УДК -378.140.42
ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
УЧАЩИХСЯ
Сидорина М. С. , Ермакова Н. А.
Статья написана на основе эмпирических исследований эффективности методов диагностики готовности будущего учителя, студента колледжа, к осуществлению гражданско-патриотического воспитания учащихся. В статье приводится содержание анкет и результаты их обработки при выявлении уровня готовность студентов педагогического колледжа к гражданско-патриотическому воспитанию школьников трех видов: личностной, содержательной и процессуальная готовности.
Ключевые слова: систематическое диагностирование, методики диагностики готовности к гражданско-патриотическому воспитанию, компоненты готовности к деятельности, личностная готовность, содержательная готовность, процессуальная готовность, гражданская ответственность, гражданский долг, социальная активность, правовая культура.
Среди педагогических условий, обеспечивающими эффективное формирование готовности студентов к гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, одним их важнейших является разработка методик диагностики на основе ее сущностно-содержательной и структурно-функциональной характеристики и систематическое диагностирование уровня сформированности готовности будущего учителя к
осуществлению гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Готовность студентов педагогического колледжа к гражданско-патриотическому воспитанию школьников понимается нами как комплекс знаний, умений и практических навыков, позволяющих будущему учителю успешно осуществлять деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, и совокупность профессиональных и личностных качеств, взглядов и убеждений, сформированных на основе принятия личностью патриотизма как нравственной ценности.
Известны три вида готовности к деятельности, в том числе гражданско-патриотической направленности. Это личностная готовность, содержательная готовность и процессуальная готовность [4].
Компоненты, показатели и направления диагностики личностной готовности представлены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика компонентов личностной готовности студентов к осуществлению гражданско-патриотического воспитания в школе и основные направления диагностики ее уровня
Компоненты готовности Показатели личностной готовности к осуществлению гражданско-патриотического воспитания в школе Основные направления диагностики
1. Общественная направленнос ть личности студента Активность в учебе, осознание ее общественной значимости, умение устанавливать социальные контакты и организовывать общественно - полезную деятельность Знание истории, принятие культуры своего народа, участие в общественной жизни колледжа, города, страны, успеваемость по гуманитарным предметам
2. Социальная активность Мера участия человека в решении общественно значимых задач, проявляющееся в отношениях к обществу, труду , собственности, к другим людям и Количественное проявление активности как результат гражданской деятельности; качественное проявление активности
к самому себе как ценностные ориентации и мотивы включения в гражданскую деятельность.
3. Гражданский долг Осознанная система гражданских требований общества к личности, вызванных потребностями и конкретными целями и задачами исторического развития Понимание и осознанное выполнение гражданских обязанностей, накладываемых на человека обществом и государством (приоритет общественного)
4. Гражданская ответственность Свойство личности, характеризующееся стремлением и умением оценивать свое поведение с точки зрения пользы или вреда для общества, соизмерять свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нормами, законами, соотносить потребности с реальными возможностями Осознание и разумное использование своих прав и обязанностей, осознание гражданского долга; осознание ответственности за последствия своей деятельности и поведения.
5. Правовая культура Осознание личностью себя гражданином с принятием соответствующих политических, социальных, экономических, культурных прав и обязанностей; уважительным к ним отношением и точным соблюдением правовых отношений и законов Знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина, осознание их единства, правильная их реализация через уважительное к ним отношение и принятие
6. Личная свобода Способность личности иметь свои высоконравственные убеждения, адекватно отражающие ее личные и общественные интересы, возможность поступать е соответствии с этими убеждениями Суждения об окружающей обстановке, общественно-политической жизни, способность к свободе выбора решений и путей достижения цели. Умение высказать и отстоять свою точку зрения, самокритичность
7. Гражданское достоинство Совокупность гражданских качеств, позволяющих стремиться активно влиять на власть. Оценка этих качеств самой личностью и общественным мнением Действия студента в разных социальных ситуациях; его реакции; оценка политических событий, самооценка
8. Политическая культура Качество практической деятельности в которой реализуются политические взгляды, убеждения, ценности, нормы политической жизни человека Знание ценностей, идеалов, символов, традиций; ориентация на здоровый образ жизни, политическая культура и информированность
9. Патриотическое и национальное самосознание Чувство любви к Родине, своему народу, гордость за свою страну, деятельность, направленная на служение интересам Отечества, уважение при этом суверенитета и национальной гордости других народов Активность, направленная на благо города, страны, народа. Дружественное отношение к другим народам, национальностям, их культуре, религии.
