Научная статья на тему 'Результаты организационно-технологического этапа экспериментальной работы по формированию профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа, обучающихся по специальности «Специальное дошкольное образование»'

Результаты организационно-технологического этапа экспериментальной работы по формированию профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа, обучающихся по специальности «Специальное дошкольное образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCE / MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суфлян Л. Ю.

В данной статье представлены результаты организационно-технологического этапа экспериментальной работы ГБОУ СПО (ССУЗ) «Троицкий педагогический колледж» по специальности 050710 «Специальное дошкольное образование» (квалификация «Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF ORGANIZATION AND PROCESS FOR PILOT PHASE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL COLLEGE STUDENTS STUDYING IN “SPECIAL EDUCATION PRESCHOOL”

The results of organizational and technological pilot phase GBOU SVE (colleges) “Troitsky Teachers College” specialty 050710 “Special early childhood education” (qualification “Teacher of preschool children with developmental disabilities and with intact development”) are presented in this article.

Текст научной работы на тему «Результаты организационно-технологического этапа экспериментальной работы по формированию профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа, обучающихся по специальности «Специальное дошкольное образование»»

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5

Максимальное значение баллов N 120

Фактическое значение баллов Ф

N <hq

при 0,85 < К < 1 — высокий уровень разработки программы; при 0,65 < К < 0,85 — средний уровень разработки программы; при К < 0,65 — низкий уровень разработки программы

Библиографический список

1. Berk, R. A. Criterion-referenced measurement : The state of art [Text] / R. A. Berk. — Baltimor, MD : Johns Hopkins University Press, 1980.

2. Macmillan, N. Y. Educational measurement (Ed. by Linn R.) [Text] / N. Y. Macmillan, 1989. — 610 с.

3. Основные подходы к разработке измерителей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.plam.ru/ucebnik/kontrol_kachestva_obuchenija_pri_attestacii_kompetentnostnyi_ podhod/p5.php

4. Серкова, Г. Г. Инновационная и экспериментальная работа в учреждениях профессионального образования [Текст] : учеб.-метод. пособие / Г. Г. Серкова ; Мин-во образования и науки Чел. обл. (Челябинск), Челябинский ИРПО. — Челябинск, 2010. — 202 c.

УДК 377 Л. Ю. Суфлян, зам. директора по

научно-методической работе Троицкого педагогического колледжа, Челябинская обл., г. Троицк, e-mail: [email protected]

РЕЗУЛЬТАТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЭТАПА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СПЕЦИАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

В данной статье представлены результаты организационно-технологического этапа экспериментальной работы ГБОУ СПО (ССУЗ) «Троицкий педагогический колледж» по специальности 050710 «Специальное дошкольное образование» (квалификация «Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием»).

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональные компетенции, современные педагогические технологии.

Создание комплексной помощи детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, является одним из приоритетных направлений современного специального (коррекционного) образования. В настоящее время уровень развития научных достижений в сфере медицины, специальной психологии и коррекционной педагогики в целом позволяет обеспечить необходимый

уровень психического развития определенных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако система обучения и сопровождения детей с нарушениями в развитии до сих пор находится в стадии становления. При этом специалисты и педагогические работники зачастую оказываются не готовыми осуществлять действенную помощь таким детям [1].

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Образовательный процесс в специальных дошкольных учреждениях имеет свою специфику и предполагает высокий уровень профессиональной компетенции воспитателей, педагогов-психологов. Участники коррекционно-педагогического процесса должны обладать широким научным кругозором и хорошо ориентироваться в теоретических и прикладных вопросах специальной педагогики [2].

Основной задачей педагогического коллектива колледжа является сообщение студентам, обучающимся по специальности «Специальное дошкольное образование», научно-теоретических и практических сведений об организации и содержании обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, а также о некоторых педагогических технологиях, оптимизирующих коррекционно-педагоги-ческий процесс [3].

В соответствии с программой экспериментальной работы с сентября 2012 по июнь 2013 г. осуществлялся организационно-технологический этап работы. Основной целью данного этапа являлось научно-методическое обеспечение образовательного процесса, основанного на компетентностном подходе, в соответствии с требованиями ФГОС СПО специальности 050710 «Специальное дошкольное образование» (квалификация «Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием») [4].

