Научная статья на тему 'АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудакова Ольга Александровна

В исследовании актуализирована проблема формирования информационной культуры у будущих педагогов начальных классов в процессе профессиональной подготовки в высшей школе в рамках акмеологического аспекта современной науки. В статье раскрыта сущность определений «информационная культура личности» и «информационная культура педагога начальных классов». В работе охарактеризованы компоненты структуры информационной культуры педагога, а также организационно-педагогические условия ее формирования у студентов педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рудакова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS

The study actualizes the problem of the formation of information culture among future primary school teachers in the process of professional training in higher education within the acmeological aspect of modern science. The article reveals the essence of the definitions of «information culture of the individual» and «information culture of the primary school teacher». The paper describes the components of the structure of the information culture of a teacher, as well as the organizational and pedagogical conditions for its formation among students of a pedagogical university.

Текст научной работы на тему «АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

Одиннадцатый вопрос был направлен на выявление знания респондентами отношения К.Д. Ушинского к роли религии в педагогике и роли церкви в воспитании человека. В работах об К.Д. Ушинском прошлого века этот вопрос излагался конъюктурно, идеологизированно, исследователи противопоставляли христианство и педагогическую антропологию К.Д. Ушинского, стараясь найти атеизм педагога, которого не было никогда. Сам К.Д. Ушинский писал: «Мы желали бы, чтобы...церковь и школа, не разрушая, а освящая и озаряя светом мысли и чувства семейный быт и оставляя ему то, что принадлежит по праву всякому христианскому семейству, вывели наш народ из тесной отжившей сферы исключительно патриархального быта в более обширную и свободную сферу гражданского общества -государства и человечества» [2, С. 446]. К.Д. Ушинский полагает, что лишь христианское воспитание составляет действительную основу нравственного и народного воспитания в России и в Европе: «Дело не в том, кто - духовное или светское лицо - должен заведовать народной школой; но в том, чтобы заведующий народной школой был истинный христианский воспитатель, истинный педагог по призванию...» [2, С. 451]. Рассматривая сельскую школу и задачи первоначального обучения, роль учителя в школе и сельской общине, К.Д. Ушинский рассматривал священника лучшим учителем для начальной школы. Одиннадцатый вопрос анкеты ставил задачу выяснить позицию респондентов и их согласие с этим мнением автора.

Этот вопрос вызвал затруднение у большинства обучающихся:

- 237 человек (41,9%), не согласны;

- 211 человек - (37,3%);

- разделяют мнение педагога 118 человек (20,8%).

Считаем, что нужно пересмотреть содержание дидактического материала в учебных пособиях по истории педагогики в части изучения наследия К. Д. Ушинского. За последние тридцать лет появилось достаточное количество серьезных, обстоятельных исследований идей К.Д. Ушинского, раскрывающих вклад автора в религиозную педагогику, показывающих духовные основы педагогического мировоззрения автора.

Двенадцатый вопрос дает возможность узнать мнение респондентов о критике К.Д. Ушинским рецептурности в педагогике. Говоря о пользе педагогической литературы, он противопоставлял педагогические источники, написанные на научной основе и сборники педагогических ситуаций эмпирического характера. Ответы респондентов:

- 221 человек (39,0%) разделяют мнение педагога;

- 271 (48,1%) - не знают ответа на вопрос;

- 73 человека (12%) не согласны с мнением педагога.

позволяют сделать вывод, что будущие педагоги рассматривают научную и учебную литературу по профессии с точки зрения внешней полезности, как некий источник готовых решений, что, конечно, в принципе неверно.

Выводы. Результаты опроса позволили установить особенности восприятия наследия К.Д. Ушинского будущими педагогами, которые вступят в образовательные отношения в принципиально иных социокультурных условиях жизни нашей страны (программный подход к воспитанию, доминирование духовно-нравственных начал в жизни образовательной организации, создание цифровой образовательной среды и др.).

