Научная статья на тему 'Информационно-диагностическая компетентность в структуре диагностической культуры будущего классного руководителя'

Информационно-диагностическая компетентность в структуре диагностической культуры будущего классного руководителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВОСПИТАНИЕ / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / COMPETENCE APPROACH / EDUCATION / DIAGNOSTIC CULTURE / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / DIAGNOSTIC COMPETENCE / INFORMATION-DIAGNOSTIC COMPETENCE / FORM MASTERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаев Илья Федорович, Михайлова Дарья Ивановна

В связи с усилением значения воспитательной деятельности педагога, его диагностической культуры особое внимание уделяется профессиональной компетентности будущего педагога-воспитателя, в целом, его информационно-диагностической компетентности, в частности. Основная цель исследования заключалась в изучении информационно-диагностической компетентности студентов (будущих классных руководителей) как одного из ведущих критериев диагностической культуры будущего педагога-воспитателя. Авторами уточнено понятие «информационно-диагностическая компетентность будущего классного руководителя», изучена ее структура. В процессе исследования авторами были использованы следующие методы: во-первых, анкетирование студентов Педагогических институтов «Белгородского государственного национального исследовательского университета», «Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева», «Курского государственного университета», во-вторых, наблюдение и анализ диагностической деятельности студентов, осуществляющих функции классного руководителя в процессе педагогической практики. На этапе формирующего эксперимента авторами предложены способы формирования информационно-диагностической компетентности будущих классных руководителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаев Илья Федорович, Михайлова Дарья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION-DIAGNOSTIC COMPETENCE IN THE STRUCTURE OF DIAGNOSTIC CULTURE OF THE FUTURE FORM MASTER

As the importance of teacher's educational activities increase special attention is paid to the professional competence of the future specialist, in general, the information-diagnostic competence of the future form masters, in particular. The main goal of the study was to study the information-diagnostic competence of students (future form masters) as one of the leading criteria for the diagnostic culture of the future teacher-educator. In the process of research, the authors clarified the concept of "information-diagnostic competence of the future form master", its structure was studied. In the process of research, the following methods were used at the forming experiment: firstly, the questioning of students of the Pedagogical Institutes of the Belgorod State National Research University, Turgenev Oryol State University, Kursk State University, secondly, observation of form masters’ diagnostic activities of schools in Belgorod and Belgorod region, thirdly, an analysis of both form masters’ and students’ diagnostic activities. At the stage of the formative experiment, the authors propose ways of forming information-diagnostic competence of future form masters.

Текст научной работы на тему «Информационно-диагностическая компетентность в структуре диагностической культуры будущего классного руководителя»

компетентностный подход: учебное пособие. - М.: МПСИ, 2005. - 216 с.

7. Красинская Л.Ф. Психолого-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы: учебное пособие. - Самара: СамГУПС, 2010. - 140 с.

8. Морнов К.А. Развитие личностно-профессиональной компетентности будущих педагогов в системе высшего образования: дисс. ... канд. пед. наук. - Братск, 2013. - 190 с.

9. Педагогическая наука и образование: история, модернизация, тенденции развития: монография // В.В. Сериков, Н.К. Сергеев, Е.И. Сахарчук [и др.]. - Волгоград: Изд-во ВГСПУ Перемена, 2016. - 224 с.

10. Сергеев Н.К., Сериков В.В. Природа педагогической деятельности и субъектный мир учителя // Человек и образование. - 2012. - № 1 (30). - С. 4-8.

11. Сластенин В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 12. - С. 4-15.

12. Современные технологии высшего профессионального образования: учебно-методическое пособие / Сост. Е.В. Везетиу. - Ялта: РИО ГПУ, 2018. - 152 с.

13. Тутолмин А.В. Историко-педагогический анализ проблемы формирования творческой компетенции/компетентности бакалавра начального образования // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2016. - № 3. - С. 111-129.

