Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА'

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / КАЧЕСТВО / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бичева И. Б.

Статья посвящена актуальной проблеме развития информационной культуры будущего педагога в современных условиях социокультурного развития и информатизации общества. Проведен научно-теоретический анализ понятия «информационная культура». Ключевой и определяющей дефиницией в раскрытии содержания информационной культуры будущих педагогов автором принято понятие «культура», как наиболее полно отражающее актуальные направления педагогического образования в общественно-историческом и социально-культурном контекстах. Определены педагогические условия развития информационной культуры будущих педагогов дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION CULTURE AS A FACTOR OF SOCIAL AND CULTURAL DEVELOPMENT OF A FUTURE TEACHER

Article is devoted to an urgent problem of development of information culture of future teacher in modern conditions of sociocultural development and informatization of society. The scientific-theoretical analysis of the concept «information culture» is carried out. The key and defining definition in disclosure of content of information culture of future teachers by the author the concept «culture» as the most fully reflecting the urgent directions of pedagogical education in socio-historical and welfare contexts is accepted. Pedagogical conditions of development of information culture of future preschool teachers are defined.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

И. Б. БИЧЕВА,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования НГПУ им. К. Минина

irinabicheva@bk.ru

Статья посвящена актуальной проблеме развития информационной культуры будущего педагога в современных условиях социокультурного развития и информатизации общества. Проведен научно-теоретический анализ понятия «информационная культура». Ключевой и определяющей дефиницией в раскрытии содержания информационной культуры будущих педагогов автором принято понятие «культура», как наиболее полно отражающее актуальные направления педагогического образования в общественно-историческом и социально-культурном контекстах. Определены педагогические условия развития информационной культуры будущих педагогов дошкольного образования.

Article is devoted to an urgent problem of development of information culture of future teacher in modern conditions of sociocultural development and informatization of society. The scientific-theoretical analysis of the concept «information culture» is carried out. The key and defining definition in disclosure of content of information culture of future teachers by the author the concept «culture» as the most fully reflecting the urgent directions of pedagogical education in socio-historical and welfare contexts is accepted. Pedagogical conditions of development of information culture of future preschool teachers are defined.

Ключевые слова: культура, информационная культура, социокультурное развитие, качество, педагог дошкольного образования

Key words: culture, information culture, .sociocultural development, quality, preschool teacher

Влияние современных тенденций общественного развития и важность роли образования как ведущего института социальной практики, призванного сформировать профессионально компетентного специалиста, способного к творческой реализации своих профессиональных функций, акцентируют профессионально-этические и культурно-нравственные аспекты образовательной деятельности. Приоритет воспитания личности, способной к профессиональному творчеству, приводит

к необходимости активизации социально значимой деятельности и созданию условий для становления информационной активности. Обращение к личности как к ценности актуализирует культурно-содержательные и организационные изменения в предоставлении качественных информационно-образовательных услуг за счет высокой культурной самоорганизации и профессионализма педагогов в решении ценностных задач профессионально-педагогической деятельности.

В этой связи особое значение придается развитию информационной культуры обучающихся как важному фактору, связанному с выполнением социального заказа на качество профессионально-культурной информационной подготовки специалистов.

Целью данной статьи являются контекстуальный анализ понятия «информационная культура» и обоснование педагогических условий развития информационной культуры будущих педагогов дошкольного образования.

Информационная культура исследуется учеными различных областей знаний, что и обуславливает понятийный контекст данного понятия, которое рассматривается как качественная характеристика личности, обеспечивающая его жизнедеятельность, возможности развития и успешную профессиональную самореализацию (А. Г. Гейн, Е. А. Медведева, И. Г. Хан-гельдиева и др.); умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, анализировать, интерпретировать, преобразовывать информацию; прогнозировать и контролировать последствия компьютеризации (В. Е. Умников и др.); способность к эффективному взаимодействию, сотрудничеству и обмену информацией (А. Матюшкин-Герке, В. Каймин и др.); проявление творчества (В. В. Бизюк).

Важными составляющими информационной культуры признаются сочетание таких компонентов, как культура поиска информации и восприятия; умение работать с большими объемами сведений, сохранять и передавать полученную информацию, четко излагать результаты деятельности; знание регламентирующих норм использования интеллектуальной собственности (В. А. Минкина, В. В. Брежева и др.).

