Научная статья на тему 'Развитие информационно-коммуникативной культуры воспитателя в процессе интерактивного взаимодействия (к постановке проблемы)'

Развитие информационно-коммуникативной культуры воспитателя в процессе интерактивного взаимодействия (к постановке проблемы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / PRESCHOOL EDUCATION / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / INTERACTIVE INTERPLAY / CULTURE OF INFORMATION AND COMMUNICATION / PRESCHOOL TEACHER / PROFESSIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Онищенко Элеонора Васильевна, Рябчук Анна Евгеньевна

Статья посвящена обоснованию выбора научной проблемы исследования, связанного с процессом целенаправленного формирования информационнокоммуникативной культуры современного воспитателя детского сада. Рассматриваются ведущие методологические подходы к решению данной проблемы в системе отечественного образования. В статье также дается характеристика основных организационно-педагогических условий, позволяющих сформировать информационно-коммуникативную культуру педагога в процессе его интерактивного взаимодействия с детьми, их родителями, коллегами и руководством дошкольного образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Онищенко Элеонора Васильевна, Рябчук Анна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Problem of Information and Communication Culture Development of a Teacher in the Process of an Interactive Interaction

The article focuses on the substantiation of choice of the scientific research problems connected with the process of purposeful forming of the information and communication culture of a modern preschool teacher. It examines the leading methodological approaches in solving the problem in the system of the national education. The article also discusses the main organizing and pedagogical conditions that allow to form the information and communication culture of a teacher in the process of interaction with children, their parents, colleagues and the administrative staff of the preschool educational institution.

Текст научной работы на тему «Развитие информационно-коммуникативной культуры воспитателя в процессе интерактивного взаимодействия (к постановке проблемы)»

КРАТКИЕ НАУЧНЫЕ

УДК 37 (371) +37.08 Э. В. Онищенко, А. Е. Рябчук*

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ

КУЛЬТУРЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)

Статья посвящена обоснованию выбора научной проблемы исследования, связанного с процессом целенаправленного формирования информационно-коммуникативной культуры современного воспитателя детского сада. Рассматриваются ведущие методологические подходы к решению данной проблемы в системе отечественного образования. В статье также дается характеристика основных организационно-педагогических условий, позволяющих сформировать информационно-коммуникативную культуру педагога в процессе его интерактивного взаимодействия с детьми, их родителями, коллегами и руководством дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, интерактивное взаимодействие, информационно-коммуникативная культура, педагог дошкольного образования, профессиональная культура.

E. V. Onischenko, A. E. Ryabchuk To the Problem of Information and Communication Culture Development of a Teacher in the Process of an Interactive Interaction

The article focuses on the substantiation of choice of the scientific research problems connected with the process of purposeful forming of the information and communication culture of a modern preschool teacher. It examines the leading methodological approaches in solving the problem in the system of the national education. The article also discusses the main organizing and pedagogical conditions that allow to form the information and communication culture of a teacher in the process of interaction with children, their parents, colleagues and the administrative staff of the preschool educational institution.

Keywords: preschool education, preschool educational institution, interactive interplay, culture of information and communication, preschool teacher, professional culture.

* Элеонора Васильевна Онищенко — доктор педагогических наук, профессор Российского государственного педагогического университет им. А. И. Герцена, onischenko.ella@ yandex.ru.

Анна Евгеньевна Рябчук — аспирант Русской христианской гуманитарной академии.

Начало XXI в. в России характеризуется явно выраженной тенденцией

к постоянному развитию и совершенствованию. При этом в информационном обществе предполагается новый тип общения (взаимодействия) в процессе передачи и усвоения информации и происходит формирование и развитие информационно-коммуникативной культуры в процессе интерактивного взаимодействия, которое формирует новый тип мышления (М. Б. Лебедева, О. Н. Шилова, М. А. Горюнова, Т. В. Семенова). В то же время, как показывает обращение к исследованию Н. П. Ходаковой, сегодня отмечается качественное обновление содержания дошкольного образования, повышение требований со стороны общества и родителей к педагогу. Это, в свою очередь, актуализирует проблему совершенствования в системе дошкольного образования профессиональной деятельности педагогов, умеющих использовать современные информационные и коммуникационные технологии в своей практической работе [2].

