Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ К.Д. УШИНСКОГО'

ИЗУЧЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ К.Д. УШИНСКОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова Оксана Николаевна, Шкуропий Константин Викторович, Лукьяненко Ольга Дмитриевна

В «Армавирском государственном педагогическом университете» проведен круглый стол «Человек как предмет воспитания». В рамках актуализация идей К.Д. Ушинского в воспитании подрастающего поколения молодёжи в современном образовательном пространстве Российской Федерации изучались знания обучающихся факультета дошкольного и начального образования о педагогическом наследии великого педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родионова Оксана Николаевна, Шкуропий Константин Викторович, Лукьяненко Ольга Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE KNOWLEDGE OF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY ABOUT THE PEDAGOGICAL HERITAGE OF K.D. USHINSKY

A round table «Man as a subject of education» was held at «Armavir State Pedagogical University». As part of the actualization of the ideas of K.D. Ushinsky in the upbringing of the younger generation of youth in the modern educational space of the Russian Federation, the knowledge of students of the faculty of preschool and primary education about the pedagogical heritage of the great teacher was studied.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ К.Д. УШИНСКОГО»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Родионова Оксана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир); кандидат педагогических наук, доцент Шкуропий Константин Викторович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир); кандидат педагогических наук, доцент Лукьяненко Ольга Дмитриевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

ИЗУЧЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

НАСЛЕДИИ К.Д. УШИНСКОГО

Аннотация. В «Армавирском государственном педагогическом университете» проведен круглый стол «Человек как предмет воспитания». В рамках актуализация идей К.Д. Ушинского в воспитании подрастающего поколения молодёжи в современном образовательном пространстве Российской Федерации изучались знания обучающихся факультета дошкольного и начального образования о педагогическом наследии великого педагога.

Ключевые слова: история педагогики, педагогические идеи К.Д. Ушинского.

Annоtation. A round table «Man as a subject of education» was held at «Armavir State Pedagogical University». As part of the actualization of the ideas of K.D. Ushinsky in the upbringing of the younger generation of youth in the modern educational space of the Russian Federation, the knowledge of students of the faculty of preschool and primary education about the pedagogical heritage of the great teacher was studied.

Key words: history of pedagogy, pedagogical ideas of K.D. Ushinsky.

Введение. 2023 год в России Указом Президента РФ В.В. Путина, объявлен Годом педагога и наставника (Указ от 27.06.2022 № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника»). Это сделано в знак признания высочайшей общественной значимости профессии Педагога, а также к 200-летию рождения великого русского педагога-ученого и практика Константина Дмитриевича Ушинского. К.Д. Ушинский (1823-1871 гг.) - наша национальная гордость, великий сын России, «отец русской педагогики», юбилею которого посвящены многочисленные научные мероприятия, проходящие в научно-образовательных центрах нашей страны.

В Армавирском государственном педагогическом университет проведен круглый стол «Человек как предмет воспитания». Его цель - актуализация идей К.Д. Ушинского в воспитании подрастающего поколения молодёжи в современном образовательном пространстве Российской Федерации. В рамках работы круглого стола определены следующие задачи:

- расширение представлений у студентов о межкультурных различиях, о толерантности в мышлении и поведении при межкультурном взаимодействии;

- воспитание у студентов бережного отношения к историческому и культурному наследию России;

- приобщение обучающихся к традиционным ценностям.

Участие в работе круглого стола принимали руководители образовательных организаций и воспитатели, педагоги дошкольного, дополнительного образования, учителя и завучи по воспитательной работе начальной школы, средней общеобразовательной школы, аспиранты, магистранты, студенты, молодые учёные и преподаватели педагогических вузов и ссузов.

Изложение основного материала статьи. В период с 20.02.2023 по 27.02.2023 г. проводился опрос обучающихся факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет с целью изучения знаний студентами педагогического наследия К.Д. Ушинского.

В опросе приняли участие 576 человек. Из них 98,1% женского пола. Аудитория представлена обучающимися факультета дошкольного начального образования. Контингент обучающихся на очной и заочной форме обучения в максимальном значении - женского пола.

Возраст обучающихся:

3 человека (0,5%) - 15-17 лет;

153 человека (26,6%)- 18-20 лет;

186 человек (32,3%) - 21-23 года;

75 человек (13%) -23-25 лет;

158 человек (27,5%) - более 25 лет.

Как видно из представленных данных о возрасте участников, аудитория представлена разными возрастными группами. Максимальное количество респондентов имеют возраст 21-23 года.

