Научная статья на тему 'Информационная культура личности как основа качественного выполнения выпускной квалификационной работы'

Информационная культура личности как основа качественного выполнения выпускной квалификационной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ВКР) / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ВКР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худовердова Светлана Александровна, Диканская Надежда Николаевна

Информационная культура личности как основа качественного выполнения выпускной квалификационной работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худовердова Светлана Александровна, Диканская Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная культура личности как основа качественного выполнения выпускной квалификационной работы»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА КАЧЕСТВЕННОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Н. Н. Диканская, С. А. Худовердова

INFORMATION CULTURE OF PERSONALITY AS BASIS FOR PERFORMING FINAL QUALIFICATION PAPER

Dikanskaya N. N., Khudoverdova S. A.

The component structure of personality's information culture, its substance and the connection of the quality of final qualification papers performed by students with the level of personality's information culture development, quality indices of a final qualification paper are considered in the article.

В статье рассматриваются компонентный состав информационной культуры личности, её содержание и связь качества выполнения квалификационной работы студентов с уровнем развития информационной культуры личности, а также анализируются показатели качества выпускной квалификационной работы.

Ключевые слова: информационная культура, качество образования, выпускная квалификационная работа (ВКР), показатели качества ВКР.

УДК 004:378.2

Рассмотрим интерпретацию понятия «информационная культура личности» в современной научной литературе. Термин «информационная культура» появился в первой половине 70-х годов 20 столетия. Первыми его использовали специалисты библиотечного дела - библиографоведы, библиотековеды, книговеды. А. А. Виноградов, Э. П. Семенюк, А. Д. Урсул считают, что информационная культура - это важнейшая компонента духовной культуры общества в целом, а также различных социальных групп и отдельной личности в частности (1). По определению Э. П. Семенюка, «информационная культура - это информационная компонента человеческой культуры» (2). Он, в частности, считает, что критериями сформированности информационной культуры можно считать умение четко формировать потребность в информации, эффективно осуществлять её поиск, переработку и оценку с использованием компьютерных средств. Очевидно, что в условиях глобальной информатизации общества роль информационной культуры в жизни человека возрастает. Это обусловило включение в содержание информационной культуры аксиологических, мировоззренческих и других составляющих, отражающих мотивационносмысловую сферу личности в его взаимодействии с информационной средой.

Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков, Е. Я. Коган, Ю. А. Первин информационную культуру рассматривают не только как результат освоения новых инструментов дея-

ШДиканская Н. НХудовердова С. А.

Информационная культура личности как основа качественного выполнения выпускной.

тельности, но и как общее представление человека об информационных процессах в окружающем мире, о различных источниках информации, системе морально-этических норм, значимости ценностной ориентации в информационной среде, информационной картине мира и т. д. (3).

А. П. Суханов информационную культуру в узком смысле слова трактует как «уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристику информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего» (4).

В работе Ю. С. Брановского информационная культура рассматривается как «достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающий целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений» (5).

Таким образом, понятие «информационная культура личности» характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным градиентом, трактуется по-разному: от совокупности знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения, передачи, представления информации, т. е. того, что входит в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей индивида (5, 2) до способа жизнедеятельности человека, уровня, достигнутого в развитии информационного общества, значимости ценностной ориентации в информационной среде (2, 3, 4).

Анализ научно-педагогической литературы, а также различных подходов к трактовке термина «информационная культура личности» различными авторами позволил выделить компоненты информационной культуры личности:

• познавательно-интеллектуальный,

• технологический,

• информационно-коммуникативный,

• прогностический,

• эргономический.

Рассмотрим подробнее содержательное значение компонентов информационной культуры личности.

Познавательно-интеллектуальный включает в себя активный, созидательный характер интеллектуальной деятельности, понимание современной научной картины мира, полноту и глубину предметных знаний, умение осуществлять самостоятельные интеллектуальные решения в различных ситуациях, интерес к информационной деятельности с использованием средств ИКТ.

Технологический компонент информационной культуры составляет компьютерная и информационная грамотность, отвечающая современному уровню развития информатики и компьютерных технологий, структуре и качеству информационных ресурсов, умение эффективно использовать информационные источники разного характера.

Информационно-коммуникативный компонент предполагает активное использование личностью возможностей компьютерных коммуникаций для межличностного и коллективного взаимодействия, наличие умения использовать электронно-вычислительные и электронно-интеллектуальные системы.

Прогностический - характеризует осознанный выбор личностью источников информации, предвидение возможных последствий информационной деятельности, профессиональную и социальную адаптацию в постоянно обновляющейся информационной среде.

Эргономический компонент составляют знания возможных негативных последствий работы с компьютерной техникой и умение эффективно организовывать деятельность со средствами ИКТ.

Таким образом, модель информационной культуры личности может быть представлена в виде (рис.).

