Научная статья на тему 'Профессионально-нравственное развитие будущих воспитателей ДОУ в процессе их обучения в педагогическом вузе'

Профессионально-нравственное развитие будущих воспитателей ДОУ в процессе их обучения в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / БУДУЩИЕ ВОСПИТАТЕЛИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азитова Гульсум Шариповна, Азитов Рустам Шарипович, Азитова Гульсина Шариповна

Статья отражает особенности современного образовательного процесса и возможности формирования ценностных ориентаций у студентов педагогического вуза, будущих воспитателей. Автор статьи пришел к выводу, что нравственная культура студентов достаточно низкая. Поэтому необходимо создать условия, при которых будет обеспечено наиболее успешное формирование нравственной культуры будущих воспитателей в процессе их профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азитова Гульсум Шариповна, Азитов Рустам Шарипович, Азитова Гульсина Шариповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-нравственное развитие будущих воспитателей ДОУ в процессе их обучения в педагогическом вузе»

Профессионально-нравственное развитие будущих воспитателей ДОУ в процессе их обучения в педагогическом вузе

Азитова Гульсум Шариповна

канд. педагогических наук, доцент, кафедра гуманитарных наук, Казанский (Приволжский) федеральный университет, azitova1960@mail.ru

Азитов Рустам Шарипович

кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики машиностроения, Альметьевский филиал КНИТУ-КАИ им. А.Н.Туполева, rustam15278@mail.ru

Азитова Гульсина Шариповна

канд.педагогических наук, доцент, кафедра гуманитарных наук, Казанский (Приволжский) федеральный университет, аzitova@list.ru

Статья отражает особенности современного образовательного процесса и возможности формирования ценностных ориента-ций у студентов педагогического вуза, будущих воспитателей. Автор статьи пришел к выводу, что нравственная культура студентов достаточно низкая. Поэтому необходимо создать условия, при которых будет обеспечено наиболее успешное формирование нравственной культуры будущих воспитателей в процессе их профессиональной подготовки. Ключевые слова: дошкольное образование, студенты, будущие воспитатели, профессиональные ценности, нравственная культура.

В период реформирования и модернизации педагогического образования значительно возрастают требования к личности педагога, к его общей и нравственной культуре.

Мы, как известно, живем в очень сложное время. Причем сложность нашей эпохи определяется не экономическими и социально-политическими трудностями, а прежде всего духовным обнищанием некогда великой нации, которая всего несколько десятилетий назад славилась не только научными, техническими и культурными достижениями, но и морально-нравственными законами и принципами, по которым должен жить каждый человек.

Нельзя не согласиться со следующим высказыванием М.К. Акимова и В.Т. Козловой: «... нравственное состояние внешкольной среды, размывание моральных принципов в обществе, возникшее на зыбком фундаменте экономической разрухи, не могут дать необходимого питания для духовного здоровья человека. Свободный рынок приходит к нам с такими нравственными рецидивами, как стяжательство, воровство, взяточничество, организованная преступность. Под прикрытием деловитости предпринимательства зачастую понимается престиж крайнего эгоизма, оправдывается законность достижения целей любыми путями, возникает опасность уважения не честности, справедливости, а преклонения перед богатством, властью денег, «красивой жизнью», независимо от того, какой ценой это достигнуто. <...> В то время, когда стираются границы между добром и злом, между нравственным и безнравственным, взрослое общество, сознающее свою ответственность перед подрастающим поколением, не может оставить его без поддержки и помощи в трудный период самоопределения» [1, с. 7].

Поэтому чтобы современное поколение детей и юношества не стало «потерянным» поколением, учителя и родители, т.е. любой зрелый человек, должны брать на себя задачу духовного наставничества. Но тем более эту задачу должен решать профессионал - учитель и воспитатель.