В предложенной респондентам анкете было 12 вопросов.

В историческом наследии нашей России фигура К.Д. Ушинского являет собой огромную значимость. Ушинский Константин Дмитриевич прославился в первую очередь как педагог-теоретик и практик, а потом и как замечательный детский писатель, автор хрестоматий «Детский мир», «Родное слово». По мнению практически всех исследователей творчества К.Д. Ушинского. Его следует рассматривать в качестве основоположника педагогической науки в нашей стране, а его педагогическая антропология является теоретико-методологической основой создания стратегий развития национальной системы образования.

На первый вопрос анкеты «Считаете ли вы К.Д. Ушинского основоположником российской педагогики?» были получены ответы, которые подтверждают данный факт: 521 человек (91,6%) ответили «да»; 11 человек (1,9%) ответили «нет»; 37 человек (6,5%) имеют другое мнение. Незначительное число респондентов, занявших особую позицию, вероятнее всего, рассматривают иных великих педагогов в качестве зачинателя педагогической науки в России, например, Н.И. Пирогова, автора первого труда в области философии воспитания «Вопросы жизни»( первая ред.1856 г.)

Второй вопрос анкеты «Знаете ли вы биографию К.Д. Ушинского?» позволил увидеть, что большая часть обучающихся считает себя знающими биографию педагога - 361 человек (63,3%), но тех, кто не знает (140 человек - 24,6%) и тех, затрудняется ответить (69 человек - 12,1%) очень много. Комментировать данные результаты можно двояко. Мы определили, опираясь на учебные планы профилей подготовки, около двадцати дисциплин, при освоении содержания которых студенты знакомятся с идеями К.Д. Ушинского в области педагогической антропологии, народности в

общественном воспитании, женского образования, методик первоначального обучения и др. Биографию К.Д. Ушинского студенты изучают в курсе педагогики в теме «Общественно-педагогическое движение в России в последней трети 19-начале 20 вв.» для систематизации педагогического наследия и в качестве средства профессионального воспитания. Вместе с тем ответ предполагал личностную, субъективную оценку своих познаний в биографии К.Д. Ушинского, которая довольно полно реконструирована исследователями его творчества - как известно, персоналии К.Д. Ушинского посвящено самое большое количество диссертационных исследований. Полагаем, что треть респондентов, давших отрицательные ответы, имеют представления о деятельности педагога, но не считают себя знатоками биографии К.Д. Ушинского.

Третий вопрос анкеты «Сколько работ К.Д. Ушинского вы прочитали?» показывает нам достаточную осведомлённость обучающихся факультета в работах К.Д. Ушинского: 316 человек (55,5%) читали 1-2 работы, 141 человек (24,8%) читали 3 и более работ, а вот 112 человек (19,7%) не читали работы К.Д. Ушинского. Мы выяснили, что в курсе истории педагогики студентам предлагается на выбор изучить работы «О необходимости сделать русские школы русскими», «О пользе педагогической литературы», «Родное слово» (статью). Примечательно, что в постановке вопроса содержится указание на чтение первоисточника, а не изучение критической интерпретации текста исследователями, Если принять во внимание, что студенты работают на и занятиях по истории педагогики, и самостоятельно осваивают дидактический материал, пользуясь учебной литературой, то количество знакомых с работами К.Д Ушинского велико.

Четвертый вопрос анкеты «Нужно ли изучать сейчас работы К.Д. Ушинского полуторавековой давности?» дает нам возможность увидеть оценку будущими педагогами актуальности и востребованности педагогических работ великого педагога. Из 575 опрошенных 441 человек (77,5%) считают, что нужно изучать его работы; 104 человека (18,3%) считают, что не знают, нужно ли изучать их сейчас; 24 человека (4,2%) считают, что не нужно изучать. Данные показатели (128 человек - 22,5% - не понимают необходимости изучать труды основоположника) детерминируют преподавателей в ходе занятий актуализировать идеи К.Д. Ушинского, показывать, что в ходе модернизации отечественного образования учение К. Ушинского о народности в общественном воспитании очень востребовано в качестве методологической основы.

Известно, что К.Д. Ушинский был прекрасным детским писателем, поэтому вопросы, связанные с литературным творчеством, с произведниями для детей, неслучайны. Распределение ответов на пятый вопрос «Знаете ли Вы рассказы К.Д. Ушинского для детей?» следующее:

- 468 человек (82, 1%) знают рассказы К.Д. Ушинского для детей;

- 102 человека (17,9%) не знают.

