Научная статья на тему 'Модернизация содержания информационной подготовки бакалавров на современном этапе развития высшего образования'

Модернизация содержания информационной подготовки бакалавров на современном этапе развития высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IT-ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СОДЕРЖАНИЕ IT-ПОДГОТОВКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / IT-EDUCATION / EDUCATIONAL STANDARD / CONTENT OF IT-TRAINING / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погонышев В. А., Погонышева Д. А., Горнева Е. А.

В данной статье обоснована необходимость совершенствования IT-подготовки бакалавров как одной из составляющих фундаментальной подготовки современного специалиста, систематизированы принципы отбора ее содержания с учетом требований ФГОС ВО, отечественных и зарубежных стандартов в сфере информационных технологий, предложена методика отбора задач и содержания IT-образования в вузе для бакалавров различных направлений подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Погонышев В. А., Погонышева Д. А., Горнева Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF THE CONTENT OF INFORMATION TRAINING OF BACHELORS AT THE RPESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF THE HIGHER EDUCATION

In this article need of improvement of IT-training of bachelors as one of components of fundamental training of the modern expert is proved, the principles of selection of its contents taking into account requirements of FGOS of the higher education, domestic and foreign standards in the sphere of information technologies are systematized, the technique of selection of tasks and the content of IT-education in higher education institution for bachelors of various directions of training is offered.

Текст научной работы на тему «Модернизация содержания информационной подготовки бакалавров на современном этапе развития высшего образования»

- экспериментальная оценка проекта и его корректировка;

- принятие решения об использовании проекта.

К учебным проектам предъявляются определенные требования. По этому вопросу имеются различные точки зрения. Так В.С. Леднев выделил такие требования, как реальность, соблюдение оптимального уровня сложности, учитывающего индивидуальные особенности обучающихся, комплексность проекта, ориентированность на современные технологии. В.Д. Симоненко в качестве основных требований к проектному изделию выдвинул следующие:

- технологичность (использование наиболее рациональной технологии);

- экономичность (изготовление изделий или услуги с наименьшими затратами и получение наибольшей прибыли);

- экологичность (экологическая безопасность технологии и изготовления и самого изделия);

- безопасность (безопасные условия проектной деятельности);

- эргономичность (обеспечение наименьших энергетических затрат человека);

- системность (отражение системы изученных дисциплин);

- творческая направленность (внесение элементов творчества, учет интересов обучающихся);

- посильность (учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся);

- значимость (личная и общественная полезность изделия [5, 29].

По нашему мнению, при определении тематики творческих проектов студентов по педагогике необходимо учитывать:

- специальности и специализации, по которым обучаются студенты;

- темы курсовых, бакалаврских, дипломных, магистерских работ (так как творческие проекты обычно бывают составной частью этих работ);

- интересы и возможности студентов;

- материально-технические возможности;

- профессионально-педагогическую направленность проектов.

При этом нужно стремиться к тому, чтобы каждый студент выполнил творческие проекты по разным направлениям.

The article presents the content and the technology in educational creative projects on pedagogy training. It characterizes different approaches to the classification of creative projects.

Key words: educational creative projects, pedagogical projection, pedagogical systems, pedagogical situations.

Список литературы

1. Атутов П.Р., Кожина О.А., Овечкин В.П., Симоненко В.Д., Хотунцев Ю.Л. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной культуросообразной школе России // Школа и производство. - 1999. -№1. - С. 3-11.

2. Бацаева Т.Е. Психолого-педагогические условия подготовки будущих учителей начальных классов к руководству творческой проектной деятельностью учащихся: Автореф. дисс... канд. пед. наук. - Брянск, 1998. - 20 с.

3. Веселова В.Г., Матяш Н.В. Проектная деятельность будущего учителя: проблемы профессионального становления. - Брянск: Изд-во БГУУ 2002. - 97 с.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

5. Симоненко В.Д., Ретивых М.В., Матяш Н.В. Технологическое образование школьников: Теоретико-методологические аспекты. - Брянск: Изд-во Брянского государственного педагогического университета, 1999. - 230 с.

Об авторе

Мельников С.Л. - кандидат педагогических наук, профессор, первый проректор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

УДК 378.147

МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.А. Погонышев, Д.А. Погонышева, Е.А. Горнева

В данной статье обоснована необходимость совершенствования IT-подготовки бакалавров как одной из составляющих фундаментальной подготовки современного специалиста, систематизированы принципы отбора ее содержания с учетом требований ФГОС ВО, отечественных и зарубежных стандартов в сфере информационных технологий, предложена методика отбора задач и содержания IT-образования в вузе для бакалавров различных направлений подготовки.

