Научная статья на тему 'Педагогический потенциал национальных игр в физическом воспитании детей'

Педагогический потенциал национальных игр в физическом воспитании детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / NATIONAL GAMES / EDUCATION PHYSICAL / PEDAGOGY / ETHNOLEDAGOGY / EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бадмаев Эдуард Борисович, Бачаев Джангар Викторович, Аппаева Ялман Борисовна

В статье рассматриваются особенности и необходимость использования народных подвижных игр в практике физического воспитания обучающихся Республики Калмыкия. Проведен анализ народных подвижных игр в педагогической литературе, представлена классификация калмыцких национальных игр на основе совершенствования физического развития детей, с учетом их педагогического потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бадмаев Эдуард Борисович, Бачаев Джангар Викторович, Аппаева Ялман Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical potential of national games in physical education of children

In our research we study major features and need of use of national mobile games in the practice of physical education of students in Republik Kalmykia. The analysis of the national mobile games was conducted in pedagogical literature, classification of Kalmyk national games was made according to the physical development and taking into according to the physical development and taking into account their pedagogical potential.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал национальных игр в физическом воспитании детей»

ей, социологией, историей, культурологией, этнологией.

Используемый в нашей работе термин 'социальное я в л е н ие" о л редел я ется социологическим справочником как "элемент социальной реальности, обладающий всей полнотой социальных свойств и признаков; всё то в социальной действительности, что обнаруживает себя, является социальным явлением" [6, с. 132].

Таким образом, исходя из вышесказанного, к социальным явлениям можно отнести и этнокультурные ценности как важный духовный продукт человеческой интеллектуальной деятельности.

Таким образом, актуальность задачи формирования и развития этнокультурных ценностей в среде студенческой молодёжи как социального явления продиктована приоритетными направлениями Стратегии государственной политики в современный период развития российского общества, необходимостью совершенствования нравственного воспитания личности студентов, преодоления социальных проблем, связанных с понижением уровня духовности общества.

Использование этнокультурных ценностей в обучении и воспитании студенческой молодёжи будет способствовать формированию правильного сточки зрения социума мировоззрения личности, её менталитета и гражданской позиции, этнического самосознания.

Примечания:

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. - М. | Академия,2000,- 168 с.

2. Годжиееа Р.Б. Роль ценностей этнокультуры в формировании мировоззренчески-нравственной культуры современного студента // Молодой учёный. - 2015. - № S - С. 750-752.

3. Гущина О. А. Педагогические условия формирования этнокультурных ценностей у будущих психологов в системе вузовского образования : автореф.... канд. пед. наук /OA Гущина. Чувашек, гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. - Чебоксары, 2006. -24 с.

4. Иванова Г. П., Широкова, H. Н. Формирование этнокультурных ценностей у иностранных студентов е контексте социокультурной адаптации // Сборник материалов научно-практической конференции.-МГПУ, 2017. -С. 124-125.

5. Самойлова Е, С Проблема формирования эт и »культурных ценностей в современной педагогической науке // Педагогической образование в России, - Изд-воУрПУ, 2018. N9 2,-С 54-56.

6. Социологический энциклопедический словарь; на русском, английском, немецком и французском языках / под ред. Г. В. Осипова. - М. : НОРМА, 2000.-488 с.

7. Станчинский Г. А, Теоретические основы этни ческой педагогики : дис,... докт. пед. наук. - СПб., 1998.-443 с.

8. "Стратегия государственной политики Российской Федерации до 2025 года" [Электронный ре сурс] // Гарант.ру: [веб-сайт] - Электрон, дан.; URL http://static.goverriment.ru/media/files/ 8qgYUwwzHUxzVkH1isKAËrTx2dË4g0ws,pdf,

9. Шагаева H. А. Формирование этнокультурной компетентности студента : дис.... канд. пед. наук / Н. А. Шагаева, - Элиста, 2006. - 150 с.

10. Ооржак X. Д. Этническая культура и ценностные ориентации студентов (на материале республики Тыва) (Электронный ресурс] / X. Д. Ооржак, С. Я. Ооржак: Научный электронный архив, URL:http://econf/.rae.ru/artide/7003.

