Научная статья на тему 'Формирование информационной культуры будущего педагога как цель его профессиональной подготовки в вузе'

Формирование информационной культуры будущего педагога как цель его профессиональной подготовки в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / PERSONAL CULTURE OF A TEACHER / PROFESSIONAL TRAINING / INFORMATIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агибова И. М., Худовердова С. А.

В статье рассмотрена взаимосвязь структуры компонентов информационной культуры педагога со способами деятельности, которые позволят сформировать высокий уровень информационной культуры будущего педагога, способного реализовать профессиональную подготовку студентов в образовательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агибова И. М., Худовердова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной культуры будущего педагога как цель его профессиональной подготовки в вузе»

УДК 004:316.72:378

Агибова И.М., Худовердова С.А. ©

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии высшей школы; 2ст. преподаватель кафедры информационных технологий, Ставропольский

государсгвенный универсигег

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

Аннотация

В статье рассмотрена взаимосвязь структуры компонентов информационной культуры педагога со способами деятельности, которые позволят сформировать высокий уровень информационной культуры будущего педагога, способного реализовать профессиональную подготовку студентов в образовательном процессе вуза.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, информационная культура педагога, информатизация образования

Keywords: personal culture of a teacher, professional training, informatization of education

Профессиональная подготовка будущего педагога в образовательном процессе -важнейшая функция существования и развития современного общества. Одной из задач высшего образования является формирование информационной культуры студентов, так как уровень культуры человека, сформированный в студенческие годы, как правило, определяет его благополучие в профессиональной деятельности [5].

Вопросами профессиональной подготовки в области формирования информационной культуры будущего педагога, его подготовки к применению информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности занимались разные ученые: А. А. Атаян, Г. А. Бордовский,

Ю. С. Брановский, Я. А. Ваграменко, Н. И. Гендина, Е. В. Данильчук, А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик, Н. В. Макарова, В. Л. Матросов, А. В. Могилев, С. В. Панюкова, А. В. Петров, Е. С. Полат, И. В. Роберт, Э. Л. Семенюк и др. В работах этих ученых профессиональная подготовка рассматривается не только как результат передачи знаний, умений, навыков, установок извне, но и как саморазвитие педагога, обусловленное внутренними факторами его профессионально-личностного становления (мотивами, желаниями, решениями, позицией).

Исследователи в области информатизации образования (Ю.С. Брановский, А. А. Кузнецов, К. К. Колин, Н. В. Макарова, С. В. Панюкова, Е. С. Полат, И. В. Роберт и др.) отмечают необходимость целенаправленной подготовки личности к жизнедеятельности в информационном обществе, поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед системой образования в современных информационных условиях, становится задача формирования нового типа культуры личности - информационной. Для решения этой задачи в образовании необходим педагог, владеющий целостной информационной культурой, реализующий обучение, развитие и воспитание новых членов информационного общества, что определяет необходимость ориентации современного педагогического образования на формирование информационной культуры будущего педагога.

Информационная культура имеет свою специфическую интегративную природу, выступает сегодня как ключевая компетентность личности в новых информационных

© Агибова И.М., Худовердова С.А., 2012 г.

условиях и трактуется исследователями от совокупности знаний, умений и навыков, поиска, обработки, хранения, передачи, представления информации до способа жизнедеятельности человека, значимости ценностной ориентации в информационной среде [1, 2, 3, 6, 7, 8, 9]. Можно привести и другие примеры, подчеркивающие неоднозначность толкования термина «Информационная культура» и различные подходы к пониманию способов её формирования, но нам представляется важным более подробно остановиться на определениях, предлагаемых Ю. С. Брановским, Н. И. Гендиной, Е. В. Данильчук, С. М. Конюшенко, Л. И. Лазаревой.

Ю.С. Брановский, рассматривал информационную культуру как «достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающий целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений» [1].

Н.И. Гендина под информационной культурой педагога понимает одну из составляющих общей культуры личности, связанную с социальной природой человека и являющуюся продуктом его разнообразных творческих способностей [2]. Она отмечает, что информационная культура учителя характеризует его информационное мировоззрение, систему знаний и умений, которые обеспечивают самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению профессиональных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

По мнению Е.В. Данильчук: «Информационная культура педагога - интегративное качество личности, представляющее собой динамическую систему гуманистических идей, ценностно-смысловых ориентаций, собственных позиций и свойств личности, реализуемое в способах взаимодействий, взаимоотношений, деятельности в информационной среде, в ее познании и преобразовании, определяющее целостную готовность личности к творческому освоению образа жизни в информационном обществе и проявляющееся в специфике педагогической деятельности и системе профессиональных качеств педагога» [3].

С.М. Конюшенко считает, что информационная культура учителя шире, чем просто информационная культура личности, поскольку включает в себя еще и профессиональную составляющую, и проявляется в интересе педагога к информационной деятельности, в осознании ее важной роли в образовательных процессах, в осознанном выборе источников информации и овладении алгоритмами их переработки, в комплексном использовании традиционных, электронных, сетевых и других информационных ресурсов, наконец, в осознании себя как носителя и распространителя информации, в активном информационном поведении [6].

