Организация информационно-технологической подготовки студентов на основе практико-ориентированного подхода
Бужинская Надежда Владимировна к.п.н., доцент кафедры Информационных технологий, филиал РГППУ в. г. Нижний Тагил, ул. Красногвардейская, 57, г. Нижний Тагил, 622031, (3435) 25-48-00 Nadezhda V [email protected]
Аннотация
Информационно-технологическая подготовка компетентного учителя подразумевает применение подходов, направленных на формирование у студентов качеств личности, знаний, умений и опыта педагогической деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий. Одним из таких подходов является практико-ориентированный, цель которого формирование предметных и профессиональных знаний, а также умений применять полученные знания на практике. Основываясь на положениях практико-ориентированного подхода, в содержание дисциплины «Компьютерное обеспечение образовательного процесса» необходимо включить задания, направленные на моделирование будущей педагогической деятельности студентов (разработку электронных образовательных ресурсов для решения различных педагогических задач и объединение их в электронный учебно-методический комплекс). Information and technological preparation of a competent teacher involves the use of approaches aimed at developing students' personal qualities, knowledge, skills and experience of teaching activities with the use of information and communication technologies. One such approach is practice-oriented, the purpose of which is the formation of professional knowledge and skills to apply this knowledge in practice. Based on the provisions of a practice-oriented approach, the contents of the discipline "Computer software educational process" must include tasks aimed at modeling the future pedagogical activity of students (the development of electronic educational resources for a variety of educational tasks and combining them into an electronic complex).
Ключевые слова
информационно-технологическая подготовка, практико-ориентированный подход, анализ конкретных ситуаций, электронный учебно-методический комплекс
information technology training, practice-oriented training, case studies, electronic complex
Введение
На современном этапе развития общества приоритетной целью подготовки в системе высшего образования должен стать компетентный специалист соответствующего уровня и профиля, свободно владеющий своей профессией, способный к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готовый к постоянному профессиональному росту. [1]. Будущие специалисты должны «владеть компетенцией», то есть качественно решать проблемы и задачи. Характеристикой
качества владения компетенциями выступает компетентность. Человек может достичь своей компетентности в определенной предметной области деятельности за счет повышения уровня развития своих способностей, достаточного для решения проблем. [2]. В этой связи актуальным становится не только приобретение студентами суммы минимально необходимых профессиональных знаний и умений, но и усвоение приемов самостоятельного поиска информации, умений решать различные производственные задачи с учетом требований к профессии, приобретение опыта будущей деятельности. Следовательно, целью подготовки в системе педагогического образования становится формирование компетентного работника, подготовленного к профессиональной деятельности в быстро меняющихся условиях.
Отметим, что для успешной адаптации выпускника педвуза к социально-экономическим и информационно-технологическим условиям требуется, чтобы он обладал широким кругозором, имел потребность к самосовершенствованию, умел планировать свою деятельность и успешно осуществлять её. Без опыта педагогической деятельности выпускнику невозможно решать производственные задачи, возникающие в процессе осуществления им будущей педагогической деятельности, и получать при этом положительные результаты. Опыт деятельности является важнейшим компонентом профессиональной компетентности учителя и определяет готовность студентов к определенным действиям в профессиональной области на основе имеющихся знаний, умений, ценностей.
В условиях информатизации, опыт педагогической деятельности включает знания и умения учителя в области применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения профессиональных задач. Однако, в настоящее время характерной проблемой освоения ИКТ является стремительное развитие аппаратно-программных технологий и их дидактических возможностей. Деятельность в образовательной информационно-коммуникационной среде подразумевает эффективное использование будущими специалистами информационного содержания и коммуникационных возможностей локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей. [3]. Современный учитель должен стать организатором учебного процесса, уметь проектировать содержание учебных занятий и контролировать деятельность обучаемых с учетом индивидуального подхода, использовать инновационные методы обучения, которые подразумевают применение в учебном процессе информационных и коммуникационных технологий, в том числе и различных электронных образовательных ресурсов (энциклопедий, порталов, экспертных систем, программ мониторинга, словарей, средств для автоматизированного контроля знаний, электронных учебников, презентационных материалов и т.д.).
Следовательно, для развития профессиональной компетентности учителя требуется, чтобы информационно-технологическая подготовка в вузах осуществлялась на основе подходов, которые предполагают не только наблюдение студентов за учебным процессом, но и активное участие в нем с применением ИКТ. Одним из таких подходов к обучению является практико-ориентированный подход. Концептуальные положения теории практико-ориентированного обучения могут быть положены в основу разработки методики, применение которой позволит обеспечить ориентацию компонентов учебного процесса на приобретение будущими учителями опыта педагогической деятельности с применением ИКТ.
