Научная статья на тему 'Эффективность использования информационных технологий в процессе самостоятельной работы будущих воспитателей'

Эффективность использования информационных технологий в процессе самостоятельной работы будущих воспитателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БУДУЩИЕ ВОСПИТАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колосова Н. Н.

В статье на основе проведенного теоретического исследования предложено авторское определение понятия «самостоятельная работа будущих воспитателей детей дошкольного возраста». Одним из средств совершенствования самостоятельной работы обучающихся автор считает информационные технологии. На основе результатов проведенного исследования сделан вывод об эффективности использования информационных технологий в процессе самостоятельной работы будущих воспитателей детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колосова Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF INDEPENDENT WORK OF FUTURE EDUCATORS

The author's definition of the concept of "independent work of future educators of preschool age children" is suggested on the basis of the theoretical research. One of the means of improving the independent work of students is the information technology. Based on the results of the study, there was made the conclusion about the effectiveness of using information technologies in the process of independent work of preschool children's future educators.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования информационных технологий в процессе самостоятельной работы будущих воспитателей»

12. Сергеев А. Г., Жигалов И. Е., Баландина В. В. Введение в электронное обучение : моногр. Владимир : Изд-во ВлГУ, 2012. 182 с.

13. Электронное обучение: руководство по применению и внедрению в вузе / под ред. О. Зубиковой, Г. Исмуратовой,

УДК 371.13:681.518

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

В статье на основе проведенного теоретического исследования предложено авторское определение понятия «самостоятельная работа будущих воспитателей детей дошкольного возраста». Одним из средств совершенствования самостоятельной работы обучающихся автор считает информационные технологии. На основе результатов проведенного исследования сделан вывод об эффективности использования информационных технологий в процессе самостоятельной работы будущих воспитателей детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: самостоятельная работа, информационные технологии, будущие воспитатели.

О. Куфлей, Н. Суеркуловой, И. Ястребовой. Костанай : ТОО «Центрум», 2016. 147 с.

© Воронина О. В., Свердлова А. В., Удалов С. Р., 2018

Н. Н. Колосова N. N. Kolosova

EFFICIENCY OF THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS

OF INDEPENDENT WORK OF FUTURE EDUCATORS

The author's definition of the concept of "independent work of future educators of preschool age children" is suggested on the basis of the theoretical research. One of the means of improving the independent work of students is the information technology. Based on the results of the study, there was made the conclusion about the effectiveness of using information technologies in the process of independent work of preschool children's future educators.

Keywords: independent work, Information Technology, future educators.

Модернизация системы высшего образования в России обусловливает поиск эффективных технологий формирования творческой, активной, социально ориентированной, самостоятельной личности, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию, готовой осуществлять профессиональную деятельность в стремительно меняющихся условиях. Общеизвестно, что в вузе формирование такой личности в значительной степени зависит от эффективности самостоятельной работы обучающихся. Именно самостоятельная работа на современном этапе является важнейшей составляющей процесса подготовки будущих воспитателей детей дошкольного возраста, и подходы к ее организации требуют существенных преобразований. Один из путей совершенствования самостоятельной работы - использование в образовательном процессе информационных технологий, которые вследствие проникновения информационных систем во все структуры общества оказывают все более существенное влияние на систему высшего образования. Сегодня считается доказанным, что систематическое и научно обоснованное использование информационных технологий способствует повышению эффективности познавательной деятельности обучающихся, улучшению качества профессиональной подготовки. Однако влияние информационных технологий на самостоятельную работу будущих воспитателей детей дошкольного возраста требует дальнейших исследований.

Целью статьи является анализ эмпирических данных экспериментальной работы по использованию информа-

ционных технологий в процессе самостоятельной работы будущих воспитателей детей дошкольного возраста и уточнение предположения о том, что информационные технологии не только дают возможность расширить содержание изучаемого материала, но и создают условия для развития личности обучающихся, подготовки их к профессиональной деятельности в условиях информационного общества.

Анализ научных исследований показал, что вопросы, связанные с самостоятельной работой обучающихся, рассматриваются с различных позиций: уточняется сущность ключевого понятия, выявляются существенные признаки, анализируется специфика организации. Однако, несмотря на это, четкого определения понятия «самостоятельная работа» до сих пор не выработано.

