Научная статья на тему 'О ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА'

О ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
552
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьев Владимир Петрович, Варламова Лариса Федоровна, Федорова Оксана Федоровна

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся гражданско-патриотического воспитания студентов колледжа. Целью проведенного исследования является гражданско-патриотическое воспитание студентов колледжа в процессе подготовки будущих специалистов. Патриотическое воспитание молодежи возведено в ранг государственной политики. Утверждена нормативно-правовая база патриотического воспитания на разных уровнях управления воспитательным процессом. Разработаны государственные программы на уровне РФ и её субъектов. Раскрыты положительные и отрицательные стороны патриотизма. Показано изменение подходов к патриотическому воспитанию в нашей стране в различные исторические периоды. Перечислены основные мероприятия по патриотическому воспитанию студентов, проводимые в колледже. Раскрыт термин «патриотическое воспитание», дано собственное уточняющее понятие данного термина. Показан уровень гражданско-патриотического воспитания студентов колледжа. Во время исследования использовался метод опроса студентов посредством анкетирования. В результате проведенного опроса было выявлено насколько студенты осведомлены в различных аспектах гражданско-патриотического воспитания молодежи. Видно усиление гражданско-патриотических чувств у студентов старших курсов. Разработаны меры, направленные на совершенствование патриотического воспитания в педагогическом колледже. Сделан вывод о том, что для получения ожидаемых результатов, патриотическим воспитание студентов необходимо заниматься планомерно и систематически.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатьев Владимир Петрович, Варламова Лариса Федоровна, Федорова Оксана Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF COLLEGE STUDENTS

The article deals with issues related to the civic and patriotic education of college students. The purpose of the study is the civic and patriotic education of college students in the process of training future specialists. Patriotic education of young people has been elevated to the rank of state policy. The regulatory and legal framework of patriotic education at different levels of educational process management has been approved. State programs have been developed at the level of the Russian Federation and its subjects. The positive and negative sides of patriotism are revealed. It shows the change in approaches to patriotic education in our country in various historical periods. The main events on patriotic education of students held at the college are listed. The term "patriotic education" is disclosed, its own clarifying concept of this term is given. The level of civil and patriotic education of college students is shown. During the study, the method of interviewing students by means of a questionnaire was used. As a result of the survey, it was revealed how well students are aware of various aspects of civic and patriotic education of young people. One can see the strengthening of civic-patriotic feelings among senior students. Measures aimed at improving patriotic education in the pedagogical college have been developed. It is concluded that in order to obtain the expected results, patriotic education of students must be dealt with systematically and systematically.

Текст научной работы на тему «О ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА»

Литература:

1. Букушева, А.В. Учебно-исследовательские задачи в подготовке бакалавров-математиков / А.В. Букушева // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. - 2015. - N 11. - С. 85-93.

2. Валеева, О.А. Технологическое обеспечение организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - N 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27249 (дата обращения 15.12.2021).

Педагогика

УДК 377.1

доктор педагогических наук, доцент Игнатьев Владимир Петрович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Варламова Лариса Федоровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); аспирант Федорова Оксана Федоровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

О ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся гражданско-патриотического воспитания студентов колледжа. Целью проведенного исследования является гражданско-патриотическое воспитание студентов колледжа в процессе подготовки будущих специалистов. Патриотическое воспитание молодежи возведено в ранг государственной политики. Утверждена нормативно-правовая база патриотического воспитания на разных уровнях управления воспитательным процессом. Разработаны государственные программы на уровне РФ и её субъектов. Раскрыты положительные и отрицательные стороны патриотизма. Показано изменение подходов к патриотическому воспитанию в нашей стране в различные исторические периоды. Перечислены основные мероприятия по патриотическому воспитанию студентов, проводимые в колледже. Раскрыт термин «патриотическое воспитание», дано собственное уточняющее понятие данного термина. Показан уровень гражданско-патриотического воспитания студентов колледжа. Во время исследования использовался метод опроса студентов посредством анкетирования. В результате проведенного опроса было выявлено насколько студенты осведомлены в различных аспектах гражданско-патриотического воспитания молодежи. Видно усиление гражданско-патриотических чувств у студентов старших курсов. Разработаны меры, направленные на совершенствование патриотического воспитания в педагогическом колледже. Сделан вывод о том, что для получения ожидаемых результатов, патриотическим воспитание студентов необходимо заниматься планомерно и систематически.