о

CXJ

-О =t

Q s:

со

CXJ

Ol

-Z.

i

13

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF NATIONAL GAMES IN PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN

Badmaev EduardBorisovich, Undergraduate student

BachaevDzhangar Viktorovich, Undergraduate student

Appaeva Yalman Borisorna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor

Faculty of Pedagogical Education and Biology, Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, Elista, Republic of Kalmyk

in our research we study major features and need of use of national mobile games in the practice of physical education of students in Republik Kalmykia. The analysis of the national mobile games was conducted in pedagogical literature, classification of Kalmyk national games was made according to the physical development and taking into according to the physical development and taking into account their pedagogical potential.

Keywords; national games; education physical; pedagogy; ethnoledagogy; educational activity.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

В статье рассматриваются особенности и необходимость использования на родных подвижных игр в практике физического воспитания обучающихся Республики Калмыкия. Проведен анализ народных подвижных игр в педагогической литературе, представлена классификация калмыцких национальных игр

УДК 37.037.1 ВАК РФ 13.00.04

О БадмаевЭ.Б., 2019 ФБачаевД,В„2019 @АппаеваЯ,Б„ 2019

на основе совершенствования физического развития детей, с учетом их педагогического потенциала.

Ключевые слова: национальные игры; физическое воспитание; зтнопедагоги ка; педагогическая деятельность.

ш S

О ш

< а

ш

*

14

БАДМАЕВ Эдуард Борисович, магистрант

БА ЧАЕВДжаыгар Викторович, магистрант

АППАЕВА Ялман Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент

факультет Педагогического

образования и биологии,

Калмыцкий

гос.ударе твенный

университет

им. Б.Б. Городовикова,

Элиста, Республика

Калмыкия

Физическое воспитание детей, будучи неотъемлемой составляющей педагогического процесса, направленного на формирование и гармоничное развитие личности, на протяжение длительного периода находилось под влиянием традиций. Однако в наше время последние практически утрачены, несмотря на свой огромный педагогический потенциал.

Важным фактором физического воспитания в культурном, историческом наследии любого народа является подвижная национальная игра. Так, национальные подвижные игры как одни из форм проявления традиций способствуют психо-физическому развитию, всецело раскрывают все стороны личности ребенка. Именно поэтому они с давних пор используются в качестве непрямого педагогического воздействия на детей.

Прав был великий отечественный ученый К.Д. Ушинский, когда обращал внимание на национальные игры, и считал, что они будут могущественным воспитательным средством для будущей педагогики" [6].

Следует отметить, что в педагогической литературе недостаточно изучены вопросы,связанные с теоретическими аспектами и практической реализацией проектов физического совершенствования на основе этнопедагогических традиций.

Анализ литературы по проблеме физического воспитания детей на основе национальных игр показал, что а современных исследованиях (М.Я. Виленский, 8.Р. Гончаров, 8.П. Кочнев, Г.И. Мызан, Б.Н. Николаев, Д.Н. Платонов, И.И. Портнягин, М.Я. Сараф, И.А. Чер-кашиа, Н.К. Шамаев и др.} рассматриваются различные ее аспекты.

Калмыцкие национальные игры представляют собой кладезь народной мудрости, являются образцом народного фольклора, источником эмоционального, познавательного, воспитательного потенциала.

Особенность национальных игр заключается в том, что они вобрали лучшие народные традиции воспитания физически здорового, сильного, жизнелюбивого человека. Калмыцкие национальные игры можно разделить на следующие виды: познавательные, подвижные, ролевые, обрядовые.

Подвижные национальные игры, по мнению Э.Я. Степаненковой, это "...сознательная, активная деятельность детей, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех играющих правилами" [6].

Следует отметить, что, несмотря на имеющийся народный опыт физического воспитания, он недостаточно используется в школах, в общественных организациях, а также в системе дополнительного образования.

Ведь внедрение в систему школьного и дополнительного образования национальных игр как культурного наследия калмыцкого народа способствовало бы воспитанию здорового, духовно-нрав-ственного человека, формированию у обучающихся физического и духовного самоопределения, которое соответствовало бы индивидуальным особенностям каждой личности, а также запросам общества и времени.

