УДК 378
РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ПО ПЕДАГОГИКЕ
С.Л. Мельников
В статье представлены содержание и технология подготовки учебных творческих проектов по педагогике. Дается характеристика различных подходов к классификации творческих проектов.
Ключевые слова: учебные творческие проекты, педагогическое проектирование, педагогические системы, педагогические ситуации.
В условиях совершенствования современной системы образования Российской Федерации учебные творческие проекты имеют большие возможности в общепедагогической подготовке будущих учителей. Важной проблемой является разработка содержания учебных творческих проектов по педагогике. При этом нужно учитывать общие требования к проектному методу обучения. Так, отечественные исследователи (О.А. Кожина, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др.) считают, что проектный метод обучения в образовательной области "Технология" должен отвечать следующим требованиям:
- выполнение должно осуществляться на определенном объеме теоретических знаний;
- темы проектов разрабатывает преподаватель;
- сроки выполнения проектов зависят от содержания, целей и задач. При длительном выполнении проекта намечаются этапы его выполнения с конкретными результатами работы на каждом;
- творческое задание может быть представлено в виде разработки и изготовления какого-либо рабочего образца, наглядного демонстрационного пособия, макета или экспоната и т.д. [1, 79].
Имеются разные подходы к классификации творческих проектов. Так, технологические проекты классифицируются:
- по направлениям (школа, производство, досуг, дом, профессиональное самоопределение);
- по содержанию (интеллектуальные, материальные, экологические, сервисные, комплексные).
В психолого-педагогической науке наиболее принято выделение двух направлений педагогического проектирования:
- социально-педагогическое проектирование (проектирование культурно-образовательной среды);
- психолого-педагогическое проектирование (проектирование образовательных процессов внутри отдельного образовательного учреждения).
Объектами педагогического проектирования могут быть педагогические системы, педагогические процессы, педагогические задачи и ситуации, педагогические технологии (форма, методы, средства обучения и воспитания), программа личностного и профессионального развития обучающихся.
С учетом этого учебные творческие проекты по педагогике можно классифицировать следующим образом (см. рис. №1).
Рис. 1. Классификация учебных творческих проектов по педагогике
Педагогические системы как объекты проектирования - это сложные образования, состоящие из таких компонентов, как педагоги, обучающиеся, педагогические процессы, материально-технические и учебные средства и др. По размерам выделяют следующие виды педагогических систем:
■ малые - педсистемы образовательного учреждения: учебная, воспитательная, научно-исследовательская, методическая и др.;
■ средние - деятельность образовательного учреждения в целом;
■ большие - системы образования города, района, области;
■ супербольшие - системы образования регионов, республик, стран.
Проектирование культурно-образовательной среды предусматривает создание культурно-образовательных центров и комплексов, включающих в себя учреждения образования, культуры, спорта, быта, досуга и др.
Проектирование содержания образования предусматривает разработку новых учебных курсов, учебно-методических пособий, проектирование целей, задач и содержание каждого занятия.
Педагогический процесс объединяет в единое целое цель, содержание, методы, формы, средства, которые способствуют развитию воспитанников и педагогов в их непосредственном взаимодействии. Для педагогов педагогический процесс является главным объектом проектирования.
В учебно-воспитательном процессе решаются определенные задачи, которые также нужно проектировать. Педагогические ситуации как объект проектирования существуют в рамках педагогического процесса, являются составной его
80
Вестник Брянского госуниверситета. 2015(2)
частью. Педагогические ситуации могут возникать случайно или специально проектируются с целью конкретизации педагогического процесса с учетом реальных условий.
Образовательно-пространственная среда также может проектироваться: создаются новые типы помещений, их оборудование и оформление, по-разному может решаться расположение учебных мест.
Творческие проекты по педагогике могут бать направлены на проектирование социальных контактов - взаимоотношений педагогов с учащимися, родителями и педагогической общественностью.
Проектирование личностного развития предполагает моделирование процессов саморазвития, самокоррекции и управления развитием учащихся.
Кроме того, будущие учителя должны уметь проектировать программу своего личностного и профессионального развития: профессиональная подготовка, повышение профессионального мастерства, продвижение в должности.