Ряд авторов характеризуют самостоятельную работу как познавательную деятельность обучающихся, выполняемую без непосредственного участия педагога. По мнению С. И. Архангельского, это самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний и их использование для решения учебных, научных и профессиональных задач [1]. В определении А. В. Петрова внимание сконцентрировано на сущностной стороне рассматриваемой категории. Автор утверждает, что самостоятельная работа субъекта не исчерпывается фактом отсутствия педагога или способностью выполнить те или иные задания без его помощи. Она включает более существенную способность: сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, самостоя-

тельно планировать свою деятельность и осуществлять ее [2]. Р. Б. Срода обращает внимание на важность проявления в ходе самостоятельной работы таких качеств обучающихся, как активность, творчество, самостоятельность суждений, инициатива [3].

По мнению современных исследователей, основная цель самостоятельной работы - вовлечение обучающихся в активную исследовательскую деятельность, развитие интеллектуальной инициативы, формирование основ самоорганизации и самовоспитания [4; 5; 6; 7].

Обобщив исследования ученых, мы определили самостоятельную работу будущих воспитателей детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс субъект-субъектного опосредованного взаимодействия преподавателя и обучающегося; форму организации образовательного процесса и, одновременно, вид учебно-познавательной деятельности, способствующий овладению общепрофессиональными и профессиональными компетенциями и предполагающий самостоятельное усвоение знаний, формирование познавательной активности, развитие профессиональных умений и навыков.

Актуальные подходы к самостоятельной работе как к ведущему виду учебно-познавательной деятельности (статус самостоятельной работы сегодня существенно изменен и фактически тождествен статусу аудиторных занятий) в условиях информационного общества требуют разработки нового содержания, принципов, методов, форм и средств реализации.

Одним из важнейших направлений совершенствования и активизации самостоятельной работы обучающихся мы считаем использование информационных технологий, что предполагает применение специальных способов, программных и технических средств [8] для сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющей знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами [9].

Следует подчеркнуть, что отечественные ученые настаивают на том, что информационные технологии дают возможность эффективно решать важнейшие задачи профессиональной подготовки будущих педагогов: надежное и эффективное усвоение материала в изучаемой области; интенсифицирование деятельности преподавателя и обучающихся; изменение характера обучения в отношении таких параметров, как целевая ориентация, характер и содержание взаимодействия субъектов образовательного процесса; индивидуализация и дифференциация профессиональной подготовки. Особое значение приобретают информационные технологии в условиях все более расширяющегося использования персональных компьютеров и интернета как средств обучения, что в свою очередь обеспечивает разнообразие предоставляемых образовательных услуг, возможность индивидуально выбирать темп и маршрут обучения, создание доступной информационно-образовательной среды. В таких условиях организация самостоятельной работы приобретает качественно новый личностно-развивающий [10; 11; 12].

Зарубежные исследователи отмечают, что в условиях информационного общества обучающийся может и должен

активно участвовать в создании своих собственных обучающих ситуаций и конструировании своих собственных знаний, а применение информационных технологий ведет к усилению взаимодействия в обучении [13; 14; 15; 16; 17; 18].

В целом эксперты отмечают, что информационные технологии в образовании являются «...движущей силой, поскольку педагоги понимают, что сочетание цифровых технологий и ресурсов дает больше возможностей для расширения горизонтов и улучшения качества обучения, преподавания и подготовки, чем все предыдущие образовательные технологии.» [19, с. 20].

С целью исследования образовательного потенциала информационных технологий и его влияния на эффективность самостоятельной работы будущих воспитателей детей дошкольного возраста была разработана и реализована в Евпаторийском институте социальных наук (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского») экспериментальная модель, состоящая из трех взаимосвязанных частей: концептуальной, технологической и результативной.

Концептуальная часть представлена системным, деятельностным, личностным и компетентностным подходами, а также основными исходными положениями - базовыми принципами: целенаправленности, систематичности, индивидуализации и дифференциации, практической направленности. Анализ практического опыта применения информационных технологий в образовании позволил определить основные функции их использования в процессе самостоятельной работы будущих воспитателей детей дошкольного возраста: стимулирующую, информационную, организационную, познавательную, коррекционную.

Технологическая часть экспериментальной модели отражает процессуальную сущность самостоятельной работы будущих воспитателей и реализуется через использование различных видов информационных технологий (электронно-библиотечные системы, мультимедийные, телекоммуникационные и сетевые технологии).

Непосредственное содержание самостоятельной работы будущих воспитателей заключается в использовании комплекса практических профессионально- и личностно-ориентированных заданий трех уровней сложности: реп-родуктивно-познавательного, продуктивно-преобразовательного, творческо-поискового. Приведем примеры использования информационных технологий в заданиях каждого уровня (см. табл.).