Физическое воспитание на основе народных игр является воспитательно-образовательным процессом, который ориентирован на укрепление здоровья, гармоническое развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений. В связи с чем возникает необходимость тщательного изучения и теоретического описания богатства национальных подвижных игр и вековых традиций их использования, внедрения особенно ценных из них в современное физкультурное образование.

Этнопедагогические аспекты физического воспитания исследованы в работах Г.Н. Волкова, Т.Н. Петровой, Ш.М. Арсалиева, А.П. Орловой, И.А, Шорова и других.

В исследованиях О.Д. Мукаевой, Т.М. Бем-беевой, К. Эрендженова фрагментарно описаны подвижные национальные игры и их роль в воспитании детей.

В работах В,Э. Цандыкова, В, Д, Бурлыков, И.Т, Балдашинова, АЛ. Кальдинова анализируются технические и методические аспекты калмыцкой национальной борьбы.

Использование национальных видов спорта в учебно-воспитательном процессе школ Республики Калмыкия описан в работах Э.Н. Кзлдарикова.

Автором подчеркивается актуальность и необходимость использования физических упражнений национальных видов спорта в учеб-но-воспитательном процессе, вместе с тем ученый отмечает, что учителя физической культуры, тренеры вдетско-спортивных школах недостаточно готовы к такой работе [4].

Исследователь О.Г.Хургунова описывает использование подвижных игр в детских дошкольных образовательных учреждениях [8].

Таким образом, в рассмотренных нами работах авторы единогласно приходят к выводу о значимости национальных игр для комплексного физического развития детей. При этом они отмечают, что разные виды игр нацелены на совершенствование различных физических качеств и способностей. Так, например, силовые способности развивают такие игры, как "Беки баарилдан" и "Ноолдан". Игра с альчика-ми способствует развитию зоркости, меткости, ловкости, правильному распределению своих двигательных действий, сплоченности команд. Самой распространенной игрушкой у калмыков был альчик, Альчик - это косточка из бараньего бедра. Их выкрашивали в различные цвета полынью, луковой шелухой. Альчи-ки делились на несколько видов: два больших

альчика служили битой, а остальные альчики должны были ими побиты. Существовало три способа игры в альчики: подбрасывание (цеглж наадлгн), выбивание (цогч наадн), стрельба (хаж наадн}.

Игры, связанные с реальной жизнью степняка-кочевника, направлены на развитие координации движения, на укрепление мышечной системы, на улучшение функциональных возможностей организма, а также служат для совершенствования специальных беговых упражнений. Это такие калмыцкие национальные игры, как "Цал" ("Аркан"), "Шамдга жолач" (Ловкий наездник} и другие. Суть данных игр заключалась в том, что игроки должны соревноваться в беге на лошадях [8].

Таким образом, национальные подвижные игры способствуют совершенствованию физического развития, двигательной активности, ловкости, смекалки, силе воли. -

Современные дети знакомы с нацио-" нальными играми, но у них отсутствует интерес к посещению занятий по физической культуре. Посещение спортивных секций связано с проблемой самозащиты школьника от социальных угроз. Исследования последних лет показывают, что современные дети страдают гиподинамией, они недостаточно двигаются, статическое положение тела способствует утомлению организма, отсюда и всевозможные болезни, связанные с ожирением. Поэтому необходимо найти эффективные методы занятия спортом и физической культурой посредством национальных игр. Педагог, ведущий занятия по национальным подвижным играм, должен быть не только учителем физической культуры, а также он должен обладать специальными качествами организатора культу рно-массовых мероприятий.

Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление отношения учите- лей физической культуры и школьников к использованию национальных игр в системе занятий по физической культуре.

Нами был проведен опрос учителей физической культуры общеобразовательных школ Элисты с целью выявления мнения о роли и месте народных игр в учебно-воспитательном процессе.

На первый вопрос о возможности использования народных игр на уроках физической культуры все респонденты ответили утвердительно.

На вопрос о том, в какой части урока можно ввести народные игры 90 % испытуемых ответили, что необходимо использовать в основ-

О си

-О X

з:

со си

ел

-г.

Ё

15

ной части урока, 5%- во вводной части, 5%-в заключительной части.

