Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / информационная культура / воспитатель / педагог / дошкольное образование / подходы / профессионально важные качества / формирование / информационная культура воспитателя / culture / information culture / educator / teacher / preschool education / approaches / professionally important qualities / formation / information culture of the educator

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аббасова Левиза Иловиевна, Сейтмамбетова Севиля Рушэновна

статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования информационной культуры будущих воспитателей. Статья раскрывает содержание понятий «культура», «информационная культура», «информационная культура будущего педагога». Проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Раскрыты методы и подходы исследования информационной культуры, а также рассмотрены особенности формирования информационной культуры будущих педагогов дошкольной образовательной организации, охарактеризованы основные профессионально важные качества формирования информационной культуры будущих воспитателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аббасова Левиза Иловиевна, Сейтмамбетова Севиля Рушэновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE INFORMATION CULTURE OF FUTURE EDUCATORS

the article is devoted to the current problem of forming the information culture of future educators. The article reveals the content of the concepts "culture", "information culture", "information culture of the future teacher". The psychological and pedagogical literature on the research problem is analyzed. The methods and approaches of information culture research are disclosed, as well as the features of the formation of information culture of future teachers of preschool educational organizations are considered, the main professionally important qualities of the formation of information culture of future educators are characterized.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ »

PEDAGOGICAL SCIENCES

FORMATION OF THE INFORMATION CULTURE OF FUTURE

EDUCATORS 1 2 Abbasova L.I. , Seitmamabetova S.R. (Russian Federation)

Email: Abbasova581@scientifictext.ru

'Abbasova Leviza Ilovievna - PhD in Pedagogy, Associate Professor;

2Seytmambetova Sevilya Rushenovna - Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY BY FEVZIYAKUBOV, SIMFEROPOL, REPUBLIC OF CRIMEA

Abstract: the article is devoted to the current problem of forming the information culture of future educators. The article reveals the content of the concepts "culture", "information culture", "information culture of the future teacher". The psychological and pedagogical literature on the research problem is analyzed. The methods and approaches of information culture research are disclosed, as well as the features of the formation of information culture of future teachers of preschool educational organizations are considered, the main professionally important qualities of the formation of information culture offuture educators are characterized.

Keywords: culture, information culture, educator, teacher, preschool education, approaches, professionally important qualities, formation, information culture of the educator.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ

ВОСПИТАТЕЛЕЙ 12 Аббасова Л.И. , Сейтмамабетова С.Р. (Российская Федерация)

'Аббасова Левиза Иловиевна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Сейтмамбетова Севиля Рушэновна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования информационной культуры будущих воспитателей. Статья раскрывает содержание понятий «культура», «информационная культура», «информационная культура будущего педагога». Проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Раскрыты методы и подходы исследования информационной культуры, а также рассмотрены особенности формирования информационной культуры будущих педагогов дошкольной образовательной организации, охарактеризованы основные профессионально важные качества формирования информационной культуры будущих воспитателей.

Ключевые слова: культура, информационная культура, воспитатель, педагог, дошкольное образование, подходы, профессионально важные качества, формирование, информационная культура воспитателя.

В настоящее время развитие общества характеризуется изменениями социально-экономических условий, которые повлекли за собой модернизацию системы образования, что, в свою очередь, обусловило дальнейшее развитие инновационных процессов в системе обучения и воспитания. Общество ставит перед образованием задачу подготовки специалистов инновационного типа, обладающих нестандартным творческим мышлением и продуктивной деятельностью, готовых применять информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе и управлении образованием, активно

18

участвующих в процессе информатизации образования и обладающих высоким уровнем информационной культуры, которая включает знания об информационной среде, законы ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. В этом контексте возрастает актуальность разработки новых подходов к процессу формирования информационной культуры будущих воспитателей ДОО. Сложившаяся ситуация заставляет по-новому взглянуть на ресурсы образовательной системы, которые пока еще используются недостаточно: не создаются условия для эффективного формирования информационной культуры педагогов, медленно внедряются инновационные технологии обучения.

Проблеме формирования информационной культуры, как в концептуальном плане, так и в плане дидактико-методической реализации основных идей, посвящены труды В.И. Андреев [1], В.А. Каймина [4], Ю.З. Кушнер [5], Е.С. Полат [6] и др.

По мнению многих известных ученых, информационную культуру возможно сформировать только непрерывно, на протяжении всей профессиональной деятельности. Процесс формирования информационной культуры будущего воспитателя зависит от степени включенности информационной компоненты в профессиональную деятельность и от способности личности к рефлексии информационного поведения.

Рассмотрим термин «культура», который употребляется в значении уровня образованности, информированности и воспитанности человека, «информационная культура» и уточним определение понятия «информационная культура будущих воспитателей дошкольной образовательной организации» с учетом современных исследований и подходов.