Ключевые слова: патриотизм, патриот, патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, среднее профессиональное образование.

Annotation. The article deals with issues related to the civic and patriotic education of college students. The purpose of the study is the civic and patriotic education of college students in the process of training future specialists. Patriotic education of young people has been elevated to the rank of state policy. The regulatory and legal framework of patriotic education at different levels of educational process management has been approved. State programs have been developed at the level of the Russian Federation and its subjects. The positive and negative sides of patriotism are revealed. It shows the change in approaches to patriotic education in our country in various historical periods. The main events on patriotic education of students held at the college are listed. The term "patriotic education" is disclosed, its own clarifying concept of this term is given. The level of civil and patriotic education of college students is shown. During the study, the method of interviewing students by means of a questionnaire was used. As a result of the survey, it was revealed how well students are aware of various aspects of civic and patriotic education of young people. One can see the strengthening of civic-patriotic feelings among senior students. Measures aimed at improving patriotic education in the pedagogical college have been developed. It is concluded that in order to obtain the expected results, patriotic education of students must be dealt with systematically and systematically.

Key words: patriotism, patriot, patriotic education, civic and patriotic education, secondary vocational education.

Введение. В настоящее время вопросам, касающимся формирования и развития чувства патриотизма, стало отводиться довольно серьезное внимание в процессе подготовки специалистов среднего звена. Сегодняшний студент должен стать не только профессионалом своего дела, но и высоконравственной личностью, обладающей устойчивыми моральными и волевыми качествами, основанными на чувствах любви к своей Родине и своему народу. Взращивание истинных патриотов страны является основой жизнеспособности и устойчивого развития любого общества.

Изложение основного материала статьи. В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» отмечается, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов, влияющих на формирование чувства патриотизма, резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества» [1]. Таким образом, стало очевидным, что дальнейшее поступательное развитие страны и духовное обогащение нашего народа напрямую зависят от уровня патриотического воспитания молодежи.

Основной целью государственной программы Республики Саха (Якутия) «Реализация молодежной политики, патриотического воспитания граждан и развитие гражданского общества в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы» от 12 декабря 2019 года № 888 является «создание правовых, экономических и организационных механизмов осуществления государственной молодежной политики, создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, уровня консолидации общества для решения задач обеспечения устойчивого развития Республики Саха (Якутия), воспитания гражданина, любящего свою Родину, имеющего активную жизненную позицию» [3]. Вся программа пронизана идеей создания благоприятных условий реализации и осуществления государственной молодежной политики, направленной на развитие потенциала подрастающего поколения. При этом во главу угла ставится задача воспитания у граждан чувства патриотизма, что зафиксировано как национальная идея государства. От молодежи зависит будущее развитие любого общества, следовательно только успешная, благополучная молодежь может стать залогом процветания нации и социальной стабильности страны.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» стала логическим продолжением данной политики в развивающихся социально-экономических и политических условиях XXI века [2].

В области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения одной из основных тенденций государственной политики нашей страны стало создание общественных объединений, главным из которых в настоящее время является, созданная в октябре 2015 года Указом Президента России Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников». Президент В.В. Путин подчеркнул, что «защита прав и интересов детей, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и переходящих духовных, моральных ценностей - основа нравственного благополучия общества и уверенного развития страны» [5].

Таким образом, в настоящее время гражданско-патриотическое воспитание, возведенное в ранг государственной политики и поддержанное в нашей стране на самом высоком уровне, имеет очень большое значение в деле воспитания молодежи. В этих условиях особую актуальность приобретают поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию студентов в учреждениях среднего профессионального образования.

Во все времена актуальность и проблемы патриотического воспитания и формирования патриотического самосознания исследовались с учетом различных аспектов и сложившихся исторических реалий.

Понятие патриотизма раскрывалось в трудах великих западных и российских мыслителей. Аристотель, Демокрит, Платон, Сократ, Ф. Бэкон, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Фихте, З. Фрейд, Ф.М. Достоевский и Н.А. Бердяев рассматривали идеи патриотизма как основу для нравственного воспитания граждан и процветания общества.