Ключевые слова: IT-образование, образовательный стандарт, содержание IT-подготовки, информационные технологии.

Одной из составляющих системы фундаментальной подготовки современного специалиста выступает IT-образование. Понятие фундаментализации высшего образования, в частности в сфере информационных технологий, рассмотрено в работах С.А. Бешенкова, Т.А. Бороненко, А.Г. Гейна, С.Г. Григорьева, В.В. Гриншкуна, О.Ю. Заславской, А.А. Кузнецова, М.П. Лапчика, И.В. Левченко, А.С. Лесневского, В.А. Сухомлина, А.Я. Фридланда и других ученых. Анализ их работ позволяет выделить основные особенности IT-образования:

1. Информационные технологии выступают не только объектом изучения, но средством изменения самого образовательного процесса.

2. Стремительная смена технологий и, как следствие, быстрое устаревание знаний делают необходимым обновление IT-компетенций, отраженных в ФГОС ВО и профессиональных отраслевых стандартах, как минимум раз в 5-6 лет.

3. Дефицит квалифицированных IT-кадров на фоне переизбытка специалистов с фундаментальной общеинженерной подготовкой [3; 4, с. 9-16; 6].

Как отмечают исследователи (Т.М. Банникова, Н.А. Баранова, О.В. Бяхов, Н.И. Леонов, В.А. Сухомлин и др.), эти особенности IT-образования требуют от него тесного взаимодействия с рынком труда с целью оперативной корректировки содержания образовательных программ в соответствии с запросами работодателей, создания и развития центров сертифицированного обучения. При этом важнейшим требованием к «обновленной» системе IT-образования выступает сохранение ее фундаментальности. Так, О.В. Бяхов, указывая на возможность использования в российских вузах индийской модели подготовки «двухлетних» программистов в технических колледжах, отмечает: «эти колледжи научились с громадной скоростью «выпекать» специалистов, владеющих конкретной технологией. Нам нужно создать аналогичную индустрию по технологической подготовке специалистов, не потеряв при этом фундаментальность» [3].

К основным признакам фундаментализации высшего образования А.И. Косолапов, С.А. Косолапова, Т.Г. Калинов-ская относят: «направленность на обеспечение целостного восприятия научной картины мира, раскрытие сущности фактов и явлений из области профессии и специальности, способность к синтезу со знаниями из других областей (междисциплинарные знания), высокая степень универсальности, способствующей пониманию и объяснению сути и взаимосвязи явлений из различных областей науки и практики, направленность на интеллектуальное развитие личности» [7, с. 134-135].

Фундаментализация профессиональной подготовки в сфере IT предполагает:

• насыщение содержания образования новыми научными сведениями, фактами и открытиями российских и зарубежных ученых в соответствующих профилю подготовки бакалавров направлениях компьютерных наук, обеспечение соответствия ядра учебных программ руководствам СС2001 («Computing Curricula 2001 Computer Science»), SE2004 («Software Engineering 2004. Curriculum Guidelines for Undergraduate Degree Programs in Software Engineering»), CS2008 (Computer Science 2008), а также используемыми в РФ профессиональными стандартами в области информационных технологий (рекомендованы Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий);

• создание условий для освоения обучающимися научно-информационной базы с целью эффективного изучения компьютерных дисциплин, адаптивность и тиражируемость образовательных технологий в сочетании с их стабильностью и долгосрочностью, включение в программу IT-подготовки студентов научно-исследовательской деятельности с первых курсов их обучения в вузе, обеспечение разумного баланса между теоретическими знаниями и прикладными технологиями;

• применение в организации IT-подготовки студентов достижений методики обучения информатики как научной области [2, с. 8; 6 и др.].

Таким образом, фундаментализация IT-образования требует, в первую очередь, пересмотра его содержания, при этом следует информационную подготовку дифференцировать на профильную (непосредственно связана с подготовкой IT-кадров, обеспечивающих поддержку всего жизненного цикла программного обеспечения и информационных систем предприятий: их проектирование, разработку, тестирование, внедрение, поддержку) и непрофильную или прикладную (реализуется по направлениям подготовки бакалавров, которые используют готовые программные решения или их компоненты в качестве инструментария решения профессиональных задач и не принимают участия в их разработке программного обеспечения).