Что же такое нравственное воспитание? По определению В.С. Селиванова, «нравственное воспитание - это усвоение воспитанниками норм и правил поведения и выработка навыков правильного поведения в обществе» [6, с. 64]. Нравственное воспитание, как правило, осуществляется в

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

0

01 и А ы О и А X X m

0

сч

«9

01

Z

ходе всей разнообразной деятельности и жизни воспитанников разных возрастных групп - начиная от детского сада и до студенческой скамьи, а также в специально организованных видах деятельности по нравственному просвещению и упражнению в выполнении высоконравственных поступков.

Но чтобы воспитать человека и гражданина в духе соблюдения всех норм и требований, как того требует человеческое общество, необходимо прежде всего воспитать будущего педагога и воспитателя, который со временем должен стать тем ценностно-нравственным ориентиром, с которого должны брать пример его воспитанники.

Анализ наблюдений показывает, что студенты первого года обучения в той или иной мере понимают содержание предстоящей педагогической деятельности, но с трудом раскрывают ее нравственный, гуманный смысл. Можно отметить случаи, когда потребность в нравственно-педагогической деятельности для студентов пред-выпускных и выпускных курсов не стала реально значимой. Одной из причин такой ситуации является отсутствие целенаправленной работы в выявлении и обеспечении позитивной динамики становления данной потребности, незаинтересованность и незадействованность самих студентов в этой работе [5, с. 5]. А ведь именно потребность в педагогической деятельности является условием, целью и результатом профессиональной подготовки будущих воспитателей. С первых дней обучения важно формировать у студентов потребность в том, что составляет основное содержание выбранной профессии, ее нравственный потенциал. Это влияет на возникновение у студентов моральной ответственности за результаты будущей профессиональной деятельности воспитателя ДОУ. Воспитанные уже на начальных курсах педагогического вуза профессионально-нравственные потребности играют огромную роль в последующей, развивающейся самостоятельной педагогической деятельности специалистов ДОУ. Поэтому целью любого педагогического учебного заведения является формирование и развитие высокообразованной, культурной, духовно-нравственной личности.

Общество всегда предъявляло высокие требования к качествам личности педагога, к нравственному смыслу его поведения отдельного поступка, к характеру его общения с учениками, к его способности находить нравственные решения в сложных педагогических коллизиях. Любовь к детям, принципиальность, требовательность, справедливость, человечность, постоянное стремление к самообразованию, самовоспитанию и самоанализу - это далеко не полный перечень качеств настоящего педагога [4, с. 28].

Конечно же, главным гуманистическим ориентиром педагога является любовь как внутреннее стремление, симпатия, расположение к ученику, к своему делу. Именно это чувство особенно важно развить у будущих учителей. Оно позволит увидеть личность в воспитаннике, найти возможности для раскрытия способностей ребенка [4, с. 29].

Особый смысл в профессиональной деятельности учителя имеют такие нравственные категории как свобода, долг, совесть, добро, красота. Свобода, например, обеспечивает учителю органичное и полное самовыражение. Так, по словам русского философа начала ХХ века Н.А. Бердяева, «свобода личности есть ее долг... Свобода не должна быть декларацией прав человека, она должна быть декларацией обязанностей человека» [цит. по: 4, с. 29].

Поведение человека в той или иной жизненной ситуации определяется такими понятиями как долг и совесть. И здесь важно сформировать у студентов твердые моральные убеждения, глубоко укоренившиеся в их сознании нравственные представления и взгляды, которым они следуют в своих поступках и действиях и которыми они также смогут руководствоваться в своей будущей профессиональной деятельности. Особенно важно, чтобы поведение будущего воспитателя обусловливалось не только требованием долга, но и велением совести, которая всегда реализуется в добром поступке, добре.

