Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ К. Д. УШИНСКОГО - ФАКТОР ИННОВАЦИОННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ К. Д. УШИНСКОГО - ФАКТОР ИННОВАЦИОННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ИДЕЙ К. Д. УШИНСКОГО / ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГОВ К ИДЕЯМ К. Д. УШИНСКОГО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беликов Владимир Александрович

В своей научной и образовательной деятельности автор статьи исходит из того, что эффективность современного профессионального образования не может быть гарантирована без постоянной разработки и внедрения педагогических инноваций, многие из которых уже апробированы на практике. Этот авторский подход реализован в представленной статье. По всеобщему признанию педагогов-практиков инновации абсолютно необходимы, поскольку повышают результативность их деятельности. Но при этом преподаватели часто не знают ни авторов, ни источников педагогических новшеств, внедряемых в процесс профессиональной подготовки обучающихся. Автор статьи утверждает и приведенным материалом доказывает, что большинство инноваций в образовании имеют исторические корни. В частности, значительная часть идей К. Д. Ушинского определила суть педагогических инноваций в современных организациях профессионального образования. В статье раскрывается современное воплощение в системе профессионального образования некоторых идей педагогической антропологии К. Д. Ушинского, приводятся цитаты из его работ. Новизна и особенность представленного в статье подхода заключается в рассмотрении проблемы инновационности профессионального образования на основе единения истории педагогики и образования и современной практики профессионального образования обучающихся. В частности, авторы приводят многочисленные примеры реализации инновационного подхода, в основе которых четко просматриваются идеи К. Д. Ушинского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGY OF K. D. USHINSKY AS A FACTOR OF INNOVATIVENESS OF MODERN VOCATIONAL EDUCATION

In his scientific and educational activities, the author of the article proceeds from the fact that the effectiveness of modern vocational education cannot be guaranteed without the constant development and implementation of pedagogical innovations, many of which have already been tested in practice. This author’s approach is implemented in the presented article. According to the universal recognition of educators-practitioners, innovations are absolutely necessary, since they increase the effectiveness of their activities. But at the same time, teachers often do not know either the authors or the sources of pedagogical innovations introduced into the process of professional training of students. The author of the article claims and proves with the given material that most of the innovations in education have historical roots. In particular, a significant part of the ideas of K. D. Ushinsky determined the essence of pedagogical innovations in modern organizations of vocational education. The article reveals the modern embodiment in the system of vocational education of some ideas of pedagogical anthropology by K. D. Ushinsky, quotes from his works are given. The novelty and peculiarity of the approach presented in the article lies in the consideration of the problem of innovativeness of vocational education based on the unity of the history of pedagogy and education and the modern practice of vocational education of students. In particular, the authors give numerous examples of the implementation of an innovative approach, based on the ideas of K. D. Ushinsky.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ К. Д. УШИНСКОГО - ФАКТОР ИННОВАЦИОННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Стратегия развития профессионального образования

VET Development Strategy

Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 2 (38). С. 12-23. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2023;(2(38):12-23. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 371

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ К. Д. УШИНСКОГО — ФАКТОР ИННОВАЦИОННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Владимир Александрович Беликов, belickov.vladimir54@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2228-5345

Сибайский институт (филиал) Уфимского университета науки и технологий, Сибай, Республика Башкортостан, Россия

Аннотация. В своей научной и образовательной деятельности автор статьи исходит из того, что эффективность современного профессионального образования не может быть гарантирована без постоянной разработки и внедрения педагогических инноваций, многие из которых уже апробированы на практике. Этот авторский подход реализован в представленной статье. По всеобщему признанию педагогов-практиков инновации абсолютно необходимы, поскольку повышают результативность их деятельности. Но при этом преподаватели часто не знают ни авторов, ни источников педагогических новшеств, внедряемых в процесс профессиональной подготовки обучающихся. Автор статьи утверждает и приведенным материалом доказывает, что большинство инноваций в образовании имеют исторические корни. В частности, значительная часть идей К. Д. Ушинского определила суть педагогических инноваций в современных организациях профессионального образования. В статье раскрывается современное воплощение в системе профессионального образования некоторых идей педагогической антропологии К. Д. Ушинского, приводятся цитаты из его работ. Новизна и особенность представленного в статье подхода заключается в рассмотрении проблемы инновационности профессионального образования на основе единения истории педагогики и образования и современной практики профессионального образования обучающихся. В частности, авторы приводят многочисленные примеры реализации инновационного подхода, в основе которых четко просматриваются идеи К. Д. Ушинского.

Ключевые слова: педагогическая антропология, профессиональное образование, инновационный характер идей К. Д. Ушинского, отношение педагогов к идеям К. Д. Ушинского

Для цитирования: Беликов В. А. Педагогическая антропология К. Д. Ушинского — фактор инновационности современного профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 2 (38). С. 12-23.