Для специалистов IT-профиля фундаментальными являются знания естественно-научных (высшая и дискретная математика, теория вероятности и математическая статистика, вычислительные методы, методы оптимизации) и инженерных (электротехника, инженерная графика) наук, «которые неизменно используются в процессе развития техники и технологии. В то же время сами принципы применения фундаментальных знаний на практике являются специальными знаниями, служащими средством решения конкретных прикладных задач» [7, с. 135]. Поэтому в содержание информационной подготовки должны быть включены дидактические единицы (темы, модули, разделы), обеспечивающие формирование следующих компетенций:

• способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

• сформированность навыков работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных компьютерных сетях;

• способность проектировать, разрабатывать, внедрять и адаптировать прикладное программное обеспечение, проводить тестирование компонентов информационных систем;

• опыт обследования деятельности и ИТ-инфраструктуры предприятий, исследования состояния и тенденций развития рынка программного обеспечения, осуществлять выбор рациональных ИС и ИКТ-решений для управления бизнесом или предприятием;

• навыки управления контентом предприятия и Интернет-ресурсов, процессами создания и использования контент-сервисов.

Для непрофильных направлений бакалавриата содержание IT-подготовки должно обеспечивать формирование опыта

использования предметно- и проблемно-ориентированных информационных систем для решения задач аналитической, научно-исследовательской, инновационно-предпринимательской и других видов деятельности. Для этого у студентов должны быть сформированы компетенции:

• умения и навыки управления информацией, полученной из различных источников, с помощью компьютера;

• способность участвовать в проектах по модернизации IT-инфраструктуры предприятия в роли консультанта;

• опыт применения современных пакетов прикладных программ для решения задач учебной и профессиональной деятельности.

Независимо от профиля подготовки бакалавра содержание IT-подготовки комплектуется «курсами как по основам современных ИТ (академические), так и курсами конкретной специализации (по конкретным разделам ИТ, видам технологий и продуктам)» [6]. Научные же знания, вводимые в IT-дисциплины, по мнению С.А. Косолаповой, Т.Г. Калиновской, А.И. Косолапова, должны отвечать информационным и развивающим целям, а также отражать «характер и динамику научно-технического прогресса и развитие социально-экономических процессов, принципы реализации связей "наука-технология", сочетание профессионально направленных фундаментальных знаний с новыми интенсивными технологиями исследований» [7, с. 136]. Солидарен с ними и В.А. Сухомлин. Он отмечает: «Именно широта области ИТ (или компьютинга), а также ее приложений, предопределяет необходимость построения многопрофильной системы подготовки ИТ-кадров, то есть включающей модули профилированной подготовки по наиболее явно выраженным направлениям специализации (профилям и трекам профессиональной подготовки)» [11, с. 35]. По мнению Т.М. Банниковой, Н.А. Барановой, Н.И. Леонова,

такой подход оправдан, так как он максимально ориентирован на подготовку востребованного рынком труда специалиста, а, как известно, «обеспечение высокого уровня фундаметализации знаний выпускника должно соотноситься с требованием работодателя применять эти знания в конкретных условиях производства» [2, с. 10].

Следует принимать во внимание сложившуюся в российских вузах двухуровневую модель ГГ-подготовки, которая подразделяется на базовую и специальную. Цель базовой подготовки - дать студентам знания по основам информатики, необходимые в дальнейшем для получения специальной подготовки в конкретных предметных областях деятельности. Как в большинстве наук, в информатике выделяют два направления: теоретическую информатику и прикладную информатику. В соответствии с современной концепцией структуры предметной области информатики теоретическая информатика, являясь математической дисциплиной, широко использует методы математического моделирования для обработки, передачи и использования информации, создавая тем самым фундамент, на котором покоится все здание информатики. Прикладная информатика - это набор средств информатики, включающий в себя информационно-вычислительную технику, сети и комплексы ЭВМ, технические средства связи и компьютерные телекоммуникационные системы, аудио- и видео- системы, системы мультимедиа, программные средства, вычислительные и информационные среды. К прикладной информатике принято относить и информационные технологии обучения, проектирования, управления объектами, процессами, системами [5, с. 38-39].

Характеризуя эту модель, В.А. Сухомлин указывает: «Значительный акцент в подготовке бакалавров должен быть сделан на изучение порядка 40 (а также в развитии соответствующих умений и навыков) так называемых базовых или ключевых технологий, знание которых и умение ими пользоваться определяют профессиональную состоятельность выпускника, независимо от его профилизации, хотя уровень владения конкретной темой может существенно меняться в зависимости от профиля подготовки» [11, с. 39].