Теоретические основы организации практико-ориентированного обучения в вузе в условиях развития информационно-коммуникационных технологий
Термин «практико-ориентированное обучение» введен в педагогическую литературу в конце XX века. Его значение определяется как обеспечение единства приобретения знаний и формирование практического опыта по их использованию обучаемыми при решении различных проблем и задач. [4].
И.Ю. Калугина утверждает, что под практико-ориентированным обучением понимается такое построение учебного процесса, которое способствует формированию у каждого обучаемого перцептивного образа «присутствия» учебного материала в жизни человека (по наблюдениям, ощущениям, чувствам), когнитивного (словесно-информационного) и практического (с функциональным применением) образов. [4].
В основе этой теории лежит идея использования оптимального сочетания теории и практики в процессе обучения. Реализация практико-ориентированного обучения позволяет повысить действенность приобретаемых обучаемыми знаний, поднять их личностный статус и сформировать качества, необходимые для жизни в современном обществе. [5].
Целью практико-ориентированного обучения является как формирование у студентов качеств личности, знаний и умений, необходимых для будущей профессиональной деятельности, так и обеспечение условий для приобретения опыта педагогической деятельности. Не менее важно при использовании практико-ориентированного подхода организовать непрерывную педагогическую практику, которая способствует осуществлению перехода от процесса наблюдения к участию в педагогическом процессе и осуществлению профессиональной деятельности в итоге. При этом в основе подготовки студентов должно осуществляться формирование:
• предметных и профессиональных знаний;
• знаний о специфических особенностях педагогической деятельности и умений применять полученные знания на практике.
Кроме этого, практико-ориентированное обучение позволяет создать условия для преодоления трудностей, которые могут возникнуть в процессе обучения студентов: резкой смены объёма материала, разнообразия новых форм преподавания, достаточно трудного языка научных текстов и лекционного материала, увеличения объема самостоятельной работы, неуверенности в выборе профессии и т.д.
В условиях информатизации системы образования формирование профессиональной компетентности учителя невозможно без развития у него умений квалифицированно выбирать и применять информационные и коммуникационные технологии в педагогической деятельности.
Усиления внимания к информационно-технологической подготовке студентов педвузов можно объяснить следующими причинами:
• развитие Интернета, формирование Единого информационного пространства;
• создание Единой коллекции образовательных ресурсов по различным предметам;
• появление и развитие новых технологий обучения, в том числе и дистанционной;
• усиление внимания к подготовке программно-методического обеспечения учебного процесса;
• расширение возможностей предъявления учебной информации использованием средств мультимедиа и гипертекста;
• появление и развитие инструментальных программных средств для разработки электронных учебно-методических материалов и т. д.
В условиях информатизации образования, организация практико-ориентированного обучения в педвузе предполагает приобретение будущими учителями опыта педагогической деятельности по использованию информационных и коммуникационных технологий:
• планирования и организации учебного процесса с использованием информационных и коммуникационных технологий (разработка тематического планирования, конспектов уроков в электронном варианте, разработка электронных учебно-методических материалов для проектирования учебных занятий, своевременного контроля за деятельностью учеников и т. д.);
• выбора оптимальных способов организации своей деятельности и деятельности учащихся с применением информационных и коммуникационных технологий;
• применения информационных и коммуникационных технологий с учетом анализа индивидуальных особенностей учащихся (интереса к предмету, мотивации, уровня предметной подготовки и т.д.);
• участия в различных Интернет-форумах по педагогическим темам, дистанционных конкурсах и олимпиадах;
• привлечения школьников к различным формам учебной работы с применением информационных и коммуникационных технологий;
• проверки и контроля знаний учащихся с помощью средств автоматизированного контроля знаний в различных режимах;
• организации мониторинга достижений учащихся с использованием информационных и коммуникационных технологий (электронный журнал; Портфолио).