В целом можно констатировать, что будущий педагог знаком с наследием К.Д Ушинского и его отношение к творчеству великого педагога согласуется с принятыми в академической науке позициями. Вместе с тем, полагаем, что в профессиональной подготовке следует учить студента актуализировать педагогические идеи, имеющие востребованный характер, обращать внимание студентов на то, что педагогическая антропология К.Д. Ушинского имеет мировоззренческий характер, в модернизация отечественной школы основывается на антропологическом подходе, разработанном К.Д. Ушинским.

Литература:

1. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988. - Т. 5. - С. 8.

2. Ушинский, К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании / К.Д. Ушинский // Собрание сочинений: В 10 т. -М., 1948. - Т. 2.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Рудакова Ольга Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ

ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация. В исследовании актуализирована проблема формирования информационной культуры у будущих педагогов начальных классов в процессе профессиональной подготовки в высшей школе в рамках акмеологического аспекта современной науки. В статье раскрыта сущность определений «информационная культура личности» и «информационная культура педагога начальных классов». В работе охарактеризованы компоненты структуры информационной культуры педагога, а также организационно-педагогические условия ее формирования у студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: информационная культура, формирование информационной культуры будущего педагога начальных классов, информатизация образования, информационные технологии, информационная среда.

Annotation. The study actualizes the problem of the formation of information culture among future primary school teachers in the process of professional training in higher education within the acmeological aspect of modern science. The article reveals the essence of the definitions of «information culture of the individual» and «information culture of the primary school teacher». The paper describes the components of the structure of the information culture of a teacher, as well as the organizational and pedagogical conditions for its formation among students of a pedagogical university.

Key words: information culture, formation of the information culture of the future primary school teacher, informatization of education, information technology, information environment.

Введение. Профессиональное развития педагога начального образования - процесс непрерывный, который берет свое начало с момента решения личности связать свою жизнь с педагогической деятельностью и формирования профессионально-педагогической направленности личности. Продолжается данный процесс в рамках профессиональной

подготовки будущего педагога начального образования в педагогическом вузе, позже - в контексте реальной педагогической деятельности в школе, в рамках повышения квалификации в учреждениях дополнительного образования.

Один из первых и важнейших этапов процесса профессионального развития педагога начального образования реализуется в рамках его профессиональной подготовки в высшей школе, т.к. в современных условиях реализации профессионального образования будущего педагога начальных классов наиболее актуальным становится вопрос не просто повышения уровня теоретической профессиональной подготовки, а, в первую очередь, создания условий для практической насыщенности образовательного процесса профессионального становления будущих специалистов.

Изложение основного материала статьи. Одним из факторов, определяющих развитие мирового социума, является умение человека находить, получать и продуктивно использовать информацию в различных сферах жизни. Процессы преобразования общества, вызванные многочисленными факторами, в том числе научным прогрессом, вызвали расширение образовательных задач, обосновали потребность в разработке новой концептуальной основы, определяющей современную образовательно-педагогическую деятельность.

Концептуальная направленность информатизации образования определяется понятием «компьютерная грамотность», которое постепенно расширилось до понятия «информационная культура» [1].

Одними из главных задач высшего профессионального образования на современном этапе являются:

- подготовка будущих специалистов к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации;

- вооружение их новейшими средствами и технологиями работы;

- формирование информационной культуры.

По определению А.А. Гречихиной, информационная культура реализуется через информационную деятельность аксиологического характера, то есть обусловленную ценностями культуры [2].

Р.Ю. Хурум информационную культуру личности определяет «наличием характеристик, параметров, определяющих готовность эффективно решать широкий круг повседневных задач независимо от особенностей узких специальных видов деятельности, выполнять широкий спектр социальных ролей безотносительно конкретной профессиональной деятельности» [4].

Актуальность формирования информационной культуры будущих педагогов начальных классов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе связана с расширением влияния на молодежь средств массовой коммуникации. Осознание масштабов информационного влияния предопределяет необходимость применения личностно-ориентированного подхода к развитию критического мышления будущих специалистов, становления защитного механизма у студентов к значительному влиянию средств массовой коммуникации, которое является неоднозначным.

Анализ философской и психолого-педагогической литературы позволяет определить, что информационная культура педагога - это составляющая общей культуры личности, которая предполагает свободное ориентирование в современной информационной среде, способность воспринимать и анализировать новую информацию, а также готовность к использованию современных информационных и коммуникационных технологий в процессе реализации профессиональной деятельности.