В исследованиях К. С. Арсеньева информационная культура раскрывается как синоним понятия «информационная грамотность», а ее основой определяется «наличие у индивида критического отношения к информации, формирующегося в

ходе практического осмысления результатов познания» [9, с. 29].

Важными для нас явились исследования, отражающие аксиологические основания функционирования и анализа информации, в которых информационная культура представлена как область культуры, обусловленная ее ценностями (прежде всего общечеловеческими духовными) и мировоззрением личности (Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Ста-родубова и др.).

При раскрытии понятия «информационная культура» во взаимосвязи с общей культурой личности отмечается ее деятельностный и системный характер (Е. В. Гнатышина). В деятельностном плане — это приобщение и освоение субъектом общекультурных норм и их интерио-ризации в профессионально-информационную сферу деятельности. В системном плане — это образование, включающее различные структурно-функциональные компоненты (аксиологические, личностно-творческие, технологические и др.) [7].

Ключевой и определяющей дефиницией в раскрытии содержания информационной культуры будущих педагогов нами принято понятие «культура» как наиболее полно отражающее актуальные направления педагогического образования в общественно-историческом и социально-культурном контекстах. По мнению Ю. С. Брановского, А. С. Молчанова, современные условия формируют новую информационную культуру, которая может стать важным элементом общей культуры человечества [5].

Понимание образования в контексте культуры позволяет связать включение личности в социокультурное информационно-профессиональное пространство развития, в поле которого личность присваивает ценности культуры, свободно проявляет индивидуальные способы культурного саморазвития и самоопределения.

Современные условия формируют новую информационную культуру, которая может стать важным элементом общей культуры человечества.

Исследуемый контекст развития информационной культуры предполагает применение педагогических условий, направленных на успешное формирование информационной компетентности будущих педагогов.

Развитие информационной культуры подчиняется основным закономерностям социокультурного развития; обеспечивается нормами и правилами гармоничного профессионального взаимодействия между педагогами и обучающимися в области визуальной коммуникации информационно-коммуникативного пространства; предполагает соблюдение нравственно-правовых норм использования информационных средств, цитирования используемой информации, оценку качества цифровых образовательных ресурсов в соответствии с заданными образовательными задачами. Индикатором информационной культуры является нравственное отношение субъекта к профессиональной деятельности, во многом определяемое устойчивостью убеждений, жизненной позицией, персональной ответственностью и этическими способами поведения [3; 4].

Однако анализ современного состояния развития информационной культуры будущих педагогов дошкольного образования показывает, что у студентов отмечается неустойчивая мотивация к ее развитию в процессе самообразования как способа информационно-профессионального роста. Это свидетельствует о недооценке воспитательно-образовательных возможностей педагогического образования и позволяет выделить принципиальные для развития информационной культуры педагогов установки:

3 целостное развитие информационных способностей каждого обучающегося;

3 ориентация на нормы социокультурной информационной деятельности;

3 формирование профессиональных компетенций.

Исследуемый контекст развития информационной культуры предполагает применение педагогических условий, направленных на успешное формирование

информационной компетентности будущих педагогов, реализация которых будет способствовать повышению уровня их информационной культуры [2]. Мы выделяем пять групп педагогических условий.

3 Первая группа — социально-мировоззренческие условия — направлена на осознание развития информационной культуры как личностно, социально и профессионально необходимой целостной системы подготовки, активно влияющей на эффективную профессиональную деятельность. Важность осознания информационной культуры характеризует методологическую роль информации в современном мире; систему ценностных ориента-ций, взглядов и позиций в процессе информационного взаимодействия; развитие конструктивных коммуникативных навыков, необходимых в профессиональной деятельности. Данная группа условий характеризует мотивационно-целевую направленность развития информационной культуры обучающихся, которая соотносится с результатом обучения, ценностными ориентациями и во многом зависит от направленности личности педагогов. Осмысленность мировоззрения и личностное принятие студентами информационной культуры как основы профессиональной деятельности существенно влияют на социально-нравственные аспекты, отражающие знания, идеи, нормы, традиции в реализации профессиональных функций.