В ходе реализации экспериментальной модели доказано, что использование информационных технологий в процессе самостоятельной работы будущих воспитателей детей дошкольного возраста требует учета ряда организационно-педагогических условий:

- моделирование электронной информационно-образовательной среды (совокупность информационного, технического и учебно-методического обеспечения);

- внесение соответствующих изменений в содержание изучаемой дисциплины;

- комплексный подход к организации самостоятельной работы (сочетание традиционных форм и самостоятельной работы с использованием информационных технологий);

использование информационных технологий в ходе самостоятельной работы будущих воспитателей на примере изучения дисциплины «дошкольная педагогика»

Уровень заданий Содержание самостоятельной работы Пример использования информационных технологий в процессе изучения конкретной темы

Репродуктивно-позна-вательный Составление библиографического списка по изучаемой теме, подготовка к практическим занятиям, изучение первоисточников, подбор графических изображений по предложенной теме, анализ размещенных в интернете публикаций по конкретной проблеме Тема «Дошкольное образование в целостной системе образования Российской Федерации» Подготовить краткую аннотацию к статьям, размещенным в интернете и посвященным вопросам модернизации дошкольного образования (программы, проекты модернизации, анализ проблем, тенденции развития дошкольного образования). На основе прочитанного выстроить собственную позицию по рассматриваемому вопросу, быть готовым отразить ее в ходе группового обсуждения (рекомендуемые сайты: «Дошкольное образование» (http://www.profile-edu.ru); «Методический журнал для педагогов детского сада "Дошкольное образование"» (http:// dob.1september.ru); «Научно-методический журнал для педагогов и родителей "Детский сад от А до Я"» (http://detsad-journal.narod.ru/ index.htm) и др.

Продуктивно-преобразовательный Аннотирование научных статей, написание рефератов, подготовка докладов и мультимедийных презентаций, создание тематических видеороликов Тема: «Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации» Разработать универсальную модель развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации, для представления и защиты модели на практическом занятии подготовить ее мультимедийную презентацию

Творческо-поисковый Выполнение исследовательских и творческих заданий, разработка проектов, создание тематических веб-страниц для работы по изучаемой теме, участие в образовательных веб-квестах, формирование электронного пор-тфолио Тема: «Подготовка ребенка к обучению в школе» Принять участие в веб-квесте «Рекомендации родителям будущего первоклассника». Задача участников - разделиться на мини-группы, каждая из которых будет представлять мнение, рекомендации, требования, советы различных специалистов: воспитателя, психолога, руководителя по физическому воспитанию, учителя начальных классов. Итогом веб-квеста становится разработка обобщенных практических рекомендаций, материалы которых в дальнейшем могут использоваться будущими воспитателями на практике. Приступая к заданию, обучающиеся должны ознакомиться со всеми доступными электронными ресурсами, как из списка рекомендованных преподавателем, так и самостоятельно найденных в интернете (примечание: выполнение задания веб-квес-та предполагает пошаговую инструкцию, при этом к каждому шагу предлагаются конкретные интернет-ресурсы)

- свободный, осознанный, мотивированный выбор будущими воспитателями конкретных средств;

- обеспечение самостоятельности, инициативности, сотрудничества и творчества преподавателя и обучающихся.

Именно реализация перечисленных условий дала возможность построить целостную эффективную систему самостоятельной работы будущих воспитателей детей дошкольного возраста.

Принципиальным в экспериментальной работе стало изменение форм организации образовательного процесса, значительное повышение самостоятельности будущих воспитателей, что закономерно привело к изменению их статуса - они стали осознавать себя субъектами обучения, научились самостоятельно определять индивидуальную образовательную траекторию, принимать решения и обеспечивать их реализацию.

Результативная часть экспериментальной модели предполагала контроль, оценку и коррекцию решения поставленных задач со стороны преподавателя и самоконтроль, самооценку правильности выполнения практических заданий со стороны обучающихся. В условиях применения информационных технологий свою эффективность с целью контроля доказала система тестовых заданий (именно тестовые задания позволяют перевести контроль в самоконтроль).

Экспертная оценка эффективности экспериментальной модели организации самостоятельной работы будущих воспитателей детей дошкольного возраста с использованием информационных технологий происходила по следующим критериям: уровень освоения обучающимися учебного материала; умение активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять при выполнении прак-

тических заданий; полнота представлений, знаний и умений по изучаемой теме; оформление отчетного материала в соответствии с заданными требованиями; готовность к дальнейшей самостоятельной деятельности и др.