По мере овладения профессией в ходе теоретической и практической подготовки возрастает роль таких потребностей, как потребности в профессионально-нравственных знаниях и умениях, потребность следовать нормам педагогической этики. При этом важна концентрация внимания студентов на базисных нравственно-педагогических ценностях, среди которых личность ребенка, его внутренний мир является одной из важнейших. А в дальнейшем, на основе вышеназванных потребностей, происходит становление потребности в профессионально-нравственном самосовершенствовании, росте, рефлексии, а в перспективе - в профессионально-нравственной самореализации педагога [5, с. 6-7].

Итак, основными профессионально-нравственной направленности личности будущего воспитателя являются становление в сознании студентов педагогического вуза профессионально-нравственной доминанты, сформированность нравственного образа профессии, осознание себя как субъекта профессионально-нравственной деятельности.

Немаловажную роль в процессе подготовки будущего воспитателя играет потребность в нравственно-профессиональном идеале. Анализ данных тестирования и анкетирования первокурсников свидетельствует об отсутствии такого идеала у большей части студентов.

Мы считаем, что на протяжении всех лет подготовки будущих педагогов дошкольного образования важно вызывать у них заинтересованность не во внешних, объективно несущественных атрибутах профессии, а во внутренних, нравственно значимых. При этом важную роль играет раскрытие образов ведущих педагогов прошлого и настоящего, их идей, составляющих ценностное ядро педагогических концепций - В.В. Зеньковского, В.А. Су-хомлинского и др.

Что такое нравственность, каковы морально-этические требования к человеку, что включает в

себя понятие «ценностные категории» известно, как правило, уже школьнику средних и старших классов. Студенты факультета дошкольного образования также не обходят понятия морали и нравственности стороной, соприкасаясь с ними на предметах гуманитарного цикла - литературе, этике, эстетике и некоторым другим.

А вот профессионально-нравственные качества будущих воспитателей формируются у студентов на занятиях по педагогике, психологии и методике. Как отмечает, В.В. Барсукова, «изучение будущими воспитателями психолого-педагогических дисциплин создает основу для развития духовно-ценностных ориентаций, социальных установок, знаний и умений по организации педагогической помощи и поддержки детей в решении их социально-нравственных проблем» [2, с. 13]. Таким образом, уже в процессе теоретического подготовки закладывается ориентация подготовки студентов на социально-нравственное воспитание детей.

В курсе педагогики изучаются цели, содержание, формы и методы воспитания, современные воспитательные системы и подходы к организации жизнедеятельности детей. Но следует отметить, что в содержание этого учебного курса входит не только рассмотрение вопросов становления и развития образовательной системы и педагогических концепций, но и сфера духовно-нравственной деятельности образовательного процесса. Причем студенты как будущие педагоги и воспитатели учатся применять уже полученные знания о морально-нравственных категориях в практической деятельности.

Психологические дисциплины позволяют вооружить студентов системой знаний об общих и возрастных свойствах, закономерностях психики человека, сформировать умение изучать и диагностировать психические процессы, создать установки и убеждения в необходимости учета психологических особенностей детей [2, с. 13].

На учебном предмете «Дошкольная педагогика» студенты знакомятся с вариативными программами воспитания, обучения и развития детей, альтернативными образовательными учреждениями, а также с зарубежным опытом в сфере дошкольного образования. Появление новых документов, освобождающих творческую энергию воспитателей, ставит перед детским садом достаточно ответственную задачу - выбрать программу для работы с детьми, которую может реализовать коллектив. Поэтому студенты должны знать существующие ныне концепции, программы, инновационные технологии.

Одна из тем курса «Дошкольная педагогика» посвящена социально-нравственному воспитанию ребенка. В программе курса раскрываются теоретические основы нравственного воспитания, такие понятия как нравственное воспитание, нравственное развитие, этика, общечеловеческие моральные ценности, гуманизм, а также анализируются разнообразные пути присвоения детьми общечеловеческих моральных ценностей, среди которых народные традиции, обычаи, нормы мо-

рали, религия и пр. Здесь также раскрывается решающая роль среды и воспитания в нравственном развитии ребенка и своеобразие процесса нравственного воспитания дошкольников.