Original article

PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGY OF K. D. USHINSKY AS A FACTOR OF INNOVATIVENESS OF MODERN VOCATIONAL EDUCATION

Vladimir A. Belikov, belickov.vladimir54@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2228-5345

Sibay Institute (branch) of the Ufa University of Science and Technology, Sibay, Republic of Bashkortostan, Russia

© Беликов В. А., 2023

Abstract. In his scientific and educational activities, the author of the article proceeds from the fact that the effectiveness of modern vocational education cannot be guaranteed without the constant development and implementation of pedagogical innovations, many of which have already been tested in practice. This author's approach is implemented in the presented article. According to the universal recognition of educators-practitioners, innovations are absolutely necessary, since they increase the effectiveness of their activities. But at the same time, teachers often do not know either the authors or the sources of pedagogical innovations introduced into the process of professional training of students. The author of the article claims and proves with the given material that most of the innovations in education have historical roots. In particular, a significant part of the ideas of K. D. Ushinsky determined the essence of pedagogical innovations in modern organizations of vocational education. The article reveals the modern embodiment in the system of vocational education of some ideas of pedagogical anthropology by K. D. Ushinsky, quotes from his works are given. The novelty and peculiarity of the approach presented in the article lies in the consideration of the problem of innovativeness of vocational education based on the unity of the history of pedagogy and education and the modern practice of vocational education of students. In particular, the authors give numerous examples of the implementation of an innovative approach, based on the ideas of K. D. Ushinsky.

Keywords: pedagogical anthropology, vocational education, innovative character of K. D. Ushinsky's ideas, teachers' attitude to K. D. Ushinsky's ideas

For citation: Belikov VA. Pedagogical anthropology of K. D. Ushinsky as a factor of innovativeness of modern vocational education. Innovative development of vocational education. 2023;(2(38):12-23. (In Russ.).

Введение

Подтверждением актуальности педагогических инноваций в современной системе профессионального образования служат многочисленные факты успешной реализации инновационного подхода на практике. Под нашим руководством молодые ученые Сибайского института (филиала) Уфимского университета науки и технологий (СИУУНТ) провели опрос среди студентов и преподавателей колледжей и вузов Сибая и Магнитогорска на предмет оценки их отношения к инновациям и их исторических корней. В том числе 148 респондентам было предложено ответить на вопросы анкеты, а с 48 респондентами было проведено собеседование. Были получены следующие результаты и сделаны следующие выводы.

Во-первых, инновационная деятельность необходима и способствует успешности профессиональной подготовки обучающихся. В этом уверены 100 % респондентов.

Во-вторых, мешают внедрять инновации в образовательную деятельность, по мнению респондентов, неполная и несвоевременная информация (более 15 % ответов), перегрузка педагогов заполнением документов, рутинной работой по подготовке отчетов, оформлению бумаг, проведению формальных мероприятий (около 75 % ответов).

В-третьих, любые новшества оказываются эффективными, если они обеспечивают личное

удовлетворение педагогов от инновационной деятельности (90,6 % ответов респондентов).

В-четвертых, свой уровень готовности к реализации инновационной деятельности в процессе профессиональной подготовки обучающихся 95,8 % респондентов оценили в итоге как высокий.

Таким образом, инновации необходимы, но затруднительны в силу того, что многие преподаватели перегружены, не знают источников инноваций, не владеют информацией о новшествах и тем более не представляют исторические источники инноваций.

В ходе собеседований было установлено, что многие педагоги не видят смысла в инновациях, так как:

- «они в большинстве случаев навязаны извне и исчезают в небытии по чьей-то злой воле или прихоти очередного руководства»;

- «они не приносят личного удовлетворения» ни в материальном, ни в моральном отношении;

- «все инновации являются преходящими, временными» (существует множество примеров, когда актуальные в свое время инновации сейчас оказались «не в тренде»: проблемное обучение, программированное обучение, оптимизация методов обучения, индивидуализация, развивающее обучение и т. п.);

- «учителя и без инноваций перегружены другими, более нужными, а то и ненужными делами»;

- по этой причине учителя «не имеют возможности получения информации о возможных инновациях — не читают книг и статей (ни новых, ни старых)».

Нами приведены типичные варианты ответов наших собеседников. Кроме того, на наш взгляд, а также по оценкам самих респондентов в реальности учителя явно переоценивают свою готовность к инновационной деятельности.

В частных беседах удалось выяснить, что преподаватели знают имена многих великих ученых-педагогов прошлых лет (например, П. П. Блонский, А. С. Макаренко, В. А. Сухо-млинский, К. Д. Ушинский и др.), но об их идеях имеют крайне ограниченное представление. К сожалению, молодые преподаватели (до трех-пяти лет стажа) не только ничего не знают об идеях, но даже имена эти слышат впервые! Нам приходилось разъяснять, что это имена ученых-педагогов Х1Х-ХХ веков, идеи которых, по сути, лежат в основе современной инновационной деятельности школы всех уровней и типов. Так, антропологический подход К. Д. Ушинско-го — основание личностно ориентированного подхода; идея тесной связи школы с производством и трудовым профессиональным обучением П. П. Блонского — основание современного дуального и практико-ориентированного обучения; система А. С. Макаренко, в основе которой лежит идея воспитания личности в коллективе и с помощью коллектива, — основание современной системы организации воспитательной работы; признание личности ребенка высшей ценностью В. А. Сухомлинским сегодня вновь востребовано и лежит в основе современных процессов воспитания и обучения.