Исследование выполнено в рамках государственного задания НИУ «БелГУ» на 2018 год, проект №27.13100.2018/12.1

Педагогика

УДК 373'013

доктор педагогических наук, профессор Исаев Илья Федорович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

«Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород); кандидат педагогических наук, старший преподаватель Михайлова Дарья Ивановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

«Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород)

ИНФОРМАЦИОННО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Аннотация. В связи с усилением значения воспитательной деятельности педагога, его диагностической культуры особое внимание уделяется профессиональной компетентности будущего педагога-воспитателя, в целом, его информационно-диагностической компетентности, в частности. Основная цель исследования заключалась в изучении информационно-диагностической компетентности студентов (будущих классных руководителей) как одного из ведущих критериев диагностической культуры будущего педагога-воспитателя. Авторами уточнено понятие «информационно-диагностическая компетентность будущего классного руководителя», изучена ее структура. В процессе исследования авторами были использованы следующие методы: во-первых, анкетирование студентов Педагогических институтов «Белгородского государственного национального исследовательского университета», «Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева», «Курского государственного университета», во-вторых, наблюдение и анализ диагностической деятельности студентов, осуществляющих функции классного руководителя в процессе педагогической практики. На этапе формирующего эксперимента авторами предложены способы формирования информационно-диагностической компетентности будущих классных руководителей.

Ключевые слова: компетентностный подход; воспитание, диагностическая культура; компетентность; профессиональная компетентность; диагностическая компетентность; информационно-диагностическая компетентность; классный руководитель.

Annotation. As the importance of teacher's educational activities increase special attention is paid to the professional competence of the future specialist, in general, the information-diagnostic competence of the future form masters, in particular. The main goal of the study was to study the information-diagnostic competence of students (future form masters) as one of the leading criteria for the diagnostic culture of the future teacher-educator. In the process of research, the authors clarified the concept of "information-diagnostic competence of the future form master", its structure was studied. In the process of research, the following methods were used at the forming experiment: firstly, the questioning of students of the Pedagogical Institutes of the Belgorod State National Research University, Turgenev Oryol State University, Kursk State University, secondly, observation of form masters' diagnostic activities of schools in Belgorod and Belgorod region, thirdly, an analysis of both form masters' and students' diagnostic activities. At the stage of the formative experiment, the authors propose ways of forming information-diagnostic competence of future form masters.

Keywords: competence approach; education, diagnostic culture; competence; professional competence; diagnostic competence; information-diagnostic competence; form masters.

Исследование выполнено в рамках государственного задания НИУ «БелГУ» на 2018 год, проект

№27.13100.2018/12.1

Введение. На сегодняшний день наблюдается усиление значимости воспитательной деятельности педагога как одного из важнейших факторов эффективности и качества учебно-воспитательного процесса. Федеральные документы последних лет подчеркивают влияние воспитательного потенциала педагогов на качество образования детей (Федеральный закон «Об образовании в РФ», «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017гг.», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», «Профессиональный стандарт педагога» и др.) [5, c. 31.

Положения компетентностного подхода указывают на практическую ориентированность современного образования. В стандартах высшего педагогического образования нового поколения приведён перечень

общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, в числе которых можно отметить следующие: способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики; способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся и др. [5].

Как показывает школьная практика классный руководитель - главный воспитатель классного коллектива и каждого ученика. Он является одновременно и педагогом-предметником, и воспитателем. Однако деятельность классного руководителя, в отличие от учителя-предметника, существенно расширяет возможности для реализации возложенных на него задач, среди которых изучение личности воспитанников, их интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей. Другими словами, педагог-воспитатель имеет возможность проведения углублённой систематической диагностики классного коллектива и индивидуального развития школьника, а также учёта полученных данных своей воспитательной деятельности [5].

Однако анализ многочисленных источников, как с практической, так и с теоретической позиции, показывает, что у будущих педагогов отсутствует опыт организации воспитательной деятельности на основе педагогической диагностики, изучения школьного коллектива. Следовательно, в процессе профессионально-педагогической подготовки в вузе особое значение, по нашему мнению, должно уделяться формированию информационно-диагностической компетентности будущего классного руководителя как одного из критериев его диагностической культуры [1;2;3;16].

Все вышесказанное позволяет сформулировать цель исследования: изучение сущности и содержания информационно-диагностической компетентности будущего классного руководителя как одного из ведущих критериев его диагностической культуры, изучение уровня сформированности информационно-диагностической компетентности будущего классного руководителя, определение способов формирования его информационно-диагностической компетентности.

