Окончание табл. 1
1 2 3 4 5
Максимальное значение баллов N 120
Фактическое значение баллов Ф
N <hq
при 0,85 < К < 1 — высокий уровень разработки программы; при 0,65 < К < 0,85 — средний уровень разработки программы; при К < 0,65 — низкий уровень разработки программы
Библиографический список
1. Berk, R. A. Criterion-referenced measurement : The state of art [Text] / R. A. Berk. — Baltimor, MD : Johns Hopkins University Press, 1980.
2. Macmillan, N. Y. Educational measurement (Ed. by Linn R.) [Text] / N. Y. Macmillan, 1989. — 610 с.
3. Основные подходы к разработке измерителей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.plam.ru/ucebnik/kontrol_kachestva_obuchenija_pri_attestacii_kompetentnostnyi_ podhod/p5.php
4. Серкова, Г. Г. Инновационная и экспериментальная работа в учреждениях профессионального образования [Текст] : учеб.-метод. пособие / Г. Г. Серкова ; Мин-во образования и науки Чел. обл. (Челябинск), Челябинский ИРПО. — Челябинск, 2010. — 202 c.
УДК 377 Л. Ю. Суфлян, зам. директора по
научно-методической работе Троицкого педагогического колледжа, Челябинская обл., г. Троицк, e-mail: [email protected]
РЕЗУЛЬТАТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЭТАПА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СПЕЦИАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
В данной статье представлены результаты организационно-технологического этапа экспериментальной работы ГБОУ СПО (ССУЗ) «Троицкий педагогический колледж» по специальности 050710 «Специальное дошкольное образование» (квалификация «Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием»).
Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональные компетенции, современные педагогические технологии.
Создание комплексной помощи детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, является одним из приоритетных направлений современного специального (коррекционного) образования. В настоящее время уровень развития научных достижений в сфере медицины, специальной психологии и коррекционной педагогики в целом позволяет обеспечить необходимый
уровень психического развития определенных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако система обучения и сопровождения детей с нарушениями в развитии до сих пор находится в стадии становления. При этом специалисты и педагогические работники зачастую оказываются не готовыми осуществлять действенную помощь таким детям [1].
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Образовательный процесс в специальных дошкольных учреждениях имеет свою специфику и предполагает высокий уровень профессиональной компетенции воспитателей, педагогов-психологов. Участники коррекционно-педагогического процесса должны обладать широким научным кругозором и хорошо ориентироваться в теоретических и прикладных вопросах специальной педагогики [2].
Основной задачей педагогического коллектива колледжа является сообщение студентам, обучающимся по специальности «Специальное дошкольное образование», научно-теоретических и практических сведений об организации и содержании обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, а также о некоторых педагогических технологиях, оптимизирующих коррекционно-педагоги-ческий процесс [3].
В соответствии с программой экспериментальной работы с сентября 2012 по июнь 2013 г. осуществлялся организационно-технологический этап работы. Основной целью данного этапа являлось научно-методическое обеспечение образовательного процесса, основанного на компетентностном подходе, в соответствии с требованиями ФГОС СПО специальности 050710 «Специальное дошкольное образование» (квалификация «Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием») [4].
Среди основных задач решались следующие:
- разработка примерных и рабочих программ на компетентностной основе;
- проведение формирующего эксперимента по реализации примерных и рабочих программ;
- организация производственной практики на основе социального партнерства;
- разработка и апробация мониторинга подготовки профессиональной компетенции специалиста коррекционно-развивающего обучения;
- осуществление психологического сопровождения образовательного процесса с целью формирования адаптивных механизмов личности, поддержки стремления студентов к само-
развитию, развития профессиональных компетенций.
Реализация данных задач осуществлялась в рамках работы лаборатории образовательных технологий, лаборатории практического обучения и лаборатории мониторинга образовательного процесса.
В 2013 г. разработаны примерные программы в соответствии с планом ЧИРПО по специальности «Специальное дошкольное образование» (квалификация «Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием»). Откорректированы рабочие программы по данной специальности.