Задачи нравственного воспитания детей, поставленные данной программой, следующие: формирование нравственных качеств, выражающихся в гуманном отношении к окружающим, честности, правдивости, скромности, дружелюбии и взаимопомощи, дисциплинированности и культуре поведения, трудолюбии, любви к Родине, симпатии и уважении к людям разных рас и национальностей, а также нравственно-волевых качеств.

В учебных курсах «Методика музыкального развития» и «Методика развития детского изобразительного творчества» упор делается на формирование общей культуры личности. Здесь предусмотрено ознакомление будущих воспитателей с современными программами музыкального развития ребенка и детского изобразительного творчества, большое внимание уделено вопросу музыкального развития детей и формированию творческих изобразительных способностей дошкольников. Программы данных курсов обеспечивает овладение знаниями о задачах, формах, организации музыкально-эстетического воспитания и формировании художественно-творческих способностей детей на современном этапе. А так как нравственная культура является частью общей культуры личности, то можно сказать, что на занятиях по методике музыкального развития и методике развития детского изобразительного творчества происходит, с одной стороны, формирование нравственной культуры самих студентов средствами музыки и изобразительного искусства, а с другой, раскрываются методы и приемы музыкального художественно-творческого развития дошкольников, в процессе которого будущие педагоги смогут не только помочь формированию у ребенка эстетического отношения к искусству и окружающему миру, но и нравственному становлению личности.

Профессионально-нравственные качества будущего воспитателя получают свое дальнейшее развитие в процессе практической подготовки, в том числе и в различных видах педпрактики, в ходе которой студенты овладевают умениями организовывать межличностные и групповые взаимодействия детей с учетом духовно-нравственных ориентиров в общении и деятельности. Здесь уже полученные на теоретических занятиях знания постепенно перерастают в умения и навыки.

В процессе педагогической практики студенты учатся работать в коллективе воспитателей ДОУ, общаться с детьми. Совместно с сотрудниками дошкольного образовательного учреждения организуются дискуссии и диспуты на темы: «Легко ли быть нравственным в современном мире?», «Что такое хорошо, что такое плохо?». Будущие воспитатели имеют возможность послушать опытных педагогов и высказать свое мнение [8, с. 83].

В процессе педсоветов, организуемых совместно со студентами, будущие воспитатели участвуют

о о и и т

г

т

О т э т Д А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

«9

01 г

в тренингах по моделированию и разрешению ситуаций, требующих нравственного выбора.

Приведем пример такой ситуации.

«Дети старшей группы сидят за столом. «А Виталик раскрошил хлеб», жалуется девочка. Воспитатель говорит: «Сидите спокойно и ешьте. А ты, Лена, не жалуйся по пустякам! Об этом сама можешь сказать Виталику». Лена, обращаясь к мальчику: «Слышишь, что тебе сказано?» Виталик в ответ строит гримасу, которая означает: «И не подумал слушаться тебя!» Лена обиделась, толкает его под локоть. В результате разлит суп, ложка на полу. Воспитатель делает замечание девочке: «Не умеешь себя вести, ссоришься из-за каких-то крошек. Расскажу маме о твоем поведении».

Студенты получили такое задание: Проанализируйте ситуацию и действия воспитателя с морально-нравственных позиций. Как бы вы поступили в данном случае? Какие воспитательные возможности можно извлечь из данной ситуации? Как бы вы объяснили детям, что плохого в поступке каждого из них?

Постоянно усложняющийся характер практических заданий студентам обеспечивает динамику их развития. Начиная с общего знакомства с учебно-воспитательными учреждениями разного типа, наблюдений и анализа получаемой информации, практиканты постепенно выполняют все более сложные и ответственные задания.

