УДК 377 Т. Г. Неретина, Магнитогорский
государственный университет (МаГУ), канд. пед. наук, Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О КОМПОНЕНТАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
В данной статье представлены компоненты профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа, обучающихся по специальности 050710 «Специальное дошкольное образование» (квалификация «Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием»), описаны профессиональные компетенции и компоненты личности как компоненты профессиональной компетентности будущих педагогов.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессионально компетентный специалист, профессиональные компетенции.
Повышение качества подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования рассматривается как одна из важнейших задач Концепции модернизации российского образования. Стремительное изменение условий жизни требует от системы профессионального образования формирования нового подхода, где приоритетом становится личность, что в конечном итоге будет способствовать актуализации творческой личностной позиции обучаемых в отношении приобретаемой профессии и формированию у студентов такого важного аспекта, как профессиональная компетентность.
Ряд существующих противоречий, в частности между потребностью современного рынка в специалистах коррекционных дошкольных учреждений и недостаточной готовностью средне-специальных профессиональных учебных заведений к их подготовке; между необходимостью профессионального обучения с ориентацией на профессиональную компетентность выпускников и неадекватным использованием педагогических технологий, свидетельствует о высокой практической значимости и актуальности разработки проблемы профессиональной подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Под профессиональной компетентностью мы понимаем совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной и плодотворной профессиональной деятельности. Профессионально компетентным можно назвать специалиста, который осуществляет свою профессиональную деятельность на достаточно высоком уровне, добивается стабильно высоких результатов в достижении
поставленных задач. Формирование профессиональной компетентности — это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к инновациям, способности адаптироваться к меняющейся профессиональной среде [1, с. 31]. По мнению Н. С. Сахаровой и ряда других исследователей, базисным критерием оценки качества образования выступает профессиональная компетентность как «интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» [3, с. 18].
На базе Троицкого педагогического колледжа осуществляется экспериментальная работа по теме «Педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов колледжа, обучающихся по специальности 050705 («Специальное дошкольное образование»)».
Одной из задач экспериментальной работы было исследование компонентов профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа, обучающихся по специальности 050710 «Специальное дошкольное образование» (квалификация «Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием»). Взаимосвязь компонентов профессиональной компетенции представлена на схеме на рисунке 1.
Профессиональная компетентность будущего педагога включает в себя профессионально-учебные и профессионально-практические компетенции.
Рис. 1. Компоненты профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа, обучающихся по специальности 050710 «Специальное дошкольное образование»
В ходе экспериментальной работы нами были выделены группы профессиональных компетенций (в соответствии с основными видами деятельности воспитателей ДОУ групп компенсирующего и общеразвивающего вида, а также в соответствии с ФГОС СПО). Под ком-
петенциями мы понимаем результат образования, выражающийся в готовности человека к решению определенных задач профессиональной и внепрофессиональной деятельности. Особое значение имеют профессиональные компетенции как результат профессионального образова-
ния, выражающийся в готовности специалиста к реализации определенных профессиональных функций на основе использования им внутренних и внешних ресурсов.
Профессионально-учебные компетенции демонстрируются студентом в виде знаний при изложении теоретического материала по психолого-педагогическим дисциплинам и частным методикам, в частности это:
- уровень готовности к осуществлению основных видов деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой;
- уровень усвоения студентом материала, предусмотренного учебными программами дисциплин;
- уровень знаний и умений, позволяющий решать профессиональные задачи.
Профессионально-практические компетенции — это демонстрируемые студентом умения и навыки интеграции теоретических знаний в решении конкретных профессиональных заданий, в частности:
- практические компетенции к реализации профессиональной деятельности в системе дошкольного и специального дошкольного образования, продемонстрированные в умениях и навыках;
- планирование (перспективное, календарное, тематическое, проектное) работы с воспитанниками;
- составление конспектов занятий по частным методикам и сценариев воспитательных мероприятий;
- конструирование фрагментов работы воспитателя в режимном процессе;
- моделирование форм, методических приемов и средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием в образовательном процессе ДОУ разных типов и видов.