Среди основных задач решались следующие:

- разработка примерных и рабочих программ на компетентностной основе;

- проведение формирующего эксперимента по реализации примерных и рабочих программ;

- организация производственной практики на основе социального партнерства;

- разработка и апробация мониторинга подготовки профессиональной компетенции специалиста коррекционно-развивающего обучения;

- осуществление психологического сопровождения образовательного процесса с целью формирования адаптивных механизмов личности, поддержки стремления студентов к само-

развитию, развития профессиональных компетенций.

Реализация данных задач осуществлялась в рамках работы лаборатории образовательных технологий, лаборатории практического обучения и лаборатории мониторинга образовательного процесса.

В 2013 г. разработаны примерные программы в соответствии с планом ЧИРПО по специальности «Специальное дошкольное образование» (квалификация «Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием»). Откорректированы рабочие программы по данной специальности.

В настоящее время в рамках реализации модульных программ колледж работает над проблемой освоения эффективных педагогических технологий, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций у студентов как реализованного на практике проекта совместной деятельности педагога и обучающегося. Выбор педагогических технологий определялся общими и профессиональными компетенциями, а также актуальными потребностями студентов. В настоящее время мы имеем реальные результаты деятельности по двум направлениям.

1. Теоретическое исследование проблемы использования современных педагогических технологий в образовательном процессе. Включает в себя следующий комплекс мероприятий:

- обобщение передового опыта преподавателей по вопросам организации деятельности обучающихся на уроках и во внеурочное время, освоения современных технологий обучения, способствующих формированию общих и профессиональных компетенций (например, кейс-технология как вариант проблемного обучения, модельный метод обучения как условие рациональной подготовки студентов к производственной практике, технология «Портфолио» и др.);

- организация семинаров-практикумов, круглых столов, консультаций по темам «Инновационные технологии в деятельности преподавателя», «Особенности оформления педагогического портфолио», «Использование современных образовательных технологий в коррекционно-педаго-гической работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения развития» и т. д.;

- проведение занятий в «Школе начинающего преподавателя», в рамках которых молодые педагоги имеют возможность познакомить-

ся с практическим применением современных педагогических технологий;

- обобщение опыта работы преподавателей по методическим темам в рамках работы кафедр и предметных цикловых комиссий;

- проведение педагогических советов «Развитие профессиональной компетентности педагогов в аспекте освоения инновационных образовательных технологий», «Актуальные проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе», «Современные подходы к формированию профессиональной компетентности студентов в процессе производственной практики»;

- проведение научно-практической конференции преподавателей «Мой опыт инновационной деятельности».

2. Практическая деятельность по использованию современных педагогических технологий в образовательном процессе. Включает в себя следующий комплекс мероприятий:

- участие преподавателей в ежегодном конкурсе методической продукции, смотре предметных кабинетов;

- организация открытых уроков (по русскому языку, литературе, философии, английскому языку — с использованием диалоговых технологий; по частным методикам — с использованием элементов компетентностных технологий; по литературе — в форме урока-вернисажа, виртуальной экскурсии; по менеджменту, коррекционной педагогике, проектной технологии, созданию портфолио — с использованием кейс-метода);

- проведение единого методического дня с целью совершенствования профессионального мастерства педагогов через презентацию опыта работы, организацию открытых уроков, внеклассных мероприятий, семинаров по обобщению опыта, мастер-классов, круглых столов по развитию и поддержке инициативы педагогов, их стремления к творческому росту и проявлению своей педагогической индивидуальности;

- разработка планов-конспектов учебных занятий, предполагающих использование технологии или ее элементов;

- методическое обеспечение учебных дисциплин в соответствии с используемой педагогической технологией;

- использование разнообразных технологий в соответствии со спецификой преподаваемых дисциплин в образовательном процессе.

При выборе педагогической технологии исходим из того, что она должна:

• приближать учебную среду к профессиональным условиям;

• осуществлять интеграцию учебной и профессиональной деятельности;

• стимулировать профессионально-педагогическое и личностное самоопределение обучающихся.

Особое внимание уделяется выбору педагогических технологий, которые позволят обучающимся в дальнейшем эффективно осуществлять педагогическую деятельность с детьми, имеющими нарушения развития в условиях ДОУ.