Содержательная готовность характеризуется наличием определенных научно-теоретических и методических знаний, необходимых будущему педагогу для осуществления гражданско-патриотического воспитания детей различного возраста. Для определения уровня содержательной готовности студентов педагогического колледжа к осуществлению гражданского воспитания нами сформулированы следующие показатели:
- Студент осознает социальную значимость гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
- Имеет устойчивый интерес к осуществлению данной воспитательной работы.
- Правильно определяет цели, задачи способы и перспективы педагогической деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию.
- Имеет системные знания о содержании, формах, методах работы по решению задач гражданско-патриотического воспитания школьников.
- Занимается самообразованием по вопросам гражданско-патриотического воспитания детей школьного возраста.
-. У студента хорошо развиты конструктивные, проектировочные, организаторские и коммуникативные, суггестивные умения.
Процессуальная готовность характеризуется наличием практических умений и навыков, необходимых для осуществления гражданско-патриотической работы с детьми. Ими являются следующие умения:
- Правильно определять цели и задачи педагогической деятельности, направленной на решение задач гражданско-патриотического воспитания.
- Грамотно отбирать формы, методы и приемы гражданско-патриотического воспитания детей различного возраста.
-Учитывать единство требований к детям со стороны педагогов, родителей и общественности.
- Использовать творческий подход в этой деятельности, т.е. комплексно, вариативно применять имеющиеся знания и умения.
- Реализовывать на практике принципы индивидуального и дифференцированного подходов.
- Предвидеть и прогнозировать результаты профессиональной деятельности: анализировать и использовать опыт других педагогов, внедряя его в свою практику, с учетом специфики различного возраста.
На основе качественно-количественной характеристики и взаимодействия основных признаков, достаточно устойчивых и типичных для каждого вида готовности будущих педагогов к деятельности, были разработаны критерии для трех уровней развития готовности будущих педагогов к осуществлению гражданско-патриотического воспитания: высокий, средний, низкий. Для определения уровня готовности была составлена диагностическая программа, направленная на определение состояния личностной, содержательной и процессуальной готовности будущих педагогов к осуществлению гражданского воспитания. Она позволяет целенаправленно изучать эффективность учебно-воспитательного процесса по формированию готовности будущих педагогов к исследуемому виду деятельности, определять динамику происходящих изменений [4].
Таблица 2
Диагностическая программа для выявления состояния готовности студентов к осуществлению гражданско-патриотического воспитания школьников
Показатели готовности Критерии оценки готовности на соответствующих уровнях Возможные методы диагностики
Личностная готовность Высокий уровень. Активно участвует в общественной жизни колледжа, города, области; активен в учебе, легко устанавливает социальные контакты, умеет воодушевлять на общественно значимую деятельность; отлично знает права и обязанности человека и гражданина. Умеет высказать и отстоять свою точку зрения; самокритичен, требователен, настойчиво работает над собой; выполняет требования коллектива, соблюдает правила и нормы поведения, требует этого от других. Средний уровень. Участвует в общественной жизни колледжа, города, области; Анкетирование самооценка, самохарактеристика, экспертные оценки; наблюдение, беседа с преподавателя ми и студентами
в учебе иногда бывает пассивен, но отношение положительное, осознает ее общественную значимость, взаимоотношения с членами группы ровные, умеет установить контакт, но организовать деятельность получается при волевых и эмоциональных усилиях, знает свои права и обязанности. Старается выполнять требования коллектива, соблюдать правила и нормы поведения общества. Гражданская активность эпизодическая. Низкий уровень.