В соответствии с изложенными выше рекомендациями нами были разработаны содержательные контуры ГГ-образо-вания для профильных и непрофильных направлений бакалавриата. При отборе задач и содержания ГГ-подготовки студентов-экономистов основными принципами ее комплектования, наряду с фундаментальностью представленных в ней знаний, стали опережающий характер обучения и его профессиональная направленность (таблица 1).

Таблица 1 - Содержание lT-образования на непрофильных направлениях бакалавриата

--------Уровни ГГ-подготовки Направление подготовки Базовый уровень Профильный уровень (уровень специализации)

Экономика Информатика, базы данных Информационные технологии в экономике

Торговое дело Информационные технологии в торговле

Таможенное дело Моделирование в AnyLogic Информационные технологии в таможне Информационные таможенные технологии

Менеджмент Информационные технологии в управлении

Анализ таблицы 1 показывает наличие в содержании IT-образования общих блоков, что делает необходимым при его комплектовании «выделять в различных учебных дисциплинах обобщенные структурные элементы, общие свойства объектов изучения, классифицировать их по видам взаимосвязей с целью обеспечения междисциплинарной преемственности знаний и навыков» [7, с. 135]. Так, например, при подготовке бакалавров направления «Таможенное дело» для успешного усвоения дисциплины «Моделирование в среде AnyLogic» необходимо связывать изучаемые в закономерности со знаниями из курса «Информационные таможенные технологии». В частности, моделирование бизнес-процессов таможенных органов должно актуализировать понятия о информационно-правовых и автоматизированных системах, которые используют сотрудники в своей деятельности (например, информационно-правовые системы «Консультант+», «Гарант»; таможенная информационная система «Декларант+» и пр.). В то же время, разделы «Общие нормы и правила оформления документов» и «Требования к бланкам документов» из курса «Информационные технологии в таможенном деле», «Центральный банк данных ФТС России» из курса «Информационные таможенные технологии» базируются на компетенциях, освоенных студентами при изучении курса «Информатика».

Кроме того, единое содержательное ядро может быть выделено и в профильных IT-дисциплинах. Так, для курсов «Информационные технологии в экономике», «Информационные технологии в торговле», «Информационные технологии в управлении» сквозными, связующими темами являются следующие: «История развития информационных технологий», «Понятие и виды информационных технологий» и пр.

При разработке содержания обучения для IT-направлений бакалавриата мы руководствовались международными (СС2001, SE2004, CS2008) и российскими профессиональными стандартами в сфере информационных технологий, а также собственно требованиями ФГОС. Применение такого комплекса регламентирующих образовательный процесс документов обусловлено тем, что с точки зрения работодателя ценность выпускника университета определяется его способностями (исходящими или рабочими характеристиками) выполнять конкретные виды работ. Как отмечает В.А. Сухомлин, «изгнание из ФГОС содержания обучения, т.е. самих знаний, передача которых и есть основная суть образования, и замена этого содержания лозунгами-компетенциями, делает бесполезными ФГОСы для практики, экранирует возможность использования современных технологий управления знаниями, закладывает опасные тенденции, ведущие к разрушению единого образовательного пространства страны, сформированного на базе стандартов второго поколения» [10, с. 10].

Также нами во внимание принимались принципы построения дисциплины Компьютинг (Computing), сформулированные Е.В. Андроповой, В.А. Сухомлина, такие как:

• единый понятийный контент;

• знание-ориентированность (содержание любого курса раскрывается через спецификацию структуры и объемов знаний по профилям подготовки);

• единый способ структурирования и представления объемов знаний в виде многоуровневой иерархической структуры (предметная область ^ разделы или модули знаний ^ темы ^ подтемы);

• концепция ядра (выделение в объемах знаний минимально необходимого образовательного содержания, реализация которого во всех учебных программах обеспечивает единство образовательного пространства, мобильность студентов в рамках профиля или всего направления);

• четкая спецификация профессиональных характеристик профилей, системы целей обучения, итоговых профессиональных характеристик выпускников [12, с. 75].

С учетом описанных выше рекомендаций может быть предложено следующее наполнение содержания образования по ряду реализуемых в Брянском государственном университете направлений подготовки бакалавров ГГ-профилей, которое соответствует как требованиям ФГОС ВО, так и требованиям профессиональных стандартов в соответствующих областях профессиональной деятельности (таблица 2).