В современной нормативно-правовой документации, определяющей развитие отечественного образования (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 гг., Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., государственная программа Российской Федерации «Информационное общество» на 2011-2020 гг.), особо подчеркивается повышение роли педагога как главного источника и субъекта, обеспечивающего развитие информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании. Одновременно в ряде научных работ (Р. Р. Аитбаева, А. В. Вишнякова, И. В. Гришняева, Л. А. Нигматулина, А. Ю. Сапожкова, З. З. Сулейманова и др.) информатизация рассматривается как один из приоритетных процессов развития информационно-коммуникативной культуры воспитателя, его массового встраивания в развитие образования.

При этом отмечается, что сегодня умение эффективно взаимодействовать со всеми компонентами процесса — это атрибут успешной деятельности и профессионализма воспитателя и дошкольной образовательной организации в целом. В частности, в работе Л. А. Нигматулиной указывается на то, что коммуникативная культура педагога в основном формируется стихийно, самопроизвольно, словно является сопутствующей, второстепенной задачей его профессиональной подготовки. Автор объясняет это недостаточным уровнем научно-методического обеспечения процесса формирования коммуникативной культуры воспитателя [1, с. 7]. Поэтому современные подходы к организации профессиональной работы воспитателя должны быть нацелены на развитие высокой степени информационно-коммуникативной культуры в процессе интерактивного взаимодействия и применения ее в профессиональной деятельности. Появление воспитателей, владеющих новыми методами и подходами к организации профессиональной работы, увеличивает необходимость в формировании их адекватной информационно-коммуникативной культуры для организации интерактивного взаимодействия в условиях дошкольного учреждения (Е. П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, Л. Н. Духанина, О. В. Солодянкина).

Как показал проведенный нами анализ работ, связанных с изучением проблемы информатизации образования,

— потенциальные возможности внедрения информационно-коммуникативных технологий (далее — ИКТ) в практику работы современных образовательных учреждений оцениваются достаточно высоко (см. работы С. А. Абрамовой, В. В. Анисимовой, Н. В. Апатовой, Я. А. Ваграменко, А. А. Вербицкого, Т. П. Ворониной, Б. С. Гершунского, Д. Белли, Г. Кана, А. Тоффлера, I. S. Broun, J. S. Bruner, S. Papert и др.);

— своеобразие организации подобной деятельности и ее практические результаты отражены в работах О. А. Абдуллиной, А. Л. Андреева, В. П. Бес-палько, А. А. Вербицкого, И. А. Зимней, И. И. Легостаева, В. М. Монахова, Л. А. Рапацкой, С. Я. Ромашиной, А. В. Хуторского, Л. Л. Босова, В. И. Варченко, А. В. Горячева, Ю. М. Горвица, З. А. Зарецкой и др.;

— использование средств ИКТ в современном дошкольном образовании как один из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения отмечаются в исследованиях Л. А. Габдулисламовой, Ю. М. Горвица, Т. Н. Гринявичене, Т. Ф. Габай, Е. В. Зворыгиной, Б. Ф. Ломова, В. Я. Ляудис, С. Л. Новоселовой, Г. П. Петку, И. Ю. Пашилите и др.;

— формирование информационно-коммуникативной культуры в современной системе образования рассмотрено в публикациях Т. П. Ворониной, А. Н Дулатовой, В. П. Кашицина, О. П. Молчановой, Г. Л. Ильина, С. Я. Подо-пригоры, Т. Г. Первиль и др.

