Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИИОНАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА / ВОСПИТАТЕЛЬ / ПЕДАГОГ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ВОСПИТАТЕЛЯ / ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аббасова Левиза Иловиевна, Сейтмамбетова Севиля Рушэновна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования информационной культуры будущих воспитателей. Статья раскрывает модель формирования информационной культуры будущих воспитателей дошкольной образовательной организации. Структурно-функциональная модель представляет собой взаимосвязанные блоки: мотивационно-целевой, теоретико-методологический, диагностический, процессуально-содержательный и результативный, что дает возможность более четко представить процесс формирования информационной культуры будущих воспитателей дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аббасова Левиза Иловиевна, Сейтмамбетова Севиля Рушэновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

to work in pairs, and substitute in this sentence in place of the members of the sentence rose and concrete words that match the meaning of the partner (many attempts, resistance to difficulties, motivation, strength), and the second partner will need to give a grammatically correct answer. After that, you can invite students to complete the task of developing descriptive and narrative speech skills from the point of view of the characters. You can also do this work in pairs, pre-assigning roles.

3. Post-textual, or reflective stage. Students can be invited to discuss one of the questions:

a) Is this a sad or a funny poem? Why?

b) Do you think the rose is happy? What makes it happy? What doesn't make?

Thus, the use of authentic poetic texts in the development of speaking skills in an English lesson makes this process cognitive, creative and interesting. A poetic text as a teaching tool and a basis for improving speaking skills is of wide interest and serves as a prism through which the student comprehends the culture of the people of the target language and the foreign language itself, as well as with the help of assignments based on authentic poetic material, it becomes possible to achieve the planned results in speaking a foreign language language in the context of distance learning, to reveal the personality of the student most fully, to develop the skills of dialogical and monologue speech, to stimulate motivation for learning a foreign language.

References

1. Law of the Republic of Kazakhstan dated July 27, 2007 No. 319-III "On Education". [Electronic Resource]. URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30118747/ (date of access: 13.03.2021).

2. Kamayeva T.P. Poeziya na uroke inostrannogo yazyka: sovremennyye podkhody k obucheniyu chteniyu / T.P. Kamayeva, L.V. Karpova, I.M. Deyeva // Inostrannyye yazyki v shkole, 1996. № 3. S. 20—21.

3. Orlova N.F. Sovershenstvovaniye ustnoy rechi studentov starshikh kursov s ispol'zovaniyem muzykal'noy naglyadnosti: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 1991. [Electronic Resource]. URL: https://goo.su/2Mji (date of access: 20.10.2020) [In Russian].

4. Verbitskaya M.V., Makkinli S., Khastings B., Mindrul O.S. «Forward» Uchebnik angl. yaz. dlya 5 kl. obshcheobraz. uchrezhd. [Tekst] / M.V. Verbitskaya i dr. M.: Ventana Graf: Person Education Limited, 2015. 105 s. [In Russian].

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ

КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 1 2 Аббасова Л.И. , Сейтмамабетова С.Р.

1Аббасова Левиза Иловиевна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Сейтмамбетова Севиля Рушэновна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования информационной культуры будущих воспитателей. Статья раскрывает модель формирования информационной культуры будущих воспитателей дошкольной образовательной организации. Структурно-функциональная модель

представляет собой взаимосвязанные блоки: мотивационно-целевой, теоретико-методологический, диагностический, процессуально-содержательный и результативный, что дает возможность более четко представить процесс формирования информационной культуры будущих воспитателей дошкольного образования.

Ключевые слова: информациионая культура, культура, воспитатель, педагог, дошкольное образование, модель, формирование, информационная культура воспитателя, подготовка.

Концептуальное построение модели основывалось на исследованиях ученых, которые рассматривали положения, актуальные для разработки методологических и теоретических аспектов формирования информационной культуры будущих воспитателей дошкольной образовательной организации: вопрос определения сущности понятия культуры и ее места в образовании; процесс формирования компонентов информационной культуры; влияние информационно -коммуникационных технологий на содержание и методы обучения; методика использования компьютеров в учебно-воспитательном процессе; методологические проблемы развития информационной культуры.

Под моделью формирования информационной культуры будущих воспитателей дошкольной образовательной организации будем понимать целостный педагогический процесс, в котором совокупность подходов и принципов направлена на приобретение обучающимися необходимых компетенций, а также на развитие личности обучающихся.

Модель формирования информационной культуры будущих воспитателей дошкольного образования в процессе профессиональной подготовки в образовательных организациях высшего образования рассматривается нами как сложная многоуровневая система, включающая взаимосвязанные блоки: мотивационно-целевой, теоретико-методологический, диагностический,

процессуально-содержательный и результативный, что дает возможность более четко представить процесс формирования информационной культуры будущих воспитателей дошкольного образования, определить соответствие поставленной цели с конечным результатом, полученным в ходе экспериментальной работы.

Цель структурно-функциональной модели - сформировать информационную культуру будущих воспитателей дошкольного образования средствами медиаобразовательных технологий в процессе профессиональной подготовки в образовательной организации высшего образования. Необходимость разработки модели формирования информационной культуры будущих воспитателей дошкольного образования обусловлена социальным заказом общества на подготовку современного специалиста интегративного типа соответствующего требованиям общества, в т. ч. со сформированной информационной культурой.