Выделим требования к подготовке студентов в педагогическом вузе, которые позволяют обеспечить создание условий для приобретения опыта педагогической деятельности с применением ИКТ:
• включение в процессе обучения разнообразных профессиональных задач, которые требуют применения инструментальных программных средств для их решения;
• организация и проведение лекций, семинаров и практических занятий с применением информационных и коммуникационных технологий, как преподавателями вуза, так и самими студентами;
• применение информационных и коммуникационных технологий для организации исследования в процессе выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР);
• организация педагогических исследований, которые требуют использования ИКТ;
• проведение олимпиад по вопросам применения и создания информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе и обеспечение участия студентов в данных олимпиадах;
• включение активных методов обучения в учебный процесс, которые подразумевают применение ИКТ;
• развитие учебно-материальной базы вуза (увеличение времени свободного доступа к Интернету, организация телеконференций с другими учебными заведениями и т.д.);
• использование образовательных сайтов и порталов для дистанционного обучения и самообразования;
• использование дидактических возможностей ИКТ в процессе решения задач педагогической практики.
Разработка электронных образовательных ресурсов для решения задач учебного процесса
Рассмотрим особенности организации практико-ориентированного подхода к изучению дисциплин информационно-технологической подготовки. «Компьютерное обеспечение образовательного процесса» является дисциплиной вариативной части, установленной вузом, и относится к математическому и естественнонаучному циклу основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование». До изучения курса «Компьютерное обеспечение образовательного процесса» студент должен обладать знаниями и умениями в области использования прикладного программного обеспечения для работы с различными видами информации.
В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:
• понятие компьютерного обеспечения;
• этапы создания электронных образовательных ресурсов и требования к
ним;
• перспективы использования компьютерного обеспечения различных видов для решения задач будущей профессиональной деятельности;
• уметь: применять и разрабатывать программное обеспечение для решения задач учебной и будущей профессиональной деятельности;
• владеть: современными информационными и коммуникационными технологиями для решения задач будущей профессиональной деятельности.
Формирование и развитие компетенций в процессе изучения содержания дисциплины «Компьютерное обеспечение образовательного процесса» необходимо для дальнейшего освоения предмета «Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки)».
Содержание дисциплины распределяется между лекциями, практическими занятиями и самостоятельной работой. В лекционном курсе рассматриваются общие теоретические положения современной теории информатизации образования, на практических занятиях изучаются возможности ИКТ. Разрабатывая содержание данного курса, необходимо учитывать тот факт, что умения студентов в области профессиональной деятельности успешно формируются, если в учебном процессе моделируется будущая профессиональная деятельность с учетом её особенностей.
Метод анализа конкретных ситуаций является одним из наиболее эффективных методов организации активного обучения. Активное обучение характеризуется высоким уровнем мотивации студентов, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений и результативностью.
Метод анализа конкретных ситуаций заключается в изучении, анализе и принятии решений по проблеме, которая может возникнуть в профессиональной деятельности при определенных обстоятельствах в данный период времени. Анализ конкретной ситуации - это глубокое и детальное исследование реальной или искусственной обстановки, выполняемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства. [6].
Применение данного метода в процессе подготовки способствует:
• формированию системы знаний о целях и задачах педагогической деятельности;
• формированию системы знаний об особенностях применения информационных и коммуникационных технологий в будущей профессиональной деятельности;
• формирование умений анализа, систематизации, классификации и организации информации;
• повышению мотивации к будущей деятельности.
Метод анализа конкретных ситуаций позволяет оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке будущих учителей. [6]. Поэтому в содержание лабораторного практикума нами были включены ситуации и задачи, которые позволяют продемонстрировать студентам возможности инструментальных программных средств для решения различных задач. Структура практических работ может содержать следующие компоненты:
1. описание ситуации, которая может возникнуть в педагогической деятельности при решении задач с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР);
2. постановку задачи, для решения которой требуются инструментальные программные средства;
3. план деятельности по решению задачи;
4. примеры заданий, с помощью которых у студентов формируются умения и закрепляются навыки работы с инструментальными программными средствами;
5. постановку задачи для самостоятельного решения;
6. задание на поиск электронных образовательных ресурсов, разработанных с помощью различных инструментальных программных средств и оценка их возможностей.
Приведем примеры подобных ситуаций. Ситуация №1.
На заседании методического объединения Вам необходимо представить проект одного из этапов урока - объяснение нового материала по определенной теме с его последующим коллективным обсуждением. Для этого Вы можете разработать презентацию и продемонстрировать ее на экране проектора.