Изложение основного материала статьи. Анализ понятия «компетенция» и «компетентность» приводит нас к следующим выводам: компетентность - это результат научения, а компетенция - это готовность, способность к какой-либо деятельности. Согласно А.В. Хуторскому, находим следующие отличия: под компетенцией понимают определённый круг вопросов, в которых индивид обладает хорошей осведомленностью, имеет познания и опыт. Это совокупность взаимосвязанных качеств, которыми обладает личность по отношению к определённым предметам и процессам. Ими могут выступать знания, умения, навыки, способы деятельности. При соблюдении всех условий является возможной качественная работа. Компетентность - это когда человек обладает необходимой компетенцией, что включается в себя также и его личное отношение к предмету деятельности. Компетентного специалиста всегда отличает способность среди множества решений выбрать оптимальное, аргументировано опровергать ложные решения [14]. Очевидно, что, компетентность всегда проявляется в деятельности, в то время как профессиональная компетентность педагога обнаруживается при решении им профессиональных задач.

Ориентация на профессиональные компетентности становится на сегодняшний день важнейшей задачей современного профессионального образования. Именно поэтому, изучение профессиональной компетентности педагога является одним из ведущих направлений исследовательской деятельности целого ряда учёных и педагогов [5; 15].

Так, компетентность субъекта педагогического образования в науке рассматривается как: компонент педагогической культуры (Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, Н. Розов и др.); уровень образованности специалиста (Б.С. Гершунский, А.Д. Щекатунова и др.); система знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств личности (Т.Г. Браже, Н.И. Запрудский и др.); форма осуществления профессиональной деятельности (Е.М. Павлюченков, А.И. Пискунов); характеристика личности учителя (Р.Х. Шакуров и др.) [5, с. 37].

Мы придерживаемся точки зрения Ю.Г. Татура, который компетентность специалиста с высшим образованием трактует как «проявленные им на практике стремление и способность реализовать свой потенциал для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ее социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования» [11, с. 9]. Соглашаясь с тем, что компетентность субъекта педагогического образования - это компонент педагогической культуры педагога (Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев), компетентность в диагностической деятельности классного руководителя представляется нам не только как часть диагностической культуры педагога-воспитателя, но и как часть его педагогической культуры.

Все вышесказанное приводит нас к следующему выводу: информационно-диагностическая компетентность будущего классного руководителя - это формируемая теоретическая и практическая готовность будущего педагога-воспитателя к осуществлению диагностической деятельности в воспитательном процессе школы с помощью информационных технологий. Содержание диагностической компетентности будущего классного руководителя образовано совокупностью диагностических знаний, диагностических умений, владений информационными и педагогическими технологиями.

Таким образом, в качестве показателей сформированности информационно-диагностической компетентности выступают: сформированность диагностических знаний будущих педагогов-воспитателей в области диагностической деятельности (знания о целях и задачах диагностической деятельности педагога-воспитателя, ее функциях; знание структуры диагностического процесса; знание алгоритма диагностического исследования и т.д.).; действенность диагностических умений будущих педагогов-воспитателей (умение определять способы оптимального решения педагогической задачи; отбирать способы достижения педагогических целей; правильно интерпретировать педагогическое явление и т.д.).; владение будущими педагогами-воспитателями информационными технологиями в процессе реализации диагностической деятельности (использование электронных диагностических комплексов с целью получения, обработки, интерпретации необходимой информации в процессе диагностической деятельности; использование информационных технологий с целью целенаправленной диагностики конкретного субъекта воспитательного процесса и коллектива в целом и т.д.).

Проверка данного критерия возможна при учете степени соответствия учебно-воспитательной деятельности педагога требованиям ФГОС ВО, Федеральному закону «Об образовании в Российской

Федерации»; нормативно правовому документу «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017гг.»; «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», а также анализа полученных результатов анкетирования студентов, экспертного заключения действующих классных руководителей, преподавателей вуза.

Изучение уровня сформированности информационно-диагностической компетентности на этапе констатирующего и формирующего эксперимента обеспечивалось использованием комплекса методов: беседа; анкетный опрос студентов; выполнение респондентами заданий, определяющих их диагностические знания, умения, выявляющие их информационно-диагностическую компетентность, творческие способности в области диагностической деятельности; тестирование, педагогический эксперимент.

В констатирующем эксперименте принимали участие 763 студента педагогических специальностей «Белгородского государственного национального исследовательского университета», «Курского государственного университета», «Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева» 3-5 курсов.