Мы уверены, что актуальность исследований и работ великих педагогов прошлого в современных условиях, когда особенно востребованы инновации в образовании, только возрастает. Необходима целенаправленная работа по популяризации их идей.

Для решения этой задачи 2023 г. в России объявлен Годом педагога и наставника. Кроме того, в марте текущего года российская педагогическая общественность отмечает 200-летие со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского — основателя отечественной педагогической науки и «отца российских учителей». В России учреждена медаль К. Д. Ушинского, которой награждаются особо отличившиеся учителя и деятели в области педагогических наук. Таким образом, мы имеем активный повод рассмотреть идеи этого великого русского педагога в аспекте совре-

менных инновационных процессов в профессиональном образовании.

Приступая к подготовке статьи о К. Д. Ушин-ском, мы провели опрос среди преподавателей колледжей (Магнитогорский педагогический колледж, Белорецкий педагогический колледж, Сибайский педагогический колледж, Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус и др.) с целью оценить их знания об этом человеке. На первый вопрос, известно ли им имя Константина Дмитриевича Ушинского, все 27 человек, с кем мы побеседовали, уверенно ответили: «Да, известно». При ответах на следующие вопросы уверенность наших собеседников стала снижаться — чем дальше, тем более неуверенными и неправильными были их ответы. Так, на вопрос, кто этот человек, большинство преподавателей (23 человека) ответили следующим образом: «Кажется, (российский) педагог»; четверо собеседников ответили: «Отец российских учителей». На вопрос, в какие годы и где он работал (творил), были даны крайне разноплановые ответы: «в прошлом веке, в Москве» (7 человек); «в XIX веке, в Петербурге» (12 человек); «давно, в России; в Москве и Петербурге» (3 человека); «не помню, не знаю» (2 человека). При ответах на вопрос, кем он работал, наши собеседники вдруг оживились и большинство уверенно связали деятельность К. Д. Ушинского с институтом благородных девиц (правда, то ли в Москве, то ли в Петербурге; то ли директором, то ли попечителем, то ли инспектором) (16 человек). Главным в беседе был, конечно, вопрос: «Какие педагогические идеи принадлежат К. Д. Ушинскому?». Нас порадовало то, что все преподаватели уверенно связали его имя с идеей воспитания человека, а трое собеседников вспомнили его антропологическую концепцию (подход). И все! Других идей названо не было. Также, к сожалению, ответить уверенно и правильно на вопрос «Что из педагогического учения К. Д. Ушинского вы используете в своей практике?» никто из наших собеседников не смог. Прозвучали ответы: «воспитываю студентов как личности», «ориентируюсь на интересы студентов», «повышаю свою квалификацию», «использую творческие задания» и т. д. Нельзя сказать, что этого не надо делать. И это делается, но вне связи с К. Д. Ушинским.

Также, анализируя и оценивая деятельность педагогов и современную практику профессионального образования, мы неоднократно убеждались, что молодые преподаватели организаций среднего профессионального образования ничего

о К. Д. Ушинском, кроме его имени, не знают. Это существенный пробел в системе отечественного педагогического образования.

Нас порадовал тот факт, что в самой массовой российской электронной библиотеке eLibrary есть ссылка на научные работы К. Д. Ушинского. Список его публикаций включает 15 работ. Индекс Хирша как показатель его публикационной востребованности равен 5. Наверное, публикации и цитированию работ К. Д. Ушинского мешает то, что в системе научной квалификации и при публикации научных статей редакторы часто требуют использовать только те источники, которые изданы не позже 5-7 лет. А его работы изданы 140-150 лет назад. Это привело к тому, что в 2022 г. были ссылки только на его работу «Человек как предмет воспитания» в количестве всего 52, что очень мало!

Можем уверенно заявить, что значение работ К. Д. Ушинского в современных условиях должно расти и нужно поощрять внимание к его идеям со стороны современных педагогов.

По результатам собеседования и наблюдений мы, авторы статьи, задались вопросом, насколько актуальны, современны и действенны идеи К. Д. Ушинского в современной системе профессионального образования. Ответ на данный вопрос является целью представляемой статьи.

Материалы и методы исследования

При подготовке статьи использовались материалы первоисточников, публикаций авторов о К. Д. Ушинском, результаты анкетирований и собеседований. Основные методы подготовки статьи: анкетирование, собеседование, анализ первоисточников, анализ современной практики профессионального образования.