План деятельности:
1. сформулировать цель темы и выделить задачи;
2. оформить содержание;
3. выделить главные понятия в данной теме;
4. отобрать необходимые иллюстрации, видео- и аудио- материалы;
5. составить словарь терминов;
6. сделать выводы по данной теме;
7. определить связь данной темы с другими темами;
8. найти в Интернете электронные образовательные ресурсы, которые представлены в виде презентации и оценить их с методической точки зрения;
9. проанализировать программные средства (сервисы) для создания презентационных материалов, выделить их достоинства и недостатки;
10. разработать демонстрационные материалы для объяснения нового материала.
В процессе выполнения данного задания студент должен сделать вывод, что наряду со стандартной программы Microsoft PowerPoint, существует достаточно большое количество сервисов для создания презентаций, например CustomShow, ClearSlide, Prezi, Haiku Deck и др. Данные сервисы предоставляют пользователям возможность хранить информацию в аккаунте, осуществлять онлайн-трансляцию, добавлять в презентацию видео- и аудио- информацию, организовывать коллективную работу и т.д. Одой из известных альтернатив Microsoft PowerPoint является сервис Prezi (https://prezi.com/), посредством которого можно создавать мультимедийные интерактивные документы. К особенностям данного сервиса можно отнести увеличение отдельных фрагментов презентации для более подробного изучения. Однако, данный параметр можно считать недостатком Prezi - как показывает практика, некоторые студенты достаточно плохо воспринимают переходы с одного слайда на другой в виде «наплыва» фрагментов. Еще одним определяющим фактором при выборе данного сервиса является возможность коллективной работы над одной презентацией в режиме реального времени.
Рис. 1. Пример презентации по теме «Фрактальная графика», разработанной в
сервисе Prezi.com
Ситуация №2.
К отчету необходимо подвести итоги работы в 10-м классе и выявить причины большого количества неудовлетворительных отметок по предмету. Полученные данные необходимо проиллюстрировать диаграммой.
План деятельности:
1. выделить возможные причины неудовлетворительных отметок учащихся по данному предмету;
2. разработать вопросы для анкетирования учащихся;
3. выбрать инструменты для оценки качества работы учащихся;
4. проанализировать программные средства для анализа и иллюстрации результатов тестов, контрольных работ и оценки их результатов, выделить достоинства и недостатки этих средств;
5. найти готовый шаблон для решения данной проблемы и рассчитать необходимые значения. В случае отсутствия готового шаблона, разработать собственный проект.
На первом этапе студенты выделяют критерии, которые могут повлиять на качество учебной деятельности. Анализируя сервисы, представленные в сети Интернет, студенты должны сделать вывод, что готовый шаблон для оценки результатов учебной деятельности найти достаточно сложно. Большинство представленных в Интернете электронных журналов, разработано в Microsoft Excel и позволяют решать только частно-методические задачи (например, рассчитывать оценки за четверть). Следовательно, студенты могут скачать данный журнал и дополнить его необходимыми расчетами или представить собственный проект.
Одним из инструментов, позволяющих оценивать и анализировать качество работы учеников является диаграмма Парето. Она используется для выявления причин плохого качества продукта или услуги. На современном этапе развития «Принцип Парето 20/80 (20% усилий дают 80% результата)» становится популярными не только в менеджменте, но и образовании.
В качество программного средства для построения диаграммы Парето студенты выбирают Microsoft Excel, в которой они составляют бланк для анкетирования и обрабатывают полученные данные.
А В с D Е
Накопле
иная
1 Трудности в усвоении темы Кол-во человек Процент доля Порог
г Отсутсвие консультаций по предмету 10
3 Большое количество проверочных работ 6
4 Большое количество дополнительных заданий 5
5 Сложный материал 4
6 Отсутствие литературы по предмету г
7 Конфликт с учителем 2
S Итого: 29
Рис. 2. Бланк анкеты в Microsoft Excel
А В С D Е
Накопле
нная
1 Трудности в усвоении темы Кол-во человек Процент доля Порог
2 Отсутсвие консультаций по предмету 10 34% 34% 80%
3 Большое количество проверочных работ 6 21% 55% 80%
4 Большое количество дополнительных заданий 5 17% 72% 80%
5 Сложный материал 4 14% 86% 80%
5 Отсутствие литературы по предмету 2 7% 93% 80%
7 Конфликт с учителем 2 7% 100% 80%
8 Итого: 29 100%
ч
Рис. 3. Данные для построения диаграммы Парето
Рис. 4. Диаграмма Парето, иллюстрирующая результаты учащихся
На основе анализа данной диаграммы, можно сделать вывод, что наибольшее влияние на результаты учащихся оказывают факторы, которые находятся левее пороговой линии, то есть отсутствие консультаций по предмету, большое количество проверочных работ.