При этом наблюдается отсутствие работ, посвященных непосредственно изучению особенностей развития и совершенствования информационно-коммуникативной культуры в рамках практической работы воспитателя в дошкольной образовательной организации. В связи с этим изучение теории и практики формирования информационно-коммуникативной культуры воспитателя в контексте его профессиональной деятельности показало, что сегодня наблюдается целый ряд противоречий:

— существует множество разнонаправленных методологических подходов (культурологический, системно-деятельностный, субъектный, целостный), посвященных информатизации образования и развитию информационно-коммуникативной культуры, но не в условиях практической деятельности сотрудников образовательных организаций;

— определены наиболее эффективные подходы к организации процесса развития ИКК, но не созданы организационно-педагогические условия для их реализации в работе дошкольного учреждения;

— в наличествующих вариативных моделях развития информационно-коммуникативной культуры не учитывается своеобразие деятельности дошкольной образовательной организации;

— разнообразные образовательные программы профессиональной подготовки и переподготовки воспитателей в сфере овладения информационно-коммуникативными технологиями не находят практической реализации в профессиональной деятельности воспитателя из-за отсутствия соответствующих материально-технических и организационно-управленческих условий [3, с. 9].

Все вышеизложенное и обусловило выбор темы исследования: «Организационно-педагогические условия развития информационно-коммуникативной культуры воспитателя в процессе интерактивного взаимодействия», целью

которого является теоретико-методологическое обоснование и практическая апробация комплекса организационно-педагогических условий интерактивного взаимодействия как средства формирования информационно-коммуникативной культуры воспитателя. В качестве объекта исследования выступает информационно-коммуникативная культура современного воспитателя, а предметом являются организационно-педагогические условия формирования информационно-коммуникативной культуры воспитателя с учетом особенностей его интерактивного взаимодействия.

Нами была сформулирована гипотеза исследования, согласно которой развитие информационно-коммуникативной культуры воспитателя в процессе профессионального взаимодействия будет эффективным при следующих организационно-педагогических условиях:

— обеспечение целенаправленного и последовательного развития основных компонентов информационно-коммуникативной культуры (аксиологического, гносеологического, рефлексивного);

— разработка адекватного механизма развития информационно-коммуникативной культуры с учетом выполняемых воспитателем профессиональных функций;

— учет специфики организации общения с различными субъектами профессиональной деятельности (коллегами, администрацией, родителями, воспитанниками) за счет создания интерактивной и актуальной для них информационно-коммуникативной среды.

В связи с этим мы предполагаем, что должен быть решен следующий комплекс научных задач:

— проведен анализ современных теоретико-методологических подходов к организации процесса развития информационно-коммуникативной культуры воспитателя с учетом своеобразия интерактивного взаимодействия;

— определен и экспериментально апробирован комплекс организационно-педагогических условий формирования информационно-коммуникативной культуры воспитателя и структура ее компонентов в процессе организации интерактивного взаимодействия, а также проведена оценка его эффективности на основе выделенной системы критериев;

— разработаны научно-методические рекомендации по исследуемой проблеме для развития информационно-коммуникативной культуры педагогов дошкольных образовательных учреждений в условиях организации интерактивного взаимодействия.

Для решения поставленных задач будет использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования (анализ философской, педагогической, психологической, специальной и методической литературы, нормативно-законодательных документов Российской Федерации; обобщение зарубежного и отечественного опыта по проблемам информатизации образования; прямое и косвенное наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент и т. д.). Предполагается, что по результатам исследования будет представлен материал, позволяющий выявить и охарактеризовать своеобразие ведущих теоретико-методологических подходов к организации процесса развития информационно-коммуникативной культуры воспитателя с учетом

своеобразия интерактивного взаимодействия; будет уточнен, охарактеризован и апробирован комплекс организационно-педагогических условий формирования информационно-коммуникативной культуры воспитателя и структуры ее компонентов в процессе организации интерактивного обучения. Одновременно мы ориентируемся на разработку научно-методических рекомендаций по исследуемой проблеме для воспитателей по развитию их информационно-коммуникативной культуры в условиях организации интерактивного взаимодействия со всеми участниками образовательной деятельности в современном детском саду.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нигматулина Л. А. Формирование коммуникативной культуры будущих педагогов в процессе реализации ФГОС нового поколения. — Казань.: ИПиППО, 2011. — 254 с.

2. Тришина С. В., Хуторской А. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования. — URL: http:// www.eidos.ru.

3. Ходакова Н. П. Информационные технологии в работе со студентами факультета дошкольного воспитания вуза. — М.: РГУФК, 2006. — 131 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.