Научная статья на тему 'Физическая культура и спорт - залог социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере деятельности Реабилитационного центра Республики Калмыкия)'

Физическая культура и спорт - залог социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере деятельности Реабилитационного центра Республики Калмыкия) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
282
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ И С ОВЗ / РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ЛЕЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / УПРАЖНЕНИЯ / ОРТОПЕДИЯ / ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / CHILDREN WITH DISABILITIES / REHABILITATION CENTER / SOCIAL ADAPTATION / PHYSICAL EDUCATION AND SPORT / PATIENT CARE INSTITUTION / EXERCISES / ORTHOPEDICS / CEREBRAL PARALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баирова Кермен Ивановна, Балдашинов Игорь Тулович, Шушунов Владислав Сергеевич

В данной статье анализируется деятельность регионального реабилитационного центра по социальной адаптации детей с ОВЗ методами и способами физической культуры и спорта. Авторы по результатам исследования делают определенные выводы, подчеркивают достижения и дают необходимые рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баирова Кермен Ивановна, Балдашинов Игорь Тулович, Шушунов Владислав Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical education and sport play a significant role in the adaptation of children with disabilities (a study of the activity of the Rehabilitation center of the Republic of Kalmykia)

The article analyzes the activities of a regional rehabilitation center for the social adaptation of children with disabilities using methods of physical education and sports. Based on the results of the research, the author draws certain conclusions, emphasizes achievements and gives necessary recommendations.

Текст научной работы на тему «Физическая культура и спорт - залог социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере деятельности Реабилитационного центра Республики Калмыкия)»

Таблица 2 - Отношение к национальным играм в двух группах (КГ, ЭГ)

Группа Какие игры, по вашему мнению, называются национальными? Какие калмыцкие игры вы знаете? Какие способности развивают калмыцкие национальные игры? На каких уроках можно использовать калмыцкие национальные игры? Необходимость введения национальных игр в процесс обучения Участие в соревнованиях по национальным играм!

уровни s 3 о Я л s >S 5 i 6 >s: s О S X s bfi О а Л ей >S 5 i 6 »s s О S X s bfi О а Л со s s i & s 2 p> s X s 2 о Я л s >S 5 i 6 >s s О S X s 2 о Я л s >S S i 8- >5: s О S X s bfi О а Л л >S S i 8- s О S X

КГ

Р* to Ю т- h» 1 го т о CM Рзг fO 1 ^ T iл Рзг 1 g у о i и ЧГ ÇV Р^ (0 О f- h- êï? è# СО с щ о to | Й? т о см 1 ^ т О СМ ^ о СО' СО | ^ т о СМ Г" с а> . ^^ Îi §

ЭГ

|ЙЙ т- h- lr le СО T— y О (M T- р* fO T— f S? ГО T— 15 чеп 75% 1 « г: -- I £ y о ç\r 1™ Р* 28 S s? ^ о CM T- I £ y о Ç\T t™ с 11 г* S8 х О СМ т- х о СМ т- с , CD Я х о СМ т— с

о

CXJ

-Û =t

s:

m

CXJ 01

-Z.

На вопрос об участии в соревнованиях по национальным играм шесть человек (30%) ответили положительно, два человека (10%) ответили, что участвовали в командных играх, двенадцать человек (60%), что не участвовали.

Проведенное анкетирование констатирует тот факт, что в обеих группах у испытуемых недостаточно знаний о подвижных национальных играх. Ответы на вопросы анкеты свидетельствуют о положительном отношении к национальным средствам физического воспитания у обучающихся. Вместе с тем отмечается, что в учебном процессе им не уделяется должное внимание.

На формирующем этапе исследования были введены элементы национальных игр в учеб-но-воспитательный процесс. Подвижные калмыцкие игры способствовали активизации двигательной активности обучающихся, улучшению эмоционального, психического, соматического состояния детей, их социализации.

Таким образом, назрела необходимость систематизировать этнопедагогические материалы по подвижным национальным играм для широкого распространения среди учителей физической культуры, тренеров.

Использование подвижных национальных игр в процессе физического воспитания способствует физическому совершенствованию личности, развитию духовно-нравственных качеств.

Литература:

1. Бурлыков В.Д. Методика физического воспитания школьников Республики Калмыкии на основе мониторинга их физического развития и физической подготовленности: автореф.дис.... канд. пед. наук. ■■■ Волгоград, 2006. 24 с.