Участвует в общественной жизни колледжа, города, области только под давлением педагога или коллектива; в учебе пассивен, социальные контакты устанавливает с определенным кругом, практически не осознает свои конституционные права и обязанности, допускает отклонения в соблюдении правопорядка, нуждается в дополнительном контроле со стороны педагогов и классного руководителя. Студент граждански пассивен.
Содержател ьная
готовность (характерист ика фонда знаний по проблеме гражданско-патриотичес кого
воспитания)
Высокий уровень,
Студент обладает достаточно полным объемом совокупности общенаучных, общекультурных, психолого-педагогических, методических и творческо-практических знаний,
необходимых для осуществления гражданско-патриотического воспитания; наблюдается прочный интерес к педагогической деятельности; устойчивая
интеллектуальная потребность в саморазвитии, систематическое изучение соответствующей литературы. Усвоение понятий, понимание и применение научной терминологии на высоком уровне. Средний уровень.
Студент обладает совокупностью общенаучных, общекультурных, психолого-педагогических, методических, творческо-практических знаний, необходимых для осуществления гражданско-патриотического воспитания; интеллектуальная потребность в саморазвитии иногда проявляется. Степень усвоения научных понятий, их понимание и применение на среднем уровне. Владеет методикой гражданско-патриотического воспитания ориентируется в степени эффективности различных форм, методов и приемов гражданско-патриотического воспитания . Низкий уровень.
Знаний у студента, необходимых для осуществления гражданского воспитания недостаточно; потребность в саморазвитии проявляется периодически при дополнительном контроле педагогов и классного руководителя. Степень усвоения понятий и применение научной терминологии на низком уровне; к профессии педагога отношение индифферентное. Студент не владеет методикой гражданско-патриотического воспитания детей, не ориентируется в формах, методах и приемах гражданского воспитания.
Анкетирование
, анализ
ответов на
занятиях,
зачетах,
экзаменах,
анализ
творческих
письменных
работ
(рефератов,
педагогически
х проектов,
конспектов
занятий и
развлекательн
ых
мероприятий); самооценка
Процессуал ьная
готовность
(полнота
усвоения
содержания
умений
осуществля
ть
гражданско
патриотиче ское
воспитание детей
различного возраста на практике)
Высокий уровень.
Представляет собой эталон для студентов, который характеризует активное отношение к гражданскому воспитанию и систематическое творческое участие в нем; при этом преобладают такие мотивы, как «гражданский и профессиональный долг», общественная значимость. Знания методики гражданско-патриотического воспитания глубоко осознанны, систематизированы. Свою жизнь связывают только с образовательной и воспитательной деятельностью. Средний уровень.
Студенты осознают важность работы по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Знания содержания гражданско-патриотического воспитания осознанны, но не систематизированы, однако уверенно используются в работе. Стремятся к изучению передового педагогического опыта , умеют анализировать и отбирать из прошлого опыта приемы и способы организации общения и деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию, однако оригинальных способов решения задач не выдвигают. Низкий уровень.
Осознают значимость гражданско-патриотического воспитания, но деятельность ситуативна. Студенты недостаточно активны и ответственны, не всегда умеют устанавливать необходимые отношения с окружающими. Знания о содержании, формах и методах работы по гражданскому воспитанию бессистемны, не всегда выступают руководством к действию. Предпочитают работать по установленным стандартам, стремятся к исполнительству.
Наблюдение за деятельностью студента в процессе обучения и в период
педагогической практики; экспертные оценки
документации по итогам педагогической практики; самооценка; смохарактестик а; беседы с педколлективо м с места прохождения практики, со студентами по итогам педагогической практики.
Названные и охарактеризованные виды готовности к деятельности гражданско-патриотической направленности определили основные направления диагностики уровней готовности студентов к реализации гражданско-патриотической работы в школе.
Решая проблему формирования готовности студентов к осуществлению гражданско-патриотического воспитания, мы пришли к следующей программе констатирующего эксперимента.