Результаты исследования и их обсуждение

Восстановив в памяти и систематизировав положения работ К. Д. Ушинского, мы обнаружили много интересного и сделали вывод, что современная педагогика в значительной степени повторяет, причем часто в тех же терминах, а среднее профессиональное образование использует его идеи.

Это касается главным образом инновационной деятельности в системе профессионального образования. Мы исходим из общепризнанного факта, что в педагогике практически все инновации базируются на исторически известных достижениях ученых, например, идеях К. Д. Ушинского.

В предлагаемой нами статье мы не ставим задачи продемонстрировать результаты конспектирования основных работ К. Д. Ушинско-го. Также не ставим задачи привести примеры его биографии. Тем более, что публикаций такого характера о нем, его жизни и его творчестве достаточно много [1-5 и др.].

В статье мы указываем идеи К. Д. Ушинско-го, которые подтверждаем ссылками на его работы, и даем их современную интерпретацию, представляем особенности и проблемы реализации (табл. 1).

Исходное положение нашей статьи состоит в заключении о том, что реализация комплекса идей К. Д. Ушинского в рамках антропологического подхода обеспечивает инновационный и развивающий характер образования личности в современной профессиональной школе. Для этого мы называем идеи К. Д. Ушинского, составляющие суть антропологического подхода, и указываем их современное воплощение в системе среднего профессионального образования.

Таблица 1

Идеи К. Д. Ушинского, их роль и место в современной инновационной системе профессионального образования обучающихся

№ п/п Идеи, положения педагогической антропологии Цитирование работ и ссылки на первоисточники для раскрытия сути идей Современная интерпретация идей и положений

1 Человек является главным предметом образования (обучения и воспитания) «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своею совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, Следует иметь в виду, что узнать и воспитать человека крайне сложно. Нужна система воспитания, нужны научные основания. В профессиональной школе воспитание осуществляется с использованием комплекса психолого-педагогических методов при выполнении требований личностно ориентированного подхода

Продолжение таблицы 1

№ п/п Идеи, положения педагогической антропологии Цитирование работ и ссылки на первоисточники для раскрытия сути идей Современная интерпретация идей и положений

в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождений преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния — а средства эти громадны!» [6, с. 10] в образовании, обеспечении единства развития, воспитания и обучения личности обучающихся, выполнении положений теории развивающего профессионального образования

2 Воспитание актуально и значимо как самостоятельный процесс, и в то же время в русской дидактике важен принцип единства обучения и воспитания «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания, хотя многочисленные педагогические блуждания наши и могли бы всех убедить в этом» [6, с. 1]. «Мы ясно сознаем, что воспитание в тесном смысле этого слова как преднамеренная воспитательная деятельность, — школа, воспитатель и наставники ex officio — вовсе не единственные воспитатели человека и что столь же сильными, а может быть, и гораздо сильнейшими воспитателями его являются воспитатели непреднамеренные: природа, семья, общество, народ, его религия и его язык, словом, природа и история в обширнейшем смысле этих обширных понятий» [6, с. 3]. «Мы не говорим педагогам: поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Не только обстоятельства эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую. Можно ли же при таком разнообразии обстоятельств воспитания и воспитываемых личностей предписывать какие-нибудь общие воспитательные рецепты? Едва ли найдется хоть одна педагогическая мера, в которой нельзя было бы найти вредных и полезных сторон и которая не могла бы дать в одном случае полезных результатов, в другом вредных, а в третьем никаких» [6, с. 36] Успешность профессионального образования гарантируется при понимании важности и выполнении принципов воспитывающего характера обучения, преемственности в образовании. В современной профшколе принцип воспитывающего обучения вновь становится ведущим принципом образования, воспитание рассматривается как компонент целостного процесса профессионального образования личности

Продолжение таблицы 1

№ п/п Идеи, положения педагогической антропологии Цитирование работ и ссылки на первоисточники для раскрытия сути идей Современная интерпретация идей и положений

3 Цель воспитания состоит в формировании активной и творческой личности с высоким уровнем нравственности «Определение цели воспитания мы считаем лучшим пробным камнем всяких философских, психологических и педагогических теорий. Ясное определение цели воспитания мы считаем далеко не бесполезным и в практическом отношении» [6, с. 9]. Цель воспитания — укрепление характера. «...Важнее и полезнее всех этих открытий и изобретений, часто не делающих человека ни на волос счастливее прежнего, потому что он внутри самого себя носит многочисленные причины несчастья, было бы открытие средств к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты» [6, с. 17-18] Данное представление о цели воспитания практически не изменилось и реализуется в современной профессиональной школе. Более того, в системе профессионального образования активность и креативность являются неизменно востребованными качествами обучающихся. Поэтому они являются признаками сформированности всех компетенций обучающихся