Революция 1917 года изменила ход истории нашей страны. Вместе с политическим строем поменялись и жизненные ориентиры, взгляды на окружающую действительность. Для того чтобы выжить во враждебном окружении, молодой советской стране нужна была прочная основа, на фундаменте которой можно было противостоять внешней агрессии. И здесь особое значение приобрело понятие «патриотизм», которое оказалось очень своевременным в этот непростой период с двумя кровопролитными войнами (гражданской и Великой отечественной), коллективизацией, индустриализацией и репрессиями. Именно в такое сложное для страны время люди начинают задумываться о смысле жизни, о том, кто они, зачем они живут, что для них значит слово Родина и за что ее можно уважать и ценить. Зачастую патриотизм воспринимается, как любовь к Родине, но это понятие более широкое, при этом оно может иметь как положительные, так и отрицательные коннотации. Так, например, положительными чертами патриотизма выступают любовь к Родине, культуре, традициям, языку; преданность отечеству, своему народу, служение интересам отечества. В качестве отрицательных черт патриотизма могут выступать шовинизм и национализм, являющиеся крайним проявлением оголтелого патриотизма и превосходства одной расы и страны над другими народами и целыми государствами.

Для того чтобы прививать подрастающему поколению только положительные черты патриотизма, необходимо планомерно заниматься патриотическим воспитанием молодежи, под которым сегодня понимается «воспитание патриотической личности, характеризующееся развитием в гражданине фундаментальной личностной установки, которая определяет оценочную позицию человека по отношению к социокультурной действительности и мотивирует общественно значимую деятельность, в которой эта позиция выражается. Содержанием этой установки является неразрывная связь с историей, традицией, территорией и культурой своей страны, в целом и частном, то есть от уровня малой родины до великой Родины» [4].

В современное время подходы к патриотическому воспитанию молодежи меняются. В данном направлении появляются новые проблемы и связанные с ними исследования, изучается как традиционный опыт, так и инновационные формы работы. В них проявляются не только любовь к своей Родине или знание истории Великой Отечественной войны, подвигов своих земляков, но и формирование у подрастающего поколения готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности, развитие у подрастающего поколения гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - Герба, Флага, Гимна Российской Федерации [2]. Поэтому от нас педагогов требуется систематичность и непрерывность в патриотическом воспитании учащейся молодежи, поскольку это одна из актуальных задач нашего времени.

Гражданско-патриотическое воспитание в организациях СПО обеспечивается за счет:

- разработки ежегодных планов воспитательной работы со студентами (встречи с интересными людьми, ветеранами, посещение музеев, выставок, организаций и учреждений по профилю ССУЗа, исторических мест и пр.);

- введения в курсы по гуманитарным и специальным дисциплинам исторических параллелей, направленных на формирование у студентов чувства гордости за достижения соотечественников в разных сферах деятельности;

- настраивание студенческой молодежи на участие в различных масштабных мероприятиях республиканского и всероссийского уровней, направленных на воспитание чувства патриотизма, например, таких как «Бессмертный полк», «Блокадный хлеб», подготовка к 100-летнему юбилею автономии Республики Саха (Якутия) и др.;

- активное вовлечение студенческой молодежи в волонтерские движения, такие как «Сто добрых дел», «Ты не один», «Волонтеры-Медики» и др.;

- организацию, проведение и активное участие в различных конференциях, круглых столах, форумах, конкурсах, викторинах, олимпиадах по вопросам патриотического воспитания молодежи; предоставление студентам ссылок в социальных сетях на те контенты, которые служат формированию у молодежи чувства патриотизма и преданность своей стране.

В ознаменование 100-летнего юбилея со дня образования Республики Саха (Якутия) 2021 год объявлен главой Вилюйского улуса С.Н. Винокуровым Годом патриотизма. В рамках подготовки к юбилейным мероприятиям проведена большая работа по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи, организованы и проведены семинары, открытые уроки, круглые столы, конкурс «Я патриот».

Вилюйский профессионально-педагогический колледжа имени Н.Г. Чернышевского во всех этих мероприятиях принял самое активное участие. С целью исследования уровня патриотического воспитания студентов по итогам Года патриотизма нами был проведен экспресс-опрос 526 студентов колледжа. Студентам 1-4 курсов были заданы 4 вопроса, которые, с нашей точки зрения, наглядно демонстрируют уровень патриотического воспитания студентов в зависимости от курса их обучения.

