Научная статья на тему 'ИДЕИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПАТРИОТИЗМА К.Д.УШИНСКОГО В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА'

ИДЕИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПАТРИОТИЗМА К.Д.УШИНСКОГО В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / ФГОС / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшкова Марина Абдуловна, Елисеев Павел Дмитриевич, Тумбусов Даниил Дмитриевич

В статье рассматривается актуальная проблема формирования патриотизма у молодёжи и проводится корреляция современных способов патриотического воспитания с педагогическими идеями К.Д. Ушинского. Реализация задач патриотического воспитания, установленных ФГОС, возможна при использовании разнообразных форм, в том числе, с участием студентов педагогических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горшкова Марина Абдуловна, Елисеев Павел Дмитриевич, Тумбусов Даниил Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEAS OF K.D.USHINSKY'S NATURAL PATRIOTISM IN THE PRACTICE OF EDUCATIONAL WORK OF A MODERN UNIVERSITY

The article discusses the topical problem of the formation of patriotism among young people and the correlation is carried out of modern methods of patriotic education with the pedagogical ideas of K.D. Ushinsky. The implementation of the tasks of patriotic education established by the Federal State Educational Standard is possible with the use of various forms, including with the participation of students of pedagogical universities.

Текст научной работы на тему «ИДЕИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПАТРИОТИЗМА К.Д.УШИНСКОГО В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА»

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент Горшкова Марина Абдуловна

ГОУ ВО МО Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); студент Елисеев Павел Дмитриевич

ГОУ ВО МО Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); студент Тумбусов Даниил Дмитриевич

ГОУ ВО МО Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ИДЕИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПАТРИОТИЗМА К.Д.УШИНСКОГО В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема формирования патриотизма у молодёжи и проводится корреляция современных способов патриотического воспитания с педагогическими идеями К.Д. Ушинского. Реализация задач патриотического воспитания, установленных ФГОС, возможна при использовании разнообразных форм, в том числе, с участием студентов педагогических вузов.

Ключевые слова: естественный патриотизм, воспитание, ФГОС, интерактивность, студенты.

Annotation. The article discusses the topical problem of the formation of patriotism among young people and the corrélation is carried out of modern methods of patriotic education with the pedagogical ideas of K.D. Ushinsky. The implementation of the tasks of patriotic education established by the Federal State Educational Standard is possible with the use of various forms, including with the participation of students of pedagogical universities.

Key words: natural patriotism, education, Federal State Educational Standard, interactivity, students.

Введение. Вопрос о патриотическом воспитании в нашей стране являлся значимым на протяжении веков. Приобщение подрастающего поколения к патриотическим ценностям сегодня является одной из важнейших задач российского образования. Исторические факты, когда народ страны на протяжении всей своей истории был вынужден давать отпор внешнему врагу, проявляя по мнению К.Д. Ушинского патриотизм с «истинно львиною силой», могут служить примером для жителей России. В современном мире мы можем наблюдать, что России вновь брошен масштабный геополитический вызов и от того, будет ли найден на него ответ, зависит будущее нашей страны. Как говорит народная мудрость: «Если народ един, он непобедим» [6, С. 27]. Народ и является той силой, которая сможет дать необходимый «ответ» на предлагаемый «вызов». Но как же его воспитать, объединить, сплотить и создать этот монолит? На этот вопрос не раз отвечал В.В. Путин.

Владимир Владимирович Путин не единожды отмечал в своих выступлениях, что процесс воспитания - это деятельность, направленная на сохранение национальных ценностей, нравственных основ, на которых держится и крепнет государство. 21.05.2020 президент России В.В. Путин внёс в Государственную думу поправки об укреплении воспитательной составляющей системы образования в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [7]. Новым требованиям отвечают и нормативные документы Министерства просвещения, которые с внедрением в 2021 г. обновлённого ФГОС требуют от учителей гуманитарных предметов, в частности истории и обществознания, уделять больше внимания патриотическому воспитанию школьников [8].

Изложение основного материала статьи. Анализируя передовой педагогический опыт предыдущих поколений, мы приходим к выводу, что вопрос патриотического воспитания был актуален на всех этапах развития нашего общества.