Цель эксперимента: Выявление первичного уровня готовности студентов по трем компонентам: личностному, содержательному, процессуальному
Таблица 3
Программа констатирующего эксперимента по выявлению первичного уровня готовности к осуществлению гражданско-патриотического воспитания учащихся
Цель эксперимент а Этапы констатирующего эксперимента Методический инструментарий
Выявление первичного уровня готовности студентов по 1. Выявление первичного уровня личностной готовности. 1. Анкетирование для изучения личностной готовности студентов к работе по гражданско-патриотическому воспитанию . 2.Наблюдение. 3.Беседы с преподавателями студентами.
трем 2. Выявление 1. Анкетирование для выявления
компонентам: первичного уровня содержательной готовности студентов к
личностному; содержательной осуществлению гражданско- патриотического
содержательн готовности. воспитания.
ому; 2.Наблюдение.
процессуальн 3.Беседы с преподавателями студентами.
ому 3. Выявление 1. Анкета «Проявление мотивов гражданского
первичного уровня самосознания».
процессуальной 2.Наблюдение.
готовности 3.Беседы с преподавателями студентами.
Эксперимент проводился в естественных условиях учебно-воспитательного процесса Трубчевского профессионально-педагогического колледжа.
Изучение процессуального, содержательного и личностного компонентов готовности осуществлялось на основании бесед с преподавателями колледжа, беседы со студентами и данными анкеты, проведенной с целью изучения уровня содержательной готовности студентов к осуществлению гражданско-патриотического воспитания. Метод анкетирования реализовывался на основе анкет под названиями: «Проявление мотивов гражданского самосознания», « Гражданско-патриотическое воспитание», « Патриотизм и личность».
Анкета «Проявление мотивов гражданского самосознания»
1. Что побуждает Вас проявлять гражданскую активность (участие в выборах, работа в общественно-политических партиях, следить за политической жизнью страны и т.п.)?
а) чувство долга;
б) традиция, привычка;
в) боязнь осуждения со стороны ближайшего окружения;
г) побуждение к активности, пример родных и знакомых;
е) воздействие телевидения, радио, газет, политическая реклама;
ж) приверженность политической идее и желание ее победы;
з) церковь;
и) другое
2. Как Вы готовы отстаивать интересы своего государства?
а) готов с оружием в руках защищать интересы Родины;
б) не могу по причине болезни, возраста;
в) меня это не касается, это дело профессионалов;
г) любые проблемы буду решать только дипломатическим путем.
3. Согласны ли Вы с существующим мнением, что старшее поколение граждански активнее, чем современная молодежь?
а) согласен;
б) не согласен;
в) затрудняюсь ответить.
4. Что для Вас означает «быть патриотом»?
а) любить свою Родину;
б) гордиться Родиной;
в) проявлять гражданскую активность;
г) защищать Родину;
д) любить свой дом;
е) быть гражданином;
ж) другое.
5. Считаете ли Вы себя патриотом?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что будущие учителя с низким уровнем развития процессуального компонента как в контрольной, так и в экспериментальной группе составляют большинство - 86%, 14 % составили студенты со средним уровнем развития содержательного компонента, укажем, что как правило, это студенты из городских школ.
Анкета « Гражданско-патриотическое воспитание»
Цель: выявить уровень содержательной готовности студентов к осуществлению гражданско-
патриотического воспитания
Вопросы:
1. Какую профессию осваиваете?
2. Что такое, на ваш взгляд, гражданско-патриотическое воспитание?
3. С какого возраста необходимо осуществлять гражданско-патриотическое воспитание и вообще нужно ли это?
а) с момента рождения человека;
б) с дошкольного возраста;
в) с младшего школьного возраста;
г) подросткового возраста;
д) со старшего школьного возраста.
4. Как Вы готовитесь к осуществлению гражданско-патриотическое воспитание учащихся?