Уровень сформированности информационно-диагностической компетентности определялся с помощью авторского теста «Выявление информационно-диагностической компетентности будущего классного руководителя» (самооценка); теста «Определение сформированности диагностических знаний» (автор А.В. Иванов), адаптированного нами для будущих классных руководителей; метода экспертных оценок, наблюдения за деятельностью обучающихся во время прохождения педагогической практики в школах г. Белгорода, выполнения индивидуальных и групповых диагностических заданий.

При определении уровня сформированности диагностических знаний студентов «Белгородского государственного национального исследовательского университета», «Курского государственного университета», «Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева» на этапе констатирующего эксперимента был изучен уровень сформированности диагностических знаний респондентов, уровень сформированности диагностический умений и владений будущих классных руководителей, уровень сформированности диагностических владений респондентов (самооценка студентов).

Анализ показателей информационно-диагностического компонента свидетельствует о его низком уровне сформированности. К основным причинам можно отнести отсутствие в учебном плане большинства направлений подготовки дисциплины «Классный руководитель», «Классное руководство». Кроме того, знания студентов о диагностической, информационно-диагностической компетентности, диагностической культуре, в целом (учителя математики и информатики Педагогического института НИУ «БелГУ», учителя иностранного языка «КГУ»), которые освоили данную дисциплину (в качестве курса по выбору или согласно учебному плану) были на уровне одного практического занятия.

Для проведения формирующего эксперимента среди студентов было выбрано три контрольные (КГ-1, КГ-2, КГ-3) и три экспериментальные (ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3) группы. Экспериментальную группу составили 43 человека, полностью прошедшие все этапы процесса формирования диагностической культуры. Студенты контрольной группы 43 человека обучались по традиционной методике.

Работа студентов над диагностическими заданиями (мини-исследования студентов по изучению классного коллектива, отдельных обучающихся), участие студентов в дискуссиях («Диагностика прерогатива психологии или педагогики?», «Компьютерная диагностика: за или против», «Диагностическая деятельность в школе: классный руководитель или школьный психолог»? и др.), беседах («Что такое педагогическая диагностика?», «Возникновение и развитие диагностики в психолого-педагогической науке» и др.), мастер-классах («Этапы диагностической деятельности классного руководителя» и др.) по проблеме способствовала овладению будущими классными руководителями диагностическими знаниями, умениями. Изучение, анализ авторских диагностических методик, размещение их в электронный диагностический комплекс классного руководителя, разработка электронного глоссария и базы данных позволило студентам повысить уровень владения информационными технологиями.

Для измерения уровня сформированности информационно-диагностической компетентности мы использовали авторский тест «Выявление информационно-диагностической компетентности будущего классного руководителя» и тест «Определение сформированности диагностических знаний» (А.В. Иванова).

Анализ полученных результатов показал, что количество студентов экспериментальной группы, находящихся на низком уровне уменьшилось (ЭГ.1-0; ЭГ.2-14,29; ЭГ.3-13,33), число студентов экспериментальной группы, находящихся на среднем (ЭГ.1-28,57; ЭГ.2-21,43; ЭГ.3-26,67) и высоком уровне (ЭГ.1-71,43; ЭГ.2-64,29; ЭГ.3-60) увеличилось. Это позволило нам сделать вывод о повышении уровня сформированности информационно-диагностической компетентности будущих классных руководителей, эффективности используемых нами методов.

Выводы. Исследование показано, что о высоком уровне сформированности информационно-диагностической компетентности свидетельствует то, что студенты владеют основами теоретических знаний по педагогической диагностике, технологией диагностической деятельности, информационными технологиями в процессе реализации диагностической деятельности в полной мере.

Литература:

1. Дорофеева, О. И. (2013) Формирование диагностической компетентности педагогов в процессе дополнительного профессионального образования [Текст]: моногр. / О. И. Дорофеева; Департамент образования Вологод. обл., Вологод. ин-т развития образования. - Вологда: ВИРО. - 161 с.

2. Ивутина Е.П. (2008) Формирование диагностической компетентности у студентов педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. П. Ивутина. - Киров. - 172 с.

3. Ингенкамп, К. (1991) Педагогическая диагностика [Текст]: пер. с нем. / К. Ингенкамп. - Москва: Педагогика. - 240 с. - (Зарубеж. школа и педагогика).

4. Исаев, И. Ф. (2002) Профессионально-педагогическая культура преподавателя [Текст]: учеб.пособие для студентов вузов / И. Ф. Исаев. - Москва: Академия. - 208 с. - (Высш. образование).