Наряду с профессионально-учебными и профессионально-практическими компетенциями, профессиональная компетентность будущего педагога включает в себя сформированные компоненты личности, представленные ниже.
1. Общекультурный компонент.
1.1. Способность мышления воспринимать, слышать, понимать, констатировать, логически рассуждать, анализировать, делать выводы, выявлять закономерности, прогнозировать, корректировать, создавать новое.
1.2. Академические способности (присвоенный общеобразовательный минимум): общеобразовательные знания в рамках среднего образования, углубленные знания гуманитарно-
го профиля (философия, логика, право, языки, экология и др.), закономерности их развития в мире, способность устанавливать межпредметные связи в процессе анализа и решения проблем.
2. Личностный компонент.
2.1. Способности, основанные на мотива-ционно-ценностной сфере личности: стремление к активной насыщенной событиями жизни; способность к целенаправленному и настойчивому достижению поставленных целей; высокая работоспособность и навыки создания творческого настроения; способность проявлять разумную инициативу в различных видах деятельности; способность принимать на себя ответственность за собственные решения; способность чувствовать и понимать красоту и гармонию окружающего мира; стремление к познанию и самосовершенствованию; способность ощущать свободу, независимость, уверенность в себе.
2.2. Способности, характеризующие профессиональную культуру: тактичность, деликатность; доброжелательность; уважение к воспитанникам; требовательность; принципиальность.
2.3. Способности, которые формируются и проявляются в процессе межличностного общения: способность к рефлексии; эмпатийные способности.
2.4. Способности, которые формируются на основе врожденных личностных задатков: чуткость, интуиция, деликатность, чувство юмора.
3. Профессиональные (педагогические) способности.
3.1. Академические способности (присвоенный образовательный психолого-педагогический минимум).
- Ориентировочное введение в педагогику и психологию (понятийный аппарат, история образования, педагогические теории, системы, концепции воспитания, основные закономерности развития).
- Представление о современных педагогических технологиях, способность анализировать их цели и результативность.
- Теоретическая и практическая подготовка по частным методикам обучения дошкольников.
3.2. Организаторские способности.
- Способность рационально организовывать свою деятельность и деятельность детей.
- Способность обеспечивать выполнение нормативных требований к организации жизни и развития ребенка в условиях общественного дошкольного учреждения.
- Способность обеспечивать условия для охраны жизни и здоровья ребенка.
- Способность координировать деятельность дошкольного учреждения с деятельностью семьи, школы, общественных организаций, осуществляющих в настоящий момент или в будущем дальнейшее образование детей.
- Способность обобщать полученный опыт для его дальнейшего совершенствования.
3.3. Способности коммуникации.
- Способность предъявлять информацию в доступной для конкретной аудитории форме, корректировать способы и методы подачи информации в зависимости от ситуации.
- Способность убеждать.
- Способность грамотно строить профессиональное общение на уровнях: «педагог — педагог», «педагог — родители», «педагог — менеджер», «педагог — ребенок».
- Способность представлять себя как специалиста в области системы образования.
3.4. Способности применения навыков творческой деятельности.
- Способность осуществлять определенные мыслительные операции в рамках усвоенных технологий для гарантированного получения творческого продукта.
- Способность формировать у детей навыки применения способов мышления для продуктивной творческой деятельности.
- Способность организовывать и реализо-вывать собственную исследовательскую деятельность в рамках профессиональных интересов.
- Способность формировать у воспитанников потребность и навыки исследования объектов и явлений окружающего мира.
- Способность воспринимать педагогические проблемы как творческую задачу, подлежащую решению.
3.5. Прогностические способности.
- Способность планировать педагогическую деятельность на перспективу, прогнозируя возможные промежуточные достижения детей.
- Способность организовывать педагогическую деятельность в соответствии с планом.
- Способность своевременно корректировать уровень требований к воспитанникам в соответствии с конкретной ситуацией.
3.6. Диагностические способности.
- Способность по внешнему виду определять особенности физического и психического состояния ребенка, учитывать это при организации конкретных бытовых, воспитательных, образовательных моментов.