В настоящее время в рамках реализации модульных программ колледж работает над проблемой освоения эффективных педагогических технологий, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций у студентов как реализованного на практике проекта совместной деятельности педагога и обучающегося. Выбор педагогических технологий определялся общими и профессиональными компетенциями, а также актуальными потребностями студентов. В настоящее время мы имеем реальные результаты деятельности по двум направлениям.
1. Теоретическое исследование проблемы использования современных педагогических технологий в образовательном процессе. Включает в себя следующий комплекс мероприятий:
- обобщение передового опыта преподавателей по вопросам организации деятельности обучающихся на уроках и во внеурочное время, освоения современных технологий обучения, способствующих формированию общих и профессиональных компетенций (например, кейс-технология как вариант проблемного обучения, модельный метод обучения как условие рациональной подготовки студентов к производственной практике, технология «Портфолио» и др.);
- организация семинаров-практикумов, круглых столов, консультаций по темам «Инновационные технологии в деятельности преподавателя», «Особенности оформления педагогического портфолио», «Использование современных образовательных технологий в коррекционно-педаго-гической работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения развития» и т. д.;
- проведение занятий в «Школе начинающего преподавателя», в рамках которых молодые педагоги имеют возможность познакомить-
ся с практическим применением современных педагогических технологий;
- обобщение опыта работы преподавателей по методическим темам в рамках работы кафедр и предметных цикловых комиссий;
- проведение педагогических советов «Развитие профессиональной компетентности педагогов в аспекте освоения инновационных образовательных технологий», «Актуальные проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе», «Современные подходы к формированию профессиональной компетентности студентов в процессе производственной практики»;
- проведение научно-практической конференции преподавателей «Мой опыт инновационной деятельности».
2. Практическая деятельность по использованию современных педагогических технологий в образовательном процессе. Включает в себя следующий комплекс мероприятий:
- участие преподавателей в ежегодном конкурсе методической продукции, смотре предметных кабинетов;
- организация открытых уроков (по русскому языку, литературе, философии, английскому языку — с использованием диалоговых технологий; по частным методикам — с использованием элементов компетентностных технологий; по литературе — в форме урока-вернисажа, виртуальной экскурсии; по менеджменту, коррекционной педагогике, проектной технологии, созданию портфолио — с использованием кейс-метода);
- проведение единого методического дня с целью совершенствования профессионального мастерства педагогов через презентацию опыта работы, организацию открытых уроков, внеклассных мероприятий, семинаров по обобщению опыта, мастер-классов, круглых столов по развитию и поддержке инициативы педагогов, их стремления к творческому росту и проявлению своей педагогической индивидуальности;
- разработка планов-конспектов учебных занятий, предполагающих использование технологии или ее элементов;
- методическое обеспечение учебных дисциплин в соответствии с используемой педагогической технологией;
- использование разнообразных технологий в соответствии со спецификой преподаваемых дисциплин в образовательном процессе.
При выборе педагогической технологии исходим из того, что она должна:
• приближать учебную среду к профессиональным условиям;
• осуществлять интеграцию учебной и профессиональной деятельности;
• стимулировать профессионально-педагогическое и личностное самоопределение обучающихся.
Особое внимание уделяется выбору педагогических технологий, которые позволят обучающимся в дальнейшем эффективно осуществлять педагогическую деятельность с детьми, имеющими нарушения развития в условиях ДОУ.
В педагогической практике колледжа широко используются формы и методы активного обучения. Особое место среди них занимают мастер-классы. В рамках экспериментальной деятельности участниками педагогических лабораторий совместно со студентами была организована серия мастер-классов по теме «Коррекционно-развивающие технологии в специальном дошкольном образовании». На первом мастер-классе будущих педагогов знакомили с технологией арт-терапии: на примере детских работ была показана возможность использования изотворчества в профилактике и коррекции различных нарушений развития. На последующих мастер-классах обучающиеся изучали использование оздоровительных технологий, игровых технологий, элементов кукло- и сказкотерапии в коррекционно-педа-гогической работе с детьми дошкольного возраста.