Именно на практике студенты учатся любить и принимать детей такими, какие они есть, вырабатывать терпение, выдержку, ответственность и чувство долга. Работая с детьми, студенты быстро понимают, что надо постоянно заниматься самообразованием и самовоспитанием, так как необходимые профессионально-значимые качества требуют постоянного совершенствования. [Талых, 75].

В то же время, в процессе прохождения практики, студент оказывается в условиях реального выбора, когда нужно быстро принять правильное решение. В ряде случаев педагогу, в том числе и студенту, находящемуся на практике, приходится преодолевать противоречия между неблагоприятным нравственным климатом в семье ребенка и теми позитивными идеалами, которые внушают ему в детском саду. Прямолинейный подход в этом случае может принести непоправимый вред взаимоотношениям между ребенком и его семьей [8, с. 84].

В ходе воспитательно-педагогической практики в детском саду студенты проводят беседы с детьми на морально-нравственные темы, предлагают им различные игры нравственного содержания (отметим, что данная работа может быть проведена лишь в старших группах детского сада).

К примеру, можно перед старшими дошкольниками поставить ряд следующих вопросов: 1) Как бы ты поступил, если увидел плачущего мальчика, который потерял маму? 2) Что бы ты сделал, если увидел, что взрослый что-то уронил? 3) Ты сидишь в вагоне, а на ближайшей остановке вошел пассажир и мест свободных больше не оказалось. Как ты поступишь в данном случае? 4) К тебе в дом

пришел товарищ, а ты ешь апельсин? Твои действия. 5) Ты нечаянно сломал игрушку, а никто этого не видел, как быть? (незаметно положить на место; починить; если не удастся починить, рассказать воспитателю, попросив о помощи). 6) Мама и папа оставили на твое попечение заболевшую бабушку. Как ты проявишь заботу о ней? 7) Ты нашел в вестибюле детского сада кем-то забытый сверток, что бы ты предпринял?

Как считает М.В. Чернухина, «в процессе общения с дошкольниками, чтения им художественной литературы социально-нравственного содержания, ознакомления с изобразительным искусством, музыкой, у будущих воспитателей более эффективно происходит формирование их собственной социально-нравственной готовности. «Воспитатель сам должен быть воспитан». Это известное положение - непреложная заповедь для каждого, кто прича-стен к делу воспитания. Педагог должен быть терпеливым, любить детей, быть добрым и справедливым, уметь сострадать, быть отзывчивым. Вместе с тем он должен быть организованным, последовательным, требовательным, трудолюбивым. Но, прежде всего, быть высоко нравственным человеком. И именно в процессе прохождения педагогической практики есть возможность более успешного формирования социально-

нравственной готовности студентов» [8, с. 84].

Сегодня, к сожалению, наше общество, находящееся на социально-экономическом переломе и движущееся эволюционным, стихийно-экспериментальным путем, находится на низком уровне духовно-ценностного совершенствования. А ведь, как известно, от того, какие ценности будут сформулированы у молодежи сегодня, целиком и полностью зависит развитие нашего общества и развитие личности каждого молодого человека. В связи с этим, как отмечает В.В. Гавва, «значительно возрастает социальная значимость деятельности учебных заведений, направленных на подготовку педагогических кадров, способных оказать физическую и моральную помощь в развитии личности, поддержку и стимулирование инициативы ребенка, его творчества» [3, с. 24]. Поэтому перед высшим специальным образованием в государстве поставлена задача всемерного улучшения подготовки педагогических кадров, способных повысить уровень образования и воспитания подрастающего поколения.

Литература

1. Акимов М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М., 1992. - 235 с.

2. Барсукова В.В. Подготовка студентов к решению социально-нравственных проблем детей в ходе изучения психолого-педагогических дисциплин и педпрактики в педагогическом вузе // Формирование готовности педагогических кадров к решению проблем социально-нравственного развития детей. - Белгород. - 2001. - С. 13-18.