Анализируя качественные результаты проведенной работы, отметим, что в экспериментальных группах обучающиеся используют достаточно большое количество информационных источников, в том числе электронных учебников, отдают предпочтение мультимедийным технологиям с использованием информационно-коммуникационных сетей. Обучающиеся контрольных групп, самостоятельная работа которых была организованна с использованием традиционных средств, предпочитают в качестве информационных источников учебники, учебные и учебно-методические пособия, конспекты лекций, а информационно-коммуникационные сети используют бессистемно.

Актуальность и целесообразность процессуального внедрения экспериментальной модели организации самостоятельной работы будущих воспитателей детей дошкольного возраста с использованием информационных технологий подтверждены количественными результатами и их статистической обработкой. Так, установлено, что в экспериментальных группах прослеживаются существенные изменения с положительной тенденцией роста в соответствии с перераспределением обучающихся по уровням сформи-рованности заданных критериев: качество знаний и умений обучающихся составило 79 %, у 85 % будущих воспитателей отмечается высокий и средний уровень сформиро-ванности мотивации, стремления к самостоятельной работе с использованием информационных технологий, у 87 % выявлен достаточно высокий уровень развития профессионально значимых качеств личности: самостоятельности, инициативности, активности. В контрольных группах эти показатели значительно ниже (соответственно 62 %, 72 % и 74 %).

Важной характеристикой самостоятельной работы будущих воспитателей считаем степень удовлетворенности данным видом учебно-познавательной деятельности. Показатель индекса удовлетворенности обучающихся экспериментальных групп составил 0,71 %, а у студентов контрольных групп - 0,4 %.

В ходе проведенного исследования доказано, что использование информационных технологий в процессе самостоятельной работы будущих воспитателей детей дошкольного возраста обеспечивает успешное изучение учебных дисциплин, более прочное усвоение системы профессиональных знаний, умений и навыков, овладение общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, формирование профессиональных и личностных качеств, приобретение опыта творческой и исследовательской деятельности. Приведенные в статье эмпирические данные свидетельствуют об эффективности экспериментальной модели организации самостоятельной работы будущих воспитателей детей дошкольного возраста с использованием информационных технологий. Перспективы дальнейшего исследования мы видим в обосновании возможности использования информационных технологий в процессе профессионального развития воспитателей детей дошкольного возраста.

1. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М. : Высш. шк., 1980. 368 с.

2. Петров А. В., Петрова О. В., Цулая Л. В. Самостоятельная познавательная деятельность в системе развивающего обучения // Наука, культура, образование. 2001. № 8/9. С. 150-154.

3. Срода Р. Б. Воспитание активности и самостоятельности в обучении. М. : АПН РСФСР, 1956. 56 с.

4. Борисова Т. В. Адаптивная система обучения как средство организации самостоятельной работы студентов : моногр. Новокузнецк : РИО НПЖ, 2002. 184 с.

5. Коджаспирова Г. М. Технология самостоятельной работы студентов вуза // Самостоятельная работа в подготовке учителя начальных классов: современные подходы к организации и управлению. М. : Экон-Информ: МГПУ,

2009. С. 45-47.

6. Мулявина Э. А. Самостоятельная работа студентов как средство формирования профессиональных компетенций // Инновации в образовании. 2014. № 3. С. 76-81.

7. Петунин О. В. Познавательная самостоятельность учащейся молодежи : моногр. Томск : Изд-во Том. ун-та,

2010. 372 с.

8. Захарова И. Г. Возможности информационных технологий в совершенствовании образовательного процесса высшей школы : моногр. Тюмень : ТюмГУ, 2002. 176 с.

9. Желдаков М. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. Минск : Нов. знание, 2003. 152 с.

10. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М. : ИИО РАО, 2010.140 с.

11. Слепухин А. В. Возможности информационно-коммуникационных технологий в реализации индивидуальных образовательных маршрутов студентов педагогического вуза // Педагогическое образование в России. 2011. № 2. С. 29-36.

12. Хатькова С. В. Роль информационных технологий в образовательном процессе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2010. № 1. С. 185-187.

13. Bork A. The Computer in Education in the United States: The Perspective from Educational Technology Center // Computer& Education. 1984. V. 8. № 4. P. 335-341.

14. Boucher A. Information technology-based teaching and learning in higher education: a view of the economic issues // Journal of Information Technology for Teacher Education. 1998. 7 (1). P. 87-111.

15. Cynthia В., Zafer U. Advantages and Disadvantages of Classroom Instruction with WebQuests: Connecting Literacy and Technology // Journal of Reading Education. 2013. № 2. P. 31-38.