Данные мастер-классы проводились планомерно в течение всего учебного года в рамках подготовки студентов к производственной практике. Материалы мастер-классов оформляются студентами в накопительные папки.
В связи с подготовкой воспитателей групп общеразвивающего и компенсирующего видов особое значение приобретает социальное партнерство с будущими работодателями, а также учреждениями, где студенты будут в дальнейшем продолжать учиться.
В рамках социального партнерства, обмена передовым педагогическим опытом была организована и проведена Областная научно-практическая конференция «Современные педагогические технологии в профессиональной подготовке педагога как объективная потребность». Педагогами колледжа совместно с воспитателем МКДОУ № 5 Е. Н. Болотовой
и студентами группы СДО-4 для участников конференции был проведен мастер-класс «Коррекционно-развивающие технологии в специальном дошкольном образовании». Продемонстрированы возможности включения в коррекционно-педагогическую работу с детьми, имеющими нарушения развития, таких технологий, как изотерапия, клоунотерапия, музыкотерапия, а также технология «Здравствуйте!».
Организована работа секции «Современные технологии и модели совершенствования коррекционно-образовательного процесса детей с особыми образовательными потребностями». Доклады представили педагоги образовательных учреждений города: воспитатель МКДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 31» Л. А. Диденко («Использование игровых технологий в развитии познавательных психических процессов у детей с нарушением зрения»), учитель-логопед МКДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 19» Л. Г. Кадомцева («Использование хоровода в коррекционной работе с детьми логопедической группы»), воспитатель МКДОУ «Детский сад № 30» У. Г. Никитина («Использование элементов игротерапии в работе по развитию коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР»), учитель-логопед МКДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 31» Т. В. Пырлик («Использование мультимедийных презентаций на индивидуальных занятиях в процессе коррекции звукопроизно-шения у детей дошкольного возраста»).
С докладами выступили также педагоги колледжа: Е. Е. Угринова («Подготовка студентов к использованию артпедагогических технологий в работе с детьми, имеющими нарушения развития, посредством организации мастер-классов»), Т. Н. Шутова («Использование современных технологий для активизации мышления учащихся с задержкой психического развития на уроках математики»), М. А. Шутова («Формирование литературно-творческих способностей дошкольников в процессе развития связной речи детей с ОНР 3-4-го уровней»).
Накопленный педагогами образовательных учреждений области практический опыт по использованию артпедагогических технологий в работе с детьми, имеющими нарушения развития, был обобщен в совместном учебном пособии «Использование артпедаго-гических технологий в коррекционной работе», которому был присвоен гриф «Допущено
Министерством образования и науки Челябинской области».
Продолжено сотрудничество с городским центром реабилитации детей-инвалидов «Солнышко». Для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья систематически проводились консультации. Темы их разнообразны и учитывают запросы участников центра: «Организация центра сенсорного развития для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности», «Роль логопедических сказок в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста» и т. д. К проведению консультаций были привлечены также преподаватели МаГУ.
Полученные студентами знания актуализируются в процессе подготовки и проведения совместно с преподавателями колледжа мастер-классов для родителей и их воспитанников. Так, был проведен мастер-класс «Использование нетрадиционной техники рисования в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими нарушения развития. Рисуем ладошкой». Темами сюжетного рисования стали «Злючки-кусачки» и «Лебедь по морю плывет». Студенты 4-го курса Ирина Карпова и Ирина Хапченко учили родителей дошкольников использовать нетрадиционную технику рисования для коррекции психоэмоционального состояния, а также развития мелкой моторики рук.