2. Волков Г.Н. Этнопсдагогизация целостного учебно-воспитательного процесса / Г.Н. Волков. -М. ; ГосНИИ семьи и воспитания, 2001.- 160 с.

3. Калдарикое Э.Н. Физические упражнения национальных видов спорта в процессе подготовки обучающихся Республики Калмыкия / Э.Н. Кзл-дариков // Ученые записки университета имени П.Ф. Яесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 46-49,

4. Токтарбаев Д,Г. Этнокультурное и национальное воспитание в процессе физической подго то в к и студентов вузов посредством народных игр Средний Азии: методическая рекомендация для студентов всех специальностей / сост. Д.Г-С. Токтарбаев. - Павлодар: Кереку, 2009.-42 с.

5. Цандыков 8, Э, Страницы истории и основы базовой техники калмыцкой национальной борьбы "&еки ба рил дан" / Цандыков В.Э. - Элиста : Джангар,сор, 2009,- 188с.

ккç

5

17

PHYSICAL EDUCA TION AND SPORTPLA YA SIGNIFICANT ROLE IN THEADAPTA TION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

(A STUDY OF THE ACTIVITY OF THE REHABILITATION CENTER OF THE REPUBLIC OF KALMYKIA)

Balrova Kermen Ivanovna, PhD of Medical sciences, Associate Professor

Baldashinov igor Tulovlch, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor

Shushunov Vyacheslav Sergeyevich, PhD ofPedagogicalsciences, Associate Professor

Department of Physical Education and Biomedical Sciences, Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, Elista, Republic of Kalmyk

The article analyzes the activities of a regional rehabilitation center for the social adaptation of children with disabilities using methods of physical education and sports. Based on the results of the research, the author draws certain conclusions, emphasizes achievements and gives necessary recommendations.

Keywords: children with disabilities; rehabilitation center; social adaptation; physical education and sport; patient care institution; exercises; orthopedics; cerebral paralysis.

УДК 376(470.47) ВАК РФ 13,00.04

Î3É

S

LU S

ü UJ

<

d UJ

18

5 Баирова KM, 2019 5 Балдаштов И. T., 2019 i Шушунов В. С, 2019

БАИРОВА Кермен Ивановна, кандидат медицинских наук доцент

БАЛДАШИНОВ Игорь Тулович, кандидат педагогических наук доцент

ШУШУНОВ Владислав Сергеевич, кандидат педагогических наук; доцент

кафедра Физического боепитания

и биомедицинских наук

Калмыцкий

гос.ударе твенный

университет

им. Б. 5. Городовикова,

Элиста, Республика

Калмыкия

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА И СПОРТ-ЗАЛОГ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)

В данной статье анализируется деятельность регионального реабилитационного центра по социальной адаптации детей с ОВЗ методами и способами физической культуры и спорта. Авторы по результатам исследования делают определенные выводы, подчеркивают достижения и дают необходимые ре ко мендации.

Ключевые слова: дети-инвалиды и с ОВЗ; реабилитационный центр; социальная адаптация; физическая культура и спорт; лечебное учреждение;упражнения; ортопедия; церебральный паралич.

К началу XX! века в мире существенно продолжает увеличиваться количество детей-инвалидов и, особенно, растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья (083), т.е. с отклонениями психического и физического характера. Б Российской Федерации детей-инвалидов, по разным оценкам, насчитывается около 700 тысяч человек, в Республике Калмыкия - около 2 тыс. де-тей-инвалидов, а детей с ОВЗ еще больше, что указывает на высокую долю заболеваемости от общей численности детей [1].

Такие дети требуют, в свою очередь, особого подхода для их социальной реабилитации и интеграции в общество. Одними из основных средств, способствующих их социальной реабилитации, являются физкультура и спорт (ФКи С}. Под влиянием ФК и С не только улучшается психическое и физическое состояние детей-инвалидов с ОВЗ, но также повышается самодисциплина, растет самоуважение, появляется дух соревнования и дружбы, именно те качества, которые являются определяющими для интеграции их в общество, что есть одно из важнейших инструментов социальной адаптации.