а) читаю соответствующую литературу;
б) воспитываю в себе патриотическое сознание и чувства патриота;
в) стараюсь осваивать все то, что предлагают мои преподаватели;
г) путешествую по стране, узнаю ее народ и природу;
д) стараюсь быть в курсе политических и экономических проблем России и других стран;
е) другое.
5. Оцените свой уровень готовности к гражданско-патриотическому воспитанию школьников?
а) высокий;
б) средний;
в) низкий.
6. Какие можете предложить средства, формы и методы гражданско-патриотического воспитания детей.
а) политические митинги, шествия, демонстрации;
б) конференции военно-патриотического содержания;
в) праздники патриотического содержания;
г) детские военизированные игры;
д) школьные смотры строя и песни;
е) экскурсии «Моя родина»;
ж) коллективные творческие дела, направленные на заботу об участниках боев за интересы России;
з) защита проектов «Россия будущего», «Свободные школы России».
г) выставки «Генеалогическое древо моей семьи».
д) другое.
7. Считаете ли Вы, что для проведения успешной работы по патриотическому воспитанию Вам необходимо овладеть дополнительными знаниями?
8. Каких знаний о России у вас недостает?
а) исторических знаний;
б) знаний о культуре российских народов;
г) языковедческих знаний;
д) природоведческих знаний;
е) географических знаний;
ж) другое:
По компоненту «содержательная готовность» к осуществлению гражданско-патриотического воспитания, по результатам обработки данных, среди студентов экспериментальной группы были получены такие результаты:
Высокий уровень - 20 % . Средний уровень - 40 %. Низкий уровень - 40 %
Анкета « Патриотизм и личность»
Цель: выявить уровень личностной готовности будущих педагогов к осуществлению гражданско-патриотического воспитания
Вопросы и ответы
1. Ваш возраст?
2. Какой Вы национальности?
3. Насколько глубоко вы знаете свою родословную?
а) только о родителях;
б) до второго поколения (дедушки, бабушки и их родные)
в) до третьего поколения (прадедушка к прабабушка)
г) до пятого - шестого поколения
4. Рассказывали ли Вам ваши родители о Вашей Родине, ее истории и что конкретно:
а) сказки и рассказы;
б) о знаменитых людях, героях, умельцах родного края;
в) о культуре, истории родного края и живущих в нем народов;
г) ничего не рассказывали.
5. Считаете ли Вы Вашу семью благополучной?
а) в экономическом плане
б) в психологическом плане
в) в культурном плане
г) во всех планах благополучной.
д) во всех планах неблагополучной.
6. Хранятся ли в Вашей семье памятные реликвии?
а) фотографии, портреты, письма, дневники с воспоминаниями;
б) предметы быта, музыкальные инструменты;
в) одежда, личные вещи;
г) украшения, награды, документы.
7. Думая о Родине, государстве. Какое понятие Вы предпочитаете?
а) вся наша планета;
б) Европа; В) Россия;
г) Брянская область;
д) город;
е) дом, двор, улица.
8. Ощущаете ли Вы себя гражданином?
а) России;
б) другого государства;
в) затрудняюсь ответить.
9. Испытываете ли страх за будущее? Если да, то по какому поводу?
а) страх остаться без работы;
б) страх остаться без жилья;
г) другие страхи.
10. Как вы считаете, существует ли социальная пассивность молодежи?
а) да.
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
11. Кто, на Ваш взгляд, влияет на формирование гражданской позиции и патриотических чувств молодежи?
а) руководитель страной;
б) партии;
в) местное руководство;
г) средства массовой информации;
д) семья;
е) воспитательно-образовательные учреждения.
12. Приходилось ли Вам лично сталкиваться с неприязнью к себе в связи с Вашей национальной принадлежностью?
а) нет;
б) да, в нашем городе;
в) да, в других республиках;
д) да, в других регионах России.
13. Есть ли национальность, к которой Вы, лично испытываете неприязнь?
а) есть;
б) нет;
в) не могу разобраться в своих чувствах.
14. Как Вы считаете, что является причиной межнациональных розней и конфликтов?