- Способность по промежуточным результатам (достижениям детей за определенный срок) определять состояние воспитательно-образовательного процесса в конкретной группе, дошкольном учреждении, осуществлять его коррекцию.
- Способность отслеживать динамику развития каждого ребенка и группы в целом, строить на основе наблюдений перспективу на будущее.
В рамках профессиональной компетентности студент педагогического колледжа должен знать:
- основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям: Конвенцию о правах ребенка; Международную конвенцию о правах и основных свободах человека; Конституцию Российской Федерации; Федеральный закон «Об образовании»; Государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Декларацию о правах умственно отсталых лиц (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1971 г.); Федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование); основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность специальных (коррекци-онных) образовательных учреждений;
- цель, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием;
- основы психологии человека и психологические особенности детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием;
- методики обучения, воспитания и развития детей с отклонениями в развитии и с сохранным развитием в разных видах деятельности: учебно-познавательной, игровой, трудовой и самостоятельной; особенности методик речевого развития ребенка, развития ребенка в изобразительной, музыкальной, театрализованной и конструктивной деятельности, физического развития ребенка, развития элементарных математических и естественно-научных представлений, развития экологической культуры ребенка, развития представлений о человеке в истории и культуре, создание предметно-развивающей среды;
- научно-методические основы преемственности детского сада и начальной школы по работе с детьми с отклонениями в развитии и с сохранным развитием;
- особенности анатомии и физиологии детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий;
- инструктивные документы по вопросам охраны жизни и здоровья ребенка и организации безопасности его жизнедеятельности;
- особенности взаимодействия детского сада и семьи по коррекционно-развивающей работе с детьми с отклонениями в развитии и с сохранным развитием.
Студент должен владеть умениями диагностировать, конструировать, проектировать и планировать целостный педагогический процесс и его отдельные стороны:
- педагогическую диагностику уровня развития, воспитанности и обученности детей с отклонениями в развитии и с сохранным развитием в соответствии с образовательными программами для дошкольных образовательных учреждений;
- методику наблюдения за личностью дошкольника с отклонениями в развитии и с сохранным развитием для выявления затруднений и организации коррекционно-педагогической поддержки;
- содержательную жизнь детей с отклонениями в развитии и с сохранным развитием;
- основные виды деятельности детей дошкольного возраста (учебно-познавательную, игровую, трудовую, художественно-эстетическую и их двигательную активность);
Библиографический список
- предметно-пространственную среду, обеспечивающую условия для разностороннего развития детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием;
- взаимодействие с субъектами образовательного процесса: с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием; с родителями (лицами их замещающими) и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения, участвующими в воспитательно-образовательном процессе;
- использование технических средств обучения и компьютерной техники.
Таким образом, процесс формирования профессиональной компетентности будущих педагогов — это сознательный, целенаправленный процесс раскрытия сущностных сил личности в профессии. Выпускники колледжа должны быть готовы самостоятельно и эффективно решать проблемы в области педагогической деятельности, позитивно взаимодействовать и сотрудничать с коллегами и воспитанниками, стремиться к постоянному профессиональному и творческому росту, обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию и самореализации.
1. Букаяс, Т. М. Ценностно-смысловая сфера профессионала [Текст] / Т. М. Букаяс // Мир психологии. — 1997. — № 3. — С. 31.
2. Митина, Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях [Текст] / Л. М. Митина // Вопросы психологии. — 2004. — № 4. — С. 27.
3. Сахарова, Н. С. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме [Текст] / Н. С. Сахарова // Вестник Оренбургского государственного университета. — 1999. — № 3. — С. 58.
4. Коротков, Э. М. Управление качеством образования [Текст] : учеб. пособие для вузов / Э. М. Коротков. — М. : Академ. Проект, 2007. — 320 с.
УДК 377 Т. Е. Прихода, руководитель Центра
мониторинга и научно-методического обеспечения качества профессионального образования Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье на основе анализа различных подходов к сущности и технике проведения внутреннего мониторинга качества начального и среднего профессионального образования представлена технология организации и проведения такого мониторинга, разработанная специалистами