Таблица 2 - Состав IT-подготовки по профильным направлениям бакалавриата

Направление подготовки Уровни IT-подготовки

Базовый уровень Уровень специализации

Обязательный блок Дополнительный блок

Прикладная информатика в экономике Анализ данных Информатика (теоретические основы информатики) Программирование Базы данных и управление данными Объектно-ориентированный анализ и программирование Вычислительные системы, сети и телекоммуникации Информационные системы и технологии Операционные системы Основы алгоритмизации Разработка программных приложений Программная инженерия Интеллектуальные ИС Информационная безопасность Социальная информатика Разработка и применение ППП

Бизнес-информатика (профиль «Электронный бизнес») Имитационное моделирование Архитектура предприятия Моделирование бизнес-процессов Управление жизненным циклом ИС Рынки ИКТ и организация продаж Управление ГГ-сервисами и контентом Электронный бизнес Инженерия знаний и интеллектуальные системы Информационная безопасность ГГ-инфраструктура управления предприятием Информационные системы управления производственной компанией Многоагентные системы Распределенные системы Эффективность ГГ

Информатика и вычислительная техника (профиль «Программное обеспечение») СУБД Разработка программных продуктов Компьютерная графика Тестирование, наладка и сервисное обслуживание программных средств САПР Системы поддержки принятия решений Программно-методические комплексы Проектирование программных интерфейсов

Информационные системы и технологии (профиль «Информационные системы и технологии в банковском деле») Технологии программирования Технологии обработки информации Интеллектуальные системы и технологии Методы и средства проектирования ИС Корпоративные информационные системы Распределенные банковские системы Экспертные системы в банковском деле

Анализ исследований различных авторов (Е.В. Андроповой [1, с. 76-84], В.В. Гриншкуна [5, с. 38-40], Г.В. Прозоровой [8], В.А. Сухомлина [10, с. 10-11] и др.) показал, что для обеспечения соответствия содержания каждой дисциплины ФГОС ВО, зарубежным (СС2001, SE2004, CS2008) и отечественным профессиональным стандартам в сфере IT, в ее структуре должны быть представлены компоненты:

а) предметно-теоретический: знания научных и информационно-технологических основ предметной области;

б) информационно-теоретический: знания содержания и методики осуществления информационных процессов в предметной области (процессов сбора, анализа, обработки, интерпретации, хранения, представления информации и т.д.) и основ их информатизации (методов математического моделирования, программирования, автоматизации);

в) информационно-деятельностный: готовность к практическому применению специализированного ПО и ИТ для решения задач предметной области, способность анализировать результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, соотносить цели и результаты;

г) личностный: совокупность профессионально значимых качеств личности, необходимых IT-специалисту

В руководстве CS2008 поддерживается принцип многообразия учебных программ, в том числе акцентируется внимание на целесообразности использования подхода к диверсификации программ на основе их ориентации по выбранному научно-прикладному направлению. Необходимость этого продиктована потребностью рынка труда в мобильных высококвалифицированных специалистах, способных творчески решать поставленные перед ними профессиональные задачи. По мнению Б.А. Баженовой, Т.М. Бадмаева и др., студент в период обучения в ВУЗе, должен приобрести черты и навыки «активного исследователя, способного выделять важнейшие принципы, оценивать главные параметры и свойства создаваемых систем, грамотно использовать весь арсенал современных методов и средств, позволяющих проверять и уточнять правильность расчетных схем, конструктивных форм создаваемых изделий, материалов и технологий» [12, с. 77].

В то же время конкурентоспособность специалиста будет обусловлена уровнем его фундаментальной подготовки, а также способностью выпускника быстро адаптироваться к требованиям рынка труда. Участие студентов в научном и инновационном процессе на ранних его стадиях, как составная часть образовательного процесса, позволяет готовить современные кадры, способные к инновационной деятельности и решению нестандартных задач [7, с. 135].

Применительно к профилю IT В.А. Сухомлин [11, с. 49] выделяет основные способы диверсификации учебных:

1. Интегрированное обучение или метод «integration first» («сначала интеграция») (обеспечивает раннее формирование у студентов интегрированного представления о профессиональной сфере деятельности с целью мотивации изучения дисциплин информационного цикла, раскрытия их роли в решении задач профессиональной деятельности).