Мы поставили перед респондентами вопрос о необходимости включать произведения писателя в школьную программу («Нужно ли включать произведения К.Д. Ушинского для детей в школьную программу?»). Получены следующие ответы:

- 447 человек (79,0%) ответили на данный вопрос положительно(«да»);

- 103 человека (18,2%) не знают;

- 16 человек (2,8%) сказали «нет».

Обращает внимание тот факт, что в пятом вопросе не знают детские произведения 102 человека и, видимо, они же в шестом вопросе ответили «не знаю, необходимо ли включат его работы в школьную программу».

Седьмой вопрос «Считаете ли вы взгляды К.Д. Ушинского на обучение и воспитание актуальными?» в какой-то степени дополнял и конкретизировал четвертый. Получены следующие ответы:

- 441 человек (77,8%) ответили «да»;

- 113 человек (19,9%) - не знают;

- 13 человек (2,3%) посчитали взгляды К.Д. Ушинского неактуальными. Количество «скептиков» коррелируют с количеством респондентов, сомневающихся в актуальности работ К.Д. Ушинского. Полагаем, что преподавателям психолого-педагогического блока следует объяснять и создавать условия для самостоятельного изучения студентами дидактической системы автора, демонстрировать на занятиях по частным методикам востребованность идей К.Д. Ушинского.

В педагогическом наследии К.Д. Ушинского идеи воспитания личности занимают значительное место. Известно, что вопросы воспитания для К.Д. Ушинского есть вопросы о назначении человека. «Воспитание, - говорит К.Д. Ушинский, -величайший вопрос человеческого духа. Педагогика - первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека.... Новые поколения появляются на свет Божий, растут, требуют от нас воспитания, а воспитание требует определенного направления, цели, убеждений» [1, С. 8].

Восьмой вопрос анкеты был следующим: «Разделяете ли вы идеи К.Д. Ушинского о «народности в общественном воспитании»?». Приведем ответы:

- 425 человек (75,1%) согласились с его идеями и ответили «да»;

- 115 человек (20,3%) имеют другое мнение;

- 26 человек (4,6%) не разделяют идеи педагога.

В ответах будущих педагогов при внешней убедительности-три четверти опрошенных разделяют учение о народности в общественном воспитании, чувствуется необходимость рассматривать содержание учения К.Д. Ушинского как в контексте социальной ситуации 50-70-х гг. 19 века, так и в аспекте усиления духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Безусловно. следует говорить со студентами, что в истории общественной мысли России были и иные точки зрения на саму народность: теория министра просвещения С. Уварова, взгляды славянофилов и западников, религиозных мыслителей, революционных демократов.

Ответы на девятый вопрос анкеты «Согласны ли Вы, что педагогика - это «наука и искусство воспитания»?» следующие:

- 526 человек (92,6%) согласны с великим педагогом;

- 35 человек (6,2%) имеют другое мнение;

- 7 человек (1,2%) не считают педагогику «наукой и искусством воспитания». Таким образом, можно констатировать, что будущие педагоги в целом хорошо понимают особую природу педагогики, соединяющей начала науки и неповторимый стиль воспитательной деятельности педагога.

Десятый вопрос анкеты был следующим: «К.Д. Ушинский считал, что лучше иметь одного хорошего воспитателя в школе, чем целый десяток отличных учителей. Согласны ли вы с ним?» Ответы таковы:

- 409 человек (72,0%) согласны с педагогом;

- 108 человек (19,0%) - имеют другое мнение;

- 51 человек (9,0%) не согласны.

Ответы на этот вопрос сложно интерпретировать однозначно. Возможно, определенная часть респондентов смотрит на школу как на социальный институт обучения, рассматривая именно семью в качестве среды воспитания ребенка, поэтому значительная часть «урокодателей» не согласилась с К.Д. Ушинским. Также возможно, что часть будущих учителей не считают правильным рассматривать школьного педагога только как воспитателя или как учителя.