Содержание информационной культуры рассматривается исследователями как совокупность общеобразовательной, мировоззренческой и профессиональной составляющих.

Общеобразовательная составляющая включает знания и умения эффективного использования информационных ресурсов, знания возможностей компьютерных информационных технологий и умения их использовать, знания и понимание основных направлений указанных технологий в процессе осуществления непосредственной педагогической деятельности и дальнейшего профессионального развития. Мировоззренческая составляющая предусматривает понимание студентами сущности информации и информационных процессов, их роли в процессе познания окружающей действительности. Данная составляющая включает также способность предвидеть последствия собственных действий, умение подчинять личные интересы нормам поведения в конкретном обществе. Профессиональная составляющая включает понимание студентом целей и направлений использования современных информационных технологий в образовательных учреждениях; умения и навыки работы с современными информационными технологиями, а также с программным обеспечением социального назначения.

Структура информационной культуры будущего педагога представляет собой сложное интегративное образование, которое определяется исследователями через такие основные компоненты:

- мотивационный;

- эмоционально-волевой;

- содержательный;

- операционно-действенный.

Информационная культура, по мнению В.Н. Мясищева, состоит из следующих компонентов: гностического, эмоционального, операционного. Все эти три компонента, согласно взглядам ученого, взаимосвязаны и определяют качества будущего педагога, которые необходимы для успешного осуществления профессиональной деятельности с применением новейших технологий [3].

На основе анализа теоретических источников современной педагогической науки, можем заключить, что многие исследователи сходятся на том, что формирование информационной культуры будущих педагогов целесообразно обеспечивать путем организации специальной подготовки, основу которой составляют дисциплины в области информатики, а также других дисциплин гуманитарного, социально-экономического или естественнонаучного блока.

По мнению Н.И. Гендиной, наибольший объем знаний, связанных со сферой информационной культуры, приходится на изучение разнообразных источников информации, а наибольший объем умений - на овладение способов аналитико-синтетической переработки информации [1].

Эффективность формирования информационной культуры будущих педагогов в ходе их профессиональной подготовки в высшей школе достигается, прежде всего, путем обоснования на теоретическом уровне системы ее формирования, составляющими которой являются:

- целеполагание, ориентированное на достижение высокого уровня сформированности информационной культуры;

- обеспечение его содержательным и технологическим компонентами профессиональной подготовки.

Эффективность системы формирования информационной культуры будущего педагога в значительной степени

предопределяется тем, насколько процесс профессиональной подготовки базируется на закономерностях и принципах профессиональной подготовки.

Оптимизировать процесс формирования информационной культуры будущих педагогов и существенно влиять на повышение уровня ее сформированности возможно путем применения в процессе профессиональной подготовки таких инновационных технологий как метод проектов, метод компьютерного моделирования, использование информационных

ресурсов, способствующих активизации познавательной деятельности будущих специалистов по использованию современных информационных и коммуникационных технологий в будущей профессиональной деятельности.

На основе изучения опыта педагогических вузов обратимся к определению условий, соблюдение которых способствует оптимизации процесса формирования информационной культуры будущих педагогов в системе их профессиональной подготовки. К таким организационно-педагогическим условиям относятся: создание информационной среды; информационное насыщение содержательного и технологического компонента профессионально направленных дисциплин; разработка и использование информационных программ в процессе преподавания профессионально направленных дисциплин и различных видов практики; обеспечение взаимосвязи между процессом профессиональной подготовки будущих педагогов и процессом их профессиональной деятельности [5].

Выводы. Таким образом, профессиональная подготовка будущих педагогов должна осуществляться в новой личностно-ориентированной парадигме, предусматривать актуализацию профессионально важных личностных качеств, ориентироваться на формирование компетенций педагога, а также создание системы профессиональных навыков, которые позволят будущему специалисту достигать профессионального успеха и обеспечат его самореализацию.