3 Вторая группа — инструментально-технические и информационно-обучающие условия — обеспечивает предметно-содержательное построение социокультурной информационно-образовательной среды в соответствии с принципами научности, социальной активности, профессиональной мобильности, системности. Это предполагает использование электронных учебников, дидактических материалов в процессе лекционных и практических занятий; создание электронных каталогов, электронной почты и т. д., а также наличие и использование локальных и гло-

бальных сетей связи и обмена данными, мультимедийных технологий, электронной библиотеки; применение компьютерных систем и программ обучения, контроля и др.

3 Третья группа — содержатепьно-ме-тодические усповия — отражает когнитивные аспекты овладения сущностными понятиями культуры, в том числе информационной; обеспечивает системное изменение содержания обучения путем включения знаний, умений и навыков, направленных на формирование необходимого уровня личностной, общекультурной, деятельностной и информационной компетенций.

3 Четвертая группа —процессуапьно-деятепьностные усповия — специально организует и обеспечивает поэтапный процесс развития информационной культуры обучающихся на принципах и методах интерактивного обучения и оценивания; способствует освоению технологий межличностного взаимодействия и эффективной коммуникации. Овладение информационно-образовательными технологиями расширяет возможности саморазвития в области различных форм коммуникаций за счет открытости, проблемно-поисковой информативности образовательного процесса, обеспечивая потребность обучающихся в получении качественных образовательных услуг.

Для будущего педагога дошкольного образования овладение информационными образовательными технологиями становится активным способом обновления форм и методов работы с детьми с позиции современных принципов информатизации общества; информационно-насыщенной образовательной среды, обогащающей интеллектуальный и эмоциональный опыт и впечатления ребенка, позволяющей расширить возможности творческих устремлений, усилить познавательную активность в приобретении и осмыслении знаний, что в будущем поможет ему адаптироваться к жизни в информационном обществе со всеми его воз-

можностями, угрозами, вызовами и рисками.

3 Пятая группа—рефпексивно-оценоч-ные усповия — характеризует совокупность ожидаемых результатов обучения и реально сформированной информационной культурой. Они выражаются в общепризнанных терминах оценки качества образовательных достижений, предоставляют возможности для оценки информационной культуры обучающихся по таким критериям, как направленность на общечеловеческие ценности, образованность; информационная дисциплина, увлеченность, инициативность, грамотность и компетентность в использовании информационных ресурсов, коммуникативных технологий; информационная ответственность; конструктивное взаимодействие в информационном пространстве и др.

Предлагаемые группы педагогических условий проходят апробацию в системе профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования, обеспечивая целостность и подвижность социокультурной информационно-образовательной среды, что приводит к получению системного общего результата — развитию информационной культуры. В практической деятельности обучающихся это проявляется в том, что они:

3 понимают культурно-нравственную сущность и социальную значимость информации для собственного профессионального развития и приобретения информационного опыта;

3 осознают недостаток профессиональной информации и необходимость ее поиска в соответствии с научно-этическими и правовыми нормами использования, применения, тиражирования;

3 проявляют готовность к культурным способам освоения информации, приобретения и ее творческого преобразования;

Для будущего педагога дошкольного образования овладение информационными образовательными технологиями становится активным способом обновления форм и методов работы с детьми с позиции современных принципов информатизации общества.

3 ориентируются в различных информационных потоках, выделяя в них главное и необходимое, критически осмысливая, структурируя, систематизируя информацию и приобретаемый опыт;

3 принимают ответственные и объективные решения при планировании и осуществлении профессиональной деятельности, основываясь на критерии необходимости и достаточности информационного содержании в соответствии с социокультурными нормами;

3 владеют навыками работы с различными источниками информации и методами конструктивного взаимодействия и сотрудничества при информационном обмене, выступая носителями норм и смыслов;

3 владеют знаниями и сущностными понятиями, лежащими в основе информационной культуры, а также содержательными особенностями современной культуры, способами воспроизводства культуры в себе;

3 умеют проводить самоанализ, самооценку, проектирование и коррекцию информационной культуры в соответствии с целевыми ориентирами;

3 стремятся к творческой информационной самореализации и информационному самопознанию, испытывая потребность в создании новой информации с помощью образовательных средств инфор-

ЛИТЕРАТУРА _

мационно-коммуникационных технологий, в сохранении и передачи наиболее актуальной информации.