О возможности воспитания комплекса положительных двигательных качеств с помощью применения народных игр высказались четырнадцать испытуемых, что составляет 70%. О воспитании силы как двигательного качества высказались два человека, что составляет 10%. О необхо-ди- мости воспитания выносливости с помощью народных игр высказались также два человека, что составляет 10%, О том, что необходимо воспитывать ловкость и быстроту отметили по одному человеку, что составляет по 5%.

Таким образом,о положительном отношении к воспитанию у подростков такихдвигательных качеств, как сила, ловкость, быстрота и выносливость с помощью народных игр высказались все респонденты.

85% учителей физической культуры отметили, что недостаточно методической литературы по применению национальных игр на уроках, а 15% - что программой не предусмотрено. О том, что необходимо рекомендовать к использованию народные игры в физическом воспитании высказались все респонденты. Результаты опроса на констатирующем зтапе исследования представлены в таблице 1.

Далее мы провели анкетирование на выявление отношения школьников к национальным играм.

Результаты анкетирования по выявлению отношения школьников к национальным играм представлены в таблице 2.

На первый вопрос анкеты по поводу определения понятия "национальные игры" испытуемые из контрольной группы ответили, что знают пятнадцать человек (75 %), частично знают три человека (15%), не знают - два человека (10%).

На второй вопрос анкеты, связанный со знанием калмыцких национальных игр четырнадцать человек ответили утвердительно (70%), частично знают три человека (15 %}, не знают - три человека (15%). Среди калмыцких национальных игр школьники назвали "альчи-ки", "забрасывание аркана", "загон для скота",

"зааркань коня", "шатр", " нярн шинжн" и другие.

Таблица 1 - Результаты опроса учителей физической культуры

№ Вопросы Ответы %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Ваше мнение о необходимости использования национальных игр и физических упражнений на уроках физической культуры: 20

положительное 20 100

Отрицательное

2 В какой части урока лучше использовать национальные игры и физические упражнения:

вводной 1 5

основной 18 90

заключительной 1 5

3 Какие двигательные качества можно воспитать у школьников с помощью национальных игр и физических упражнений:

Силу 2 10

Ловкость 1 5

быстроту 1 5

выносливость 2 10

Комплекс качеств 7 70

4 Ваше мнение об отношении школьников к урокам, проводимым с использованием национальных игр и физических упражнений:

положительное 20 100

Отрицательное

5 Какие трудности Вы испытываете при использовании национальных средств физического воспитания на уроке

- нет методических разработок 17 85

- программой не предусмотрено 3 15

- другие причины - -

6 Можно ли рекомендовать использование национальных средств физического воспитания как дополнительный материал к государственной программе:

да 20 100

нет

На вопрос "Какие способности развивают калмыцкие национальные игры?" четырнадцать школьников (70%) назвали смекалку, внимательность, ловкость, меткость, силу удара, глазомер, смекалку, скорость (быстроту), точность, терпение, а двое обучающихся (10 %) отметили только такие способности, как точность, смекалку и скорость, четыре человека (20 %) - не знают.

На вопрос "На каких уроках можно использовать калмыцкие национальные игры?" четырнадцать школьников (70%) назвали следующие уроки, как физическая культура, история родного края, калмыцкий язык, калмыцкая литература, а трое обучающихся (15%) отметили, что калмыцкие народные игры можно использовать на таких уроках, как калмыцкий язык, физическая культура, а три человека (15%) - не знают.

На вопрос о необходимости введения национальных игр в процесс обучения положительно ответили шестнадцать человек (80%), два человека (10%) ответили о возможности использования, если школьная программа позволяет, два человека (10%) ответили отрицательно.

Таблица 2 - Отношение к национальным играм в двух группах (КГ, ЭГ)

Группа Какие игры, по вашему мнению, называются национальными? Какие калмыцкие игры вы знаете? Какие способности развивают калмыцкие национальные игры? На каких уроках можно использовать калмыцкие национальные игры? Необходимость введения национальных игр в процесс обучения Участие в соревнованиях по национальным играм!