Кроме того, в течение года студентами были проведены следующие мастер-классы: «Современные подходы к коррекционно-пе-дагогической работе с детьми, имеющими нарушения развития», «Технология "Здравствуйте!"», «Организация работы по развитию мелкой моторики у детей, имеющих нарушения развития, посредством использования игр с природным и бросовым материалом», «Организация настольного кукольного театра в условиях семейного воспитания "особого ребенка"», «Использование игровых упражнений в коррекции мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
Задание по подготовке очередного мастер-класса получала мини-группа. Студенты сами распределяли между собой обязанности. Педагог консультировал студентов, помогал разработать план проведения игр или упражнений. На мастер-классах присутствовали студенты 2-го курса, обучающиеся по специальности «Специальное дошкольное образование», что позволило начать подготовку их
к будущей профессиональной деятельности. Результатом такой работы стал показ студентами этой группы подопечным центра реабилитации детей-инвалидов «Солнышко» кукольного театра по мотивам русской народной сказки «Кот и лиса». Помимо самой инсценировки, руководителем постановки М. Г. Кру-ченковой был проведен небольшой мастер-класс по вождению ростовых кукол.
Одной из задач экспериментальной работы на текущем этапе является апробация мониторинга подготовки профессиональной компетенции специалиста коррекционно-разви-вающего обучения.
В соответствии с выделенной задачей была продолжена работа по накоплению диагностического инструментария по проблеме исследования.
Психологическое сопровождение в условиях колледжа осуществляется в целях оптимизации всего учебно-воспитательного процесса, повышения работоспособности обучающихся для наиболее полной реализации их творческого потенциала и поддержания комфортного психического состояния и включает в себя процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов образовательного процесса.
В рамках работы психологической службы осуществляется:
1) психологическая помощь студентам в подготовке к овладению субъектно-личностными, интеллектуальными, социально-коммуникативными профессиональными компетенциями;
2) предупреждение возникновения проблем развития;
3) помощь в решении актуальных задач обучения;
4) развитие социально-психологической компетентности студентов, родителей и преподавателей;
5) психологическое обеспечение образовательных программ;
6) психологическая поддержка педагогиче-
Библиографический список
ских работников в освоении технологий развития общих и профессиональных компетенций обучающихся средствами учебной и внеучеб-ной деятельности, а также при проведении мониторинга развития компетенций.
Участниками психологической службы являются педагог-психолог, классный руководитель, педагоги, студенты и социальные партнеры.
Основные направления работы психологической службы, обеспечивающие психологическое сопровождение образовательного процесса в течение года:
1) психологическая диагностика;
2) психологическое консультирование;
3) профилактическая работа;
4) психокоррекционная работа.
В целом система содействия молодежи со стороны психолога и педагогических работников с привлечением к ней социальных партнеров направлена на создание условий для:
- успешного профессионального самоопределения;
- адаптации к условиям и требованиям обучения и профессиональной деятельности;
- формирования социально-значимых и профессионально важных качеств;
- установления деловых отношений с сокурсниками, педагогами, потенциальными работодателями.
Таким образом, нами определены дальнейшие перспективы работы:
1) систематизация методических материалов и необходимых документов для каждой разработанной образовательной программы;
2) разработка методических рекомендаций по обучению будущих специалистов в области коррекционно-развивающего обучения на основе компетентностного подхода;
3) обобщение результатов мониторинговых исследований становления специалиста коррек-ционно-развивающего обучения;
4) научные публикации по проблеме исследования.
1. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Н. Ю. Борякова. — М. : Аст, Астрель, 2008. — 113 с.
2. Рудинский, В. Г. Методическая работа в процессе решения педагогических проблем среднего профессионального учебного заведения [Текст] / В. Г. Рудинский. — М., 2004. — 27 с.
3. Савина, М. С. Совершенствование методического обеспечения начального и среднего профессионального образования : методические рекомендации [Текст] / М. С. Савина. — М., 2005. — 48 с.
4. Мониторинг профессионального становления будущего специалиста на основе компе-тентностного подхода [Текст] // Педагогическая диагностика. — 2006. — № 3. — С. 13-18.