В настоящей статье под социальной адаптацией детей-инвали-дов и детей с ОВЗ мы будем представлять систему спортивно-оздоровительных мероприятий, воздействующих на интеграцию их в общественную среду, творческое и физическое развитие личности,

В Российской Федерации действует ряд стратегических нормативных документов по развитию физкультуры и спорта в стране на ближайшие годы, в частности Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта на 2016-2020 гг." {далее Программа}. Главной задачей Программы является создание необходимых качественных условий для занятий адаптивной ФК и С людей с ОВЗ и формирование в них уверенности полноценного участия в жизни общества.

Согласно статистическимданным в Республике Калмыкия в 2017 г. насчитывается всего 165 учреждений, осуществляющих спортивно-оздоровительную работу с детьми-инвалидами, из которых только 4 относятся к специализированным (коррекционным) образовательным учреждениям, и одно - является Реабилитационным центром, где дети-инвалиды и дети с ОВЗ занимаются лечебной физкультурой и спортом. Остальные учреждения являются дошкольными, общеобразовательными, а также начального среднего и высшего профессионального образования, которые преимущественно на сегодняшний день не имеют специальных средств, оборудования, обученных тренеров для проведения занятий с детьми-инвалида-

ми. Однако, при этом в Республике Калмыкия на сегодняшний день доля детей-инвалидов, вовлеченных в адаптивный спорт, составляет 60% [1]. Несмотря на то, что этот показатель достаточно высокий по сравнению со средним по ЮФО - 35%, тем не менее, необходимо отметить, что специально приспособленные спортивные сооружения для занятий спортом людей сОВЗ имеются лишь в городах, в сельской местности таковые отсутствуют [3],

На основании изложенного следует сосредоточить наше внимание на деятельности специализированного учреждения Калмыкии по социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ - Казенное учреждение Республики Калмыкия "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" (далее Реабилитационный центр), которое по своей эффективности занимает в регионе лидирующую позицию среди других организаций подобной направленности.

Исследование осуществлено на базе имеющегося опыта отечественных и зарубежных авторов подобных научных работ с использованием нормативно-правовых документов органов власти РФ и РК, архивных материалов Реабилитационного центра, Министерства здравоохранения РК и Министерства социального развития РК, Россгата,сети Интернет,СМИ региона. В республике научных работ, посвященных данной проблематике, практически нет. Отдельные аспекты ее освещались в общем плане в нескольких статьях национальной печати во второй половине XX века.

Рассматривая настоящую проблему, мы будем придерживаться классификации, данной В.А. Лапшиным, Б.П. Пузановым, согласно которой дети с ОВЗ - это дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, поведения и общения, умственной отсталостью, с задержкой психического развития [4]. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья оценивается примерно в 4,5% от их общего числа в целом по стране, но из них инвалидами признаны лишь 1,8% детей до 1 Влет, имеющих наиболее тяжелые расстройства здоровья [5]. 8 рамках данного исследования, нами рассмотрены обе группы детей-инвалидов и детей с 063, так как мероприятия физической культуры и спорта, по нашему мнению, одинаково эффективны для них в социальной адаптации.

Суть занятий самой простой и распространенной из методов социальной реабилитации заключается в осуществлении элементарных двигательных процессов: купание, плавание,

ходьба босиком по траве, песку, гальке, туризм и др. более сложные виды физических нагрузок позволяют детям участвовать в различных мероприятиях соревновательного характера и формируют в них личностные качества на эмоционально-образном уровне.

Исследуемый нами Реабилитационный центр, созданный в 1994 году в г, Элиста, в своей практической деятельности следует вышеизложенным способам адаптации для детей и подростков с ОВЗ. Это единственное учреждение в Республике Калмыкия, предоставляющее широкий спектр специализированной помощи детям с ОВЗ. Согласно данным Реабилитационного центра количество детей-инвалидов в РК насчитыеалосьза 2016 год - 2170 человек [6], а детей с ОВЗ - 2370, из которых в Реабилитационном центре ежегодно проходят лечение в стационарных условиях около 200 детей, а в порядке амбулаторного лечения более 2-тысячи пациентов [7].

