteyn S. L. 2003. Bytie i soznanie. Chelovek i mir [Being and Consciousness. Man and the World]. St. Petersburg, Publ. Piter, 508 p.

Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. 2002. Pedagogika [Pedagogy]. Ed. V.A. Slastenin. Moscow, Publ. Akademiya, 576 p.

Smirnov I.P., Tkachenko E.V. 2004. Sotsial'noe partnerstvo: Chego zhdet rabotodatel'? (Itogi pilotnogo Vserossiyskogo sotsiologicheskogo issledovaniya) [Social Partnership: What Does the Employer expect? (Results of a pilot All-Russian Sociological Study)]. Moscow, Publ. OOO «Aspekt», 32 p.

Khutorskoy A.V. 2005. Pedagogicheskaya innovatika: metodologiya, teoriya, praktika [Pedagogical Innovation: Methodology, Theory, Practice]. Moscow, Publ. Izd-vo UNTs DO, 222 p.

Chapaev N.K., Vereshchagina I.P. 2012. Modern problems of education in the light of the mentalpedagogical ideas Ushinski. Istoriko-pedagogicheskiy zhurnal, 1: 118-125 (in Russian).

Alam A., Mohanty A. and Alam Sh. 2020. Anthropology of Education: Discourses and Dilemmas in Analysis of Educational Patterns and Cultural Configurations towards Pursuit of Quality Education. Palarch's Journal ofArchaeologyofEgypt/Egyptology, Netherlands, 17(9): 7893-7924.

Braunmühl E. 1975. Antipädagogik: Studien zur Abschaffung der Erziehung [Antipedagogy: Studies on the Abolition of Education]. Publ. Weinheim und Basel, Beltz Verlag, 277 p.

Rapp-Wagner R. 1997. Postmoderne Denken und Pädagogik: eine kritische Analyse aus philosophischanthropologischer Perspektive [Postmodern Thinking and Pedagogy: A Critical Analysis from a Philosophical-Anthropological Perspective]. Bern, 458 p.

Schoenebeck H. 1989. Antipädagogik im Dialog: eine Einführung in antipädagogische Denken [Antipedagogy in Dialogue: an Introduction to Antipedagogical Thinking]. Publ. Beltz, 222 p.

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest has been reported.

Поступила в редакцию 15.06.2023 Received June 15, 2023

Поступила после рецензирования 12.09.2023 Revised September 12, 2023

Принята к публикации 10.12.2023 Accepted December 10, 2023

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Лысова Ирина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков, Белгородский университет кооперации, экономики и права, Белгород, Россия.

Витохина Ольга Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Белгородский университет кооперации, экономики и права, Белгород, Россия.

Волкова Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Белгородский университет кооперации, экономики и права, Белгород, Россия.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Irina I. Lysova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Foreign Languages, Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Belgorod, Russia.

Olga A. Vitokhina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Belgorod, Russia.

Olga V. Volkova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Belgorod, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.