уровни s 3 о Я л s >S 5 i 6 >s: s О S X s bfi О а Л ей »s s i & »s s О S X s bfi О а Л со s s i & s 2 p> s X s 2 о Я л s >S 5 i 6 >s s О S X s 2 о Я л s >S S i 8- >5: s О S X s bfi О а Л л >S S i 8- s О S X

КГ

Р* to Ю т- h» 1 го т о CM Рзг fO 1 ^ T iл Рзг 1 g у о i и ЧГ ÇV Р^ (0 О f- h» êï? è# СО с щ о Я to | Й? т о см 1 ^ т О СМ ^ о СО' СО | ^ т о СМ с а> . ^^ Îi §

ЭГ

|ЙЙ т- h- lr le СО т— y О (M T- р* fO T— f £ ГО T— 15 чеп 75% 1 « г: -- I £ y о ç\r 1™ Р* 28 S s? ^ о CM T- I £ y о Ç\T t™ с 11 г. 3- гй S8 х О СМ Т- х о СМ Т- с , CD Я х о СМ т— с 11 г.

о

CXJ

-Û =t

s:

m

CXJ 01

-Z.

На вопрос об участии в соревнованиях по национальным играм шесть человек (30%) ответили положительно, два человека (10%) ответили, что участвовали в командных играх, двенадцать человек (60%), что не участвовали.

Проведенное анкетирование констатирует тот факт, что в обеих группах у испытуемых недостаточно знаний о подвижных национальных играх. Ответы на вопросы анкеты свидетельствуют о положительном отношении к национальным средствам физического воспитания у обучающихся. Вместе с тем отмечается, что в учебном процессе им не уделяется должное внимание.

На формирующем этапе исследования были введены элементы национальных игр в учеб-но-воспитательный процесс. Подвижные калмыцкие игры способствовали активизации двигательной активности обучающихся, улучшению эмоционального, психического, соматического состояния детей, их социализации.

Таким образом, назрела необходимость систематизировать этнопедагогические материалы по подвижным национальным играм для широкого распространения среди учителей физической культуры, тренеров.

Использование подвижных национальных игр в процессе физического воспитания способствует физическому совершенствованию личности, развитию духовно-нравственных качеств.

Литература:

1. Бурлыков В.Д. Методика физического воспитания школьников Республики Калмыкия на основе мониторинга их физического развития и физической подготовленности: автореф.дис.... канд. пед. наук. ■■■ Волгоград, 2006. 24 с.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса / Г.Н. Волков. -М. ; ГосНИИ семьи и воспитания, 2001.- 160 с.

3. Калдариков Э.Н. Физические упражнения национальных видов спорта в процессе подготовки обучающихся Республики Калмыкия / Э.Н. Калдариков // Ученые записки университета имени П.Ф. Яесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 46-49,

4. Токтарбаев Д.Г. Этнокультурное и национальное воспитание в процессе физической подго товки студентов вузов посредством народных игр Средней Азии: методическая рекомендация для студентов всех специальностей / сост. Д.Г-С. Токтарбаев. - Павлодар: Кереку, 2009.-42 с.

5. Цандыков В, Э, Страницы истории и основы базовой техники калмыцкой национальной борьбы "&еки ба рил дан" / Цандыков В.Э. - Элиста : Джангар,сор, 2009,- 188с.

ккç

5

17

PHYSICAL EDUCA TION AND SPORTPLA YA SIGNIFICANT ROLE IN THEADAPTA TION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

(A STUDY OF THE ACTIVITY OF THE REHABILITATION CENTER OF THE REPUBLIC OF KALMYKIA)

BaSrova Kermen Ivanovna, PhD of Medical sciences, Associate Professor

Bafdashtnov Igor Tubvich, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor

Shushunov Vyacheslav Sergeyevich, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor

Department of Physical Education and Biomedical Sciences, Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, Elista, Republic of Kalmyk

The article analyzes the activities of a regional rehabilitation center for the social adaptation of children with disabilities using methods of physical education and sports. Based on the results of the research, the author draws certain conclusions, emphasizes achievements and gives necessary recommendations.

Keywords: children with disabilities; rehabilitation center; social adaptation; physical education and sport; patient care institution; exercises; orthopedics; cerebral paralysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.