Ситуация №3.
К докладу Вам необходимо визуализировать информацию по теме Вашего исследования. Информацию необходимо продемонстрировать на экране проектора.
План деятельности:
1. определить понятие «визуализации информации (контента) и проанализировать методы визуального структурирования»;
2. проанализировать в Интернете электронные образовательные ресурсы, используемые для визуализации информации;
3. выбрать сервисы для создания схем, графиков, диаграмм и других средств визуализации, выделить достоинства и недостатки данных сервисов
4. разработать ментальную карту, в которой будут отражены основные положения вашего материала.
Среди сервисов для визуализации информации наиболее полпулярными считаются Т1теИпе18, SpiderScribe.net, ВиЬЫе.иБ, в1Шу, MindMeister, Cacoo. Они могут пользоваться для создания диаграмм, логических структур сайта, ментальных карт и др. В данном задании предполагается, что студенты разработают ментальную карту - средство анализа взаимосвязей различных понятий, систем, событий. Использование сервисов при создании ментальных карт, позволяет выделить главное с помощью установления взаимосвязей между понятиями, упорядочения информации. Данные карты можно использовать на различных этапах урока. Одним из самых простых сервисов является Сасоо, в котором можно быстро разрабатывать диаграммы, схемы, карты. Сасоо предоставляет возможность коллективной работы над проектом в режиме реального времени.
Рис. 5. Пример ментальной карты, разработанной в сервисе www.cacoo.com
Разрабатывая ментальные карты, студенты учатся структурировать материал, устанавливать причинно-следственные связи между понятиями, формулировать выводы.
Ситуация №4.
Вам необходимо разработать материалы для контроля знаний учащихся (кроссворд или тест). Вы можете представить эти материалы в электронном или печатном виде.
План деятельности:
1. проанализировать программные средства для создания указанных материалов, выделить их достоинства и недостатки;
2. найти в Интернете бесплатные сервисы для разработки тестов и кроссвордов, зарегистрироваться на этих сервисах и оценить их возможности;
3. найти в Интернете кроссворды и тесты по вашей теме, оценить их с методической точки зрения;
4. ознакомиться с инструкцией по созданию тестов;
5. разработать тест и кроссворд с использованием сетевых сервисов;
6. подготовить конспект урока, в котором указать варианты использования данных материалов для контроля знаний.
Составление кроссворда онлайн предполагает выполнение следующих этапов: составление набора слов, из которых будет состоять кроссворд; формулирование заданий; составление «сетки» кроссворда. Среди сервисов для создания кроссвордов наиболее популярными являются Cross: составь свой кроссворд онлайн, Кроссвордус, Фабрика кроссвордов.
В сервисе «Фабрика кроссвордов» http://puzzlecup.com/crossword-ru/ можно создать кроссворд самостоятельно, введя свои слова и располагая их на поле, так сгенерировать кроссворд по списку слов. В сервисе предоставляется возможность распечатать кроссворд или предоставить ссылку для разгадывания оп-Иш.
Рис.6. Пример кроссворда, выполненного с помощью сервиса http://puzzlecup.com/crossword-ru/
В учебной деятельности разгадывание кроссвордов применяется обычно на этапе повторения и обобщения материала.
Ситуация №5. Для изучения индивидуальных особенностей коллег необходимо провести диагностику мотивации профессиональной деятельности. Для
этого Вам необходимо изучить и реализовать методику К. Замфир в модификации А. Реана. Для автоматизации расчетов воспользуйтесь любым программным средством.
План деятельности:
1. проанализировать имеющиеся программные средства (сервисы в Интернете) для диагностики мотивации профессиональной деятельности и оценить их возможности;
2. изучить методику К. Замфир в модификации А. Реана и рассмотреть способы ее реализации с помощью информационно-коммуникационных технологий;
3. автоматизировать произвести необходимые расчеты.