Работа в лечебном учреждении ведется с детьми и подростками от рождения до 18 лет, общим обслуживающим персоналом в 70 человек, по направлениям медико-социальной реабилитации, психолого-педагогической помощи и социальной работе. Гармоничному физическому и полноценному психическому развитию ребенка способствует существующий режимдня детского специализированного учреждения, который предусматривает разнообразную деятельность детей в соответствии с интересами и потребностями, сучетом времени года, возраста, а также состояния их здоровья. Относительно организации физических занятий, специалисты также проявляют индивидуальный подход, формируя их в подгруппы, при этом наблюдая за самочувствием каждого и варьируя нагрузку. Во всех группах в строгом порядке для стационарных больных осуществляется несколько форм физического воспитания у детей: утренняя гимнастика на воздухе или в зале, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, закаливающие процедуры, занятия лечебной физкультурой и физиотерапевтические медицинские процедуры. Серьезное значение в физическом развитии ребенка и укреплении его здоровья имеет правильно организованное, сбалансированное четырехразоеое питание.

В Реабилитационном центре с детьми занимаются не только педагоги, но и медицинские работники, в функции которых входит организация медико-педагогического контроля, осуществление регулярного мониторинга.

о си

-0 X

з:

со си -г.

Ё

19

ш S

О ш

<

С1 ш

прочие

аутизм синдром Дауна ЗПР

ПОДА ДЦП

санитарно-педагогического надзора в помещениях для занятий, за состоянием оборудования, пособий, одежды и обуви детей, бронхиальная астма Работа по физической культуре и спорту с больными начинается с определения исходных показателей здоровья, уровня физической подготовленности и индиви-дуальных данных каждого. Указанные формы мероприятий относятся не только к детям с 083, находящихся в Реабилитационном центре стационарно, но и для большинства амбулаторных пациентов,

В целом, рассматривая лечение детских заболеваний в Реабилитационном центре, важно отметить, что в учреждении разработан комплекс упражнений адаптивной физкультуры, который решает задачи по увеличению силовой выносливости мышц туловища, стабилизации сколиотического процесса, закреплению навыка правильной осанки, нормализации функций дыхательной, сердечнососудистой систем и др.

Полные сведения для комплексной оценки физического состояния ребенка включают в себя учет и анализ антропометрических и фи-зиометрических данных, показателей физической подготовленности и работоспособности детей. Например, для детей с четырех лет проводится дозированная нагрузка в виде двадцати приседаний за тридцать секунд, при котором учащенная частота сердечных сокращений не должна превышать 25-30 процентов по отношению к исходной величине, а также не должно быть одышки, утомления, головокружения. Коррекционная работа в Реабилитационном центре основана на принципах индивидуальности, не переутомления, смены умственной и физической активности.

Материально-техническая база Реабилитационного центра включает в себя спортивный, тренажерный залы и ЛФК, имеется стандартный набор спортивного инвентаря и оборудования, уличные тренажеры, полоса препятствий и др., поэтому можно считать, что МТБ учреждения вполне удовлетворительная.

Нами проводилось специальное исследование среди детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП), состоящих на диспансерном учете и наблюдавшихся в Реабилитационном центре, так как их в обслуживании по нозологии наибольшее количество (см. рис.!)

О 50 100 150 200 250 Рисунок 1 Обслуживание детей по нозологии

Основной целью адаптивной физической культуры в учреждении является коррекция

физического развития детей, формирование положительной динамики в состоянии и укреплении здоровья детей, страдающих ДЦП.

Исследование проводилось в три этапа:

1. Сбор и систематизирование материалов в условиях центра, направленных на выявление уровня социальной адаптации детей с ДЦП, составляющих0,8-1 %,относительно всех ортопедических патологий.

2. Осуществлялось наблюдение в течение трех месяцев физического состояния детей-инвалидов, применяющих комплекс физических упражнений адаптивной физической культуры.

3. Анализ и оценка материалов, полученных в результате проведенной работы, формулирование выводов и практических рекомендаций.

При изучении процесса лечения детей, страдающих ДЦП, методами адаптивной физической культуры, стало известно, что в Реабилитационном центре разработан и эффективно применяется специальный комплекс упражнений (более 10 видов), направленных на подавление патологической тонической рефлекторной активности, безусловно, полного излечения не наблюдается, но до 15% занимающихся детей, достигают прогресса в отношении состояния здоровья [6,9].

Определяя эффективность методики адаптации детей-инвалидов и с 0ВЗ средствами физической культуры и спорта в Реабилитационном центре РК, необходимо указать на то, что 100% детей, состоящих на учете, вовлечены в занятия физической культурой. Кроме того, стабильно увеличивается количество детей, желающих участвовать в различных соревнованиях в составе сборной команды Реабилитационного центра в ежегодных республиканских, российских и даже международных

спортивных состязаниях, а также детей, имеющих значительные спортивные достижения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Об эффективности комплексной реабилитации свидетельствуют отчетные данные Реабилитационного центра (см. табл. 2}.

