ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Руденко Ю. А. Технология развития выразительности речи будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений (по материалам формирующего эксперимента) // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15128. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15128.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 15128
УДК 378.147
Руденко Юлия Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования ГУ «Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского», г.Одесса, Украина [email protected]
Технология развития выразительности речи будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений (по материалам формирующего эксперимента)
Аннотация. В статье дана авторская трактовка ключевых понятий исследования «выразительность речи», «педагогическая технология развития выразительности речи будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений», а также представлена технология развития выразительности речи будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений. Описана структура словаря-минимума культурно значимой профессионально ориентированной лексики, в частности: принципы составления, содержательный компонент и критерии подбора лексики, а также его содержательная составляющая.
Ключевые слова: педагогическая технология развития выразительности речи будущих воспитателей, культурно значимые профессионально ориентированные тексты, культурно значимая профессионально ориентированная лексика, словарь-минимум.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Современные требования, которые предъявляются к специалистам дошкольного образования, а именно к воспитателям дошкольных учебных учреждений, диктуют условия подготовки специалистов, которые владеют необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками в данной специальности. Образовательная квалификационная характеристика будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений Украины одним из основных в подготовке будущих воспитателей предлагает набор ключевых компетенций, которые составляют ядро их профессиональной готовности. Одной из основополагающих компетенций будущих воспитателей является профессионально-коммуникативная компетенция. Профессионально-коммуникативная компетенция будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений представляет собой наличие и сформированность определенных знаний, умений и навыков, которые обеспечивают успешность личности в осуществлении профессионально-речевой деятельности. Качественными характеристиками профессионально-речевой деятельности будущих воспитателей являются: точность, логичность, четкость, завершенность, образность, выразительность, экспрессивность, богатство, уместность, эстетичность, действенность, правильность, ясность, содержательность, доступность, чистота. Одной из таких качественных характеристик является выразительность речи.
Выразительность речи учителя, согласно концепции А. К. Байменовой, представляет собой «умение реализовывать такие качества речи, как эмоциональность, экспрессивность, образность и оценочность для успешности коммуникативного, перцептивного и интерактивного компонентов общения с детьми..» [1].
Выразительность речи, согласно концепции С. Л.Рубинштейна, способна осуществлять на участников коммуникации эмоциональное влияние и состоит из опре-
1
ISSN 2Э04-120Х
HLierrr
научно-методический электронный журнал
Руденко Ю. А. Технология развития выразительности речи будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений (по материалам формирующего эксперимента) // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15128. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15128.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
деленных взаимосвязанных между собой элементов, которые, образуя единство речевой системы, позволяют выразить не только прямое, но и переносное (зачастую скрытое, эмоциональное) содержание сказанного. Такая структура выразительности присуща как внешней, так и внутренней речи [2]. Структура выразительности речи, согласно концепции С. Л. Рубинштейна, представлена на рис. 1.
т
CD
О.
О
О
X
х
с;
CD
со
СО
О.
Х
Ш
Рис. 1. Элементы художественной выразительности речи (по С. Л. Рубинштейну)
Как видно из рисунка, выразительность является ядром выражения эмоционального подтекста речи, который, в свою очередь, базируется на понимании окружающими основного смысла высказывания. Выразительность речи выступает связующим звеном между тем, «что говорят», и тем, «как говорят». Именно эмоциональный подтекст является одним из основополагающих в обучении выразительности речи детей дошкольного возраста.
Выразительность речи рассматриваем как качество речи индивида, которое, реализуясь в профессионально-речевой деятельности и ее компонентах (лингвокреативная, речемыслительная, речетворческая деятельность), позволяет успешно осуществлять коммуникативные интенции участников процесса коммуникации, значительно улучшая его качественные характеристики.