Первым компонентом информационной культуры является компьютерная грамотность. Овладение компьютерной грамотностью предусматривает: освоение практических навыков пользования компьютером; знание основ программирования; представление о принципах действия и устройств компьютера и его основных элементов; применение и обозначение роли компьютеров в производстве и других сферах деятельности человека.

Под компьютерной грамотностью мы понимаем интегративную личностную характеристику, обеспечивающую оптимальный подбор информационных и коммуникационных технологий и их применение для анализа, прогнозирования и организации принятия целесообразного решения в соответствии со спецификой учебной ситуации.

Второй составляющей информационной культуры является информационная компетентность. Под информационной компетентностью профессионально значимое

28

качество, состоящее в овладении основными навыками работы с информацией. А.П. Ершов определяет данное понятие как сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств [2].

Согласно А.Л. Семенову, в состав информационной грамотности входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств [3].

М.Б. Лебедева и О.Н. Шилова оперируют понятием ИКТ-компетентность, рассматривая его как ключевую компетентность современного человека, проявляющуюся в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникации, Интернета и т.д. [3].

Внедрение ИКТ в образовательный процесс расширяет возможности преподавателя по вовлечению обучающихся в познавательную деятельность в самых разнообразных формах. Современные электронные дидактические материалы направлены на активное участие обучающихся в организации учебного процесса и их взаимодействие с преподавателем.

Представленная модель формирования информационной культуры будущих воспитаталей дошкольного образования включает пять блоков:

1) мотивационно-целевой блок включает планируемый результат обучения, представление об уровне сформированности информационной культуры, который должен быть достигнут обучающимися;

2) теоретико-методологический блок раскрывает компоненты информационной культуры, научные подходы и принципы, которые являлись основой создания представленной модели;

3) диагностический блок характеризует критерии, показатели и уровни формирования информационной культуры;

4) процессуально-содержательный блок содержит этапы, формы работы и ряд педагогических условий, реализация которых, с нашей точки зрения, может значительно повысить эффективность формирования информационной культуры будущих воспитателей дошкольного образования и достигнуть предполагаемого результата для каждого этапа;

5) результативный блок отражает эффективность протекания педагогического процесса, характеризует достигнутые изменения в соответствии с поставленной целью.

Итак, разработанная модель представляет собой сложную и многоуровневую динамическую систему, которая включает в себя взаимосвязанные элементы, что дает возможность более четко представить целенаправленный процесс формирования информационной культуры будущих воспитателей дошкольного образования.

Список литературы

1. Брановский Ю. С. Работа в информационной среде / Брановский Ю., Беляева А. // Высшее образование в России, 2002. № 1. С. 81-87.

2. Ершов А.П. Концепция информатизации образования / А. П. Ершов // Информатика и образование, 1988. № 6. С. 4-8.

3. Лебедева М.Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? / М.Б. Лебедева, О.Н. Шилова // Информатика и образование, 2004. № 3. С. 95-100.

4. Мурюкина Е.В. Проблемы методологии современной медиапедагогики / Е. В. Мурюкина // Медиафилософия / под ред. В. В. Савчука. СПб.: Изд-во СПб. Философского общества, 2008. С. 330-334.

5. Семёнов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании / А. Л. Семёнов. М.: Изд-во МИПКРО, 2000. 12 с.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК КЛЮЧЕВОЙ МЕХАНИЗМ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Батомункуева Е.Б.

Батомункуева Елена Баировна - магистрант, кафедра экономической теории, государственного и муниципального управления, Институт экономики и управления Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова, г. Улан-Удэ

Аннотация: в статье анализируется профилактическая работа, реализуемая в контрольно-надзорной деятельности в сфере образования Республики Бурятия, с целью профилактики нарушений обязательных требований законодательства об образовании образовательными организациями и участниками образовательных отношений.

Ключевые слова: государственный контроль (надзор), профилактическая работа, типичные нарушения обязательных требований.

В тенденциях быстро развивающегося мира наши специалисты должны быть конкурентоспособны и показывать выдающиеся результаты на равных с лидирующими странами в науке, в образовании, в искусстве. Государственное управление образованием ключевой момент для достижения поставленных целей, путем обеспечения и реализации эффективно работающих нормативных правовых актов, механизмов управления качеством образования и компетентностью кадров. Одними из важных компетенций федерального органа исполнительной власти являются: издание нормативно правовых актов, методических рекомендаций, инструктивных материалов, осуществление контроля за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий и контроль за эффективностью и качеством реализации этих полномочий.

Субъекты Российской Федерации в свою очередь осуществляют государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории. Другими словами осуществляют контроль и надзор за соблюдением и исполнением законодательства Российской Федерации в сфере образования.

В данной работе мы и рассмотрим деятельность Министерства образования и науки Республики Бурятия как органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в части переданных полномочий по реализации государственного контроля (надзора) в сфере образования в Республике Бурятия в соответствии со статей 7 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1, ст. 7].

Деятельность Комитета, регламентируется федеральными законами и кодексами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.

Одним из основных нормативных правовых актов регламентирующих деятельность Комитета является Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.