Ещё в середине XIX в. Константином Дмитриевичем Ушинским, основоположником отечественной педагогики, была разработана концепция воспитания, ставшая известной как естественный патриотизм. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [1]. В трудах К.Д. Ушинского мы находим несколько составляющих, которые должны стать основой для патриотического воспитания: родной язык, нравственность, традиции, любовь к Родине. Необходимо отметить, что все эти основополагающие элементы связаны между собой. Традиции и обычаи восходят к идее народности и соборности русского общества, которые являются воплощением патриархальных устоев. Они, в свою очередь, являются основой для формирования нравственности, причём не только как религиозной добродетели, но и как гражданской ценности [8, С. 445]. При этом важно отметить, что К.Д. Ушинский связывает нравственность с присущим русскому народу чувству общественности, неписанному закону ставить заботу о благе общества выше, чем собственные интересы. Особое внимание основоположник научной педагогики уделял родному языку как той ценности, которая несёт в себе и культуру, и нравственность, и соборность, а являясь творением народа, - ещё и народность. Русский язык, в понимании К.Д. Ушинского, играет важнейшую роль в воспитании. Он, по мнению педагога, является средством погружения подрастающего гражданина в русскую культуру и историю России, способствует развитию его причастности к нравственным ценностям. Всё это неразрывно связано и формирует любовь к Родине, которая, в свою очередь, видима и проявляема во всём, что окружает русского человека. Синтез этих составляющих стал тем, что называют естественным патриотизмом. Идеи К.Д. Ушинского не устарели с течением времени, и сейчас как никогда важны и нужны нашему обществу. Однако, теоретическая обоснованность важна именно тем, как идеи реализуются на практике.

Студенты ГОУ ВО МО ГГТУ, будущие учителя истории, исследователи, воспитатели, наставники, не только принимают участие в различных проектах, посвящённых патриотическому воспитанию молодёжи, но и сами являются организаторами таких проектов. В ходе этой работы применяются разнообразные традиционные и инновационные формы педагогической деятельности. В данной статье мы приведем лишь некоторые примеры воспитательной работы со студентами ГГТУ.

Орехово-Зуево, один из старейших городов Подмосковья, с богатой историей, на улицах которого можно увидеть большое количество примеров из истории: скверы, постройки 19 века (мануфактуры С.Морозова, жилые дома, богадельня, в которой в наше время расположен один из корпусов ГГТУ), мосты и т.д. Многие памятники архитектуры сегодня требуют нашего внимания. Орехово-Зуевский краеведческий музей проводит огромную работу по сохранению истории города, в которую включаются студенты ГГТУ. Один из последних проектов был связан с восстановлением памятника культурного наследия регионального значения «Дома Оглоблина». Также, с участием будущих учителей в музее проводятся разнообразные тематические мероприятия по национальной и региональной истории, культуре народов.

Важное место в работе формирования гражданина, воспитания чувства гордости за свою страну занимает участие студентов в выездных исторических школах. Одна из таких школ прошла в Волгограде с 15 по 17 февраля 2023 г. В рамках научной смены студенты посетили памятные места Сталинградской битвы, приобщились к духу времени.

С 2018 г. в ГГТУ реализуется проект «Живая история», направленный на разработку образовательных квестов для школьников. В игровой форме участникам предлагаются задания, которые позволяют проработать исторические знания по той или иной эпохе. Однако, помимо направленности на приобретения навыков самостоятельного освоения содержания и решения практических задач, данный проект имеет важные воспитательские функции. Через непосредственное проживание ситуаций, в которых находились люди прошлого, у участников формируется причастность к событиям русской истории, чувство патриотизма. Такое погружение не только способствует приобщению к духу времени, но и знакомит обучающихся с русской культурой. При общении с участниками на станциях ведущие отыгрывают определённые роли, используя присущие этим образам языковые обороты.

При этом не все квесты разрабатываются с применением элементов театрализации. Таким примером является квест «Большой дом дружбой силён», приуроченный ко Дню народного единства. В ходе этого квеста обучающиеся имеют возможность соприкоснуться с историей государственной символики РФ, творчеством отечественных деятелей искусства. Этот квест позволяет обучающимся увидеть, что идея единства, присущая российскому государству, во все времена находила отражение как в искусстве, так и в государственных символах России на протяжении всей её истории. Такая форма взаимодействия как образовательный квест является эффективным средством патриотического воспитания молодёжи, позволяющим в интерактивной форме знакомить обучающихся с культурой и ценностями России.

Исследования Константина Дмитриевича Ушинского в области педагогики чрезвычайно полезны и актуальны для молодых педагогов, в чём студенты ГГТУ постоянно убеждаются. В период педагогической практики в образовательных организациях будущие учителя получают возможность проявить себя как в роли преподавателя, так и в качестве классного руководителя-наставника, что даёт им возможность выделять некоторые особенности, подтверждающие верность предположений К.Д. Ушинского. В первую очередь, это особые ценности и установки, которыми овладело молодое поколение. Например, при обсуждении со школьниками острых вопросов в рамках «Разговоров о важном», студенты отмечают, что современные школьники осознают силу правды, ценность чести, мужества и несгибаемости русского духа. Обучающиеся старших классов активно вовлекаются в обсуждение тем, с пониманием и ответственностью оценивают события.