Концепт «педагогическая технология развития выразительности речи будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений» рассматривается в исследовании как процесс взаимодействия студента и преподавателя, направленный на развитие выразительности речи. Основными методологическими концептами педагогической технологии развития выразительности речи будущих воспитателей выступили: синергетический, компетентностный, текстообразующий, системно-целостный, культурологический. Технология развития выразительности речи предполагала соблюдение ряда педагогических условий, определенных для каждого этапа экспериментальной работы [3-5]. В данной работе описана суть подготовительного этапа формирующего эксперимента. На подготовительном этапе совместно со студентами I-III курсов дневного и заочного отделения был составлен словарь-минимум культурно значимой профессионально ориентированной лексики (в дальнейшем КЗПОЛ). Словарь КЗПОЛ разрабатывался студентами в рамках выполнения индивидуальных учебно-исследовательских заданий (ИУИЗ) и самостоятельной работы по дисциплинам «Дошкольная лингводидактика», «Методика ознакомления детей дошкольного
2
ISSN 2304-120X
научно-методический электронный журнал
Руденко Ю. А. Технология развития выразительности речи будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений (по материалам формирующего эксперимента) // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15128. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15128.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
возраста с украинским народоведением в дошкольных учебных учреждениях», «Методика организации художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста», «Культура речи и выразительное чтение», «Детская литература», и специально разработанного спецкурса «Методика развития выразительности речи будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений», который читался на III курсе. Приведем примеры заданий для самостоятельной работы по дисциплине «Методика организации художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста».
Задание 1. Подобрать пословицы и поговорки для ознакомления детей дошкольного возраста всех возрастных групп с темами: «Природа», «Взаимоотношения между людьми», «Честность», «О труде» и т. д.
Задание 2. Подобрать тексты загадок для разных возрастных групп (описательные, отрицающие, сравнительные), народных и литературных. На основе отобранных текстов составить словарь лексики загадок.
Задание 3. Сделать подборку текстов колыбельных для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Разработать словарь лексики колыбельных песен.
Задание 4. Подобрать тексты скороговорок (скороговорки-чистоговорки, скороговорки-путаницы, скороговорки-веселушки) для детей дошкольного возраста на согласные и гласные звуки. Выписать скороговорки в словарь.
Задание 5. Подобрать тексты украинских народных сказок и распределить их по группам: «Волшебные», «Про зверей», «Социально-бытовые», «Кумулятивные», «Надоедливые». Экспрессивную, образную, поэтическую и народно-поэтическую лексику отобранных сказок выписать в словарь.
Задание 6. Подобрать юморески для детей дошкольного возраста (средней и старшей возрастных групп). Лексику юморесок выписать в словарь.
Задания для самостоятельной работы по дисциплине «Методика
ознакомления с украинским народоведением в дошкольном учебном учреждении»
Задание 1. Выписать в рабочий словарь по 30 сказочных зачинов и 30 концовок.
Задание 2. Составить словарь КЗПОЛ из текстов народных сказок для детей разных возрастных групп.
Задание 3. Составить словарь непонятных для дошкольников слов украинских народных песен. Рядом со словом привести лексическое значение и толкование данного слова.
На практических занятиях студенты пользовались составленным словаре-ми-нимумом, который насчитывал 5000 слов, выражений. Для создания словаря профессионально ориентированной лексики были использованы произведения, рекомендованные программами обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении, а именно: «Оберiг», Дитина в дошктьы роки», «Дитина», «УкраТнске дошктля», «Я у свт», «Впевнений старт». Структурирование культурно значимых профессионально ориентированных текстов (КЗПОТ) предполагало их распределение в пределах жанровой специфики. Для оптимизации использования словаря-минимума его материалы были структурированы по трем разделам, содержательная сторона которых соответствовала программному содержанию младшей, средней и старшей групп детского сада. Разделы, в свою очередь, были поделены на параграфы, в каждом из которых содержались слова и выражения, необходимые для отработки умений и навыков выразительности речи будущих воспитателей. В параграфе лексика была представлена отдельно к каждому произведению, что позволяло сделать словарь-минимум универсальным при организации экспериментального обучения в разных видах речевой деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение, аудирование). Проиллюстрируем отдельными примерами структуру КЗПОЛ для младшей группы дошкольного учреждения.
