Научная статья на тему 'Информационная культура педагога в системе педагогического управления'

Информационная культура педагога в системе педагогического управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PEDAGOGICAL MANAGEMENT / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATION CULTURE / ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА / CAPACITY OF A TEACHER SKILLED IN INFORMATION CULTURE / ВЛАДЕЮЩЕГО ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Галина Ивановна, Худовердова Светлана Александровна

В статье рассматривается суть управления, указывается, что оно необходимо для того чтобы педагогический процесс «пришел в движение». Раскрываются функциональные компоненты педагогического управления, приводятся различные трактовки информационной культуры, выявляются условия формирования информационной культуры педагога, приводятся перечень способностей педагога, владеющего информационной культурой и пример формирования информационной культуры будущих педагогов, позволяющий управлять педагогическим процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевченко Галина Ивановна, Худовердова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION CULTURE OF THE TEACHER IN THE PEDAGOGICAL MANAGEMENT

The article considers the essence of management, it is stated that it is necessary to pedagogical process «on the move». Reveal the functional components of the educational management, describes the different interpretations of information culture, identify conditions of formation of information culture of the teacher and list the abilities of a teacher skilled in information culture and an example of formation of information culture of future teachers that allows you to manage the pedagogical process.

Текст научной работы на тему «Информационная культура педагога в системе педагогического управления»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается суть управления, указывается, что оно необходимо для того чтобы педагогический процесс «пришел в движение». Раскрываются функциональные компоненты педагогического управления, приводятся различные трактовки информационной культуры, выявляются условия формирования информационной культуры педагога, приводятся перечень способностей педагога, владеющего информационной культурой и пример формирования информационной культуры будущих педагогов, позволяющий управлять педагогическим процессом.

Ключевые слова: управление, педагогическое управление, информационная культура, потенциал педагога, владеющего информационной культурой.

INFORMATION CULTURE OF THE TEACHER IN THE PEDAGOGICAL MANAGEMENT

Annotation. The article considers the essence of management, it is stated that it is necessary to pedagogical process «on the move». Reveal the functional components of the educational management, describes the different interpretations of information culture, identify conditions of formation of information culture of the teacher and list the abilities of a teacher skilled in information culture and an example of formation of information culture of future teachers that allows you to manage the pedagogical process. Keywords: management, pedagogical management, information culture, capacity of a teacher skilled in information culture.

Как известно структуру педагогического процесса можно представить в виде: цель - принципы - содержание - методы - средства - формы. Для его динамики необходимо управление, под которым в данном контексте будем понимать прогнозирование, проектирование, разрешение учебно-педагогических ситуаций в условиях взаимонаправленного и взаимообусловленного взаимодействия педагога и обучаемого, обеспеченное средствами мотивации и рефлексии, их развития и саморазвития. Педагогическое управление - это процесс перевода педагогической ситуации из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели. Функциональными компонентами такого процесса являются: постановка цели, информационное обеспечение, формулировка задач в зависимости от цели и особенностей обучаемых, проектирование, планирование деятельности для достижения цели, реализация проекта, контроль за ходом выполнения, корректировка, подведение итогов.

Управлять - это не значит подавлять или навязывать образовательному процессу ход, противоречащий его природе, а наоборот максимально учитывать его природу, согласовывать с его логикой каждое воздействие на него. Управление есть информация плюс решение, плюс воздействие, плюс контроль. Его суть состоит в сборе, хранении, обработке и передачи информации; разработке и принятии управленческих решений; выработке управляющих действий и выдаче их объекту управления; контроле исполнения принятых решений [4].

В связи с этим существенным для педагога является умение анализировать любую информацию, проверять степень ее достоверности, полноты и актуальности. На это способен только тот, кто умеет свободно и грамотно использовать информационные технологии для поиска, обработки и проведения анализа необходимой информации, т.е. тот, у кого уровень информационной культуры достаточно высок. Большинство исследователей под информационной культурой понимают совокупность знаний, умений и навыков в поиске, отборе, хранении и анализе информации, т. е. все то, что может быть включено в информационную деятельность и направлено на удовлетворение информационных потребностей.