В педагогической практике колледжа широко используются формы и методы активного обучения. Особое место среди них занимают мастер-классы. В рамках экспериментальной деятельности участниками педагогических лабораторий совместно со студентами была организована серия мастер-классов по теме «Коррекционно-развивающие технологии в специальном дошкольном образовании». На первом мастер-классе будущих педагогов знакомили с технологией арт-терапии: на примере детских работ была показана возможность использования изотворчества в профилактике и коррекции различных нарушений развития. На последующих мастер-классах обучающиеся изучали использование оздоровительных технологий, игровых технологий, элементов кукло- и сказкотерапии в коррекционно-педа-гогической работе с детьми дошкольного возраста.

Данные мастер-классы проводились планомерно в течение всего учебного года в рамках подготовки студентов к производственной практике. Материалы мастер-классов оформляются студентами в накопительные папки.

В связи с подготовкой воспитателей групп общеразвивающего и компенсирующего видов особое значение приобретает социальное партнерство с будущими работодателями, а также учреждениями, где студенты будут в дальнейшем продолжать учиться.

В рамках социального партнерства, обмена передовым педагогическим опытом была организована и проведена Областная научно-практическая конференция «Современные педагогические технологии в профессиональной подготовке педагога как объективная потребность». Педагогами колледжа совместно с воспитателем МКДОУ № 5 Е. Н. Болотовой

и студентами группы СДО-4 для участников конференции был проведен мастер-класс «Коррекционно-развивающие технологии в специальном дошкольном образовании». Продемонстрированы возможности включения в коррекционно-педагогическую работу с детьми, имеющими нарушения развития, таких технологий, как изотерапия, клоунотерапия, музыкотерапия, а также технология «Здравствуйте!».

Организована работа секции «Современные технологии и модели совершенствования коррекционно-образовательного процесса детей с особыми образовательными потребностями». Доклады представили педагоги образовательных учреждений города: воспитатель МКДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 31» Л. А. Диденко («Использование игровых технологий в развитии познавательных психических процессов у детей с нарушением зрения»), учитель-логопед МКДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 19» Л. Г. Кадомцева («Использование хоровода в коррекционной работе с детьми логопедической группы»), воспитатель МКДОУ «Детский сад № 30» У. Г. Никитина («Использование элементов игротерапии в работе по развитию коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР»), учитель-логопед МКДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 31» Т. В. Пырлик («Использование мультимедийных презентаций на индивидуальных занятиях в процессе коррекции звукопроизно-шения у детей дошкольного возраста»).

С докладами выступили также педагоги колледжа: Е. Е. Угринова («Подготовка студентов к использованию артпедагогических технологий в работе с детьми, имеющими нарушения развития, посредством организации мастер-классов»), Т. Н. Шутова («Использование современных технологий для активизации мышления учащихся с задержкой психического развития на уроках математики»), М. А. Шутова («Формирование литературно-творческих способностей дошкольников в процессе развития связной речи детей с ОНР 3-4-го уровней»).

Накопленный педагогами образовательных учреждений области практический опыт по использованию артпедагогических технологий в работе с детьми, имеющими нарушения развития, был обобщен в совместном учебном пособии «Использование артпедаго-гических технологий в коррекционной работе», которому был присвоен гриф «Допущено

Министерством образования и науки Челябинской области».

Продолжено сотрудничество с городским центром реабилитации детей-инвалидов «Солнышко». Для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья систематически проводились консультации. Темы их разнообразны и учитывают запросы участников центра: «Организация центра сенсорного развития для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности», «Роль логопедических сказок в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста» и т. д. К проведению консультаций были привлечены также преподаватели МаГУ.

Полученные студентами знания актуализируются в процессе подготовки и проведения совместно с преподавателями колледжа мастер-классов для родителей и их воспитанников. Так, был проведен мастер-класс «Использование нетрадиционной техники рисования в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими нарушения развития. Рисуем ладошкой». Темами сюжетного рисования стали «Злючки-кусачки» и «Лебедь по морю плывет». Студенты 4-го курса Ирина Карпова и Ирина Хапченко учили родителей дошкольников использовать нетрадиционную технику рисования для коррекции психоэмоционального состояния, а также развития мелкой моторики рук.