5. Михайлова, Д.И. (2016) Формирование диагностической культуры будущего классного руководителя в процессе профессионально-педагогической подготовки в вузе [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Д.И. Михайлова. - Белгород. - 224 с.

6. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Рос.законодательство».

7. О стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Федерации [Электронный ресурс]: распоряжение от 29.05.2015 № 996-р // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Рос.законодательство».

8. Ожегов, С. И. (2007)Толковый словарь русского языка [Текст1: 80000 слов и фразеол. выражений / С. И. Ожогов, Н. Ю. Шведова; РАН, Ин-т рус.яз. им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - Москва: Технологии. - 938 с.

9. Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н, г. Москва. URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html

10. Сеничкина, А. В. (2006) Реализация принципа преемственности в развитии диагностической компетентности субъекта непрерывного образования [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А. В. Сеничкина. - Череповец. - 19 с.

11. Татур Ю.Г. (2004) Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. № 3 C. 65-71

12. Тошбоева М. Э. Professional competence and culture in pedagogy // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 351-353. — URL https://moluch.ru/archive/208/50396/ (дата обращения: 15.06.2018).

13. Teleuyev, G., Isaev, I. F., Eroshenkova, E. I., Krolevetskaya, E. N., Peresypkin, A. P. & Shumakova, I.A. (2015). Formation and Development of a Teacher Professional Pedagogical Culture at a High School in Russia. The Social Sciences, 10(6), 1486-1489.

14. Хутоской А.В О компетенции и компетентности в общих чертах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fb.ru/article/261851/chem-otlichaetsya-kompetentnost-ot-kompetentsii-kompetentnost-i-kompetentsiya-otlichiya-v-obrazovanii (дата обращения: 01.06.2018).

15. Norman Frederiksen, Robert Glaser, Alan Lesgold, Michael G. Shafto (2013) Diagnostic Monitoring of Skill and Knowledge Acquisition // Routledge,. - 528 p.

16. Andreas Kollias, Kathy Kikis (2005) From wider visions and policy reforms to school culture // EdicionsUniversitat Barcelona. - 107 p.

17. S. Ram (2003) Current Issues In Teacher // Sarup& Sons. - 320 p.

18. Zienau, N. (1996) A guide to the Russian education system. Manchester: British Council.

Педагогика

УДК: 378.147.001.76:7.05

ассистент кафедры изобразительного искусства,

методики преподавания и дизайна Капунова Маргарита Ивановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в (г. Ялта)

РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ДИЗАЙН-

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Инновационные технологии получают все большее распространение в дизайн-образовании. Поскольку современная профессиональная деятельность дизайнера невозможна без применения новейших достижений компьютерной техники и инновационных приемов, то и профессиональная подготовка будущих специалистов нуждается в соответствующем подходе.

В статье теоретически обоснована роль и влияние инновационных технологий в повышении качества дизайн-образования. Применение инноваций в дизайне неизбежно и необходимо, так как одним из современных требований работодателей к специалисту дизайна является готовность к использованию инновационных технологий в профессиональной деятельности. Инновационный подход и проблемы в дизайн-образовании входят в число наиболее острых как для преподавателей ВУЗов так и для обучающихся. В связи с этим актуальными становятся проблемы исследования инновационной деятельности специалистов дизайна, разработки механизмов, средств, технологий формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной деятельности, что вызывает необходимость научного переосмысления сути профессионально-педагогической подготовки будущих дизайнеров.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, готовность к инновациям, дизайн, инновационные технологии.

Annotation. Innovative technologies become popular in design education. As modern professional activity of the designer is impossible without application of the latest developments of the computer equipment and innovative receptions, and vocational training of future designers needs the corresponding approach.

In article the role and influence of innovative technologies in improvement of quality of design education is theoretically proved. Application of innovations in design is inevitable and it is necessary as one of modern requirements of employers to the expert of design training for use of innovative technologies is in professional activity. Innovative approach and problems in design education are very important both for teachers of higher education institutions and for students. In this regard the problems researches of innovative activity of designers, development of mechanisms, means, technologies of formation of readiness of future designers to innovative activity are relevant. It demands scientific reconsideration of an essence of professional and pedagogical training of future designers.

Keywords: professional activity, readiness for innovations, design, innovative technologies.

Введение. Современная профессиональная подготовка будущих дизайнеров направлена на формирование специалиста, который, наряду с традиционными, должен обладать и инновационными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.