На первый вопрос: «Какие чувства, Вы испытываете по отношению к нашей стране?» были получены следующие ответы:

Ответы 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Надежда 10% 20% 30% 30%

Уважение 20% 30% 20% 30%

Любовь 30% 20% 20% 20%

Разочарование 10% 10% 10% 0%

Недоверие 20% 10% 0% 10%

Осуждение 10% 10% 20% 10%

Безразличие 0% 0% 0% 0%

Другое 0% 0% 0% 0%

Затрудняюсь ответить 0% 0% 0% 0%

Из полученных результатов видно, что если у студентов первого курса на первом месте стоит безусловная любовь к своей стране, то у студентов старших курсов больший акцент сделан в сторону будущего страны. Это скорее всего свидетельствует о том, что простое созерцание окружающей действительности для них уже не является нормой, и они как будущие специалисты начинают задумываться о том, что они могут сделать для своей страны, для своего народа. Здесь больше проявляется надежда на то, что, когда они станут самостоятельными, начнут свою трудовую деятельность, их отношение к окружающей действительности не поменяется и они по-прежнему будут любить свою Родину.

На второй вопрос: «Что, по-Вашему, значит быть патриотом?» нами получены ответы:

Ответы 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Любить свою страну 50% 40% 60% 50%

Стремиться к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее 20% 30% 20% 20%

Работать и действовать во благо / для процветания страны 20% 30% 20% 30%

Другое 10% 0% 0% 0%

Затрудняюсь ответить 0% 0% 0% 0%

Из полученных данных видно, что у всех студентов на первом месте при определении термина патриот стоит любовь к своей стране. И во время обучения в колледже данное отношение практически не меняется. Примечательно также то, что все студенты ощущают свою причастность к будущему своей страны, которое им небезразлично. Доказательством тому служат хорошие показатели ежегодного трудоустройства выпускников колледжа.

По третьему вопросу: «Вы бы себя охарактеризовали - как патриота своей страны или нет?» были получены следующие результаты:

Ответы 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Да, безусловно 80% 70% 80% 80%

Скорее да 10% 30% 20% 20%

Скорее нет 10% 0% 0% 0%

Безусловно, нет 0% 0% 0% 0%

Затрудняюсь ответить 0% 0% 0% 0%

Как и ожидалось, из полученных результатов видно, что студенты колледжа безусловно считают себя патриотами своей страны. И уже на втором курсе сомневающихся в этом среди студентов колледжа не остается. Это является следствием проводимой колледжем целенаправленной работы по патриотическому воспитанию учащейся молодежи.

На последний четвертый вопрос анкеты: «Как Вы считаете, есть такие исторические события, которые сейчас объединяют россиян, о которых каждый из нас помнит?» получены следующие ответы:

Ответы 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Да, безусловно 50% 70% 60% 70%

Скорее да 40% 20% 30% 30%

Скорее нет 10% 10% 10% 0%

Безусловно, нет 0% 0% 0% 0%

Затрудняюсь ответить 0% 0% 0% 0%

Из приведенных в данной таблице результатов видно, что, несомненно, есть те события, которые объединяют всех россиян. И к моменту окончания колледжа студенты полностью убеждаются в этом, так как не остается ни одного студента выпускного курса, который бы не знал важных исторических событий, касающихся не только всей страны, но и своей малой родины

Проведя анализ рассмотренных определений, нами предлагается следующее трактование патриотического воспитания, под которым мы понимаем целенаправленный воспитательный процесс, обеспечивающий формирование посредством плановых мероприятий патриотических чувств, на основе любви к своему Отечеству, своей малой родине через поддержание исторической и культурной памяти своего народа, желание и способность содействовать улучшению качества жизни и среды своего обитания.

Выводы. Цель исследования состояла в том, чтобы выяснить каким уровнем патриотизма обладают студенты педагогического колледжа и каким образом проводимые колледжем различные мероприятия по патриотическому воспитанию будущих специалистов влияют на рост их патриотических чувств. Понятно, что чем раньше начинается данный процесс, тем ощутимее будут результаты. Поэтому патриотическим воспитанием необходимо заниматься начиная с юного возраста. Задача педагогической общественности заключается в заложении основ патриотизма в разум и душу молодого поколения, чтобы на выходе из образовательной организации получить не только образованного и профессионально подготовленного специалиста, но и человека, который был хорошо осведомлен о достижениях своей страны и гордился бы ими. При этом не стоит забывать и о воспитании толерантности и принятии культуры и традиций других народов. Надо воспитывать в молодежи не только любовь к своей Родине, но и уважение к другим странам и народам. Несмотря на то, что

патриотичная личность формируется не только в стенах образовательных организаций, но и за их пределами, тем не менее, следует учитывать, что в колледже студент проводит большую часть своего времени. Поэтому правильным будет предположить, что ключевую роль в воспитании патриотизма, любви к Родине, играет именно образовательная организация.

Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности. Только в этом случае на выходе из колледжа можно будет получить не только высококлассного специалиста, но и нравственно зрелую личность, истинного патриота своей Родины.

Литература:

1. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.)) [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901867597/ (дата обращения: 08.01.2022).

2. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://static.govemment.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf/ (дата обращения: 08.01.2022).

3. Указ Главы РС (Я) от 12.12.2019 № 888 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Реализация молодежной политики, патриотического воспитания граждан и развитие гражданского общества в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/561673155/ (дата обращения: 09.01.2022).

4. Проект Паспорта федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021 - 2024 годы». - С. 17 [Электронный ресурс]. URL: http://adm-yeisk.ru/sites/default/files/pasport_federalnogo_proekta_patrioticheskoe_vospitanie_grazhdan_rossiyskoy_federacii_2021_-_2024_gg.pdf/ (дата обращения: 10.01.2022).

5. Указ Президента РФ от 29.10.2015 № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2015/10/31/deti-dok.html/ (дата обращения: 12.01.2022).

Педагогика

УДК 371.385

кандидат педагогических наук, доцент Измайлова Рания Геннадьевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Юсупова Хардия Геннадьевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассмотрены различные вопросы, связанные с организацией дистанционного обучения. Подчеркнута роль его организации во время пандемии COVID-19. Необходимость организации дистанционного обучения в начальных классах воспринимается как наиболее адекватная мера, которая может быть применена в экстремальных условиях. В качестве результатов многолетней практической деятельности представлены стратегия и определенный алгоритм внедрения дистанционного образования в начальной школе. В работе выявлены и охарактеризованы проблемные области, которым следует уделить особое внимание при организации дистанционного обучения в условиях начальной школы. Как результат прикладной работы представлены пути выхода из проблемных ситуаций. Особая значимость уделена работе с родителями. Охарактеризована значимость индивидуальных консультаций как это наиболее эффективной форме взаимодействия с обучающимися и их родителями. Представлена система организации дистанционного обучения. Она включает: наличие информационных и образовательных ресурсов, технологических средств, системы личностно-ориентированных педагогических технологий. Охарактеризованы компетенции, которыми необходимо овладеть ребенку для достижения высокого уровня взаимодействия в процессе уроков русского языка. Это умение включить систему, выйти по правильной ссылке, проверить наличие видео и аудио-связи, пользоваться чатами для написания, отвечать с включением звука и слушать учителя с выключенным микрофоном, умение печатать на компьютере и пр. Особо отмечена необходимость сделать процесс включения ребенка максимально комфортным и эффективным как для каждого ребенка, так и для его одноклассников. С практических позиций выявлены и охарактеризованы правила работы на уроках русского языка. Теоретически обоснованы взаимосвязанные уровни, составляющие образовательную социокультурную среду дистанционного образования. Представлены результаты исследования, проведенные в школах Московской области в области организации дистанционного образования на уроках русского языка. Статистически верифицированы и представлены данные, полученные от 272 респондентов: родителей (законных представителей) младших школьников. Сделан вывод о необходимости формирования эффективной образовательной среды дистанционного образования в условиях начальной школы.

Ключевые слова: начальная школа, дистанционное обучение, урок, русский язык, стратегия, алгоритм.

Annоtation. The article discusses various issues related to the organization of distance learning. The role of his organization during the COVID-19 pandemic was highlighted. The need to organize distance learning in primary grades is perceived as the most adequate measure that can be applied in extreme conditions. As the results of many years of practical activity, a strategy and a certain algorithm for the introduction of distance education in primary school are presented. The work identifies and characterizes problem areas that should be given special attention when organizing distance learning in primary school conditions. As a result of applied work, the ways of getting out of problem situations are presented. Particular importance is given to working with parents. The importance of individual consultations is characterized as the most effective form of interaction with students and their parents. The system of organization of distance learning is presented. It includes: the availability of information and educational resources, technological tools, a system of personality-oriented pedagogical technologies. The author describes the competencies that a child needs to master in order to achieve a high level of interaction in the process of Russian language lessons. This is the ability to turn on the system, follow the correct link, check the presence of video and audio communication, use chats for writing, answer with the sound on and listen to the teacher with the microphone off, the ability to type on the computer, etc. The need to make the process of turning on the child as comfortable as possible and effective both for each child and for his classmates. From a practical standpoint,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.