УДК 378 Г.И. Шевченко С.А. Худовердова

Galina Shevchenko Svetlana Hudoverdova

© Шевченко Г.И., Худовердова С.А., 2015

Вестник Университета № 8, 2015

Информационная культура педагога характеризует его информационное мировоззрение, систему знаний и умений, обеспечивающих самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению профессиональных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и современных информационных технологий. Она отражает особенности его профессиональной деятельности: формирование информационной культуры обучающегося, поддержание в нем постоянной потребности в информации и знаниях, развитие навыков правильного формирования информационного запроса, поиска, фиксации и использования полученных данных, их критической оценки и отбора. Информационная культура педагога может выступать и как условие эффективности педагогической деятельности, и как ее составляющая, и как одна из характеристик профессиональной компетентности. Мы рассматриваем информационную культуру педагога как одну из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе [2].

Если рассматривать образование как процесс формирования личности, компонентами которого являются обучение, воспитание и развитие, то очевидно, что несовершенства обучения порождают широкомасштабную профессиональную некомпетентность, в том числе и в области информационных технологий; недостатки воспитания вызывают всеобщую агрессивность и экстремизм, ведут к низкой культуре; невнимание к развитию приводит к утрате многих способностей. Информационная культура проявляется в интересе педагога к информационной деятельности, в осознании ее важной роли в образовательном процессе, в осознанном выборе источников информации и овладении алгоритмами их переработки, в комплексном использовании традиционных, электронных, сетевых и других информационных ресурсов, наконец, в осознании себя как носителя и распространителя информации. Информационно грамотный педагог должен понимать, в какой информации он нуждается, как ее идентифицировать, локализовать, оценить и результативно употребить для принятия конкретного решения [3].

В настоящее время формирование информационной культуры сводится либо к ликвидации компьютерной безграмотности, либо к овладению рациональными приемами работы с программным обеспечением. Каждое из этих направлений, имея локальный характер, неспособно решить проблему в целом. Для решения этой проблемы представляется необходимым проектирование инновационного курса «Информационная культура личности» и внедрение его в образовательный процесс, разработанный авторами статьи. Он реализуется как курс по выбору студента, дидактическое обеспечение которого представляет собой электронный учебно-методический комплекс. Разработанный комплекс имеет блочную структуру и состоит из лекций, практикума, контролирующего блока, глоссария и блока нормативной документации. Курс по выбору «Информационная культура личности» позволяет изменять компоненты педагогического процесса: цели, содержание образования, формы, методы, технологии, средства обучения, систему управления. Его можно использовать, например, при формировании информационной культуры будущих педагогов, совместно с традиционными формами обучения.

В заключении следует заметить, что педагог, владеющий информационной культурой, способен:

- совершенствовать механизмы управления образовательным процессом, методологию и стратегию отбора содержания, методы и организационные формы обучения, отвечающие задачам развития личности обучаемого;

- развивать интеллектуальный потенциал обучаемого, формировать его умения самостоятельно приобретать знания, обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их решения;

- разрабатывать и использовать компьютерные тестирующие, диагностирующие методики контроля и оценки уровня знаний обучаемых;

- применять методы математической обработки информации;

- работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

- использовать современные информационные и коммуникационные технологии для сбора, обработки и анализа информации [1; 5].

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. Квалификация (степень) «бакалавр». - М. : Министерство образования и науки Российской Федерации. - 2009. - 25 с.

2. Худовердова, С. А. Формирование информационной культуры будущего педагога в условиях информатизации / С. А. Худовердова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2013. - № 3(90). - С. 61-63.

3. Худовердова, С. А. Информационная образовательная среда как средство формирования информационной культуры будущего педагога / С. А. Худовердова, И. М. Агибова // Информатика и образование. - М., 2012. - № 9. - С. 107-110.

4. Шевченко, Г. И. Индивидуальная управленческая деятельность преподавателя вуза как объект исследования / Г. И. Шевченко // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2006. - № 46. -С. 193-198.

5. Шевченко, Г. И. Информационная культура преподавателя вуза в контексте его управленческой деятельности / Г. И. Шевченко // Информатика и образование. - 2011. - № 8(226). - С. 83-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.