2. Обеспечение формирования базовых знаний, без которых изучение последующих дисциплин становится невозможным. Это так называемый подход «pillars first» («сначала пилоны»), т.е. базовые знания (предполагает раннее погружение в области знаний).

3. Использование на финише технологии Capstone-обучения (integrative capstone experience) или актуальных коллективных проектов, способствующих интеграции знаний, полученных студентами в процессе обучения в вузе.

4. Участие студентов в профессиональных практиках.

Частично данные подходы реализуются и в образовательном процессе финансово-экономического факультета БГУ Так, при подготовке бакалавров различных профилей широко применяется учебное и курсовое проектирование, задачи которого ориентированы на решение реальных проблем производства и могут получить дальнейшее развитие при выполнении выпускной квалификационной работы (таблица 3).

Таблица 3 - Тематика и виды учебных проектов бакалавров

№ п/п Типы проектов Примеры проектов

1 Проекты разработки и развития программного обеспечения Автоматизация <название бизнес-процесса> на примере <название организации> Разработка проектного решения по автоматизации <название бизнес-процесса> в <название организации> Разработка стратегии развития и продвижение интернет-сообщества вокруг бренда <название организации> Проектирование информационной системы <название организации>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Проекты внедрения информационных систем Формирование требований заказчика к информационной системе <название организации> Внедрение информационной системы управления <название бизнес-процесса>

3 Инфраструктурные и организационные проекты Использование ГГ-технологий в командной работе в <название подразделения компании> Выбор вендора приложений, работающих с хранилищами данных <название формата данных>

Выполнение студентами учебно-профессиональных проектов обеспечивает их включение в реальный творческий процесс создания и реализации новой конкурентоспособной разработки. Как отмечают С.А. Косолапова, Т.Г. Калиновская, А.И. Косолапов, «при такой организации процесса обучения формируется современный инженер, адаптированный к работе в новых экономических условиях» [7, с. 136]. Кроме того, в результате применения проектной технологии самостоятельная работа студентов переходит в новое качество - самообразование. Задача преподавателя при этом состоит в том, чтобы организация работы студентов и содержание заданий способствовало этому переходу.

Реализуемое с применением проектной технологии 1Т-образование выступает средством развития у бакалавров качеств личности, отраженных в квалификационных характеристиках профессиональных стандартов в сфере информационных технологий [9] и обеспечивающих эффективность инновационной профессиональной деятельности.

В соответствии с изложенными выше положениями, а также с учетом положений университета об организации образовательного процесса преподавателями кафедры АИСиТ ИЭиП БГУ выполнено проектирование содержания информационной подготовки академических бакалавров направлений «Бизнес-информатика (профиль «Электронный бизнес»)», «Прикладная информатика в экономике», «Информационные системы и технологии (профиль «Информационные системы и технологии в банковском деле»)». Подобный подход позволил систематизировать цели и содержание информационных дисциплин, избежать избыточности и дублирования информации, включить сведения о социальной значимости и перспективах профессиональной деятельности выпускников вузов.

В качестве показателей эффективности предлагаемой авторами настоящей статьи методики комплектования содержания 1Т-подготовки бакалавров были приняты: качество курсового проектирования и уровень знаний, умений, навыков и опыта деятельности, продемонстрированные студентами при сдаче государственных экзаменов и защите выпускных квалификационных работ. Динамику их изменения иллюстрирует таблица 4.

Таблица 4 - Динамика изменения показателей успешности усвоения студентами содержания 1Т-дисциплин (в %)

Год Количество студентов Академические уровни успешности освоения студентами содержания ГГ-образования Средний балл

«5» «4» «3»

Защита курсовых работ по дисциплинам информационного цикла

2009-2010 уч.год 62 56,45 30,65 12,90 4,44

2010-2011 уч.год 66 51,52 40,91 7,58 4,44

2011-2012 уч.год 52 53,85 36,54 9,62 4,44

2012-2013 уч.год 49 51,02 42,86 6,12 4,45

2013-2014 уч.год 16 56,25 37,50 6,25 4,50

Защита выпускной квалификационной работы

2009-2010 уч.год 62 45,16 33,87 20,97 4,25

2010-2011 уч.год 66 62,12 33,33 4,55 4,54

2011-2012 уч.год 56 53,57 41,07 5,36 4,55

2012-2013 уч.год 49 55,10 44,90 0,00 4,57

2013-2014 уч.год 16 81,25 18,75 0,00 4,82

Результаты государственной аттестации по проведению итогового междисциплинарного экзамена

2009-2010 уч.год 62 54,84 35,48 9,68 4,44

2010-2011 уч.год 100 59,38 34,38 6,25 4,51

2011-2012 уч.год 100 56,14 43,86 0,00 4,54

2012-2013 уч.год 100 62,50 37,50 0,00 4,43

2013-2014 уч.год 100 100,00 0,00 0,00 5,00

Из таблицы 4 видно, что с момента внедрения экспериментального фактора наблюдается устойчивая тенденция повышения уровня успешности освоения студентами содержания информационных дисциплин по всем показателям. Более наглядно результаты опытно-экспериментальной работы представлены на рисунке 1.