4 Для успеха воспитания важно обеспечение народности образования (обучения и воспитания); в отборе содержания образования обязательно должны учитываться достижения «народа, причем только предложенные самим народом, а не тем, кому этого захотелось»; основу содержания и методов обучения и воспитания должен составлять родной язык и культура народа «В каждой стране под общим названием общественного воспитания и множеством общих педагогических форм кроется особенное характеристические понятие, созданное характером и историей народа» [7, с. 198]. «Система общественного образования у каждого народа запечатлена его характером и отражает достоинства и недостатки этого характера, которые иногда так соединены между собой, что их разделить невозможно. Одно и то же народное свойство является то достоинством, то недостатком, смотря по той сфере, в которой оно отражается» [7, с. 244]. «Но как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов вследствие бесконечного разнообразия типов родовых, семейных и личных, природа всегда успевает в бесчисленном множестве характеристических черт в наружности человека выдвинуть на первый план черту народности. Эта черта по большей части бывает так ясна, что небольшого навыка достаточно, чтобы угадать по первому взгляду француза, англичанина, итальянца, немца или русского, хотя у всех этих народов царствует бесконечное разнообразие физиономий» [7, с. 250]. «Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается Обучение ведется на русском языке как государственном. При этом родной язык рассматривается как важный предмет обучения и, главное, воспитания детей, подростков и молодежи. Родная культура рассматривается как средство и фактор успешности образования человека; идеи и культурные достижения народа широко используются в форме инициатив общественности в организации и управлении профессиональным образованием (например, попечительские советы колледжей). Примерами обращения профессионального образования к идее народности могут служить: воссоздание казачьих кадетских корпусов при колледжах, обращение к народному творчеству и создание народных коллективов, возрождение народных ремесел и подготовка соответствующих мастеров, создание инновационных площадок в организациях профессионального образования гражданско-патриотической направленности, переработка курсов истории России с уде-лением большего внимания

Продолжение таблицы 1

№ п/п Идеи, положения педагогической антропологии Цитирование работ и ссылки на первоисточники для раскрытия сути идей Современная интерпретация идей и положений

вместе с его развитием, и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной литературы» [7, с. 228]. «...Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [7, с. 253]. истории народов и национальностей, открытие в образовательных организациях факультативных курсов по народной тематике и т. п.

5 Труд играет значительную роль в воспитании человека; труд является главным фактором успешности образования (обучения и воспитания) «Труд, исходя от человека на природу, действует обратно на человека не одним удовлетворением его потребностей и расширением их круга, но собственной своей, внутренней, ему одному присущей силой» [8, с. 285]. «Труд, как мы его понимаем, есть такая свободная и согласная с христианской нравственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости ее для достижения той или другой истинно человеческой цели в жизни» [8, с. 285]. «Труд истинный и непременно свободный, потому что другого труда нет и быть не может, имеет такое значение для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и все свое достоинство. Он составляет необходимое условие не только для развития человека, но даже и для поддержки в нем той степени достоинства, которой он уже достиг» [8, с. 286] Современное выражение этой идеи осуществляется в рамках практико-ориентированного подхода к профессиональному образованию и применения дуальных форм профессиональной подготовки обучающихся. И то, и другое рассматривается как формы педагогических инноваций. В последние два-три года на всех уровнях признается необходимость возрождения трудового воспитания детей и молодежи в формах самообслуживания, профессионализации, трудовой подготовки. С 2023 г. производительный труд обучающихся колледжей организуется в форме малых инновационных предприятий (МИП) (хозяйственные общества)

6 Актуальность нравственного воспитания человека в соответствии с нормами, требованиям и потребностями общества в каждый исторический период развития является крайне высокой; нравственное воспитание основано на идее народности воспитания; в нравственном воспитании главным компонентом является патриотическое воспитание, результатом которого должны быть патриотичность человека и патриотизм общества «...Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека... Воспитание, лишенное единства убеждения, не решившееся ни на какое положительное направление, не давая человеку никакой общественной идеи, к которой бы он мог привязаться, открывает ему две дороги: или сделаться эгоистом, или утопистом» [9, с. 592]. «Если в университетах существуют факультеты медицинские и даже камеральные и нет педагогических, то это показывает только, что человек до сих пор более дорожит здоровьем своего тела и своего кармана, чем своим нравственным здоровьем, и более заботится о богатстве будущих поколений, чем о хорошем их воспитании. Общественное воспитание совсем не такое малое дело, чтобы не заслуживало особого факультета. Если же мы до сих пор, готовя технологов, агрономов, инженеров, архитекторов, медиков, камералистов, филологов, Нравственное и гражданско-патриотическое воспитание составляют основу образования личности в любой социальной системе. В России этим видам воспитания всегда уделялось большое внимание. В последние три-четыре года были внесены поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации», разработана программа воспитательной работы в организациях СПО, в которых стало уделяться значительное внимание нравственно-патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся

Продолжение таблицы 1

№ п/п Идеи, положения педагогической антропологии Цитирование работ и ссылки на первоисточники для раскрытия сути идей Современная интерпретация идей и положений

математиков, не готовили воспитателей, то не должны удивляться, что дело воспитания идет плохо и что нравственное состояние современного общества далеко не соответствует его великолепным биржам, дорогам, фабрикам, его науке, торговле и промышленности» [6, с. 11]

7 В воспитании человека необходима цельная (целостная) дидактическая система, которая действует в определенных условиях ее успешности Создание дидактической системы (или системы воспитания), по мнению К. Д. Ушинского, не должно быть самоцелью, но обязательным является получение ответов на принципиальные вопросы содержания обучения и воспитания, соответствия особенностям детского возраста, организации деятельности. К. Д. Ушинский справедливо ставил перед педагогом задачу «учить учиться» и помочь воспитаннику найти свое место в жизни; он исходил из того, что следует не только передать ученику те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания [3, с. 497-498]. «На обязанности же самих воспитателей лежит извлечь из массы фактов каждой науки те, которые могут иметь приложение в деле воспитания, отделив их от великого множества тех, которые такого приложения иметь не могут, свести эти избранные факты лицом к лицу и, осветив один факт другим, составить из всех удобообозревае-мую систему, которую без больших трудов мог бы усвоить каждый педагог-практик и тем избежать односторонностей, нигде столь не вредных, как в практическом деле воспитания» [6, с. 16]. «Труд наш не удовлетворит тех идеалистов и систематиков, которые думают, что всякая наука должна быть системою истин, развивающихся из одной идеи, а не собранием фактов, группированных настолько, насколько позволяют сами эти факты» [6, с. 39] Современная дидактическая система профессионального образования включает взаимосвязанные компоненты: цель, задачи, содержание, методы, принципы, условия и т. д., которые были определены К. Д. Ушинским как ключевые. Система является целостной, интеграция этих компонентов обеспечивает высокий уровень профессиональной подготовки обучающихся. Мы согласны с мнением Э. Д. Днепрова [3, с. 497], что дидактика К. Д. Ушинского является теорией организации учителем познавательной деятельности детей, в которой первостепенное внимание уделяется развитию трудолюбия, интереса к науке и физическому труду, возбуждению активности и самостоятельности детей в процессе сознательного учения

8 В воспитании и обучении обязательны учебный план, использование рациональных методов обучения, единство гуманитарного и естественно-научного образования, которые являются признаками дидактической системы За рубежом «в основу всего народного образования давно уже проникло убеждение, что знания разделяются на необходимые, полезные и приятные и что необходимые должны ложиться в душу дитяти прежде всех и в основу всем, и приобретение их должно быть поставлено в независимость от приобретения прочих, полезных и приятных. Такими необходимыми знаниями для каждого человека признаются: умение читать, писать и считать, знание оснований В современной системе профессионального образования крайне важными аспектами организации образовательного процесса являются его рационализация, реализация принципов системности и систематичности. Интегративные процессы в содержании образования выражаются в выполнении положений модульного

Окончание таблицы 1

№ п/п Идеи, положения педагогической антропологии Цитирование работ и ссылки на первоисточники для раскрытия сути идей Современная интерпретация идей и положений

своей религии и знание своей родины. Это уже ясно выработавшаяся педагогическая аксиома; кажется, что и нам пора осознать ее и провести повсюду в народном образовании. Без этого нельзя сделать никакого серьезного шага вперед.» [10, с. 44] подхода. В каждой основной образовательной программе представлены способы гуманитаризации профессионального образования

9 Антропологический принцип в обучении и воспитании на практике означает требование учета достижений всех наук о человеке «Но неужели мы хотим, спросят нас, чтобы педагог изучал такое множество и таких обширных наук, прежде чем приступить к изучению педагогики в тесном смысле, как собрания правил педагогической деятельности? Мы ответим на этот вопрос положительным утверждением. Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [6, с. 15] В современной профшколе реализация принципов научности, системности и комплексности в образовании личности обучающихся организаций профессионального образования является безусловно обязательной

10 Педагогика — это наука и искусство воспитания. В основе педагогики как науки лежат достижения психологии, физиологии и логики «Педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности... Педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека. Споспешествовать развитию искусства воспитания можно только вообще распространением между воспитателями тех разнообразнейших антропологических знаний, на которых оно основывается» [6, с. 8-9] Признавая педагогику наукой и искусством, в современной профессиональной школе следует обеспечивать высокий уровень сформированности общих и профессионально-педагогических компетенций преподавателей, гарантировать постоянное повышение их квалификации, предоставить возможность и условия для педагогического творчества. Надо признать, что в каждой организации профессионального образования такая работа ведется в системе

11 Перечень названных идей К. Д. Ушинского не является конечным. Список можно продолжить [11-13 и др.]