активный, созидательный характер интеллектуальной деятельности, понимание современной научной картины мира, полноту и глубину предметных знаний, умение осуществлять самостоятельные интеллектуальные решения в различных ситуациях, интерес к информационной деятельности с использованием средств ИКТ

компьютерная и информационная ' грамотность, отвечающая современному уровню развития информатики и компьютерных технологий, структуре и качеству информационных ресурсов, умение эффективно использовать информационные источники разного характера

V____________________________________У

активное использование личностью возможностей компьютерных коммуникаций для межличностного и коллективного взаимодействия,

наличие умения использовать электронно-вычислительные и электронно-интеллектуальные системы

характеризует осознанный выбор личностью источников информации, предвидение возможных последствий информационной деятельности, профессиональную и социальную адаптацию в постоянно обновляющейся информационной среде

знания возможных негативных последствий работы с компьютерной техникой и умение эффективно организовывать деятельность со средствами ИКТ

Рис. Модель информационной культуры личности

ШДиканская Н. Н., Худовердова С. А.

Информационная культура личности как основа качественного выполнения выпускной.

Очевидно, что все пять компонентов сложно переплетаются, находятся в тесной связи представляющей собой системное качество личности, формируются в недрах образовательной сферы жизни общества и наиболее ярко проявляются на заключительном этапе профессионального образования - подготовки и защиты ВКР. Качество ВКР опосредованно характеризует эффективность учебной деятельности в период вузовского обучения и является показателем уровня сформированности информационной культуры личности выпускника.

Вопросы повышения качества образования и его адекватного оценивания сегодня являются наиболее значимыми для всех стран мира, в том числе и для России. Качество подготовки специалистов является приоритетным в новой государственной образовательной политике России, а официальное включение российской высшей школы в процесс Болонских реформ ставит задачу обеспечения качества на одну из центральных мест в модернизации высшего образования.

Понятие качества образования слагается из множества компонентов, и выделить из них ключевые наиболее важные, которые являлись бы базисными очень сложно. Но, тем не менее, важнейшим требованием к современному высшему образованию становится не столько овладение определенной системой знаний, сколько поиск и овладение студентами продуктивными способами приобретения знаний, умения применять их в конкретной деятельности, в том числе, учебной, исследовательской. Обучение в вузе завершается итоговой государственной аттестацией, которая, как правило, включает в себя два вида аттестационных испытаний: защита выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Рассмотрим показатели качества ВКР. Объективная оценка качества ВКР может быть обеспечена полнотой критериев (системы показателей качества) для ВКР, которые должны пройти экспертизу на уровне:

• выпускающих кафедр;

• УМО вуза;

• представителей работодателей;

• Министерства образования и науки.

Показатели качества ВКР должны полно отражать требования ГОС и основной образовательной программы. Целью защиты ВКР является определение уровня образовательно-профессиональной и научно-

исследовательской подготовки, который отображает готовность выпускника вуза к выполнению деятельности в профессиональной сфере или по специальности, подтверждаемой дипломом государственного образца. Структура ВКР в самом общем виде представлена в ГОС ВПО. Задача вуза -сформировать комплекс оценочных средств для установления соответствия по итогам защиты ВКР.

Все показатели качества ВКР мы разделили на III группы.

I группу составляют инвариантные показатели качества ВКР для всех специальностей и направлений подготовки. Они могут оцениваться по следующим параметрам:

• научный уровень работы, её соответствие последним достижениям науки;

• актуальность темы и полнота содержания работы;

• оригинальность работы, наличие в ней новых идей и решений;

• уровень использования в работе естественнонаучных дисциплин;

• системность, логическая взаимосвязь всех частей работы с общей проблемой исследования;

• уровень применения в работе компьютерных технологий;

• уровень фактического использования или внедрения результатов ВКР;

• завершенность ВКР, видение перспектив развития исследуемого направления.

II группу показателей составляют личностные качества выпускников, основой которых являются общие интеллектуальные компетенции:

• владение современными мето-

дами работы с информацией: поиск, сбор, обработка, хранение, представление,

обновление;

• умение анализировать объекты профессиональной деятельности, прогнозировать динамику их развития;

• умение формулировать проблему профессиональной деятельности и причины их появления;

• владение методами самооценки результативности и качества своей деятельности;

• умение делать обоснованные и доказательные выводы;

• владение фундаментальными и прикладными знаниями необходимыми для выполнения выше перечисленных Интеллектуальных функций.

III группа - это показатели защиты ВКР:

• способность свободно, сжато и четко докладывать результаты работы;

• способность понимать задаваемые вопросы;

• умение кратко, обоснованно и убедительно отвечать на вопросы членов ГАК;

• умение аргументировано и полно отвечать на замечания рецензента и руководителя ВКР.

Помимо этого, итоговая интегрированная оценка качества ВКР должна учитывать оценку руководителя работы, рецензентов и членов ГАК.