Методологический анализ определений термина «культура» демонстрирует разнообразие методов и подходов исследования культуры: антропологический, аксиологический, исторический, психологический, гносеологический, праксеологический, метрологический, семиотический, социологический, информационный, кибернетический [5]. Согласно деятельностному подходу к культуре ее можно определить, как способ действенного бытия человека, обусловленный природой и социумом. Так, во Всемирной энциклопедии философское определение подается с позиций деятельностной активности: «Культура -система надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, которые исторически развиваются и выступают условием воспроизводства и изменения общественной жизни во всех ее основных проявлениях» [2].

Достаточно детальный анализ информационной культуры представлен в работах Ю.С. Брановского. Автор анализирует информационную культуру личности в качестве способности и потребности специалиста использовать доступные информационные возможности для системного и осмысленного поиска нового познания, его интерпретации и распространения [3].

Для выявления особенностей информационной культуры воспитателя дошкольного образования, необходимо определить характер и состав информационных потоков, которые применяются педагогом в профессионально-педагогической деятельности.

Информационная культура педагога - это интегрированное личностное образование, которое включает не только умение работать с компьютером, но и ориентироваться в прогрессивной информационной среде, находить, отбирать и критически анализировать информационные ресурсы, общаться с поддержкой передовых средств коммуникации.

На сегодняшний день нет общепризнанного понимания понятия «информационная культура педагога», проанализируем некоторые определения информационной культуры педагога различных научных деятелей.

Информационная культура будущего педагога, по мнению В.А. Каймин [4], считается «относительно целостной подсистемой общей профессиональной культуры человека», продуктом его творческих возможностей и в совокупности с профессионально важными качествами педагога проявляется в следующих аспектах:

- высокая коммуникативная культура;

- осознание и умение правильно интерпретировать тенденции становления информационного общества;

- владение основами аналитической переработки информации;

- умение работать с разного рода информацией;

- знание особенностей информационных потоков в собственной сфере деятельности;

- эффективная работа с современными информационными технологиями;

- умение извлекать информацию из всевозможных источников и представлять ее в понятном виде;

- способности применения технических устройств;

- владение способами психолого-экологической защиты от неблагоприятной информации.

В этот список можно добавить еще следующие аспекты:

- умение оценивать качество информации: ее правдивость и важность;

- умение интегрировать разнопредметную информацию;

- умение создавать собственную информацию.

Под информационной культурой педагога дошкольного образования мы понимаем умение поставить проблему, оперативно отыскать нужную информацию, оценить ее полезность, выбрать главное, структурировать для учебно-воспитательных задач, преднамеренно и осознанно использовать для решения установленных задач.

Список литературы /References

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. Казань, 1996. С. 568.

2. Библер В.С. Мышление как творчество / В.С. Библер. М.: Мысль, 2005, 199 с.

3. Брановский Ю.С. Работа в информационной среде / Брановский Ю., Беляева А. // Высшее образование в России, 2002. № 1. С. 81-87.

4. Каймин В.А. Информатика: учебник для студ. вузов / В. А. Каймин. М.: ИНФРА-М, 2008. 283 с.

5. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогических исследований: учебно-методическое пособие / Ю. З. Кушнер. Могилёв: МГУ им А. А. Кулешова, 2001. 112 с.

6. Педагогические технологии дистанционного обучения / Полат Е.С. , Моисеева М. В., Петров А.Е., Бухаркина М.Ю. и др.; под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2006. 400 с.

EFFECT OF FORMATIVE ASSESSMENT ON STUDENTS' ACADEMIC

ACHIEVEMENT FOR BEAP LEVEL 2 STUDENTS OF CPFS IN

TASHKENT, UZBEKISTAN 1 2 Aripova EA. , Khodjimatova (Fakhrutdinova) AA.

(Republic of Uzbekistan) Email: Aripova581@scientifictext.ru

1Aripova Elena Azizovna - Senior Lecturer, Head of Department; 2Khodjimatova (Fakhrutdinova) Albina Askarovna - Lecturer, DEPARTMENT CERTIFICATE OFPRE-FOUNDATIONSTUDIES, WESTMINSTER INTERNATIONAL UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: аssessment is an important and indispensable part in any education process because it indicates what learners have achieved and whether objectives set by teachers were reached. This article will discuss the effectiveness of summative assessment which was successfully implemented in Basics of English for Academic purposes of level 2 on the CPFS (Certificate of Pre-foundation Studies) course of WIUT (Westminster International University in Tashkent). It will profoundly consider principles of good practice used in this assessment of BEAP 2 module. Keywords: formative assessment, summative assessment, motivation, improvement in learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.