Учебные творческие проекты студенты выполняют в процессе изучения следующих педагогических курсов: введение в педагогическую деятельность, общие основы педагогики, теория обучения, теория и методика воспитания, история образования и педагогической мысли, социальная педагогика, коррекционная педагогика с основами специальной психологии, педагогические технологии, управление образовательными системами, психолого-педагогический практикум.
Творческие проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми.
Этапы выполнения творческих проектов по педагогике:
- подготовительный (исследовательский) этап: обоснование проблемы и разработка модели проектируемого объекта;
- технологический этап: разработка методики реализации проекта в учебном процессе и педагогической практике;
- заключительный этап: экспериментальная проверка, корректировка, апробация и защита проекта.
Одной из основных черт метода проектов является проблемность, которая строится на противоречиях возникающих в процессе познания окружающей действительности. Осуществление работы над проектом начинается с выявления конкретной проблемы и далее в процессе проектирования студенту приходится постоянно решать противоречия и проблемные ситуации. В частности, это могут быть ситуации, связанные с выбором и обоснованием наиболее рационального материала, конструкции, способа действия и другие.
Проекты обычно начинают с планирования, выбора темы, формулирования проблемы, исследования ее, генерирования идей, разработки технического исследования, реализации, оценки проекта. Результаты проектной деятельности должны поэтапно материализовываться, то есть быть зафиксированными в виде описания и необходимого обоснования выбора цели деятельности. Результаты выполнения проектов должны быть реальными (теоретическая проблема должна завершиться ее конкретным результатом).
При выполнении проекта по педагогике студентами вуза на первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и сформировавшихся уже способов действия, но и выдвижение гипотезы, формирование идеи и разработка оригинального плана решения задач, отыскания способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между данным и исходным, известным и неизвестным. Основой учения в структуре творческого обучения является связь "цель-средство-контроль", а центральным технологическим звеном - самостоятельная учебно-познавательная деятельность, основанная на способности обучающегося регулировать свои действия в соответствии с осознаваемой целью.
Усвоение знаний, умений и формирование навыков деятельности выступают в структуре творческого обучения как процесс и результат деятельности студента. Таким образом, изменение характера преподавания вызывает изменение характера и структуры изучения.
В процессе выполнения теоретических проектов у будущих учителей необходимо сформировать правильное понимание специфики и природы творческой деятельности человека. А.Н. Леонтьев отмечает: "Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставленного действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям" [4, 17].
Ряд исследователей выделяют четыре этапа или фазы творческого процесса: 1) обоснование, осознание и принятие идеи; 2) технологическая разработка идеи; и принятие идеи; 3) технологическая разработка идеи, практическая работа над идеей; 4) апробирование объекта в работе, доработка и самооценка творческого решения идеи.
Рассматривая творчество с педагогической точки зрения, правильно видеть в нем деятельность, в процессе которой создаются новые индивидуально значимые ценности, а также развиваются способности личности. Одним из необходимых условий развития научного и художественного творчества является свобода критики, творческих дискуссий, обмена и борьбы мнений.
Любая творческая работа, в том числе и учебная, включает в себя деятельность, связанную с изучением потребностей, переосмыслением имеющегося опыта, анализов прототипов, преобразованием исходных данных, решением технических и социальных задач.
Творческая направленность и активность в деятельности создает реальные условия для развития творческих качеств личности, активизирует обучение, расширяет и углубляет собственно знания, так как задания с элементами творчества неизменно вызывают интерес студентов, стимулирующий достижение поставленной цели, применение старых и поиск новых знаний.
В процессе проектной деятельности, не получая знания в готовом виде, студенты должны на основе принципиальных установок преподавателя приобретать значительную часть знаний самостоятельно в ходе поисковых задач, проблемных ситуаций и других средств, активизирующих познавательную деятельность.
В процессе выполнения учебных творческих проектов по педагогике студенты выполняют следующие действия:
- анализ объекта проектирования;
- теоретическое и методическое обеспечение процесса проектирования;
- пространственно-временное обеспечение процесса проектирования;
- выбор системообразующего фактора;
- установление последовательности расположения компонентов проекта, разработка его модели;
- составление документа;
- мысленное экспериментирование применения проекта;
- экспериментальная оценка проекта и его корректировка;
- принятие решения об использовании проекта.