16. Henderson J. Designing realities: Interactive media, virtual realities, and cyberspace // Multimedia Review. 1991. № 1 (2). P. 47-51.

17. Hudson J. N. Computer-aided learning in the real world of medical education: does the quality of interaction with the

Computer affect student learning? // Medical Education Volume. 2004. № 38. Issue 8. P. 887.

18. Rosier D., Tschimer E. Neue Medien und Deutsch als Fremdsprache: Viele Frage und Anruf zur Diskussion // Deutsch als Fremdsprache. 2002. № 3. S. 144-155.

УДК 370+371.1022

СОЦИОПАРЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предложена авторская методика диагностики коммуникативных норм речевого поведения субъектов образовательной деятельности, основывающаяся на социопаре-миологическом методе. Раскрыты особенности методики, обусловленные универсальностью диагностического потенциала фольклора, его способностью адекватно отразить культурные отличия групповых субъектов образования. Обоснована эффективность диагностического сопровождения учебно-воспитательного процесса, дающего возможность учитывать устоявшиеся жизненные и коммуникативные приоритеты обучающихся.

Ключевые слова: коммуникативные нормы, паремия, социопаремиологический подход.

Развитие человечества - это процесс и результат многоплановых культурно-исторических общественных отношений между людьми, пронизанных общением. Общение является ведущей формой взаимодействия педагога и обучающегося, поэтому можно рассматривать обучение как разновидность общения [1, с. 22], которое будет тем более эффективным, чем лучше говорящие владеют коммуникативными нормами.

Один из вариантов диагностики знания коммуникативных норм связан с возможностями паремиологических единиц (пословиц и поговорок), в которых выражены неконвенциональные правила социума. Вслед за Ю. В. Рождественским мы считаем, что корпус паремий о речи, собранный воедино, содержит не только установки и правила, регулирующие общение, но и своеобразные коммуникативные нормы, которые можно диагностировать с помощью соци-опаремиологического метода [2]. Использование паремий как инструмента диагностики обусловлено универсальностью диагностического потенциала фольклора, его способностью адекватно отразить культурные отличия групповых субъектов образования, так как коммуникативные нормы, реализуемые субъектами образовательной деятельности, сформировались в повседневности. Именно эти представления и нормы являются доминирующими в учебной коммуникации, тем более если предметом рассмотрения выступает не обособленная ситуация отдельного урока,

19. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : моногр / под ред. Б. Дендева. М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. 320 с.

© Колосова Н. Н., 2018

SOCIO-PAREMIOLOGICAL APPROACH TO DIAGNOSTIC SUPPORT OF EDUCATIONAL ACTIVITY

The author's method for diagnosing communicative norms of speech behavior of educational activity subjects, based on the socio-paremiological method, is proposed in the article. The features of the methodology, due to the universality of the folklore's potential diagnostic potential, its ability to adequately reflect the cultural differences of group subjects of education are revealed. The effectiveness of the diagnostic support of the educational process is substantiated, which makes it possible to take into account the established vital and communicative priorities of students.

Keywords: communicative norms, paremia, socio-paremio-logical approach.

а жизнедеятельность в учебном заведении во всей совокупности ее проявлений [3].

Представим основные этапы применения социопаре-миологической методики и прокомментируем некоторые результаты.

На предварительном этапе паремии, объединенные тематически ключевым понятием «правила речевого поведения», типологизируются по группам - группам неписаных правил, применяемых с целью успешного построения коммуникации (детальное описание групп дано в [4]); в совокупности паремии о речи представляют собой своеобразный кодекс бытового общения.

Для анкетирования отобраны паремии, содержащие правила ведения речи и устройства беседы; речевого поведения коммуникантов; характеристики адекватности понимания речевого жанра, статуса собеседника и др. (ср. с классификацией коммуникативных умений в [5]).

В соответствии с нашей гипотезой социопаремиологи-ческий подход способствует выявлению укорененных в сознании индивида векторов коммуникативных качеств в рамках обозначенных тематических групп.

Участникам опроса предлагаются следующие задания.

Задание 1. Ознакомьтесь с ситуациями (они названы буквами) и впишите в строку с той пословицей, которая, на ваш взгляд, наиболее близко характеризует ее (одна пословица может регулировать несколько ситуаций и одну

М. В. Кочетков, А. Н. Сперанская, А. В. Сперанскии M. V. Kochetkov, A. N. Speranskaya, A. V. Speranskiy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.