Программы для расчета показателей мотивации профессиональной деятельности оценить достаточно сложно, поскольку требуется определенный объем знаний в области психологии и педагогики. Для диагностики мотивации профессиональной деятельности можно использовать методику К. Замфир в модификации А. Реана [7]. В основе данной методики находится концепция внутренней и внешней мотивации. При обработке результатов подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной мотивации (ВПМ) и внешней отрицательной мотивации (ВОМ) в соответствии со следующими ключами:
Оценка за п. 6 + Оценка за п. 7 Внешняя мотивация (ЕМ] =---
Внешняя положительная мотивация (ВПМ)
Оценка за п. 1 4- Оценка за п. 2 + Оценка за п. 3
~ 3 Внешняя отрицательная мотивация (ВОМ} =—-——---——-——--—
На основе полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности: если (ВМ>ВПМ и ВПМ>ВОМ) или (ВМ=ВПМ и ВПМ>ВОМ) -оптимальный комплекс личности; (ВОМ<ВПМ и ВПМ<ВМ) - наихудший мотивационный комплекс; между этими компонентами могут быть заключены промежуточные результаты.
Для разработки шаблона диагностики мотивации профессиональной деятельности можно использовать Microsoft Excel.
ï
Мотивация профессиональной деятельности
Ишппрунцин: гiгк:мnmjittmг• н» ncfH'mii.nciiiibif mimt"
г I
3 1 - в очень незначительной мер«
4 2 - в достаточно значительной мере
5 3 il ш-Ензлыпой, I«] I fi 4 il /^зсиноччы Ешлмпог мгре
I irfuit:rniutn/rif ицгнну un
ячейки BltrBlb.
dim Игiî: па гштыОгтыпш и
оч.„..
1. Ссримлсиие полешь оцинну ИЛИ .иЧСП по домной дисциилими
2. Стремление к улучшению результатов подготовки в данной области
3. (лрсмпснис -.мГл'Ж.иь ипшики 00 <:ш[К1ны прсчшдпи.ш'лгй, или однокурсников
Стремление избежать неприятностей
|][>г|м-ГмЮ1:1ь 11 дснмижгнии нргснижн или уи.мкгним ни с тропы Д|>у|их
Ь. Удоплпи|)р«ч1Ш' си рслульшы изучении содержииии дщишй дисциплины
7. Но 1№1Ж1Шс:1ь прилить спои с:ппс:п(1мпс:1и н дпиннпй пЕзлнон
Итого:
Внешняя положительная мотивация
Внешняя отрицательная мотивация
Рис. 7. Шаблон для диагностики мотивации профессиональной деятельности, разработанный в Microsoft Excel
Целью применения подобных задач в курсе «Компьютерное обеспечение образовательного процесса» является формирование у студентов умений разрабатывать ЭОР для организации наблюдений, мониторинга и диагностики наиболее важных черт характера, таких как изучении мотивации профессиональной деятельности, самооценки личности. Подобные задачи позволяют не только показать возможности ПК при изучении педагогики и психологии, а также подготовить студентов к оформлению отчетов по педагогической практике и автоматизации данных педагогического эксперимента. Ситуация 6.
На заседании методического объединения Вам необходимо представить фрагменты электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) по определенной теме. Для отчета Вам также необходимо подвести итоги работы студентов.
План деятельности:
1. определить дидактические, технические, методические, эргономические требования, предъявляемые к ЭУМК;
2. выявите методические особенности изучения темы;
3. проанализировать готовые ЭУМК, представленные по данной теме, выявить их достоинства и недостатки;
4. выбрать средство для разработки ЭУМК;
5. разработать материалы ЭУМК;
6. протестировать ЭУМК на своих однокурсниках, внести необходимые изменения;
7. разработать методические рекомендации по использованию ЭУМК в учебном процессе.
Отметим, что при разработке содержания дисциплины «Компьютерное обеспечение образовательного процесса» должно учитываться, что современным научно-практическим направлением применения современных информационных и коммуникационных технологий в образовании является разработка электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) и его применение для реализации учебно-воспитательных целей. В качестве итогового задания студентам предлагается оформить ЭУМК и включить в него материалы, разработанные в рамках данной дисциплины. ЭУМК содержит необходимые компоненты, позволяющие учебному
заведению быстро вводить новые и обновлять существующие учебные курсы, гарантировать высокий уровень обучения, стандартизировать учебный процесс, адаптировать курс в соответствии с требуемыми условиями. Для преподавателя наличие ЭУМК позволяет значительно сократить время на подготовку к занятиям, использовать различные формы работы, учитывать возможности группы в целом и индивидуальные особенности каждого ученика. Для студентов ЭУМК представляет собой структурированный и иллюстрированный конспект учебного материала. Кроме того, электронный учебно-методический комплекс является одним из основных элементов для организации дистанционного обучения. Подготовка будущих учителей к применению и созданию ЭУМК является логическим продолжением освоения студентами технологий создания различных типов электронных образовательных ресурсов и может осуществляться в несколько этапов.