3
ISSN 2Э04-120Х
HLierrr
научно-методический электронный журнал
Руденко Ю. А. Технология развития выразительности речи будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений (по материалам формирующего эксперимента) // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15128. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15128.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Младшая группа Колыбельные
«Люли, люли, люли-ляй»: птенчик, сон приходит, оконце.
«Ой ходит сон возле окон»: Дремота, домик, ребеночек, маленький, колыбелька, головонька, личико.
«Котик серенький»: котик серенький, беленький, волосатенький, дитя, воркотать, воркотание, дремота, люли-люли.
Сказки
«Рукавичка»: собачка, рукавичка, мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, вол-чок-серый бочок, лисичка-сестричка, кабан-клыкан, медведюшка-батюшка, скраешку.
«Колобок»: по коробу поскреби, по сусеку намети, крылышко, состряпала, изжарила, окошко, студить, песенка, носок, разок, вскочил на нос, сядь ко мне на язычок, Колобок, короб, скребен, сусеки, метен, мешон, в масле пряжон, на окошке стужон.
«Репка»: репка, бабка, дедка, сладка, крепка, большая-пребольшая, тянет-по-тянет, мышка, кошка, Жучка.
«Соломенный бычок»: соломенный, смолокур, смолокурня, травушка, дремучий, ободранный, ни свет ни заря, горюшко, бычок-третьячок, зайчик-побегайчик, медведушка, мордочка, шкурка, монисто.
Загадки
Тема «Домашние животные»
«Поросенок»: пятачок, хвостик, крючок, хрю-хрю-хрю, копытца, корытце, пятачок дырявый, крючок вертлявый.
«Кошка»: спинка, шубка полосатая, мордочка усатая, мягкие лапки, в лапках царапки, коготки, замурлычет, печка, водичка, мурлыча, песнь поет.
«Корова»: пестрое, зеленое, белое.
«Коза»: (козел) - витые рожки, ягодки-глазки, детки, дорожка, рогатый, лохматый, травка.
«Лошадь»: цок-цок, скакать быстрее ветра, искры по копытами, резвая, ушки, копытца, шерстка.
Тема «Дикие животные»
«Мишка»: шалунишка, длинная зима, сосать лапу, ходит без дороги, прятать нос от мороза.
«Лиса»: вся горит, как золотая; шубка дорогая; пушистый, большой; рыжая хозяюшка.
«Заяц»: пушистый белый мячик; встал как столбик под сосной; уши больше головы; маленький, беленький; лесочек, снежочек.
«Ежик»: из иголок колобок; носик, хвостик, подушечка с иголками; тихонечко; недотрога.
«Белка»: скок-скок; щелк-щелк; рыже-огненный комок; хвостик как парашют; стрелочка, пенек, огонек.
Стихотворения
Екатерина Перелесная «Теплый дождик»: красиво, зелено, радостно, веночек, добрый дождик, мелкий, капельки, цветочки.
Анатолий Каминчук «Вишенки»: садочек, вишенка, жменька, косточка.
Мария Познанская «Здравствуй, солнышко»: солнышко, золотое, цветочек, дождик, ведерце, добро, улыбка.