86_ а)

Защита курсовых работ по дисциплинам информационного цикла

60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00

Количество "5" Количество "4"

Количество "3" ^Ч^™Средний балл

Защита выпускной квалификационной работы

90,00 80,00 70,00 60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00

•f

Количество "5" Количество "3"

Количество "4" Средний балл

в)

100,00 80,00 60,00 40,00 20,00 0,00

Результаты государственной аттестации по проведению итогового междисциплинарного экзамена

344 I!4)51 II 500

2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014

уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год

Количество "5" Количество "4"

Количество "3" ^Ч^™Средний балл

Рисунок 1. Динамика изменения успешности освоения студентами содержания IT-дисциплин

Для выявления связей между выборками на основании данных таблицы 4 нами была построена корреляционная матрица с помощью программного средства MS Excel (таблица 5).

Таблица 5 - Корреляционная матрица

Курсовые работы ВКР Государственный экзамен

Курсовые работы 1

ВКР 0,837327 1

Государственный экзамен 0,96017107 0,797134561 1

Из таблицы 5 видно, что коэффициент корреляции между средним баллом за выполнение курсовой работы и за выполнение выпускной квалификационной работы составляет 0,83, между средним баллом за курсовую работу и средним баллом за сдачу государственного экзамена - 0,96, а между средним баллом за защиту ВКР и сдачу итогового междисциплинарного экзамена - 0,79. Все полученные значения превышают 0,7, что говорит о наличии сильной взаимосвязи между всеми показателями успешности освоения студентами вузов содержания IT-подготовки.

Полученные результаты позволяют заключить, что в процессе опытно-экспериментальной работы были созданы условия, способствующие реализации эффективной информационной подготовки, личностно-профессиональному развитию, саморазвитию и самоактуализации выпускников вузов как субъектов инновационной экономики, обладающих конкурентоспособностью на рынке труда.

In this article need of improvement of IT-training of bachelors as one of components of fundamental training of the modern expert is proved, the principles of selection of its contents taking into account requirements of FGOS of the higher education, domestic and foreign standards in the sphere of information technologies are systematized, the technique of selection of tasks and the content of IT-education in higher education institution for bachelors of various directions of training is offered.

Keywords: IT-education, educational standard, content of IT-training, information technologies.

Список литературы

1. Андропова Е.В., Сухомлин В.А. Диверсификация программ профессиональной подготовки в международных образовательных стандартах в области информационных технологий // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. - 2013. - № 1. - С. 73-86.

2. Банникова Т.М., Баранова Н.А., Леонов Н.И. Профессиональная математическая подготовка бакалавра: компе-тентностный подход: монография. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. - 152 с.

3. Бяхов О.В. Роль ИТ-образования в развитии информационного общества // Преподавание информационных технологий в России: Открытая всероссийская конференция. - URL: http://www.it-education.ru/2005/reports/1_Byahov.htm (дата

обращения: 23.03.2015).

4. Гриншкун В.В. Теория и методика обучения основам информационной безопасности в условиях фундаментали-зации высшего профессионального образования: Монография / В.В. Гриншкун, Е.Д. Димов. - Воронеж: Издательство «Научная книга», 2014. - 109 с.

5. Гриншкун В.В., Димов Е.Д. Принципы отбора содержания для обучения студентов вузов технологиям защиты информации в условиях фундаментализации образования // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». 2012. №3. С. 38-45.

6. Еремин С., Сухомлин В.А. Проект Высшая Компьютерная Школа «Эксперт» - перспективная форма подготовки российских ИТ-кадров // Преподавание информационных технологий в России: Открытая всероссийская конференция -URL: http://www.it-education.ru/2005/reports/ 1_Eremin_Suhomlin.htm (дата обращения: 23.03.2015).