Кроме того, в течение года студентами были проведены следующие мастер-классы: «Современные подходы к коррекционно-пе-дагогической работе с детьми, имеющими нарушения развития», «Технология "Здравствуйте!"», «Организация работы по развитию мелкой моторики у детей, имеющих нарушения развития, посредством использования игр с природным и бросовым материалом», «Организация настольного кукольного театра в условиях семейного воспитания "особого ребенка"», «Использование игровых упражнений в коррекции мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Задание по подготовке очередного мастер-класса получала мини-группа. Студенты сами распределяли между собой обязанности. Педагог консультировал студентов, помогал разработать план проведения игр или упражнений. На мастер-классах присутствовали студенты 2-го курса, обучающиеся по специальности «Специальное дошкольное образование», что позволило начать подготовку их

к будущей профессиональной деятельности. Результатом такой работы стал показ студентами этой группы подопечным центра реабилитации детей-инвалидов «Солнышко» кукольного театра по мотивам русской народной сказки «Кот и лиса». Помимо самой инсценировки, руководителем постановки М. Г. Кру-ченковой был проведен небольшой мастер-класс по вождению ростовых кукол.

Одной из задач экспериментальной работы на текущем этапе является апробация мониторинга подготовки профессиональной компетенции специалиста коррекционно-разви-вающего обучения.

В соответствии с выделенной задачей была продолжена работа по накоплению диагностического инструментария по проблеме исследования.

Психологическое сопровождение в условиях колледжа осуществляется в целях оптимизации всего учебно-воспитательного процесса, повышения работоспособности обучающихся для наиболее полной реализации их творческого потенциала и поддержания комфортного психического состояния и включает в себя процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов образовательного процесса.

В рамках работы психологической службы осуществляется:

1) психологическая помощь студентам в подготовке к овладению субъектно-личностными, интеллектуальными, социально-коммуникативными профессиональными компетенциями;

2) предупреждение возникновения проблем развития;

3) помощь в решении актуальных задач обучения;

4) развитие социально-психологической компетентности студентов, родителей и преподавателей;

5) психологическое обеспечение образовательных программ;

6) психологическая поддержка педагогиче-

Библиографический список

ских работников в освоении технологий развития общих и профессиональных компетенций обучающихся средствами учебной и внеучеб-ной деятельности, а также при проведении мониторинга развития компетенций.

Участниками психологической службы являются педагог-психолог, классный руководитель, педагоги, студенты и социальные партнеры.

Основные направления работы психологической службы, обеспечивающие психологическое сопровождение образовательного процесса в течение года:

1) психологическая диагностика;

2) психологическое консультирование;

3) профилактическая работа;

4) психокоррекционная работа.

В целом система содействия молодежи со стороны психолога и педагогических работников с привлечением к ней социальных партнеров направлена на создание условий для:

- успешного профессионального самоопределения;

- адаптации к условиям и требованиям обучения и профессиональной деятельности;

- формирования социально-значимых и профессионально важных качеств;

- установления деловых отношений с сокурсниками, педагогами, потенциальными работодателями.

Таким образом, нами определены дальнейшие перспективы работы:

1) систематизация методических материалов и необходимых документов для каждой разработанной образовательной программы;

2) разработка методических рекомендаций по обучению будущих специалистов в области коррекционно-развивающего обучения на основе компетентностного подхода;

3) обобщение результатов мониторинговых исследований становления специалиста коррек-ционно-развивающего обучения;

4) научные публикации по проблеме исследования.

1. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Н. Ю. Борякова. — М. : Аст, Астрель, 2008. — 113 с.

2. Рудинский, В. Г. Методическая работа в процессе решения педагогических проблем среднего профессионального учебного заведения [Текст] / В. Г. Рудинский. — М., 2004. — 27 с.

3. Савина, М. С. Совершенствование методического обеспечения начального и среднего профессионального образования : методические рекомендации [Текст] / М. С. Савина. — М., 2005. — 48 с.

4. Мониторинг профессионального становления будущего специалиста на основе компе-тентностного подхода [Текст] // Педагогическая диагностика. — 2006. — № 3. — С. 13-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.