Одиннадцатый вопрос был направлен на выявление знания респондентами отношения К.Д. Ушинского к роли религии в педагогике и роли церкви в воспитании человека. В работах об К.Д. Ушинском прошлого века этот вопрос излагался конъюктурно, идеологизированно, исследователи противопоставляли христианство и педагогическую антропологию К.Д. Ушинского, стараясь найти атеизм педагога, которого не было никогда. Сам К.Д. Ушинский писал: «Мы желали бы, чтобы...церковь и школа, не разрушая, а освящая и озаряя светом мысли и чувства семейный быт и оставляя ему то, что принадлежит по праву всякому христианскому семейству, вывели наш народ из тесной отжившей сферы исключительно патриархального быта в более обширную и свободную сферу гражданского общества -государства и человечества» [2, С. 446]. К.Д. Ушинский полагает, что лишь христианское воспитание составляет действительную основу нравственного и народного воспитания в России и в Европе: «Дело не в том, кто - духовное или светское лицо - должен заведовать народной школой; но в том, чтобы заведующий народной школой был истинный христианский воспитатель, истинный педагог по призванию...» [2, С. 451]. Рассматривая сельскую школу и задачи первоначального обучения, роль учителя в школе и сельской общине, К.Д. Ушинский рассматривал священника лучшим учителем для начальной школы. Одиннадцатый вопрос анкеты ставил задачу выяснить позицию респондентов и их согласие с этим мнением автора.

Этот вопрос вызвал затруднение у большинства обучающихся:

- 237 человек (41,9%), не согласны;

- 211 человек - (37,3%);

- разделяют мнение педагога 118 человек (20,8%).

Считаем, что нужно пересмотреть содержание дидактического материала в учебных пособиях по истории педагогики в части изучения наследия К. Д. Ушинского. За последние тридцать лет появилось достаточное количество серьезных, обстоятельных исследований идей К.Д. Ушинского, раскрывающих вклад автора в религиозную педагогику, показывающих духовные основы педагогического мировоззрения автора.

Двенадцатый вопрос дает возможность узнать мнение респондентов о критике К.Д. Ушинским рецептурности в педагогике. Говоря о пользе педагогической литературы, он противопоставлял педагогические источники, написанные на научной основе и сборники педагогических ситуаций эмпирического характера. Ответы респондентов:

- 221 человек (39,0%) разделяют мнение педагога;

- 271 (48,1%) - не знают ответа на вопрос;

- 73 человека (12%) не согласны с мнением педагога.

позволяют сделать вывод, что будущие педагоги рассматривают научную и учебную литературу по профессии с точки зрения внешней полезности, как некий источник готовых решений, что, конечно, в принципе неверно.

Выводы. Результаты опроса позволили установить особенности восприятия наследия К.Д. Ушинского будущими педагогами, которые вступят в образовательные отношения в принципиально иных социокультурных условиях жизни нашей страны (программный подход к воспитанию, доминирование духовно-нравственных начал в жизни образовательной организации, создание цифровой образовательной среды и др.).

В целом можно констатировать, что будущий педагог знаком с наследием К.Д Ушинского и его отношение к творчеству великого педагога согласуется с принятыми в академической науке позициями. Вместе с тем, полагаем, что в профессиональной подготовке следует учить студента актуализировать педагогические идеи, имеющие востребованный характер, обращать внимание студентов на то, что педагогическая антропология К.Д. Ушинского имеет мировоззренческий характер, в модернизация отечественной школы основывается на антропологическом подходе, разработанном К.Д. Ушинским.

Литература:

1. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988. - Т. 5. - С. 8.

2. Ушинский, К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании / К.Д. Ушинский // Собрание сочинений: В 10 т. -М., 1948. - Т. 2.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Рудакова Ольга Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ

ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация. В исследовании актуализирована проблема формирования информационной культуры у будущих педагогов начальных классов в процессе профессиональной подготовки в высшей школе в рамках акмеологического аспекта современной науки. В статье раскрыта сущность определений «информационная культура личности» и «информационная культура педагога начальных классов». В работе охарактеризованы компоненты структуры информационной культуры педагога, а также организационно-педагогические условия ее формирования у студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: информационная культура, формирование информационной культуры будущего педагога начальных классов, информатизация образования, информационные технологии, информационная среда.

Annotation. The study actualizes the problem of the formation of information culture among future primary school teachers in the process of professional training in higher education within the acmeological aspect of modern science. The article reveals the essence of the definitions of «information culture of the individual» and «information culture of the primary school teacher». The paper describes the components of the structure of the information culture of a teacher, as well as the organizational and pedagogical conditions for its formation among students of a pedagogical university.

Key words: information culture, formation of the information culture of the future primary school teacher, informatization of education, information technology, information environment.

Введение. Профессиональное развития педагога начального образования - процесс непрерывный, который берет свое начало с момента решения личности связать свою жизнь с педагогической деятельностью и формирования профессионально-педагогической направленности личности. Продолжается данный процесс в рамках профессиональной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.