Таблица 2 - Эффективность мероприятий комплексной реабилитации детей-инвалидов за период 2016-2017гг.

№ п/п Показатели эффективности 2oier. 2017 г.

Количество, чел. Эффективность, % Количество, чел. Эффектно н ость, %

1 значительное улучшение 28 4,1 38 5,7

2 улучшение 159 23.2 236 35,4

3 незначительное улучшение 456 66,6 349 52,4

4 без изменений 42 6,1 43 6,5

5 ухудшение - - - -

Следует подчеркнуть, что в Реабилитационном центре с 2017 года внедрены такие формы реабилитационных мероприятий, как иппоте-рапия (лечебная верховая езда), специальный вид адаптивного спорта "Бочче".

Для повышения у детей коммуникативного потенциала проводятся специальные занятия по разработанной сетке мероприятий. В 2017 году было проведено 1727 таких занятий с 211 больными детьми. Действующие методы и формы адаптации в центре способствуют успешным спортивным достижениям, о чем иллюстрируют следующие данные (см таб. 3)

о

CXJ

-Û =t

Q s:

m

CXJ 01

-Z.

Таблица 3 - Показатели работы Реабилитационного центра по адаптивной физкультуре и спорту

за 2017 год

№ п In Спортивные мероприятия Сроки проведения мероприятия Кол-во участников от Реабилит. центра Участие по видам спорта Результат участия

1 Первенство РК по шахматам (Элиста) янв-фев 3 ШЭХМЭТЬ! Второе общекомандное место

2 Первенство России по БОЧЧЕ среди спортсменок с ПОДА (Тульская обл.) март 5 БОЧЧА 7,8,12,13,16 место в личном зачете (всего 78 спортсменов^

3 Всероссийские соревнования по шахматам (Сочи) март 3 ШЭХМЭТЬ! 24 место (из 46 еомацц)

4 Чемпионат России по шах матам (Москва) апсель 2 шахматы участники

5. Республиканские молодежные спортивные игры «Уралан» среди лиц с ОВЗ (Элиста) июнь 12 БОЧЧА да рте армрестлинг 1,2,3 место 1 место 2 место

6 I этап Кубка России по БОЧЧА (Севастополь) июнь 3 БОЧЧА 1 место (ВС-3)

7 Легтляя спартакиада среди лиц с ПОДА (Московская область) июль-август 6 БОЧЧА Третье общекомандное, и третье в личном зачете

8 Открытый Фестиваль адаптивного спорта «Элиста - город равных возможностей» сентябрь 14 Ьег на колясках да рте ' место 3 место

9 Ме!кдународный фестиваль культуры и спорта «Пара-Арт» (Сочи) оент-огт а БОЧЧА Спортивное ориентирований Три первых места 2 и 3 »гста

10. Всероссийская Спартакиада учащихся учебных заведений среди лиц с ПОДА среди юношей и девушек 14-18 лет нояб-дек 5 БОЧЧА Да рте армепорг 3 место 2 и 3 «еста Два Зх моста

ккт • "

5

21

Вышеуказанные данные не требуют особого комментария, т.е. эффект адаптивности физической культуры, как говорится, налицо для сравнительно небольшого лечебного учреждения.

Кроме спортивных мероприятий воспитанники Реабилитационного центра участвуют и во многих спортивно-развлекательных мероприятиях, проводимых как самим учреждением, так и различными региональными организациями. В частности: Комитетом по делам молодежи, спорту и туризму РК, Межрегиональной Южной диабетической ассоциацией, Министерством здравоохранения РК и Министерством социального развития РК, КРО "Всероссийское общество инвалидов" и др. Так, на-

пример, в течение 2016-2017 гг. дети участвовали в Международном Дне инвалидов (320 чел), Днях защиты детей (170 чел.), в выпускных балах "Скоро в школу" и во многих других подобных мероприятиях.

Однако по результатам исследования деятельности Реабилитационного центра нами были выявлены имеющиеся недостатки деятельности. Например, при рассмотрении финансирования Реабилитационного центра ситуация выглядит следующим образом [8] (см. табл. 4}

Таким образом, выяснилось, что преимущественная часть бюджетного финансирования направляется на выплату заработной платы работникам и начислений на нее, а все осталь-

LH

s ^

ü LH

ные расходные статьи финансируются по остаточному принципу, что требует пересмотра такой диспропорции. На наш взгляд, необходимо увеличить финансирование на укрепление материально-технической базы, увеличение штата численности сотрудников, организацию спортивных и развлекательных мероприятий, приобретение лекарственных средств и автотранспорта.