3. Гавва В.В. Социально-нравственное развитие студентов педагогического вуза в процессе

реализации целевой комплексной программы «Профессия - педагог» // Формирование готовности педагогических кадров к решению проблем социально-нравственного развития детей. - Белгород. - 2001. - С. 24-27.

4. Говорухина Л.В. К проблеме нравственного воспитания будущих педагогов. // Формирование готовности педагогических кадров к решению проблем социально-нравственного развития детей. -Белгород. - 2001. - С. 28-30.

5. Маркова В.В. Формирование профессионально-нравственных потребностей будущих воспитателей на первой ступени педагогического образования. // Формирование готовности педагогических кадров к решению проблем социально-нравственного развития детей. - Белгород. - 2001. - С. 5-10.

6. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. - М., 2000. - 336 с.

7. Талых Т.Н. Формирование профессионально-личностных качеств будущего педагога в процессе педагогической практики. // Формирование готовности педагогических кадров к решению проблем социально-нравственного развития детей. -Белгород. - 2001. - С. 74-77.

8. Чернухина М.В. Формирование социально-нравственной готовности будущих воспитателей в процессе педагогической практики. // Формирование готовности педагогических кадров к решению проблем социально-нравственного развития детей. - Белгород. - 2001. - С. 81-85

9. Алябьева Т.К. Морально-нравственный аспект в преподавании правоведения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2011. № 1. С. 37-43.

Formation of professional and moral values among future

teachers of pre-schools in the university Azitova G.Sh., Azitov R.Sh., Azitova G.Sh.

Kazan (Volga Region) Federal University, Almetyevsk branch of the

Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev - KAI

The article reveals the peculiarities of the modern educational process and the possibilities of formation of value orientation among future teachers of kindergartens in the process of training at the university. The author of the article concludes that the moral culture of students is not high. Therefore, it is necessary to create conditions under which the most successful formation of the moral culture of future teachers in the process of their professional training will be ensured. Key words: Preschool education, students, future teachers of kindergartens, professional values, moral culture

Referfences

1. Akimov M.K., Kozlova V.T. Student individuality and individual

approach. - M., 1992. - 235 p.

2. Barsukova V.V. Preparing students for solving social and moral

problems of children during the study of psychological and pedagogical disciplines and pedagogical education in a pedagogical university // Forming the readiness of teaching staff to solve problems of the social and moral development of children. - Belgorod. - 2001. - p. 13-18.

3. Gavva V.V. Social and moral development of students of a pedagogical university in the process of implementing the target comprehensive program "Profession - Teacher" // Formation of the readiness of teaching staff to solve the problems of the social and moral development of children. - Belgorod. - 2001. -p. 24-27.

4. Govorukhina L.V. To the problem of moral education of future

teachers. // Formation of the readiness of teachers to solve the problems of social and moral development of children. -Belgorod. - 2001. - pp. 28-30.

5. Markova V.V. Formation of professional and moral needs of future educators at the first stage of pedagogical education. // Formation of the readiness of teachers to solve the problems of social and moral development of children. - Belgorod. - 2001. -p. 5-10.

6. Selivanov V.S. Fundamentals of general pedagogy: theory and

methods of education. - M., 2000. - 336 p.

7. Talyh T.N. Formation of professional and personal qualities of the

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

future teacher in the process of teaching practice. // Formation of the readiness of teachers to solve the problems of social and moral development of children. - Belgorod. - 2001. - p. 74-77.

8. Chernukhina M.V. Formation of social and moral readiness of

future educators in the process of teaching practice. // Formation of the readiness of teachers to solve the problems of social and moral development of children. - Belgorod. - 2001. -p. 81-85

9. Alyabyeva T.K. Moral and moral aspect in the teaching of law //

Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Jurisprudence. 2011. No 1. S. 37-43.

о

о

и

n

m

5

m

X

X

о

m

э

m

й

А

-i

О

-1

X

£

m

О

X

О

m

О

01

n

А

w

о

n

А

X

X

m

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.