К учебным проектам предъявляются определенные требования. По этому вопросу имеются различные точки зрения. Так В.С. Леднев выделил такие требования, как реальность, соблюдение оптимального уровня сложности, учитывающего индивидуальные особенности обучающихся, комплексность проекта, ориентированность на современные технологии. В.Д. Симоненко в качестве основных требований к проектному изделию выдвинул следующие:
- технологичность (использование наиболее рациональной технологии);
- экономичность (изготовление изделий или услуги с наименьшими затратами и получение наибольшей прибыли);
- экологичность (экологическая безопасность технологии и изготовления и самого изделия);
- безопасность (безопасные условия проектной деятельности);
- эргономичность (обеспечение наименьших энергетических затрат человека);
- системность (отражение системы изученных дисциплин);
- творческая направленность (внесение элементов творчества, учет интересов обучающихся);
- посильность (учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся);
- значимость (личная и общественная полезность изделия [5, 29].
По нашему мнению, при определении тематики творческих проектов студентов по педагогике необходимо учитывать:
- специальности и специализации, по которым обучаются студенты;
- темы курсовых, бакалаврских, дипломных, магистерских работ (так как творческие проекты обычно бывают составной частью этих работ);
- интересы и возможности студентов;
- материально-технические возможности;
- профессионально-педагогическую направленность проектов.
При этом нужно стремиться к тому, чтобы каждый студент выполнил творческие проекты по разным направлениям.
The article presents the content and the technology in educational creative projects on pedagogy training. It characterizes different approaches to the classification of creative projects.
Key words: educational creative projects, pedagogical projection, pedagogical systems, pedagogical situations.
Список литературы
1. Атутов П.Р., Кожина О.А., Овечкин В.П., Симоненко В.Д., Хотунцев Ю.Л. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной культуросообразной школе России // Школа и производство. - 1999. -№1. - С. 3-11.
2. Бацаева Т.Е. Психолого-педагогические условия подготовки будущих учителей начальных классов к руководству творческой проектной деятельностью учащихся: Автореф. дисс... канд. пед. наук. - Брянск, 1998. - 20 с.
3. Веселова В.Г., Матяш Н.В. Проектная деятельность будущего учителя: проблемы профессионального становления. - Брянск: Изд-во БГУУ 2002. - 97 с.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
5. Симоненко В.Д., Ретивых М.В., Матяш Н.В. Технологическое образование школьников: Теоретико-методологические аспекты. - Брянск: Изд-во Брянского государственного педагогического университета, 1999. - 230 с.
Об авторе
Мельников С.Л. - кандидат педагогических наук, профессор, первый проректор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского
УДК 378.147
МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.А. Погонышев, Д.А. Погонышева, Е.А. Горнева
В данной статье обоснована необходимость совершенствования IT-подготовки бакалавров как одной из составляющих фундаментальной подготовки современного специалиста, систематизированы принципы отбора ее содержания с учетом требований ФГОС ВО, отечественных и зарубежных стандартов в сфере информационных технологий, предложена методика отбора задач и содержания IT-образования в вузе для бакалавров различных направлений подготовки.
Ключевые слова: IT-образование, образовательный стандарт, содержание IT-подготовки, информационные технологии.
Одной из составляющих системы фундаментальной подготовки современного специалиста выступает IT-образование. Понятие фундаментализации высшего образования, в частности в сфере информационных технологий, рассмотрено в работах С.А. Бешенкова, Т.А. Бороненко, А.Г. Гейна, С.Г. Григорьева, В.В. Гриншкуна, О.Ю. Заславской, А.А. Кузнецова, М.П. Лапчика, И.В. Левченко, А.С. Лесневского, В.А. Сухомлина, А.Я. Фридланда и других ученых. Анализ их работ позволяет выделить основные особенности IT-образования:
1. Информационные технологии выступают не только объектом изучения, но средством изменения самого образовательного процесса.
2. Стремительная смена технологий и, как следствие, быстрое устаревание знаний делают необходимым обновление IT-компетенций, отраженных в ФГОС ВО и профессиональных отраслевых стандартах, как минимум раз в 5-6 лет.