Все представленные в таблице идеи К. Д. Ушинского по сути своей являются современными, подлежат реализации и в значительной степени уже реализованы, что существенным образом определяет инновационный характер профессионального образования обучающихся.

К сожалению, часть современных педагогов ошибаются и не считают педагогику наукой. Поэтом педагогам-ученым следует выявить, четко обозначить и довести до сведения педагогов-практиков признаки педагогики как науки. Суть этих признаков в следующем: всякая дисциплина, всякое учение является наукой, если исследуют соответствующие факты, явления

и процессы, оперируют собственной системой понятий, сформировали собственный комплекс законов, аксиом и теорий, имеют собственный методологический аппарат исследования. Все эти признаки, абсолютно характерные для педагогики, выделены и рассмотрены в работах К. Д. Ушинского, который с полным правом может быть назван основателем русской педагогики.

Можно также отметить, что представление о педагогике как об искусстве разделяют далеко не все педагоги. Более того, рассматривать педагогику и применять педагогические знания как искусство способны не все преподаватели организаций профессионального образования.

Поэтому необходимо в образовательной деятельности сочетать использование педагогики как «свода правил» со «стремлением к идеалу». Представленные нами идеи К. Д. Ушинского, несомненно, помогут реализовать образовательную деятельность в организациях профессионального образования на практике как науку и искусство, сформировать инновационную образовательную среду. Эти идеи нуждаются в популяризации.

Заключение

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы.

1. Суть и значение антропологического подхода К. Д. Ушинского заключаются в том, что обучать и воспитывать надо человека, ориентируясь на его потребности и способности

с целью развития его активности и творческих качеств, вовлекая его в свободную трудовую деятельность, формируя убеждения и нравственность. Все представленные идеи являются актуальными для образовательной деятельности современных педагогов. История образования благодаря работам великого русского педагога К. Д. Ушинского обеспечивает инновационный характер современного профессионального образования. В системе профессионального образования при определении цели обучения и воспитания, когда речь идет о формировании и развитии комплекса качеств личности, общих и профессиональных компетенций обучающихся, практически все представленные положения антропологического подхода К. Д. Ушинского могут и должны быть использованы.

2. Исследования и работы К. Д. Ушинского выполнены и написаны на современном научном языке. Он свободно и к месту использует такие научные понятия, как система, цель воспитания, закономерности воспитания, правила воспитания, методология воспитания, убеждения и др. Более того, он опережает в своем научном мышлении многих современных исследователей, не отождествляя образование и воспитание, а рассматривая их во взаимосвязи целого (образование) и его части (воспитание), обосновывая необходимость комплексного подхода в обеспечении воспитания человека, для чего он активно использует разнообразные научные методы педагогики. И мы в очередной раз убеждаемся, что несмотря на то, что К. Д. Ушинский называет педагогику искусством, он по сути представил педагогику как науку, сформировав ее научный аппарат: установил множественность научных фактов, имеющих педагогический смысл, определил подход к их исследованию и мето-

дологию, представил педагогическую систему, выделил педагогические термины и определил понятия, обозначаемые ими, представил целесообразные методы решения педагогических задач. Мы, таким образом, видим все выделенные К. Д. Ушинским признаки науки педагогики.

Таким образом, обобщенный план научно-педагогических исследований, выполнения которого научные руководители требуют от своих аспирантов, а преподаватели — от студентов, разработан и апробирован К. Д. Ушинским и представляет собой его несомненный вклад в современную педагогику.

3. К условным недостаткам антропологического подхода К. Д. Ушинского для современной школы можно отнести то, что он, к нашему удовольствию:

1) не назвал цифровизацию единственно верным направлением совершенствования образования, а основанием воспитания и педагогики предположил философию, психологию, физиологию и логику мышления, во главу обучения и воспитания поставил гуманитаризацию всей образовательной системы во взаимосвязи с естественно-научным образованием;

2) не указал на необходимость перехода российской школы к Болонской системе образования (подчинение западной философии образования), а призвал в полной мере учитывать достижения западной школы, но не в ущерб отечественной педагогике, а для ее дополнения;

3) не обозначил единый государственный экзамен как единственную форму подведения итогов обучения и форму отбора абитуриентов для поступления в организации профессионального образования, а посчитал обязательным использовать комплекс способов диагностики и воспитания активного, трудолюбивого, творческого и нравственного человека;

4) не предвидел засилья педологии на основе тестового отбора обучающихся, а предположил значимость ориентации педагогики и воспитания на человека, его способности и потребности, используя результаты его изучения учителем — воспитателем, и т. п.

У представленных в этом списке современных «достижений» образования нет корней в истории научной педагогики и российской школы, главным автором которой по праву является К. Д. Ушинский. В каждом пункте мы не призываем отказаться от «родимых пятен» современного образования (считаем, что они также важны!), но предлагаем относиться к ним осторожно и учитывать достижения нашей отечественной школы и педагогики.