Таблица 4 - Бюджетное финансирование деятельности Реабилитационного центра за 2016-2017гг.

ственной власти Республики Калмыкия или отдельного муниципалитета по предоставлению, так называемых, финансовых сертификатов для детей-инвалидов, направленных на необходимую финансовую поддержку их занятий в спортивных комплексах. Таким образом, занятия физической культурой и спортом как важная часть компонента реабилитации позволит детям-инвалидам и детям с 083 жить наиболее полноценной жизнью, длительно сохраняя жизненный оптимизм, активно участвуя в развитии Российского общества.

№ П/П Наименование статей го1бг., % го17 г., %

1 Заработная плата и начисления 75 75

2 Коммунальные услуги 6 а

3 Содержание имущества 3 4

4 Прочие услуги 4 3

5 Прочие расходы 5 4

6 Увеличение стоимости основных средой 1 0

7 Увеличение стоимости оборотных средет 4 6

< а.

UJ

Изучая рассматриваемую проблему, приходится констатировать факт о недостатке в масштабах Калмыкии адаптивных школ и отделений в муниципальных образованиях, особенно сельских, с наличием соответствующих кадров и достаточным ресурсообеспечением. Кроме этого, желательно организовать для родителей консультативную службу в местах проживания детей-инвалидов.

Не менее актуальной проблемой является отсутствие вдействующих на территории республики 174 общеобразовательных школах кабинетов, оборудованных специальными тренажерами для детей-инвалидов и детей с 083, для занятий, может быть, даже во внеурочное время.

Решением проблемы реабилитации больных детей могло бы стать создание специальной Программы на уровне органов государ-

Примечания:

1. Государственная программа Республики Калмыкия "Доступная среда на 2016-2020 годы" Электронный ресурс. Режим доступа: http://docs.cntcl.ru/dociiment/445041937. Дата обращения: 21.01.2019 г.

2. Теория и практика общественного развития. - Ростов-на-Дону. - 2014. №21.- С. 59.

3. Вебер М,Ю, Развитие адаптивного спорта в Южном федеральном округе: социально-экономические характеристики // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №>21. - Режим доступа: ht ips://cyber ¡eninka.ru/articje/n/razvi tie-adapt ivnogo-sporta-v-y uz hnom-federa! nom-okruge-sotsialno ekonomicheskie-hara kteristiki (дата обращения: 09.03.2019).

4. Лапшин B.A., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1991. - 143 с.

5. Материалы Министерства образования и науки РФ. Электронный ресурс. Режим доступа: http:/ /nion.gov.tu/dok/fgos/7195/. Дата обращения: 28.01.2019 г.

6. Казенное учреждение Республики Калмыкия "Реабилитационный центр для детей и подрост ков с ограниченными возможностями". Текущий архив, д.17. оп. 2. л, 4.

7. Сборник Управления по статистике PK. - Элис та.-2018,-№2.-л. 92.

8. Данные отчета Реабилитационного центра PK. -Элиста, 2016.

ORGANIZATIONAL CULTUREASTHE KEY COMPONENT OF MANAGEMENT OF THE CONVENTIONAL AND INFORMAL A TTiTUDES IN EDUCA TION

Bodneva Natalya Aleksandrovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Primary Education and Humanitarian Disciplines, SGPi branch, Budennovsk

MHovanova Elena Sergeyevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Humanitarian and Social and Economic Disciplines, of Rostov State Transport University (branch), Minerahye Vody Plusnlna Inna Vasityevna, Senior Lecturer, Department of Primary Education and Humanitarian Disciplines, SGPi (branch), Budennovsk

The modern leader of the educational organization needs a set of management tools and mechanisms, they make it possible to respond to the challenges of the external environment immediately. The use of modern technologies in the management practice of the educational organization contributes to the speed of adoption and the effectiveness of control over the execution of decisions, ensuring the sustainability and optimization of the management process, A favorable climate in an educational organization is created by a leader with certain personal qualities, the most prominent adherent of group norms, patterns of behavior that allow him to lead people

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.