а) борьба за власть;
б) этнические предрассудки, традиционная неприязнь;
в) стремление народов к государственной независимости;
г) последствия сталинской национальной политики (геноцид, депортация и т. д.);
д) желание поднять статус одного народа за счет другого. 15.Что Вы делаете для развития своей гражданской позиции?
а) ничего;
б) пытаюсь разобраться в проблемах прав человека;
в) активно слежу за политическими и общественными событиями в стране ;
г) участвую в работе студенческого профкома;
д) участвую в работе общественной организации;
е) участвую в благотворительных акциях.
16. Как Вы понимаете следующие понятия.
а) гражданский долг;
б) чувство патриотизма;
в) гражданские качества личности;
г) патриотические качества личности
17. Какие личные качества Вы цените у себя и у своих товарищей?
18. Перечислите свои гражданские права.
19. Назовите обязанности для себя как патриота России.
После обработки полученных данных на начальном этапе можно было констатировать следующие результаты развития личностной готовности студентов на начало обучения в колледже:
- Студентов с высоким уровнем по критерию «личностная готовность" нет ни в контрольной, ни в экспериментальной группе.
- Студентов со средним уровнем по критерию «личностная готовность" в контрольной группе - 36%, в экспериментальной - 32%
= Студентов с низким уровнем по критерию «личностная готовность" в контрольной группе - 64%, в экспериментальной - 61%
Количественный анализ полученных результатов анкетирования показал, что несмотря на внешнее духовное и материальное благополучие семей студентов, на начало обучения 23% респондентов испытывали недоброжелательное отношение к ряду других национальностей, не знали как можно проявить свою гражданскую активность, а 70% — не смогли четко обозначить в чем состоит их гражданский долг, дать содержательную характеристику понятия «патриотизм».
В качестве примера приведем ответы некоторых студентов: «Гражданский долг - обязанность гражданина участвовать в общественной жизни» (Вероника Г.), «Чувство патриотизма - небезразличное отношение к своей стране» (Сергей А.).
В ходе бесед со студентами, классными руководителями о желании первокурсников участвовать в общественно-значимых делах чаще всего были получены отрицательные ответы. Классные руководители единодушно сошлись во мнении, что у студентов нет интереса к делам подобного рода.
Таким образом, наш констатирующий эксперимент указывает на необходимость развертывания в педагогическом колледже системной работы по гражданско-патриотическому воспитанию будущих педагогов и научению их осуществлять гражданско-патриотическое воспитание школьников на основе активизирующих гражданско-патриотическую деятельность форм, методов и приемов.
The article is based on the results of empirical research in efficacy of methods for diagnosing a future teacher's, a college student's, preparedness for providing civic and patriotic education for students. The article contains questionnaires used to estimate the level of teachers' training college students' preparedness for civic and patriotic education of schoolchildren and their processing results. The research deals with three types of preparedness: personality preparedness, conceptual preparedness and procedural preparedness
The Key words: systematical diagnosing, techniques of diagnosing preparedness for civic and patriotic education, components ofpreparedness for activity, personality preparedness, conceptual preparedness, procedural preparedness, civic liability, civic duty, social activity, legal culture.
Список литературы
1.Газман, О.С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее.// Советская педагогика. 1990. № 7. С. 38-44.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».// Собрание законодательства Российской Федерации. 26 июля 2005 г., №23. С. 461.
3. Зверева Г.В. Подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию школьников / Г.В. Здерева // Педагогика. 2004. №7. С. 39-45
4.Лутовинов, В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения / В.И. Лутовинов //Педагогика. 1997. № 3. С. 52-56.
5. Пешкова, Т.Н. Концепция воспитания студентов Трубчевского профессионально-педагогического колледжа / Т.Н. Пешкова, С.И. Филиппова. Трубчевск, ТППК. 2002. С.37
Об авторах
Сидорина М. С. - канд. пед. наук, доц. Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского, ЬгуапБк§и@ mail.ru.
Ермакова Н. А.- преподаватель Трубчевского профессионально-педагогического колледжа, ЬгуапБк§и@ mail.ru.