Список источников

1. Богуславский М. В. История педагогики: методология, теории, персоналии : монография. М. : ФГНУ ИТИП РАО : Изд. центр ИЭТ, 2012. 436 с.

2. Гончаров И. Ф. К. Д. Ушинский и русская национальная школа // Вестник Герценовского университета. 2009. № 3 (65). С. 69-77.

3. Днепров Э. Д. Ушинский К. Д. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М., 1999. Т. 2. : М-Я. С. 497-498.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Кондукторова Н. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования // Образование и воспитание. 2016. № 5 (10). С. 3-6. URL: https://moluch.ru/th/4/ archive/48/1621/.

5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М. : Большая российская энциклопедия, 2003. 528 с.

6. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004. 576 с.

7. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения : в 6 т. Т. 1 / сост. С. Ф. Егоров. М. : Педагогика, 1990. 416 с.

8. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Народное образование. 2013. № 5 (1428). С. 283-295.

9. Архив К. Д. Ушинского. В 4 т. Т. 4 : Ранние работы первого десятилетия научно-литературной деятельности К. Д. Ушинского (1846-1856-1962) / сост. и подгот. к печати В. Я. Стру-минский ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959-1962. 719 с.

10. Ушинский К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Вестник Герценовского университета. 2010. № 2. С. 42-44.

11. Ушинский К. Д. Три элемента школы // Историко-педагогический журнал. 2014. № 1. С. 49-63.

12. Ушинский К. Д. О наглядном обучении. Образование и культура // Педагогика. 1998. № 1. С. 12.

13. Ушинский К. Д. Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании? // Дошкольное воспитание. 1993. № 3. С. 9.

References

1. Boguslavsky MV. Istorija pedagogiki: metodologija, teorii, personalii = History of pedagogy: methodology, theories, personalities. Moscow: FGNU ITIP RAO: Ed. center IET; 2012. 436 p. (In Russ.).

2. Goncharov IF. K. D. Ushinsky and the Russian national school. Vestnik Gercenovskogo uni-versiteta = Bulletin of Herzen University. 2009;(3(65):69-77. (In Russ.).

3. Dneprov ED. Ushinsky K. D. Rossijskaja pedagogicheskaja jenciklopedija = Russian Pedagogical Encyclopedia. Moscow: 1999;(2):497-498. (In Russ.).

4. Konduktorova NV. Pedagogical ideas of K. D. Ushinsky in the modern system of education. Obrazovanie i vospitanie = Education and upbringing. 2016;(5(10):3-6. URL: https://moluch.ru/th/4/ archive/48/1621/. (In Russ.).

5. Bim-Bad BM. Pedagogicheskij jenciklopedicheskij slovar' = Pedagogical encyclopedic dictionary. Moscow: Great Russian Encyclopedia; 2003. 528 p. (In Russ.).

6. Ushinsky KD. Chelovek kak predmet vospitanija: Opyt pedagogicheskoj antropologii = Man as a subject of education: Experience of pedagogical anthropology. Moscow: FAIR-PRESS; 2004. 576 p. (In Russ.).

7. Ushinsky KD, Egorov SF (ed). On nationality in public education. Pedagogicheskie sochineni-ja. T1 = Pedagogical essays. Vol 1. Moscow: Pedagogy; 1990. 416 p. (In Russ.).

8. Ushinsky KD. Labor in its mental and educational meaning. Narodnoe obrazovanie = Public education. 2013;(5(1428):283-295. (In Russ.).

9. Struminsky VYa (ed). Arhiv K. D. Ushinskogo. V 4 t. T. 4: Rannie raboty pervogo desjatiletija nauchno-literaturnoj dejatel'nosti K. D. Ushinskogo (1846-1856-1962) = Archive of K. D. Ushinsky. In 4 vols. Vol 4: Early works of the first decade of scientific and literary activity of K. D. Ushinsky (1846-1856-1962). Moscow: Publishing house Acad. ped. Sciences of the RSFSR, 1959-1962. 719 p. (In Russ.).

10. Ushinsky KD. On the need to make Russian schools Russian. Vestnik Gercenovskogo uni-versiteta = Bulletin of Herzen University. 2010;(2):42-44. (In Russ.).

11. Ushinsky KD. Three elements of the school. Istoriko-pedagogicheskij zhurnal = Historical and pedagogical journal. 2014;(1):49-63. (In Russ.).

12. Ushinsky KD. On visual learning. Education and culture. Pedagogika = Pedagogy. 1998;(1):12. (In Russ.).

13. Ushinsky KD. Education and character. What role does ethnicity play in education? Doshkol'noe vospitanie = Preschool education. 1993;(3):9. (In Russ.).

Информация об авторе

В. А. Беликов — старший научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор, обладатель медали имени К. Д. Ушинского.

Information about the author

V. A. Belikov — Senior Researcher, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, holder of the K. D. Ushinsky Medal

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 20.02.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 22.02.2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.