Начальным этапом разработки ЭУМК является определение темы, целей и задач; анализ государственных образовательных стандартов и составление тематического планирования по изучению темы; определение основных понятий темы; изучение теоретического материала по данной теме; составление библиографического списка, списка ресурсов Интернет. После формулирования требований, предъявляемых к ЭУМК, можно представить возможный состав:
• календарно-тематическое планирование;
• особенности изучения темы;
• список литературы по теме;
• список ЭОР по теме и описание их применения в практике обучения;
• конспекты уроков (внеклассных мероприятий по теме);
• темы рефератов, курсовых работ и методические указания по курсовому проектированию или выполнению курсовой работы,
• пособие по организации дистанционного обучения (включая самостоятельную работу обучающегося),
• электронные учебно-методические материалы для организации контроля, самостоятельной работы учащихся, изложения нового материала и т.д.
Состав ЭУМК является основой для построения логической структуры электронного учебно-методического комплекса.
Рис. 8. Логическая структура ЭУМК, разработанная в сервисе Cacoo
При выборе средства разработки необходимо учитывать, это в ЭУМК нужно не только добавлять информацию различных типов, но и просматривать отчеты по деятельности обучающихся, оценивать их работу, организовывать коммуникацию обучающихся между собой и с преподавателем. Современные ЭУМК должны содержать форумы, тесты, глоссарии, ресурсы, чаты и т.д. Бесплатные конструкторы (uCoz, Wix, Setup) позволяют создавать сайты on-line, администрировать их, выбирать тип сайта, шаблон дизайна, модули для отображения, однако их функциональные особенности не позволяют разработать все компоненты ЭУМК. Кроме того, многих учащихся отвлекает реклама, которая обычно присутствует на страницах разработанного ЭУМК с помощью перечисленных выше конструкторов.
В качестве примера для разработки ЭУМК можно использовать Moodle -среду дистанционного обучения с открытым исходным кодом. Данная среда позволяет организовывать online-классы, ориентирована на совместную работу, имеет широкие возможности для коммуникации, содержит встроенный редактор разработки элементов курсов. Отдельное внимание уделено высокому уровню безопасности системы. [8].
Рис. 9. ЭУМК, разработанный в системе Moodle
Завершающими этапами разработки ЭУМК является оценка временных и материальных ресурсов, а также выявление основных проблем, которые могут возникнуть при работе с ЭУМК. Студентам предлагается разделиться на три группы и продемонстрировать возможности разработанных ЭУМК с разных точек зрения: администрации, учителей и учеников. Представители подгрупп поочередно выступают с сообщением о результатах работы: излагают общее мнение, отвечают на поставленные вопросы, обосновывают предлагаемую альтернативу решения. Далее преподаватель подводит итоги, обращает внимание на позиции подгрупп при анализе, сопоставляет их с тенденциями в реальной практике, выделяет правильные или ошибочные решения. Далее студенты демонстрируют фрагменты уроков с применением электронных учебно-методических комплексов, оформляют конспекты уроков или внеклассных мероприятий по определенному плану.
В результате указанной организации работы у студентов формируются умения самостоятельно планировать свою деятельность, оценивать её результаты, видеть проблемы, которые могут возникнуть при разработке и применении ИКТ, адекватно оценить актуальность и сложность этих проблем, определить пути, методы и средства педагогических воздействий, осуществлять рефлексию.
Анализ и оценка разработки
Рассмотренный подход к организации информационно-технологической подготовки позволяет сформировать умения поиска нужной информации, навыки самостоятельного планирования и организации собственного учебного процесса, а также снизить негативный эффект некоторых индивидуальных особенностей студентов (неспособность распределять внимание, действовать в ситуации лимита времени). Для оценки результатов студентов может применяться рейтинговая система оценивания, которая помогает в выборе оптимального уровня обучения и является методом стимулирования к деятельности. Е.А. Семенюк утверждает, что введение рейтинга в учебный процесс высшей школы - это не смена одних баллов другими, а весьма сложный перестроечный процесс, который связан с ломкой привычного стиля и характера работы не только преподавателя, но и обучаемых; он сопровождается перестройкой всего процесса обучения, видоизменением существующих и внедрением новых форм контроля, переосмыслением привычных в
традиционной системе принципов, методов и способов оценивания [9]. Рейтинговая система оценивания создает возможности для реализации в вузе внутренней дифференциации и организации процесса подготовки с учетом способностей, потребностей и интересов каждого студента.