Оценка каждого из показателей ВКР может осуществляться на разных шкалах, свойства которых достаточно полно представлены в психолого-педагогических исследованиях, связанных с измерениями (6, 7, 8 и др.).

Наиболее часто используются шкалы четырех типов: наименований, порядка, интервальная шкала и шкала отношений.

В зависимости от типа шкал допустимы те или иные статистические расчеты. При оценке качества ВКР используются как качественные, так и количественные шкалы. Количественные шкалы более высокого уровня и позволяют применять различные методы статистической обработки результатов измерений. Но при определении личностных качеств студента не всегда возможно использовать эти шкалы. Известно, что качественная оценка тех или иных показателей

ВКР накладывает определенные ограничения на применение математического аппарата.

Таким образом, нами выделен инвариантный состав показателей качества ВКР. Теперь соотнесем эти показатели с компонентной структурой информационной культуры личности, рассмотренной выше. Уровень развития информационной культуры будущего специалиста в контексте информационной культуры может быть представлен следующими показателями:

1) умение реализовывать разнообразные формы самостоятельной деятельности по поиску, обработке, представления, хранения и передаче информации (познавательно-интеллектуальный, информационно-коммуникативный компоненты);

2) умение ориентироваться в образовательном процессе и самостоятельно извлекать необходимые знания на основе активного использования современных технологий информационного взаимодействия (познавательно-интеллектуальный, технологический компоненты);

3) знание возможностей программнотехнических средств компьютера (прогностический компонент);

4) умение выбирать оптимальный для различных ситуаций стиль общения (информационно-коммуникативный компонент);

5) умение пользоваться электронной почтой и поисковыми системами сети ЮТЕККЕТ разного назначения (технологический компонент);

6) умение интерпретировать и передавать информацию (информационно-коммуникативный, познавательно-интеллектуальный компоненты);

7) владение различными программными средствами общего назначения (технологический компонент);

8) знание и соблюдение санитарногигиенические нормы использования компьютерной техники (эргономический компонент) (9).

Сравнение трех групп показателей качества ВКР, рассмотренных выше, с характеристиками уровня развития информационной культуры, позволяет сделать вывод о

Ш Диканская Н. Н., Худовердова С. А.

Информационная культура личности как основа качественного выполнения выпускной.

том, что высокий уровень развития информационной культуры является основой качественного выполнения выпускной квалификационной работы. Предлагаемые группы показателей качества ВКР стимулируют использование современных компьютерных технологий и позволят всесторонне оценить уровень профессиональной подготовки студентов вуза.

Дальнейшее развитие этой работы видится в разработке оценочных шкал для определения качества ВКР, варианта применения соответствующего математического аппарата и средств новых информационных технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1) Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Информатика: достижения, перспективы, возможности. -М.: Наука, 1988. - 176 с.

2) Семенюк Э. П. Глобализация и социальная роль информатики // Науч.-техн. информ. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы. -2003. - №1. - С. 1-10.

3) Первин Ю. А. Информационная культура и

информатика: слитно или раздельно? //

Информатика и образование. - 1995. - № 3.

4) Суханов А. П. Мир информации: История и перспективы / Редакция литературы по теории и практике идеологический работы и журналистике. - М.: Мысль, 1986. - 204 с.

5) Брановский Ю. С. Введение в педагогическую

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

информатику: Учебное пособие для

студентов нефизико-математических специальностей педвузов. - Ставрополь: СГПУ, 1995. - С. 20.

6) Гусев А. Н., Измайлов Ч. А., Михайлевс-

кая М. Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум. - М.: УМК

«Психология», 2005. - 320 с.

7) Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология

и методы психолого-педагогического

исследования. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 208 с.

8) Борытко Н. М. Диагностическая деятельность педагога: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Сластенина В. А. (2-е изд., стер.). - М.: Академия, 2008. - 288 с.

9) Диканская Н. Н., Худовердова С. А. Форми-

рование информационной культуры студентов средствами информационных и коммуникационных технологий //Информационные технологии в науке, производстве и образовании: Вторая Международная

научно-техническая конференция, г.

Ставрополь, 24-28 апреля 2006 г. / Северокавказский государственный технический университет. - Ставрополь: СевКавГТУ,

2006. - Ч. II. - С. 100-101.

Об авторах

Худовердова Светлана Александровна, Ставропольский государственный университет, старший преподаватель кафедры информационных технологий в обучении и управлении учебным процессом. Сфера научных интересов - информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе и научных исследованиях, диагностика результатов образовательного процесса средствами НИТ. hudoverdova@mail.ru

Диканская Надежда Николаевна, Ставропольский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий в обучении и управлении учебным процессом. Сфера научных интересов -информационные и коммуникационные технологии в образовании, диагностика результатов образовательного процесса средствами НИТ. nadafik@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.