Указанные направления и рекомендации выступают в свою очередь основными организационно-педагогическими условиями реализации качественной профессиональной подготовки будущих специалистов в соответствии с теми требованиями, которые выдвигает современное общество к педагогу-профессионалу. Иными словами, это условия формирования конкурентоспособных специалистов, знания которых не оторваны от реалий современной жизни и запросов общества.

Литература:

1. Гендина, Н.И. Основы информационной культуры / Н.И. Гендина // Основы информационной культуры: сб. метод. материалов. - Кемерово, 1999. - С. 6-7

2. Гречихина, А.А. Информационная культура (Опыт определения и типологического моделирования) / А.А. Гречихина // Проблемы информационной культуры: сб. статей / под ред. Ю.С. Зубова и И.М. Андреевой. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1994. - 215 с.

3. Мясищев, В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи / В.Н. Мясищев // Проблемы способностей. [Материалы конференции, 22-24 июня 1960 г., Ленинград]. - М., 1962. - 308 с.

4. Хурум, Р.Ю. Формирование информационной культуры педагога / Р.Ю. Хурум // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2007. - № 26. - С. 1-14

5. Шилова, О.Н. Информационная культура в профессиональной подготовке современного педагога / О.Н. Шилова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2004. - № 9. - С. 149-158

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Садыкова Оксана Ильисовна

Российский университет транспорта (МИИТ) (г. Москва); кандидат технических наук, доцент Козлов Максим Владимирович

Российский университет транспорта (МИИТ) (г. Москва)

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Аннотация. В статье дано обоснование внедрения содержания дисциплины «Математическое моделирование в профессиональной деятельности» нового типа в процессе подготовки инженеров путей сообщения. При разработке содержания дисциплины авторы учитывали современные тенденции развития данной области знаний. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся технологий управления качеством образования в высшей школе. Описан опыт работы кафедры «Нетяговый подвижной состав» по внедрению данной дисциплины в учебный процесс. Обоснованно рассмотрение различных задач и методик построения математических моделей применительно к железнодорожному транспорту. В статье обосновывается значимость внедрения в содержание образования достижений научно технического прогресса, Авторы показали необходимость демонстрации знаний по математическому моделированию в профессиональной деятельности, с целью повышения уровня подготовки будущих специалистов в области транспорта, формирования профессиональных компетенций, обучающихся и коммуникативной культуры отдельной личности и сообщества (преподаватели и студенты) в целом. Для обоснования необходимости внедрения содержания нового типа в работе проанализированы основные методологические аспекты в образовании. Авторы показали, что обучение по дисциплине «Математическое моделирование в профессиональной деятельности» фокусируется на открытии новых знаний в данной области. У студентов формируются умения самостоятельно обрабатывать экспериментальные данные, искать связи, подбирать методы математического моделирования, находить решения, ориентироваться в созданной университетом образовательной среде, адаптироваться к электронному обучению и дистанционным технологиям.

Ключевые слова: содержание, электронные курсы, самообучение, самотестирование, технология, познавательная самостоятельность.

An^tat^. the article substantiates the introduction of the content of the discipline "Mathematical modeling in professional activity" of a new type in the process of training railway engineers. When developing the content of the discipline, the authors took into account the current trends in the development of this field of knowledge. The article deals with issues related to the technologies of quality management of education in higher education. The experience of the department of "Non-traction rolling stock" on the introduction of this discipline into the educational process is described. The consideration of various tasks and methods of constructing mathematical models in relation to railway transport is justified. The article substantiates the importance of introducing the achievements of scientific and technological progress into the content of education, the authors have shown the need to demonstrate knowledge of mathematical modeling in professional activity, in order to improve the level of training of future specialists in the field of transport, the formation of professional competencies, students and the communicative culture of an individual and community (teachers and students) as a whole. To substantiate the need to introduce a new type of content in the work, the main methodological aspects in education are analyzed. The authors showed that the training in the discipline "Mathematical modeling in professional activity" focuses on the discovery of new knowledge in this field. Students develop the ability to independently process experimental data, search for connections, select mathematical modeling methods, find solutions, navigate the educational environment created by the university, adapt to e-learning and distance technologies.

Key words: content, e-courses, self-study, self-testing, technology, cognitive independence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.