Все вышеизложенное позволяет заключить, что информационная культура, рассматриваемая в контексте общего уровня развития культуры человека, обусловлена его индивидуально-личностными характеристиками, которые отражают:

3 осознанную реализацию смыслов, значений, нормативов информационной культуры с точки зрения общекультурных и личностно-профессиональных ценностей;

3 принятие информационного самосовершенствования и самореализации в профессии как ценности;

3 необходимую системность и полноту овладения компетенциями и информационным опытом.

Таким образом, целенаправленное развитие информационной культуры будущих педагогов дошкольного образования, с одной стороны, обеспечивает предметно-содержательную организацию обучения в едином и непрерывном процессе их профессионально-информационного совершенствования, а с другой — позволяет своевременно осуществлять коррективы в индивидуальном профессионально-информационном развитии, выстраивая информационную образовательную политику каждого обучающегося.

1. Беликова, Н. В. Проблема подготовки педагогов дошкольного образования: региональный аспект / Н. В. Белинова, А. Ю. Старикова // Общество: социология, психология, педагогика. — 2016. — № 2. — С. 108—110.

2. Бичева, И. Б. Развитие информационно-коммуникационной компетентности будущих педагогов в образовательном процессе вуза / И. Б. Бичева, А. Ю. Старикова // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации : материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием, 28—29 ноября 2016 г. / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. — Ульяновск : Зебра, 2016. — С. 300—303.

3. Бичева, И. Б. Социокультурный подход в профессиональной подготовке педагога / И. Б. Бичева, И. Д. Сулимова, А. Е. Терехина // Успехи современной науки. — 2016. — Т. 1. — № 9. — С. 98—101.

4. Бичева, И. Б. Структура и содержание профессиональной этики будущего педагога: теоретико-образовательный контекст / И. Б. Бичева, В. С. Варивода//Вестник Мининского университета. — 2016. — № 3 (16). — С. 6—7.

5. Брановский, Ю. С. Педагогические информационные инновации (введение в педагогическую информатику) : учебное пособие / Ю. С. Брановский, А. С. Молчанов. — Ставрополь : Изд-во СГУ, 2001. — 88 с.

6. Гендина, Н. И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный

и российский подходы к решению проблемы / Н. И. Гендина // Открытое образование. — 2007. — № 5(64). — С. 58—69.

7. Гнатышина, Е. В. Системно-деятельностный подход как общенаучная основа исследования формирования информационной культуры будущего педагога профессионального обучения / Е. В. Гнатышина // Педагогическое образование и наука. — 2012. — № 12. — С. 80—85.

8. Груздева, М. Л. Современные концепции формирования информационной культуры: сравнительный анализ / М. Л. Груздева, Н. И. Тукенова // Вестник Мининского университета. — 2015. — № 4 (12). —

С. 13—14.

9. Новые информационные технологии в образовании : материалы междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 1—4 марта 2011 г. : в 2 ч. — Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2011. — Ч. 1. — 318 с.

10. Сафонова, О. А. Информационно-управленческая среда дошкольного образовательного учреждения / О. А. Сафонова, Л. В. Красильникова // Нижегородское образование. — 2012. — № 3. — С. 28—34.

11. Belyaeva, T. K. The model of pedagogical work differentiation in the framework of the teacher training modernization / T. K. Belyaeva, N. V. Belinova, I. R. Novik, T. L. Shabanova, M. Yu. Shlyakhov // International Review of Management and Marketing. — 2016. — Vol. 6. — № S3. — С. 32—38.

ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Н. С. РУДЕНКО, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка, методики и переводоведения УрГПУ (Екатеринбург) nadezhda.s.rudenko@gmail.com

Статья посвящена проблеме оптимизации иноязычной подготовки студентов педагогического вуза посредством внедрения в образовательный процесс сетевых учебных модулей, реализуемых с использованием ресурсов глобальной виртуально-учебной мультикультурной среды. В статье описывается образовательный потенциал данной среды с позиции ее возможностей для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Автором статьи предложена система международных образовательных модулей непрерывной иноязычной подготовки педагогических кадров, планируемых к реализации на базе Уральского государственного педагогического университета.

The paper highlights the issue of optimizing foreign language preparation of intending teachers through the introduction of network educational modules realized via the global multicultural virtual learning environment. The paper discusses educational opportunities of such an environment in terms

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.