Работа студентов может оцениваться по следующим показателям:
• умение выполнять задания по данной теме на основе предложенного алгоритма;
• умение анализировать возможности инструментальных программных
средств;
• умение решать задачи самостоятельно, обосновывая выбор инструментальных программных средств для их решения;
• умение осуществлять поиск электронных образовательных ресурсов, выполненных с помощью различных инструментальных программных средств, и определять их возможности;
• умение разрабатывать ЭОР и т.д.
Возможно дополнить рейтинговую систему оценивания премиальными баллами (за участие в олимпиадах, семинаре, оформление публикаций, участие в общевузовских конкурсах, выступление с докладом, оформление рефератов, презентацию лучших дидактических материалов, проведения опросов и анкетирования учителей школ и преподавателей вузов с обработкой и презентацией результатов и т.д.).
Суммарное количество баллов данного этапа являлось основой для распределения студентов по уровням информационно-технологической подготовки.
Низкий уровень.
Студент овладел всеми знаниями и умениями, применяет готовые электронные образовательные ресурсы для решения задач учебно-воспитательного процесса и организации исследования в процессе выполнения ВКР.
Представляет последовательность своих педагогических действий, но при этом у учителя возникают трудности с оценкой актуальности и сложности проблем, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности.
Средний уровень.
Студент овладел всеми знаниями и умениями соответственно стандартам, применяет электронные образовательные ресурсы для решения задач учебно-воспитательного процесса и разрабатывает определенные типы ЭОР для проектирования учебных занятий и представления результатов исследования, полученных в процессе выполнения ВКР.
Умеет анализировать свою педагогическую деятельность в соответствии с тем алгоритмом, который освоил на данный момент.
Высокий уровень.
Студент овладел всеми знаниями и умениями соответственно стандартам, применяет готовые электронные образовательные ресурсы для решения задач учебно-воспитательного процесса, разрабатывает комплексные ЭОР для проектирования учебных занятий и представления результатов исследования, полученных в процессе выполнения ВКР.
Умеет самостоятельно вычленить и сформировать проблемы, адекватно оценить её актуальность и сложность и на основе проведенного анализа определить пути, методы и средства педагогических воздействий.
Оценивает результаты деятельности учащихся с применением ЭОР, определяет целесообразность создания собственных ЭОР для повышения качества учебного процесса, способен к самосовершенствованию в данной области.
Отметим, что уровень информационно-технологической подготовки студентов можно в полной мере оценить только на последнем курсе обучения, после
прохождения педагогической практики и оформления результатов выпускной квалификационной работы.
Заключение
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что практико-ориентированное обучение представляет собой процесс, при котором осуществляется подготовка компетентного учителя, направленная на приобретение опыта работы в меняющихся социально-экономических и информационно-технических условиях, способного анализировать результаты педагогической деятельности и получать положительные результаты при её осуществлении. На современном этапе развития общества концептуальные положения теории практико-ориентированного обучения могут быть положены в основу разработки методики обучения, применение которой позволит обеспечить формирование профессиональной компетентности будущих учителей.
Литература
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». URL:
http://ivo.garant.rU/#/document/70291362/paragraph/1074876150:2 (дата обращения: 30.09.2015).
2. Нуриев Н. К. Дидактическое пространство подготовки компетентных специалистов в области программной инженерии. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2005. - 224 с.
3. Розина И.Н. Теория и практика обучения педагогической коммуникации в образовательной информационно-коммуникационной среде: дис. ... д-ра пед. наук. - М, 2005. - 422 с.
4. Калугина Е.Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2000. - 215 с.
5. Ябурова Е.А. Задачи с практическим содержанием как средство реализации практико-ориентированного обучения физике : дис.канд пед. наук. -Екатеринбург, 2006. - 163 с.
6. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных и педагогических поисках. - М.: Арена, 1994. - 223 с.
7. Бордовская, Н.В. Педагогика : учебное пособие [Текст] / Н.В. Бордовская, А. А. Реан. - Спб. : Питер, 2006. - 304 с.
8. Веб-приложения для бизнеса и образования. Moodle - система дистанционного обучения. URL: http:// www.opentechnology.ru/products/moodle.html (дата обращения: 24/10/2015).
9. Семенюк Е.А. Рейтинговая система контроля знаний студентов по физике в вузе: на примере медицинского университета: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - 163 с.