Л.И. Лазарева полагает, что информационная культура педагога - это разновидность информационной культуры специалиста, часть информационной культуры личности, детерминированная сферой профессионально-педагогической деятельности, представляющая собой совокупность информационного мировоззрения и информационной компетентности, транслируемую в образовательный процесс, определяющую качество информационно-образовательных продуктов и направленную на формирование информационной культуры учащихся [7].

Обобщая сказанное, можно заключить, что исследователи, занимающиеся проблемой формирования информационной культуры будущего педагога, вкладывают в это понятие разное содержание. Мы рассматриваем информационную культуру как уровень организации информационных процессов создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, приводящий к целостному видению мира и предвидению последствий принимаемых решений.

Информационная культура педагога - это совокупность устойчивых навыков эффективного применения информационных и коммуникационных технологий и мотивации их использования в профессиональной деятельности. Вместе с тем, мы согласны с мнением ученых в том, что педагог должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры педагога, что информационная культура является основным компонентом его профессионализма [2, 3, 6, 7].

Рассмотрев разные подходы к пониманию информационной культуры личности и её формированию, можно отметить, что это явление достаточно многокомпонентное, поэтому мы выделили следующие, наиболее существенные, на наш взгляд, ее компоненты: познавательно-интеллектуальный, технологический, информационно-

коммуникативный, прогностический, эргономический. Рассмотрим их содержательную сторону [4].

1. Познавательно-интеллектуальный компонент включает в себя активный, созидательный характер интеллектуальной деятельности, понимание современной научной картины мира, полноту и глубину предметных знаний, умение осуществлять самостоятельные интеллектуальные решения в различных ситуациях, интерес к информационной деятельности с использованием средств ИКТ;

2. Технологический компонент информационной культуры включает в себя компьютерную и информационную грамотность, отвечающую современному уровню развития информатики и компьютерных технологий, структуре и качеству информационных ресурсов, умение эффективно использовать информационные источники разного характера;

3. Информационно-коммуникативный компонент включает в себя активное использование личностью возможностей компьютерных коммуникаций для межличностного и коллективного взаимодействия, наличие умения использовать электронно-вычислительные и электронно-интеллектуальные системы;

4. Прогностический компонент включает в себя осознанный выбор личностью источников информации, предвидение возможных последствий информационной деятельности, профессиональную и социальную адаптацию в постоянно обновляющейся информационной среде;

5. Эргономический компонент включает в себя знания возможных негативных последствий работы с компьютерной техникой и умение эффективно организовывать деятельность с использованием средств ИКТ.

Выделенные нами компоненты не противоречат компонентам, предлагаемым другими авторами, но имеют значение для понимания этого вида культуры применительно к педагогу. Формирование выделенных компонентов информационной культуры педагога в процессе профессиональной подготовки предполагает наличие специальной организованной учебной среды, определенной системы условий ее функционирования, активного взаимодействия всех участников образовательного процесса и своевременной оценке уровня ее сформированности. Для оценки уровня сформированности информационной культуры будущего педагога выделим способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся во время учебы в вузе и соотнесем их со структурой информационной культуры (рисунок 1). Очевидно, что компоненты и способы деятельности тесно переплетаются, взаимосвязаны и в итоге представляют собой системное качество личности педагога, которое наиболее интенсивно формируется при профессиональной подготовке в образовательном процессе вуза.

На наш взгляд, выделенные способы деятельности позволят сформировать высокий уровень информационной культуры педагога в процессе обучения в вузе, который им позволит правильно оценивать, отбирать, адаптировать и использовать средства информационных и коммуникационных технологий для организации образовательного

процесса, разрабатывать методики их использования при проведении разного вида занятий, отбирать электронные образовательные продукты, педагогически грамотно использовать и адаптировать их в своей профессиональной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости формирования информационной культуры будущего педагога как цели его профессиональной подготовки в вузе.

Рисунок 1 - Взаимосвязь структуры компонентов информационной культуры педагога со

способами деятельности

Литература

1. Брановский Ю.С. Введение в педагогическую информатику: Учебное пособие для студентов нефизико-математических специальностей педвузов. - Ставрополь: СГПУ, 1995. - С. 20.

2. Гендина Н. И. Информационная культура учителя: концепция формирования и региональный опыт // Образование. Карьера. Общество. - 2003. - №1. - С. 20-23.

3. Данильчук Е.В. Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2003. - 374 с.

4. Диканская Н.Н., Худовердова С.А. Разработка компонентного состава

информационной культуры личности студента // Модернизация системы непрерывного образования: Материалы международной научно-практической конференции. -

Махачкала, 26-28 июня 2009. - С. 259-261.

5. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учебное пособие для высших учебных заведений. - М., 2002. - 187 с.

6. Конюшенко С. М. Информационная культура педагога в свете концепции индивидуальности человека // Информатика и образование. - 2004. - № 7. - С. 102-105.

7. Лазарева Л. И. Формирование информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. - Кемерово, 2007. - 23 с.

8. Семенюк Э. П. Глобализация и социальная роль информатики // Научнотехническая информация. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. 2003. - №1. - С. 1-10.

9. Суханов А. П. Мир информации: История и перспективы / Редакция литературы по теории и практике идеологический работы и журналистике. М.: Мысль, 1986. - 204 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.