В отдельный блок словаря-минимума КЗПОЛ были выделены литературные фразы: сказочные зачины и концовки, пословицы, поговорки, фразеологизмы, крылатые выражения, которые также использовались на формирующем этапе эксперимента. Например, сказочные зачины: «Это было во времена царя Панька, когда земля была тонка», « Где-нигде в каком-то царстве жили себе царь и царица, а у них три сына, как соколы. Вот подросли сыны, такие молодцы стали, что ни думать, ни гадать, только в сказке сказать!», «Когда-то давно, не при нашей памяти, наверное,
4
ISSN 2304-120X
научно-методический электронный журнал
Руденко Ю. А. Технология развития выразительности речи будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений (по материалам формирующего эксперимента) // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15128. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15128.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
еще и дедов и отцов наших не было на свете, жил себе...». Сказочные концовки: «Вот вам сказочка, а мне бубликов вязочка». Фразеологизмы: не все коту масленица; пятое колесо к телеге; пальцы облизывать; и рыбы не наловить, и ноги не замочить; волосы на голове шевелятся; концы в воду; как мед, так и ложкой; гладить по голове; держать язык за зубами; палец о палец не ударить; рукой подать; как кот наплакал; как на иголках; у страха глаза велики; комар носа не подточит; готовь сани летом, а повозку зимой; в ногах правды нет; горит работа в руках; не лезь в воду, не зная броду и т. д. Пословицы и поговорки: кашу маслом не испортишь; дорога ложка к обеду; так ест, что аж за ушами трещит; когда я ем, я глух и нем; любишь смородину, люби и оскомину; от теплого слова и лед размерзает; мудрым никто не родился, а научился; на чужой каравай рот не разевай; друзья познаются в беде; без труда не вытащишь и рыбку из пруда; слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Словарь-минимум КЗПОЛ использовался студентами на практических, лабораторных занятиях, при проведении коммуникативных тренингов, а также при прохождении педагогической практики в дошкольном учебном заведении.
Структура построения словаря-минимума КЗПОЛ представлена на рис. 2.
Как видно, одним из принципов составления словаря-минимума выступил принцип доступности лексики для детей дошкольного возраста. Реализация этого принципа предполагала включение в словарь-минимум слов, которые находятся в зоне ближайшего развития детей и одновременно могут быть использованы для развития выразительности речи будущих воспитателей.
Принцип размещения лексического материала согласно возрастным группам делал доступным материал словаря для воспитателей, родителей и повышал возможности его использования не только со студентами, но и в учебном процессе дошкольных учреждений.
Принцип включения в структуру словаря всех частей речи позволил использовать его при построении речевых высказываний будущих воспитателей (описание, размышление, рассказ и т. д.), а также как лексический материал в коммуникативно-речевой деятельности с детьми в дошкольном учреждении.
Принцип наглядности был реализован при помощи наглядных моделей, которые сопровождали отдельные фразы (пословицы, поговорки, фразеологизмы), тем самым облегчая понимание эмоционального контекста и переносного смысла данной фразы.
Принцип единства построения словаря с развитием мышления и восприятия обеспечивал подбор слов относительно возрастающих возможностей детей дошкольного возраста.
Принцип взаимосвязи слова и предыдущего явления предполагал взаимосвязь познавательной и речевой деятельности при работе с лексическим материалом.
Критерии отбора лексики в словарь-минимум предполагали возможность использования отобранного материала в коммуникативно-речевых ситуациях в дошкольных учебных заведениях.
Обязательным критерием было наличие у слова прямого и переносного значения. Лексика, которая отбиралась для словаря, имела широкое функциональное употребление в речи детей и взрослых.
Использование словаря-минимума позволило сделать процесс развития выразительности речи будущих воспитателей максимально приближенным к ситуации профессионально-речевой деятельности в дошкольном учебном учреждении.
Перспективу дальнейших публикаций видим в описании сущности педагогической технологии развития выразительности речи будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений.
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный >курнал
Руденко Ю. А. Технология развития выразительности речи будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений (по материалам формирующего эксперимента) // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15128. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15128.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Словарь-минимум культурно значимой профессионально ориентированной лексики
Принципы составления словаря
Содержательный компонент словаря
Критерии подбора КЗПОЛ лексики
И
Составляющие компоненты словаря КЗПОЛ
Рис. 2. Структура словаря-минимума культурно значимой профессионально ориентированной лексики
6
Руденко Ю. А. Технология развития выразительности речи будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений (по материалам формирующего эксперимента) // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15128. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15128.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Ссылки на источники
1. Байменова А. К. Технология развития компетентности будущего учителя в применении выразительности речи для продуктивного педагогического общения // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 4. - URL: http cyberleninka.ru/article/n/2011.
2. Рубинштейн С. Л. Развитие речи у детей // Основы общей психологии: в 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 1. - С.480-483.