В педагогической науке выделяются разнообразные подходы к изучению предметных областей. К ним относится, например, изучение истории и обществознания на базе различных музеев [2]. При ответственном отношении к своему делу любой экскурсовод является для своих экскурсантов наставником, носителем определённых идей. Он имеет возможность повлиять на формирование личности подрастающего поколения.

ГОУ ВО МО ГГТУ в рамках сотрудничества с военно-патриотическим парком «Патриот» будущие учителя истории получили возможность попробовать себя в экскурсионном деле. Получая практический опыт в музейной педагогике, студенты заметили, что изучение истории Великой Отечественной войны с использованием возможностей музейного фонда позволяет школьникам прививать патриотические чувства. Судьба защитников Брестской крепости, холод голодной зимы блокадного Ленинграда и ярость мужественных освободителей Восточной Европы вызывает у учащихся чувство сопереживания произошедшей трагедии и сопричастности их предков к Великой Победе. История будто бы вырастает на их глазах, становится осязаемой и очень близкой. Задача экскурсовода - эмоционально помочь раскрыть патриотические чувства молодежи и способствовать формированию у них гордости за судьбу Отечества. Важно отметить, что учителя не должны пренебрегать возможностью сотрудничества с музейными комплексами и отдельными музеями, так как наличие наглядности является хорошим подспорьем педагогу в учебной и воспитательной работе и соответствует принципу наглядности К.Д. Ушинского.

Волонтёрская деятельность является одной из предметных областей, которая позволяет развивать патриотическое воспитание в образовательной среде. В феврале 2022 года Россия приняла на себя важную миссию по поддержке гражданского населения, эвакуированного с территорий ЛНР, ДНР, а позднее - Херсонской и Запорожской областей. Студенты ГГТУ принимают активное участие в помощи беженцам в пунктах временного размещения на территории Московской области в качестве волонтёров. В рамках этой деятельности студенты занимаются распределением гуманитарной помощи, помогают людям в бытовых вопросах, в адаптации к новым условиям. Помимо вышеупомянутых задач, реализуется и педагогическая деятельность среди детей-беженцев: учебная и воспитательная работа, внеурочная деятельность. Молодые педагоги оказывают помощь в выполнении домашних заданий, разборе и отработке тем, вызывающих трудности. Также студенты занимаются организацией мероприятий, которые позволяют расширить представления о разнообразии и богатстве русской культуры, отразить историческую роль России, её уникальное значение в мировой истории. Например, студенты готовят с детьми выступления, приуроченные к праздникам и памятным датам отечественной истории. В ходе этой работы дети получают возможность ближе познакомиться с искусством России. Подобная деятельность позволяет будущим педагогам полностью погрузиться в роль наставника, о которой впервые сказал именно К.Д. Ушинский.

Выводы. Подводя итоги, важно отметить, что идеи, высказанные почти два века назад «учителем русских учителей» Константином Дмитриевичем Ушинским, остаются актуальными по сегодняшний день и воплощаются в современных реалиях.

В целом, можно констатировать, что представленные формы работы в вузе способствуют включению в воспитательной процесс всех субъектов образовательной деятельности и направлены на воспитание патриота и гражданина своей страны.

Литература:

1. Амосова, В.Н. К.Д. Ушинский: о воспитании детей / В.Н. Амосова. - [Электронный ресурс]. -https://azbyka.ru/deti/ushinskij-o-vospitanii-detej (Дата обращение: 08.01.2023)

2. Атласова, С.С. Уроки истории и обществознания в музеях / С.С. Атласова // Научные междисциплинарные исследования. - 2020. - №7. - https://cyberleninka.rU/article/n/uroki-istorii-i-obschestvoznaniya-v-muzeyah (дата обращения: 08.01.2023)

3. Горшкова, М.А. Особенности воспитательной работы со студентами вузов / М.А. Горшкова, А.В. Морозов // В сборнике: Теория и практика современного воспитания и обучения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Науч. редактор А.Н. Махинин. - Воронеж, 2022. - С. 192-198

4. Горбунова, Н.В. Молодежная политика в современной России / Н.В. Горбунова, М.А. Горшкова // В сборнике: Государственная молодежная политика: национальные проекты 2019-2024 гг. в социальном развитии молодежи. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Федеральный научно-исследовательский социологический центр, Институт социально-политических исследований. - 2020. - С. 107-114

5. Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай». - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/69695 (дата обращения 07.01.2023)

6. Русские пословицы и поговорки / Сост. А.И. Соболев; Науч. ред. и авт. предисл. Ф.М. Селиванов. - М.: Сов. Россия, 1983. - 304 с.