7. Косолапова С.А., Калиновская Т.Г., Косолапов А.И. К вопросу о фундаментализации инженерного образования // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 6. - С. 134-136.

8. Прозорова Г.В. Структурирование содержания профильной подготовки будущих ИТ-специалистов в виде учебных модулей // II Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в науке и образовании» (Чебоксары, 2013). URL: http://chb.ito.edu.ru/2013/ section/190/93891/ (дата обращения: 15.03.2015).

9. Профессиональные стандарты в области информационных технологий. - М.: АП КИТ, 2008. - 616 с.

10. Сухомлин В.А. Анализ международных образовательных стандартов в области информационных технологий // Седьмая конференция «Свободное программное обеспечение в высшей школе» (Переславль, 28-29 января 2012 года). - М.: Альт Линукс, 2012. - С. 8-11.

11. Сухомлин В.А. Международные образовательные стандарты в области информационных технологий // Прикладная информатика. - 2012. - № 1(37). - С. 33-54.

12. Хамаганова И.В., Баженова Б.А., Федорова Т.Ц., Бадмаева Т.М. К вопросу непрерывной профессиональной подготовки инженеров-технологов // Управление образовательным процессом в современном вузе: материалы III Всероссийской научно-методической конф. Красноярск, 21-22 апреля 2009 года / отв. ред. М.В. Сафонова; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2009. - С. 77-78.

Об авторах

Погонышев В.А. - доктор технических наук, профессор кафедры математики, физики и информатики Брянского государственного аграрного университета

Погонышева Д.А. - доктор педагогических наук, профессор кафедры автоматизированных информационных систем и технологий Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]

Горнева Е.А. - кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры автоматизированных информационных систем и технологий Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]

УДК 378.091

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ АНАЛИЗИРОВАТЬ

А.А. Прядехо, А.Н. Прядехо, Т.А. Степченко

В статье рассматривается психолого-педагогическая сущность учебной деятельности, основанной на «субъект-субъектных» отношениях и ее роль в процессе формирования и развития познавательных способностей у обучающихся. В работе уточняется понятие способности анализировать, дается её структура. Авторы выделяют мыслительные функции, проявляющиеся в процессе анализа и синтеза, что дает возможность обосновать этапы данного процесса, формы его реализации в учебной деятельности, а также условия эффективности. Ключевые слова: учебная деятельность, субъект-субъектные отношения, инструментальные компетенции, мыслительные функции, способность анализировать, этапы процесса анализа и синтеза, условия эффективности процесса обучения.

Современные тенденции перехода к компетентностному подходу в образовании являются попыткой преодоления разрыва между результатами образования и современными требованиями общества, что является одним из ответов системы образования на социальный заказ. В этой связи проблема развития мыслительных способностей встает наиболее значимо. Европейскими исследователями в рамках проекта «Настройка образовательных структур в Европе Tuning» был введен термин «инструментальные компетенции». Авторы методологии проекта Tuning включают инструментальные компетенции в категорию общих компетенций, тем самым признавая их существенное значение для каждой из предметных областей [5].

На их значимость указывает и И.А.Зимняя, которая называет их когнитивными инструментальными компетенциями и определяет как умственные способности человека, выступающие в качестве условий развития его умений и приобретения знаний [3]. Такое понимание определяет значимость исследования вопроса формирования мыслительных способностей в процессе учебной деятельности.

Известно, что любые способности проявляются и развиваются в соответствующей деятельности, а специфические особенности деятельности определяют характер способностей, целевую направленность их компонентов, регулирующих индивидуальную систему действий, поэтому всесторонний и глубокий анализ учебной деятельности и структуры той или иной способности позволит выявить пути и средства ее формирования.

По мнению И.Я. Лернера, учебная деятельность - это особый феномен и особый вид деятельности, не совпадающий с такими понятиями, как учение, обучение и усвоение при всей их взаимосвязанности. Она ориентирована на творческое преобразование объекта изучения, позволяющее овладеть теоретическим мышлением, т.е. это такое изучение материала, при котором выясняются происхождение, становление и развитие предмета или явления [4, 8].

Анализируя учебную деятельность, А.М. Новиков утверждает, что она «направлена на освоение других видов человеческой деятельности - практической, познавательной, ценностно-ориентировочной, эстетической и др., а также на овладение самой учебной деятельностью («учись учиться»)» [6, 36].

Основная функция учебной деятельности, по мнению Гребенюк О.С. и Гребенюк Т.Б., заключается в том, что она

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.