3. Руденко Ю. А. Навчальш тексти украТнських народних загадок в розвитку увиразнення мовлення майбутшх вихователiв дошктьних навчальних закладiв // Zbior raportow naukowych “Miedzynarodowa konferencia naukowa wymiany osiagniec naukowych”. - Warszawa: Wydawca: Sp. z.
o.o. “Diamond trading tour”, 2014. - Р. 60-62.
4. Руденко Ю. А. Культурно-значеннева фахова текстолопя як чинник увиразнення мовлення майбутшх вихователiв дошктьних навчальних закладiв // Zbior raportow naukowych “Aktualne naukowe problemy. Rozpatrzenie, decyzja, praktyka”. - Warszawa: Wydawca: Sp. z. o.o. “Diamond trading tour”, 2014. - Р. 142-147.
5. Руденко Ю. А. Текстоцентричний пщхщ до розвитку увиразнення мовлення майбутшх вихователiв дошктьних навчальних закладiв (на матерiалi текспв скоромовок) // Zbior raportow naukowych “Nauka dzis: teoria, metodologia, praktyka, problematyka”. - Warszawa: Wydawca: Sp. z. o.o. “Diamond trading tour”, 2014. - Р. 87-88.
ISSN 2304-120X
кониепт
научно-методический электронный журнал
Yulia Rudenko,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Theory and Methods of Preschool Education, South Ukrainian National Pedagogical University named after K.D.Ushynsky, Odessa [email protected]
Technology for development of speech expressiveness of future teachers of preschool educational institutions (based on formative experiment)
Abstract. The paper deals with the author's interpretation of key concepts “express-iveness of speech” and “educational technology for development of speech expressiveness of future teachers of preschool educational institutions”. The author suggests the structure of the dictionary-minimum of professionally-oriented language, in particular principles of co-representation, substantial component and selection criteria for vocabulary.
Key words: educational technology, expressiveness of speech, future educators, cultural and meaningful professionally oriented texts, culturally significant professionally-oriented vocabulary, dictionary-minimum. References
1. Bajmenova, A. K. (2011) “Tehnologija razvitija kompetentnosti budushhego uchitelja v primenenii vyra-zitel'nosti rechi dlja produktivnogo pedagogicheskogo obshhenija”, Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, № 4. Available at: http cyberleninka.ru/article/n/2011 (in Russian).
2. Rubinshtejn, S. L. (1989) “Razvitie rechi u detej”, Osnovy obshhej psihologii: v 2 t. T. 1, Pedagogika, Moscow, pp. 480-483 (in Russian).
3. Rudenko, Ju. A. (2014) “Navchal'ni teksti ukraTns'kih narodnih zagadok v rozvitku uviraznennja movlennja majbutnih vihovateliv doshkil'nih navchal'nih zakladiv”, Zbior raportow naukowych “Miedzynarodowa konferencia naukowa wymiany osiagniec naukowych”, Wydawca: Sp. z. o.o. “Diamond trading tour”, Warszawa, pp. 60-62 (in Ukrainian).
4. Rudenko, Ju. A. (2014) “Kul'turno-znachenneva fahova tekstologija jak chinnik uviraznennja movlennja majbutnih vihovateliv doshkil'nih navchal'nih zakladiv”, Zbior raportow naukowych “Aktualne naukowe problemy. Rozpatrzenie, decyzja, praktyka”, Wydawca: Sp. z. o.o. “Diamond trading tour”, Warszawa, pp. 142-147 (in Ukrainian).
5. Rudenko, Ju. A. (2014) “Tekstocentrichnij pidhid do rozvitku uviraznennja movlennja majbutnih vihovateliv doshkil'nih navchal'nih zakladiv (na materiali tekstiv skoromovok)”, Zbior raportow naukowych “Nauka dzis: teoria, metodologia, praktyka, problematyka”, Wydawca: Sp. z. o.o. “Diamond trading tour”, Warszawa, pp. 87-88 (in Ukrainian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 27.04.15 Получена положительная рецензия 28.04.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 28.04.15 Опубликована 29.04.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Руденко Ю. А., 2015
ISSN 2304-120Х
С и
7 7 2 04 12 31 5V
www.e-koncept.ru
7