7. Установлены законодательные основы системы воспитательной работы в сфере образования. -http://www.kremlin.ru/acts/news/63836 (Дата обращения 10.01.2023)

8. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. Т. 2: Педагогические статьи, 1857-1861 гг. - М.-Л., 1948. - 656 с.

9. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г., №287 / Министерство просвещения Российской Федерации. - Москва: 2021 г.

Педагогика

УДК 378.4

доктор педагогических наук, профессор Гребенникова Вероника Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар); преподаватель Руденко Екатерина Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ГРАЖДАНСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Аннотация. В статье содержатся результаты исследования готовности будущих педагогов к гражданскому воспитанию школьников в условиях информационного общества, когда обучающиеся находятся под постоянным воздействием разнообразной и подчас противоречивой информации, способной оказывать решающее воздействие на формирование их гражданского самосознания. Автор раскрывает сущность такой готовности, ее содержание, структуру и критерии ее оценки. Особое внимание уделено личностной готовности будущих педагогов, в качестве основного критерия которого рассматривается потенциально-противодействующий ресурс их личности, включающий в себя высокий уровень критического мышления, гражданской ответственности и способности быть единственным, кто распоряжается своей духовно-нравственной сферой, сохраняя при этом чувство принадлежности к своей Родине, ощущение гражданственности и гражданской идентичности. В результате исследования выявлено, что многие современные студенты характеризуются стереотипными представлениями о целях и задачах гражданского воспитания школьников, о его основных направлениях, формах, средствах и методах, что сочетается с низким уровнем развития у них потенциально-противодействующего ресурса. На основании результатов исследования, делается вывод о том, что система подготовки будущих педагогов к гражданскому воспитанию школьников в современных условиях развития общества должна включать в себя в качестве одного из центральных направлений формирование у них устойчивого гражданского самосознания и готовности к противодействию негативного влияния на него интернет-ресурсов и социальных сетей.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущие педагоги, гражданское воспитание, информационное общество, потенциально-противодействующий ресурс личности.

Annotation. The article contains the results of a study of the readiness of future teachers for the civic education of schoolchildren in the information society, when students are under the constant influence of diverse and sometimes conflicting information that can have a decisive impact on the formation of their civic consciousness. The author reveals the essence of such readiness, its content, structure and criteria for its evaluation. Particular attention is paid to the personal readiness of future teachers, as the main criterion of which is considered a potentially opposing resource of their personality, which includes a high level of critical thinking, civic responsibility and the ability to be the only one who manages their spiritual and moral sphere, while maintaining a sense of belonging to their homeland, a sense of citizenship and civic identity. As a result of the study, it was revealed that many modern students are characterized by stereotypical ideas about the goals and objectives of civic education of schoolchildren, about its main directions, forms, means and methods, which is combined with a low level of development of a potentially opposing resource. Based on the results of the study, it is concluded that the system of training future teachers for the civic education of schoolchildren in modern conditions of the development of society should include, as one of the central directions, the formation of a stable civic consciousness and readiness to counteract the negative impact of the Internet resources and social networks.

Key words: professional training, future teachers, civic education, information society, potentially counteracting resource of the individual.

Статья выполнена в рамках реализации проекта УНО «Кубанский научный фонд» ППН-21.1/51 «Механизмы и технологии

противодействия влиянию контента интернет-ресурсов и социальных сетей на национальное сознание молодежи»

Введение. На современном этапе развития общества актуализируется проблема подготовки будущих педагогов к гражданскому воспитанию школьников, которая непосредственным образом связана с проблемой развития самой системы гражданского воспитания в условиях информационных войн и информационной агрессии.

Изложение основного материала статьи. В современной школе гражданское воспитание относится к основополагающему направлению воспитательной работы, о чем свидетельствуют требования новых государственных стандартов общего образования и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность по воспитанию подрастающего поколения [10]. Организация в школе гражданского воспитания опирается на научные труды выдающихся ученых-педагогов и традиции российского образования, сформированные в период индустриального, а не информационного общества.

Однако современный мир характеризуется стремительным развитием информационных технологий, которые изменяют, по сути, сам образ жизни людей, внедряясь во все сферы жизнедеятельности общества, и в первую очередь, в образование. В таких условиях трансформируется роль педагога, его функции: современный учитель, переставая быть единственным носителем «истинного» знания и источником первичной информации, должен стать для обучающихся их старшим наставником, способным научить жить в информационном обществе, научить умению избирательно относиться к информации, критически оценивать ее, находить нужную информацию, отделяя ее от второстепенной, искаженной, ложной и не соответствующей реальной действительности.

В связи с этим, изменяются и основные, ставшие уже традиционными и классическими педагогические принципы воспитания. Принципы доверительности, равенства позиций, обратной связи становятся сейчас важнейшими принципами организации воспитательной работы в школе, что обусловлено возможными информационными рисками и угрозами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.